Научная статья на тему 'Имитационные технологии в формировании коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля'

Имитационные технологии в формировании коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность / студенты гуманитарного профиля / имитационные технологии / квазипрофессиональная деятельность / игровые и неигровые технологии / communicative competence / students majoring in the Humanities / imitation technologies / quasi-professional activities / gaming and non-gaming technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Елена Борисовна, Бережных Елена Александровна

В статье рассмотрен вопрос о значении имитационных технологий в формировании коммуникативных умений у студентов гуманитарного профиля. Определены основные приемы и методы имитационных технологий, моделирующих практическую коммуникативную деятельность и являющихся эффективным средством овладения студентами нормами языка как в устной, так и в письменной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imitation technology in the formation of communicative competence of students majoring in the Humanities

The article considers the issue of the importance of simulation technologies in the formation of communication skills among students majoring in the Humanities. The basic techniques and methods of simulation technologies that simulate practical communicative activities and are an effective means of students learning the norms of the language, both orally and in writing, are defined.

Текст научной работы на тему «Имитационные технологии в формировании коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля»

fc O ^

| o | N. Korchagina

S I 8 Evaluation tools in higher education 1 o S. and their function in the educational programs | y 0 of the Bologna format

i— The article is devoted to the problems of searching for new evaluation tools

in the process of training art historians at University according to the requirements of Bologna-type programs. The article analyzes the requirements for programs and evaluation tools of the Bologna type; on the basis of research the author offers her own evaluation tool in the form of imitation of the professional situation, justifies its necessity, reveals its advantages and disadvantages, describes the practical experience of its application. As a result of testing the evaluation tool, "zones of proximal development" were identified in working with students who demonstrated insufficient stress tolerance in working with a group.

Key words: Bologna process, modernization of educational programs, evaluation tools at university, imitation of a professional situation, level of competence formation.

Korchagina Nataliya V. - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Musical and Tool Preparation of Institute of Arts, Saratov State University

Е.В. Максимова, Е.А. Бережных

Имитационные технологии в формировании коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля

В статье рассмотрен вопрос о значении имитационных технологий в формировании коммуникативных умений у студентов гуманитарного профиля. Определены основные приемы и методы имитационных технологий, моделирующих практическую коммуникативную деятельность и являющихся эффективным средством овладения студентами нормами языка как в устной, так и в письменной форме.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, студенты гуманитарного профиля, имитационные технологии, квазипрофессиональная деятельность, игровые и неигровые технологии.

к

а: г^

Качество современного образования определяется не только объемом | ё знаний и предметных компетенций, но и особыми личностными харак- § 2 теристиками, делающими человека способным к диалогу с окружающей 5 ° его средой. В процессе реализации компетентностного подхода в рамках ^ §

ФГОС ВО особое значение приобретает развитие личностных, социаль- | 2

Ео

ных, коммуникативных компетенций, лежащих в основе качественного о $ профессионального труда. Ведущие позиции среди профессиональных компетенций занимает коммуникативная, которая обеспечивает успеш- с ную деятельность человека независимо от его профессии и включает: владение навыками общения, умение вести дискуссию, задавать вопросы и отвечать на них; сформированность умений слушать, убеждать, отстаивать свою точку зрения, грамотно и аргументировано излагать информацию и др. Данной проблеме уделено внимание в работах В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской, Дж. Равена, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского и др.

На наш взгляд, формирование коммуникативной компетенции может эффективно осуществляться при реализации технологий активного и интерактивного обучения, ориентированных на погружение в общение. Предпосылок для их реализации в процессе обучения несколько. Одной из ключевых является необходимость в людях новой формации, т.к. сегодня наиболее востребованы активные, творчески мыслящие личности, которые способны жить и работать в новых условиях развития общества и экономики, и одновременно умеющие оперативно решать разнообразные проблемы: культурные, социальные, экологические, экономические и др.

В педагогике высшей школы выделяют три вида деятельности в образовательном процессе: академическая, классическим примером которой являются лекции и семинары; квазипрофессиональная, которая воплощается в имитационных технологиях, моделирующих предметное и социальное содержание профессионального труда; и учебно-профессиональная, проявляющаяся при выполнении студентами реальных практических функций (курсовые, дипломные и выпускные квалификационные работы, прохождение производственной практики, научно-исследовательская работа) [2, с. 57; 3].

Анализ профессиональной литературы и научных публикаций позволяет констатировать недостаточный объем современных исследований, посвященных комплексному рассмотрению содержания и специфики имитационных технологий обучения (ИмТО), которые чаще всего называют технологиями «активного обучения» [1; 3; 4; 7; 8]. Их специфика состоит в моделировании педагогом в учебном процессе различного рода отношений и освоении студентами сущности и социальной

2 2 ^

^ о 1 значимости своей будущей профессии на основе применения имитаци-к Ец § онно-игрового моделирования и включенности обучаемых по мере их

5 !Е ГО

о о.

профессионального продвижения в квазипрофессиональную деятель-

§ у о ность, позволяющую формировать требуемые ФГОС ВО компетенции.

о-е- Опыт их использования высвечивает проблемы, с которыми сталкива-^ о „

^ ется преподаватель, а именно создание профессиональной среды для

эффективного общения, среды, имеющей не только теоретическую

и информационную направленность, но и коммуникативную, и деятель-

ностную.

Реализуются имитационные технологии в виде учебных заданий, содержащих профессиональные ситуации и проблемы, разрешаемые в коллективно-распределительных формах общения и динамического взаимодействия студентов [6, с. 35]. Они могут быть:

- игровыми, включающими в себя проведение дидактических игр на семинарских и практических занятиях, а также в процессе прохождения практик;

- тренинговыми, определяющими психологическое состояние, настроенность и мотивацию студентов к профессиональной деятельности, и корректирующими их отношение к будущей профессии;

- диалоговыми, включающими дискуссии, беседы, круглые столы и др., направленными на выявление типичных ошибок и их предотвращение в будущей профессиональной деятельности.

Игровые методы реализуются последовательно в три этапа:

1) знакомство с игровыми материалами, инструктаж, тестирование, «погружение» в тему;

2) активные участие в игровом процессе;

3) обмен мнениями, формулирование своего варианта решения изучаемой проблемы и его презентация.

Игра предполагает не только логически выстроенные конструкции, но и эмоции и чувства, спонтанные и креативные решения, навык быстрого реагирования в условиях, когда нет времени и надо принимать решение здесь и сейчас. Игра мотивирует и вовлекает в интересные дискуссии межличностного общения, оттачивает умение правильно задать вопрос, критически осмысливать точку зрения собеседника и умело отстаивать свою позицию согласно убеждениям.

I. Имитационные игровые технологии включают: 1. Дидактические игры - это ведущая форма квазипрофессиональной учебной деятельности по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. В условиях совместной работы и выполнения групповых упражнений студент приобретает навыки социального взаимодействия, коллективистскую направленность, ценностные

а: г^

ориентации и установки, присущие специалисту. Нижеперечисленные | & формы имеют некоторые организационные и методические отличия, § 2 например, постановка цели, условия распределения ролей, система оце- 5 °

с ее

нивания, доля импровизации и т.д.:

- деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профес- | 2

с о

сиональную или иную деятельность путем игры по заданным пра- о $

1 ГОО.

вилам на основе репертуара, адаптированного к профессиональным чю ситуациям, метод, требующий принятия решения каждым участником с из имеющегося профессионального опыта в стандартных ситуациях;

- организационно-деятельные игры - организация совместного, коллективного решения проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа, активизация творческого потенциала обучаемых, выработка у них умения анализировать сложные социальные процессы, привитие навыков коллективной работы над конкретной проблемой, требующая инновационных подходов и прогнозирования в развитии предложенной ситуации;

- ролевая игра - групповая игра, в которой ее участники исполняют различные заранее распределенные социальные роли, мотивирующие развитие определенных навыков и умений, речевую деятельность в ситуациях, когда актуализируется потребность что-либо сказать, задать уточняющий вопрос, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником, преодолеть барьер неуверенности; она строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения, например, профессионально ориентированного общения на иностранном языке с потенциальными отраслевыми работодателями или моделирование реальных условий профессионального взаимодействия.

2. Разыгрывание исторических, правовых, социально-психологических ситуаций в ролях (инсценировки), ориентированные на практику профессионального выбора обучаемых, будущих функциональных обязанностей:

- диалоги персоналий (дебаты) - прения, публичная коммуникация, обсуждение вопроса или проблемы на основе заранее фиксированных выступлений и опровержений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд. Во время игры студенты могут, например, сопоставить позиции ученых, представляющих различные научные школы, или провести дебаты представителей разных социальных или политических движений. Структура дебатов:

а) утверждение;

б) опровержение;

в) аргументация несогласия;

г) доказательства в поддержку аргументов.

2 2 ^

^ о Ее В результате у студентов формируются способности концентриро-к Ец § ваться на сути проблемы, критически мыслить, развивается оратор-

5 !Е ГО

о о.

ское искусство, навыки цивилизованной дискуссии, работы с непопу-§ у о лярными идеями и убеждениями и т.д.;

о-е- - полемика (от др.-греч. «военное искусство») - разновидность ученого _ ^ спора; перебранка (по словарю Даля). Это целеустремленное, эмоциональное, пристрастное отстаивание собственной точки зрения в политической, философской, литературной или художественной сферах (с элементами сатиры, сарказма и некоторой агрессии и т.п.) [9];

- дискуссия - обсуждение некоторого спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели; в результате студент учится общению в коллективе, приобретает навыки проявления внимания и уважения к личности, высказывающей противоположную точку зрения;

- диспут (лат.) - ученый спор, прение, состязание, гласное отстаивание, защита, оправдание написанного сочинения (по словарю Даля), метод формирования суждений, оценок, убеждений в процессе познания, не требующий окончательных выводов (как в дискуссии) и дающий возможность анализировать понятия, доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей [Там же];

- круглый стол - модель обсуждения некоторого вопроса в виде дискуссии, обмена репликами, уточнения позиции друг друга, сопровождающихся групповой консультацией на профессиональную тему; при этом коммуникативное общение, как правило, характеризуется непроизвольностью и незапланированным характером;

- мозговая атака или «мозговой штурм» - оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. В основе технологии лежит разделение процесса генерирования идей и их оценка. У участников обсуждения в группе снимаются ограничения, резко возрастает возбуждение, создается психический подъем, можно подхватить и развить ценные идеи, высказанные другими [Там же].

3. Игровое проектирование - процесс создания проекта посредством специфических методов, позволяющих имитировать конкретную ситуацию, связанную с реальной профессиональной деятельностью, когда предстоит найти правильное решение, соответствующее реальным обстоятельствам, например, разработка экономического обоснования спортивного праздника в школе.

a: rN

Целью проектирования является такое преобразование действитель- | S ности, когда создаются объекты, явления или процессы, которые отве- о 2 чали бы желаемым свойствам. Данная технология влияет на умение g °

с се

вести как монологическую, так и диалогическую речь, развивает навыки s s работы в группе, кооперирования с другими, знание материально-техни- | g ческих и кадрово-экономических характеристик проблемы, позволяет о $ приобрести

коммуникативные компетенции, необходимые в будущей ч о профессиональной деятельности. с

Задача подготовки творческих работ и проектов состоит в формировании вкуса к рассуждениям и использованию профессиональной терминологии, а также интереса к самостоятельному творчеству. Они могут интегрироваться в более крупные исследовательские проекты и стать их частью. При этом студенты изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, методы анкетирования и т.д.), ее обработки и презентации. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, сформированность критического и творческого мышления. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.

4. Компьютерные игровые имитационные технологии как средства информационной поддержки, тестовой проверки, универсального тренажера для приобретения профессиональных навыков:

- форум - коммуникативный инструмент, позволяющий организовать асинхронное общение участников. Существуют разные типы форумов, например, «Вопрос-ответ», в процессе которого студенты не могут познакомиться с ответами других участников до тех пор, пока сами не ответят на вопрос педагога;

- презентация, например, мультимедийная в различных форматах (Adobe Flash, PowerPoint и др.);

- SKYPE, например, обучение иностранным языкам, когда обеспечивается общение посредством интернета обучающегося и преподавателя или студента и носителя языка, в ходе которого моделируются ситуации реального общения.

II. Неигровые методы:

1. Метод анализа конкретных ситуаций (case study) основан на разборе практических ситуаций из профессиональной деятельности обучаемых. Он предполагает: подготовленный в письменном виде пример из практики; самостоятельное изучение кейса студентами; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя.

2 2 ^

^ о 1 Процесс решения данных практических задач (кейсов) имеет четкую к Ец § структуру, включающую: условие (что дано?) и основное требование

5 !Е ГО

о о.

(что надо найти?) [10]. § у о 2. Метод разбора деловых бумаг (}п-Ъа$~ке{) предполагает выполне-о-е- ние (имитацию) обучаемым функции руководителя, которому нужно _ ^ разобрать накопившиеся запросы, письма, служебные записки, отчеты, факсы и т.п., и по каждому документу принять решение, освоить культуру письменной речи.

3. Балинтовская сессия - форма групповой психологической работы, в ходе которой ее участники представляют те случаи из своей практики, с которыми возникли определенные проблемы. Алгоритм работы группы:

- выбор участника и его рассказ о трудном профессиональном случае;

- вопросы со стороны членов группы и ведущего;

- выступления членов группы с анализом и обсуждение способов поведения в данной ситуации;

- оценка членами группы эффективности, целесообразности использования каждого варианта;

- рефлексивная оценка автором рассказа выступлений членов группы и процесса обсуждения.

4. Имитационные тренинги - моделирование специально заданных ситуаций, ориентированных на будущую профессию, когда обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, пополнить запас профессиональных терминов и категорий, изменить отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. В ходе имитационного тренинга можно отработать навыки эффективного поведения в работе, например, моделируются взаимодействия людей, т.е. процесс устной и визуальной коммуникации.

Все имитационные технологии обучения являются эффективным средством овладения студентами нормами языка как в устной, так и в письменной форме, а, следовательно, и коммуникативной компетенцией, т.к. дают им пищу для размышлений, сопоставлений, выводов.

По результатам проведенных исследований и практической реализации имитационных технологий в обучении приведем общую характеристику сформированной коммуникативной компетентности у студентов: быстро находит общий язык, владеет навыками и приемами общения с разными людьми; умеет формулировать свои мысли доходчиво и лаконично; обладает развитой культурой речи и речевым этикетом; умеет формулировать цели и задачи, уверенно объясняет сложные для понимания вещи; подбирает эффективные аргументы для убеждения и обоснования своей точки зрения, демонстрирует высокую осведомленность,

о: rN

всестороннее знание вопроса; при недостатке рациональных доводов | S может воздействовать эмоционально; при публичных выступлениях § 2 держится уверенно, раскованно; к его мнению прислушиваются, он g ° обладает авторитетом, вызывает доверие. Наиболее яркая характери- s § стика низкого уровня коммуникативной компетентности включает: | g неумение организовать процесс общения; замкнутость, неразговорчи- о $ вость и пассивность; отсутствие контакта в разговорах; нежелание участвовать в спорах и диспутах, обсуждать рассматриваемые проблемы, с комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку и пр.

Процесс становления системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения. Имитационные технологии активного обучения являются не дополнением, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающим его эффективность. Они основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи и способствуют повышению у студентов уровня необходимых коммуникативных умений и навыков.

Осознанное и целенаправленное применение имитационных технологий способно в значительной мере менять образовательные форматы и стимулировать достижение нового качества в области обучения, воспитания, развития и организации учебно-воспитательного образовательного процесса во всех организациях обучающего характера.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учеб. пособие. Казань, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ахмерова Н.М. Личностно-деятельностный подход к контекстному обучению социального педагога // Педагогика. 2003. № 5. С. 55-60.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

4. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения. В 2-х ч. М., 2010.

5. Кокоева Н.В. Характеристика некоторых инновационных технологий, используемых для формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 6-2. С. 100-104.

го о ^

s о 1 6. Морозова В.С. Современные педагогические технологии в области право-о ^ со вого обучения // Вестник Международного юридического института. 2001.

| £ £ № 2.С. 34-39.

s § \о 7. Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические техноло-^ и гии в обучении. Ростов-н/Д., 2004.

о 8. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учеб.

к ^ пособие / Под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М., 2006.

9. Рассолова Е.А. Формирование правовой культуры профессиональной деятельности студентов гуманитарного вуза: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014.

10. Сокольникова Э.И. Особенности освоения метода «конкретных ситуаций» (case stadies) в обучении // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология образования». 2012. № 1. С. 75-79.

Максимова Елена Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры английского языка № 2, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

E-mail: english2new@mgimo.ru

Бережных Елена Александровна - доктор педагогических наук; ведущий консультант судебного состава по семейным делам и делам о защите прав детей судебной коллегии по гражданским делам, Верховный Суд РФ

E-mail: relenaa1@mail.ru

E. Maksimova, E. Berezhnykh

Imitation technology in the formation of communicative competence of students majoring in the Humanities

The article considers the issue of the importance of simulation technologies in the formation of communication skills among students majoring in the Humanities. The basic techniques and methods of simulation technologies that simulate practical communicative activities and are an effective means of students learning the norms of the language, both orally and in writing, are defined.

Key words: communicative competence, students majoring in the Humanities, imitation technologies, quasi-professional activities, gaming and non-gaming technologies.

Maksimova Elena B. - PhD in Pedagogy; associate professor at the Departments English № 2, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs Russian Federation

Berezhnykh Elena A. - Dr. Pedagogy Hab.; Leading Consultant of Judicial Structure for Family Affairs and Cases of Protection of the Rights of Children of the Judicial Board for Civil Cases, Supreme Court of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.