Научная статья на тему 'Некоторые проблемы экологического образования курсантов в военном вузе и возможные пути их решения'

Некоторые проблемы экологического образования курсантов в военном вузе и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / HIGHER EDUCATION / SYSTEM OF PROFESSIONAL ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE OF A PERSON / PROFESSIONAL ECOLOGICAL TRAINING / ENVIRONMENT-CENTRED DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухова Лариса Анатольевна

Рассматриваются особенности экологического образования курсантов в военном вузе, обусловленные необходимостью реализации компетентностной модели подготовки специалистов. Проанализированы научно-педагогические проблемы организации военной профессионально-экологической подготовки курсантов непрофильных специальностей и предложены пути их решения в рамках концепции компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пастухова Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the features of ecological education at a military higher education institution pertaining to the need to apply the competence model of specialist training. The author analyses the research and pedagogical problems of organization of military professional ecological training of students of different fields of study and offers the ways to solve them in the framework of the competence approach concept.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы экологического образования курсантов в военном вузе и возможные пути их решения»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА

УДК 504:37.03

Л. А. Пастухова

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Рассматриваются особенности экологического образования курсантов в военном вузе, обусловленные необходимостью реализации компе-тентностной модели подготовки специалистов. Проанализированы научно-педагогические проблемы организации военной профессиональноэкологической подготовки курсантов непрофильных специальностей и предложены пути их решения в рамках концепции компетентностного подхода.

This article is devoted to the features of ecological education at a military higher education institution pertaining to the need to apply the competence model of specialist training. The author analyses the research and pedagogical problems of organization of military professional ecological training of students of different fields of study and offers the ways to solve them in the framework of the competence approach concept.

Ключевые слова: высшее образование, система профессионального экологического образования, экологическая культура личности, профессиональноэкологическая подготовка, эколого-ориентированные дисциплины.

Key words: higher education, system of professional ecological education, ecological culture of a person, professional ecological training, environment-centred disciplines.

Высшее образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное и личностное становление человека. В последние годы научной общественностью публично обсуждается стратегия перехода на ФГОС ВПО третьего поколения, и высшая школа последовательно начинает реализовывать компетентностную модель подготовки специалистов, которая представляет собой синтез личностно-ориентированного и деятельностного подходов на качественно новом уровне. Реализация данной модели актуальна для всех сфер и направлений образования, в том числе экологического.

Действующие в России законы [5, ст. 8; 6, ст. 71, 72] декларируют формирование системы всеобщего, комплексного, непрерывного экологического образования, которая должна связать воедино все звенья учебно-воспитательного процесса от дошкольных до послевузовских форм. Одновременно разрабатываются научно-педагогические основы экологического образования.

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 86 — 91.

Целью экологического образования является развитие экологической культуры, эколого-ориентированного мировоззрения, формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции [4, с. 67]. Образование — это универсальный канал трансляции культурных ценностей [1, с. 114], занимающий особое место в ряду средств передачи культурных достижений.

По словам Н. Н. Моисеева [3, с. 8], стержнем культуры является экологический императив, который невозможно реализовать без утверждения императива нравственного. Экологическая культура личности — это сложное, интегративное образование, которое «включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственноэстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой» [2, с. 289].

Общеизвестно, что формирование экологической культуры происходит в процессе взаимодействия деятельностной, когнитивной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер психики, связано с их внутренней перестройкой и развитием личности. При этом поведение и деятельность выступают тем индикатором, который показывает степень практической реализации мировоззрения.

Конечным результатом профессиональной подготовки специалистов любого профиля, и в частности курсантов технических специальностей в военном вузе, должна стать их профессионально-экологическая готовность к осуществлению высокоэффективной природоохранной деятельности. Это связано с тем, что любое воинское подразделение как искусственная экосистема (в мирное время эколого-тыловая система), с одной стороны, является объектом или совокупностью объектов природопользования, потребляет природные ресурсы, с другой — представляет собой сложный высокотехнологичный комплекс источников загрязнения окружающей среды, в том числе относящихся к повышенным категориям опасности как для населения, так и для окружающей среды. В первую очередь это склады боеприпасов, вооружения, военной техники, горюче-смазочных материалов, боевых химических веществ и др.

С учетом проблемы в сфере взаимодействия воинских подразделений с природной средой особо повышаются ответственность и роль личности выпускника военного вуза в обеспечении экологической безопасности России, организации безопасности воинской службы (личного состава в особенности) и экологическом воспитании подчиненных. Сформированная в общеобразовательной школе жизненная позиция «пассивного созерцания» приводит к тому, что подавляющая часть курсантов военных вузов не осознают разрушительной стороны своей настоящей и будущей деятельности.

Ответственные решения в области природопользования предстоит принимать каждому офицеру. Экологическая деятельность офицеров в профессиональном аспекте должна быть направлена на минимизацию

87

вредного воздействия сил и средств воинских частей и подразделений на окружающую среду, подготовку и воспитание личного состава войск в области военной экологии.

В контексте вышесказанного профессионально-экологическая подготовка курсантов становится чрезвычайно актуальной задачей. Образовательный процесс, его организация и содержание в военном вузе должны быть ориентированы на подготовку выпускника, сочетающего в себе функции технического специалиста, командира-управленца и педагога-воспитателя, способного к формированию основ экологической культуры у своих подчиненных.

Новое понимание профессиональной подготовки в военном вузе регламентируется целым рядом нормативных документов, к которым в первую очередь относится ФГОС. Федеральные государственные стандарты ВПО третьего поколения для каждой специальности (направления) содержат определенные экологические компетенции. Формирование последних обеспечивается рядом так называемых эколого-ориен-тированных дисциплин или разделов (модулей), а также внеучебной деятельностью.

Так, в военных вузах ВВ МВД РФ предусмотрена профессиональноэкологическая подготовка для приобретения личным составом подразделений необходимых знаний по экологическим вопросам, инструментальных компетенций бережного отношения к окружающей природе в повседневной жизни и в ходе выполнения учебных и служебно-боевых задач, практических навыков соблюдения правил и мер экологической безопасности при исполнении своих должностных и служебных обязанностей, в частности при эксплуатации вооружения и техники, а также для уверенных действий в случае возникновения аварий и катастроф с опасными экологическими последствиями.

Первые (элементарные) проявления экологического отношения к окружающей среде обнаруживаются у курсантов в масштабах территории военного городка, казармы, столовой, автомобильного парка, мастерских, складов и находят продолжение на полевых занятиях и учениях.

В настоящее время в вузах отсутствует единый федеральный государственный стандарт экологического образования, призванный гарантировать формирование у каждого выпускника минимума экологической культуры и инструментальных профессиональных компетенций, вузам даны права на составление основных образовательных программ по своему усмотрению.

Необходимо отметить, что в рамках какого-либо одного предмета экологическое образование, так же как и воспитание гуманистического отношения к миру, не может быть осуществлено в полной мере. Экологическое образование имеет межпредметный характер; безусловно, приоритетными здесь являются естественно-научные дисциплины, в первую очередь «Экология» («Общая экология»). Ввиду небольшого объема в ООП технических специальностей названная дисциплина не может обеспечить полноценного формирования у выпускников «эко-

логических» умений и навыков (для отработки последних особенно необходимо время), но именно она является основной для становления мотивационно-целевой (ценностно-ориентационной) и поведенческой (деятельностной) экологических компетенций.

В военном вузе вопросы военной экологии находят также отражение в программах следующих дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Радиационная, химическая и биологическая защита войск», «Инженерное обеспечение служебно-боевой деятельности войск», «Управление службой артиллерийского вооружения», «Взрывчатые вещества и боеприпасы», «Техническая подготовка», «Тактика внутренних войск», «Огневая подготовка», «Применение горюче-смазочных материалов на военной технике и организация обеспечения войск горючим», «Техническое обеспечение служебно-боевой деятельности войск», «Общевоинские уставы», «Военно-медицинская подготовка» и др. Однако проблема использования возможностей различных дисциплин в процессе экологической подготовки офицерских кадров остается нерешенной.

Помимо обозначенной существует еще ряд важнейших научно-педагогических проблем в области преподавания эколого-ориентирован-ных дисциплин в военных вузах.

Так, отраженная в названных выше нормативно-правовых документах идея непрерывности и преемственности экологического образования в системе «дошкольное учреждение — общеобразовательное учреждение — вуз» a priori означает готовность абитуриентов и курсантов разных курсов к новому уровню экологической подготовки в высшей школе. Однако проведенная в нашем институте перед изучением курса «Общая экология» педагогическая диагностика выявила у значительного количества курсантов низкий уровень поведенческой составляющей экологической культуры, у большинства исследуемых — низкий уровень когнитивной составляющей, что указывает на необходимость не продолжения экологического образования в высшей школе, а его начала.

Анализ программ воспитательной работы в военном вузе (S часов в месяц) показал, что вопросы экологической безопасности составляют в них минимальную часть.

В некоторых гражданских вузах технической направленности существует практика двухстадийного изучения основной экологической дисциплины. При пятилетнем обучении в военном вузе мы рекомендуем запланировать на первый семестр второго курса раздел «Экология», общий по содержанию для всех факультетов, а на первый семестр пятого курса — раздел «Военная экология» по вопросам прикладного использования экологических знаний.

Оба раздела требуют обязательного проведения практических занятий. В последнем случае это может быть небольшая практическая работа по обследованию и экологической оценке территории. Полученные на выпускном курсе знания можно с успехом применить в дипломном проектировании.

При невозможности, в связи с дефицитом времени, введения подобной схемы в военном вузе важные для формирования профессио-

90

нальных компетенций вопросы (нормативно-правовые и др.), в том числе практические, могут быть отработаны курсантами не самостоятельно, а под руководством командира взвода в часы воспитательной работы, обязательно с сопровождением ведущего преподавателя и в соответствии с разработанной программой обучения (воспитания).

Кроме того, существуют трудности в обеспечении образовательного процесса технологиями процедурного типа с использованием программных средств компьютерного моделирования для решения управленческих «экологических» задач, пакетов прикладных программ, тренажеров, лабораторных практикумов, поскольку их создание требует привлечения специалистов различных направлений, а поиск готовых лицензионных продуктов и их закупка в вузе не всегда организованы.

В целях оптимизации системы профессионального экологического образования в военном вузе предлагаем следующее.

Необходимо ознакомить гражданских преподавателей математического и естественно-научного цикла со спецификой службы в войсках (посредством стажировки), а для преподавателей-военнослужащих организовать экологическую подготовку с целью экологизации учебных дисциплин высшей школы.

Поскольку учебные программы по экологии должны учитывать современные изменения природоохранного законодательства и научных технологий в экологии, следует ввести обязательное повышение квалификации педагогических кадров высшей школы. Организовать экологическую подготовку заинтересованных педагогов сегодня возможно в форме межвузовских семинаров-обсуждений проблем (заочных или онлайн).

В целях междисциплинарного взаимодействия по экологизации рабочих программ необходимы внутривузовские семинары для педагогов конкретного учебного заведения.

Воспитательные часы курсантов технических специальностей могут быть посвящены мировоззренческим дисциплинам, в том числе естественно-научного цикла, курсантов-кинологов — факультативным военным дисциплинам (до 10 часов в год) и проводиться командирами взводов при научном сопровождении преподавателей.

Следует использовать в высшем образовании лучшие образовательные и воспитательные технологии общеобразовательной школы. Примерами последних являются посещение выставок и музеев, выходы на природу, которые (подчеркнем: в неформальной обстановке) предоставляют возможность лучше понять внутренний мир обучаемых, взглянуть на них в разных ситуациях, оценить степень сформирован-ности их личностного отношения к социуму и природе.

Поскольку в формировании экологических компетенций принимает участие ряд дисциплин, а в процессе отработки одной дисциплины формируется ряд компетенций, необходимо провести стандартизацию контрольно-измерительных материалов для всех компетенций. В связи с этим требуется разработать критерии и показатели оценки эффективности процесса их формирования и уровня сформированности.

Так как критериями успешности педагогического процесса, согласно новым ГОСам, становятся психологические категории, необходима

дополнительная психологическая подготовка преподавателей высшей школы или подключение к разработке новых психологических критериев профессиональных психологов.

Итак, реформирование системы высшего образования Российской Федерации требует определенных действий от высших военных учебных заведений, являющихся элементами этой системы. Развитие высшего образования в структуре ВВ МВД России имеет свои отличия по сравнению с гражданским высшим образованием в силу специфичности задач, решаемых внутренними войсками.

Анализируя педагогические условия высшего военного профессионального образования, можно сказать, что в нем лишь намечаются контуры будущей системы профессионального экологического образования. В ряду выявленных нами проблем основными являются: расхождение между требованиями нормативных документов и реальным состоянием практики; отсутствие преемственности в экологическом образовании школьников и курсантов; несовершенство технологий экологического образования в высшей школе.

При этом внутренний потенциал военных вузов достаточен и позволяет задействовать свои резервы для эффективного функционирования названной системы.

Список литературы

1. Когай Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования // Социально-гуманистические знания. 1999. № 4. С. 114.

2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1999.

3. Моисеев Н. Н. Размышления о рациональном обществе // Экология и жизнь. 2001. № 1. С. 7—10.

4. Моисеева Л. В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики // Успехи современного естествознания. 2004. № 7. С. 67 — 69.

5. Об образовании: закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. ФЗ от 28 сент. 2010 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Рос. Федерации и Верховного совета Рос. Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797; Российская газета. 2010. 30 сент.

6. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ (с изменениями от 27 дек. 2009 г.) // Российская газета. 2002. 12 янв.; 2009. 29 дек.

Об авторе

Лариса Анатольевна Пастухова — преп., Пермский военный институт ВВ МВД РФ.

E-mail: [email protected]

About author

Larisa Pastukhova, Lecturer, Perm Military Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.