Научная статья на тему 'Включенное наблюдение как метод исследования социально-перцептивных факторов оценки служебно-боевых ситуаций'

Включенное наблюдение как метод исследования социально-перцептивных факторов оценки служебно-боевых ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1059
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МВД РОССИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОСПРИНИМАЕМАЯ ОПАСНОСТЬ / СОРАЗМЕРНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ПРИНУЖДЕНИЯ / ВИТАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / НАПОЛНЯЕМОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ / PARTICIPANT OBSERVATION / SOCIAL PERCEPTION / RUSSIAN MVD DIVISIONS OF SPECIAL ASSIGNMENT / RESPONSIBILITY / PERCEIVED DANGER / PROPORTION OF FORCE USE AND MEANS OF ENFORCEMENT / VITALIZATION / INTEGRATION / THE CONTENTS OF SOCIAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Винокуров Игорь Борисович

В статье рассматриваются возможности использования метода включенного наблюдения при изучении социального восприятия сотрудников спецподразделений полиции в служебно-боевых ситуациях. В работе отражен анализ основных результатов применения данного метода, описаны социально-перцептивные особенности в профессиональной деятельности сотрудников СОБР и ОМОН МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Винокуров Игорь Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participant observation as a method of investigation of social perception factors of estimation of military combat situations

The article presents the perspective of the method of participant observation used for studying social perception of police special assignment divisions’ officers in military combat situations. The author reveals the analysis of the main results of using this method, describes social and perceptive peculiarities in the work of police special assignment divisions’ officers of the Russian MVD (SOBR and OMON).

Текст научной работы на тему «Включенное наблюдение как метод исследования социально-перцептивных факторов оценки служебно-боевых ситуаций»

Основными направлениями повышения эффективности управления военным вузом в условиях инновационного развития военного образования считаем:

— синхронизацию управления, т. е. приведение внутрисистемного целеполагания и планирования в соответствие с направлениями и тенденциями инновационного развития военного образования;

— переход на субъект-субъектное взаимодействие, т. е. развитие такого характера управления, при котором оно рассматривается как равно заинтересованная совместная деятельность всех участников образовательного процесса;

— совершенствование управленческого ресурса военного вуза как педагогической системы, т. е. изменение качества и полноты использования в процессе управления основных системных элементов.

В сложившихся условиях нам представляется, что данные направления, являясь далеко не исчерпывающи-

ми, способны перевести управление военным вузом в условиях инновационного развития военного образования на качественно иной уровень эффективности.

1 Путин В. В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». 8 февраля 2008 г. ЦКЪ: http://archive.kremlin.ru/appears/ 2008/02/08/1542type63374type63378type82634_159528.shtml (дата обращения: 29.08.2011).

2 Панков Н.А. Тезисы выступления на заседании пресс-

клуба военных обозревателей Министерства обороны РФ. иКЬ: http://voennovosti.ru /2010/08/ reforma-voennogo-

obrazovaniya/ (дата обращения: 30.08.2011).

3 Новиков Д. А., Глотова Н. П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М., 2009. 142 с.

4 Кузьмина Е. И. Психология военного управления / под общей ред. А. Г. Караяни. М., 2009. 366 с.

УДК 159.9.07

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОПЕРЦЕПТИВНЫХ ФАКТОРОВ ОЦЕНКИ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ СИТУАЦИЙ

И. Б. Винокуров

В статье рассматриваются возможности использования метода включенного наблюдения при изучении социального восприятия сотрудников спецподразделений полиции в служебнобоевых ситуациях. В работе отражен анализ основных результатов применения данного метода, описаны социально-перцептивные особенности в профессиональной деятельности сотрудников СОБР и ОМОН МВД России.

Ключевые слова: включенное наблюдение, социальное восприятие, спецподразделения МВД России, ответственность, воспринимаемая опасность, соразмерность применения сил и средств принуждения, витализация, интеграция, наполняемость социального восприятия.

Целью данной статьи является показать возможности одного из методов получения информации в практике социально-психологического исследования — метода включенного наблюдения. Его использование обосновано тем, что изучение процессов социального восприятия в профессиональной деятельности сотрудников специальных подразделений непосредственным образом связано с выполнением ими служебно-боевых задач. В частности и тем, что создание искусственных условий подобных ситуаций, возможно, не будет максимально приближено к реальности и тем самым не позволит полностью раскрыть изучаемое явление. Конечно, проведение тактико-специальных занятий и тренировок включает в себя отработку тех или иных возможных служебнобоевых ситуаций, но такие практические занятия по своей психологической составляющей коренным образом отличаются от реальности служебной практики спецподразделений МВД России. Так, отсутствуют условия экстремальности: сотрудники не воспринимают реальной угрозы для жизни; отсутствует динамический фак-

тор изменения ситуации — тренировка проходит по известному сценарию; форс-мажорных обстоятельств нет

— каждый участник знает, что ему нужно делать и каким образом действовать; психологический фактор противоборства не присутствует — роль преступников играют сами же сотрудники, товарищи тех, кто находится в штурмовой группе, и поведение их не выходит за рамки сценария. В противоположность сказанному выше, метод включенного наблюдения позволяет собрать реальные факты поведения, эмоциональных реакций участников, отследить процесс принятия командиром решения о применении сил и средств, наблюдать за получением информации, оценкой и анализом сложившейся ситуации. Мы согласны с В. Н. Дружининым в том, что «наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение, без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте» 1.

С целью планирования нашего исследования проводилось поисковое наблюдение. Данный метод использовался на предварительном этапе, при разработке гипотез о причинно-следственных связях и особенностях социального восприятия сотрудников специальных подразделений. Процедурная схема наблюдения выражалась в наблюдении за объектом (группа сотрудников спецподразделений) в типичных условиях служебно-боевых ситуаций. В зависимости от ситуации служебно-боевого применения за один сеанс охватывалось от 5 до 30 сотрудников ОМОН УМВД России по Забайкальскому краю. Периодичность сеансов наблюдения напрямую зависела от поступления план-заданий на проведение той или иной спецоперации (мероприятия). Данный этап продолжался с 2007 по 2009 гг. и позволил сформировать рабочие гипотезы нашего исследования. На завершающем этапе были выделены и описаны признаки и категории наблюдения, необходимые для дальнейшего включенного наблюдения.

Включенное наблюдение осуществлялось в экстремальных условиях — в реальных служебно-боевых ситуа-

циях задействования сил и средств спецподразделений как на территории Забайкальского края, так и на территории Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Этот метод позволил «изнутри» изучить факторы, осуществляющие социальное восприятие и оценку служебнобоевых ситуаций сотрудниками спецподразделений, и тем самым получить реальные данные по исследуемой проблематике.

По степени формализованности наше наблюдение определяется как структурированное, целенаправленное, с определением категорий, подлежащих регистрации 2.

По хронологической организации — лонгитюдное.

По положению наблюдателя — включенное, закрытое.

По условиям организации наблюдения — полевое несистематическое (по мере поступления план-задания, устных распоряжений руководства).

В процессе включенного наблюдения решались следующие задачи:

— регистрация выделенных категорий в ходе наблюдения за действиями сотрудников спецподразделения в реальных ситуациях служебно-боевого применения;

— изучение социально-перцептивных особенностей восприятия и оценки служебно-боевых ситуаций;

— анализ влияния профессиональных особенностей деятельности спецподразделений на социальное восприятие;

— наблюдение за «работой» командира (руководителя) во время проведения спецоперации (мероприятия);

— анализ внешних факторов служебно-боевой ситуации, влияющих на социальное восприятие;

— выявление элементов межличностного восприятия сотрудниками преступников, подозреваемых и граждан во время проведения спецоперации (мероприятия);

— раскрытие иных факторов, влияющих на социально-перцептивную оценку служебно-боевых ситуаций сотрудниками спецподразделений;

— изучение группового и индивидуального социального восприятия сотрудниками спецподразделений МВД служебно-боевых ситуаций.

В план наблюдения были введены следующие категории, подлежащие регистрации: ответственность; соразмерность применения сил и средств принуждения; «воспринимаемая опасность»; витализация; наполняемость; интеграция.

Наблюдаемыми ситуациями обозначены ситуации служебно-боевого применения специальных подразделений МВД России.

Условия ситуаций — наличие правовых норм, оснований, условий для применения сил и средств спецподразделения согласно приказам МВД России от 31.12.2008 г. № 1195 дсп и от 11.05.2006 г. № 335 дсп.

Единицы наблюдения (общие): речевые высказывания (команды голосом, радиообмен); тактические действия; поведенческие реакции; обращение с гражданским населением; применение мер принуждения на преступников (подозреваемых); мнения участников после завершения спецоперации (мероприятия).

Нами использовался специально разработанный протокол наблюдения, в котором отмечались выделенные кодифицированные признаки3.

Для верификации метода включенного наблюдения осуществлялся контроль другими методами сбора информации — интервьюирование, контент-анализ, анкетирование, анализ документов, изучение продуктов деятельности, повторное неоднократное наблюдение.

В результате анализа 39 протоколов наблюдений были выявлены следующие социально-перцептивные факторы оценки служебно-боевых ситуаций сотрудниками специальных подразделений полиции.

1. Ответственность опосредует социальное восприятие служебно-боевой ситуации с должностной позиции, предписывающей выполнять поставленные задачи, отвечать за принятые решения, которые могут иметь юридические последствия вплоть до уголовного преследования. Известный исследователь феномена ответственности К. Муздыбаев пишет: «Составляя планы, принимая решения, человек взвешивает, посильны эти цели ему самому, или остается надеяться лишь на судьбу и случай. Один чувствует себя хозяином своей судьбы, а другой предпочитает „плыть по воле волн“» 4. Проведенное исследование показало, что ответственность командира за совершаемые действия коренным образом влияет на оценку служебно-боевой ситуации и дальнейшее принятие решения, так как цена ошибки слишком высока. Она измеряется человеческой жизнью как граждан и сотрудников спецподразделения, так и преступников.

2. Следующим специфическим фактором является «воспринимаемая опасность». Определяется нами как восприятие сотрудником степени угрозы для собственной жизни и здоровья, а также для граждан, исходящей от противоборствующих лиц5. В отличие от многих других полицейских профессий, деятельность сотрудников спецподразделений протекает в условиях достаточно высокой степени риска погибнуть или получить ранение во время захвата вооруженного преступника, освобождения заложников, пресечения массовых беспорядков и при других спецоперациях (мероприятиях). Сама специфика нормативно закрепленных перед спецподразделениями МВД задач изначально предполагает высокий уровень опасности для жизни и здоровья личного состава. Степень ее восприятия для каждой служебно-боевой ситуации будет различной, будь это спецоперация по нейтрализации членов незаконных вооруженных формирований или охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Восприятие и последующая оценка опасности сотрудниками спецподразделений полиции непосредственно влияет на два последующих социально-перцептивных фактора — витализации и соразмерности применения сил и средств принуждения.

3. После оценки степени опасности в восприятии сотрудников спецподразделения возникает возможность выбора способов и средств нейтрализации противоборствующих лиц. Формирование определенного образа-плана устранения угрозы с помощью различных силовых методов, в том числе психологического воздействия, происходит на основании фактора соразмерности применения сил и средств принуждения. Выявлена следующая зависимость: чем выше степень оцениваемой опасности, тем более жесткие способы нейтрализации угрозы применяются, вплоть до физического уничтожения противоборствую-

щих лиц. Так, в условиях проведения контртеррористической операции используется тяжелое вооружение (БТР, тяжелые пулеметы, гранатометы, огнеметы, ручные гранаты и т. п.), что в условиях мирного времени неприменимо. Различаются экипировка и тактические приемы при захвате вооруженного преступника и при пресечении несанкционированных митингов. Следует учитывать, что степень применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в рамках закона будет зависеть от восприятия степени угрозы для жизни и здоровья не только сотрудников спецподразделений, но и граждан.

4. Направленность социального восприятия на максимальное сохранение жизни и здоровья сотрудников спецподразделений и граждан мы обозначили как социально-перцептивный фактор витализации. Проявления его регистрируются через наблюдение следующих признаков: как в восприятии спецподразделения—усиливается индивидуальная и коллективная бронезащита личного состава (бронежилеты, каски, различные защитные накладки, специальная бронетехника), применяются спецсредства, тщательная разведка и другие спланированные тактические действия и т. д.; так и в восприятии граждан — блокируется район с целью недопущения посторонних, выводится гражданское население из района проведения спецоперации (мероприятия) и т. д. Витализация в широком смысле определяет управленческую работу командира, от решений которого зависит общий успех любой спецоперации, который связывается со спецификой профессиональной деятельности и необходимостью сохранения жизни личного состава, граждан и противоборствующих лиц. Для исполнительского состава этот фактор охватывает ближайший круг профессионального звена (боевые группы, тройки, двойки, снайперские пары и т. п.). Для командира и его заместителей витализация распространяется на весь личный состав подразделения, участвующий в спецоперации (мероприятии), а также на оказавшихся в районе операции граждан и противодействующих лиц. Это является следствием функционирования структуры управления и ролевого распределения внутри малой группы, которые заданы профессиональной деятельностью.

5. На основе фактора интеграции различных источников осуществляется формирование образа предстоящей спецоперации. Такими источниками могут быть оперативные работники как МВД, так и других силовых структур, отдельные службы и подразделения, выступающие инициаторами проведения спецоперации (мероприятия), очевидцы, свидетели на месте проведения и местные жители, а также сами сотрудники спецподразделения исполнительского состава (снайперы, старшие групп боевого порядка и т. п.).

6. Формирование образа служебно-боевой ситуации в восприятии командира спецподразделения происходит постепенно, в течение длительного времени (от нескольких часов до нескольких дней), что зависит от поставленной задачи — либо это экстренный выезд, либо планируемая спец-операция (мероприятие). Это зависит от фактора, который мы обозначили как наполняемость восприятия. Он пронизывает управленческую работу руководителя от момента получения план-задания до начала активной фазы применения сил и средств спецподразделения. У руководителя

данный феномен более опосредован, чем у сотрудников исполнительского звена. Это объясняется тем, что командир в силу своей профессиональной роли не включен в ситуацию непосредственно, а управляет действиями подчиненного личного состава со стороны. Так, для командира нет необходимости и физической возможности лично находиться в группе захвата, снайперской паре, группе блокирования и т. д., т. е. непосредственно воспринимать служебно-боевую ситуацию с различных точек зрения. Его управленческая функция заключается в анализе различной информации и, по мере формирования целостности, наполненности образа служебно-боевой ситуации, принятии соответствующих решений. Следовательно, речь идет

о различных внутригрупповых уровнях социально-перцептивной оценки в структуре профессиональной группы: социальное восприятие бойца менее наполнено, чем сотрудников руководящего состава, сообразно с существующей служебной иерархией. То есть функциональноролевые позиции различных категорий сотрудников создают установку на социальное восприятие.

На этапе обработки и интерпретации результатов включенного наблюдения с применением компьютерной программы SSPS Statistics 17.06 и с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона выявлена:

— зависимость факторов соразмерности применения сил и средств принуждения от фактора «воспринимаемая опасность» (г = 0,775; р<0,01);

— зависимость фактора витализации от фактора «воспринимаемая опасность» (г = 0,694; р<0,01).

На основе анализа результатов наблюдений и статистической обработки данных мы установили прямую зависимость соразмерности применения сил и средств принуждения и минимизации возможного ущерба для жизни и здоровья людей от восприятия степени исходящей угрозы сотрудниками спецподразделений МВД во время проведения спецоперации (мероприятия).

Подводя итог, мы можем утверждать, что специфика профессиональной деятельности формирует определенное социальное восприятие у сотрудников спецподразделений в служебно-боевых ситуациях, которое базируется на определенных факторах. Их выявление и изучение стало возможным только в реальных ситуациях задействования сил спецподразделения МВД России. Нередко исход спецоперации (мероприятия) не был известен, динамика развертывания событий была различной, фактор экстремальности присутствовал. Мы считаем, что проведенное в полевых условиях исследование методом включенного наблюдения позволило получить и проанализировать достоверную информацию о социально-перцептивных факторах восприятия и оценки служебно-боевых ситуаций сотрудниками спецподразделений. Использование включенного наблюдения позволяет не только собрать реальные данные об изучаемом явлении, но и, при максимально стандартизированной процедуре, повысить надежность полученных данных, используя статистические методы обработки, а также дополнить работу качественным описанием предмета исследования.

1 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. 2-е изд. СПб., 2011. С. 38.

Юматов В. А. Подготовка курсантов к службе в подразделениях специального назначения

2 Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. М., 2002. С. 34.

3 Основы психодиагностики: учебное пособие для студентов педвузов. Москва — Ростов н/Д., 1996. С. 72.

4 Муздыбаев К. Психология ответственности / под ред. В. Е. Семенова. Л., 1983. С. 43.

5 Контингент лиц, в отношении которых используются силы и средства спецподразделений МВД РФ.

6 Бююль А., Цёфель П. ББРБ: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб., 2005. 608 с.

УДК 378

ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К СЛУЖБЕ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В. А. Юматов

Рассматриваются особенности служебно-боевой деятельности подразделений специального назначения внутренних войск МВД России, система становления и развития профессиональной подготовки курсантов к службе в подразделениях, а также понятие профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, компе-тентностный подход, курсанты, подразделения специального назначения, внутренние войска.

Подразделения специального назначения внутренних войск МВД России — это структурно обособленные подразделения, являющиеся составной частью внутренних войск и предназначенные для выполнения наиболее сложных служебно-боевых задач в различных условиях деятельности1. На подразделения специального назначения внутренних войск МВД России Федеральным законом «О внутренних войсках МВД России» возложены следующие задачи 2:

— разоружение и ликвидация незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, пресечение массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием, изъятие у населения незаконно хранящегося оружия;

— участие в пресечении актов терроризма;

— обезвреживание лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания органов государственной власти;

— обеспечение безопасности должностных лиц и отдельных граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, подразделения специального назначения могут привлекаться и для выполнения других задач, определенных законодательством. Поэтому профессиональная подготовка к службе в подразделениях специального назначения внутренних войск направлена прежде всего на подготовку к выполнению специфических задач, возложенных Конституцией РФ и федеральным законодательством на указанные подразделения. Профессиональная подготовка к службе в подразделениях специального назначения направлена на их применение исключительно в специальных операциях, а также в условиях специальных административно-правовых режимов. Программа подготовки подразделений специального назначения

включает в себя виды подготовки, характерные только для служебной деятельности данных подразделений. Отбор военнослужащих и кандидатов является необходимым элементом и залогом их успешной подготовки, поэтому регулируется соответствующими приказами. Боевая подготовка осуществляется практически постоянно (круглогодично) и является основной формой несения службы подразделений специального назначения. Количество учебных часов боевой подготовки подразделений специального назначения значительно превышает объем учебной нагрузки других частей и подразделений внутренних войск. Это обусловлено увеличивающимся объемом эмпирического материала в сфере служебно-боевой деятельности, возрастающими требованиями к уровню профессиональной подготовки и социальной необходимостью развития подразделений специального назначения ^

Основываясь на нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность внутренних войск, на анализе служебно-боевой деятельности, можно выявить следующие отличительные признаки подразделений специального назначения и особенности их профессиональной подготовки:

— задачи и служебные функции подразделений специального назначения существенно отличаются от задач объединений, соединений, воинских частей оперативного назначения, подразделений по охране важных государственных объектов и специальных грузов, специальных моторизированных воинских частей, в состав которых они организационно входят, и имеют подчиненность различного уровня;

— подразделения специального назначения в структуре внутренних войск МВД России занимают особое место, обусловленное кругом решаемых задач;

— прослеживается тенденция возрастания роли и значения подразделений при планировании и проведении специальных операций в условиях специальных административно-правовых режимов;

— специфика деятельности определяется выполнением наиболее сложных и рискованных служебно-боевых задач, стоящих перед подразделениями внутренних войск и требующих высокого уровня профессиональной подготовки, в первую очередь, офицерского состава;

— особым многоступенчатым отбором кандидатов для службы, их специальной физической и психологической подготовкой.

Начиная с 90-х годов, на Северном Кавказе подразделения специального назначения выполняют большой объем служебно-боевых задач. Командованием признана их эффективность, и в связи с этим принимается решение об увеличении численности штатных подразделений в структуре внутренних войск. Это повлекло за собой не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.