Основными направлениями повышения эффективности управления военным вузом в условиях инновационного развития военного образования считаем:
— синхронизацию управления, т. е. приведение внутрисистемного целеполагания и планирования в соответствие с направлениями и тенденциями инновационного развития военного образования;
— переход на субъект-субъектное взаимодействие, т. е. развитие такого характера управления, при котором оно рассматривается как равно заинтересованная совместная деятельность всех участников образовательного процесса;
— совершенствование управленческого ресурса военного вуза как педагогической системы, т. е. изменение качества и полноты использования в процессе управления основных системных элементов.
В сложившихся условиях нам представляется, что данные направления, являясь далеко не исчерпывающи-
ми, способны перевести управление военным вузом в условиях инновационного развития военного образования на качественно иной уровень эффективности.
1 Путин В. В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». 8 февраля 2008 г. ЦКЪ: http://archive.kremlin.ru/appears/ 2008/02/08/1542type63374type63378type82634_159528.shtml (дата обращения: 29.08.2011).
2 Панков Н.А. Тезисы выступления на заседании пресс-
клуба военных обозревателей Министерства обороны РФ. иКЬ: http://voennovosti.ru /2010/08/ reforma-voennogo-
obrazovaniya/ (дата обращения: 30.08.2011).
3 Новиков Д. А., Глотова Н. П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М., 2009. 142 с.
4 Кузьмина Е. И. Психология военного управления / под общей ред. А. Г. Караяни. М., 2009. 366 с.
УДК 159.9.07
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОПЕРЦЕПТИВНЫХ ФАКТОРОВ ОЦЕНКИ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ СИТУАЦИЙ
И. Б. Винокуров
В статье рассматриваются возможности использования метода включенного наблюдения при изучении социального восприятия сотрудников спецподразделений полиции в служебнобоевых ситуациях. В работе отражен анализ основных результатов применения данного метода, описаны социально-перцептивные особенности в профессиональной деятельности сотрудников СОБР и ОМОН МВД России.
Ключевые слова: включенное наблюдение, социальное восприятие, спецподразделения МВД России, ответственность, воспринимаемая опасность, соразмерность применения сил и средств принуждения, витализация, интеграция, наполняемость социального восприятия.
Целью данной статьи является показать возможности одного из методов получения информации в практике социально-психологического исследования — метода включенного наблюдения. Его использование обосновано тем, что изучение процессов социального восприятия в профессиональной деятельности сотрудников специальных подразделений непосредственным образом связано с выполнением ими служебно-боевых задач. В частности и тем, что создание искусственных условий подобных ситуаций, возможно, не будет максимально приближено к реальности и тем самым не позволит полностью раскрыть изучаемое явление. Конечно, проведение тактико-специальных занятий и тренировок включает в себя отработку тех или иных возможных служебнобоевых ситуаций, но такие практические занятия по своей психологической составляющей коренным образом отличаются от реальности служебной практики спецподразделений МВД России. Так, отсутствуют условия экстремальности: сотрудники не воспринимают реальной угрозы для жизни; отсутствует динамический фак-
тор изменения ситуации — тренировка проходит по известному сценарию; форс-мажорных обстоятельств нет
— каждый участник знает, что ему нужно делать и каким образом действовать; психологический фактор противоборства не присутствует — роль преступников играют сами же сотрудники, товарищи тех, кто находится в штурмовой группе, и поведение их не выходит за рамки сценария. В противоположность сказанному выше, метод включенного наблюдения позволяет собрать реальные факты поведения, эмоциональных реакций участников, отследить процесс принятия командиром решения о применении сил и средств, наблюдать за получением информации, оценкой и анализом сложившейся ситуации. Мы согласны с В. Н. Дружининым в том, что «наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение, без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте» 1.
С целью планирования нашего исследования проводилось поисковое наблюдение. Данный метод использовался на предварительном этапе, при разработке гипотез о причинно-следственных связях и особенностях социального восприятия сотрудников специальных подразделений. Процедурная схема наблюдения выражалась в наблюдении за объектом (группа сотрудников спецподразделений) в типичных условиях служебно-боевых ситуаций. В зависимости от ситуации служебно-боевого применения за один сеанс охватывалось от 5 до 30 сотрудников ОМОН УМВД России по Забайкальскому краю. Периодичность сеансов наблюдения напрямую зависела от поступления план-заданий на проведение той или иной спецоперации (мероприятия). Данный этап продолжался с 2007 по 2009 гг. и позволил сформировать рабочие гипотезы нашего исследования. На завершающем этапе были выделены и описаны признаки и категории наблюдения, необходимые для дальнейшего включенного наблюдения.
Включенное наблюдение осуществлялось в экстремальных условиях — в реальных служебно-боевых ситуа-
циях задействования сил и средств спецподразделений как на территории Забайкальского края, так и на территории Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Этот метод позволил «изнутри» изучить факторы, осуществляющие социальное восприятие и оценку служебнобоевых ситуаций сотрудниками спецподразделений, и тем самым получить реальные данные по исследуемой проблематике.
По степени формализованности наше наблюдение определяется как структурированное, целенаправленное, с определением категорий, подлежащих регистрации 2.
По хронологической организации — лонгитюдное.
По положению наблюдателя — включенное, закрытое.
По условиям организации наблюдения — полевое несистематическое (по мере поступления план-задания, устных распоряжений руководства).
В процессе включенного наблюдения решались следующие задачи:
— регистрация выделенных категорий в ходе наблюдения за действиями сотрудников спецподразделения в реальных ситуациях служебно-боевого применения;
— изучение социально-перцептивных особенностей восприятия и оценки служебно-боевых ситуаций;
— анализ влияния профессиональных особенностей деятельности спецподразделений на социальное восприятие;
— наблюдение за «работой» командира (руководителя) во время проведения спецоперации (мероприятия);
— анализ внешних факторов служебно-боевой ситуации, влияющих на социальное восприятие;
— выявление элементов межличностного восприятия сотрудниками преступников, подозреваемых и граждан во время проведения спецоперации (мероприятия);
— раскрытие иных факторов, влияющих на социально-перцептивную оценку служебно-боевых ситуаций сотрудниками спецподразделений;
— изучение группового и индивидуального социального восприятия сотрудниками спецподразделений МВД служебно-боевых ситуаций.
В план наблюдения были введены следующие категории, подлежащие регистрации: ответственность; соразмерность применения сил и средств принуждения; «воспринимаемая опасность»; витализация; наполняемость; интеграция.
Наблюдаемыми ситуациями обозначены ситуации служебно-боевого применения специальных подразделений МВД России.
Условия ситуаций — наличие правовых норм, оснований, условий для применения сил и средств спецподразделения согласно приказам МВД России от 31.12.2008 г. № 1195 дсп и от 11.05.2006 г. № 335 дсп.
Единицы наблюдения (общие): речевые высказывания (команды голосом, радиообмен); тактические действия; поведенческие реакции; обращение с гражданским населением; применение мер принуждения на преступников (подозреваемых); мнения участников после завершения спецоперации (мероприятия).
Нами использовался специально разработанный протокол наблюдения, в котором отмечались выделенные кодифицированные признаки3.
Для верификации метода включенного наблюдения осуществлялся контроль другими методами сбора информации — интервьюирование, контент-анализ, анкетирование, анализ документов, изучение продуктов деятельности, повторное неоднократное наблюдение.
В результате анализа 39 протоколов наблюдений были выявлены следующие социально-перцептивные факторы оценки служебно-боевых ситуаций сотрудниками специальных подразделений полиции.
1. Ответственность опосредует социальное восприятие служебно-боевой ситуации с должностной позиции, предписывающей выполнять поставленные задачи, отвечать за принятые решения, которые могут иметь юридические последствия вплоть до уголовного преследования. Известный исследователь феномена ответственности К. Муздыбаев пишет: «Составляя планы, принимая решения, человек взвешивает, посильны эти цели ему самому, или остается надеяться лишь на судьбу и случай. Один чувствует себя хозяином своей судьбы, а другой предпочитает „плыть по воле волн“» 4. Проведенное исследование показало, что ответственность командира за совершаемые действия коренным образом влияет на оценку служебно-боевой ситуации и дальнейшее принятие решения, так как цена ошибки слишком высока. Она измеряется человеческой жизнью как граждан и сотрудников спецподразделения, так и преступников.
2. Следующим специфическим фактором является «воспринимаемая опасность». Определяется нами как восприятие сотрудником степени угрозы для собственной жизни и здоровья, а также для граждан, исходящей от противоборствующих лиц5. В отличие от многих других полицейских профессий, деятельность сотрудников спецподразделений протекает в условиях достаточно высокой степени риска погибнуть или получить ранение во время захвата вооруженного преступника, освобождения заложников, пресечения массовых беспорядков и при других спецоперациях (мероприятиях). Сама специфика нормативно закрепленных перед спецподразделениями МВД задач изначально предполагает высокий уровень опасности для жизни и здоровья личного состава. Степень ее восприятия для каждой служебно-боевой ситуации будет различной, будь это спецоперация по нейтрализации членов незаконных вооруженных формирований или охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Восприятие и последующая оценка опасности сотрудниками спецподразделений полиции непосредственно влияет на два последующих социально-перцептивных фактора — витализации и соразмерности применения сил и средств принуждения.
3. После оценки степени опасности в восприятии сотрудников спецподразделения возникает возможность выбора способов и средств нейтрализации противоборствующих лиц. Формирование определенного образа-плана устранения угрозы с помощью различных силовых методов, в том числе психологического воздействия, происходит на основании фактора соразмерности применения сил и средств принуждения. Выявлена следующая зависимость: чем выше степень оцениваемой опасности, тем более жесткие способы нейтрализации угрозы применяются, вплоть до физического уничтожения противоборствую-
щих лиц. Так, в условиях проведения контртеррористической операции используется тяжелое вооружение (БТР, тяжелые пулеметы, гранатометы, огнеметы, ручные гранаты и т. п.), что в условиях мирного времени неприменимо. Различаются экипировка и тактические приемы при захвате вооруженного преступника и при пресечении несанкционированных митингов. Следует учитывать, что степень применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в рамках закона будет зависеть от восприятия степени угрозы для жизни и здоровья не только сотрудников спецподразделений, но и граждан.
4. Направленность социального восприятия на максимальное сохранение жизни и здоровья сотрудников спецподразделений и граждан мы обозначили как социально-перцептивный фактор витализации. Проявления его регистрируются через наблюдение следующих признаков: как в восприятии спецподразделения—усиливается индивидуальная и коллективная бронезащита личного состава (бронежилеты, каски, различные защитные накладки, специальная бронетехника), применяются спецсредства, тщательная разведка и другие спланированные тактические действия и т. д.; так и в восприятии граждан — блокируется район с целью недопущения посторонних, выводится гражданское население из района проведения спецоперации (мероприятия) и т. д. Витализация в широком смысле определяет управленческую работу командира, от решений которого зависит общий успех любой спецоперации, который связывается со спецификой профессиональной деятельности и необходимостью сохранения жизни личного состава, граждан и противоборствующих лиц. Для исполнительского состава этот фактор охватывает ближайший круг профессионального звена (боевые группы, тройки, двойки, снайперские пары и т. п.). Для командира и его заместителей витализация распространяется на весь личный состав подразделения, участвующий в спецоперации (мероприятии), а также на оказавшихся в районе операции граждан и противодействующих лиц. Это является следствием функционирования структуры управления и ролевого распределения внутри малой группы, которые заданы профессиональной деятельностью.
5. На основе фактора интеграции различных источников осуществляется формирование образа предстоящей спецоперации. Такими источниками могут быть оперативные работники как МВД, так и других силовых структур, отдельные службы и подразделения, выступающие инициаторами проведения спецоперации (мероприятия), очевидцы, свидетели на месте проведения и местные жители, а также сами сотрудники спецподразделения исполнительского состава (снайперы, старшие групп боевого порядка и т. п.).
6. Формирование образа служебно-боевой ситуации в восприятии командира спецподразделения происходит постепенно, в течение длительного времени (от нескольких часов до нескольких дней), что зависит от поставленной задачи — либо это экстренный выезд, либо планируемая спец-операция (мероприятие). Это зависит от фактора, который мы обозначили как наполняемость восприятия. Он пронизывает управленческую работу руководителя от момента получения план-задания до начала активной фазы применения сил и средств спецподразделения. У руководителя
данный феномен более опосредован, чем у сотрудников исполнительского звена. Это объясняется тем, что командир в силу своей профессиональной роли не включен в ситуацию непосредственно, а управляет действиями подчиненного личного состава со стороны. Так, для командира нет необходимости и физической возможности лично находиться в группе захвата, снайперской паре, группе блокирования и т. д., т. е. непосредственно воспринимать служебно-боевую ситуацию с различных точек зрения. Его управленческая функция заключается в анализе различной информации и, по мере формирования целостности, наполненности образа служебно-боевой ситуации, принятии соответствующих решений. Следовательно, речь идет
о различных внутригрупповых уровнях социально-перцептивной оценки в структуре профессиональной группы: социальное восприятие бойца менее наполнено, чем сотрудников руководящего состава, сообразно с существующей служебной иерархией. То есть функциональноролевые позиции различных категорий сотрудников создают установку на социальное восприятие.
На этапе обработки и интерпретации результатов включенного наблюдения с применением компьютерной программы SSPS Statistics 17.06 и с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона выявлена:
— зависимость факторов соразмерности применения сил и средств принуждения от фактора «воспринимаемая опасность» (г = 0,775; р<0,01);
— зависимость фактора витализации от фактора «воспринимаемая опасность» (г = 0,694; р<0,01).
На основе анализа результатов наблюдений и статистической обработки данных мы установили прямую зависимость соразмерности применения сил и средств принуждения и минимизации возможного ущерба для жизни и здоровья людей от восприятия степени исходящей угрозы сотрудниками спецподразделений МВД во время проведения спецоперации (мероприятия).
Подводя итог, мы можем утверждать, что специфика профессиональной деятельности формирует определенное социальное восприятие у сотрудников спецподразделений в служебно-боевых ситуациях, которое базируется на определенных факторах. Их выявление и изучение стало возможным только в реальных ситуациях задействования сил спецподразделения МВД России. Нередко исход спецоперации (мероприятия) не был известен, динамика развертывания событий была различной, фактор экстремальности присутствовал. Мы считаем, что проведенное в полевых условиях исследование методом включенного наблюдения позволило получить и проанализировать достоверную информацию о социально-перцептивных факторах восприятия и оценки служебно-боевых ситуаций сотрудниками спецподразделений. Использование включенного наблюдения позволяет не только собрать реальные данные об изучаемом явлении, но и, при максимально стандартизированной процедуре, повысить надежность полученных данных, используя статистические методы обработки, а также дополнить работу качественным описанием предмета исследования.
1 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. 2-е изд. СПб., 2011. С. 38.
Юматов В. А. Подготовка курсантов к службе в подразделениях специального назначения
2 Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. М., 2002. С. 34.
3 Основы психодиагностики: учебное пособие для студентов педвузов. Москва — Ростов н/Д., 1996. С. 72.
4 Муздыбаев К. Психология ответственности / под ред. В. Е. Семенова. Л., 1983. С. 43.
5 Контингент лиц, в отношении которых используются силы и средства спецподразделений МВД РФ.
6 Бююль А., Цёфель П. ББРБ: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб., 2005. 608 с.
УДК 378
ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К СЛУЖБЕ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В. А. Юматов
Рассматриваются особенности служебно-боевой деятельности подразделений специального назначения внутренних войск МВД России, система становления и развития профессиональной подготовки курсантов к службе в подразделениях, а также понятие профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, компе-тентностный подход, курсанты, подразделения специального назначения, внутренние войска.
Подразделения специального назначения внутренних войск МВД России — это структурно обособленные подразделения, являющиеся составной частью внутренних войск и предназначенные для выполнения наиболее сложных служебно-боевых задач в различных условиях деятельности1. На подразделения специального назначения внутренних войск МВД России Федеральным законом «О внутренних войсках МВД России» возложены следующие задачи 2:
— разоружение и ликвидация незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, пресечение массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием, изъятие у населения незаконно хранящегося оружия;
— участие в пресечении актов терроризма;
— обезвреживание лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания органов государственной власти;
— обеспечение безопасности должностных лиц и отдельных граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, подразделения специального назначения могут привлекаться и для выполнения других задач, определенных законодательством. Поэтому профессиональная подготовка к службе в подразделениях специального назначения внутренних войск направлена прежде всего на подготовку к выполнению специфических задач, возложенных Конституцией РФ и федеральным законодательством на указанные подразделения. Профессиональная подготовка к службе в подразделениях специального назначения направлена на их применение исключительно в специальных операциях, а также в условиях специальных административно-правовых режимов. Программа подготовки подразделений специального назначения
включает в себя виды подготовки, характерные только для служебной деятельности данных подразделений. Отбор военнослужащих и кандидатов является необходимым элементом и залогом их успешной подготовки, поэтому регулируется соответствующими приказами. Боевая подготовка осуществляется практически постоянно (круглогодично) и является основной формой несения службы подразделений специального назначения. Количество учебных часов боевой подготовки подразделений специального назначения значительно превышает объем учебной нагрузки других частей и подразделений внутренних войск. Это обусловлено увеличивающимся объемом эмпирического материала в сфере служебно-боевой деятельности, возрастающими требованиями к уровню профессиональной подготовки и социальной необходимостью развития подразделений специального назначения ^
Основываясь на нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность внутренних войск, на анализе служебно-боевой деятельности, можно выявить следующие отличительные признаки подразделений специального назначения и особенности их профессиональной подготовки:
— задачи и служебные функции подразделений специального назначения существенно отличаются от задач объединений, соединений, воинских частей оперативного назначения, подразделений по охране важных государственных объектов и специальных грузов, специальных моторизированных воинских частей, в состав которых они организационно входят, и имеют подчиненность различного уровня;
— подразделения специального назначения в структуре внутренних войск МВД России занимают особое место, обусловленное кругом решаемых задач;
— прослеживается тенденция возрастания роли и значения подразделений при планировании и проведении специальных операций в условиях специальных административно-правовых режимов;
— специфика деятельности определяется выполнением наиболее сложных и рискованных служебно-боевых задач, стоящих перед подразделениями внутренних войск и требующих высокого уровня профессиональной подготовки, в первую очередь, офицерского состава;
— особым многоступенчатым отбором кандидатов для службы, их специальной физической и психологической подготовкой.
Начиная с 90-х годов, на Северном Кавказе подразделения специального назначения выполняют большой объем служебно-боевых задач. Командованием признана их эффективность, и в связи с этим принимается решение об увеличении численности штатных подразделений в структуре внутренних войск. Это повлекло за собой не-