Евтихов О. В. Сущностные характеристики лидерства как социально-психологического феномена
дерском поведении. Иными словами, у каждого человека имеется субъективное представление о том, что лидер - это индивид, который обладает определенными качествами и ведет себя определенным образом. При встрече с другим человеком, соответствующим представлению о лидере, на него «навешивается ярлык лидерства». При этом ожидается, что наличие подтвержденных лидерских качеств будет в дальнейшем проявляться и в соответствующем лидерском поведении. И наоборот: обнаруженное лидерское поведение преобразуется в ожидании того, что образец такого поведения поддерживается соответствующими лидерскими качествами. Из этого следует вывод, что для успешности становления человека в качестве лидера в конкретной социальной группе ему необходимо изучать качества, которые члены этой группы воспринимают как лидерские, и факторы, которые они рассматривают, когда приписывают определенные результаты лидерству.
В заключение отметим, что описанные выше общие характеристики лидерства не являются всеобъемлющими и лишь проясняют его социально-психологическую сущность. Однако, на наш взгляд, их полезно учитывать при анализе организационного лидерства в контексте управленческой деятельности и решении задачи повышения лидерского потенциала руководителя как организационного лидера.
1 Bass B. Leadership, psychology and organizational behavior. N.-Y, 1960. P. 34.
2 Ильин Н. И., Лукманова И. Г., Немчин А. Н. Управление проектами. СПб., 1996. С. 484.
3 Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992. С. 3.
4 Казаков Д. Л. Организационное лидерство как проблема социологии управления: дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2002. С. 16.
5 Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С. 223-224.
6 Blank W. The Nine Natural Laws of Leadership. N.-Y, 1995. P. 10.
7 Бойетт Д. Г., Бойетт Дж. Т. Путеводитель по царству мудрости: Лучшие идеи мастеров управления. М., 2004. С. 22-23.
УДК 159.9
ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦПОДРАЗДЕЛ ЕНИЙ МВД РОССИИ
И Б. Винокуров
Восприятие и оценка проблемных социальных ситуаций в профессиональной деятельности рассматриваются как одна из актуальных проблем социальной психологии. Особое внимание обращено на выявление специфических факторов, адекватность отражения которых влияет на принятие
решений о служебно-боевом применении специальных подразделений милиции.
Ключевые слова: спецоперация (мероприятие), социальная ситуация, служебно-боевое применение, экстремальные условия, взаимодействие, ответственность, социальная напряженность, конкретизация цели.
Обширная по своему масштабу проблематика совершенствования деятельности спецподразделений при выполнении ими специфических профессиональных задач в настоящее время анализируется в разных дисциплинарных контекстах. Целью данной статьи является анализ одной из составляющих этой деятельности - факторов, влияющих на восприятие и оценку и характеризующих ситуации служебно-боевого применения, в которых оперативному штабу и командиру спецподразделения приходится принимать решения о том или ином варианте тактических действий - с социально-психологической точки зрения.
Становится все более общепризнанной мысль о том, что традиционное понимание поведения личности и группы невозможно вне ситуации, в которой они находятся, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. «Ситуация (от позднелаг. ^ШаЯв -положение) - сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение»1. В наиболее общем виде под ситуацией понимается естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности и др. Правовое поле, в котором приходится действовать сотрудникам спецподразделений МВД России, сопряжено с понятиями специальной операции (мероприятия) и служебно-боевого применения. Само понятие «спецопера-ция» подразумевает спектр ситуаций, в которых действует милицейский спецназ и которые находятся в его непосредственной юрисдикции. Такие ситуации являются наиболее сложными, опасными и социально значимыми (например, освобождение заложников, обезвреживание вооруженных преступников, пресечение массовых беспорядков и т. д.). Задачи, поставленные перед спецподразделе-ниями МВД России, предполагают наличие у сотрудников высокого уровня физической, тактической, морально-психологической, специальной подготовки. Они служат исходными параметрами успешности достижения поставленной цели. Исходя из этого профессиональная деятельность, строго регламентированная рамками закона, проявляет свою специфичность и специализирован-ность в возникающих ситуациях служебной практики.
Авторитетные исследователи ситуационного подхода в социальной психологии Л. Росс и Р. Нисбетт отмечают: «Изменение параметров непосредственной социальной ситуации может оказываться важнее индивидуальных различий в личностных чертах и диспозициях, о которых большинство людей думают как о детерминантах социального поведения, было неоднократно продемонстрировано в ходе множества лабораторных и прикладных исследований»2. Для того чтобы понять характер воздействия отдельно взятой социальной ситуации на конкретного индивидуума, необходимо уделять внимание ее тончайшим нюансам.
Расширение круга современных психологических исследований привело к необходимости рассмотрения личности в контексте не только социальных процессов, происходящих в обществе, но и естественных социальных ситуаций, в которых функционирует личность3. Таким образом, актуальность рассмотрения социальной ситуации в социально-психологической традиции доказывается как теоретическими предпосылками, так и практикой исследований.
Еще в начале 50-х гг. в своей книге «От действия к мысли» А. Валлон выдвинул идею о том, что «предметом психологии может быть не индивидуум, а ситуация» и предложил изучать субъекта «через его поведение в тесной связи с теми обстоятельствами, которые заставляют его реагировать»4. Автор рассматривает психику и мышление не сами по себе, а в их связи с материальной организацией человека и объективной действительностью - окружающей средой, с которой человек активно взаимодействует. Основным положением, из которого следует исходить при этом, является практическое отношение человека к окружающей среде. Те или иные видоизменения условий могут вызывать образование новых форм мышления и познания только потому, что они порождают новые формы деятельности.
Уже к началу 1980-х гг. среди объектов западноевропейской социальной психологии на одно из первых мест выдвинулась социальная ситуация. Интерес к ней стимулировался прежде всего запросами практики. Необходимость ситуационного анализа поведения стала очевидной в ходе консультационной и коррекционной работы при попытках объяснить трудности, которые человек испытывает в формальном и неформальном общении. Обширные данные, накопленные в этой области, настоятельно требовали теоретической интерпретации.
К анализу социальной ситуации в рамках собственного предмета социальной психологии побуждали и события, происходившие в самой этой области исследований. В первую очередь - острая критика лабораторного эксперимента. В многочисленных работах было показано, что основные артефакты и ограничения этого метода суть следствия специфичности социальной ситуации, складывающейся в эксперименте. Таковы эффекты экспериментатора и испытуемого, необходимости вводить в заблуждение испытуемых и т. п. Серьезнейшим недостатком лабораторного эксперимента оказалась также искусственность самой этой ситуации, ее изолированность от более широкого социального контекста. Кроме того, такие широко известные исследования, как эксперименты С. Милгрэма и Ф. Зимбардо, убедительно свидетельствовали, что в условиях, приближенных к ситуациям реальной жизни, испытуемые ведут себя непредсказуемым образом, а их поведение не поддается обычной интерпретации5.
Представители интеракционистского подхода в психологии, берущего начало в теории К. Левина, ограничивались рассмотрением взаимодействия индивида и ситуации, не уделяя достаточного внимания взаимодействию людей в ситуации, т. е. собственно ее социальному аспекту. К тому же исследования проводились в ос-
новном в искусственных условиях лабораторного эксперимента. В тех же областях психологии, которые имели дело с реальной действительностью (экологическая, сре-довая психология), исследовались, главным образом, физические условия ситуации. Человек же, с его мотивацией и субъективностью, оставался на втором плане.
Гораздо ближе к оптимальному анализу социальной ситуации оказались микросоциологические подходы, выросшие из символического интеракционизма и развившиеся в лоне феноменологической социологии. Позитивной стороной этих подходов были внимание к практическому сознанию, реальным ситуациям, стремление расшифровать язык межиндивидуального взаимодействия в повседневной жизни. Их основным недостатком был чрезмерный акцент на субъективность, произвольность социального конструирования реальности.
Более приближенным к изучению событий реальной жизни человека является подход распределенного познания (Нарди, 1996). В рамках этого подхода распределенное познание изучается в самом широком смысле: среди членов социальной группы, в пространстве и времени. Единицей анализа является когнитивная схема, снабженная целями и состоящая из индивидов и артефактов, находящихся во взаимодействии. Ключевым положением этого подхода является утверждение, что люди и артефакты -равноценные «агенты» в системе. Это положение принципиально отличается от антропоцентрической позиции, согласно которой человек не есть простой элемент системы «человек - среда», он несет ответственность за организацию функционирования всей системы6.
В отечественной психологии с понятием ситуации перекликаются исследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного А. Н. Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них7, а также с теорией установки Д. Н. Узнадзе, согласно которой реакция индивида, помимо стимула, обусловливается установкой как целостным психическим состоянием индивида, формирующимся у субъекта под воздействием действительности8. В. Н. Мясищев предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость личности к определенным факторам среды9. В одном из недавних отечественных исследований В. Н. Воронина, И. Н. Князева предпочтение также отдается второму подходу, а ситуация описывается как когнитивный конструкт личности, который отражает часть объективной реальности, существующей в пространстве и времени и характеризующейся тем или иным социальным контекстом10.
Такова была обстановка, в которой группа социальных психологов Оксфордского университета под руководством М. Аргайла приступила к формированию основ социально-психологического подхода к ситуации. Проанализировав около 1000 психологических и социологических работ, в которых содержался тот или иной анализ социальной ситуации, М. Аргайл и его коллеги пришли к выводу о неудовлетворительном состоянии в этой области, для которой оказались характерными теоретический разброд, отсутствие адекватных методов ис-
следования, малая эффективность добытых знаний для решения практических задач11.
В самом общем виде социальная ситуация определяется М. Аргайлом (сформировавшим социально-психологический подход к ситуации) как естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности.
В своих исследованиях М. Аргайл видит задачу в том, чтобы выявить систему универсальных факторов, присутствующих в любой ситуации социального взаимодействия и задающих ее определенность.
Согласно М. Аргайлу и его последователям, социальная ситуация определяется девятью факторами.
1. Цели - центральный, системообразующий фактор.
2. Правила - общепринятое мнение о допустимом и недопустимом поведении в ряде конкретных ситуаций, оформленные в виде убеждений, разделяемых участниками ситуации.
3. Роли - принятые в данной культуре модели взаимодействия.
4. Набор элементарных действий - простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии.
5. Последовательность поведенческих актов (например, принятый порядок смены ролей говорящего и слушающего).
6. Концепты - знания, наличие в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации, как, например, знание при игре в шахматы, что такое ферзь или что означает слово «шах». В социальной ситуации такими концептами выступают представления о людях, социальной структуре, элементах взаимодействия и объектах, включенных во взаимодействие.
7. Физическая среда, элементами которой являются границы ситуации (закрытое помещение, улица, площадь и т. п.), реквизит (например, классная доска, парты в школьном классе), модификаторы (физические качества среды, воздействующие на органы чувств) - цвет, шум, запахи и т. п., пространство - дистанция между людьми и объектами.
8. Язык и речь - ситуационно обусловленные словарь, обороты речи, интонации, используемые участниками взаимодействия.
9. Трудности и навыки - различные препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления.
По мнению М. Аграйла, перечисленные факторы в совокупности образуют систему. Автор делает акцент на том, что они отражают как объективные аспекты ситуации, внешние по отношению к субъекту действия и доступные для измерения объективными методами, так и субъективные, локализованные в сознании и психике индивида.
Системность модели определяется ключевым положением, которое в ней занимают цели. Они рассматриваются как независимые переменные, а все остальные параметры - как зависимые от них. Согласно рассматриваемой концепции сами социальные ситуации создаются в культуре для выполнения в основном одной функ-
ции: обеспечить условия достижения людьми своих целей, связанных, в свою очередь, с потребностями этих людей, их мотивационной сферой. Именно поэтому данная концептуальная модель определяется как функциональная12. Тем не менее, накладывая данную модель на деятельность спецподразделений, следует учитывать специфику ситуаций служебно-боевого применения.
В ходе проведенного интервьюирования и анкетирования командиров спецподразделений МВД России в декабре 2009 г. выявлено, что в профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений существуют, по меньшей мере, три цели - «подавить противника, т. е. нейтрализовать угрозу», обеспечить собственную безопасность и оставаться юридически защищенным в сфере законности применения сил и средств. В качестве методологической установки нашего исследования стало выявление реальной роли целей и задач, которые ставятся перед сотрудниками спецподразделения, в определении факторов проблемной ситуации, значимых для их успешного разрешения. Процесс тактического наполнения цели конкретными характеристиками в условиях меняющейся в оперативной обстановке ситуации следует обозначить как феномен конкретизации цели. Здесь ситуация служебно-боевого применения задает вектор социального восприятия сотрудников специальных подразделений.
Таким образом, исходная модель ситуации, предложенная М. Аграйлом, должна быть, с нашей точки зрения, существенно скорректирована. В ней необходимо отразить механизм детерминации процесса восприятия и оценки ситуационных факторов основными целями профессиональной деятельности. Процесс восприятия и оценки ситуаций служебно-боевого применения в профессиональной деятельности сотрудников спецподразде-лений включает ряд приведенных ниже детерминантов.
Правила, которые мы в дополнение к предложенной схеме разделяем на:
- тактические - правила и способы разработки, подготовки и применения различных видов силовых действий;
- социальные - правила применения сил и средств спецподразделений к различным социальным группам (криминальные сообщества; толпа, в которой могут быть старики, женщины, дети; охрана общественных мероприятий и т. п.);
- морально-этические нормы - уровень применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Закон - та правовая среда, в которой приходится действовать сотрудникам (Конституция РФ, Закон РФ «О милиции» и др.). В отличие от выделенных М. Аграй-лом правил, Закон устанавливает систему ограничений для данных видов профессиональных действий, нарушение которых влечет за собой те или иные виды ответственности.
Ответственность, которая является своего рода «следствием» закона, выводится из него. Она оказывает значительное влияние на сущностные характеристики механизма восприятия ситуации служебно-боевого применения сотрудников спецподразделений. При этом руководители спецподразделений несут не только юриди-
ческую, но и социальную ответственность за действия своих сотрудников. К. Муздыбаев считает, что главная особенность социальной ответственности заключается в том, что в качестве ее объекта выступают те или иные общественные волеизъявления, выраженные в форме социальных норм и ролевых функций13. Исходя из этого субъектом социальной ответственности будут являться сотрудники спецподразделения. И главным индикатором адекватности - неадекватности их действий (деятельности в целом) является общественное мнение населения не только данного региона, но и, благодаря средствам массовой информации, далеко за его пределами.
Роли подразумевают действия групп боевого порядка при проведении определенной спецоперации (мероприятия) (например, штурмовая (захвата) группа; группа блокирования (оцепления); изъятия и т. д.). Роли распределяются также внутри групп боевого порядка. Например, сотрудники при выполнении специальных операций в элементах боевого порядка обеспечивают не только каждый свой сектор, но и страхуют товарищей, реагируют на малейшие изменения оперативной и оперативно-служебной обстановки в целом, находясь в постоянной готовности действовать в экстремальной ситуации.
Набор элементарных действий включает в себя радиообмен, невербальные сигналы управления жестами, перемещение, применение спецсредств, элементарные тактические приемы, умение пользоваться экипировкой и оснащением и все иное, что входит в основу профессиональных умений и навыков.
Последовательность поведенческих актов - те или иные тактические действия в ответ на определенные обстоятельства (стрельба в сотрудников, агрессивные действия толпы, скрытная смена позиций группами боевого порядка и т. п.). Отмечая профессиональную специфику, необходимо указать, что поведенческие акты в ситуации служебно-боевого применения выполняются либо по приказу, либо в динамике развертывания событий, когда в сложившихся обстоятельствах получение приказа невозможно или неуместно. В последнем случае это связано с ограниченным лимитом времени либо когда сотрудники находятся в активной фазе спецоперации (мероприятия), и решения должны принимать самостоятельно.
Концепты - знание типичных служебно-боевых ситуаций профессиональной деятельности спецподразде-ления; знание тех действий, которые можно и необходимо применять в каждом конкретном случае; знание нормативно-правовой базы; профессиональная, физическая, морально-психологическая и специальная подготовка; личный опыт сотрудника.
Физическая среда - улица, квартира, лесная зона, спортивный стадион, время суток, погодные условия, экипировка, вооружение и др.
Язык и речь - профессиональные лингвистические обороты и термины.
Трудности и навыки - преодоление определенных препятствий, мешающих выполнению цели (инженернотехническое обеспечение, деятельность снайпера, водолазных групп, специалистов-высотников, оперативнопоисковых групп).
Необходимо учитывать также следующие специфические для деятельности спецподразделений факторы.
Экстремальныге условия. Термином «экстремальные ситуации» обозначаются необычные условия существования человека, к которым его психофизиологическая организация или природа не готовы. Юридически термин «экстремальные условия» подразумевает ситуацию, когда жизни или здоровью сотрудников угрожает непосредственная опасность. Комментарий к Закону РФ «О милиции» называет опасным для жизни такое физическое воздействие на человека, которое при беспрепятственном развитии или без приостановления приведет к смертельному исходу14. Как показывают практика и нормативно-правовая база, применение сил и средств спец-подразделений происходит в большинстве случаев именно в экстремальных условиях опасности для жизни и здоровья сотрудников. Соответственно каждая ситуация служебно-боевого применения спецподразделений является экстремальной, опасной для жизни сотрудников. Это обстоятельство является естественным отражением специфики профессиональной деятельности, когда именно в данных экстремальных условиях приходится действовать сотрудникам специальных подразделений.
Силовая составляющая, включающая различные способы применения силы и физического принуждения к гражданам. Данный фактор представлен применением различных боевых приемов борьбы и задержания, широким спектром имеющегося на вооружении отрядов особого и специального назначения милиции видов специальных средств и вооружения, характеризующихся различной степенью нанесения физического вреда.
Обстановка социальной напряженности - возможные криминальные последствия, массовое недовольство, массовые беспорядки, межнациональные конфликты, гражданские формы протестов и неповиновения, агрессия, недоверие к власти и т. д., которые отражают негативные массовые настроения граждан и направлены на сотрудников при выполнении ими своих служебных обязанностей.
Описанная и дополненная специфичными факторами концептуальная модель позволяет анализировать ситуации служебно-боевого применения спецподразделений как социальные, строго учитывая влияние выявленных факторов на реализацию поставленных целей, решение служебных задач и точно определяя условия, в которых возникает тот или иной социально-психологический феномен восприятия и оценки специальных операций (мероприятий).
Наконец, необходимо упомянуть еще один фактор, входящий в систему восприятия и оценки проблемных социальных ситуаций в деятельности сотрудников спецподразделений. Речь идет о понятии «взаимодействие». Роль этого феномена ясна, если учесть, что восприятие и оценка ситуаций происходят именно через призму в высшей степени динамичного взаимодействия сотрудников спецподразделений в ситуации служебно-боевого применения. Представления о статичности реально развертывающегося взаимодействия (взаимовоздействия) не только в социально-психологическом, но и в физическом плане невозможны. Целевые установки и поставленные перед спецподразделением задачи задают век-
тор динамичного восприятия непрерывно изменяющейся оперативной обстановки, формируя тот или иной тип исходящей угрозы. В этом контексте понятие «взаимодействие» призвано включить в общую характеристику социальных ситуаций в деятельности сотрудников спец-подразделений ряд дополнительных составляющих: степень активности отражения изменений внешних характеристик ситуации; масштаб и направленность данных изменений с точки зрения угрозы правопорядку; позиция руководства оперативного штаба и командира спец-подразделения (шкала «уход от проблемы - решительность»); конструктивно-деятельностная роль сотрудников в формировании качеств ситуации, не только пассивное восприятие ситуации, но и динамическое влияние на нее в целях снижения уровня напряженности (эвакуация граждан, блокировка сотовой связи, применение технических средств, захват преступников и т. д.). Заметим, что эффективное воздействие на многие из выделенных факторов ситуаций служебно-боевого применения спецподразделений возможно только на основе их адекватного восприятия и оценки. Соответственно разработка именно этой проблематики является исходной предпосылкой эффективности для этого направления деятельности органов внутренних дел.
Таким образом, предложенная М. Аграйлом общая (социально-психологическая) характеристика социальных ситуаций требует определенной коррекции, отражающей специфику правоохранительной деятельности специальных подразделений милиции. В нашем исследовании на первый план выступили: правовое поле силового воздействия на граждан; ответственность за совершаемые действия; динамический характер проблемных ситуаций, связанный с быстро меняющейся оперативной обстановкой и вынуждающий руководите-
лей спецподразделений вести постоянный целевой мониторинг и столь же постоянную коррекцию ранее принятых решений.
Особого внимания со стороны социально-психологической науки заслуживает сама силовая природа служебно-боевой деятельности спецподразделений, нерациональное понимание и проявление которой нередко ведет к усилению и без того высокого уровня социальной напряженности.
1 Советский энциклопедический словарь. М., 1979. С. 1216.
2 Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 2000. С. 27.
3 Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие. М., 1998. С. 7.
4 Валлон А. От действия к мысли. М., 2008. С. 15.
5Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2007. С. 141, 215.
6 Носуленко В. Н. Психофизика восприятия естественной среды: проблема воспринимающего качества. М., 2007. С. 48.
7 Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 180-186.
8 Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб., 2001. С. 189.
9МясищевВ. Н. Психология отношений: избранные психологические труды. М., 2004. С. 18.
10 Воронин В. Н., Князев В. Н. К определению психологического понятия ситуации // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М., 1989. С. 255-258.
11 ШихиревП. Н. Современная социальная психология. М., 1999. С. 280.
12 Там же. С. 283-285.
13 Муздыбаев К. Психология ответственности / под ред. В. Е. Семенова. Л., 1983. С. 43.
14 Колемасов В. Н., Мильшин Ю. Н., Помогалова Ю. В., Пузырев С. В., Чанов С. Е., Юрьева Ю. С. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции»: постатейный. М., 2007. С. 258.