вопросы выживания в различных условиях, первая помощь при ранениях и стрессовых ситуациях. Готовится к выпуску Памятка сотруднику, выезжающему в зону вооруженного конфликта.
План психологической подготовки личного состава сводных отрядов г. Новокузнецка и других городов Южного Кузбасса, выезжающих в регион Северного Кавказа в спецкомандировку, выглядит следующим образом:
1) индивидуальная работа психолога ОВД с сотрудником, выезжающим в спецкомандировку, по индивидуальному плану;
2) психодиагностическое обследование в ЦПД (по специальным тестам и методикам — в перспективе);
3) медицинский осмотр;
4) морально-психологическое сопровождение сводных отрядов, убывающих в служебную командировку на Северный Кавказ (рабочая группа психологов), в Учебном центре № 2 ГУВД КО:
— Занятие «ПТСР, принципы, проявления. Пути профилактики. Саморегуляция» (2 часа) — взвод.
— Тренинговое занятие: формирование рабочей группы. Тренинг преодоления препятствий, трудностей» (2 часа) — группа 12-15 чел.
— Тренинговое занятие: «Страх, его виды. Способы преодоления страха» (2 часа) — группа 12-15 чел.
— Тренинговоезанятие, направленное на сплочение, слаженное действие отряда, в экстремальной ситуации в том числе (8 часов) — взвод.
— Практическое занятие: «Экспресс-методы саморегуляции в условиях боевых действий. Аутогенная тренировка» (2 часа).
— Практическое занятие: «Невербальные признаки лжи, невербальные признаки общения» (6 часов).
— Индивидуальная работа по формированию части личности, ответственной за выживание в спецкомандировке (2 часа).
— Индивидуальное консультирование командиров сводных отрядов, сотрудников.
— Оформление аудио- видеоматериалов для сотрудников сводных отрядов.
— Проведение социологических опросов личного состава сводных отрядов в начале и в конце спецподготовки.
— Проведение социологических исследований по запросу командиров сводных отрядов с выдачей рекомендаций.
— Выдача памяток, брошюр для сотрудников сводных отрядов, выезжающих в спецкомандировку на территорию Северного Кавказа.
КОНЦЕПЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОМОН И СОБР
Канд. психол. наук В.Н. Смирнов, докторант Академии управления МВД
России
Понятие экстремальности предполагает неопределенность, опасность, внезапность (неожиданность) ситуации, новизну обстановки, повышенный риск в деятельности, ответственность за принимаемые решения. Перечисленные факторы имеют значение только по отношению к человеку, особенностям восприятия им окружающего мира, поэтому экстремальность является психологической категорией.
Профессиональная подготовка сотрудников специальных подразделений к деятельности в экстремальной ситуации по своей сути экстремальна, т.е. содержит элементы экстремальности на протяжении всего процесса. Экстремальность присутствует в целях и задачах подготовки, ее содержании, организационных формах и методах обучения, применяемых методиках и технологиях, используемых орудиях, инструментах, оборудовании,технических и имитационных средствах.
Экстремальная подготовленность сотрудников рассматривается как одна из задач профессионально-психологической и профессионально-педагогичес-кой подготовленности (3,370). Однако для сотрудников спецподразделений она имеет определяющее значение. В связи с этим их экстремальная подготовленность являлась единственной задачей профессионально-психологической подготовки, в чем и состояли ее главная особенность и определяющий признак. Это позволяет классифицировать экстремально-психологическую подготовку сотрудников специальных подразделений как самостоятельный вид психологической подготовки. Для специальных подразделений органов внутренних дел ОМОН и СОБР подготовка к действиям в экстремальных условиях является безальтернативным компонентом.
Концепция экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел определяет цели, задачи, принципы, структуру, алгоритм,технологию, факторы и условия этого процесса.
Целью экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений является формирование готовности личного состава к успешному выполнению оперативно-служебных и слу-жебно-боевых задач в экстремальных условиях деятельности. Подготовка направлена на выработку психической устойчивости, решительности, уверенности в своих силах и знаниях, способных действовать в сложной, быстроменяющейся, насыщенной опасностью и критическими ситуациями обстановке, в условиях боевых действий, а также при проведении опе-
ративных мероприятий, задержании и обезвреживании преступников, пресечении групповых нарушений общественного порядка и освобождении заложников.
Общими психологическими задачами обучения сотрудников специальных подразделений являлись: совершенствование психологической подготовленности и мастерства, умений и навыков, связанных с использованием оружия, специальных средств, боевой техники; повышение уровня личной безопасности; улучшение психологического взаимодействия между сотрудниками и слаживание подразделений при проведении служебных и боевых операций; отработка психологических приемов управления.
В процессе экстремально-психологической подготовки решались также частные задачи:
— обучение быстрой адаптации к экстремальным условиям;
— навыки выработки грамотных тактических решений;
— умение выявлять максимальное количество достоверной информации при общении в напряженной обстановке;
— усвоение способов сглаживания конфликтов;
- — приобретение навыков управления подразделением.
Имеются специальные, определяемые приоритетными направлениями в деятельности ОМОН и СОБР, задачи подготовки.
Для подразделений ОМОН необходимы знания, умения и навыки, связанные с охраной общественного порядка, обеспечением общественной безопасности, предупреждением и пресечением преступлений и иных правонарушений на улицах, в транспорте и других общественных местах, в том числе при осложнении оперативной обстановки, чрезвычайных обстоятельствах и в условиях чрезвычайного положения. Для СОБР приоритетными направлениями являются силовая поддержка оперативных и следственных мероприятий по делам особой важности, освобождение заложников, пресечение терроризма и деятельности вооруженных преступных групп, изъятие незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и предотвращение их распространения, обеспечение личной (физической) охраны защищаемых лиц.
В связи с этим и экстремально-психологическая подготовка, наряду с общими психологическими задачами, должна была учитывать специфику специальных подразделений.
Решение общих психологических задач в экстре-мально-психологической подготовке достигалось использованием комплексного психологического подхода, что повышало качество обучения по всем изучаемым направлениям, усвоение и дальнейшее практическое применение полученного материала.
При этом применялись психолого-педагогические принципы: нарастающего погружения (постепенное усложнение поставленных в процессе обучения задач), неразрывности процесса обучения (каждое последующее теоретическое или практическое занятие являлось продолжением предыдущего), востребованности учебного материала проходящими подготовку со-
трудниками (наглядная демонстрация необходимости изучаемого материала — показ видеофильмов о ведении боевых действий, групповое обсуждение практических аспектов изученного материала с разбором возможных ошибок и неудач, привлечение к занятиям в качестве консультантов ветеранов, имеющих опыт боевых действий), приближенности обучения к реальным действиям (подъем по сигналу «боевая тревога», проведение ночных стрельб, комплексных тактических учений с отработкой возможных критических ситуаций, приближенных к реальным), обкатки команды (повышение авторитета командира, формирование сплоченности в процессе проведения групповых занятий, с учетом структуры и динамики группы).
В процессе практических занятий использовались аудиозаписи: вой сирен и свист падающих снарядов, грохот взрывов, крики. При проведении занятий по тактической и огневой подготовке в ночное время, помимо звукового сопровождения, использовались световые проблески маячков, стрельба холостыми патронами, подрыв взрывпакетов.
Применение принципов в единстве способствовало преодолению временных ограничений, отведенных на занятия по экстремально-психологической подготовке, стимулировало потребность в общении, обмене практическим опытом и изученным материалом между сотрудниками в свободное от обучения время.
Специальные психологические задачи решались в ходе проведения специальной, физической и боевой подготовки.
К специальным задачам ОМОН относились:
— обеспечение правопорядка, личной и имущественной безопасности граждан на улицах и в других общественных местах, объектах транспорта, предупреждение и пресечение правонарушений;
— участие в раскрытии преступлений;
— совместные действия с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинскими частями внутренних войск МВД России, органов Федеральной службы безопасности, Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористами, диверсантами, разведывательно-десантными группами.
Для их решения сотрудники ОМОН приобретали психологические знания, навыки и умения, необходимые для общения с гражданами во время обеспечения общественного порядка на массовых мероприятиях, при стихийных митингах, волнениях и погромах, с учетом психологических особенностей толпы. Изучались психологические приемы предупреждения и предотвращения конфликтных ситуаций, возникающих в местах массового скопления граждан, вырабатывалась психологическая устойчивость, формировались психологически важные качества, необходимые при задержании правонарушителей и преступников в этих условиях.
Сотрудники СОБР решали следующие специальные задачи:
— силовая поддержка оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении участников организованных преступных групп, преступ-
ных сообществ (организаций), изъятие незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и предотвращение их распространения;
— пресечение терроризма и освобождение заложников, участие в специальных мероприятиях по задержанию (ликвидации) вооруженных банд, вооруженных преступников и освобождение заложников в процессе ведения переговоров с террористами;
— обеспечение личной (физической) охраны защищаемых лиц.
При обучении сотрудников СОБР разбирались вопросы, связанные с переговорной деятельностью в ситуации захвата заложников и проведением специальных операций по их освобождению. Отрабатывались вопросы вербального и невербального (мимика,
жесты, позы) взаимодействия оперуполномоченных при сопровождении силовых мероприятий в составе оперативно-боевых групп (разведки, захвата, прикрытия, блокирования), психологические приемы наружного наблюдения и личного сыска. Изучались методы установления психологических контактов с источниками оперативной информации; формы, методы легендирования и прикрытия при кратковременном внедрении оперуполномоченных в преступные формирования на стадии реализации оперативных материалов с целью выявления и задержания наиболее опасных членов вооруженных организованных преступных групп и террористов.
Профессиональную (служебную, физическую и боевую), первоначальную подготовку, переподготовку и большинство курсов повышения квалификации сотрудников специальных подразделений по временному признаку всегда относили к предварительной подготовке в системе профессионального образования, до столкновения обучаемых с реальными экстремальными ситуациями. В связи с этим и экстремаль-но-психологическое обучение на курсах относили к предварительной подготовке.
Профессиональную, втом числе и экстремально-психологическую подготовку сотрудников специальных подразделений перед началом действий (например, повышение квалификации перед командированием сотрудников в Северо-Кавказский регион), а также в ходе действий в экстремальных ситуациях относили к непосредственной подготовке.
Структура экстремально-психологической подготовки зависит не только от статуса подразделения, его целей и задач, но и от того, на каком ее этапе находились подразделение и отдельные его сотрудники.
Структура строится также с учетом требований системности, целенаправленности, интегративности, целостности, личностно-деятельностного единства, взаимодействия, развития, оптимальности, конгруэнтности. Исходя из этого предварительную экстремально-психологическую подготовку сотрудников специальных подразделений рассматривали в виде общей и специальной экстремально-психологической подготовки сотрудников ОМОН и СОБР, в которых учтена специфика этих подразделений (схема 1).
В структуре подготовки выделены равнозначные психологические элементы, на коррекцию и регуляцию которых она была направлена: усвоение экстре-мально-психологических знаний и умений (когнитивная сфера), приобретение экстремально-психологичес-ких навыков (мотивационно-операциональная сфера) и контроль за регуляцией психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях (эмоционально-волевая сфера). Благодаря развитию этих элементов, активизировались профессиональные функциональные процессы сотрудников: поисковые, коммуникативные, удостоверительные, организационные, реконструктивные, социальные, прогностические и деятельностно-регулятивные.
Совокупность психологических элементов и про-1 фессиональных функциональных процессов, корректируемых и регулируемых в процессе экстремально-психологической подготовки, обусловлена сущностной природой объекта профессиональной деятельности и детерминирована ее целями, общими и специальными задачами, которые призвана решать эта деятельность. Взаимодействие всех элементов и процессов указанной совокупности на стадии предварительной подготовки обусловлено наличием единой цели достижения максимальной готовности сотрудников специальных подразделений к действиям в экстремальных условиях.
Алгоритм предварительной экстремально-психологической подготовки сотрудников подразделений отличался от профессионально-психологической под-
Схема 1
Структура предварительной экстремально-психологической подготовки ОМОН и СОБР
Общая экстремально-психологическая подготовка сотрудников ОМОН и СОБР
Специальная экстремально-психологическая подготовкаОМОН
Специальная экстремально-психологическая подготовка СОБР
Регуляция психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях (эмоционально-волевая сфера)
Приобретение экстремально-психологических навыков (мотивационно-операциональ-ная сфера)
Усвоение экстремально-психологических знаний и умений(когнитивная сфера)
готовки сотрудников других подразделений органов внутренних дел практической направленностью занятий, преобладанием тематических и комплексных учений с ориентацией на эксгремальные условия деятельности, обязательным включением экстремально-психологической составляющей (в виде тренингов, усложнений, утяжелений, эмоционально напряженных и психологически отталкивающих элементов) на всех этапах боевой, физической и служебной подготовки.
Предварительная экстремально-психологическая подготовка системно и комплексно учитывала решение отраслевых, профессиональных задач, а также общих и специальных задач самой экстремально-психологической подготовки, для чего применялись выверенные психодиагностические и психокоррекцион-ные методики. Однако возможности предварительной экстремально-психологической подготовки были ограничены.
жение» психики сотрудника в процесс предстоящей деятельности.
Поэтому непосредственная экстремально-психо-логическая подготовка, как никакая другая, в наибольшей степени направлена на активизацию психической активности самого субъекта. Приобретая с помощью психологических технологий осознанную активность, сотрудники специальных подразделений становились способными самостоятельно влиять на жизненные и профессиональные цели, успешность своей профессиональной деятельности, собственную стратегию развития и самореализации, внешние условия экстремальной среды, вслед за чем происходила переоценка собственных достижений.
По своей сути технология непосредственной экстремально-психологической подготовки выражает стратегию, тактику и технику использования сотрудниками специальных подразделений приобретенного ими на всех этапах экстремально-психологической
Схема 2
Структура непосредственной экстремально-психологической подготовки ОМОН и СОБР
Непосредственная экстремально-психологическая подготовка ОМОН
Непосредственная экстремально-психологическая подготовка СОБР
Контроль за регуляцией психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях
(эмоционально-волевая сфера)
Приобретение экстремально-психологических Усвоение экстремально-психологических
навыков (мотивационно-операциональная знаний и умений (когнитивная сфера)
сфера)
Поэтому так необходима была непосредственная экстремально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений, алгоритм и технологический процесс которой были иными, направленными в большей степени на создание позитивного боевого настроя, мобилизацию имеющихся психических ресурсов.
Непосредственную экстремально-психологичес-кую подготовку рассматривают как единый учебный процесс-тренинг, в силу смещения в ней акцентов с психических качеств на регуляцию благоприятных психических состояний (схема 2). Сущность и специфика алгоритма непосредственной экстремально-психологической подготовки заключалась в моделировании экстремальных ситуаций, создании условий для обязательного использования сотрудниками специальных подразделений психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях, повышенной или полной «включенности» в ситуацию, без чего достижение успеха было бы невозможным или проблематичным. В программу подготовки вводился полноценный семисуточный психологический тренинг. Конечной целью здесь являлось «погру-
подготовки и самостоятельной работы психологического инструментария, сил и средств личностного потенциала для эффективного воздействия на основные компоненты психики.
В процессе непосредственной экстремально-пси-хологической подготовки для достижения требуемого результата — полной готовности сотрудников специальных подразделений к действиям в экстремальных условиях — использовались факторы риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения ситуации, сильного противодействия противника, в том числе в рукопашной схватке, длительности больших физических и психических нагрузок.
Для оценки эффективности экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений к действиям в экстремальных условиях разработано критериальное основание, которое включало интегральный критерий — соответствие сотрудников функциональному предназначению. В качестве частных критериев применены такие, как профессиональная индивидуальная и социальная компетентность, личная безопасность, бесстрашие (схема 3).
Схема 3
Оценка эффективности экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных
подразделений органов внутренних дел
Соответствие сотрудников функциональному назначению
Профессиональная индивидуальная и социальная компетентность (сформированность профессионально важных психологических качеств)
Личная профессиональная безопасность (осознание ценности собственной жизни и жизни окружающих как одного из элементов общей системы ценностей, овладение технологией безопасной деятельности)
Бесстрашие (овладение приемами непроизвольного вхождения в состояние полной или повышенной «включенности» в ситуацию)
Профессиональную индивидуальную компетентность определяли как «владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, умение рационально организовывать свой труд без перегрузок времени и сил» (1, 35).
Профессиональную социальную компетентность-— как овладение «совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда» (1,34).
Личную профессиональную безопасность — как «систему правовых, защитных, тактических и психологических мер, позволяющих обеспечить сохранение жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональных действий. Личная безопасность предполагает также владение безопасными методами труда, сформированной личностной установкой на выживание» (2,10).
Бесстрашие сотрудников — «отстраненность» от себя или взгляд на себя со стороны (переживание себя не как уникальности, а как рядоположенной вместе с другими личностями ценности), достигнутое за счет вхождения в состояние повышенной или полной «включенности» в ситуацию, при котором выполнение функциональных обязанностей в экстремальных условиях происходило, невзирая на риск и опасность, в результате быстрой адаптации к этим условиям.
На основе выработанных инте1ративных и частных критериев эффективности были разработаны соответствующие показатели. Для интегрированного критерия «соответствие сотрудников функциональному предназначению» выработаны показатели различного качества их адаптивности к экстремальной ситуации.
Ранее в исследованиях эти показатели были представлены через характеристики типов сотрудников с выраженными формами поведения в экстремальных условиях в зависимости от качества их адаптации к нестандартным ситуациям. К ним были отнесены типы поведения «мастер», адаптивный, демонстративный и дезадаптивный. Профессиональная индивидуальная и социальная компетентность сотрудников определя-
лась экспертами по результатам тематических и комплексных учений как успешность (отличные результаты), недостаточная успешность (хорошие результаты), неуспешность (удовлетворительные результаты) и полная неуспешность (неудовлетворительные результаты) при участии в них.
Уровень овладения личной профессиональной безопасностью сотрудников оценивался через низкие, средние и высокие показатели, которые устанавливались по результатам предварительной и непосредственной экстремально-психологических подготовок путем использования психодиагностических методик (качества оценки ситуации как опасной).
Степень бесстрашия сотрудников определялась через оценку экспертами состояний различных степеней «включенности» сотрудников в ситуацию. Они были описаны в разделе, посвященном особенностям благоприятных интегрированых психических состояний в экстремальных условиях и представляли собой полную «включенность» в ситуацию, повышенную «включенность» в ситуацию, причастность к ситуации и «отстраненность» от ситуации.
Практика показала, что даже последовательно осуществляемое теоретическое и практическое обучение не обеспечивало взаимодействия систем теоретических знаний и практических действий. Именно в процессе применения знаний на практике происходило глубокое и полное раскрытие их содержания. В связи с этим сотрудники специальных подразделений должны были не просто освоить набор профессионально важных психологических знаний, а овладеть психологическими особенностями, востребованными самой профессиональной деятельностью в экстремальных условиях.
Поэтому психокоррекционная составляющая предварительной и непосредственной экстремально-психологических подготовок должна была представлять собой активные индивидуальные и групповые методики, направленные на скорейшую и адекватную адаптацию сотрудников к экстремальным условиям, на профессиональную индивидуальную и социальную компетентность, личную безопасность и бесстрашие.
На стадии предварительной экстремально-психо-логической подготовки для формирования индивидуальной и групповой профессиональной компетенции нами применялись методики: избирательной позитивной ретроспекции (самоанализ личного позитивного
профессионального опыта и перенесение его на предстоящую деятельность), ситуативно-образная тренировка (мысленное воспроизведение экстремальной ситуации, вариантов ее развития, совершаемых действий и эмоционального фона деятельности), рационализация негативного опыта; обучение приемам психогигиенической гимнастики, аутогенная тренировка, экспресс-приемы волевой мобилизации, способы снятия боли и усталости с помощью точечного массажа, воздействие на биологически активные точки.
С сотрудниками специальных подразделений проигрывались обучающие тренинги на развитие общения, взаимодействия и доверия: «Особенности межличностного взаимодействия в коллективе в экстремальных условиях», «Психологические основы профессионального общения в экстремальных условиях», «падение с высоты», «поводырь», «проверка паспортного режима», «досмотр», «задержание», «общение», «без слов», «жизненное пространство», «растяжка», «блиндаж», «общий рисунок», «круг», «снежный ком», «скала», «поддержка».
В ходе практических занятий использовались методики на развитие личной и групповой профессиональной безопасности: «Установка на успех», «Звезда выживания». Сотрудниками заполнялись «Обязательства о выживании».
Проводились практические занятия с использованием трансрегуляционных упражнений, направленных на выработку самообладания, повышение уровня личного контроля, осторожности, бдительности, внимательности в профессиональной деятельности.
В процессе формирования бесстрашия через регуляцию интегральных благоприятных психических состояний для работы в экстремальных условиях использовался комплекс методик обучения навыкам релаксации в движении (бег, ходьба), стоя, сидя и лежа; психологической саморегуляции, нацеленной на успешность деятельности в конкретной эмоционально-значимой ситуации; овладение различными видами дыхания (связное, активизирующее и т.д.); развитие экстравертированного и интровертирован-ного внимания; профессионального восприятия и разрешения ситуаций.
При этом алгоритм организационного построения занятий предварительной экстремально-психологи-ческой подготовки был следующим.
В теоретический раздел психологической подготовки входили два занятия, которые состояли из первоначальной и завершающей диагностики сотрудников.
Все остальные темы предварительной экстремально-психологической подготовки были практическими и распределены по разделам боевой, служебной и физической подготовки. Они предназначались для всего личного состава либо для определенной категории сотрудников (руководителей, снайперов, ми-неров-подрывников и т.д.).
В общую часть предварительной экстремально-психологической подготовки сотрудников ОМОН и СОБР были включены следующие темы:
— обеспечение личной профессиональной безопасности сотрудников при проведении массовых меро-
приятий, задержании подозреваемых и преступников, личном досмотре и конвоировании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
— психологическое воздействие ситуации «окружения», профилактика возникновения конфликтов, проявление чуткости, выдержки и взаимной поддержки. Психологическая подготовка к прорыву из «окружения»;
— обеспечение жизнедеятельности сотрудников в боевых условиях (осуществление оптимального режима труда и отдыха, активизация, мобилизация и восстановление сил, регуляция психических состояний перед выполнением специальных операций и на отдыхе);
— методы повышения боевого духа через высвобождение гнева, использование психологической тактики выживания в опасных для жизни чрезвычайных ситуациях;
— психологические особенности допроса пленных и опроса местных жителей;
— отработка групповой слаженности и взаимопонимания, вербальных и невербальных способов общения;
— регуляция психических состояний перед приемами рукопашного боя и прохождением полосы препятствий;
— преодоление полосы препятствий (выработка профессионально важных качеств: психологической устойчивости, ловкости, быстроты, решительности, смелости, выносливости, силы, профессионального восприятия крови, трупов животных и человека с резким гнилостным запахом, сильных шумовых эффектов, криков, стонов);
—отработка реакции, психотехник мысленной победы и мысленных действий в процессе ведения рукопашного боя;
— взаимодействия в отряде (группе) при осуществлении боевой стрельбы по нескольким движущимся мишеням, перемещении отряда (группы) при налете, засаде, отработка способов невербального общения. Освоение психотехник мысленной победы и мысленных действий в процессе ведения огня;
— подбор, слаживание снайперских пар. тренировка выдержки и психологической переключаемос-ти у снайперов;
— психологические приемы безопасности при осуществлении охраны временного пункта дислокации. Психологические особенности длительного проживания сотрудников в условиях ограниченного пространства (палатка, землянка);
— использование специальных средств свето-шу-мового и психологического воздействия на преступников;
—система психологического обеспечения выживаемости экипажа в условиях изоляции (приемы взаимной психологической поддержки и настроя на победу);
— освоение навыков оказания первой доврачебной психологической помощи пострадавшим сотрудникам и гражданам;
— освоение принципов внушения и самовнушения, применения медитативных упражнений для снятия боли при травмах и ранениях;
— овладение приемами снятия нервно-эмоционального напряжения после выполнения профессиональных задач, связанных с применением огнестрельного оружия;
— руководство и лидерство в группах, совместимость и сплоченность сотрудников. Предотвращение конфликтов в стандартных и экстремальных условиях;
— психолого-педагогические аспекты воздействия командиров на сотрудников в ходе подготовки. боевых действий и на отдыхе.
В специальную часть предварительной экстремально-психологической подготовки сотрудников ОМОН вошли темы:
— психологическое воздействие на правонарушителей, склонение преступников к отказу от вооруженного сопротивления и добровольной сдаче;
— психологические особенности досмотра транспортных средств и имущества. Осуществление наблюдения за реакциями подозреваемых при выявлении оружия, наркотиков и других запрещенных грузов;
— приемы предупреждения и предотвращения конфликтных ситуаций, возникающих в местах массового скопления граждан.
В специальной части экстремально-психологичес-кой подготовки для сотрудников СОБР, с учетом специфики их деятельности, были предложены темы:
— психологические приемы убеждения и построения взаимоотношений в процессе переговоров с преступниками, захватившими заложников. Тактика склонения преступников к отказу от вооруженного сопротивления, освобождению заложников и добровольной сдаче;
— психологическая совместимость сотрудников с охраняемым лицом, правила поведения при возникновении нестандартных ситуаций и способы их устранения (преследование, нападение, обнаружение взрывного устройства, дорожно-транспортные происшествия, болезнь);
— психологические аспекты привлечения граждан к негласному сотрудничеству (потребность выговориться, дать на кого-либо информацию);
— тактика установления психологического контакта с источниками негласной информации и проникновения в организованные преступные группы;
— морально-этические основы ОРД;
— тактика проведения разведбесед в экстремальных условиях;
— способы вербовки;
— особенности сбора информации, документирования преступных действий и реализация материалов, добытых оперативным путем;
— установление профессионального побудительного общения, социального взаимодействия в эмоционально-напряженных ситуациях;
— отработка элементов техники речевого и невербального общения, активного слушания и получения целевой информации;
— оценка людей в процессе общения по внешним и внутренним признакам и использование этой оценки для психологического воздействия на субъект заинтересованности.
Для практической реализации процесса обучения по всем курсам экстремально-психологической подготовки личного состава подразделений первоначальное обучение прошли инструкторы и руководители обучающих групп СОБР и ОМОН.
Построение непосредственной экстремально-психологической подготовки ОМОН и СОБР представляло собой непрерывный семидневный экстремально-психологический тренаж, организационно входящий в комплексное учение.
Тренинг преследовал цель отработать у сотрудников профессионально грамотные действия, исключающие промахи, просмотры и ошибки во время осуществления проверок документов, сопровождения грузов, задержания граждан, доставки задержанных, осмотра строений и отдельных помещений, борьбу со снайперами и вооруженными группами преступников, передвижений по незнакомой местности, на участках с ловушками, по заминированной местности ночью, при плохой видимости.
Каждый сотрудник в процессе тренинга отработал алгоритм своих действий (выработал индивидуальную тактику). При этом напряженность в непосредственной экстремально-психологической подготовке достигалась:
— увеличением физических и нервно-психических нагрузок;
— созданием запутанной и непредсказуемой обстановки;
—длительностью активной деятельности и небольшим временем, отведенным на отдых;
— выполнением нормативов в условиях, приближенных к боевым действиям;
— интенсивностью световых и звуковых раздражителей, характерных для боя;
— быстрой сменой вводной и тактической обстановки;
— неожиданным проведением боевых тревог;
— применением средств имитации неожиданно и на незначительном удалении отличного состава.
Разнообразие занятий достигалось путем:
— смены мести условий проведения занятий; изменения учебных условий выполнения профессиональных действий, последовательного увеличения напряженности вводных.
Существенное значение в непосредственной экстремально-психологической подготовке придавалось уровню психологической подготовленности руководителей, так как в боевой обстановке их психологическое влияние на сотрудников зачастую оказывалось не менее существенным, чем подготовка. Психологическое влияние руководителей могло либо компенсировать недостатки и увеличить преимущества подготовки, либо зачеркнуть ее положительные результаты. >
К факторам психологического влияния руководителей на сотрудников следовало отнести:
— качества личности и состояния руководителя;
— стиль управления, принимаемые решения, методы работы и организаторские способности;
— манеру общения, стиль поведения и отношение к подчиненным;
— заботу о подчиненных;
— уровень профессионализма и боевой опыт;
— самообладание и требовательность к себе.
Непрерывный семидневный психологический тренинг ОМОН заключался в подъеме по тревоге, выдвижении маршем с отражением нападения в ходе передвижения. При этом отрабатывались приемы саморегуляции и настроя на экстремальные условия в процессе подъема по тревоге, построения и выдвижения к месту выполнения задачи. Велась отработка взаимодействия, сплоченности, взаимозаменяемости и взаимопомощи в ходе отражения нападения.
Сотрудники ОМОН, прибыв к месту выполнения специальной операции, развертывали палаточный городок на открытой местности, выставляли охранение, отрывали окопы и блиндажи. В результате внезапного нападения противника организовывали оборонительные действия, вели огонь в дневное и ночное время суток. При этом происходило формирование психологической устойчивости и профессионального восприятия в результате непрекращающихся интенсивных действий неприятеля (звуковые, визуальные воздействия на психику), психологической выносливости через отработку вводных, связанных с окружением, отсутствием боеприпасов и многократным превосходством противника, захватом на глазах у остальных одного из сотрудников в плен; необходимостью идти на переговоры с боевиками при возможной провокации с их стороны. Психологом осуществлялась профилактика возникновения конфликтов, культивировалось проявление чуткости, выдержки и взаимной поддержки. Осуществлялось обеспечение жизнедеятельности сотрудников в боевых условиях (осуществление оптимального режима труда и отдыха, активизация, мобилизация и восстановление сил, регуляция состояний перед проведением специальной операции и на отдыхе). Велась психологическая подготовка к прорыву из «окружения».
В ходе контрнаступательных действий сотрудники преодолевали естественную полосу препятствий, форсируя водные переправы (вброд, вплавь, с использованием подручных средств, на плотах, по льду), инженерные (мины, фугасы, проволочные заграждения, заборы, траншеи) и огненные преграды, отрывая и маскируя подземные коммуникации. В результате у них улучшались профессионально важные качества (психологическая устойчивость, надежность, ловкость, быстрота, решительность, смелость, выносливость, сила), проходила регуляция восприятия (крови, трупов животных и человека с резким гнилостным запахом, сильных шумовых эффектов, криков, стонов) при преодолении естественной полосы препятствий, формировалась групповая слаженность и взаимопонимание, отрабатывались вербальные и невербальные контакты.
Происходило укрепление сплоченности, взаимоподдержки, выдержки и психологической переклю-чаемости у специалистов (минеров, снайперов, гранатометчиков, пулеметчиков, наблюдателей химических постов, взрывотехников, санинструкторов) при разминировании проходов, преодолении проволоч-
ных заграждений, заборов, траншей, огненных преград, защите от радиационного и химического заражения, выносе раненых с поля боя.
При стабилизации обстановки сотрудники приступили к выполнению своих обязанностей на контрольно-пропускных пунктах и блок-постах. Проводили осмотр автотранспортных средств и обнаруживали нелегальный провоз оружия, наркотиков, заложников, пресекали террористические вылазки и установление на дороге фугасов. При этом осуществлялась тренировка внимания, профессиональной наблюдательности, памяти, навыков личной и групповой безопасности при досмотре автотранспорта, людей, документов, грузов (выемка запрещенных грузов, оружия, наркотиков и т.д.), обыске и конвоировании лиц, подозреваемых в совершении преступления.
При возникновении массовых беспорядков предпринимали оперативные действия к быстрейшей их ликвидации, выявлении и изоляции активных участников и организаторов. Осуществлялась отработка приемов предупреждения и предотвращения конфликтных ситуаций, возникающих в местах массового скопления граждан и на несанкционированных митингах.
Сотрудниками ОМОН задерживались учебные диверсионные группы противника при попытке проникновения на охраняемую территорию для проведения террористических актов и захвата заложников. Ими проводились силовые мероприятия по изъятию оружия из условных населенных пунктов и задержанию боевиков. При этом осуществлялось соблюдение правил личной и групповой безопасности. Отрабатывались навыки психологического воздействия командиров на сотрудников (мобилизация, повышение настроя) в ходе подготовки к операции по изъятию боеприпасов, задержанию террористов и на отдыхе. Применялись приемы психологического воздействия на правонарушителей, склонения преступников к отказу от вооруженного сопротивления и добровольной сдаче, допроса пленных и опроса местных жителей.
В ходе комплексных учений, находясь в составе отрядов, специальные гактическиезадачи выполняли снайперы, гранатометчики, пулеметчики, наблюдатели химических постов, взрывотехники, санинструкторы.
Так, перед снайперами ставились задачи по обнаружению и уничтожению снайперов противника, уничтожению террористов, угрожающих уничтожением населению. Гранатометчикам и пулеметчикам — по уничтожению скопления замаскированного противника и противника в лесистой местности. Взрывотех-никам приходилось разминировать фугасы, выставляемые террористами ночью на дороге и на маршруте движения отряда. Наблюдатели химических постов своевременно реагировали на заражение атмосферы и водоемов в районе действия отряда и принимали меры к недопущению вывода отряда из строя. Санинструкторы принимали меры к оказанию медицинской помощи условным раненым и их своевременной эвакуации во время и после боя. В результате отработки навыков по специализации у сотрудников закреплялись профессионально важные психологические качества и состояния.
На отдыхе под руководством психолога сотрудники отрабатывали приемы релаксации, дыхательные упражнения и трансрегуляционные психотехники в целях регуляции состояний, быстрого засыпания и настроя на предстоящую деятельность.
Организационно непосредственная экстремально-психологическая подготовка СОБР представляла собой также семидневный психологический тренаж в составе комплексных учений, который заключался в подъеме по тревоге, выдвижении маршем с отражением нападения в ходе передвижения, прибытии к месту выполнения специальной операции, рассредоточении на местности, маскировке, отрыве блиндажей, окопов для стрельбы лежа, с колена, стоя, развертывании палаточного лагеря с отработкой нормативов. При этом проходила отработка психологической устойчивости, надежности, профессионального восприятия и психологической выносливости. Психологом осуществлялись меры по поддержанию в группах взаимовыручки, оптимального режима труда и отдыха, активизации, мобилизации и восстановлению сил. Сотрудниками под руководством психолога проводилась регуляция состояний перед специальными операциями и на отдыхе. Велась психологическая подготовка к прорыву из окружения.
Осуществлялся сбор информации, представляющей оперативный интерес. Условием при этом было установление доброжелательного, профессионального, побудительного общения и взаимодействия с населением, активного слушания и получения целевой информации, привлечение к сотрудничеству источников, представляющих оперативный интерес, психологическое воздействие на субъект заинтересованности.
Отрабатывались блокирование вооруженных преступников, захвативших заложников, их склонение к сдаче (ведение переговоров), применение специальных средств для психологического воздействия и поражения. Проводилось учение по задержанию (ликвидации) вооруженных преступников, захвативших заложников в здании, автотранспорте, самолете. Сотрудники СОБР обучались задержанию (ликвидации) вооруженных преступников на открытой и закрытой местности в различной обстановке. При этом осуществлялась отработка психологических приемов склонения преступников к отказу от вооруженного сопротивления и добровольной сдаче.
Силовая операция по ликвидации вооруженных преступников, имеющих превосходящие силы, велась при помощи оружия и приемов рукопашной борьбы. Осуществлялась двухдневная оборона в окружении с последующим прорывом. При этом сотрудники вели интенсивный огонь из автоматов, пулеметов, гранатометов как днем, так и ночью, осуществляли изготовку к стрельбе при действиях в пешем порядке, с места, после передвижения на разнообразной местности, с коротких остановок и в ходьбе. Проводилась разведка инженерных заграждений противника, минирование участков предполагаемого наступления врага, разминирование проходов для прорыва из «окружения». Сотрудники действовали на марше и в походном охранении, высылали дозор, двигались по
указанному маршруту с ведением наблюдения. Отрабатывались ориентация по карте и без карты (определялись стороны горизонта по компасу, небесным светилам, местным предметам), выбор и использование ориентиров, целеуказание на местности, на незнакомых участках местности. Вырабатывалась тактика конструктивного взаимодействия руководителей и сотрудников (оперативного, управленческого, психолого-педагогического).
Выводы. Экстремальная подготовленность сотрудников специальных подразделений являлась единственной задачей профессионально-психологической подготовки, в чем и состоят ее главная особенность и определяющий признак. Это позволило классифицировать экстремально-психологическую подготовку сотрудников специальных подразделений как самостоятельный вид психологической подготовки.
Для специальных подразделений органов внутренних дел — ОМОН и СОБР — подготовка к действиям в экстремальных условиях являлась безальтернативным и необходимым компонентом. Поэтому на всех этапах профессиональной (служебной, боевой и физической), предварительной и непосредственной, подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД экстремально-психологическая подготовка вошла неотъемлемой частью.
На указанных этапах, наряду с общими психологическими задачами, учитывалась специфика спецподразделений через введение общих и специальных учебных тем в предварительной, моделирование и отработку вводных — в непосредственной экстре-мально-психологической подготовке.
Концепция экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД определила цели, задачи, принципы, структуру, алгоритм, технологию, факторы и условия этого процесса. Экстремально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений имеет общие и специальные задачи, в зависимости от профессиональной направленности подразделений ОМОН, СОБР и функциональной ориентации сотрудников. При этом использовались нсихолого-педагогические принципы: «нарастающего погружения», «неразрывности процесса обучения», «востребованности учебного материала», «приближенности обучения к реальным действиям», «обкатки команды».
Структурно экстремально-психологическая подготовка состояла из предварительной и непосредственной составляющей, имела свои задачи и психологические элементы построения.
Алгоритм непосредственной и предварительной экстремально-психологических подготовок был связан с практической направленностью занятий, преобладанием в них тематических и комплексных учений с ориентацией на экстремальные условия деятельности, обязательным включением экстремально-психологической составляющей во все разделы боевой, физической и служебной подготовки. Алгоритм непосредственной экстремально-психологической подготовки заключался в едином учебном процессе-тренинге, в смещении в ней акцентов с психических качеств на регуляцию благоприятных психических состояний.
Процесс предварительной подготовки учитывал решение отраслевых, профессиональных задач, а также общих и специальных задач самой экстремально-психологической подготовки. Технология непосредственной экстремально-психологической подготовки представляла собой стратегию, тактику и технику профессиональной деятельности сотрудников специальных подразделений, приобретенного ими опыта, знаний, умений и навыков на всех этапах экстремаль-но-психологической подготовки и проявлялась в успешности самостоятельной профессиональной деятельности в процессе учения-тренинга.
В процессе непосредственной эксгремально-пси-хологической подготовки для достижения требуемого результата—полной готовности сотрудников специальных подразделений к действиям в экстремальных условиях — использовались факторы риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения ситуации, сильного противодействия противника.
В составе предварительной экстремально-психо-логической подготовки были выделены равнозначные психологические элементы, на коррекцию и регуляцию которых она была направлена: усвоение экстремально-психологических знаний и умений (когнитивная сфера), приобретение экстремально-психологических навыков (мотивационно-операциональная сфера) и контроль за регуляцией психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях (эмоционально-волевая сфера).
Непосредственная экстремально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений в большей степени была направлена на создание условий для обязательного использования сотрудниками специальных подразделений психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях. позитивного боевого настроя, мобилизацию имеющихся психических ресурсов, без чего достижение успеха было бы невозможным или проблематичным.
В ходе предварительной и непосредственной эк-стремально-психологической подготовки применялся широкий набор психодиагностических и психокор-рекционных методик, который позволил повысить их эффективность.
Для ее оценки разработано критериальное основание, которое включало интегральный критерий — соответствие сотрудников функциональному предназначению. В качестве частных критериев применены такие, как профессиональная индивидуальная и социальная компетентность, личная безопасность, бесстрашие.
ЖГЕРАП/РЛ
1. Маркова Л.К. Психология профессионализма. М, 1996.
2. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД: Учеб. пос. —М., 1996.
3. Столяренко A.M. Психология и педагогика. — М.: Юнити, 2001.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ К СИТУАЦИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
И.Н. Коноплева, ст. психолог-инспектор ОКиВР УВД г. Ростова-на-Дону
Особо сложные условия или экстремальные ситуации в милицейской практике возникают, когда налицо реальная угроза человеческой жизни или наступления других общественно опасных последствий. Вообще же экстремальная ситуация определяется как система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность и переживаемых им в качестве сложных, трудных, связанных с большим риском.
В последние годы активность преступников заметно превысила активность милиции, и можно с уверенностью говорить о том, что правоохранительная деятельность относится к числу профессий «повышенного риска» и характеризуется одним из наиболее высоких уровней профессионального стресса. Профессиональный стресс является типичным для рассматриваемого рода деятельности. Примерами критических инцидентов для экстремальных ситуаций в милиции служат применение оружия на поражение, гибель товарища по службе, покушение на охраняемое особо важное лицо и др. При этом сотрудники милиции рассматриваются не как экстраординарные люди, занятые обычным делом, а как обычные люди, выполняющие экстремальную работу (3).
Чтобы сотрудник милиции действовал уверенно, ему нужна убежденность в правомерности собственных юридически обязательных решений и действий перед применением оружия, в момент производства прицельного выстрела на нейтрализацию или поражение правонарушителей и после применения оружия. А уверенность и убежденность сотрудников ОВД зависят от уровня их знаний по данной проблематике, которая достигается профессиональной подготовкой.
Психическая саморегуляция в поведении сотрудника органов внутренних дел имеет чрезвычайно важное значение при применении им физической силы и обуздании сопротивляющихся правонарушителей.
Поэтому одним из качеств, необходимых работнику милиции в чрезвычайных ситуациях, является самообладание. Оно особенно незаменимо в условиях, когда действуют сильные эмоции, имеется какая-то опасность, присутствуют помехи для эффективного принятия решения. Следовательно, подготовка сотрудников к проявлению самообладания — это, прежде всего, выполнение ими каких-либо действий именно в подобных условиях.
Искусственно созданная ситуация не может полностью моделировать внешние атрибуты чрезвычайных условий. Тренируется не самообладание при оп-