Научная статья на тему 'Управление учебно-тренировочным процессом в хоккейном клубе'

Управление учебно-тренировочным процессом в хоккейном клубе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
410
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ХОККЕЙНЫЙ КЛУБ / ХОККЕЙНАЯ КОМАНДА / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ХОККЕИСТОВ / HOCKEY PLAYERS' PREPARATION / SCHOOL AND TRAINING PROCESS / HOCKEY CLUB / HOCKEY TEAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Насретдинов Д. М., Горулев П. С.

Статья посвящена выявлению основных факторов, определяющих успешность организации учебно-тренировочного процесса в хоккейном клубе и ведущие факторы подготовленности хоккеистов на различных этапах многолетней подготовки. Полученные в ходе данного исследования результаты указывают на наличие зависимости показателей эффективности соревновательной деятельности хоккеистов от уровня основных показателей различных сторон их подготовленности и личностных характеристик на каждом из этапов многолетней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Насретдинов Д. М., Горулев П. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING OF SCHOOL-TRAINING PROCESS IN HOCKEY CLUB

Some results of hockey specialists' interrogation are presented and the main factors of determining success of organizing the school and training process in a hockey club are given. In the course of the research the leading factors of preparing hockey players are determined on different levels of long-term practice.

Текст научной работы на тему «Управление учебно-тренировочным процессом в хоккейном клубе»

УДК 796.966:796.015.4

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В ХОККЕЙНОМ КЛУБЕ

© Д. М. Насретдинов*, П. С. Горулев

Башкирский институт физической культуры Россия, Республика Башкортостан, 450077 г. Уфа, ул. Коммунистическая, 67.

Тел/факс: +7 (347) 273 91 86.

E-mail: rumelv@yandex.ru

Статья посвящена выявлению основных факторов, определяющих успешность организации учебно-тренировочного процесса в хоккейном клубе и ведущие факторы подготовленности хоккеистов на различных этапах многолетней подготовки. Полученные в ходе данного исследования результаты указывают на наличие зависимости показателей эффективности соревновательной деятельности хоккеистов от уровня основных показателей различных сторон их подготовленности и личностных характеристик на каждом из этапов многолетней подготовки.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, хоккейный клуб, хоккейная команда, подготовленность хоккеистов.

Введение. Изучение состояния хоккея с шайбой в России свидетельствует о негативных изменениях в постановке работы в детско-юношеских спортивных школах и хоккейных клубах страны [і]. Это обусловлено целым рядом причин: падением массовости хоккея вообще и детского в особенности; ухудшением материально-технической базы; оттоком ведущих игроков в заграничные клубы; недостаточным профессионализмом тренерского состава; низкой мотивацией молодых тренеров, работающих с детьми; малым финансированием детско-юношеских команд; управлением учебнотренировочным процессом в хоккейных командах без учета современных спортивных инноваций [2]. Все это вызывает необходимость дальнейшего поиска эффективных путей управления хоккейными клубами, подготовки специалистов в области хоккея с шайбой для обеспечения высокой эффективности учебно-тренировочным процессом.

Обсуждение результатов исследования. Показателем работы любого спортивного клуба, в пер -вую очередь, является спортивный результат. Данный показатель напрямую зависит от проведения учебно-тренировочного процесса. Наиболее значимые факторы, определяющие эффективность построения учебно-тренировочного процесса в клубе, нами определялись посредством опроса специалистов по хоккею с шайбой (руководителей хоккейных команд России и тренеров). Полученные результаты были подвергнуты факторному анализу и проранжи-рованы по степени значимости (факторному весу). В табл. 1 представлены факторы, имеющие, по мнению специалистов, наибольший факторный вес на пути к достижению высоких спортивных результатов хоккейной командой и эффективному построению учебно-тренировочного процесса.

Как видно из данных таблицы, наибольшим факторным весом в организации учебнотренировочного процесса обладает профессиональная подготовленность тренеров. Поэтому при управлении учебно-тренировочным процессом в хоккейном клубе необходимо уделять внимание

профессиональному совершенствованию тренеров, поскольку успех развития хоккейного клуба во многом определяется их деятельностью.

На второе место специалисты поставили физическую подготовленность и функциональное состояние хоккеистов. Это, видимо, связано с тем, что без хорошей физической и функциональной подготовки сложно достичь успеха в процессе учебно-тренировочной работы и соревнований.

Далее стоит психологическое состояние хоккеистов. Этот фактор становится ведущим на соревновательном этапе, причем его факторный вес будет повышаться по мере повышения ответственности за выступление команды. Однако он в значительной степени оказывает влияние на эффективность учебно-тренировочного процесса.

Не менее важное значение имеют мотивация хоккеистов и тренеров. Реализация личностных возможностей тренеров и спортсменов в значительной степени зависит от тех условий, в которых осуществляется их профессиональная деятельность. Основными причинами, сдерживающими проявление творческих способностей тренеров, являются: нездоровый морально-психологический климат в хоккейной команде; ошибки в подборе и расстановке тренеров; превышение установленных норм работы; недостатки в планировании работы; отсутствие необходимой учебно-материальной базы в хоккейном клубе.

Таким образом, ведущими в эффективном осуществлении учебно-тренировочного процесса являются профессиональная деятельность тренеров и разносторонняя (физическая, психологическая, функциональная) подготовленность. Оба фактора связаны с многолетним тренировочным процессом, от грамотного построения которого напрямую зависит спортивный результата команды. Следовательно, управление учебно-тренировочным процессом в хоккейном клубе должно представлять собой специально осуществляемую деятельность, направленную на достижение максимально возможного результата хоккейного клуба в турнирах.

* автор, ответственный за переписку

1412

ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

Структура факторов, необходимых для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в хоккейном клубе Таблица 1

| № | Факторы | Факторный вес |

1 Профессиональная подготовленность тренеров (рациональное построение тренировки, отношение к делу и т.д.) 18.91

2 Уровень физической и функциональной подготовленности спортсменов 16.34

3 Уровень психологической подготовленности спортсменов 13.85

4 Мотивация к проведению учебно-тренировочного процесса спортсменами (мате-

риальное стимулирование, возможность профессионального роста, моральнопсихологический климат в команде, материально-техническая база) 12.77

5 Мотивация к проведению учебно-тренировочного процесса тренерами (матери-

альное стимулирование, возможность профессионального роста, морально- 11.68

психологический климат в коллективе, отношения с воспитанниками, материально-техническая база)

6 Эффективный отбор детей в хоккейные детско-юношеские школы 10.06

Суммарный факторный вклад 83.61

Характер физического развития, уровень проявления двигательных качеств в большей степени связаны с индивидуальными особенностями роста и развития, чем с паспортным возрастом [3]. Поэтому в процессе управления учебно-тренировочным процессом хоккеистов одним из основных теоретикометодических положений системы подготовки является необходимость выявления и учета ведущих факторов, определяющих уровень общей и специальной подготовленности спортсменов, оценки их значимости для достижения высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Эти данные необходимы для научно обоснованного программирования процесса спортивной подготовки, включающего распределение парциальных объемов тренировочной работы между различными сторонами спортивной подготовки, правильное построение тренировочных воздействий, дифференцированное планирование объема и интенсивности нагрузок.

Для выявления и оценки значимости факторов, определяющих эффективность соревновательной деятельности хоккеистов различных возрастноквалификационных групп (п=40), математикостатистической обработке был подвергнут комплекс показателей, характеризующих различные стороны спортивной подготовленности и достовер-

но (р<0.05) связанных с результативностью игроков на соревновательном этапе.

В результате факторного анализа для каждого из этапов становления спортивного мастерства было выделено по четыре обобщенных показателя, вклад которых в общую дисперсию выборки составил на этапе предварительной подготовки (I) 76.51%, на этапе начальной специализации (II) -63.98%, на этапе углубленной тренировки (III) -75.51 %, на этапе спортивного совершенствования (IV) - 81.34%. Результаты представлены в табл. 2.

Исследование факторной структуры подготовленности на разных этапах многолетней подготовки спортсменов показало, что для возрастноквалификационной группы хоккеистов этапа начальной подготовки ведущей является общая физическая подготовленность, вклад которой в общую дисперсию выборки составляет 26.44%.

Второй фактор характеризуется как уровень физического развития спортсменов (21.98%). В состав его с наибольшими факторными нагрузками вошли показатели длины тела (0.84) и мышечной массы (0.92), оценка уровня биологического развития (0.83).

Таблица 2

Значимость различных аспектов физической подготовленности хоккеистов по этапам многолетней спортивной подготовки

Этап подготовки Факторы Суммарный вклад

I | II 1 III IV

I ОФП ФР

26.44% 21.98%

II ОФП СФП

19.33% 16.95%

III ОФП СФП

30.42% 21.41%

IV СФП ТП

33.78% 23.87%

СФП ТП 76.51 %

17.63% 10.46

ФР ТП 63.98%

15.24% 12.46%

ТП ФР 75.51%

14.72% 8.96%

ОФП ФР 81.34%

14.79% 8.90%

Примечание. ОФП - общая физическая подготовленность; ФР - физическое развитие; СФП - специальная физическая подготовленность.

Вклад специальной физической подготовленности в результативность в соревновательном периоде составил 17.63%.

Вклад фактора технической подготовленности на данном этапе составляет лишь 10.46%. Последний в определенной форме характеризует координационные способности спортсменов, в значительной мере определяющие быстроту и легкость овладения основными техническими приемами.

Этап начальной специализации характеризуется, с одной стороны, преемственностью, с другой - определенными изменениями в структуре подготовленности спортсменов. Так, наиболее значимыми здесь остаются факторы общей физической подготовленности (19.33%) и физического развития (15.24%). Основной же отличительной особенностью этого этапа становится повышение значимости специальной физической подготовленности (16.95%) и технической подготовленности хоккеистов (12.46%).

На третьем этапе подготовки в числе ведущих по значимости и вкладу в суммарную дисперсию выборки месте по-прежнему остается общая физическая подготовленность (30.42%), а дальнейший рост значимости технической подготовленности хоккеистов выводит этот фактор на третье место (14.72%). Кроме того, говоря о физической подготовленности, нельзя не отметить и некоторое повышение его специализированности (21.41%). Значение фактора физического развития на данном этапе снижается до 8.96%.

На этапе спортивного совершенствования наиболее значимой является специальная физическая подготовка, вклад ее составляет 33.78%. На втором месте находится фактор технической подготовленности (23.87%). В третий фактор, физическая подготовленность, как и на предыдущих этапах, остается в числе ведущих (14.79%). Фактор физического развития внес вклад в размере 8.90%.

При анализе возрастно-квалификационных изменений, происходящих во взаимосвязях параметров физической и технической подготовленности хоккеистов, выявлено, что в процессе многолетней подготовки происходят постоянные изменения соотношения физических качеств и двигательных навыков. Полученные результаты позволяют отметить в качестве основных тенденций ослабление с возрастом и

ростом квалификации спортсменов влияния общей физической подготовленности и уровня физического развития на успешность соревновательной деятельности и усиление влияния технической подготовленности. В наибольшей степени увеличение влияния технической подготовленности происходит на этапе спортивного совершенствования. Из всех выявленных факторов показатели специальной физической подготовленности на протяжении всей многолетней подготовки характеризуются наибольшим увеличением факторного вклада.

Выводы. Полученные результаты дают основание полагать, что управление учебно-

тренировочным процессом в хоккейном клубе должно представлять собой специально осуществляемую деятельность, направленную на достижение максимально возможного результата хоккейного клуба в турнирах. Ведущими в эффективном осуществлении учебно-тренировочного процесса являются профессиональная деятельность тренеров и разносторонняя (физическая, психологическая, функциональная) подготовленность. Проведенный анализ взаимосвязи показателей разных сторон подготовленности хоккеистов различных возрастно-квалификационных групп и изучение структуры их спортивной подготовленности показали, что многолетний процесс становления спортивного мастерства сопровождается целым рядом существенных изменений, связанных и с возрастным развитием, и ростом спортивной квалификации. Полученные данные указывают на наличие зависимости показателей эффективности и активности соревновательной деятельности хоккеистов от уровня основных показателей различных сторон их подготовленности и личностных характеристик на каждом из этапов многолетней подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации молодежи // Теория и практика физической культуры, 2001. №4. С. 11-15.

2. Михно Л. В. Организационно-педагогические особенности развития хоккея в Северо-Западном регионе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: ВИФК, 2002. 22 с.

3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1991. 543 с.

Поступила в редакцию 16.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.