индивидуальных занятий по каждой группе заболеваний студентов. Разработаны комплексные тесты по специальной физической подготовке. Оценка результатов и анализ сдачи тестов дают возможность разработать правильные рекомендации студентам по коррекции функционального состояния и развитию профессионально важных качеств в процессе плановых учебных и самостоятельных занятий, а также по здоровому образу и стилю жизни.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ХОККЕИСТОВ 17-19 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ НА СПЕЦИАЛЬНОПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
Плотников Алексей Владимирович - мастер спорта международного класса России по хоккею с шайбой, соискатель, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), г. Челябинск
Аннотация
Статья посвящена обобщению взглядов ведущих тренеров хоккейных молодежных команд на значимость воспитания физических способностей на специально-подготовительном этапе в подготовительном периоде. Особое внимание обращается на результаты анкетирования тренеров и педагогического тестирования уровня физической подготовленности хоккеистов 1719 лет.
THE PHYSICAL DEGREE OF TRAINING OF 17-19 YEARS OLD HOCKEY PLAYERS DURING THE SPECIALIZED TRAINING LAP IN THE PREPARATORY PERIOD
Plotnikov Alexey Vladimirovich, the master of sports of the international class of Russia in
ice hockey, the competitor,
Ural state university of physical training Chelyabinsk
Abstract
The article is devoted to the summarizing of the leading juvenile hockey trainers' views onto the importance of the education of physical abilities during special preparatory lap in the preparatory period. Great attention is paid to the results of the questionnaire among trainers and pedagogical testing of 17-19 years old hockey players' physical degree of training.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В фокусе нашего исследования - проблема физической подготовленности хоккеистов фарм-клубов (молодежные команды клубов суперлиги) на специальноподготовительном этапе (СПЭ) подготовительного периода. Команда, имеющая более высокий уровень физической подготовленности, имеет большие возможности к разносторонней тактической оснащенности в соревновательном периоде. Низкий уровень физической подготовленности отрицательно отражается на волевых качествах спортсменов, не способствует активному освоению тренировочных и соревновательных нагрузок и росту спортивного мастерства [2; 3]. Это объясняется следующими факторами:
1. Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня развития физических способностей спортсмена.
2. Высокий уровень физической подготовленности - одно из важных условий повышения тренировочных и соревновательных нагрузок.
Последнее согласуется и с общими положениями теории и методики спортивной подготовки, отводящими этой стороне физического потенциала спортсмена ведущую роль во многих видах спорта.
Физическая подготовка хоккеистов на специально-подготовительном этапе, ко-
торый предназначен для становления спортивной формы, является ведущим видом подготовки - по оценкам специалистов в области хоккея [2; 3], на нее уделяется от 30,2 до 43% общего времени тренировочного процесса. Следовательно, она является фундаментом, основной базой, на которой формируется мастерство хоккеистов [3].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - оценить уровень физической подготовленности хоккеистов 17-19 лет в подготовительном периоде на специально-подготовительном этапе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Источником первичной информации при выявлении проблемной ситуации и формировании рабочей гипотезы исследования служили сведения, полученные методом анкетирования, которое предполагало строго продуманную постановку вопросов к опрашиваемым (респондентам) [1; 4]. В анкете предусматривался определенный порядок сочетания основных содержательных и функционально вспомогательных вопросов. Результаты исследования обрабатывались на ПЭВМ с помощью пакета прикладной программы «Вю81а1».
Анкетирование проводилось в группе экспертов-тренеров (п=15), работающих в фарм-клубах хоккейных команд суперлиги. Большинство тренеров являются ведущими специалистами в подготовке хоккеистов и награждены званиями «Заслуженный тренер СССР».
С целью определения уровня физической подготовленности хоккеистов 17-19 лет в подготовительном периоде на специально-подготовительном этапе нами было проведено педагогическое тестирование с участием хоккеистов (п=160) 5-и хоккейных клубов (ХК) в подготовительном периоде на специально-подготовительном этапе: ХК «Локомотив-2» (г. Ярославль) (п=32), ХК «Амур-2» (г. Хабаровск) (п=31), ХК «Металлург-2» (г. Магнитогорск) (п=30), ХК «Лада-2» (г. Тольятти) (п=33), ХК «Салават Юлаев-2» (г. Уфа) (п=34).
В нашем исследовании мы проводили комплексную оценку уровня физической подготовленности с использованием широкого круга разнообразных тестов, рекомендованных специалистами в области хоккея [2, 3]:
1. Оценка скоростной выносливости - «бег 400 м, с» - на «земле».
2. Оценка скоростно-силовых качеств - «подтягивание на перекладине, количество раз» - на «земле».
3. Оценка скоростно-силовых качеств - «поднимание туловища, количество раз за 1 мин.» - на «земле».
4. Оценка специальной физической подготовленности (СФП) - комплексный тест - «челночный бег 5х54 м, с» - на льду.
Тесты, использованные нами для определения уровня физической подготовленности спортсменов, удовлетворяли требованиям, распространенным в теории и практике спорта.
Результаты исследования обрабатывались на ПЭВМ с помощью пакета прикладных программ «81а11Б11ка 6.0». В таблице 1 отражены полученные результаты исследования.
Таблица
Результаты (M±m) педагогического тестирования уровня физической подготовленности хоккеистов (п=160) 17-19 лет в подготовительном периоде на специаль-___________________________но-подготовительном этапе_____________________________
№ Тесты Хоккейные команды
А Б в Г Д
1 Подтягивание на перекладине, раз 12,9±1,3 11,03±1,8 10,4±1,22 6,63±2,2 4,9±1,5
2 Бег на 400 м, с 51,23±1,8 51,8±2,0 52,5±1,7 56,05±3,03 50,81±1,9
3 Поднимание туловища, кол-во раз за 1 мин 52,13±2,3 48,3±3,6 48,8±2,64 38,31±2,3 45,62±3,14
4 Челночный бег на коньках «5х54 м», с 40,4±1,43 47,94±2,5 45,4±2,09 45,7±1,9 44,51±4,03
Примечания:
М - среднестатистическое значение;
т - стандартное отклонение;
п - количество человек;
Команда А - ХК «Локомотив-2» (г. Ярославль) (п=32);
Команда Б - ХК «Амур-2» (г. Хабаровск) (п=31);
Команда В - ХК «Металлург-2» (г. Магнитогорск) (п=30);
Команда Г - ХК «Лада-2» (г. Тольятти) (п=33);
Команда Д - ХК «Салават Юлаев-2» (г. Уфа) (п=34).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты анкетирования тренерского состава (п=15) хоккейных молодежных команд показали, что ведущими физическими качествами в совершенствовании физической подготовки на специально-подготовительном этапе в подготовительном периоде все тренеры считают «координационные качества специальные» и «выносливость специальную», ранговые показатели которых равны по 1,0±0,0. Это связано с тем, что в подготовительном периоде на специально-подготовительном этапе осуществляется становление спортивной формы. Развитие ловкости осуществляется преимущественно в играх и игровых упражнениях в тесном единстве со скоростно-силовыми качествами и совершенствованием технических приемов. Занятия более специализированы, небольшие по объему, интенсивны и комплексного воздействия. Проводят их с акцентом на развитии скоростно-силовых качеств и специальной выносливости в режимах, адекватных соревновательной деятельности, с применением круговой и поточной форм организации тренировки.
При развитии выносливости специальной особое внимание обращается на повышение уровня анаэробно-гликолитического энергообеспечения. С этой целью вводятся тренировочные задания на повышение емкости и мощности гликолитического механизма энергообеспечения.
На второе место по значимости тренеры ставят «быстроту выполнения технического приема» и «скоростно-силовые качества» - по 1,06±0,3. Это связано с тем, что на СПЭ объем скоростной подготовки несколько снижается, но заметно увеличивается объем скоростно-силовой подготовки, так как в этом возрасте увеличение скорости за счет повышения уровня скоростно-силовых качеств - наиболее эффективный и реальный путь.
Наименее значимыми физическими способностями, по мнению тренеров, являются «выносливость общая» и «сила максимальная» - ранговые показатели 2,7±0,81 и 3,0±1,3, соответственно. Это связано с тем, что на СПЭ величина тренировочной нагрузки на отдельных занятиях и в тренировочном дне возрастает за счет значительного повышения интенсивности, хотя средний показатель объема несколько снижается. Нагрузки - преимущественно специфического характера, аэробно-анаэробной направленности. Заметно снижаются аэробные нагрузки и увеличиваются анаэробно-алактатные и аэробно-анаэробные.
Из таблицы видно, что по результатам тестов - «подтягивание, раз», «поднимание туловища, кол-во раз за 1 мин» и «челночный бег на коньках 5х54 м, с» - лидируют хоккеисты ХК «Локомотив-2» (г. Ярославль) (п=32) с показателями 12,9±1,3 раз, 52,13±2,3 раз и 40,4±1,43 с, соответственно. Это связано с тем, что команда сформирована из «привозных», иногородних хоккеистов, наиболее подготовленных и перспективных, с точки зрения подмосковных селекционеров, хоккеистов, а также тем, что в данной команде применяемые упражнения по общей физической подготовке оптимально сочетаются с задачами специальной физической подготовки, чтобы не нарушить структуры специальных показателей.
По результатам теста «бег на 400 м, с» лидируют хоккеисты ХК «Салават Юлаев-2» (г. Уфа) (п=34). Это связано с подбором, объемом и интенсивностью специальных средств в тренировочном процессе как на льду, так и на земле.
ВЫВОДЫ
1. Полученные результаты исследования позволяют констатировать значимость различных подходов в физической подготовке хоккеистов 17-19 лет на специально-подготовительном этапе подготовительного периода и рационально спланировать применение физических упражнений в тренировочном процессе.
2. Ориентация на оценку уровня физической подготовленности в подготовительном периоде на специально-подготовительном этапе позволяет качественно управлять тренировочным и соревновательным процессами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / Ю.Д.Железняк, П.К. Петров. - М. : Академия, 2002. - 264 с.
2. Никонов, Ю.В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов / Ю.В. Никонов. - Минск : Асар, 2003. - 352 с.
3. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В .П. Савин. - М. : Академия, 2003. - 400 с.
4. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология : учеб. для студ. пед. вузов / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. - М. : Академия, 2000. - 232 с.
ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК
РЕЗУЛЬТАТ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Сивас Наталия Викторовна, доцент, кандидат педагогических наук, ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова), ФГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П. Ф. Лесгафта» (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта)
Аннотация
Установлено, что в период обучения в медицинском вузе в связи с формированием ценностного потенциала здорового образа жизни по мере приобретения профессиональных знаний происходит изменение в отношении к занятиям физической культурой; дисциплина «Физическая культура» является лидером среди других в вопросах обеспечения знаниями в области индивидуального здоровья и здорового образа жизни человека.
POSITIVE ATTITUDE TOWARDS PHYSICAL CULTURE AS A RESULT OF KNOWLEDGE ACQUISITION IN THE PROCESS OF LEARING IN MEDICAL
UNIVERSITIES
Sivas Natalia Viktorovna, the senior lecturer, the candidate of pedagogical sciences, St.-Petersburg state medical university of a name of academician I.P.Pavlov
Abstract
The change of attitude towards the subject of physical education, that occurs while medical higher education, is the result of building up a valuable potential of the healthy way of life after professional knowledge acquisition. The discipline “Physical culture” is the leader among other questions of knowledge acquisition in individual heath area and healthy way of human being’s life.
ВВЕДЕНИЕ
Отношение к занятиям физической культурой формируется у ребенка с раннего детства, в первую очередь, в семье и в том дошкольном учреждении, которое посещает ребенок. Стремление родителей воспитать будущего чемпиона, приобретающего известность и славу, а, в последнее время, когда спорт стал профессиональным, и воз-