Научная статья на тему 'Уровень общей и специальной физической подготовленности хоккеистов 13-15 лет'

Уровень общей и специальной физической подготовленности хоккеистов 13-15 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1306
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ХОККЕИСТЫ / ЭТАП УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / GENERAL PHYSICAL PREPARATION / SPECIAL PHYSICAL PREPARATION / HOCKEY PLAYERS / STAGE OF PROFOUND SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самсыкин Антон Сергеевич

Приведены показатели, отражающие уровень общей и специальной физической подготовленности хоккеистов, занимающихся на этапе углубленной спортивной специализации. Выявлено, что показатели в тестах по специальной физической подготовке в значительной степени определяются уровнем техники владения коньками и уровнем развития скоростно-силовых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самсыкин Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF THE GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL FITNESS OF HOCKEY PLAYERS OF 13-15 YEARS

In article the author gives the indicators reflecting the level of the general and special physical fitness of the hockey players who are engaged at a stage of profound sports specialization. It is revealed that indicators in tests substantially are determined by special physical preparation by the level of technology of possession of the skates and a level of development of high-speed and power qualities.

Текст научной работы на тему «Уровень общей и специальной физической подготовленности хоккеистов 13-15 лет»

УДК 796.966

УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-15 ЛЕТ

А.С. Самсыкин

Приведены показатели, отражающие уровень общей и специальной физической подготовленности хоккеистов, занимающихся на этапе углубленной спортивной специализации. Выявлено, что показатели в тестах по специальной физической подготовке в значительной степени определяются уровнем техники владения коньками и уровнем развития скоростно-силовых качеств.

Ключевые слова: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, хоккеисты, этап углубленной специализации.

Важным аспектом совершенствования процесса многолетней подготовки юных спортсменов является научное обоснование эффективной системы управления тренировкой на основе объективных данных о динамике физической подготовленности и спортивного мастерства юных спортсменов [1].

Эффективная система управления тренировочным процессом предполагает регулярное получение информации об уровне развития физических качеств, функциональных возможностей, технико-тактического мастерства на этапах многолетней подготовки и годичных тренировочных циклах.

Хоккей - один из самых популярных видов спорта в мире. На сегодняшний день имеется большое количество научных работ, раскрывающих особенности подготовки хоккеистов, но в своем большинстве они касаются подготовки высококвалифицированных спортсменов, вместе с тем количество работ, направленных на обоснование системы подготовки юных хоккеистов ограниченно [2-4].

На этапе углубленной спортивной специализации проходят подготовку юные хоккеисты 13-15 лет, в этот период основные задачи сосредоточены в направлении расширения уровня физических и функциональных возможностей, повышения уровня технического мастерства спортсменов. В этой связи, именно на данном этапе подготовки большое значение приобретает регулярный педагогический контроль уровня физической подготовленности хоккеистов [4, 5].

Недостаточная теоретическая и методическая разработанность данного вопроса существенно сказывается на практической стороне проблемы. Анализ данных научно-методической литературы и передовой практики свидетельствует, что на сегодняшний день в хоккее имеется значительное количество тестов и контрольных упражнений, однако по

большинству из них отсутствуют критерии оценки, что затрудняет их практическое применение.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между практической необходимостью, с одной стороны, осуществления педагогического контроля за уровнем физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации, с другой, недостаточной научно-методической разработанностью критериев оценки уровня физической подготовленности хоккеистов 13-15 лет.

Проблема нашего исследования, направленного на поиск путей разрешения этого противоречия, сформулирована следующим образом: каковы особенности динамики уровня физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации?

Цель исследования: выявить особенности динамики уровня физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Гипотеза исследования. Выявление особенностей динамики уровня общей и специальной физической подготовленности хоккеистов позволит усовершенствовать систему педагогического контроля, систематизировать тренировочный процесс и повысить качество физической подготовки хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Для достижения цели исследования последовательно решались четыре задачи:

1. Теоретически исследовать проблему изучения динамики физической подготовленности хоккеистов.

2. Разработать шкалы дифференцированной оценки общей и специальной физической подготовленности хоккеистов 13-15 лет.

3. Выявить динамику уровня общей и специальной физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.

4. Экспериментально обосновать эффективность педагогического контроля общей и специальной физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Экспериментальная база исследования: команда «Ак Барс» - 2001г., г. Казань, Республика Татарстан.

В нашем исследовании приняли участие хоккеисты 13-15 лет, занимающиеся на этапе углубленной спортивной специализации. Для выявления уровня развития ведущих двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, общей и специальной выносливости) нами применялись тесты, рекомендованные Федерацией хоккея России для ДЮСШ. Полученные среднегрупповые значения были математически обработаны и послужили основой для разработки шкал дифференцированной оценки уровня развития изучаемых физических качеств и двигательных

способностей. Разработанные нами шкалы дифференцированной оценки позволили построить индивидуальный профиль физической подготовленности, где графически изображен уровень развития различных видов двигательных способностей и физических качеств по результатам тестов. Исследование уровня общей физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации позволило экспериментально установить, что наиболее высокие темпы прироста скоростных качеств у юных хоккеистов наблюдаются в 13 и 15 лет. Наиболее высокие темпы прироста анаэробной выносливости отмечены с 13 до 14 лет. Установлено, что наиболее высокие темпы развития общей выносливости отмечены в 13-14 лет. Высокие темпы прироста силовых и скоростно-силовых качеств были отмечены в период от 13 до 15 лет. Наиболее высокие темпы прироста ловкости выявлены у 13-14-летних хоккеистов.

Выявлено, что показатели в тестах по специальной физической подготовке в значительной степени определяются уровнем техники владения коньками и уровнем развития скоростно-силовых качеств. Поэтому наиболее высокие темпы прироста результатов в специальных тестах у юных хоккеистов наблюдаются в возрастной период 14-15 лет. Исследование уровня общей физической подготовленности в годичном цикле тренировки позволило выявить положительную динамику в развитии основных физических качеств и двигательных способностей. В соревновательном периоде подготовки 95 % ЭГ по уровню общей физической подготовленности находятся в пределах от среднего до высокого, а в КГ - 80 % хоккеистов от общего числа группы имеют оптимальный уровень ОФП (рис. 1, 2).

Рис. 1. Соотношение испытуемых ЭГ с различным уровнем ОФП

в соревновательном периоде

Рис. 2. Соотношение испытуемых КГ с различным уровнем ОФП

в соревновательном периоде

Исследование уровня специальной физической подготовленности в годичном цикле тренировки позволило выявить положительную динамику в развитии основных физических качеств и двигательных способностей. В соревновательном периоде подготовки 90 % ЭГ по уровню специальной физической подготовленности находятся в пределах от среднего до высокого, а в КГ - 70 % хоккеистов от общего числа группы имеют оптимальный уровень СФП (рис. 3,4).

высокий; 5%

Рис. 3. Соотношение испытуемых ЭГ с различным уровнем СФП

в соревновательном периоде

Рис. 4. Соотношение испытуемых КГ с различным уровнем СФП

в соревновательном периоде

Проведение педагогического тестирования с целью выявления хоккеистов, отстающих по уровню развития различных компонентов общей и специальной физической подготовленности, и введение коррекции в тренировочный процесс на этапе углубленной спортивной специализации должно осуществляться через каждые два месяца подготовки в годичном тренировочном цикле. Регулярный педагогический контроль позволяет реализовывать дифференцированный подход в тренировке хоккеистов и целенаправленно развивать физические качества и двигательные навыки, лимитирующие игровой потенциал хоккеистов.

Обобщая результаты исследования динамики уровня физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации можно заключить следующее, что применение разработанной нами системы оценки уровня общей и специальной физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации в рамках регулярного педагогического контроля дает объективную информацию об уровне физической подготовленности и позволяет своевременно корректировать физическую подготовку в учебно-тренировочном процессе.

Список литературы

1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 21. С.4750-4754.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 25. С. 5655-5659.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч.11. С.2450-2454.

4. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. 2013. № 6. С. 12-19.

5. Шестаков М.П., Назаров А.П., Черенков Д.Р. Специальная физическая подготовка хоккеистов: учеб. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2000. 143 с.

Самсыкин Антон Сергеевич, аспирант, volder1968@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма.

LEVEL OF THE GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL FITNESS OF HOCKEY PLAYERS

OF 13-15 YEARS

A.S. Samsykin

In article the author gives the indicators reflecting the level of the general and special physical fitness of the hockey players who are engaged at a stage of profound sports specialization. It is revealed that indicators in tests substantially are determined by special physical preparation by the level of technology of possession of the skates and a level of development of high-speed and power qualities.

Key words: general physical preparation, special physical preparation, hockey players, stage of profound specialization.

Samsykin Anton Sergeyevich, graduate student, volderl968@ mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

УДК 796.011

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ КОМАНД

Г.А. Хрусталев, В.П. Губа, В.А. Ермаков

Рассмотрены вопросы эффективного формирования состава команды в игровых видах спорта на основе интегрально-индивидуального подхода, обеспечивающего определение перспективности спортсмена по целому комплексу индивидуальных особенностей развития организма.

Ключевые слова: спортивные игры, команда, игровые звенья, интегрально-индивидуальный подход.

Одним из первостепенных условий успешной организации коллективных взаимодействий внутри команды, является наличие объективных показателей характеризующих индивидуальные особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.