Техника, тактика и методика спортивной тренировки
групп мышц рук и плечевого пояса. Сочетание этих элементов со сложнодинамическим характером выполнения всего упражнения позволит им претендовать на самые высокие места на крупнейших международных соревнованиях.
Для дальнейшего повышения уровня основных физических качеств гимнастов с учетом задач предстоящего олимпийского цикла внесены существенные коррективы в комплексы упражнений круговой тренировки.
Расширен комплекс тестов для контроля за уровнем специальной физической подготовленности гимнастов.
Литература:
1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. /Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации. М.: ФИС 2004. - 326 с.
2. Гавердовский Ю. К., Лисицкая Т. С., Розин Е. Ю., Смолевский В. М. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины). Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Москва 2005. - 511 с.
3. Умаров М.Н., Эштаев А.К. Планирование и распределение средств тренировки гимнастов на начальном этапе подготовки. Учебное пособие, Т.: 2004. - 154 с.
4. Умаров М.Н, Эштаев А.К. Разработка модельных характеристик гимнастов высокой квалификации. // «Фан спортга». 2004. №1. - с.35-38.
5. Умаров М.Н., Эштаев А.К. Характерные особенности соревновательной деятельности гимнастов. // «Фан спортга». 2005. №1. - с. 34-35.
6. Умаров М.Н. Предмет и методы специализированной технической подготовки в гимнастике. // «Фан спортга». 2008. №3. - с. 39-44.
7. Умаров М.Н., Эштаев С.А. Моделирование и прогнозирование соревновательной деятельности юных гимнастов на этапе углубленной специализированной подготовки. Учебно-методическое пособие. Т. Издательско-полиграфический отдел УзГИФК, 2012. - 173с.
УУК (УДК, UDC): 796.015:8:004
Информация для связи с автором:
Кандидат педагогических наук, доцент К.Ф. БАЯЗИТОВ1
1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
Annotation
В статье обсуждается вопрос разработки и внедрения компьютерных технологий в управление учебно-тренировочным процессом высококвалифицированных тяжелоатлетов. Проведены констатирующие эксперименты с целью обоснования эффективности управления учебно-тренировочным процессом при использовании разработанного программного обеспечения. Определены корректирующие и регулирующие группы факторов по степени влияния на управление учебно-тренировочным процессом тяжелоатлетов.
Ключевые слова: высококвалифицированные тяжелоатлеты, управление учебно-тренировочным процессом, компьютерные технологии, тренировочная нагрузка.
Маколада юкори малакали огир атлетикачиларнинг укув-машгулот жараёнига компьютер технологияларини жорий этиш масалалари урганилган. Ишлаб чикилган дастурлардан фойдала-ниш оркали укув-тренинг жараёнини бошкариш самарадорлигини асослаш максадида тажрида утказилди. Тузатувчи ва тартибга солувчи омиллар огир атлетикачиларнинг машгулот жараёнини бошкаришнинг таъсир даражасига караб аникланди.
Калит сузлар: юкори малакали огир атлетикачилар, укув-машрулот жараёнини бошцариш, компьютер технологиялари, машгулот юкламалари.
The article discusses the development and implementation of computer technologies in the management of the educational and training process of highly qualified weightlifters. The ascertaining experiments were carried out in order to substantiate the effectiveness of the management of the educational-training process when using the developed software. The corrective and regulating groups of factors have been determined according to the degree of influence on the control of the educational-training process of weightlifters.
Key words: highly qualified weightlifters, management of the educational and training process, computer technologies, training load.
Введение. Бурное развитие подготовки спортсменов определяется в основном оптимизацией управления педагогическими процессами и системами [3,6,8], а также повышением качества управления учебное - тренировочным процессом. Одно из важных условий повышения качества управления учебно-тренировочным процессом -это индивидуализация подготовки спортсменов [1,2,7]. Учебно-тренировочный процесс должен быть направлен на индивидуализацию планирования по отношению к каждому спортсмену по его функциональным показателям [4,5].
Разработка и внедрение компьютерных технологий управления учебно-тренировочным процессом в тяжелой атлетике обеспечивающих индивидуализацию и оптимальную согласованность
№1-2021
тренировочном нагрузки и состояния высококвалифицированных тяжелоатлетов, на сегодняшний день является актуальной проблемой.
В связи чем в практике тяжелой атлетики обозначилось противоречие между необходимостью и возможностью изучения управления учебно-тренировочным процессом за счет разработки и внедрения информационных технологий и отсутствием ее моделей и методик.
Цель исследования. Разработать, обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность технологии управления учебно-тренировочным процессом высококвалифицированных тяжелоатлетов.
Гипотезой исследования предполагается, что управление учебно-тренировочным процессом
e-mail: [email protected]
13
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
см о см
го га
0
ю
1
в тяжелой атлетике, основанное на индивидуализации тренировочной нагрузки, учитывающее функциональное состояние тяжелоатлета, с применением компьютерных технологий позволит повысить эффективность его организации.
Организация исследования. Эксперимент проводился на тяжелоатлетической базе Узбекского государственного университета физической культуры и спорта. В педагогическом эксперименте приняли участие высококвалифицированные тяжелоатлеты, имеющие звание мастера спорта Узбекистана. С целью реализации поставленных целей и задач нами разработано программное обеспечение для компьютерного сопровождения учебно-тренировочного процесса тяжелоатлетов. Проведение констатирующих экспериментов, заключавшихся в изучении и корректировании поставленной гипотезы нашего исследования, позволило осуществить содержательную и статистическую аналитику полученных данных, а также определить параметры эффективности учебно-тренировочного процесса. При помощи методов педагогического исследования, как учет, контроль и оценка учебно-тренировочного процесса, педагогический эксперимент и статистический анализ экспериментальных данных, осуществлялась реализация разработанной программы управления процессом подготовки высококвалифицированных тяжелоатлетов.
Констатирующий эксперимент № 1. Тяже -лоатлетам разрабатывалось индивидуализированное планирование тренировок, сформированное способом «в ручную» по методике планирования учебно-тренировочного процесса, разработанное автором данной статьи для осуществления с использованием информационных технологий. Проведение эксперимента осуществлялось в присутствии и под руководством высококвалифицированных тренеров-преподавателей. В нестоящем исследовании приняли участие 16 квалифицированных тяжелоатлетов. В период проведения эксперимента производилось тестирование. Тяжелоатлеты вели тренировочные дневники, статистические данные и показатели тренировочной нагрузки учебно-тренировочного процесса заносились в базу данных создаваемого программного обеспечения.
Констатирующий эксперимент № 2. С целью экспериментальной проверки эффективности управления учебно-тренировочным процессом при использовании разработанного программного обеспечения проведен второй констатирующий эксперимент, который выдавал рассчитанный план тренировочной нагрузки с учетом его предыдущего планирования и текущего состояния тяжелоатлета исходя из введенной о нем информации. Таким образом, тяжелоатлеты получали такой план тренировки, которому подвергались при постоянном контроле тренера-преподавателя. На протяжении всего эксперимента проводились тестирования и учет тренировочной нагрузки и
текущего состояния тяжелоатлетов, информация вносилась в базу данных.
При помощи анализа главных компонентов компьютерных технологий и корреляционного анализа были выявлены параметры факторов воздействия на управление учебно-тренировочным процессом, что в большей степени влияют на общий спортивный результат в тяжелой атлетике.
В последствии была реализована следующая из поставленных задач педагогического иссле-дования-разработка методики планирования тренировочной нагрузки с применением компьютерных технологий подготовки высококвалифицированных тяжелоатлетов. В связи с чем нами была разработана математическая модель структуры учебно-тренировочного процесса в тяжелой атлетике для высококвалифицированных спортсменов, включающую в себя целочисленное программирование с линейными лимитированными. По согласованию с ними целочисленные показатели обусловлены степенями спортивной подготовленности и состоянием тяжелоатлетов. На основе изучения и анализа имеющихся методик управления учебно-тренировочным процессом разработана модель расчета параметров учебно-тренировочного процесса в тяжелой атлетике и созданы ее алгоритмы. Расчет показателей тренировочной нагрузки осуществляется по алгоритму, в котором был использован ряд эвристических положений и практический опыт спортивной тренировки, имеет структурный характер и включает расчет параметров тренировочной нагрузки для различных временных периодов - подход, упражнения, учебно-тренировочные занятия, микроцикл и мезо цикл. Для решения поставленных задач нашел применение разработанный программный продукт.
Структура управления учебно-тренировочным процессом была представлена в виде композиции взаимообусловленных и взаимосвязанных модулей с конкретными функциями. Описан процесс и последовательная система взаимосвязанных задач данных модулей модели компьютерной технологии управления учебно-тренировочным процессом в тяжелой атлетике, включающая в себя подсистемы регистрации, редактирования, просмотра, а также анализа тренировочной деятельности спортсмена; подсистемы планирования тренировочной нагрузки на предстоящий период; подсистемы коррекции учебно-тренировочного процесса.
В последствие происходило осуществление экспериментальной апробации эффективности управления учебно-тренировочного процесса с использованием компьютерных технологий в тяжелой атлетике, которая обусловлена использованием индивидуализированного и дифференцированного управления, учитывающих текущее состояние тяжелоатлетов. Также рассмотрены способы оценки эффективности использования компьютерных технологий и проблемы ее прак-
14 е-шаП: [email protected] №1-2021
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
тической реализации; осуществлено методическое обоснование организации экспериментальных исследований, а также представлен комплекс критериев оценки и приведены фактические показатели, подтверждающие эффективность разработанной технологии управления учебно-тренировочным процессом с использованием компьютерных технологий.
Содержательный анализ учебно-тренировочного процесса в тяжелой атлетике позволил заключить о том, что в спортивной подготовке традиционно используются в большей части групповой подход для его организации и проведения. Принцип дифференцирования, или индивидуализации, в учебно-тренировочном процессе используется недостаточно широко. Результаты экспериментального исследования доказывают о необходимости внедрения индивидуализированного и дифференцированного подхода к организации проведения спортивной тренировки высококвалифицированных тяжелоатлетов.
Обоснованный с научной точки зрения технологичный подход к построению учебно-тренировочного процесса приобретает актуальность, который основан на информативных показателях состояния, специальной физической подготовленности и организации процесса тренировки тяжелоатлетов. Система управления учебно-тренировочным процессом высококвалифицированных тяжелоатлетов и обусловленный им объем непрерывно обновляющейся информации о его параметрах потребовали разработки нового подхода управления им с использованием новейших информационных технологий.
Управление тренировкой тяжелоатлетов должно учитывать влияние множества внутренних и внешних факторов на тяжелоатлета, в связи с чем требуется непрерывный контроль за всеми структурными составляющими учебно-тренировочного процесса, и на основании этого необходимо проводить оперативную коррекцию спортивной тренировки. Все структурные компоненты данного педагогического процесса дополняют друг друга и находятся в активном взаимодействии.
Количество связей, которое неопределенно между параметрами учебно-тренировочного процесса, а также их неявные взаимосвязи имеют трудно разрешимую задачу управления как для экспертных систем, так и для методов математической статистики. На сегодняшний день реализация управления этими процессами возможна при применении компьютерных технологий, которые разработаны автором настоящей статьи. Разработанный программный продукт способен скорректировать свое поведение по отношению воздействующей внешней среды. После введения начальной информации они могут само настраиваться с целью обеспечения необходимой реакции.
Также нам удалось обнаружить наиболее значимые показатели факторов управления учебно-тренировочным процессом в тяжелой атлетике. Они
были разделены на две группы (корректирующие и регулирующие) по степени влияния на управление учебно-тренировочным процессом тяжелоатлетов. На основе содержательного анализа основных компонентов компьютерной программы и с помощью парной корреляции получилось установить зависимость спортивного результата тяжелоатлетов и основных параметров их специальной и общей физической подготовленности. Выявленные в процессе исследований показатели позволили информативно и надежно охарактеризовать специальную подготовленность тяжелоатлетов. Проведенное экспериментальное исследование согласно математической теории позволило выбрать контрольные тесты, адекватно характеризующие уровень спортивной подготовленности и текущего состояния тяжелоатлетов.
Таким образом, представленная технология, включающая в себя модули контроля, планирования учебно-тренировочного процесса, коррекции тренировочной нагрузки и прогнозирования спортивного результата, дает возможность эффективно управлять учебно-тренировочным процессом тяжелоатлетов высокой квалификации. Исходя из этого открывается перспектива для дальнейших исследований в направлении развития информационных технологий по построению учебно-тренировочного процесса в разработке системы управления многолетней подготовкой тяжелоатлетов на различных этапах становления спортивного. Разработанная и представленная технология управления учебно-тренировочным процессом может применена в работе с тяжелоатлетами разного уровня спортивной подготовленности. Кроме этого, идея этой научной работы может быть адаптирована к применению к другим видам спорта с условием учета их особенностей.
Выводы.
1. Совокупность факторов, оказывающих влияние на управление учебно-тренировочным процессом, классифицирована по особенностям воздействия на две группы - корректирующие и регулирующие его процесс. К первой из них сведены факторы, характеризующие тренировочное влияние, ко второй группе - факторы, информирующие о текущем состоянии тяжелоатлета и показателях выполненной тренировочной нагрузки.
2. К параметрам корректирующих факторов отнесены параметры тренировочной нагрузки в тяжелой атлетике: а) объем и интенсивность тренировочной нагрузки (количество подъемов штанги (ПШ) в применяемых упражнениях); б) суммарное количество подходов и ПШ в применяемых упражнениях, распределенных по зонам интенсивности нагрузки; г) среднее количество ПШ в подходе по зонам интенсивности; д) интенсивность нагрузки учебно-тренировочного процесса, в т. ч. относительная интенсивность нагрузки в применяемых тяжелоатлетических упражнениях.
3. К показателям факторов, регулирующим процесс управления учебно-тренировочным про-
e-mail: [email protected]
15
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
цессом тяжелоатлетов, сведены характеризующие текущее состояние спортсмена. Показатели этих параметров в тяжелой атлетике необходимо выявлять с использованием тестов, оценивающих: а) скоростно-силовые показатели; б) скоростную выносливость; в) специальную силовую подготовленность; г) кинематические характеристики выполнения соревновательных упражнений.
4. Разработана и представлена технология управления учебно-тренировочным процессом в тяжелой атлетике, основанная на применении дифференцированных и индивидуализированных управляющих действий, при которой учитывается динамика изменения функционального состояния тяжелоатлетов. Разработанная технология состоит из следующих основных частей: 1) структурные компоненты регистрации, просмотра, анализа и редактирования предыдущих тренировочных действий тяжелоатлета;
2) структурные компоненты планирования тренировочной нагрузки на предстоящий период;
3) структурные компоненты коррекции учебно-тренировочного процесса.
Литература:
1. Губа В. П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 276 с.
2. Дрюков В. Индивидуализация подготовки спортсменов высокой квалификации по результатам проведения физиологического обследования в процессе этапного комплексного контроля // Наука в Олимпийском спорте. - 2004. - № 1. - С. 130-136.
3. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М.: ФОН, 1995. - 394 с.
4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с.
5. Лукьянов А.Б. Параметры факторов управления тренировочным процессом в пауэрлифтинге // Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия. - Вестник ВЭГУ. - 2018. - № 4 (96). - С. 63-74.
6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
7. Хоменко Р.В. Индивидуализация предсоревновательной подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Омск, 2017. - 24 с.
8. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. - М.: 1995. - 82 с.
УУК (УДК, UDC): 796.051.2:61
Информация для связи с автором:
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н.ЧЕРНИКОВА1
1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Аннотация
Annotation
В статье представлена проблема дальнейшего поиска стратегического направления тренировочного процесса высококвалифицированных велосипедистов на этапе подготовки к ответственным соревнованиям.
Ключевые слова: высококвалифицированные велосипедисты, шоссе.
Маколада нуфузли мусобакаларга тайёргарлик боскичида юкори малакали велосипедчи-ларни тайёрлаш жараёнининг стратегик йуналишини янада такомиллаштириш масалалари урганилшган.
Калит сузлар: юцори малакали велосипедчилар, шоссе.
The article presents the problem of further search for the strategic direction of the training process of highly qualified cyclists at the stage of preparation for responsible competitions.
Keywords: highly skilled cyclists, organization technology, cycle racing.
CM О CM
ra t о d w
с to
Актуальность. Мировая конкуренции в велосипедном спортетребует более эффективной подготовки спортсменов высокого класса и резерва. Дальнейший рост спортивного мастерства квалифицированных спортсменов по видам спорта, в том числе и в велоспорте, во многом зависит от создания оптимальных и эффективных структур тренировочного процесса. Вопрос о подготовке велосипедистов к наиболее значимым соревнованиям, таких как Олимпийским играм, чемпионатам мира, Азиатским играм и другим престижным международным соревнованиям требует серьезного подхода к изучению тренировочного процесса велосипедистов.
Таким образом, проблема дальнейшего поиска стратегического направления тренировочного процесса высококвалифицированных велоси-
педистов на этапе подготовки к ответственным соревнованиям не утратила своей актуальности [5].
Цель исследования. Технология организации и проведения тренировки, высококвалифицированных велосипедистов-шоссейников на основе создания модельных характеристик тренировочной нагрузки. Для достижения цели исследования решались следующие
Задачи.
1 Изучить особенности содержания тренировочного процесса высококвалифицированных велосипедистов-шоссейников в годичном цикле подготовки по данным теории и практики.
2. Исследовать динамику и соотношение тренировочных нагрузок, а также их характер воздействия на организм спортсмена, в подготовке высококвалифицированных велосипедистов-шос-
16
e-mail: [email protected]
№1-2021