Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ'

ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маткаримов Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

каждая четверка находилась на площадке в среднем 27 мин. Общее время игры звена за смену составило в среднем 4,5 мин, из них на «чистое» время пришлось 3,5 мин. А также характеристики соревновательной деятельности, которые должны учитываться в учебно-тренировочном процессе по мини-футболу, наиболее наглядно можно наблюдать на Чемпионате Республики Узбекистан у команд высшей лиги. На наш взгляд, их можно сформулировать следующим образом:

- дальнейшее совершенствование технико-тактического мастерства мини-футболистов основывается на умении выполнять сложные технико-тактические действия на высокой скорости движения и при значительном сопротивлении соперника;

- с целью повышение надежности атакующих и оборонительных действий нужно проводить с применением ситуационного метода, где специальные упражнения максимально приближены к игровой обстановке;

- увеличение темпа игры;

- повышение значимости отдельных игровых эпизодов;

- возрастание напряженности матчей.

УУК (УДК, тс: 796.015.4.22

Литература:

1. Айрапетьянц, Л.Р. Этапы содержание и методы спортивно-технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта // «Фан-спортга». 2010. - №2. - С.32-35.

2. Андреев С.Н., Левин В.С. Мини-футбол: методическое пособие.

- Липецк: Арес, 2004. - 496 с.

3. Алиев Э.Г., Андреев С.Н., Губа В.П. Мини-футбол (футзал): учебник. - Москва: Советский спорт, 2012. - 554 с.

4. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле. // Теория и практика физической культуры. 2006. - №2. - С.24-31.

5. Годик М.А. Совершенствование физической подготовленности спортсменов / Современная система спортивной подготовки: - М.: СААМ. - 1995. - 165 с.

6. Евсеев А.В. Педагогический контроль за технико-тактической деятельностью игроков команды по мини-футболу: Автореф. дис. канд. пед. наук: - Екатеринбург, 2006. - 24 с.

7. Кошбахтиев И.А., Нуримов Р.Э. Программирование подготовки футболистов высокой квалификации / - Ташкент: Изд. «Зиё» - 2005.

- 120 с.

8. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практическое применение: - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

9. Петько С.Н. Структура, величина и направленность соревновательных нагрузок в мини-футболе на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Москва: 1997. - 23 с.

10. Шашков К.А. Интеграция физической и технической подготовки игроков в мини-футбол на этапе начальной спортивной специализации. Автореф. дис. канд. пед. наук: - Тула, 2014. - 28 с.

11. Эрдонов О.Л., Абдалимов О.Х. Анализ параметров игровой деятельности спортсменов высокой квалификации по мини-футболу. // «Фан-спортга», 2018. - №2.- С.39-42.

Кандидат педагогических наук, профессор Заслуженный тренер Республики Узбекистан, Член научного комитета Азиатской федерации тяжелой атлетики (AWF) Судья Международной категории Р.М. МАТКАРИМОВ1

'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

Информация для связи с автором:

matkarimov71@list.ru

ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ

Аннотация

Annotation

В работе раскрывается актуальность научного обоснования теоретического и практического совершенствования системы многолетней подготовки высококвалифицированных тяжелоатлетов. Проведен многолетний констатирующий и формирующий эксперимент с высококвалифицированными тяжелоатлетами в годичном цикле.

Ключевые слова: высококвалифицированные тяжелоатлеты, тяжелоатлетические упражнения, соревновательная нагрузка, объем нагрузки, интенсивность нагрузки.

Маколада юкори малакали огир атлетикачиларни узок муддатли тайёрлаш тизимини назарий ва амалий жи^атдан такомиллаштиришнинг илмий асосланганлиги очиб берил-ган. Юкори малакали огир атлетикачиларнинг йиллик машгулот циклида узок муддатли шакллантириш ва аниклаш тажрибаси утказилди.

Калит сузлар: юцори малакали огир атлетикачилар, огир атлетика машцлари, му-собаца юкламаси, юклама уажми, юклама шиддати.

The article reveals the relevance of scientific justification of theoretical and practical improvement of the system of long-term training of highly qualified weightlifters. A long-term ascertaining and forming experiment was conducted with highly qualified weightlifters in a one-year.

Key words: highly qualified weightlifters, weightlifting exercises, competitive workload, workload volume, workload intensity.

cc ra t О О.

сл

Введение. В последнее десятилетие участие узбекских тяжелоатлетов на международных соревнованиях выглядят весьма убедительно положительным образом [6]. Для удержания на уровне высоких результатов и дальнейшее повышение спортивного мастерства на международном уровне требует, прежде всего, необходимости научного обоснования,

теоретического и практического совершенствования системы многолетней подготовки тяжелоатлетов.

В связи с этим встает вопрос в необходимости оптимизации процесса подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации. В ходе планирования тренировочного процесса важным моментом является применение научно обоснованных результатов иссле-

10

e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz

№7-2020

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

дований с целью оптимизации учебно-тренировочного процесса, которое бы эффективно способствовало совершенствованию тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства [3,9,11].

Таким образом, необходимы разработки, которые бы существенным образом рационализировали тренирующие воздействия на подготовку атлетов к ответственным соревнованиям. Следовательно, требуется проведение дополнительных исследований, что обуславливает актуальность избранной темы.

В работах, посвященных подготовке высококвалифицированных спортсменов эффективная организация тренировки в большей степени влияет на прирост спортивных результатов. Однако в публикациях, посвященных тренировке спортсменов высшей квалификации, мнения ряда авторов существенно расходятся в организации тренировочной нагрузки: одна группа специалистов предлагает повышение интенсивности нагрузки [1,2,4] вторая группа придерживаться определенной интенсивности [7,10,12] третья ее варьирование [5,8].

Таким образом, в настоящий момент со всей остротой стоит вопрос о дальнейшем изучении и анализировании тренировочного процесса высококвалифицированных тяжелоатлетов, для определения оптимального варианта планирования спортивной подготовки в годичном цикле, который бы отвечал всем поставленным требованиям необходимых для повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности тяжелоатлетов высокой квалификации.

Цель исследования: оптимизировать процесс подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации в годичном цикле за счет оптимизации объема и интенсивности применяемых нагрузок, направленных на эффективное повышение спортивного мастерства.

В работе применялся сравнительно-последовательный эксперимент, где предусматривалось доказательство методики путем сопоставления эффективности педагогического процесса после введения в него нового фактора с эффективностью педагогического процесса до его введения в той же самой группе занимающихся. Первые два тренировочных года подготовки были условно обозначены констатирующим экспериментом (КЭ), вторые формирующим (ФЭ).

Группа испытуемых спортсменов состояла из 16 тяжелоатлетов высокой квалификации, из которых 10 мастеров спорта Узбекистана международного класса и 6 мастеров спорта Узбекистана. Стаж тренировки состоял от 6 до 12 лет, средний возраст состоял 23±2 года.

В связи с тем, что испытуемые спортсмены представители различных весовых категорий, были применены значения выравнивающих коэффициентов по формуле М.В.Стародубцева.

В тренировке констатирующего эксперимента применялись 29 тяжелоатлетических упражнений (табл. 1).

По результатам анализа объема тренировочной

нагрузки в констатирующем эксперименте тяжелоатлетами было выполнено в среднем 20677±268 подъемов штанги (ПШ) в год, из них на соревновательные упражнения приходилось 3185±96,6 (15,4%) ПШ на специально-подготовительные (подводящие) упражнения 9947±100,1 (48,1%) ПШ и на специально-подготовительные (развивающие) упражнения 7549±131,1 (36,5%) ПШ. По анализу тренировочной нагрузки тоннажа, при годовом среднем объеме общей нагрузки в 2237±88,6 тонн, на соревновательные упражнения выделялось 330±28,1 тонн, что составляет 18,4%, на специально-подготовительные (подводящие) упражнения 1104±47,6 тонн, т.е. 49,7% и на специально-подготовительные (развивающие) упражнения 803±38,4 тонн и 31,8% (табл. 2).

Анализ интенсивности тренировочной нагрузки показал: годовой коэффициент интенсивности 35,6±3,8%, средняя относительная интенсивность составила 71,2±2,7% и относительная интенсивность соревновательных упражнений 34,1±2,8% в годовом макроцикле (табл. 3).

Таблица-1

Количественная характеристика тренировочных средств

Количество специально-вспомога- Итого (вместе с со-

Периоды тельных упражнений ревновательны-ми

Подводящие Развивающие упражнения)

Х±т Х±т Х±т

Подготови-тельный 17,4±1,1 9,2 6,0±0,4 8,9 23,4±4,6 5,1

Соревнова-тельный 16,1±1,0 6,1 6,3±0,3 7,4 22,4±3,4 6,3

Достоверность различия р>0,05 р>0,05 р>0,05

Таблица-2

Средний объем тренировочной нагрузки в годовом макроцикле констатирующего эксперимента

Тяжелоатлетические упражнения Первый год КЭ (Х±™) Второй год КЭ (Х±т) Показатель за КЭ (Х±т) Показатель за КЭ (%)

Соревновательные, КПШ 3055±87,4 3314±82,3 3185±96,6 15,4

Специально-подготовительные (подводящие), КПШ 9793±205,9 10100±215,3 9947±100,1 48,1

Специально-подготовительные (развивающие), КПШ 7531±181,7 7559±193,2 7545±131,1 36,5

Суммарный объем, КПШ 20379±204 20973±229 20677±268 100

Соревновательные, тоннаж 315±10,1 345±31,4 330±28,1 18,4

Специально-подготовительные (подводящие), тоннаж 1088±53,8 1120±28,5 1104±47,6 49,7

Специально-подготовительные (развивающие), тоннаж 784±31,4 822±29,5 803±38,4 31,8

Суммарный объем, тоннаж 2187±78,9 2287±93,5 2237±88,6 100

Показатели интенсивности в годовом макроцикле

Таблица-3

Показатели Статистические показатели Первый год КЭ Второй год КЭ Средний показатель

КИ % Х ± т 35,3±4,5 35,9±4,2 35,6±3,8

2,8 3,1 2,9

СОИ % Х ± т 71,0±8,5 71,7±10,9 71,2±2,7

14,8 15,5 14,6

ОИСУ % Х ± т 33,9±2,3 34,2±3,2 34,1±2,8

17,4 18,8 15,6

Так, высококвалифицированные тяжелоатлеты за рассматриваемые нами два года подготовки выполнили в среднем 20677±268 подъемов штанги в год со средней интенсивностью 71,2±2,7%. Довольно большой объем нагрузки приходился на тяги и приседания, суммарное отношение которых составило 59%. Однако соревнования по тяжелой атлетике проводятся исключительно

о о

го га ■с о о.

№7-2020 е-шаП: fan_sportga@uzdjtsu.uz 11

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

о о

го га ■с о о.

только в рывке и толчке. Данные прироста результатов тестирования испытуемых спортсменов показали, что при выполнении указанных выше параметров тренировочной нагрузки, в основном развиваются силовые качества с достоверностью (р<0,05). Данные взрывной силы и показатели спортивного мастерства тяжелоатлетов также имели приросты за время подготовки, но оказались статистически не значимы (р>0,05). Отсюда следует, что за длительный срок подготовки спортивное мастерство тяжелоатлетов выросло с недостоверной разницей, а развитие взрывной силы, главного качества тяжелоатлетов, имело низкий показатель.

В процессе анализа спортивной подготовки двух годичных макроциклов был выявлен необоснованный подход к применению количества тренировочных упражнений, в совокупности которые имели слабую корреляционную взаимосвязь с результатами классических упражнений. Так в процессе подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации применялись 29 тяжелоатлетических упражнений, множественная корреляционная связь которых с соревновательной результативностью составила в рывке - г = 0,478 (слабая), в толчке - г = 0,532 (средняя). Также выяснялась парная корреляционная взаимосвязь с классическими упражнениями, в результате чего шесть упражнений имеют сильные значения корреляции (г = 0,774 до 0,923), одиннадцать средние (г = от 0,578 до 0,696) и двенадцать упражнений слабые (г=от 0,264 до 0,345). Следовательно, от выбора количества применяемых упражнений в тренировке высококвалифицированных тяжелоатлетов зависит динамика прироста спортивных результатов. В свою очередь сокращение основных тренировочных средств повлечет за собой снижение объема нагрузки, и как следствие будет способствовать адекватности и целенаправленности на повышение спортивного мастерства.

На основании собственно-соревновательной нагрузки нам удалось разработать модель тренировочного занятия в соревновательном периоде. Определили основные параметры тренировочной нагрузки среднюю относительную интенсивность соревновательного периода - 76,5±3,6%, относительную интенсивность соревновательных упражнений - 37,7±3,8% парциальное распределение объема (КПШ) тренировочной нагрузки в соревновательном периоде, среднее КПШ на одно упражнение в занятии и количество применяемых упражнений.

Вследствие внесенных коррективов в структуру и содержание тренировочных циклов изменился тренировочный процесс годового периода тренировки в формирующем эксперименте объем тренировочной нагрузки снизился с 20677±268 (в КЭ) до 12567±325 ПШ; тренировочная нагрузка в тоннах с 2237±88,6 (в КЭ) до 1307±13,6 тонн.

В соревновательных периодах формирующего эксперимента применялись только шесть тяжелоатлетических упражнений (рывок с помоста, подъем на грудь штанги с помоста + толчок от груди, рывок с помоста в полуприсед, подъем штанги на грудь в поприсед, толчок штанги от груди и приседание со

штангой на груди), которые имеют сильные статистические взаимосвязи с результатами соревновательных упражнений - коэффициент корреляции более 0,7.

За два года формирующего эксперимента тяжелоатлетами высокой квалификации была реализована следующая тренировочная нагрузка, среднее КПШ составило в год составило 12567±325 подъемов, из которых на соревновательные упражнения приходилось 3628±38,6 (29,8%) ПШ на специально-подготовительные (подводящие) упражнения 6311±68,1 (51,1%) ПШ и на специально-подготовительные (развивающие) упражнения 2159±75,1 (19,1%) ПШ. Таким образом, спортсменами было освоено в среднем в год 1307±13,6 тонн, на соревновательные упражнения выделялось 380±8,1 тонн, что составляет 29,5%, на специально-подготовительные (подводящие) упражнения 675±17,6 тонн, т.е. 51,3% и на специально-подготовительные (развивающие) упражнения 251±18,4 тонн и 19,2% (табл. 5.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели интенсивности подготовки формирующего эксперимента представлены на таблице 6.

По показателям интенсивности тренировочной нагрузки удалось выдержать установку в соревновательном периоде по средней относительной интенсивности (СОИ) в 76,5%, а также по относительной интенсивности соревновательных упражнений (ОИСУ) в 37,7%. Средняя относительная интенсивность (СОИ) соревновательного периода за 2 года КЭ и СОИ соревновательных периодов ФЭ, основанные на СОИ соревновательной нагрузки испытуемых спортсменов подверглись корреляционному анализу с соревновательным результатом, в результате которой обнаружена высокая корреляционная взаимосвязь и равна г = 0,801. Отсюда следует вывод, что при подготовке высококвалифицированных тяжелоатлетов, чем меньше колебания средней относительной интенсивности в соревновательном периоде, основанной на СОИ соревновательной нагрузки, тем выше эффективность тренировочного процесса.

Таблица-5

Средний объем тренировочной нагрузки в годовом макроцикле формирующего эксперимента (п=16)

Нагрузка Первый год | Второй год ФЭ №±т) | (Х±т) Средний показатель за ФЭ (Х±т) Средний показатель за ФЭ в %

Выполненная нагрузка Планируемая нагрузка

Соревновательные, КПШ 3500±57,4 3157±82,3 740-780 3628±38,6 29,8

Специаль-но-подгото-вительные (подводящие), КПШ 6282±205,9 5341±215,3 1040-1100 6311±68,1 51,1

Специаль-но-подгото-вительные (развивающие), КПШ 2594±181,7 1725±193,2 415-450 2159±75,1 19,1

Суммарный объем, КПШ 12376±304 10223±329 2200-2250 12567±325 100

Соревновательные, тоннаж 401±10,1 360±10,4 850-860 380±8,1 29,5

Специаль-но-подгото-вительные (подводящие), тоннаж 730±23,8 620±28,5 122-130 675±17,6 51,3

Специаль-но-подгото-вительные (развивающие), тоннаж 302±31,4 201±29,5 48-52 251±18,4 19,2

Суммарный объем, тоннаж 1433±28,9 1181±33,5 250-270 1307±13,6 100

12 е-шаИ: fan_sportga@uzdjtsu.uz №7-2020

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Таблица-6

Показатели интенсивности в подготовительном, соревновательном периодах и годовом макроцикле (п=16)

Показатели Статистические показатели Подготовительный период Соревновательный период Годовой макроцикл

КИ % Х ± m 35,3±3,6 40,7±1,68 38,4±1,68

V% 4,1 3,8 4,6

СОИ % Х ± m 69,3±5,1 76,5±2,6 73,7±1,6

V% 2,1 6,4 3,8

ОИСУ % Х ± m 34,6±4,4 37,7±1,8 36,3±2,8

V% 5,7 4,3 7,8

В результате анализа распределения объема тренировочной нагрузки по группам упражнений мы обнаружили, что спортсмены в констатирующем эксперименте выполняли значительный объем нагрузки в тягах и приседаниях (в подготовительном периоде - 60,1%, в соревновательном периоде - 58,2%) по сравнению с количеством подъемов

штанги в рывковых и толчковых (в подготовительном периоде - 39,9%, в соревновательном периоде - 41,2%) упражнениях.

Сравнительные характеристики показали, что годовой объем тренировочной нагрузки в ФЭ спортсмены выполнили на 39,2% меньше тренировочной работы чем в КЭ, годовой коэффициент интенсивности в ФЭ повысился на 7,5 %, ОИ и СОИ соответственно на 9,1 и 9,7%, КПУ в ФЭ снизался на 63,7 %, но самым главным сравнительным критерием является спортивная результативность в сумме двоеборья который составил в КЭ 12,3 кг, в ФЭ 26,1 кг. Данные коррективы в ФЭ позволили повысить средний годовой прирост по сравнению подготовки в КЭ на 38,9%.

На таблице 7 приведены результаты педагогического эксперимента, где показаны сравнительные данные до, по окончании КЭ и по окончании ФЭ.

Таблица-7

Результаты педагогического эксперимента

№ Тесты Результаты первичного контроля, Х ± m Результаты контроля после КП, Х ± m Прирост Результаты контроля после ЭП, Х ± m Прирост Сравнительный анализ приростов КП и ЭП

показатель % Р показатель % Р показатель % р

1 Рывок классический (кг.) 125,7±3,8 130,6±6,7 4,9 3,9 <0,05 144,2±7,1 13,6 10,4 <0,05 8,7 64,0 <0,05

2 Толчок классический (кг.) 155,4±3,9 162,6±4,5 7,2 4,6 <0,05 175,1±6,8 12,5 7,7 <0,05 5,3 42,4 <0,05

3 Сумма двоеборья (рывок + толчок) (кг.) 281,1±9,6 293,2±6,3 12,1 4,3 <0,05 319,3±5,4 26,1 8,9 <0,05 14 53,6 <0,05

4 ОПМТ отношений результатов рывка к подъему штанги на грудь (%) 78,4±5,3 79,6±7,1 1,2 1,5 >0,05 83,7±3,2 4,1 5,2 <0,05 2,9 70,7 <0,05

5 ОПМТ отношений результатов толчка к приседанию со штангой на груди, % 92,7±6,8 93,4±5,4 0,7 0,8 >0,05 95,8±4,9 2,4 2,6 <0,05 1,7 70,8 <0,05

6 Приседание со штангой на груди (кг.) 167,5±4,3 174±12,2 6,5 3,9 <0,05 183,2±14,2 9,2 5,3 <0,05 2,7 29,3 <0,05

7 Прыжок вверх по Абалакову (см) 80,9±2,3 82,4±4,5 1,5 0,6 >0,05 86,3±9,7 3,9 2,3 <0,05 1,4 69,2 <0,05

Выводы:

1. Анализ динамики тренировочной нагрузки применяемых специально-вспомогательных (подводящие и развивающие), соревновательных упражнений в различных циклах подготовки высококвалифицированных тяжелоатлетов выявил, что довольно большой объем тренировочной нагрузки составляют средства, имеющие не значительное влияние на результат соревновательных упражнений (г= от 0,264 до 0,696), при которых не только выполняется излишняя и нецелесообразная работа, но и отрицательно сказывается на технику классических упражнений.

2. Разработана модель планирования нагрузки для тренировочного занятия в соревновательном периоде, где предусматривается выполнение в I зоне 17,9%, во II - 15,4%, в III - 20,5%, в IV - 30,8%, в V - 10,3% в VI - 5,1% от всего количества подъемов штанги за занятие, которая является составляющей основой для планирования недельного цикла и периода непосредственной подготовки к соревнованиям. Разработка данной модели тренировочной нагрузки позволила строить подготовку в соревновательном периоде, вне зависимости от его продолжительности.

3. Предложена группа наиболее эффективных тренировочных средств влияющих на результат классических упражнений с сильной корреляцией (в рывке г = 0,806, в толчке г = 0,887): рывок с помоста, подъем на грудь штанги с помоста +

толчок от груди, рывок с помоста в полуприсед, подъем штанги на грудь в полуприсед, толчок штанги от груди и приседание со штангой на груди. Применения данной группы в соревновательном периоде, способствует повышению эффективности подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации к ответственным соревнованиям.

Литература:

1. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - 3е изд. - М.: Советский спорт, 2013. - 216 с.

2. Дворкин Л. С. Тяжелая атлетика: методика подготовки юного тяжелоатлета. учебное пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 335 с.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - 3-е изд., перераб. и. доп. - М.: СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.

4. Марченко В.В. Особенности тренировки квалифицированных тяжелоатлетов. // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 33-36.

5. Маткаримов Р.М. Тяжёлая атлетика. - Т.: УзГИФК, 2005, - 384 с.

6. Маткаримов Р.М., Юнусов С.А, Ходжаев А.З. Теория и методика тяжелой атлетики. - Т.: Ilmiy texnika axboroti-press nashriyoti, 2019. - 156 с.

7. Медведев А. С. Система многолетней подготовки в тяжелой атлетике. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 272 с.

8. Паков А.В., Аванесов В.С, Нижегородов В.А, Новиков В.В. Оптимизация тренировочной нагрузки в тяжелой атлетике. - Ташкент: Медицина, 1985. - 134 с.

9. Платонов В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм. Москва: Советский спорт, 2010. - 310 с.

10. Румянцева Э. Р. Спортивная подготовка тяжелоатлеток. Механизмы адаптации. - М.: Теория и практика физической культуры, 2005. - 260 с.

11. Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: Изд-во СААМ, 1995. - 445 с.

12. Kolata Gina. Weights Build Muscles, But Not the Manly Kind / Gina Kolata //New York Times, 6.23.2002. - Vol. 151. - Issue 52158. - P. 3.

e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.