УДК 796.88
ТРЕНИРОВКА ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ МЕЗОЦИКЛЕ
Александр Владимирович Большой, начальник спортивного клуба, Томский государственный архитектурно-строительный университет; Олег Иннокентьевич Загревский, доктор педагогических наук, профессор, Тюменский государственный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет
Аннотация
В настоящее время в тяжелой атлетике, достижение предельных значений объемов нагрузки заставляет тренеров идти по пути интенсификации тренировочного процесса. В исследовании поставлена цель: совершенствование тренировочной нагрузки тяжелоатлетов высшей квалификации в соревновательном мезоцикле на основе применения различных вариаций нагрузки в микроциклах. Для достижения цели исследования была разработана модель базового микроцикла для соревновательного мезоцикла. В данной модели указано время выполнения упражнения, количество подходов и подъемов штанги. На основе модели базового микроцикла были разработаны модели ударного, восстановительного и соревновательного микроциклов. Повышение и понижение нагрузок в микроциклах достигалось за счет изменения объема тренировочной работы в классических (рывковых и толчковых) упражнениях при сохранении заданной интенсивности. На основе педагогического эксперимента были установлены количественные величины характеристик объема и интенсивности, и выявлено рациональное распределение тренировочной нагрузки в мезоцикле.
Ключевые слова: тяжелая атлетика, тренировочная нагрузка, объем, интенсивность, мезо-цикл, микроцикл.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p34-40
TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED WEIGHTLIFTERS IN THE COMPETITIVE
MESOCYCLE
Aleksandr Vladimirovich Bolshoy, the head of sports club, Tomsk State University of Architecture and Building; Oleg Innokentyevich Zagrevskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, University of Tyumen, National Research Tomsk State University
Abstract
Currently, in weightlifting, reaching the limit values of the load volume makes the coaches go on the path of intensification of the training process. The aim of the study is to improve the training load of highly qualified weightlifters in the competitive mesocycle based on the use of different load variations in microcycles. To achieve the goal of the study, a model of the basic microcycle for the competitive mesocycle was developed. This model shows the time of the exercise, the number of approaches and lifts of the bar. Based on the basic microcycle model, models of shock, recovery and competition microcycles were developed. Increasing and decreasing of the loads in microcycles was achieved by changing the volume of training work in classical (jerk and push) exercises while maintaining the specified intensity. On the basis of the pedagogical experiment, the quantitative values of the volume and intensity characteristics were established, and the rational distribution of the training load in the mesocycle was revealed.
Keywords: weightlifting, training load, volume, intensity, mesocycle, microcycle.
ВВЕДЕНИЕ
В тяжелой атлетике, на протяжении всего её существования, ведется поиск оптимальных методик организации тренировочного процесса. Исследования в тяжелоатлетическом спорте проводились по всему спектру проблем, связанных с методикой тренировки, техникой выполнения упражнений, воспитанием специальных скоростно-силовых качеств, методами контроля состояния спортсмена, системой соревнований. В результате исследований накоплен огромный научный материал, который составил систему многолетней тренировки в тяжелой атлетике [1].
В своих работах исследователи подчеркивают важность распределения нагрузки в годичных, месячных и недельных периодах, мезоциклах и микроциклах, причем особое внимание уделяется соревновательному периоду подготовки тяжелоатлетов. Данный период, по мнению ведущих специалистов, должен иметь продолжительность 4 недели, его принято называть соревновательным мезоциклом. На всем протяжении этого мезоцикла, для успешной подготовки к соревнованиям, наибольший объем нагрузки должен быть распределен между основными группами тяжелоатлетических упражнений [2- 4].
Доказана необходимость применения тренировочных нагрузок высокой интенсивности в рывковых и толчковых упражнениях в соревновательном мезоцикле, с целью повышения соревновательного результата [2, 5].
Многократное выполнение подъемов в режиме субмаксимальной интенсивности возможно только квалифицированными спортсменами, обладающими высоким уровнем технического мастерства [4, 5].
Для прогнозируемой успешной предсоревновательной подготовки тяжелоатлетов, важное значение имеет как общий уровень нагрузки в соревновательном мезоцикле, так и характер распределения тренировочной работы по объему и зонам интенсивности в микроциклах внутри этого мезоцикла.
В работах, посвященных критериям и параметрам тренировочной нагрузки, имеются рекомендации для спортсменов различных уровней спортивного мастерства, в том числе для спортсменов высшей квалификации, в микро-, мезо-, макроциклах тренировки [1-5].
По этим характеристикам в современной литературе имеются противоречивые данные. Например, Воробьев, Роман, Черняк и Медведев сходятся во мнении, что большие нагрузки лишь тогда дают эффект, когда чередуются с малыми и средними, т.е. когда создаются условия для восстановления организма после больших нагрузок. Эта группа ученых в своих работах рекомендует чередовать ударные, восстановительные и поддерживающие микроциклы. Р. А. Роман придерживается мнения, что снижение нагрузки в соревновательном месяце по сравнению с предыдущим должно составлять в среднем 30%. А.Н. Воробьев приводит данные, согласно которым успешные выступления атлетов на соревнованиях наблюдаются тогда, когда объемы нагрузки у атлетов на протяжении всей подготовки примерно такие же, как в месяц перед ответственными состязаниями.
Другие специалисты Фурнаджиев, Туркилери, Сивохин придерживаются мнения, что суть тренировки заключается в том, что с помощью высочайших по интенсивности и объему нагрузок, спортсмены, работая на пределе адаптационных возможностей, тем самым постоянно их расширяют. При подготовке к соревнованиям эти авторы рекомендуют проводить один восстановительный микроцикл после двух-четырех подряд ударных микроциклов.
Таким образом, поиск эффективных средств и методов подготовки квалифицированных тяжелоатлетов, выраженный в совершенствовании методики тренировочного процесса в соревновательном мезоцикле (составление рационального тренировочного плана, обеспечение наиболее благоприятного сочетания всех тренировочных нагрузок) является актуальной проблемой, что и определило тему нашего исследования.
Цель исследования - совершенствование тренировочной нагрузки тяжелоатлетов высшей квалификации в соревновательном мезоцикле на основе применения различных вариаций нагрузки в микроциклах.
МЕТОДИКА
Обобщив результаты научных исследований, мы пришли к выводу, что тренировочный процесс высококвалифицированных тяжелоатлетов в соревновательном мезоцикле должен быть направлен на соблюдение ряда условий, способствующих развитию специальных физических качеств тяжелоатлета (максимальной и взрывной силы), с
минимальным снижением работоспособности спортсмена:
1. Высокая интенсивность тренировочной нагрузки;
2. Использование специально-подготовительных упражнений, которые соответствуют или превышают динамические характеристики соревновательных упражнений;
3. Выполнение упражнений, соответствующих структуре соревновательных движений или отдельным фазам соревновательных движений;
4. Использование в одном подходе классических (рывковых и толчковых) упражнений не более 1-3 повторений;
5. Исключение чрезмерно больших по объему и интенсивности тренировочных нагрузок (в основном в рывковых и толчковых тягах), вызывающих снижение работоспособности и требующие включения в тренировочный процесс восстанавливающих тренировок;
6. Выполнение основной нагрузки в отдельном упражнении в течение 15-20 минут, общим количеством 6-12 подъемов.
Вышеперечисленные условия стали основой для разработки модели базового микроцикла для соревновательного мезоцикла.
Таблица 1 - Модель базового микроцикла для соревновательного мезоцикла_
Понедельник, среда, пятница
1-я тренировка
10.00-10.20 Рывок классический 70-85%х2х2; 80-95%х1х2;
10.20-10.40 Тяга рывковая 80-95%х2х3; 90%-105%х1х3;
Отдых 20 минут
11.00-11.20 Толчок классический 70-85%х2х2; 80-95%х1х2;
11.20-11.40 Приседания на груди 80-95%х2х3; 90-105%х1х3;
2-я тренировка
18.00-18.20 Рывок с плинтов 70-85%х3х2; 80-95%х2х2;
18.20-18.40 Подъем на грудь + приседания на груди + толчок 70-80%х(2+2+2)х2; 80-90%х(1 + 1+1)х2;
Отдых 20 минут
19.00-19.20 Тяга толчковая 90-105%х2х3; 100-115%х1х3;
19.20-19.40 Приседания на плечах 90-105%х3х3; 100-115%х2х3;
Вторник, четверг, суббота
1-я тренировка
10.00-10.20 Рывок в полуподсед 65-75%х2х5;
10.20-10.40 Тяга рывковая с виса от колен 75-85%х3х5;
10.40-11.00 Подъем на грудь в стойку + швунг жимовой 65-75%х(2+2)х5;
2-я тренировка
18.00-18.20 Подъем на грудь в полуподсед + приседания на груди + толчок 65-75%х(2+2+2)х5;
18.20-18.40 Приседания на плечах 85-95%х4х4;
18.40-19.10 Гиперэкстензия 6х6
В данной модели указано время выполнения упражнения, количество подходов и подъемов штанги. При проведении наибольших по объему тренировочных занятий, было предусмотрено включение пассивного отдыха в течение 15-20 минут после серии из 2-х упражнений в начале тренировки [3]. Объем нагрузки в базовом микроцикле, выраженный в количестве подъемов штанги (КПШ) составил 483 КПШ.
Динамика максимальной интенсивности тренировочной нагрузки в классических упражнениях по дням в недельном микроцикле имеет свои особенности (рисунок 1). Величина нагрузки выражается в процентах от максимального результата, показанного спортсменом в соревновательных упражнениях (рывок и толчок). Планируемый вес штанги в классических толчковых упражнениях, приседаниях и толчковых тягах принимается в зависимости от результата в толчке, вес штанги в классических рывковых упражнениях и рывковых тягах принимается в зависимости от результата в рывке.
Интенсивность в процентах
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10
По
неде.
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Рисунок 1 - Динамика изменения максимальной интенсивности тренировочной нагрузки в классических
упражнениях по дням микроцикла
На основе модели базового микроцикла были разработаны модели ударного, восстановительного и соревновательного микроциклов. Суммарные величины нагрузки в данных типах моделей следующие:
- базовый микроцикл - 100% (483 КПШ);
- ударный микроцикл - 125% (603 КПШ);
- восстановительный микроцикл - 70% (340 КПШ);
- соревновательный микроцикл - 25% (120 КПШ).
Повышение нагрузки в ударном микроцикле достигалось за счет введения в тренировочный процесс по понедельникам, средам и пятницам так называемых «атак» в классических упражнениях - дублирования серий подходов. Например, первое упражнение утренней тренировки в ударном микроцикле выглядит следующим образом: рывок классический - (70-85%х2х2; 80-95%х1х2)х2. Уровень нагрузки в тягах и приседаниях в удар -ном микроцикле не изменился относительно базового. Тренировки во вторник, четверг и субботу, также не претерпели изменений. Таким образом, нагрузка в ударном микроцикле повысилась за счет увеличения объема тренировочной работы в классических (рывковых и толчковых) упражнениях при сохранении заданной интенсивности.
Снижение нагрузки в восстановительном микроцикле достигалось за счет сокращения количества специально-подготовительных упражнений в тренировках, запланированных в понедельник, среду и пятницу. Из тренировочного плана поочередно исключались тяга рывковая, приседания со штангой на плечах, приседания со штангой на груди и тяга толчковая. В результате, общее количество упражнений, как на утренних, так и на вечерних тренировках сократилось до 3-х, при этом появилась возможность обойтись без 20-ти минутного пассивного отдыха между сериями упражнений. Таким образом, сократилось время, затрачиваемое на тренировки, и у спортсменов появилось больше времени на восстановление между занятиями.
Во вторник, четверг и субботу проводится одна тренировка в день, включающая 34 упражнения.
В итоге, нагрузка в восстановительном микроцикле снизилась, однако при этом удалось сохранить объем и интенсивность тренировочной работы в классических (рывковых и толчковых) упражнениях.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Для достижения цели исследования был проведен педагогический эксперимент. Для проведения эксперимента были сформированы 4 группы по 5 человек в каждой из числа тяжелоатлетов, имеющих квалификацию мастера спорта России и мастера спорта России международного класса. Группы являются достаточно однородными по возрастным и весовым характеристикам. Подготовка спортсменов, собственный вес которых менее 65кг,
0
либо превышает 100 кг, имеет свои нюансы, поэтому в эксперименте приняли участие спортсмены определенного весового диапазона от 75 кг до 98 кг.
Таблица 2 Показатели общей и специальной физической подготовленности тяжелоатлетов экспериментальных групп до проведения эксперимента__
Тесты ОФП и СФП Группа Р
1 2 3 4
XX ±о XX ±о XX ±о XX ±о
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 58±9 67±12 68±11 57±8 >0,05
Поднимание туловища за 30 сек из положения лежа, кол-во раз 37±10 40±7 41±12 36±9 >0,05
Вис хватом сверху на перекладине на согнутых под углом 90 руках, с 38.0±11 37.0±15 36.0±12 35.0±13 >0,05
Прыжок в длину с места, см 275±17 288±12 28 ±15 280±14 >0,05
Приседания со штангой на плечах (1 подход, три повторения, кг) 192.5±10 200±17.5 187,5±15 207.5±12.5 >0,05
Тяга штанги толчковым хватом (1 подход, три повторения, кг) 205±15 202.5±10 195 ±12.5 212.5±17.5 >0,05
Швунг штанги жимовой от груди толчковым хватом (макс. вес, кг) 125±10 135±7.5 127.5±12.5 142,5±10 >0,05
603
603
603 603
Перед экспериментом группы были протестированы для определения показателей общей и специальной физической подготовленности.
В процессе эксперимента для каждой группы применялись разные варианты распределения нагрузки в соревновательном мезоцикле с применением моделей базового, восстановительного, ударного и соревновательного микроциклов.
Группа 1: ударный ^ восстановительный ^ базовый ^ соревновательный;
Группа 2: восстановительный ^ ударный ^ базовый ^ соревновательный;
Группа 3: базовый ^ восстановительный ^ ударный ^ соревновательный;
Группа 4: восстановительный ^ базовый ^ ударный ^ соревновательный.
700
600
500 400 300
1
Й 200
Ю
0 100
0
4 неделя 3 неделя 2 неделя 1 неделя
Рисунок 2 - Распределение нагрузки экспериментальных групп по микроциклам в соревновательном мезоцикле
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В процессе эксперимента спортсмены всех четырех групп выполнили одинаковый объем работ в соревновательном месяце (1546 КПШ). Завершением эксперимента стало выступление спортсменов на межрегиональных соревнованиях. Результаты данных выступлений представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика соревновательных результатов в экспериментальных группах по
В и
и
Показатели в двигательных действиях Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4
Усредненный результат в рывке до эксперимента, кг 135,2 140,2 135 146,4
Усредненный результат в рывке на соревнованиях, кг 136,4 144,8 131,4 140
Показатели в двигательных действиях Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4
Разница в рывке, кг 1,2 4,6 - 3,6 - 6,4
Усредненный результат в толчке до эксперимента, кг 165,8 170 155 180,2
Усредненный результат в толчке на соревнованиях, кг 168 174,4 154,2 175,4
Разница в толчке, кг 2,2 4,4 - 0,8 - 4,8
Усредненный результат в двоеборье до эксперимента, кг 301 310,2 290 326,6
Усредненный результат в двоеборье на соревнованиях, кг 304,4 319,2 285,6 315,4
Разница в двоеборье, кг 3,4 9 - 4,4 - 11,2
Анализ выступления спортсменов экспериментальных групп показывает, что тяжелоатлеты, которые применяли ударный микроцикл во второй половине соревновательного мезоцикла (группа 3 и 4), не смогли улучшить свои результаты. Спортсмены, которые применяли ударный микроцикл в первой половине соревновательного мезоцикла (группа 1 и 2), получили прибавку на соревнованиях, причем наибольших успехов достигли штангисты группы 2, которые основной объем работ выполнили во 2-й и 3-ей неделе соревновательного месяца.
ВЫВОДЫ
1. Разработанные модели базового, ударного и восстановительного микроциклов могут применяться для успешной предсоревновательной подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации.
2. Ударный микроцикл целесообразно применять в первой половине соревновательного мезоцикла.
3. Применение ударного микроцикла во второй половине соревновательного месяца может повлечь за собой негативные последствия для спортсмена при выступлении на соревнованиях.
4. Последовательное применение ударного и базового микроциклов способствует адаптации спортсменов к большей по величине нагрузке и может способствовать повышению соревновательного результата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой, А.В. Тенденции тренировочного процесса тяжелоатлетов высокой квалификации / А.В. Большой, О.И. Загревский // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3.
- URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=28822 (дата обращения: 01.01.2020).
2. Абдулмеджидов, М.М. Объём нагрузки в рывковых и толчковых упражнениях у женщин-тяжелоатлеток Китая и России в зависимости от массы тела / М.М. Абдулмеджидов, В.Ф. Скотников, В.Б. Соловьёв // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 5. - С. 66-68.
3. Сулейманов, Н. Л. Методические возможности управления тренировочной нагрузкой квалифицированных тяжелоатлетов в соревновательном периоде подготовки / Н.Л. Сулейманов // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 136-142.
4. Сивохин, И.П. Алактатная тренировка как фактор повышения эффективности подготовки элитных тяжелоатлетов / И.П. Сивохин, А.И. Федоров, М. Тапсир // Человек. Спорт. Медицина.
- 2016. - Т. 16. - № 4. - С. 75-86.
5. Виноградов, Г.П. К проблеме повышения устойчивости движений в тяжелой атлетике / Г.П. Виноградов, В.В. Томилов, В.Н. Томилов // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 6 (160). - С. 33-37.
REFERENCES
1. Bolshoy, A.V. and Zagrevskiy, O.I. (2019), "Trends in the training process of highly qualified weightlifters", Modern problems of science and education, No. 3, available at: https://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=28822.
2. Abdulmedzhidov, M.M., Skotnikov, V.F. and Solovyov, V.B. (2012), "Volume of load in jerk and push exercises in women-weightlifters of China and Russia depending on body weight", Theory and practice of physical education, No. 5, pp. 66-68.
3. Suleymanov, N.L. (2015), "Methodological possibilities of managing the training load of qualified weightlifters in the competitive training period", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 136-142.
4. Sivokhin, I.P., Fedorov, A.I. and Tapsir, M. (2016), "Alactate training as a factor in improving the effectiveness of training elite weightlifters", Man. Sport. Medicine, Vol. 16, No.4, pp. 75-86.
5. Vinogradov, G.P., Tomilov, V.V. and Tomilov V.N. (2018), "On the problem of increasing the stability of movements in weightlifting", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No.6, pp. 33-37.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.01.2020
УДК 796.323.2
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СКАУТИНГА НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ
Александр Александрович Бондарь, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет
Аннотация
Среди организационных форм занятий в многолетнем процессе подготовки баскетболистов, ключевую роль играет соревновательная форма подготовки, но, не все тренеры при этом уделяют должное внимание скаутингу. Подготовка к играм один из важнейших элементов тренерской работы и то, на сколько, она эффективно выполняется, зависит исход игры. Скаутинг очень важная часть подготовки к игре любой команды, особенно важно его использовать в студенческом баскетболе, так как это позволяет критически мыслить игрокам и развивать свои аналитические способности. Используя результаты нашей работы, тренеры студенческих баскетбольных команд могут более эффективно включать скаутинг в систему подготовки, определять наиболее эффективные способы реализации командных взаимодействий команды используя результаты статистики.
Ключевые слова: скаут, скаутинг, соревновательная подготовка, физические качества, тренированный процесс, баскетбол.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p40-43
SCOUTING INFLUENCE ON THE COMPETITIVE ACTIVITIES IN THE OVERALL STRUCTURE OF BASKETBALL STUDENTS TEAM TRAINING
Aleksandr Aleksandrovich Bondar, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Agricultural University
Abstract
Among the organizational forms of training in the long-term process of training of the basketball players, a key role is played by the competitive form of training, but not all coaches pay due attention to the scouting. Preparation for games is one of the most important elements of coaching and how effectively it is performed depends on the outcome of the game. Scouting is a very important part of preparing for the game of any team. It is especially important to use it in the college basketball, as it allows the players to think critically and develop their analytical abilities. Using the results of our work, the coaches of the student basketball teams can more effectively include scouting in the training system, determine the most effective ways to implement the team interactions by using the results of statistics.
Keywords: scout, scouting, competitive training, physical qualities, trained process, basketball.
Скаутинг - важная часть процесса подготовки к игре любой баскетбольной команды. Как говорится, если ты знаешь своего соперника, тебе не нужно болеть за исход игры.