Педагогические науки
УДК 796.88
ДИНАМИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК И СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ЭТАПЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Руслан Султанович Ахметов, кандидат педагогических наук, доцент, Евгений Евгеньевич Витютнев, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Краснодарский университет МВД России
Аннотация
В настоящее время организация тренировочного процесса в тяжелой атлетике предъявляет высокие требования к планированию тренировочных нагрузок. Несмотря на известную проработанность вопроса, применительно к подготовке тяжелоатлетов высокого класса проблема планирования тренировочных нагрузок еще далека от своего разрешения. Достижение предельных значений объемов нагрузки заставляет тренеров идти по пути интенсификации тренировочного процесса. Рациональное распределение нагрузки в мезоциклах подготовки является одним из способов решение этой задачи. Целью работы явилось выявление особенностей тренировочных нагрузок и скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов высокой квалификации на этапе предсоревновательной подготовки. В работе проводился анализ тренировочной нагрузки по объему и интенсивности. Рассматривалась динамика тренировочной нагрузки в четырехнедельном цикле предсоревновальной подготовки. Скоростно-силовая подготовленность тяжелоатлетов определялась по высоте прыжка вверх (по Абалакову). Под наблюдением находились 10 тяжелоатлетов высокой квалификации (4 - МС, 5 - КМС, 1 - I разряд). Установлены количественные характеристики объема и интенсивности тренировочных нагрузок и их динамика на этапе предсоревновательной подготовки. Предложено рациональное распределение нагрузки в четырех недельных циклах.
Ключевые слова: тяжелая атлетика, предсоревновательная подготовка, тренировочная нагрузка, объем и интенсивность нагрузки, скоростно-силовая подготовленность.
DYNAMICS OF TRAINING LOADS AND SPEED-POWER TRAINING FOR ELITE WEIGHTLIFTERS AT THE STAGE OF PRE-COMPETITIVE PREPARATION
Ruslan Sultanovich Akhmetov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Evgeniy Evgenievich Vityutnev, the candidate ofpedagogical sciences, head of department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
The organization of the training process in weightlifting makes high demands on the planning of training loads. Despite the well-known research of the issue in relation to the training of the elite weightlift-ers, the problem of planning training loads is still far from being resolved. Achievement of the limit values of the volumes of load makes the coaches follow the path of intensification of the training process. Rational load distribution in the mesocycles of training is one of the ways to solve this problem. The aim of the work was to identify the features of training loads and speed-strength training of the elite weightlifters at the stage of pre-competitive training. The study analyzed the training load by volume, intensity, and the number of trainings. The dynamics of the training load in the four-week pre-competitive training cycle was considered. Speed-strength readiness of weightlifters was determined by the jump height (according to Abalakov). 10 top weightlifters were examined. (Masters of sports - 4, Candidates master of sport - 5, the first sports category - 1). The quantitative characteristics of the volumes and intensity of training loads and their dynamics at the stage of pre-competitive training have been established. The rational distribution of the load within four-week cycles has been offered.
Keywords: weightlifting, pre-competitive training, training load, volume and intensity of load, speed-strength training.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время организация тренировочного процесса в тяжелой атлетике предъявляет высокие требования к тренировочным нагрузкам (Ю.Л. Тушер, 2006; В.Б. Соловьев, 2007; В.Н. Мишустин, 2012). В этих и других работах освещены вопросы поиска критериев и оценки параметров тренировочной нагрузки у тяжелоатлетов различного возраста к квалификации, а также в связи с периодом подготовки. Многие специалисты видят оптимизацию тренировочных нагрузок в виде перехода от универсального подхода к их построению к дифференциации и индивидуализации. Вместе с тем, применительно к подготовке тяжелоатлетов высокого класса проблема планирования тренировочных нагрузок еще далека от своего разрешения. Во многом это объясняется отставанием научно-методического обеспечения от запросов спортивной практики (С.М. Ахметов, А.И. Погребной, 2012). Достижение предельных значений объемов нагрузки заставляет тренеров идти по пути интенсификации тренировочного процесса. Рациональное распределение нагрузки в мезоциклах подготовки является одним из способов решения этой задачи.
Цель работы - выявить особенности тренировочных нагрузок и скоростно-силовой подготовленности высококвалифицированных тяжелоатлетов на этапе предсоревнователь-ной подготовки.
Методы. Тренировочная нагрузка оценивалась по параметрам объема в виде количества подъемов штанги (КПШ) и интенсивности в % (Л.С.Дворкин, 2005). Рассматривалась динамика показателей тренировочной нагрузки в четырехнедельном цикле подготовки.
Для контроля за уровнем скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов использовался прыжок вверх с места по методу Абалакова. Фиксировался лучший результат из двух попыток, которые следовали друг за другом с интервалом времени 1-2 минуты.
Под наблюдением находились 10 тяжелоатлетов высокой квалификации (4-МС, 5-КМС, 1-1 разряд) (таблица 1).
Таблица 1 - Характеристика контингента исследуемых
№ Спортсмен Квалификация Весовая категория, кг Длина тела, см Масса тела, кг Прыжок по Абалакову, см
1 БД. МС 94 175 90,000 67
2 Г.Ю. МС 85 177 87,150 65
3 Ф.В. КМС 85 178 86,500 60
4 К. А. МС 69 172 68,300 54
5 ДБ. КМС 77 173 72,500 59
6 М.Д. 1 р 77 177 79,050 40
7 П.М. КМС 85 183 85,100 47
8 Ф.Д. КМС 85 172 87,900 56
9 М.М. КМС 85 173 83,200 52
10 Л.Д. МС 94 175 96,200 52
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Этап предсоревновательной подготовки составлял 4 недели. Еженедельно планировалось 7 тренировочных занятий. Динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок в четырехнедельном цикле подготовки представлена в таблице 2.
Неделя Средства Количество подъемов штанги Интенсивность, %
Рывковые 41 76,8
Толчковые 41 71,2
1 Тяги толчковые 24 71,6
Тяги рывковые 21 73,8
Приседания 82 71,7
М±т 41,80±7,88 73,02±1,05
2 Рывковые 64 76,0
Толчковые 67 70,2
Неделя Средства Количество подъемов штанги Интенсивность, %
Тяги толчковые 43 73,9
Тяги рывковые 54 68,7
Приседания 76 73,0
М±т 60,80±5,67 72,36±1,31
3 Рывковые 36 70,5
Толчковые 57 66,8
Тяги толчковые 39 70,5
Тяги рывковые 50 65,4
Приседания 76 66,0
М±т 51,60±7,17 67,84±1,11
4 Рывковые 59 72,8
Толчковые 43 69,3
Тяги толчковые 8 60,0
Тяги рывковые 24 71,2
Приседания 38 66
М±т 34,40±8,65 67,86±2,27
Примечание: М - среднее значение, т - ошибка среднего значения.
Еженедельный объем тренировочных нагрузок, оцениваемый по количеству подъемов штанги, составлял 209 на первой неделе, что составляло 22,2% от общего объема нагрузки за месяц. На второй неделе КПШ увеличивалось до 304 (32,2%). На третьей неделе снижалось до 258 (27,4%) и на четвертой - до 172 (18,2%). Достоверность изменений (р<0,05) показателя КПШ наблюдалась только между второй и четвертой неделями (таблица 3).
Таблица 3 - Изменения параметров нагрузки по неделям ((-критерий Стьюдента)
Недели Количество подъемов штанги Интенсивность
1 и 2 недели 1,55 0,39
1 и 3 недели 0,75 3,39
1 и 4 недели 0,53 2,06
2 и 3 недели 1,01 2,63
2 и 4 недели 2,55 1,72
3 и 4 недели 1,53 0,01
Примечание - выделены достоверные различия (при р <0,05)
У спортсменов-разрядников довольно часто увеличение объема нагрузки дает ожидаемый прирост спортивных результатов. Далее, по мере роста уровня подготовленности атлетов, дальнейшее повышение этого показателя приносит все меньший эффект. Попытки вновь увеличить этот параметр нагрузки уже не способствуют дальнейшему росту спортивных результатов. Более того, такой методический подход может привести к отрицательным последствиям, например, возникновению состояния переутомления, перетренированности, получению травм, преждевременному уходу из спорта.
Достижение такого «потолка» в объеме нагрузки заставляет тренеров идти по пути интенсификации тренировочного процесса, добиваться роста спортивных результатов за счет повышения качества подготовки. Рациональное распределение нагрузки в мезоцикле подготовки является одним из способов решения этой задачи. В наших исследованиях основной объем нагрузки выполнялся на первых трех неделях. В четвертом микроцикле наблюдался некий период «сужения», позволявший спортсмену несколько снизить объем и интенсивность тренировочных нагрузок и обеспечить оптимальное состояние готовности к соревнованиям.
В наших исследованиях показатель интенсивности тренировочной нагрузки демонстрировал несколько другую, чем объем, динамику: относительно стабильный уровень в течение первых двух недель (73,02% и 72,36% соответственно) и снижение на третьей и четвертой неделях (67,84% и 67,86% соответственно). Достоверность различий обнаруживалась между значениями на первой и третьей, первой и четвертой, второй и третьей неделях.
Показатель высоты прыжка вверх (по Абалакову) в четырехмесячном цикле составлял 55-57 см. Анализ состава тренировочных средств, их количественных значений, уровня скоростно-силовой подготовленности показал, что между отдельными параметрами наблюдается значимая корреляция (таблица 4).
Наименование упражнения КПШ рывко-вые Интенсивность рывко-вые КПШ толчковые Интенсивность толчковые КПШ тяги толчковые Интенсивность тяги толчковые КПШ тяги рывковые Интенсивность тяги рывковые КПШ приседания Интенсивность приседания Прыжок
КПШ
рывковые 1
Интенсив-
ность
рывковые 0,34 1
КПШ
толчковые 0,32 -0,07 1
Интенсив-
ность
толчковые 0,40 0,96 -0,29 1
КПШ
Тяги толч-
ковые -0,14 0,03 0,86 -0,24 1
Интенсив-
ность
толчковые -0,22 0,43 0,58 0,18 0,88 1
КПШ
Тяги рыв-ковые 0,12 -0,27 0,97 -0,49 0,88 0,56 1
Интенсив-
ность
рывковые 0,16 0,72 -0,72 0,87 -0,64 -0,20 -0,86 1
КПШ
Приседания -0,48 0,36 0,37 0,12 0,78 0,96 0,39 -0,14 1
Приседа-
ния ин-
тенсив-
ность 0,31 0,91 0,31 0,77 0,43 0,73 0,13 0,39 0,60 1
Прыжок -0,44 -0,34 0,72 -0,58 0,91 0,70 0,84 -0,81 0,69 0,05 1
Примечание - г критическое=0,88 при р <0,05
Как следует из таблицы, между отдельными тренировочными средствами существует довольно тесная взаимосвязь, что открывает возможности поиска оптимальных сочетаний средств как в рамках отдельной тренировки, так и в более крупных циклах. Отсюда возникает необходимость дальнейшего изучения данного вопроса.
Результаты измерения уровня скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов на этапе предсоревновательной подготовки, определяемого по высоте прыжка вверх с места, показали, что эти колебания доходили до 6%, но были недостоверными.
Примером успешной реализации рассмотренного распределения объема и интенсивности нагрузок на этапе предсоревновательной подготовки являются результаты выступления спортсмена Л. Д. на соревнованиях, показавшего в рывке 127 кг, толчке 162 кг и занявшего 1 место на открытом чемпионате Краснодарского края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Количественные значения объема и интенсивности тренировочных нагрузок на этапе предсоревновательной подготовки тяжелоатлетов обнаруживают характерную
динамику, отражающую картину построения мезоцикла. Повышение уровня скоростно-силовой подготовленности спортсмена, определяемого по методу Абалакова, не показывает достоверных различий на этапе предсоревновательной подготовки, что диктует необходимость использования других тестов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметов, С.М. О состоянии и перспективах научно-методического сопровождения подготовки ведущих кубанских спортсменов / С.М. Ахметов, А.И. Погребной // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 180-184.
2. Мишустин, В.Н. Дифференцирование тренировочных нагрузок квалифицированных тяжелоатлетов на различных стадиях их подготовки / В.Н. Мишустин // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2012. - № 2 (4). - С. 17-25.
3. Соловьев, В.Б. Параметры тренировочной нагрузки тяжелоатлетов высшей квалификации при переходе из юниоров в сеньоры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Соловьев В.Б. - М., 2017. - 24 с.
4. Тушер, Ю.Л. Тренировочные нагрузки на начальном этапе подготовки начинающих тяжелоатлетов 16-17 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тушер Ю.Л. - М., 2006. - 24 с.
REFERENCES
1. Akhmetov, S.M. and Pogrebnoy, A.I. (2012), "On the state and prospects of scientific and methodological support for the preparation of top Kuban athletes", Bulletin of the Adyghe State University, No. 2, pp. 180-184.
2. Mishustin, V.N. (2012), "Differentiation of training loads of skilled weightlifters at various stages of their training", Physical education and sports training, No. 2 (4), pp. 17-25.
3. Soloviev, V.B. (2017), Parameters of training load of highly qualified weightlifters in the transition from juniors to seniors, dissertation, Moscow.
4. Tusher Yu.L. (2006), Training exercises at the initial stage of training beginner weight-lifters 16-17years old, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2018
УДК 796.011.3
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Станислав Анатольевич Балуев, аспирант, Пермский государственный гуманитарно-
педагогический университет (ПГГПУ), учитель физической культуры, МАОУ «Экономическая школа № 145», Пермь
Аннотация
В статье представлен вариант проведения урока физической культуры на основе вольной борьбы в общеобразовательной школе с элементами смыслового чтения. Учащиеся выполняют задание по освоению технического действия на уроке при помощи использования текстовых инструкций в мини-группах. В настоящее время смысловое чтение становится базой для становления ценностно-смысловых качеств личности учащихся, устойчивым обеспечением благополучной познавательной деятельности на этапах всей их жизни, потому как в современных экономических и социокультурных условиях чтение осознается как основная интеллектуальная технология, как ключ к приобретению знаний, как значительный ресурс развития личности, преодоления недостаточности индивидуального социального опыта. Чтение понимается как средство овладения ценностями мировой культуры, способ приобретения культурной компетентности и подготовка к жизни в существующей социальной действительности. Смысловое чтение можно использовать при проведении занятий физической культуры на основе вольной борьбы в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: урок физической культуры, вольная борьба, смысловое чтение, универсальные учебные действия, федеральный государственный стандарт.