УДК 796.88 ББК 75.1
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ
Ю. Л. Тушер, С. В. Богуцкий, Д. Н. Черногоров, Р. Д. Кислов
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
Представлен современный подход в организации общей физической подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации с использованием комплекса средств на тренажёре «Правило»; обосновано влияние данных комплексов на рост уровня специальной физической подготовленности и психофизическое состояние спортсменов.
Ключевые слова: тяжелоатлеты, высококвалифицированные спортсмены, тренажёр «Правило», специальная физическая подготовленность, психофизическое состояние.
Сегодня для достижения высоких результатов в спорте тренеры вынуждены увеличивать объём и интенсивность тренировочной нагрузки подопечных [4; 5]. Нередко тренировочные нагрузки применяются на фоне хронического утомления спортсменов [2; 3; 11]. Исходя из этого возникает проблема восстановления и адаптации спортсменов высокой квалификации к нагрузкам [1; 3-6].
Частые физические перегрузки приводят к перенапряжению опорно-двигательного аппарата и нервной системы организма, которые напрямую влияют на восстановительный процесс спортсменов. В связи с этим метод восстановления и снятия утомления у спортсменов приобретает первостепенное значение [7; 9-11].
Актуальность данного исследования заключается в том, что в силовых видах спорта, в частности в тяжёлой атлетике, нередко встречается явление переутомления, перенапряжения и перетренированности, влекущее за собой нарушение функционирования систем организма и снижение спортивной работоспособности.
Всем известны общепринятые методы восстановления координации движения и физического состояния спортсмена за счёт выполнения упражнений на развитие гибкости [2; 8], которые также позволяют уменьшить риск получения травм.
Внедряя тренажёр «Правило» в систему подготовки высококвалифицированных тяжелоатлетов на основе индивидуального, методически выстроенного подхода, чередуя фазы ступенчатого напряжения и расслабления, мы добиваемся симметричного растягивания всего тела (мышц, суставов, связок, сухожилий).
Умеренно дозированные тренировочные средства эффективно укрепляют и улучшают подвижность сумочно-связочного аппарата [8], оптимизируют работу опорно-двигательного аппарата, нормализуют работу эндокринной и нервной систем, помогают снимать психоэмоциональное напряжение. Также занятия на данном тренажёре полезны для позвоночника — увеличиваются межпозвонковые промежутки, разжимаются сдавленные нервные корешки, восстанавливается циркуляция крови и лимфы, уходят дискомфортные напряжения, болевые ощущения, задействуются глубокие мышцы и связки, предохраняющие позвоночник от травм. Сила растяжения тела спортсмена регулируется механизмом конструкции и повышается по мере освоения тренажёра с учётом самочувствия во время занятия [2; 9].
Исходя из этого нами была поставлена цель — выявить влияние занятий на тренажёре «Правило» на физическую подготовленность высококвалифицированных тяжелоатлетов в подготовительном периоде.
Из поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1. Разработать комплексы упражнений на тренажёре «Правило» и внедрить их в систему подготовки высококвалифицированных тяжелоатлетов на подготовительном этапе тренировочного мезоцикла.
2. Определить уровень специальной физической подготовленности и психофизическое состояние высококвалифицированных тяжелоатлетов до и после эксперимента.
3. Обосновать полученные результаты и на основе их определить эффективность применения
тренажёра «Правило» в системе подготовки высококвалифицированных тяжелоатлетов.
В тренажёре «Правило» были воссозданы элементы психофизиологического тренинга, повторяющего древнеславянскую систему подготовки воинов к битве. Эта система позволяла человеку раскрыть дополнительный физический и психический ресурс такой силы, что воин был способен вести поединок длительное время без пищи и воды, причиняя минимальный ущерб своему здоровью. В настоящее время тренажёр приспособлен к потребностям и особенностям современного человека. По отзывам людей, занимавшихся на тренажёре «Правило», данные занятия способствует улучшению общего самочувствия, настроения, получению адекватной физической нагрузки, снятию стрессовых состояний. С целью объективизации полученных результатов нами были осуществлены следующие исследования: для определения физического состояния спортсменов проведено педагогическое тестирование, состоящее из специальных упражнений.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на тренировочных сборах базы СОБ «Чехов», в нём участвовало 11 высококвалифицированных тяжелоатлетов.
Первый этап исследований предусматривал разработку комплексов упражнений на тренажёре «Правило» и проведение тестирования для определения специальной физической подготовленности спортсменов.
Второй этап заключался непосредственно в педагогическом эксперименте, который предусматривал использование разработанных комплексов упражнений и системы внедрения их в тренировочный процесс группы спортсменов. Все спортсмены занимались по составленному личными тренерами индивидуальному тренировочному
плану в общепринятом режиме для высококвалифицированных тяжелоатлетов.
Девять тренировок в неделю (понедельник, среда и пятница — 2 раза в день, вторник, четверг и суббота — 1 раз в день), в тренировочные дни при двухразовых тренировках, на второй вечерней тренировке по согласованию с тренерским коллективом проводились в первой части занятия с использованием малого объёма специальной физической подготовки, вторая часть тренировки была посвящена общей физической подготовке с использованием комплекса упражнений на тренажёре «Правило». Комплексы упражнений содержали силовые действия в статическом и динамическом режиме работы и напряжения мышц и упражнения на гибкость, позволяющие растягивать мышцы и связки, участвующие в работе. Занятия длились по 25 мин 3 раза в неделю в течение 1 месяца. В конце второго этапа было проведено повторное тестирование СФП.
Главным критерием педагогического эксперимента являлся прирост результатов в специальных тестовых упражнениях, определяющих уровень физической подготовленности спортсменов.
Третий этап состоял в обработке полученных результатов исследования и написании выводов.
Результаты исследования и их обсуждение. Динамика полученных результатов специальной физической подготовленности высококвалифицированных тяжелоатлетов представлена в таблице.
В первом соревновательном упражнении, определяющем скоростно-силовую подготовленность спортсменов «рывок штанги», средняя величина равнялась 163,7 кг, а после эксперимента 178,2 кг, это на 8,85 % больше.
Во втором основном упражнении, входящем в программу соревнований «Подъём штанги на грудь и толчок штанги от груди», средняя ве-
Динамика показателей специальной физической подготовленности высококвалифицированных тяжелоатлетов в подготовительном периоде
Параметр Рывок штанги, кг Подъём штанги на грудь и толчок штанги от груди, кг Тяга толчковая, кг Швунг толчковый от груди в положении стоя, кг Приседание со штангой на груди, кг
До эксперимента, п = 11 163,7±43,8 174,3±40,8 227,6±57,6 134,1±44,2 216,4±62,5
После эксперимента, п = 11 178,2±50,4 205,1±47,3 251,5±59,2 159,7±40,9 248,5±57,3
Результат прироста, % 8,85 17,67 10,5 19,1 14,83
Достоверность различий, р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Ю. Л. Тушер, С. В. Богуцкий, Д. Н. Черногоров, Р. Д. Кислов
личина составила 174,3 кг, а после эксперимента 205,1 кг, что говорит о значительном приросте по ¿-критерию Стьюдента, при p < 0,05, означающем достоверность. Полученные данные позволяют нам говорить о тенденции увеличения результата в большую сторону.
В тесте «Тяга штанги толчковая», характеризующая силу разгибателей ног и спины, в среднем до эксперимента величина составляла 227,6 кг по группе, а после эксперимента показатель повысился на 10,5 %.
В тесте «Швунг толчковый штанги от груди в положении стоя», определяющем силу плечевого пояса и взрывное усилий при выталкивании штанги, средняя величина до эксперимента составила 134,1 кг, а после 159,7 кг. Это говорит о значительном результате прироста по ¿-критерию Стьюдента, при р < 0,05, являющемся достоверным.
В тесте «Приседание со штангой на груди» до эксперимента средняя величина составила 216,4 кг, а после результат — 248,5 кг, это на 14,83 % больше от исходных данных.
Эти данные свидетельствуют, что результаты во всех тестовых упражнениях по специальной физической подготовке после внедрения комплексов упражнений на тренажёре «Правило» повысились.
Результаты двигательно-когнитивного теста «Стресс-пробы» показали, что по анализу полученных показателей графика статокинезиограммы до эксперимента зона возбудимости центральной нервной системы тяжелоатлетов была намного выше и активнее. Только на примере одного спортсмена после тренировки показатель психофизического состояния улучшился на 300 % (автоматический расчёт данных представлен прибором
(рисунок)), а после эксперимента произошли значительные изменения в лучшую сторону.
Полученные показатели стабилометрического исследования «Стресс-пробы» высококвалифицированных тяжелоатлетов в подготовительном периоде мезоцикла подготовки до и после тренировки психофизического состояния спортсменов: до эксперимента средняя разница значения равнялась 168,3±32,9 %, а после эксперимента в среднем 49,4±21,6 %, прирост составил 70,6 %, что по ¿-критерию Стьюдента, при _р<0,05, является достоверным.
Полученные показатели двигательно-когнитивного теста позволяют нам говорить о том, что тренажёр «Правило» и разработанная нами система тренировок способствует не только развитию физической подготовленности, но и нормализирует психофизическое состояние, отражающее состояние работы центральной нервной системы, которая имеет тесную связь с мышечной системой.
Выводы:
1. Разработанные комплексы упражнений на тренажёре «Правило» положительно влияют на психофизическое состояние тяжелоатлетов, что подтверждает необходимость внедрения их в систему подготовки высококвалифицированных тяжелоатлетов в подготовительном периоде тренировочного мезоцикла.
2. Анализ результатов педагогического эксперимента показал значительные изменения в тестовых упражнениях в положительную сторону после применения тренажёра «Правило», что способствует повышению уровня специальной физической подготовленности тяжелоатлетов высокой квалификации.
До тренировки
После тренировки
Графики статокинезиограммы «Стресс-пробы» до эксперимента на примере мастера спорта России по тяжёлой атлетике до и после тренировочного занятия на тренажёре «Правило»
3. Полученные нами в процессе всего педагогического эксперимента данные доказывают, что подобранная нами система тренировок на тренажёре «Правило» способна эффективно улучшать процесс совершенствования подготовки в тяжёлой атлетике.
Список литературы
1. Беляев, В. С. Оценка функции равновесия у юных тяжелоатлетов в практике тренировочного мезоцикла / В. С. Беляев, Ю. А. Матвеев, Ю. Л. Ту-шер, Д. Н. Черногоров // Вестн. Моск. город. пед. ун-та. Сер. Естеств. науки. — 2015. — № 3 (19). — С. 44-53.
2. Беляев, В. С. Тактика тренера по профилактике травматизма в тяжёлой атлетике : учеб.-метод. пособие / В. С. Беляев, Д. Н. Черногоров, Ю. А. Матвеев, Ю. Л. Тушер. — М. : МГПУ, 2012. — 80 с.
3. Бернштейн, Н. К. Физиология движений и активность / Н. К. Бернштейн. — М. : Наука, 1990.
4. Зданевич, А. А. Развитие скоростных и координационных способностей школьников в возрасте 9-10 лет средствами игровой направленности / А. А. Зданевич, Л. В. Шукевич // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 1. — С. 38-41.
5. Оганджанов, А. Л. Технология управления подготовкой легкоатлетов-прыгунов с использованием инновационной измерительной системы / А. Л. Оганджанов, Е. С. Цыпленкова, П. А. Овчин-
Поступила в редакцию 24 декабря 2016 г.
ников // Изв. Тул. гос. ун-та. Физ. культура. Спорт. — 2016. — № 2. — С. 157-164.
6. Иванов, В. Д. Силовая подготовка: методы, принципы, методические приёмы / В. Д. Иванов, М. Е. Алексеев, Р. Ф. Гарипов // Развитие соврем. образования: теория, методика и практика. — 2016. — № 1 (7). — С. 277-280.
7. Тушер, Ю. Л. Тренировочные нагрузки на начальном этапе подготовки начинающих тяжелоатлетов 16-17 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Л. Тушер. — М., 2006. — 24 с.
8. Черногоров, Д. Н. Методика коррекции асимметрии в физическом развитии спортсменов, занимающихся армспортом / Д. Н. Черногоров, Ю. А. Матвеев, В. С. Беляев, Ю. Л. Тушер // Вестн. Моск. город. пед. ун-та. Сер. Естеств. науки. — 2016. — № 3 (23). — С. 56-70.
9. Черногоров, Д. Н. Способность к сохранению функции равновесия тяжелоатлетов различной квалификации / Д. Н. Черногоров, В. С. Беляев, Ю. А. Матвеев, Ю. Л. Тушер, А. А. Беззубов // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 1. — С. 78-83.
10. Черногоров, Д. Н. Формирование силовых способностей учащихся 15-17 лет и методика их развития средствами атлетической гимнастики : дис. ... канд. пед. наук / Д. Н. Черногоров. — М., 2013. — 174 с.
11. Ярушин, С. А. Новое в проведении разминки перед физической нагрузкой: типичные ошибки и меры их предупреждения / С. А. Ярушин, В. Д. Иванов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Образование и здравоохранение. — 2014. — № 2 (2). — С. 84-89.
Для цитирования: Тушер, Ю. Л. Современный подход к повышению специальной физической подготовленности высококвалифицированных тяжелоатлетов / Ю. Л. Тушер, С. В. Богуцкий, Д. Н. Черногоров, Р. Д. Кислов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 58-62.
Сведения об авторах
Тушер Юрий Ласлович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин, Московский городской педагогический университет. Москва, Россия. [email protected]
Богуцкий Сергей Владимирович — студент 3-го курса, Московский городской педагогический университет. Москва, Россия. [email protected]
Черногоров Дмитрий Николаевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин, Московский городской педагогический университет. Москва, Россия.
Кислов Роман Дмитриевич — магистрант 2-го курса, Московский городской педагогический университет. Москва, Россия. [email protected]
Ю. Л. Тушер, С. В. Богуцкий, Д. Н. Черногоров, Р. Д. Кислое
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 1, pp. 58-62.
Modern Approach to Increase in Special Physical Fitness of Highly Skilled Weightlifters
Yu. L. Tusher1, S. V. Boguzky1, D. N. Chernogorov2, R. D. Kislov1
Moscow City University, Moscow, Russia [email protected], [email protected]
In article the modern approach is presented to the organizations of the common physical training of weight-lifters of high qualification with use of a complex of tools on the exercise machine «Rule» and is proved by influence of these complexes on body height of level of express physical fitness and a psychophysical condition of athletes.
Keywords: weightlifters, highly skilled athletes, exercise machine «right», special physical fitness, psychophysical state.
References
1. Belyayev V.S., Matveyev Yu.A., Tusher Yu.L., Chernogorov D.N. Otsenka funktsii ravnovesiya u yunyh tyazheloatletov v praktike trenirovochnogo mezotsikla [Assessment of Function of Balance at Young Weightlifters in Practice of the Training Mesocycle]. Vestnik Mos-kovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija "Yestestvennyye nauki" [Vestnik Moscow Sity Teachers Training University. Series "Natural Science"], 2015, no. 3 (19), pp. 44-53. (In Russ.)
2. Belyayev V.S., Chernogorov D.N., Matveyev Yu.A., Tusher Yu.L. Taktika trenera po profilaktike travmatiz-ma v tyazhyoloy atletike [Tactics of the Coach on the Pre -vention of Injuries in Weightlifting. Textbook]. Moscow, 2012. 80 p. (In Russ.).
3. Bernshteyn N.K. Fiziologiya dvizheniy i aktivnost' [Physiology Movements and Activity]. Moscow, 1990. (In Russ.).
4. Zdanevich A.A. Razvitiye skorostnyh i koordinatsi-onnyh sposobnostey shkol'nikov v vozraste 9-10 let sredstvami igrovoy napravlennosti [The Development of Speed and Coordination Abilities of Schoolchildren Aged 9-10 Years Gaming Focus]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2016, vol. 1, no. 1, pp. 38-41. (In Russ.).
5. Ogandzhanov A.L., Tsyplenkova E.S., Ovchin-nikov P.A. Tehnologiya upravleniya podgotovkoy leg-koatletov-prygunov s ispol'zovaniyem innovatsionnoy izmeritel'noy sistemy [Control Technology Preparation Athletes-Jumpers Using Innovative Measuring System]. Izvestiya Tul 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [News of the Tula State University. Physical Culture. Sport], 2016, no. 2, pp. 157164. (In Russ.)
6. Ivanov V.D., Alekseyev M.E., Garipov R.F. Silo-vaya podgotovka: metody, printsipy, metodicheskiye pri-yomy [Strength Training: Methods, Principles, Instructional Techniques]. Razvitiye sovremennogo obrazova-
niya: teoriya, metodika i praktika [The Development of Modern Education: Theory, Methodology and Practice], 2016, no. 1 (7), pp. 277-280. (In Russ.).
7. Tusher Yu.L. Trenirovochnyye nagruzki na nachal'nom etape podgotovki nachinayushchih tyazheloatletov 16-17 let [Training Loads at the Initial Stage of Training of the Beginning Weightlifters of 1617 years. Abstract Thesis]. Moscow, 2006. (In Russ.).
8. Chernogorov D.N., Matveyev Yu.A., Belyayev V.S., Tusher Yu.L. Metodika korrektsii asimmetrii v fizi-cheskom razvitii sportsmenov, zanimayushchihsya armsportom [Methods of Correction of Asymmetry in the Physical Development of Athletes Involved in Armsport] Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya "Yestestvennyye nauki". [Vestnik Moscow City University. Series "Natural Science"], 2016, no. 3 (23), pp. 56-70. (In Russ.)
9. Chernogorov D.N., Belyayev V.S., Matveyev Yu.A., Tusher Yu.L., Bezzubov A.A. Sposobnost' k sohrane-niyu funktsii ravnovesiya tyazheloatletov razlichnoy kvalifikatsii [Ability to Preservation of Function Balance of Weightlifters Various Qualification]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya. [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2016, vol. 1, no. 1, pp. 78-83. (In Russ.)
10. Chernogorov D.N. Formirovaniye silovyh sposobnostey uchashchihsya 15-17 let i metodika ih raz-vitiya sredstvami atleticheskoy gimnastiki [Formation of Power Abilities of Pupils of 15-17 Years and Technique of their Development by Means of Athletic Gymnastics. Thesis]. Moscow, 2013. 174 p. (In Russ.).
11. Yarushin S.A., Ivanov V.D. Novoye v provede-nii razminki pered fizicheskoy nagruzkoy: tipichnyye oshibki i mery ih preduprezhdeniya [New in Conducting Warm-up before Exercise: Common Mistakes and Measures to Prevent Them]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovaniye i zdra-voohraneniye [Bulletin of the Chelyabinsk State University. Education and Health], 2014, no. 2 (2), pp. 84-89.