Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ТЯЖЕЛОАТЛЕТЫ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП / МАКРОЦИКЛ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / МИКРОЦИКЛ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баязитов К. Ф.

В статье раскрывается дальнейший поиск способов совершенствования процесса подготовки тяжелоатлетов на учебно-тренировочном этапе. Обсуждаются содержание и результаты педагогического эксперимента по распределению объема тренировочной нагрузки в соревновательном периоде. Приводится один из методов повышения результативности тяжелоатлетов за счет увеличения объема тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баязитов К. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

УУК (УДК, UDC): 796.093.4:8

Кандидат педагогических наук, доцент, Судья Международной категории, Мастер спорта по тяжелой атлетике К.Ф. БАЯЗИТОВ1

'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

Информация для связи с автором:

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

Аннотация

Annotation

о см о

СО

го та ■с о

CL

сл

В статье раскрывается дальнейший поиск способов совершенствования процесса подготовки тяжелоатлетов на учебно-тренировочном этапе. Обсуждаются содержание и результаты педагогического эксперимента по распределению объема тренировочной нагрузки в соревновательном периоде. Приводится один из методов повышения результативности тяжелоатлетов за счет увеличения объема тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях.

Ключевые слова: тяжелоатлеты, учебно-тренировочный этап, макроцикл, соревновательный период, микроцикл, тренировочная нагрузка, соревновательные упражнения, вспомогательные упражнения.

Одной из центральных проблем теории и методики подготовки спортсменов является поиск путей совершенствования многолетнего процесса подготовки спортсменов [2,3,8,9]. Одним из важных этапов подготовки спортсменов в процессе становления спортивного мастерства является учебно-тренировочный этап, в том числе и для тяжелоатлетов [1,4,5,7,10,11]. На учебно-тренировочном этапе возрастает значимость специфичности и интенсивности тренировочных воздействий, опыта соревновательной практики. Спортивные соревнования являются главным системообразующим и интегрирующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы вида спорта. Участие в соревнованиях это один из наиболее эффективных методов подготовки спортсменов высокого класса. В основополагающих трудах ведущих теоретиков спорта, соревнования трактуются как цель, средство, метод и модель подготовки, как мощный рычаг управления видом спорта [3,6,8,9]. Спортивные соревнования, являясь сущностью спорта, определяют цели и направленность развития и воспитания спортсмена для результативной деятельности.

Это ориентирует на преимущественную направленность применения этих средств в тренировочном процессе годичного цикла подготовки. Эффективность применения средств специальной подготовки проверялась при участии тяжелоатлетов на учебно-тренировочном этапе в тренировочном процессе соревновательного периода.

Цель исследования: совершенствование мето-

Маколада огир атлетикачиларнинг машгулог боскичидаги машгулот жараёнини такомиллаштириш йуллари курсатиб берилган. Мусобака даврида укув юкламаси ^ажмининг таксимоти буйича педагогик тадкикотнинг мазмуни ва натижалари му^окама килинган. Мусобака машкларида укув юкламаси микдорини ошириш оркали огир атлетикачиларнинг иш фаолиятини ошириш усуллари ёритилган.

Калит сузлар: огир атлетикачилар, уцув босцичи, макроцикл, мусобаца даври, микроцикл, уцув юкламаси, мусобаца машцлари, ёрдамчи машцлар.

The article reveals the further search for ways to improve the training process of weightlift-ers at the training stage. The content and results of a pedagogical experiment on the distribution of the training load volume in the competition period are discussed. One of the methods of increasing the performance of weightlifters by increasing the amount of training load in competitive exercises is given.

Key words: weightlifters, training stage, macrocycle, competitive period, microcycle, training load, competitive exercises, auxiliary exercises.

дики тренировки тяжелоатлетов второразрядников в соревновательном периоде.

Задачи исследования:

Исследование эффективности учебно-тренировочного процесса на основе увеличения собственно-соревновательных дней и доли соревновательных упражнений в соревновательном периоде;

повышение уровня готовности тяжелоатлетов к основным соревнованиям сезона.

Научная новизна работы состояла в том, что впервые был применен метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательном периоде для тяжелоатлетов учебно-тренировочных групп за счет увеличения собственно-соревновательных дней и соревновательных упражнений.

Содержанием этого метода являлось увеличение собственно-соревновательных дней в соревновательном периоде не менее одного раза в две недели за счет проводимых плановых соревнований и специально организованных «прикидок», воспроизводящих реальную соревновательную обстановку. Исследование проводилось с участием квалифицированных тяжелоатлетов учебно-тренировочной группы в течение полугодичного цикла, состоящего из двух макроциклов.

Были сформированы две группы из тяжелоатлетов - контрольная и экспериментальная, по 16 спортсменов второго спортивного разряда в каждой. Стаж тренировки тяжелоатлетов составлял 5 - 6 лет.

В связи с тем, что испытуемые спортсмены являлись представителями различных весовых категорий,

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

были применены значения выравнивающих коэффициентов по формуле М.В. Стародубцева для достижений тяжелоатлетов различных весовых категорий по отношению к мировому рекорду в сумме двоеборья в весовой категории до 64 кг., т.е. достижения спортсменов были приравнены к достижениям указанной весовой категории.

Эксперимент проводился в период с 11 февраля по 24 августа 2019 года. Тяжелоатлеты учебно-тренировочной группы вели подготовку к плановым сезонным соревнованиям Ташкентской области. Полугодовой период был разделен на два макроцикла:

I макроцикл в период с 11 февраля по 12 мая 2019 года, в котором в период с 1 апреля по 8 мая проводился соревновательный период.

II макроцикл в период с 13 мая по 21 августа 2019 года, на соревновательный период было отведен период с 1 июля по 21 августа.

Так в экспериментальной группе было проведено 7 соревнований, 3 в I макроцикле и 4 во II макроцикле, тогда как тяжелоатлеты контрольной группы приняли участие всего в двух соревнованиях, которые проводились по окончании I и II макроциклов.

В контрольной группе тренировочные воздействия и периодизация тренировочного процесса проводились по традиционной методике.

Сочетание микроциклов у экспериментальной группы выглядела следующим образом:

I макроцикл - подготовительный период (микроцикл (МЦ) втягивающий (11 - 23.02) + МЦ базовый (25.02 - 9.03) + МЦ специально-подготовительный (11 - 30.03)), соревновательные период (МЦ модельный (1 - 6.04) + МЦ подводящий (8 - 11.04) - 12 апреля соревнование-прикидка, МЦ модельный (15 - 20.04)+МЦ подводящий (22 - 25.04) - 26 апреля соревнование-прикидка, МЦ модельный (28.04 - 4.05) + МЦ соревновательный (6 - 9.05) - 10 мая плановое соревнование), переходный период (13 - 26.05).

II макроцикл - подготовительный период (МЦ втягивающий (27.05 - 8.06) + МЦ базовый (10 - 22.06) + МЦ специально-подготовительный (24 - 29.06)), соревновательные период (МЦ модельный (1 - 6.07) + МЦ подводящий (8 - 11.07) - 12 июля соревнование-прикидка, МЦ модельный (16 - 20.07) + МЦ подводящий (22 - 26.07) - 27 июля соревнование-прикидка, МЦ модельный (29.07 - 3.08) + МЦ подводящий (5 - 9.08) - 10 августа соревнование-прикидка, МЦ модельный (12.08 - 17.08) + МЦ соревновательный (19 - 22.08) - 23 августа плановое соревнование), переходный период (26.08 - 8.09).

В результате проведенных исследований нами было выявлено распределение тренировочных средств в группах упражнений в контрольной и экспериментальной группах в соревновательных периодах по количеству подъема штанги (КПШ) (табл. 1).

Объем нагрузки в рывковых и толчковых упражнениях в соревновательном периоде I макроцикла в контрольной группе составил 512±22 КПШ, в экспериментальной - 667±25 КПШ, во втором макроцикле 650±27 и 861±29 соответственно. В сумме

за весь экспериментальный период объем в КПШ в соревновательных упражнениях (рывок и толчок) составил в контрольной группе 1162±25 КПШ, в экспериментальной - 1528±27 КПШ. Различия между объемами нагрузки соревновательных упражнений в контрольной и экспериментальной группах в I и II макроциклах и за весь период статистически достоверны (р<0,05) в пользу соревновательных упражнений в экспериментальной группе на 31,5%.

Объем нагрузки в вспомогательных упражнениях (приседания, тяги рывковые и толчковые) в соревновательном периоде был распределен следующим образом:

I макроцикл, контрольная группа - 640±28 КПШ;

I макроцикл, экспериментальная группа -476±24 КПШ;

II макроцикл, контрольная группа - 891±29 КПШ;

II макроцикл, экспериментальная группа-672±23 КПШ.

Таким образом в сумме за два соревновательных

периода было выполнено в контрольной группе 1531±26 КПШ и 1148±24 КПШ в экспериментальной группе. Достоверность различий по применению вспомогательных упражнений в соревновательном периоде между контрольной и экспериментальной групп оказалась значимой (р<0,05) в ущерб вспомогательных упражнений в экспериментальной группе на 34,5%.

Таблица-1

Распределение тренировочных средств в группах упражнений в контрольной и экспериментальных группах в соревновательных периодах (КПШ) (п=32)

Группы упр-ний Группы Соревновательные периоды

I макроцикл II макроцикл Всего

Х | т Х т Х т

Р КГ 241 13 322 19 563 23

ЭГ 322 16 412 22 734 24

Т КГ 271 19 328 21 599 23

ЭГ 345 23 449 26 794 29

Р+Т КГ 512 22 650 27 1162 25

ЭГ 667 25 861 29 1528 27

различия % 30,3 32,5 31,5

р <0,05 <0,05 <0,05

Пр КГ 265 25 295 23 560 21

ЭГ 221 22 224 18 445 16

ТР КГ 174 21 286 26 460 20

ЭГ 119 18 214 27 333 19

ТТ КГ 201 22 310 24 511 25

ЭГ 136 16 234 21 370 22

Тяга+Пр КГ 640 28 891 29 1531 29

ЭГ 476 24 672 23 1148 24

различия 1 % 34,5 32,6 33,4

р <0,05 <0,05 <0,05

Итого КГ 1152 47 1541 39 2693 38

ЭГ 1143 43 1533 38 2676 37

различия 1 % 0,8 0,5 0,6

р | >0,05 | >0,05 | >0,05 |

Показатели выполнения объемов учебно-тренировочной нагрузки за весь экспериментальный период в соревновательных и вспомогательных упражнениях между контрольной (2693±38 КПШ) и экспериментальной (2676±37 КПШ) групп не дали достоверных различий (р>0,05), разница составила всего 0,6%. Показатели объема нагрузки в разрезе макроциклов составили в контрольной группе 1152±47 КПШ, в экс-

о см о

СЯ со

го га ■с о а

№6-2020 е-шаП: [email protected]

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

периментальной - 1143±43 КПШ в соревновательном периоде I макроцикла, и 1541±39 КПШ в контрольной группе, 1533±38 КПШ в экспериментальной группе в соревновательном периоде II макроцикла, что также не дали достоверных различий между соревновательными и вспомогательными упражнениями (р>0,05), разница которых составила соответственно на 0,8 и 0,5%.

Таким образом, испытуемые контрольной и экспериментальной групп освоили одинаковую нагрузку в течение экспериментального периода, но с различными распределениями в разрезе соревновательных и вспомогательных упражнений.

о см о

со

го та ■с о

Œ

Рис. Кругограммы соотношений соревновательных и вспомогательных упражнений за экспериментальный период в контрольной и экспериментальной группах.

Следует отметить, что за счет увеличения собственно-соревновательных дней в экспериментальной группе соотношение соревновательных и вспомогательных упражнений составило в I макроцикле 58,4:41,6%, во II макроцикле 56,2:43,8% и за весь педагогический эксперимент 57,1:42,9%, тогда как в контрольной группе эти показатели выглядят следующим образом 44,4:55,6%, 42,2:57,8% и 43,1:56,9% соответственно (рис.).

Сравнение результатов спортсменов экспериментальной группы по завершению двух макроциклов и участия в соревновании показало на их значимые различия между исходными и конечными данными (р<0,05) (табл. 2). В рывке спортсмены экспериментальной группы увеличили свои результаты в среднем на 9,0 кг (14,4%), в толчке на 8,6 кг (10,2%), а в сумме двоеборья на 17,6 кг и 12,0%.

В результатах спортсменов контрольной группы также имели положительные сдвиги. Так в рывке спортсмены прибавили в среднем 4,2 кг (7,2%), во втором соревновательном упражнении (толчке) прибавка составила 6,2 кг (7,6%) и в сумме двоеборья 10,4 кг, что составило 8,0%. Однако, во всех трех показателях различия между исходными и конечными результатами оказались незначимыми (р>0,05).

Таблица-2

Динамика показателей соревновательной деятельности тяжелоатлетов до и после эксперимента (п=32)

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа

Исходные Конечные Различия Исходные Конечные Различия

X±m X±m % P X±m X±m % P

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рывок (кг.) 54,1±1,8 58,3±2,7 7,2 >0,05 53,7±1,8 62,7±1,8 14,4 <0,05

Толчок (кг.) 75,4±2,9 81,6±2,5 7,6 >0,05 75,5±2,9 84,1±2,9 10,2 <0,05

Сумма двоеборья (кг.) 129,5±3,6 139,9±3,3 8,0 >0,05 129,2±3,6 146,8±3,9 12,0 <0,05

Таким образом, педагогический эксперимент показал, что увеличение собственно-соревновательных дней для тяжелоатлетов на учебно-тренировочном этапе, в следствие чего увеличения объема соревновательных упражнений, значительно влияет на дальнейший рост спортивных результатов.

Получены статистически значимые сдвиги в соревновательных упражнениях у тяжелоатлетов экспериментальной группы (р<0,05). По результатам выступления в соревнованиях 6 штангистов экспериментальной группы выполнили норматив первого спортивного разряда, остальные подтвердили и превысили норматив второго спортивного разряда. В контрольной группе также отмечены положительные сдвиги, но незначительные. В проведенных соревнованиях 2 спортсмена выполнили норматив первого спортивного разряда, 13 спортсменов выступили на уровне спортсменов второго спортивного разряда и 1 спортсмен не подтвердил норматив второго спортивного разряда.

Установлено, что особенностью выявленной динамики спортивных результатов является тот факт, что достижение определенного уровня спортивных результатов возможно при использовании преимущественно соревновательных упражнений.

Литература:

: Со-

1. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика: учебник для вузов. - М.: ветский спорт, 2005. - 600 с.

2. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04; Уральская гос. акад. физ. культуры. - М., 1996. - 48 с.

3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.

4. Маткаримов Р.М. Тяжёлая атлетика. - Т.: УзГИФК, 2005, - 384 с.

5. Маткаримов Р.М., Юнусов С.А, Ходжаев А.З. Теория и методика тяжелой атлетики. - Т.: Ilmiy texnika axboroti-press nashriyoti, 2019. - 156 с.

6. Медведев А.С. Проблема дальнейшего совершенствования методики тренировки тяжелоатлетов на современном этапе // Теория и практика физической культуры. 1996. - № 6. - С. 51 - 54.

7. Мишустин В.Н. Дифференцированное планирование предсо-ревновательной подготовки тяжелоатлетов на основе учета показателей специальной подготовленности и функционального состояния : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04; Волгоград, 2003 172 с.

8. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография / В.Г. Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2010. -240 с.

9. Платонов В. Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к олимпийским играм / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2010. - 310 с. 284.

10. Платонов В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2013. - 624 с.

11. Xodjaev A.Z. Sport pedagogik mahoratini oshirish (Og'ir atletika). Darslik. - T.: Ilmiy texnika axboroti-press nashriyoti, 2018. - 128 b.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.