Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ'

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ОғИР АТЛЕТИКАЧИЛАР / ЎқУВ ЮКЛАМАСИНИНГ ҲАЖМИ / ЎқУВ ЮКЛАМАСИНИНГ ШИДДАТИ / МАШғУЛОТНИ ДАВРЛАШТИРИШ / МАШғУЛОТ ЦИКЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баязитов К.Ф.

Мақолада оғир атлетикачиларни узоқ муддатли тайёргарлигининг турли босқичларида ўқув- машғулотлар жараёнини бошқариш вариантлари муҳокама қилинади. Муаллиф томонидан ўқув-машғулот жараёнини тайёрлаш даврларининг вақт давомийлиги таркиби ва мазмунини ўрганган. Юқори малакали оғир атлетикачиларнинг машғулот юкламаларининг мақбул чегаралари, қўлланиладиган ҳажми ва шиддатлиги асосланди. Ўқув натижалари ва мураббийлар таркибининг сўрови натижаларига кўра мақсадли йўналишнинг тўртта машғулот гуруҳлари воситалари аниқланди.В статье рассматриваются варианты управления учебно-тренировочным процессом на различных этапах многолетней подготовки тяжелоатлетов. Автором работы проведено исследование структуры и временной продолжительности периодов подготовке в макроциклах на учебно-тренировочном этапе. Выявлены оптимальные границы, применяемых объема и интенсивности тренировочной нагрузки высококвалифицированных тяжелоатлетов. По результатам исследования и опроса тренерско-преподавательского состава выявлены четыре группы тренировочных средств целевого направления для подготовки тяжелоатлетов.The article discusses options for managing the training process at various stages of long-term training of weightlifters. The author of the work conducted a study of the structure and time duration of training periods in macrocycles at the training stage. The optimal limits of the applied volume and intensity of the training load of highly qualified weightlifters are revealed. According to the results of the study and a survey of the coaching and teaching staff, four groups of training tools of the target direction for the training of weightlifters were identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

УУД (УДК, UDC): 796.015:8

Кандидат педагогических наук, доцент К.Ф. БАЯЗИТОВ1

'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

Иф УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ

Информация для связи с автором: *

ьауМ@таи.ш ПРОЦЕССОМ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ

МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

Аннотация

Annotation

В статье рассматриваются варианты управления учебно-тренировочным процессом на различных этапах многолетней подготовки тяжелоатлетов. Автором работы проведено исследование структуры и временной продолжительности периодов подготовке в макроциклах на учебно-тренировочном этапе. Выявлены оптимальные границы, применяемых объема и интенсивности тренировочной нагрузки высококвалифицированных тяжелоатлетов. По результатам исследования и опроса тре-нерско-преподавательского состава выявлены четыре группы тренировочных средств целевого направления для подготовки тяжелоатлетов.

Ключевые слова: тяжелоатлеты, объем тренировочной нагрузки, интенсивность тренировочной нагрузки, периодизация тренировки, тренировочный цикл.

Маколада огир атлетикачиларни узок мудцатли тайёргарлигининг турли боскичларида укув- машгулотлар жараёнини бошкариш вариантлари мухркама килинади. Муаллиф томонидан укув-машгулот жараёнини тайёрлаш даврларининг вакт давомийлиги таркиби ва мазмунини ур-ганилган. Юкори малакали огир атлетикачиларнинг машгулот юкламаларининг макбул чегарала-ри, кулланиладиган хажми ва шиддатлиги асосланган. Укув натижалари ва мураббийлар таркиби-нинг сурови натижаларига кура максадли йуналишнинг туртта машгулот гурухлари воситалари аникланган.

Калит сузлар: огир атлетикачилар, уцув юкламасининг щжми, уцув юкламасининг шиддати, машгулотни даврлаштириш, машгулот цикли.

The article discusses options for managing the training process at various stages of long-term training of weightlifters. The author of the work conducted a study of the structure and time duration of training periods in macrocycles at the training stage. The optimal limits of the applied volume and intensity of the training load of highly qualified weightlifters are revealed. According to the results of the study and a survey of the coaching and teaching staff, four groups of training tools of the target direction for the training ofweightlifters were identified.

Key words: weightlifters, volume of training load, intensity of training load, periodization of training, training cycle.

Введение. Значения планирования и построения учебно-тренировочного процесса являются одними из важных функций в управлении спортивной подготовкой тяжелоатлетов на различных этапах многолетней спортивной подготовки [4,7,8,12].

Процесс управления спортивной подготовкой квалифицированных тяжелоатлетов является весьма сложным, в связи с тем, что необходимо определить основные факторы, воздействующие на состояние тяжелоатлета, стратегию построения годичного цикла. Как известно, годичные макроциклы имеют различную периодизацию с разной продолжительностью.

Построение годичного цикла подготовки спортсменов, в том числе и тяжелоатлетов взаимосвязан с построением четырехлетнего олимпийского цикла подготовки, при этом очень важен учет возраста и уровня спортивной подготовленности спортсменов [9].

Международной Федерацией тяжелой атлетики начиная с 1 ноября 2018 года внедрена новая система квалификации на Олимпийские игры, которая основываться на индивидуальных результатах спортсменов, а не на выступлениях национальных команд на крупных международных соревнованиях. Пересмотренная квалификационная система была разработана на основе ключевых принципов

чистой конкуренции и справедливости. Также внедрены критерии, согласно которым тяжелоатлеты должны участвовать как минимум в шести соревнованиях в течение всего общего периода.

Поэтому в настоящее время в условиях ежегодных проведений чемпионатов мира, Азии, Гран-при и других квалификационных, а также коммерческих международных соревнований действующая система подготовки национальных сборных команд по тяжелой атлетике оказывается не столь неэффективной. В связи с чем тренерскому составу требуется внести изменения в стратегию учебно-тренировочной и соревновательной деятельности тяжелоатлетов в четырехлетнем цикле олимпийской подготовки.

Основное содержание работы. Структура и временная продолжительность макроциклов связана с определенными факторами, а именно, закономерностью становления спортивного мастерства, необходимостью подготовки спортсменов к участию в конкретных соревнованиях к примеру, чемпионате Узбекистана, Азии, мира или Олимпийских играх, функциональные и физические возможности тяжелоатлета, особенности индивидуальной подготовленности, содержание учебно-тренировочного процесса [3].

В подготовке тяжелоатлетов встречается пос-

44

e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

троение годичнои тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), двух макроциклов (двухцикловое), трех (трехцикловое) и т.д. В каждом макроцикле выделяются три периода - подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым и вторым, вторым и третьим макроциклами не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего [4].

Для выявления тенденций периодизации тренировки квалифицированных тяжелоатлетов и определения оптимальных сроков подготовки, построения учебно-тренировочного процесса в годичных и олимпийских четырехлетних циклах тренировки, а также научного обоснования авторского метода планирования тренировочной нагрузки и комбинации различных мезоциклов в большом годичном цикле и в многолетней спортивной подготовке тяжелоатлетов, было проведено детальное исследование.

По результатам многолетней тренировочной и экспериментальной деятельности, а также изучения и анализа опыта подготовки тяжелоатлетов Болгарии, Китая, России, научно проверена структура этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям, состоящая из четырех фаз:

1. Фаза создания специальной подготовленности (2-3 недели) - повышение специальной работоспособности (ударная тренировка).

2. Подводящая фаза к главному соревнованию (2-4 недели) - тренировка в условиях, максимально приближенных к условиям места проведения соревнований (климатические, географические, временные, питания и др.).

3. Фаза выступления в главных соревнованиях спортивного сезона.

4. Фаза разгрузки после главных соревнований (1-2 недели) [10].

Главным фактором, ограничивающий выполнение объема тренировочной нагрузки тяжелоатлетов, являются временные возможности учебно-тренировочного процесса.

Исследование суточного распределения времени на тренировочный режим тяжелоатлетов выявило, что в год тяжелоатлеты на начальном этапе тренируются - 234 часа, на учебно-тренировочном - 520 часов, на этапе совершенствования спортивного мастерства - 832 часов, на этапе высшего спортивного мастерства (по 2-3 часа два раза в день) - более 1200 часов.

Определено, что построение периодизации спортивной подготовки юных тяжелоатлетов на учебно-тренировочном этапе обусловлена: календарным планом спортивных мероприятий, принятием участий в отдельных соревнованиях; системой проведения педагогического контроля за

уровнем специальной подготовленности; особенностями учебно-тренировочного процесса.

Уровень спортивных результатов в соревновательных упражнениях постоянно повышается по мере роста уровня специальной силовой подготовленности юных тяжелоатлетов. Более ровные спортивные достижения наблюдаются у тяжелоатлетов на учебно-тренировочном этапе [11].

Данные многолетних исследований и литературных источников, отмечают, что спортсмен в зависимости от своих индивидуальных способностей и особенностей освоенных нагрузок, может войти в состояние оптимальной спортивной формы в период от 8 недель до 8 месяцев [1,5,6,9].

Таким образом, если короткий период времени достижения спортивной формы - 8 недель, то тогда продолжительность подготовительного периода будет такая же. С целью поддержания состояния спортивной формы требуется еще 4 - 6 недель тренировки, и еще примерно 2 недели для временной ее утраты. Отсюда можно сделать вывод, что полный цикл развития, стабилизации и утраты спортивной формы составляет 14-16 недель или 3,5-4 месяца. Таким образом, в течение года имеется возможность поменять спортивную форму 3 раза, значит, не более 3-х макроциклов, что совпадает с мнением авторитетных исследователей, а именно, что продолжительность фаз развития спортивной формы макроцикла должна совпадать с продолжительностью [1,2].

Календарный план спортивных соревнований, динамика развития, стабилизации и утраты спортивной формы, индивидуальная работоспособность спортсмена - это основные факторы влияющие на специфику планирования тренировочного процесса в годичном цикле спортивной подготовки [1,6,9].

Структура учебно-тренировочного процесса тяжелоатлетов на учебно-тренировочном этапе должна строиться на базе целого годичного цикла спортивной подготовки с традиционным разделением на три периода:

подготовительный:

первый этап - этап общей подготовки - 7 недель;

второй этап - I этап специальной подготовки

- 8 недель;

третий этап - II этап специальной подготовки

- 6 недель;

соревновательный:

первый этап - этап подготовки к предварительным соревнованиям - 8 недель;

второй этап - I этап подготовки к основным соревнованиям - 7 недель;

третий этап - II этап подготовки к основным соревнованиям - 6 недель;

четвертый этап - этап подготовки к главному соревнованию - 6 недель;

переходный - 4 недель.

Построение отдельных тренировочных занятий, а также направленность микроциклов (МЦ)

см о см

го га

0 ^

ю

1

с го

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

необходимо планировать в зависимости от задач, поставленных на определённом периоде или этапе. На таблице 1 представлено построение микроциклов в подготовительном периоде.

Таблица-1

Построение микроциклов в подготовительном периоде

Этапы Микроциклы

1 2 3 4 5 6 7 8

Первый ПГ ПВ С В ПГ ПГ ПВ

Второй ПВ С В ПГ ПВ С В ПГ

Третий ПГ ПВ С В ПГ ПВ

Примечание: ПГ - подготовительный, ПВ - подводящий, С - соревновательный, В - восстановительный.

С увеличением спортивных соревнований в ежегодном календарном плане спортивных соревнований по тяжелой атлетике возникла необходимость включения в этапные мезоциклы подготовительного периода соревновательных микроциклов. После каждого соревновательного МЦ должен быть восстановительный микроцикл.

В результате проведенных исследований выявлено, что на этапах специальной подготовки решаются следующие задачи:

- воспитание физических качеств, присущих для тяжелоатлетов;

- совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений;

- развитие психической устойчивости к нагрузкам в соревновательном периоде.

Задачей этапа подготовки к предварительным соревнованиям, является подготовка тяжелоатлетов к основным соревнованиям и достижению оптимальной спортивной формы. На этом этапе предусматривается дальнейшее совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений, развитие специальных физических качеств в условиях соревновательной деятельности и психических качеств. На таблице 2 представлено построение микроциклов в соревновательном периоде.

Таблица-2

Построение микроциклов в соревновательном периоде

Этапы Микроциклы

1 2 3 4 5 6 7 8

Первый ПГ ПУ М С У ПВ С В

Второй ПГ У М ПВ С В ПГ -

Третий У ПВ С В ПГ ПВ - -

Четвертый ПГ ПВ У М ПВ С - -

СМ О СМ

ГО

га

О ю

Примечание: У - ударный, ПГ - подготовительный, ПВ - подводящий, М - модельный, С - соревновательный, В - восстановительный.

Задачей этапов подготовки к основным соревнованиям является эффективная реализация приобретенного уровня подготовленности в предыдущих периоде и микроциклах, выражающаяся в спортивном результате.

Задачей этапа подготовки к главному соревнованию привести тяжелоатлета в состояние наилучшей спортивной формы, позволяющей добиться наивыс-

ших результатов в главном соревнований большого годичного цикла.

Некоторые специалисты в тяжелой атлетике в соревновательном периоде часто выделяют 2 или 3 мезоцикла, продолжительность, которых может достигать 6-7 недель. Вместе с этим на этапах тренировки между соревновательными мезоциклами, где происходит специальная подготовка к стартам, включаются промежуточно-восстановительные, предсоревновательные или поддерживающие мезоциклы [7]. Однако при продолжительном соревновательном периоде начинают снижаться результаты, к тому же если тяжелоатлет принимает участие во многих соревнованиях наблюдается явление перетренировки.

В процессе исследования структуры планирования спортивной подготовки ведущих тяжелоатлетов установлено, что большой годичный цикл подготовки в 88 % случаев формируется по «однопиковой» схеме достижения наилучшей спортивной формы и состоит из подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Анкетный опрос ведущих отечественных и зарубежных тренеров позволил установить, что соревнования в подготовительном периоде для большинства тяжелоатлетов служат показателями контроля за уровнем подготовки.

Построение подготовительного периода предусматривает три этапа длительностью 7-8 недель каждая, в том числе два этапа специальной подготовки. Разработка планов подготовки в соревновательном периоде основывается календарным планом спортивных мероприятий, индивидуальным планом подготовки тяжелоатлетов, а также интервалами между соревнованиями, которые могут быть от 3 до 10 недель и более.

Нами проведено исследование, целью которой было определение вариантов микроциклов и программы учебно-тренировочного процесса на этапах соревновательного периода подготовки высококвалифицированных тяжелоатлетов при подготовке к главным соревнованиям.

Выявлено, что тяжелоатлеты, которые вели подготовку к главным соревнованиям года, применяют 12 вариантов предсоревновательной подготовки, которые имеют существенные отличия по продолжительности и распределения объема и интенсивности. Так нами выявлены те применяемые варианты, которые позволяли тяжелоатлетам в главных стартах значительно улучшить свои результаты, или позволяли повторить результат предыдущего соревнования.

В процессе проведенных нами исследований выявлено, что пятинедельный вариант построения тренировочных нагрузок благополучно применялся в 15 случаях. Особенностью данного варианта являлось освоение наибольшего объема тренировочных средств в 4-м микроцикле с постепенным снижением тренировочных нагрузок ко дню соревнования.

Определено было также, что особенностями семинедельного построения микроциклов предсо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46 е-шай: fan_sportga@uzdjtsu.uz №2-2021

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

ревновательной подготовки являются наибольшие показатели тренировочной нагрузки в 4-м и 5-м микроциклах данного этапа, составляющие 85-95%. В 5-м микроцикле акцентировалось на тренировку в отдельных тяжелоатлетических упражнениях, а в 6-м - на смешанную. Микроциклы 6-й и 7-й носят модельно-подводящий характер.

Характерными чертами девятинедельного построения предсоревновательной подготовки, обуславливающим высокую эффективность выступления тяжелоатлетов на основных спортивных соревнованиях, являлось выполнение развивающей тренировочной нагрузки в период с 3-го по 5-й микроцикл с перспективой вывода организма тяжелоатлета на уровень высокой адаптации.

Заключение. В результате исследований выявлены значительные различия в построении ме-зоциклов и микроциклов в процессе подготовки к основным и главным соревнованиям. Выявленные различия в подготовительном и соревновательном периодах подготовки в годичном цикле выражались во-первых - в объеме и интенсивности тренировочной нагрузки, которые в соревновательных периодах объем значительно снижается, а их интенсивность увеличивается; во-вторых - в особенностях применения и распределения нагрузок в отдельных соревновательных упражнениях.

В процессе исследований выявлены особенности в структуре недельных циклов, заключающиеся в следующем:

1) в последнем микроцикле перед главными соревнованиями у тяжелоатлетов высокой квалификации проводились 6 - 7 учебно-тренировочных занятий, вместе с тем использование максимальной интенсивности тренировочной нагрузки в основных тренировочных средствах подготовки приостанавливалась за 4-8 дней до главного соревнованиях;

2) в большинстве случаев подготовка ведущих тяжелоатлетов структура недельных циклов непосредственной подготовки планировалась по схеме соревнований.

Одной из задач исследования было выявление оптимальных границ, применяемых объема и интенсивности тренировочной нагрузки квалифицированных тяжелоатлетов в различных тренировочных средствах спортивной подготовки. Проанализированы 38 дневников сильнейших тяжелоатлетов Узбекистана. По результатам исследования и опроса тренерско-преподавательского состава нами выявлены четыре группы тренировочных средств целевого направления, которые применяются высококвалифицированными тяжелоатлетами в годичном макроцикле подготовки: соревновательные; специально-подготовительные (подводящие) упражнения для рывка; специально-подготовительные (подводящие) упражнения для толчка; специально-подготовительные (развивающие) упражнения.

Первая группа средств включала соревновательные упражнения рывок и толчок.

Во вторую группу входят рывок в полуприсед с помоста, рывок в полуприсед из исходного положения гриф выше с колен (с виса), рывок из исходного положения гриф выше с колен (с виса), рывок из исходного положения гриф с плинтов, рывок в полуприсед из исходного положения гриф с плинтов.

Третья группа упражнений включает подъем на грудь в полуприсед, подъем на грудь в полуприсед из исходного положения гриф с плинтов, подъем на грудь в полуприсед плюс швунг толчковый, толчок от груди со стоек, швунг толчковый со стоек.

В четвертую группу упражнений входят тяги, приседания, жимы, направленные на развитие двигательных способностей и на повышение функционального состояния спортсменов.

По результатам проведенного анализа тренировочных нагрузок по вышеуказанным показателям, применяемых тяжелоатлетами в годичных циклах 2012-2019 годов, выявлено, что имеется вариативность в параметрах объема тренировочной нагрузки, независящие от степени подготовленности тяжелоатлетов. Обозначим объемы тренировочной нагрузки в следующих измерениях: максимальные, средние и минимальные показатели. Таким образом по результатам исследования установлены основные границы значений объема и интенсивности тренировочной нагрузки сильнейших тяжелоатлетов (табл. 3).

Таблица-3

Границы значений объема и интенсивности тренировочной нагрузки сильнейших тяжелоатлетов

№ Параметры тренировочной нагрузки Показатели

макс. сред. мин.

1. Количество тренировочных дней 312 286 260

2. Количество тренировочных занятий 624 520 416

3. Количество часов тренировки 1248 1040 832

4. Количество дней соревнований 12 8 6

5. Количество дней отдыха 116 83 61

6. Объем тренировочной нагрузки (КПШ) 12531 11832 10674

7. Объем тренировочной нагрузки (тонны) 1657 1483 1309

8. Объем тренировочной нагрузки в рывковых упражнения (КПШ) 3897 3422,5 2948

9. Объем тренировочной нагрузки в рывковых упражнения (тонны) 438 381 324

10. Объем тренировочной нагрузки в толчковых упражнения (КПШ) 3982 3576,5 3171

11. Объем тренировочной нагрузки в толчковых упражнения (тонны) 567 497 427

12. Объем тренировочной нагрузки в субмаксимальной и максимальной зоне интенсивности (КПШ) 5814 5242 4670

13. Коэффициент интенсивности нагрузки (%) 38,4 36,85 35,3

14. Средняя относительная интенсивность тренировочной нагрузки (%) 73,7 71,5 69,3

15. Число применяемых тяжелоатлетических упражнений 29 22 14

Выводы. В результате анализа тренировочной нагрузки тяжелоатлетов в годичном цикле тренировки установлено, что:

СМ О СМ

ГО

га

0 ^

ю

1

с го

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

1. Соревновательные и тренировочные нагрузки по направлению делятся на четыре группы: соревновательные; специально-подготовительные (подводящие) упражнения для рывка; специально-подготовительные (подводящие) упражнения для толчка; специально-подготовительные (развивающие) упражнения;

2. Каждая группа упражнений может носить соревновательный или тренировочный характер, при этом использование упражнений данной направленности имеет возможность оказывать как вариативное, так и комплексное воздействие;

3. Индивидуальный диапазон вариативности основных тренировочных средств подготовки в зависимости от средне-групповых показателей может составлять от 10-15 до 30- 40%.

4. Схема построения годичного тренировочного цикла тяжелоатлетов на различных этапах спортивной подготовки подчиняется общим закономерностям и носит индивидуальный характер. Основу планирования подготовки на этих этапах составляют: задачи годичного цикла и отдельных

его этапов, календарь соревнований, средства и методы для решения поставленных задач, объем и интенсивность нагрузки.

Литература:

1. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса: монография. - М.: Олимпия Пресс, 2007. - 270 с.

2. Верхошанский Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса. Теория и практика физической культуры. - 20о5. - № 4. - С. 2-14.

3. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика: учебник. - М.: Советский спорт, 2005. - 598 с.

4. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика в 2 т. Том 2: учебник для среднего профессионального образования. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 496 с.

5. Красников А.А. Основы теории спортивных соревнований: учебное пособие для вузов физ. культуры и спорта. - М.: Физическая культура, 2005. - 160 с.

6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры. - М.: Советский спорт, 2010. - 340 с.

7. Маткаримов Р.М., Ким Д.Ф. Тяжелая атлетика: программа и учебное пособие для ДЮСШ, СДЮШОР. - Ташкент: Лидер-пресс, 2007. - 141 с.

8. Маткаримов Р.М. Спорт такомиллашуви боскичидаги огир атлети-качилар тайёргарлигининг модел тавсифлари. Фан спортга. - 2020. - № 8. - С. 21-23.

9. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

10. Рубин В.С. Олимпийский и годичные циклы тренировки. Теория и практика. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2009. - 188 с.

11. Хабаров А.А. Возрастные особенности базовой физической подготовки молодых тяжелоатлетов. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2000. - 107. с.: ил.

12. Lemaitre F. Apnea: A new training method in sport? / F. Lemaitre, F. Joulia, D. Chollet // Med Hypotheses. - 2010. - № 74. - Р. 413-415.

УУД (УДК, UDC): 796.012.82:8

Укитувчи

Огир атлетика спорт тури буйича спорт устаси Т.А. ОРАЗИМБЕТОВ1

Магистрант, Пара-пауэрлифтинг спорт тури буйича миллий терма жамоа мураббийи

И.А. АБДУРАСУЛОВ1

1Узбекистон давлат жисмоний тарбия ва спорт университета, Чирчик шахри, Узбекистон

Муаллиф билан богланиш учун: talmas.orazimbetov85@mail.ru

ОГИР АТЛЕТИКАЧИЛАРДА ШТАНГА БИЛАН УТИРИБ-ТУРИШЛАРДАГИ ЮКЛАМА ХДЖМИНИ РЕЖАЛАШТИРИШ

Аннотация

Annotation

В данной статье описывается планирование тренировочного процесса тяжелоатлетов с использованием специального упражнения приседания со штангой на плечах.

Ключевые слова: тяжелая атлетика, объем нагрузок, приседания со штангой на плечах, приседания со штангой на груди.

Маколада огир атлетикачиларнинг махсус машки елкада штанга билан утириб туришларини режа-лаштириш тугрисида баён этилган.

Калит сузлар: огир атлетика, юклама цажми, кукракда штанга билан утириб туриш, елкада штанга билан утириб туриш.

This article describes the planning of the weightlifting training process using a special exercise like a squat with a barbell on the shoulders.

Key words: weightlifting, volume of loads, squatting with a barbell on the shoulders, squatting with a barbell on the chest.

Турли даражадаги огир атлетикачиларни тайёрлаш сохасида уларнинг техник тайёргарлик даражасини ошириш буйича катор йуналишларда, жумладан, огир атлетикачиларнинг техник махоратини оширишда машгулотлар юкламаларини таксимлаш ва режалашти-риш, мусобака ва махсус машкларни бажариш харакати-ни бошкариш ва уни биомеханик тахдил килиш буйича тадкикотлар олиб борилган. Баъзи адабиётларда А.В. Паков, В.С. Аванесов, В.А. Нижегородов, В.В. Новиков, В.Ф. Дроздов, Н.Я. Петров спортчи-талабаларни

Спорт педагогик махоратини ошириш машгулотларида махсус машклар оркали классик машкларни бажариш самарадорлигини ошириш буйича маълумотлар тулик очиб берилмаган. Мутахассисларга маълумки, юклама хажми ва шиддати спортчининг индивидуал холати-дан келиб чикиб таксимланса, спортчининг кузлаган маррага етиши тезлашади. Огир атлетика мусобака машкларининг (даст кутариш, силтаб кутариш) нати-жадорлиги авваламбор машгулот режаси ва мукаммал спорт техникасига боглик. Шуни хам алохида айтиб

48 e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz №2-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.