Техника, тактика и методика спортивной тренировки
преимущественно на рост миофибрилл в гликоли-тических мышечных волокнах (ГМВ), что создает структурную основу для роста скорости сокращения мышцы при заданной силе сопротивления, т.е., инерционные свойства собственного тела игрока.
В качестве средств рекомендуется использовать бег вверх по ступенькам трибун (10с) или в крутой холм, бег с околомаксимальной скоростью на дорожке стадиона (до 50м).
С помощью специфических средств решаются вопросы сопряженного совершенствования технической и физической подготовок. При организации технико-тактических действий, в которых через 30-60с будут повторяться рывки с максимальной интенсивностью по 3-5с, заставляющие активировать почти все ГМВ, но при поддержании среднего ЧСС не более 160 уд/мин, удается добиться режима, обеспечивающего рост митохондрий в ГМВ.
Для развития взрывных качеств мышц нижних конечностей можно использовать упражнения в усту-пающее-преодолевающем режиме - прыжки в глубину с последующим вертикальным выпрыгиванием.
Можно рекомендовать выполнение беговых и прыжковых упражнений в затрудненных условиях отталкивания от поверхности, т. е., чтобы задания выполнялись на гимнастических матах и песке. Эти упражнения заставляют спортсмена применить больше усилий для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности.
М.А.Годик [1] предлагал качестве тренировочных нагрузок, способствующих развитию специальной выносливости, использовать упражнения
УУК (УДК, UDC): 796.012.1:4
с мячом и без мяча. Упражнения с мячом решают три задачи - они повышают уровень технико-тактической и специальной физической подготовленности и снижают психологическую напряженность нагрузки. Упражнения, выполняемые без мяча, отличаются тем, что в них можно строго дозировать нагрузку и распределять равную величину ее воздействия на всех участников тренировочного упражнения. Поэтому для развития всех проявлений выносливости правильным подходом будет сочетание специализированных и неспециализированных упражнений.
Многообразие вариантов сочетания разных компонентов тренировочных нагрузок, использование разнообразных тренажерных устройств в подготовке юных футболистов создают возможности для применения практически необозримого количества эффективных комплексов упражнений, способствующих повышению уровня их физической подготовленности и разработки новых методических приемов.
Литература:
1. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. М. Олимпия Пресс. 2006. - 270 стр.
2. Губа В.П., Лексаков А.В., Антипов А.В. Интегральная подготовка футболистов. М., Советский спорт. 2010. - 207 стр.
3. Губа В.П. Методология подготовки юных футболистов: учебно-методическое пособие / В.П. Губа, А. А. Стула. - М.: Человек, 2015. - 184 стр.
4. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. 2017. - 200 стр.
5. Лексаков, А.В. Планирование силовой подготовки в структуре нагрузок подготовительного периода у футболистов групп спортивного совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.В. Лексаков. - М., 1998. - 28 стр.
6. Сучилин А. А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада: 13.00.04 / А.А. Сучилин. - Волгоград, 1997. - 78 стр.
ётШ
Информация для связи с автором:
Кандидат педагогических наук, доцент А.К. ЭШТАЕВ1
Кандидат педагогических наук, профессор М.Н.УМАРОВ1
1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан
развитие двигательных качеств у юных
гимнастов высокой квалификации
Аннотация
Annotation
Материалы экспериментальных исследований позволили расширить круг используемых средств развития специальной физической подготовки, и на их основе успешно освоить программные требования на кольцах. Особый акцент уделен проблеме формирования и практической реализации комплекса специальных упражнений и их распределение в круговой тренировки по «станциям».
Ключевые слова: специальная физическая подготовка, круговая тренировка, контрольные тесты, произвольная программа, математическая статистика, элементы группы трудности.
Макрлада айланма машгулот усули оркали махсус машклар мажмуасини шакллантириш ва амалга ошириш муаммосига алохдца эътибор каратилган ва улар "станциялар" буйича таксимланган. Шунингдек, утказилган тадкикот материаллари махсус жисмоний тайёргарликни ривожлантириш учун фойдаланиладиган воситалар доирасини кенгайтиришга имкон беради ва улар асосида хдлка-ларца дастурий талабларни муваффакиятли урганиш имконини яратди.
Калит сузлар: махсус жисмоний тайёргарлик, айланма машгулот, тест синовлари, математик статистика.
The materials of experimental studies allowed to expand the range of tools used for the development of special physical training, and on their basis to successfully master the program requirements on the rings. Special emphasis is placed on the problem of formation and practical implementation of a set of special exercises and their distribution in a circular training on "stations.
Keywords: special physical training, circuit training, control tests, free program, mathematical statistics, elements of the difficulty group.
Актуальность. За последние годы, согласно данным представ-ленных в научных разработках Л.Я.Аркаева (1), Ю.К.Гавердовского [2], М.Н.Ума-
рова, А.К.Эштаева [3,4,5] М.Н.Умарова [6] произошли значительные положительные сдвиги в системе специальной физической подготовки
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
(СФП) гимнастов, что в первую очередь связано с внедрением круговой тренировки в практику подготовки перспективной молодежной сборной. Умаров М.Н., Эштаев С.А [7] на основании мате-ралов контрольных испытаний членов сборной команды республики по физической и технической подготовке отмечали, что интенсификация СФП позволяет существенно повысить уровень развития основных двигательных качеств гимнастов, несмотря на уменьшение тренировочного времени, отводимого на эту подготовку[3,5,6]. Это же дало возможность увеличить время на совершенствование квалификационных требований и освоение новых, наиболее сложных элементов и соединений произвольной программы [6,7].
Цель исследования: повысить уровень основных физических качеств гимнастов, с учетом задач предстоящего соревновательного цикла подготовки.
Организация исследования. Контингент испытуемых-17 гимнастов - члены молодежной сборной команды республики. В процессе исследования сопоставлялись анализируемые признаки с достижениями гимнастов. В целях определения уровня физической подготовленности подобрана группа контрольных упражнения, характеризующие двигательную подготовленность гимнастов участвующих в эксперименте.
Результаты исследования. Систематический контроль за уровнем развития физических качеств в тренировочном процессе свидетельствует о приросте показателей в тестах, характеризующих специальную силу, скоростно-силовые качества и выносливость приводящих групп мышц рук и плечевого пояса (см. таблицу).
Таблица
Изменение показателей в тестах, характеризующих СФП гимнастов к выполнению произвольной комбинации на кольцах (для спортсменов, претендующих на успешное выступление в этом виде многоборья)
Спортсмен Упор руки в стороны-«крест», с Лазание по канату 4 м. на время, с Из упора руки в стороны подъем силой в упор (кол. раз)
Д. Б-в 8,0 6,0 1
Ю. К-в 8,0 6,0 1
А. П-в 8,3 4,5 1
Ю. Б-в 6,5 5,9 0
Среднее значение показателей за 2017 г. 7,7 5,6 0,75
Среднее значение показателей за 2018 г. 8,9 5,27 1,5
Прирост показателей (абсолютное значение) 1,2 0,33 0,75
Уровень значимости различий р>0,01 р > 0,01 р>0,01
Для проверки гипотезы о значимости сдвигов показателей СФП мы использовали как классический параметрический ^критерий, так и непараметрический ранговый критерий Вильконсона, поскольку он не требует соблюдения условия нормальности распределения признаков.
Повышение показателей ведущих мышечных групп рук и плечевого пояса позволяет нам внести
принципиальные изменения в содержание произвольной программы сильнейших гимнастов на кольцах, чтобы обеспечить успешное выступление в этом виде гимнастического многоборья на крупнейших международных соревнованиях.
Приводим описание произвольной комбинации для спортсменов, у которых «ударный» вид
- кольца.
Пример произвольной комбинации на кольцах
И. п. вис на кольцах глубоким хватом - силой прямыми руками переворот назад в упор руки в стороны («крест») - подъем силой в упор углом -силой прямыми руками стойка на руках - большой оборот вперед - большой оборот назад- опускание в горизонтальный упор руки в стороны («самолет»)- опускание в горизонтальный вис сзади
- выкрут назад - высокий выкрут назад - соскок тройное сальто назад.
Отмечено отсутствие значимых различий в показателях» характеризующих скоростные качества мышц ног, которые особенно важны при выполнении опорных прыжков и наиболее сложных акробатических элементов и соединений.
С целью совершенствования основных физических качеств гимнастов в структуре движений, близких к соревновательным упражнениям, а также для повышения скоростных качеств и прыгучести в содержание круговой тренировки по СФП были внесены существенные коррективы, способствующие решению задач предстоящего олимпийского цикла.
Общий объем нагрузки по сравнению с прежним комплексом круговой тренировки увеличился приблизительно на 40 элементов. Возросла интенсивность нагрузки на 1-й «станции», где выполняются упражнения скоростно-силового характера для развития прыгучести и скоростных качеств гимнастов, а также на 4-й «станции» в упражнении, наиболее близком по структуре движений к произвольной программе на кольцах с включением сложного соединения «азаряновского начала».
На каждой из 6 «станций», где даются соответствующие упражнения для совершенствования основных мышечных групп, одновременно находится по 2-3 гимнаста. Спортсмены последовательно проходят через 6 «станций» дважды, то есть в 2 круга с интервалом отдыха между ними 2-3 мин, когда гимнасты получают указания от тренера для устранения допущенных ошибок. Тренировку по СФП круговым методом целесообразно проводить 2 раза в недельном цикле (среда и суббота). Приводим описание содержания круговой тренировки по СФП.
Первый круг. 1-я «станция». Серия прыжков через препятствия высотой 60-70 см; 15 препятствий - на расстоянии 1,5 м друг от друга. Упражнение выполняется 3 раза на время и направченно на развитие скоростно-силовых качеств мышц ног.
2-я «станция». Конь с ручками. Пять прямых скрещений - 5 обратных - 5 кругов на ручках - переход на ручку и тело- перемах с поворотом в упор поперек
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
-5 кругов в упоре поперек - перемах с поворотом в упор на тело и ручку - 5 кругов на теле и ручке - прямой вход в ручки - 5 кругов в ручках.
3-я «станция». Лазание по канату 4 м без помощи ног - 2 раза. После каждого подъема вверх опускание с медленным выпрямлением рук (поочередно). Упражнение для развития скоростно-си-ловых качеств мышц рук плечевого пояса.
4-я «станция». Кольца. Из виса силой переворот назад в упор руки в стороны - подъем силой в упор углом («азаряновское начало») - медленный оборот вперед прогнувшись в стойку - опускание в упор и оборот назад в группировке в «самолет» - опускание в вис сзади - силой дожать в горизонтальный упор - опускание в вис сзади - дожать в вис прогнувшись - подъем разгибом в угол - оборот вперед согнувшись в стойку -опускание в упор и оборот назад в группировке в «самолет» - опускание в вис сзади - дожать в вис прогнувшись - опускание с прямыми руками и прямым телом в вис. Серия элементов, которые в совокупности решают задачу развития специальной выносливости мышц плечевого пояса в структуре движения основного спортивного упражнения. Наиболее сложные элементы выполняются с помощью тренера.
5-я «станция». Брусья. Из упора махом назад стойка с поворотом плечом вперед-махом вперед поворот кругом и отодвиг в упор на руках - подъем вперед -махом назад стойка с поворотом плечом вперед - 5 раз подряд. Упражнение направлено на развитие ско-ростно-силовых качеств и специальной выносливости ведущих групп мышц гимнастов в структуре движения спортивного упражнения на брусьях.
6-я «станция». Гимнастические стоялки. Из упора углом силой прогнувшись с прямыми руками стойка-10 раз с помощью тренера. Упражнение для развития силы и силовой выносливости гимнастов.
Далее все спортсмены в течение 3 мин выполняют упражнения на расслабление и с учетом замечаний тренеров переходят к выполнению упражнений второго круга.
Второй круг. 1-я «станция». Канат. Выполнение упражнения из первого круга.
2-я «станция». Конь с ручками. Выполнение упражнения из первого круга.
3-я «станция». Прыгучесть: выполнение упражнения из первого круга.
4-я «станция». Кольца. Из виса силой прямыми руками переворот назад в «крест» дожать в упор углом - стойка прогнувшись с прямыми руками -опускание в «крест» головой вниз - горизонтальный упор руки в стороны - «крест» - вис прогнувшись - подъем разгибом в упор углом - оборот вперед прогнувшись в стойку на руках - «крест» головой вниз - горизонтальный упор руки в стороны - «крест» - дожать в упор - «крест» - горизонтальный вис спереди. Упражнение выполняется с помощью тренера.
Эти упражнения по своей структуре ближе к произвольной программе и направлены на разви-
тие специальной силы и выносливости.
5-я «станция». Брусья. Из упора сгибая руки махом назад стойка на руках - сгибая руки подъем махом вперед - 10 раз. Упражнение решает задачу повышения уровня скоростно-силовых качеств.
6-я «станция». Упражнение на осанку: стойка на руках наклоном вперед и назад, удерживая позу по 15 с 2 раза. Во втором круге были усложнены упражнения на кольцах (4-я «станция») и несколько изменены упражнения на 5-й и 6-й станциях.
Контроль за уровнем подготовленности гимнастов в их ударных видах гимнастического многоборья за 1984 г. показал, что многие из них стали успешно выполнять предъявляемые к ним требования в соответствии с индивидуальными модельными характеристиками СФП.
Так, Д.Б-в, Ю.К-в и А.П-в выполнили норматив в наиболее сложном тесте «из упора руки в стороны («крест») - подъем силой в упор» - 2 раза. Если в этом тесте основная роль отводится динамической работе приводящих групп мышц рук и плечевого пояса, то в тесте на удержание в течение 9 с упора руки в стороны («крест») решающее значение играет выносливость мышц при статическом режиме работы. С этим тестом успешно справились Д. Б-в, Ю. К-в и Ю. Б-в.
С целью контроля за качеством выполнения наиболее сложных элементов и соединений, включаемых в произвольную программу па кольцах, для спортсменов, у которых этот гимнастический снаряд «ударный», целесообразно использовать 2 новых теста: «из виса силой прямыми руками переворот назад в упор руки в стороны («крест»)» и «из виса силой прямыми руками переворот назад в упор руки в стороны - подъем силой в упор углом («азаряновское начало»)». Освоение первого теста планируется на 2016-2017 гг., второго - на 2017-2018 гг. К новой произвольной программе на кольцах и к выполнению указанных тестов в наибольшей степени сегодня приближаются Д.Б-в, А.П-в и Ю.Б в.
Изменения, внесенные в содержание круговой тренировки, должны содействовать улучшению физических качеств, необходимых для исполнения и наиболее сложных опорных прыжков.
Выполнению технически сложных опорных прыжков, приведших к победе А. А-а на первенстве республики 2018 г., способствовал достаточно высокий уровень скоростно-силовых качеств мышц ног. Об этом, в частности, свидетельствуют его показатели по комплексу тестов, где он превысил индивидуальные модельные характеристики в «удар ном» виде гимнастического многоборья.
Таким образом, возросший уровень специальной физической подготовленности гимнастов позволяет включить в содержание произвольной комбинации на кольцах редко исполняемые элементы и содержания, требующие высокого уровня специальной силы и выносливости приводящих
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
групп мышц рук и плечевого пояса. Сочетание этих элементов со сложнодинамическим характером выполнения всего упражнения позволит им претендовать на самые высокие места на крупнейших международных соревнованиях.
Для дальнейшего повышения уровня основных физических качеств гимнастов с учетом задач предстоящего олимпийского цикла внесены существенные коррективы в комплексы упражнений круговой тренировки.
Расширен комплекс тестов для контроля за уровнем специальной физической подготовленности гимнастов.
Литература:
1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. /Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации. М.: ФИС 2004. - 326 с.
2. Гавердовский Ю. К., Лисицкая Т. С., Розин Е. Ю., Смолевский В. М. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины). Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Москва 2005. - 511 с.
3. Умаров М.Н., Эштаев А.К. Планирование и распределение средств тренировки гимнастов на начальном этапе подготовки. Учебное пособие, Т.: 2004. - 154 с.
4. Умаров М.Н, Эштаев А.К. Разработка модельных характеристик гимнастов высокой квалификации. // «Фан спортга». 2004. №1. - с.35-38.
5. Умаров М.Н., Эштаев А.К. Характерные особенности соревновательной деятельности гимнастов. // «Фан спортга». 2005. №1. - с. 34-35.
6. Умаров М.Н. Предмет и методы специализированной технической подготовки в гимнастике. // «Фан спортга». 2008. №3. - с. 39-44.
7. Умаров М.Н., Эштаев С.А. Моделирование и прогнозирование соревновательной деятельности юных гимнастов на этапе углубленной специализированной подготовки. Учебно-методическое пособие. Т. Издательско-полиграфический отдел УзГИФК, 2012. - 173с.
УУК (УДК, UDC): 796.015:8:004
Информация для связи с автором:
Кандидат педагогических наук, доцент К.Ф. БАЯЗИТОВ1
1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан
управление учебно-тренировочным процессом тяжелоатлетов высокой квалификации с использованием компьютерных технологий
Аннотация
Annotation
В статье обсуждается вопрос разработки и внедрения компьютерных технологий в управление учебно-тренировочным процессом высококвалифицированных тяжелоатлетов. Проведены констатирующие эксперименты с целью обоснования эффективности управления учебно-тренировочным процессом при использовании разработанного программного обеспечения. Определены корректирующие и регулирующие группы факторов по степени влияния на управление учебно-тренировочным процессом тяжелоатлетов.
Ключевые слова: высококвалифицированные тяжелоатлеты, управление учебно-тренировочным процессом, компьютерные технологии, тренировочная нагрузка.
Маколада юкори малакали огир атлетикачиларнинг укув-машгулот жараёнига компьютер технологияларини жорий этиш масалалари урганилган. Ишлаб чикилган дастурлардан фойдала-ниш оркали укув-тренинг жараёнини бошкариш самарадорлигини асослаш максадида тажрида утказилди. Тузатувчи ва тартибга солувчи омиллар огир атлетикачиларнинг машгулот жараёнини бошкаришнинг таъсир даражасига караб аникланди.
Калит сузлар: юцори малакали огир атлетикачилар, уцув-машгулот жараёнини бошцариш, компьютер технологиялари, машгулот юкламалари.
The article discusses the development and implementation of computer technologies in the management of the educational and training process of highly qualified weightlifters. The ascertaining experiments were carried out in order to substantiate the effectiveness of the management of the educational-training process when using the developed software. The corrective and regulating groups of factors have been determined according to the degree of influence on the control of the educational-training process of weightlifters.
Key words: highly qualified weightlifters, management of the educational and training process, computer technologies, training load.
Введение. Бурное развитие подготовки спортсменов определяется в основном оптимизацией управления педагогическими процессами и системами [3,6,8], а также повышением качества управления учебное - тренировочным процессом. Одно из важных условий повышения качества управления учебно-тренировочным процессом -это индивидуализация подготовки спортсменов [1,2,7]. Учебно-тренировочный процесс должен быть направлен на индивидуализацию планирования по отношению к каждому спортсмену по его функциональным показателям [4,5].
Разработка и внедрение компьютерных технологий управления учебно-тренировочным процессом в тяжелой атлетике обеспечивающих индивидуализацию и оптимальную согласованность
тренировочной нагрузки и состояния высококвалифицированных тяжелоатлетов, на сегодняшний день является актуальной проблемой.
В связи чем в практике тяжелой атлетики обозначилось противоречие между необходимостью и возможностью изучения управления учебно-тренировочным процессом за счет разработки и внедрения информационных технологий и отсутствием ее моделей и методик.
Цель исследования. Разработать, обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность технологии управления учебно-тренировочным процессом высококвалифицированных тяжелоатлетов.
Гипотезой исследования предполагается, что управление учебно-тренировочным процессом