В.С. Шерин, М.В. Соболева
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА АКРОБАТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Рассматриваются вопросы, связанные с конкретизацией и систематизацией содержания тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования. На основе содержания тренировочного процесса строится недельный микроцикл тренировочной нагрузки и варьируется ее объем. В ходе исследования конкретизированный вариант нагрузки адаптируется к условиям реального тренировочного процесса.
Ключевые слова: содержание тренировочного процесса акробатов; конкретизация; структура; нагрузка.
Введение. Многие виды спорта не в полной мере оснащены современными программами, методиками подготовки квалифицированных спортсменов, что затрудняет процесс совершенствования спортивного мастерства занимающихся. Одним из таких видов является спортивная акробатика, где недостаточно конкретизировано и систематизировано содержание тренировочного процесса акробатов. Научные исследования содержания тренировочного процесса акробатов немногочисленны и носят фрагментарный характер [1-4].
Постоянный рост спортивных результатов возможен только на основе непрерывного совершенствования содержания тренировочного процесса. Спортивная акробатика достигла значительных высот в своем развитии, увеличилась численность занимающихся, усложнилась соревновательная программа, повысились динамизм и красота упражнений. Однако обозначились и проблемы, тормозящие рост спортивного мастерства занимающихся: недостаточная разработанность планирования и организации учебно-тренировочного процесса, а также отсутствие конкретизированного и систематизированного содержания тренировочной нагрузки на этапе спортивного совершенствования, что и определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования. Конкретизировать и систематизировать содержание тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования.
Объект исследования. Тренировочный процесс акробатов в группах спортивного совершенствования.
Предмет исследования. Содержание процесса подготовки акробатов на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Конкретизация и систематизация содержания тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования позволят совершенствовать техническую подготовленность занимающихся и улучшить соревновательный результат.
Этап спортивного совершенствования является преддверием к высшим спортивным результатам, и от того, насколько эффективно он выстроен, будет зависеть перспектива спортивной деятельности занимающихся. Группы спортивного совершенствования формируются из спортсменов, успешно прошедших подготовку в учебно-тренировочных группах и выполнивших разряд кандидата в мастера спорта. Продолжительность обучения достигает 3 лет. Подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.
Цель тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования заключается в развитии и укреплении здоровья, выполнении норматива мастера
спорта России, участии в соревнованиях всероссийского уровня.
Задачи тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования:
1. Дальнейшее совершенствование техники выполнения упражнений в избранном виде акробатики.
2. Повышение уровня функциональной подготовленности.
3. Достижение технического совершенства.
4. Подготовка к соревнованиям всероссийского уровня.
Т а б л и ц а 1
Вид деятельности Формы занятий Формы контроля
Теоретическая подготовка Беседа, лекция, просмотр видеофильмов
Общая физическая подготовка Учебно-тренировочные занятия (групповые и индивидуальные), подвижные и спортивные игры Тестирование
Специальная физическая подготовка Учебно-тренировочные занятия (групповые и индивидуальные) Тестирование, соревнования
Техническая подготовка Учебно-тренировочные занятия (групповые и индивидуальные), учебно-тренировочные сборы, просмотр видеофильмов Соревнования различного ранга
Инструкторская и судейская практика Стажировка во время соревнований, в условиях спортивнооздоровительного лагеря Соревнования, семинары
Следует отметить, что вышеназванные формы тренировочной работы (см. табл. 1) взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В спортивной акробатике существуют три типа упражнений:
- балансовые упражнения (состоящие из элементов балансового характера и выполняемые без разрыва хвата: поддержки, равновесия, упоры, стойки);
- темповые, вольтижные упражнения (состоящие из элементов, содержащих броски и ловлю, выполняемые с фазами полета, вращения: полеты, сальто, пируэты);
- комбинированные упражнения (состоящие из элементов балансового и вольтижного типа).
На этапе спортивного совершенствования спортсмены должны овладеть техникой определенных типов акробатических упражнений для выполнения норматива мастера спорта России. В связи с этим необходимо конкретизиро-
вать и упорядочить все многообразие упражнений и рационально распределить тренировочную нагрузку.
Результаты исследования. На основе литературного анализа [5, 6] и личного практического опыта нами был составлен недельный микроцикл тренировок с варьированием объема тренировочных нагрузок (табл. 2). Таким образом был определен подход к технической и физической подготовке акробатов и варьированию нагрузки в группах спортивного совершенствования. На основании этого было конкретизировано содержание тренировочного процесса, объем модельной нагрузки составлял 100%.
Структура предлагаемого авторами 4-часового учебно-тренировочного занятия включает 10% общей физической подготовки, 30% специальной физической подготовки и 60% технической подготовки от общего времени тренировочного занятия (модельная нагрузка).
Подготовительная часть занятия:
1) комплекс беговых и общеразвивающих упражнений (бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, бег прыжками с высоким подниманием бедра, прыжки согнув ноги к груди (в группировку), прыжки из глубокого приседа, прыжки в полупри-седе, прыжки в глубоком приседе; круговые движения головой, руками в плечевых, локтевых, лучезапястных, коленных, голеностопных, тазобедренных суставах, наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево; махи ногами);
2) индивидуальная подготовительная работа, т.е. специальная физическая подготовка:
- статические элементы: мосты; шпагаты; «перекидка» вперед, назад; «перекидка» вперед на колени; «перекидка» вперед через локти; «перекидка» назад на колено; «перекидка» назад в шпагат; упор углом ноги вместе, врозь; упор углом в «узкоручке»; высокий упор углом; стойка на руках; стойка-«мексиканка»; подъем из упора углом ноги врозь, силой, в стойку на руках, опускание в упор углом ноги врозь; упор углом-«узкоручка»; «крокодил» на одной руке; подъем из упора углом-«узкоручка»; силой в стойку-«узкоручку»; опускание в исходное положение;
- динамические элементы: переворот вперед на две ноги; рондат; фляк вперед; фляк назад с места; фляк назад в стойку на голове; фляк назад в стойку на руках; сальто вперед; сальто назад в группировке с места; сальто назад в группировке на колено; сальто назад в группировке в шпагат.
Основная часть занятия:
1) техническая подготовка (парно-групповая работа) выполнение соревновательных композиций, 23 подхода с интервалами отдыха 5 мин;
2) дополнительная групповая работа («работа над
ошибками»): прорабатываются индивидуальные и
групповые элементы из соревновательной комбинации, в которых были допущены технические ошибки, с целью совершенствования техники исполнения;
3) акробатика (прыжки):
- сальто вперед в группировке;
- сальто вперед в группировке на колено;
- сальто вперед согнувшись;
- переворот вперед на две ноги;
- переворот вперед на две ноги в темпе, сальто вперед в группировке;
- переворот вперед на две ноги в темпе, сальто вперед согнувшись;
- переворот вперед на две ноги в темпе, сальто вперед согнувшись, в темпе фляк вперед;
- переворот вперед на две ноги в темпе, сальто вперед прогнувшись;
- рондат фляк назад в темпе, сальто назад прогнувшись;
- рондат в темпе, сальто назад прогнувшись на колено;
- рондат в темпе, сальто назад прогнувшись с поворотом на 360°;
- рондат в темпе, сальто назад прогнувшись с поворотом на 360° на колено;
- боковое маховое сальто на колено.
Заключительная часть занятия:
Общая физическая подготовка. Упражнения для развития мышц брюшного пресса:
1) поднимание прямых ног на шведской стенке -3 подхода х 20 раз;
2) поднимание прямых ног, лежа на спине за голову с утяжелителями - 2 подхода х 50 раз;
3) поднимание прямых ног и туловища одновременно (складки) - 2 подхода х 25 раз;
4) из исходного положения лежа на спине поднимание туловища, руки сверху - 2 х 50 раз.
Упражнения для развития мышц спины:
1) поднимание прямых ног на шведской стенке (лицом к ней) - 2 подхода х 30 раз - с последующим удержанием поднятых прямых ног 30 с после каждого подхода;
2) поднимание прямых ног за голову на гимнастическом коне, лежа на животе - 3 подхода х 20 раз, с последующим удержанием прямых ног 30 с после каждого подхода;
3) из исходного положения лежа на животе одновременное поднимание туловища и прямых ног -2 подхода х 50 раз, с последующим одновременным удержанием 50 с после каждого подхода.
Упражнения для развития мышц ног:
1) приседания с отягощением (спортивный блин) -2 подхода х 50 раз;
2) напрыгивания на возвышение - 2 подхода х х 50 раз;
3) прыжки из глубокого приседа - 2 подхода х х 50 раз;
4) поднимания на носки - 2 подхода х 100 раз;
5) нашагивания ногами на возвышение - 2 подхода х 30 раз.
6) приседания на правой, левой ноге («пистолет») -2 подхода х 30 раз на каждую ногу.
Т а б л и ц а 2
День недели Поне- дельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
Нагрузка Удар- ная, 150% Восста-но-витель-ная, 60% Мо- дель- ная, 100% Соревно- ватель- ная, 90% Восста- но- витель- ная, 60% Ударная, 150%
Упражнения для развития мышц рук:
1) лазанье по канату - 7 подходов;
2) сгибание и разгибание рук в упоре лежа - 2 подхода х 30 раз, удержание на согнутых руках 30 сек после каждого подхода;
3) нашагивание руками на возвышение в положении упора лежа с помощью партнера - 2 подхода х 20 раз на каждую руку;
4) напрыгивание руками на возвышение в положении упора лежа с помощью партнера - 2 подхода х 20 раз;
5) сгибание и разгибание рук в стойке на руках с помощью партнера - 2 подхода х 20 раз;
6) сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади на возвышении - 2 подхода х 25 раз, с последующим удержанием 25 с после каждого подхода;
7) вис на согнутых руках на шведской стенке -2 подхода х 25 раз;
8) сгибание рук в упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке - 2 подхода х 20 раз.
Специальная физическая подготовка:
- поднимание ног в упоре углом ноги врозь на гимнастическом бревне - 5 подходов х 10 раз, удержание в угле 10 с после каждого подхода;
- ходьба в упоре углом ноги врозь на бревне 5 дорожек;
- шпагаты с возвышения;
- выкруты со скакалкой 20 раз;
- стойка на груди на полу - 10 раз х 10 с;
- стойка на руках на опорах - 20 раз х 10 с;
- горизонтальная стойка на опорах - 20 раз х 10 с;
- подъем из упора углом-«узкоручка» силой в стой-ку-«узкоручку», опускание в исходное положение -20 подходов на опорах;
- стойка-«мексиканка» - 10 подходов на опорах;
- сальто вперед в группировке с места - 20 подходов;
- сальто назад в группировке с места - 20 подходов;
- двойное сальто вперед в группировке с батутной сетки с трех прыжков в поролоновую яму - 10 подходов;
- двойное сальто назад в группировке с батутной сетки с трех прыжков в поролоновую яму - 10 подходов;
- двойное сальто вперед согнувшись с батутной сетки с трех прыжков в поролоновую яму - 10 подходов;
- двойное сальто назад согнувшись с батутной сетки с трех прыжков в поролоновую яму - 10 подходов.
Количество элементов, выполненных спортсменами на тренировочном занятии, содержащем модельную нагрузку, достигает довольно высокого уровня -721 элемент. Процентное соотношение элементов специальной физической и технической подготовки выглядит следующим образом: СФП - 34,3%, техническая подготовка - 65,7%. Элементы специальной физической подготовки требуют высокого уровня физической подготовленности. Особенностью здесь является тот факт, что элементы специальной физической подготовки, выполняющиеся в группах и осуществляющиеся за счет сложнокоординационных действий, будут являться элементами соревновательной программы.
В течение годичного цикла подготовки спортсмены выполняли разработанную авторами модель тренировочной нагрузки. Происходило варьирование объемов тренировочных нагрузок в процессе смены периодов тренировки и количества соревновательных стартов.
Таким образом, нам удалось конкретизировать содержание тренировочного процесса акробатов для групп спортивного совершенствования, определить тренировочную нагрузку и варьировать ее. Основной акцент был сделан на техническую и специальную физическую подготовку, так как этап спортивного совершенствования предусматривает отработку техники исполнения упражнений, подготовку спортсменов к соревнованиям всероссийского и международного уровней.
Применяя разработанную нами модель тренировочной нагрузки с конкретизированным содержанием, спортсмены успешно готовятся к основным соревнованиям, демонстрируя стабильное владение техникой соревновательной программы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баршай В М. Спортивная акробатика : учеб. для ин-тов физ. культуры. Физическая и техническая подготовка юных акробатов. М. : Физкуль-
тура и спорт, 1984. 238 с.
2. Коркин В П. Спортивная акробатика : учеб. для институтов физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1981. 184 с.
3. СоколовЕ.Г. Акробатика. М. : Физкультура и спорт, 1973. 160 с.
4. Свод правил по спортивной акробатике 2008-2012 г.
5. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.К, Как готовить чемпионов. М. : Физкультура и спорт, 2004. 328 с.
6. Загревский О И, Загревский В.О. План-программа тренировочного процесса гимнастов // Вестник ТГПУ: приложение к журналу «Образова-
ние в Сибири». Специальный выпуск, посвященный 60-летию профессора, чл.-корр. СО РАН В.А. Дмитриенко. Томск : Том. гос. пед. ун-т, 1998. С. 45-47.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 21 сентября 2012 г.