Научная статья на тему 'Содержание тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования'

Содержание тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1930
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА АКРОБАТОВ / КОНКРЕТИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА / НАГРУЗКА / ACROBATS' TRAINING PROCESS / CONTENT / SPECIFICATION / STRUCTURE / LOAD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шерин Владимир Сергеевич, Соболева Марина Васильевна

Рассматриваются вопросы, связанные с конкретизацией и систематизацией содержания тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования. На основе содержания тренировочного процесса строится недельный микроцикл тренировочной нагрузки и варьируется ее объем. В ходе исследования конкретизированный вариант нагрузки адаптируется к условиям реального тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шерин Владимир Сергеевич, Соболева Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acrobats' training process content at sport perfection stage

Nowadays many kinds of sport are not fully equipped with modern programs, methods of training of skilled athletes. This fact complicates the process of sports skills perfection. One of such types of sports is sports acrobatics where the content of the training process of acrobats is not specified and systematized precisely enough. There are few scientific researches of the content of acrobats' training process and they have fragmentary nature. The purpose of this research is to specify and organize the content of acrobats' training process at the stage of sport perfection. The object of the research is the process of acrobats' training in groups of sport perfection. The subject of the research is the content of acrobats' training process at the stage of sport perfection. It was supposed, that specification and systematization of the content of acrobats' training process at the stage of sport perfection will allow to improve the technical preparedness of sportsmen and their competitive results. On the basis of the topical literature analysis and professional experience we have drawn up a week's micro-cycle training with variation of the volume of training loads. Thus, the authors have defined an approach to acrobats' technical and physical training and load variation in groups of sport perfection. On the basis of this fact the content of the training process of acrobats at the stage of sport perfection has been specified. The structure of the proposed 4-hour training program includes 10% of the total physical training, 30% of special physical training and 60% of technical preparation of the training sessions (model load). On the basis of the example of training sessions of the model load the structure of training sessions with intensive, competitive and replacement loads was applied. During the annual cycle of training sportsmen practised specific exercises from the week's micro-cycle. There was a variation of training loads depending on the change of the periods of sports training and the number of competition starts. Each training session had a certain percentage correlation of training types, as well as their quantitative content, which defined the volume and intensity of training loads. Thus, the authors were able to specify the content of acrobats' training process in groups of sport perfection, to determine the load, and to vary it. In order to verify the effectiveness of the proposed content of the load it was introduced in the real process of acrobats' preparation for the main competitions. By applying systematized content of the training load the sportsmen were successfully prepared for major competitions.

Текст научной работы на тему «Содержание тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования»

В.С. Шерин, М.В. Соболева

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА АКРОБАТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Рассматриваются вопросы, связанные с конкретизацией и систематизацией содержания тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования. На основе содержания тренировочного процесса строится недельный микроцикл тренировочной нагрузки и варьируется ее объем. В ходе исследования конкретизированный вариант нагрузки адаптируется к условиям реального тренировочного процесса.

Ключевые слова: содержание тренировочного процесса акробатов; конкретизация; структура; нагрузка.

Введение. Многие виды спорта не в полной мере оснащены современными программами, методиками подготовки квалифицированных спортсменов, что затрудняет процесс совершенствования спортивного мастерства занимающихся. Одним из таких видов является спортивная акробатика, где недостаточно конкретизировано и систематизировано содержание тренировочного процесса акробатов. Научные исследования содержания тренировочного процесса акробатов немногочисленны и носят фрагментарный характер [1-4].

Постоянный рост спортивных результатов возможен только на основе непрерывного совершенствования содержания тренировочного процесса. Спортивная акробатика достигла значительных высот в своем развитии, увеличилась численность занимающихся, усложнилась соревновательная программа, повысились динамизм и красота упражнений. Однако обозначились и проблемы, тормозящие рост спортивного мастерства занимающихся: недостаточная разработанность планирования и организации учебно-тренировочного процесса, а также отсутствие конкретизированного и систематизированного содержания тренировочной нагрузки на этапе спортивного совершенствования, что и определяет актуальность нашего исследования.

Цель исследования. Конкретизировать и систематизировать содержание тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования.

Объект исследования. Тренировочный процесс акробатов в группах спортивного совершенствования.

Предмет исследования. Содержание процесса подготовки акробатов на этапе спортивного совершенствования.

Гипотеза исследования. Конкретизация и систематизация содержания тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования позволят совершенствовать техническую подготовленность занимающихся и улучшить соревновательный результат.

Этап спортивного совершенствования является преддверием к высшим спортивным результатам, и от того, насколько эффективно он выстроен, будет зависеть перспектива спортивной деятельности занимающихся. Группы спортивного совершенствования формируются из спортсменов, успешно прошедших подготовку в учебно-тренировочных группах и выполнивших разряд кандидата в мастера спорта. Продолжительность обучения достигает 3 лет. Подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.

Цель тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования заключается в развитии и укреплении здоровья, выполнении норматива мастера

спорта России, участии в соревнованиях всероссийского уровня.

Задачи тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования:

1. Дальнейшее совершенствование техники выполнения упражнений в избранном виде акробатики.

2. Повышение уровня функциональной подготовленности.

3. Достижение технического совершенства.

4. Подготовка к соревнованиям всероссийского уровня.

Т а б л и ц а 1

Вид деятельности Формы занятий Формы контроля

Теоретическая подготовка Беседа, лекция, просмотр видеофильмов

Общая физическая подготовка Учебно-тренировочные занятия (групповые и индивидуальные), подвижные и спортивные игры Тестирование

Специальная физическая подготовка Учебно-тренировочные занятия (групповые и индивидуальные) Тестирование, соревнования

Техническая подготовка Учебно-тренировочные занятия (групповые и индивидуальные), учебно-тренировочные сборы, просмотр видеофильмов Соревнования различного ранга

Инструкторская и судейская практика Стажировка во время соревнований, в условиях спортивнооздоровительного лагеря Соревнования, семинары

Следует отметить, что вышеназванные формы тренировочной работы (см. табл. 1) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В спортивной акробатике существуют три типа упражнений:

- балансовые упражнения (состоящие из элементов балансового характера и выполняемые без разрыва хвата: поддержки, равновесия, упоры, стойки);

- темповые, вольтижные упражнения (состоящие из элементов, содержащих броски и ловлю, выполняемые с фазами полета, вращения: полеты, сальто, пируэты);

- комбинированные упражнения (состоящие из элементов балансового и вольтижного типа).

На этапе спортивного совершенствования спортсмены должны овладеть техникой определенных типов акробатических упражнений для выполнения норматива мастера спорта России. В связи с этим необходимо конкретизиро-

вать и упорядочить все многообразие упражнений и рационально распределить тренировочную нагрузку.

Результаты исследования. На основе литературного анализа [5, 6] и личного практического опыта нами был составлен недельный микроцикл тренировок с варьированием объема тренировочных нагрузок (табл. 2). Таким образом был определен подход к технической и физической подготовке акробатов и варьированию нагрузки в группах спортивного совершенствования. На основании этого было конкретизировано содержание тренировочного процесса, объем модельной нагрузки составлял 100%.

Структура предлагаемого авторами 4-часового учебно-тренировочного занятия включает 10% общей физической подготовки, 30% специальной физической подготовки и 60% технической подготовки от общего времени тренировочного занятия (модельная нагрузка).

Подготовительная часть занятия:

1) комплекс беговых и общеразвивающих упражнений (бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, бег прыжками с высоким подниманием бедра, прыжки согнув ноги к груди (в группировку), прыжки из глубокого приседа, прыжки в полупри-седе, прыжки в глубоком приседе; круговые движения головой, руками в плечевых, локтевых, лучезапястных, коленных, голеностопных, тазобедренных суставах, наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево; махи ногами);

2) индивидуальная подготовительная работа, т.е. специальная физическая подготовка:

- статические элементы: мосты; шпагаты; «перекидка» вперед, назад; «перекидка» вперед на колени; «перекидка» вперед через локти; «перекидка» назад на колено; «перекидка» назад в шпагат; упор углом ноги вместе, врозь; упор углом в «узкоручке»; высокий упор углом; стойка на руках; стойка-«мексиканка»; подъем из упора углом ноги врозь, силой, в стойку на руках, опускание в упор углом ноги врозь; упор углом-«узкоручка»; «крокодил» на одной руке; подъем из упора углом-«узкоручка»; силой в стойку-«узкоручку»; опускание в исходное положение;

- динамические элементы: переворот вперед на две ноги; рондат; фляк вперед; фляк назад с места; фляк назад в стойку на голове; фляк назад в стойку на руках; сальто вперед; сальто назад в группировке с места; сальто назад в группировке на колено; сальто назад в группировке в шпагат.

Основная часть занятия:

1) техническая подготовка (парно-групповая работа) выполнение соревновательных композиций, 23 подхода с интервалами отдыха 5 мин;

2) дополнительная групповая работа («работа над

ошибками»): прорабатываются индивидуальные и

групповые элементы из соревновательной комбинации, в которых были допущены технические ошибки, с целью совершенствования техники исполнения;

3) акробатика (прыжки):

- сальто вперед в группировке;

- сальто вперед в группировке на колено;

- сальто вперед согнувшись;

- переворот вперед на две ноги;

- переворот вперед на две ноги в темпе, сальто вперед в группировке;

- переворот вперед на две ноги в темпе, сальто вперед согнувшись;

- переворот вперед на две ноги в темпе, сальто вперед согнувшись, в темпе фляк вперед;

- переворот вперед на две ноги в темпе, сальто вперед прогнувшись;

- рондат фляк назад в темпе, сальто назад прогнувшись;

- рондат в темпе, сальто назад прогнувшись на колено;

- рондат в темпе, сальто назад прогнувшись с поворотом на 360°;

- рондат в темпе, сальто назад прогнувшись с поворотом на 360° на колено;

- боковое маховое сальто на колено.

Заключительная часть занятия:

Общая физическая подготовка. Упражнения для развития мышц брюшного пресса:

1) поднимание прямых ног на шведской стенке -3 подхода х 20 раз;

2) поднимание прямых ног, лежа на спине за голову с утяжелителями - 2 подхода х 50 раз;

3) поднимание прямых ног и туловища одновременно (складки) - 2 подхода х 25 раз;

4) из исходного положения лежа на спине поднимание туловища, руки сверху - 2 х 50 раз.

Упражнения для развития мышц спины:

1) поднимание прямых ног на шведской стенке (лицом к ней) - 2 подхода х 30 раз - с последующим удержанием поднятых прямых ног 30 с после каждого подхода;

2) поднимание прямых ног за голову на гимнастическом коне, лежа на животе - 3 подхода х 20 раз, с последующим удержанием прямых ног 30 с после каждого подхода;

3) из исходного положения лежа на животе одновременное поднимание туловища и прямых ног -2 подхода х 50 раз, с последующим одновременным удержанием 50 с после каждого подхода.

Упражнения для развития мышц ног:

1) приседания с отягощением (спортивный блин) -2 подхода х 50 раз;

2) напрыгивания на возвышение - 2 подхода х х 50 раз;

3) прыжки из глубокого приседа - 2 подхода х х 50 раз;

4) поднимания на носки - 2 подхода х 100 раз;

5) нашагивания ногами на возвышение - 2 подхода х 30 раз.

6) приседания на правой, левой ноге («пистолет») -2 подхода х 30 раз на каждую ногу.

Т а б л и ц а 2

День недели Поне- дельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

Нагрузка Удар- ная, 150% Восста-но-витель-ная, 60% Мо- дель- ная, 100% Соревно- ватель- ная, 90% Восста- но- витель- ная, 60% Ударная, 150%

Упражнения для развития мышц рук:

1) лазанье по канату - 7 подходов;

2) сгибание и разгибание рук в упоре лежа - 2 подхода х 30 раз, удержание на согнутых руках 30 сек после каждого подхода;

3) нашагивание руками на возвышение в положении упора лежа с помощью партнера - 2 подхода х 20 раз на каждую руку;

4) напрыгивание руками на возвышение в положении упора лежа с помощью партнера - 2 подхода х 20 раз;

5) сгибание и разгибание рук в стойке на руках с помощью партнера - 2 подхода х 20 раз;

6) сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади на возвышении - 2 подхода х 25 раз, с последующим удержанием 25 с после каждого подхода;

7) вис на согнутых руках на шведской стенке -2 подхода х 25 раз;

8) сгибание рук в упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке - 2 подхода х 20 раз.

Специальная физическая подготовка:

- поднимание ног в упоре углом ноги врозь на гимнастическом бревне - 5 подходов х 10 раз, удержание в угле 10 с после каждого подхода;

- ходьба в упоре углом ноги врозь на бревне 5 дорожек;

- шпагаты с возвышения;

- выкруты со скакалкой 20 раз;

- стойка на груди на полу - 10 раз х 10 с;

- стойка на руках на опорах - 20 раз х 10 с;

- горизонтальная стойка на опорах - 20 раз х 10 с;

- подъем из упора углом-«узкоручка» силой в стой-ку-«узкоручку», опускание в исходное положение -20 подходов на опорах;

- стойка-«мексиканка» - 10 подходов на опорах;

- сальто вперед в группировке с места - 20 подходов;

- сальто назад в группировке с места - 20 подходов;

- двойное сальто вперед в группировке с батутной сетки с трех прыжков в поролоновую яму - 10 подходов;

- двойное сальто назад в группировке с батутной сетки с трех прыжков в поролоновую яму - 10 подходов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- двойное сальто вперед согнувшись с батутной сетки с трех прыжков в поролоновую яму - 10 подходов;

- двойное сальто назад согнувшись с батутной сетки с трех прыжков в поролоновую яму - 10 подходов.

Количество элементов, выполненных спортсменами на тренировочном занятии, содержащем модельную нагрузку, достигает довольно высокого уровня -721 элемент. Процентное соотношение элементов специальной физической и технической подготовки выглядит следующим образом: СФП - 34,3%, техническая подготовка - 65,7%. Элементы специальной физической подготовки требуют высокого уровня физической подготовленности. Особенностью здесь является тот факт, что элементы специальной физической подготовки, выполняющиеся в группах и осуществляющиеся за счет сложнокоординационных действий, будут являться элементами соревновательной программы.

В течение годичного цикла подготовки спортсмены выполняли разработанную авторами модель тренировочной нагрузки. Происходило варьирование объемов тренировочных нагрузок в процессе смены периодов тренировки и количества соревновательных стартов.

Таким образом, нам удалось конкретизировать содержание тренировочного процесса акробатов для групп спортивного совершенствования, определить тренировочную нагрузку и варьировать ее. Основной акцент был сделан на техническую и специальную физическую подготовку, так как этап спортивного совершенствования предусматривает отработку техники исполнения упражнений, подготовку спортсменов к соревнованиям всероссийского и международного уровней.

Применяя разработанную нами модель тренировочной нагрузки с конкретизированным содержанием, спортсмены успешно готовятся к основным соревнованиям, демонстрируя стабильное владение техникой соревновательной программы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баршай В М. Спортивная акробатика : учеб. для ин-тов физ. культуры. Физическая и техническая подготовка юных акробатов. М. : Физкуль-

тура и спорт, 1984. 238 с.

2. Коркин В П. Спортивная акробатика : учеб. для институтов физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1981. 184 с.

3. СоколовЕ.Г. Акробатика. М. : Физкультура и спорт, 1973. 160 с.

4. Свод правил по спортивной акробатике 2008-2012 г.

5. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.К, Как готовить чемпионов. М. : Физкультура и спорт, 2004. 328 с.

6. Загревский О И, Загревский В.О. План-программа тренировочного процесса гимнастов // Вестник ТГПУ: приложение к журналу «Образова-

ние в Сибири». Специальный выпуск, посвященный 60-летию профессора, чл.-корр. СО РАН В.А. Дмитриенко. Томск : Том. гос. пед. ун-т, 1998. С. 45-47.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 21 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.