Научная статья на тему 'План-программа тренировочного процесса юных гимнастов'

План-программа тренировочного процесса юных гимнастов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «План-программа тренировочного процесса юных гимнастов»

контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе

Анализ литературы позволяет утверждь, что проблемно-модульное обучение интегрирует достижения теории проблемного обучения, концепции «сжатия» знаний и модульного обучения.

Перестройка процесса обучения на проблемно-модульной основе позволяет: интегрировать и дифференцировать содержание обучения;

осуществлять самостоятельный выбор учащимися того или иного варианта курса в зависимости от уровня обученности и обеспечивать индивидуальный темп продвижения по программе,

акцентировать работу преподавателя на консультативно-координирующие функции управления познавательной деятельностью учащихся;

сократить курс обучения без особого ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала.

ПЛАН-ПРОГРАММА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ГИМНАСТОВ

О.И.Загревский, В О Загревский (ТГПУ)

Согласно кибернетике, эффективное управление процессом учения возможно при выполнении следующей системы требований (Н.Ф.Талызина, 1969): 1 Указать цели управления;

2.Установить исходное состояние управляемого процесса,

3.Определить программу воздействий, предусматривающую основные переходные состояния процесса;

4.Обеспечить получение информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса, т.е. обеспечить систематическую обратную связь

5.Обеспечить переработку информации, полученной по каналу обратной связи, с целью выработки корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализации.

Применительно к процессу обучения, при планировании тренировочного процесса, реализация этих требований предполагает наличие трех специфических моделей, позволяющих ответить на вопросы:

1. Целей обучения (для чего учить ).

2. Содержания обучения (чему учить).

3. Процесса усвоения (как учить).

Таким образом, прежде чем планировать тренировочный процесс юных гимнастов, необходимо определить цели обучения и, в соответствии с ними, программный материал гимнастических упражнений, подлежащих изучению и совершенствованию.

Отметим некоторые аспекты этой проблемы. С нашей точки зрения их две: во-первых, в спортивной гимнастике неуклонно продолжается дальнейший рост сложности упражнений во всех видах гимнастического многоборья, а во-вторых, спортивная гимнастика (контингент занимающихся) очень молода. А цели остались прежние - мировое лидерство.

В связи с этим в существующие учебные программы для ДЮСШ и учебные планы тренеров добавляются все новые и новые объемы упражнений и исполняемой тренировочной работы, а нагрузки для юного организма не могут быть беспредельны И самое главное, это не гарантирует достижения заданного результата.

По этой причине нами была предпринята попытка с учетом вышесказанного так спланировать основной материал базовых и профилирующих упражнений элементного состава, чтобы они соответствовали минимальному объему соревновательных упражнений каждой возрастной группы занимающихся с учетом разрядных нормативов.

При этом предполагалось, что по истечении учебного года в ДЮСШ, учащиеся овладевали обязательным минимумом программных упражнений в своей возрастной группе, и при этом условии переводились на следующий учебный год.

В основу планирования была положена методика составления тематизированной рабочей программы, которая определяла содержание учебного материала по элементному составу на каждом виде гимнастического многоборья. В среднем, за каждый учебный год, юные гимнасты на каждом снаряде должны были освоить 4-5 новых гимнастических упражнений, и по истечении 4-х лет занятий овладеть 96-102 обязательными упражнениями.

При этом творчество тренера, как субъекта управления тренировочным процессом, ни коим образом не ограничивалось. При успешном овладении (по срокам освоения) юными гимнастами необходимого обязательного перечня базовых упражнений, им предоставлялась возможность освоения наиболее понравившихся движений, на основе которых в дальнейшем они смогли бы осваивать более сложные

Учитывалось, что юные гимнасты могут овладеть спортивным мастерством на основе всесторонней физической, специально-двигательной и технической подготовки, осуществляемой на всех этапах обучения Важно обеспечить такое поступательное развитие физических, специально-двигательных и функциональных возможностей юных гимнастов, при котором наивысший уровень спортивных достижений пришелся бы на период зрелого возраста. Необходим высокий уровень развитая двигательной функции юных гимнастов, который позволил бы им овладеть совершенной техникой, высоким мастерством исполнения гимнастических упражнений и умениями управлять двигательной, интеллектуальной и психической деятельностью в процессе выполнения упражнений.

Реализация этой программы требует использования современных методик обучения, обеспечивающих оперативное управление учебным процессом путем обратной связи, получения с ее помощью сведений о ходе процесса формирования двигательных навыков, а также внесения в него необходимых уточнений.

Материалы планирования изучаемых упражнений представлены в таблице № 1. Экспериментальная проверка базового материала (предлагаемая программа), проведенная в ДЮСШ-№ 3 г. Томска подтвердила ее эффективность не только по качеству освоения материала, но и по срокам освоения. Юные гимнасты (7-11 лет) осваивали предлагаемые упражнения гораздо быстрее и качественнее.

Таблица 1

План спортивно-технической подготовленности на 4 года обучения (мальчики)

№ 1-ый класс Ла 2-й класс Л» 3-ий класс № 4-ый класс

1. АКРОБАТИКА

V Стойка на руках 1 Перевороты вперед 1 Цва фляка с места 1 Рондат-фляк-еальто

2. Переворот боком 2. Рондат 2. Сальто вперед с разб. в группировке

3. Переворот вперед 3. Фляк 3. Рондат- фляки 2. Ровдат-фляк-бланш

4. Подъем разгибом 4. Кувырки из стойки и 4 Рондат - сальто назад 3. Переворот вперед -

в стойку на руках в группировке сальто внфед в фупп.

2. КОНЬ/МАХИ

1. Взмахи и махи в упоре 1. Круги одной - одноимен - 1. Соединения из прямых 1. Крути двумя в упоре ле-

Сзади и спереди ные и разноименные и обратных скрещений вая на ручке - правая на

2. Перемах левой, левой 2. Прямые скрещения 2. Круги двумя на грибке геле

Назад - перемах правой, 3. Обратные скрещения 3. Крути двумя на 1рибке 2. Круг и двумя в упоре по-

Правой назад 4. Из упора сзади - соскок с ручками перек на теле коня

утлом влево назад 3. Круги двумя на ручках

Лл размахивания в висе

Выкрут вперед, прогнув-

3. КОЛЬЦА

1. ¡Подъем силой и з виса

Выкрут назад в вис -

- вис согнувшись - вис

I упор

¿оскок переворогом

|рогнувшись

Вы круг назад в вис

у пор углом опускание,

назад, ноги врозь

2. Выкрут вперед, согнув-

Цва выкруга назад в вис

вперед прогнувшись, в

Сальто назад, прогнув-

Из упора \т лом опуска-

ние прогнувшись

шись в соскок

3. [Выкрут назад в соскок

ние вперед в вис, согнув-

3. Шва выкруга назад . прог-

Выкрут впфед, прогнув-

4. [Упор углом

нувшись в вис

шись, и подъем махом

4. Соскок переворогом

назад в упор

назад ноги врозь

Силой согнувшись, сги-

бая руки стойка, на ру-

4 ПРЫЖОК

1. ¡Изучение и совершенст-

Перевороты вперед в

1. Ноги врозь мере, коня в

Ноги врозь и, согнув 110-

ование отдельных фаз

соскок с коня, площадки

ги через коня, в длину

2. ¡Наскок в упор, присев и

Прыжок согнув ноги в

2. Согнув ноги чфез коня

Пфеворот впфед Чфез

оскок, прогнувшись

ширину

) длину-

коня в длину

3. Д 1рыжок ноги врозь че-

Прыжок пфевороюм

3. Пфеворот впфед Чфез

рез коня в ширину

4 Прыжок согнув ноги.

РГфСЗ коня в ширину

Чфез низкого коня в

Ширину

коня в ширину

5. БРУСЬЯ

1. Размахивания в упоре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Соскок махом назад че-

- оскок ноги врозь на

Из упора, согну вшись.

2. Соскок махом назад

ре; стоику на руках

концах жфдей

подъем разгибом в упор

рог нувшись (ноги вы-

2. Махом назад сгойка на

2. Из размахивания в упо-

Махом назад стойка

ие головы)

плечах; то же силои

ре. махом назад стоика

на руках

поскок махом впфед из

3. Из виса подъем раз! и-

*РУках

Махом назад из упора

упора с поворотом кру-

бом в упор

3. Из виса подъем разги-

огодвиг в упор (в вис)

Ь ом во-внутрь

4 Силой, согнувшись, но-

1_в \nop_

на руках и подъем ма-

4. ¡Стойка на руках (на сго-

гн врозь, (сгибая руки)

-и-юи. согнувшись, но-

хом впфед в упор

лках)

Стойка на руках

ги врозь, с прямыми ру-

ками. стойка на руках

6. ПЕРЕКЛАДИНА

1. рборот назад в упоре

1. Оборот впфед в упоре

1. Подъем махом назад в

1. большие обороты назад

2. Рборот впфед в упоре

2. Подъем разгибом в упор

[упор

и ВПфСД

3. рборог вперед из упора.

Из виса

2. ¡Оборот назад из упора в

Повороты кругом па

ноги врозь

3. Отмах назад из упора

махе впфед (санжирон-

; упора махом назад.

в вис (в стойку)

3. ролыпие обороты назад

ка)

4. Оборот назад из упора

Подъем двумя в упор

сзади

5. Из упора махом назад

Подъем махом назад ■

соскок согнув ноги

оборот назад в вис

Чфез Пфекладину

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНОМ

УЧЕБНОМ ОТДЕЛЕНИИ.

Загревская А.И. (ТГПУ)

В настоящее время обучение поляризуется вокруг двух характеристик:

- его управляемости;

- формирование у занимающихся способности «добывать» знания самостоятельно (Н А. Менчинская).

Однако, ни одной из них не представлено в чистом виде, каждая из характеристик включает элементы другой. Обучение есть многосторонний процесс, включающий разные элементы его направлений (проблемное обучение, программированное обучение, обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, алгоритмизация обучения, развивающее обучение по знаково-контекстному типу, проектное обучение и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.