Научная статья на тему 'Совершенствование тренировочного процесса акробатов высокой квалификации'

Совершенствование тренировочного процесса акробатов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС АКРОБАТОВ / СОДЕРЖАНИЕ / КОНКРЕТИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ / СТРУКТУРА / НАГРУЗКА / TRAINING PROCESS OF ACROBATS / CONTENTS / SPECIFICATION OF BASIC EXERCISES / STRUCTURE / TRAINING LOAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерин Владимир Сергеевич, Муза Марина Васильевна

Рассматриваются вопросы, связанные с определением базовых упражнений в содержании тренировочного процесса акробатов групп спортивного совершенствования. На основе определенного упорядоченного базового содержания тренировочного процесса акробатов строится модель тренировочной нагрузки и оценивается ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of training process of acrobats with high qualification

To define a fundamental set of exercises (basic exercises) at any stage of sports career is currently central in construction and improvement of training process of sport acrobats. Timely use of basic exercises creates potential for fast training of new modern exercises and successful building of sports career. Three groups of exercises are basic representing the variety of motive actions in sports acrobatics: technical exercises, power exercises, and choreography elements. These elements are part of training and competitive compositions of acrobats. Each element has its "cost" (difficulty of the element in units), which characterises the complexity of a competitive composition influencing the competitive result. Inclusion of a complex of basic exercises in the process of training, their rational variation in creation of microcycles provides the improvement of not only the elements, but also the training process as a whole. The prevailing types of practical activities at the stage of sports improvement are special physical and technical training. Choreographic and general physical preparation is part of the training process in a lesser degree, however, their role in formation of the highest sports skill is not less important. In the course of research the week microcycle of trainings with a variation of number of the basic exercises was made. The created model defined the advanced approach to technical and physical training of acrobats and the variation of training load in groups of sports improvement. The structure of the four-hour class includes ten percent of the general physical preparation, thirty percent of special physical preparation and sixty percent of technical training from the general time of training (model load). During the adaptation of the model to check its efficiency the main emphasis was placed on technical and special physical training, because this level provides improvement of the performance technique of exercises, achievement of technical perfection and preparation of athletes for competitions of the All-Russian and international levels. The analysis of the results of special acrobats' physical readiness indicators testing speaks about high efficiency of application of the training load model and improvement of the training process of high-class acrobats.

Текст научной работы на тему «Совершенствование тренировочного процесса акробатов высокой квалификации»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 377. С. 159-162

УДК 796.4

В.С. Шерин, М.В. Муза

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА АКРОБАТОВ

ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Рассматриваются вопросы, связанные с определением базовых упражнений в содержании тренировочного процесса акробатов групп спортивного совершенствования. На основе определенного упорядоченного базового содержания тренировочного процесса акробатов строится модель тренировочной нагрузки и оценивается ее эффективность.

Ключевые слова: тренировочный процесс акробатов; содержание; конкретизация базовых упражнений; структура; нагрузка.

В построении и совершенствовании тренировочного менами выполнялись контрольные испытания (тесты),

процесса акробатов определение основополагающего отражающие уровень их специальной физической

набора упражнений (базовых упражнений) на том или ином этапе спортивной карьеры является актуальным. Определение и своевременное использование базовых упражнений создает потенциал для быстрого обучения новым современным упражнениям и успешного построения спортивной карьеры.

Цель исследования: совершенствование тренировочного процесса акробатов высокой квалификации в СДЮСШОР.

Объектом исследования является тренировочный процесс акробатов, занимающихся в группах спортивного совершенствования в СДЮСШОР.

Предмет исследования: базовые упражнения и содержание тренировочной нагрузки в группах спортивного совершенствования в СДЮСШОР.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Определить базовые упражнения в содержании тренировочного процесса акробатов группы спортивного совершенствования.

2. На основе определенных базовых упражнений построить модель микроцикла тренировочной нагрузки акробатов группы спортивного совершенствования.

3. Определить и оценить эффективность построенной модели тренировочной нагрузки акробатов на этапе спортивного совершенствования.

Гипотеза исследования: предполагалось, что определение базовых упражнений акробатов групп спортивного совершенствования и построение с их использованием модели микроцикла тренировочной нагрузки позволит совершенствовать тренировочный процесс и повысить его эффективность.

Организация исследования. Исследование проводилось с сентября 2011 по февраль 2013 г. на базе МАОУ ДОД СДЮСШОР № 3 г. Томска. В исследовании приняло участие 15 спортсменок, специализирующихся в женских групповых упражнениях, выступающих по программе мастеров спорта. Организация исследования проходила в три этапа.

На первом этапе исследования проходило ознакомление с программами и планами подготовки акробатов в СДЮСШОР, проводилось педагогическое наблюдение и анализ специальной спортивной литературы. Проведенные мероприятия позволили разработать и сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования, а также определить методы изучения и решения поставленных задач исследования. Спортс-

подготовленности.

На втором этапе исследования определялись базовые упражнения для акробатов этапа спортивного совершенствования, с их использованием строилась модель и содержание микроцикла подготовки. Предложенная модель внедрялась в тренировочный процесс акробатов группы спортивного совершенствования.

На третьем этапе исследования были повторно выполнены контрольные испытания для оценки уровня специальной физической подготовленности, проведен анализ и обобщение полученных результатов, дана оценка эффективности построенной модели недельного микроцикла объема тренировочной нагрузки.

При наблюдении за процессом тренировки, а также соревновательными программами акробатов акцентировалось внимание на базовых элементах, которые являются ключевыми средствами тренировочной деятельности на данном этапе подготовки, а также составляют основу соревновательных комбинаций. В результате было выделено три группы базовых упражнений, представляющих все многообразие двигательных действий, содержащееся в спортивной акробатике: упражнения технической направленности, упражнения силового характера, элементы хореографии.

В табл. 1 представлены базовые упражнения технической подготовки акробатов на этапе спортивного совершенствования.

Весь набор представленных элементов включен в содержание тренировки и соревновательные композиции акробатов. Он оценивается правилами соревнований, у каждого элемента есть своя «стоимость» (трудность элемента в единицах), которая характеризует сложность соревновательной композиции, влияющую на соревновательный результат. Чем выше сложность соревновательной композиции, тем выше базовый оценочный балл.

Таким образом, включая в процесс подготовки весь комплекс базовых упражнений, осуществляя рациональное варьирование их в построении микроциклов, мы обеспечиваем совершенствование не только самих элементов, но и процесса подготовки в целом.

Следует отметить, что преобладающими видами практической деятельности на этапе спортивного совершенствования являются специальная физическая и техническая подготовка. В меньшей степени в тренировочном процессе присутствуют хореографическая и общая физическая подготовка, однако их роль на пути становления высшего спортивного мастерства не менее важна.

Базовые упражнения тренировочной нагрузки акробатов на этапе спортивного совершенствования

Упражнения технической направленности Упражнения силового характера Элементы хореографии

Стойка на руках; подъем силой из упора ноги врозь (вместе) в стойку на руках, опускание в исходное положение; перекидки вперед (назад, на колени, через локти в шпагат, «арабское»); стойка с поворотом на 360° в сед; фляк вперед (назад) сальто вперед (назад) группированное, углом, прогнувшись; двойное сальто назад (вперед) группированное, согнувшись, прогнувшись; пируэт вперед (назад) на 360°, 540°, 720° Упор углом ноги вместе (врозь), «узкоручка», высокий угол; горизонтальный упор на локтях (на одном локте) («крокодил»); горизонтальный упор на руках; стойка на руках «мексиканка»; стойка на одной руке; стойка на руках «ивушка»; стойка на руках «коробочка»; стойка на руках «флажок» Шпагаты; равновесия вперед (в сторону, назад, назад в кольцо); повороты на одной ноге, вторая у колена (в шпагат, назад в кольцо) на 360°, 720°; прыжок шагом в шпагат (в кольцо); прыжок в продольный шпагат (поперечный); прыжок шагом в шпагат со сменой ног; перекидной прыжок

Такое распределение обуславливается уровнем подготовленности спортсменов, согласно которому наиболее значимым в тренировочной и соревновательной деятельности на данном этапе обучения является совершенствование элементов технической подготовки, которые выступают в роли соревновательной программы акробатов [1].

Без целесообразного распределения тренировочной нагрузки невозможно осуществить полноценный тренировочный процесс по подготовке спортсменов к соревновательным выступлениям, поэтому конкретное

Структура предлагаемого авторами четырехчасового учебно-тренировочного занятия включает 10% общей физической подготовки, 30% специальной физической подготовки и 60% технической подготовки от общего времени тренировочного занятия (модельная нагрузка). Остальные виды нагрузок варьировались в зависимости от уменьшения или увеличения количества выполняемых специальных физических упражнений или упражнений технической направленности. Стоит отметить, что основой содержания всех предложенных видов нагрузки являлись определенные ранее базовые упражнения.

Предлагаемая нами модель вариации объема и содержания тренировочной нагрузки была успешно внедрена в тренировочный процесс акробатов. В течение

Таким образом, можно отметить, что на протяжении всего тренировочного занятия, во всех его частях каждодневно выполнялись базовые элементы специальной физической и технической подготовки. Именно эти виды подготовки решают основные задачи на этапе спортивного совершенствования.

Результаты исследования. Во время адаптации предложенной модели микроцикла тренировочной нагрузки основной акцент с целью проверки эффектив-

содержание каждого занятия всякого тренировочного периода является важнейшей составной частью многолетней тренировки [2].

На основе литературного анализа [3, 4] и личного практического опыта нами был составлен недельный микроцикл тренировок с варьированием количества выполняемых базовых упражнений (табл. 2). Сформированная модель определила усовершенствованный подход к технической и физической подготовке акробатов и варьированию нагрузки в группах спортивного совершенствования.

двух лет спортсмены, занимающиеся на этапе спортивного совершенствования 3-го года обучения, применяли в процессе тренировки конкретные упражнения из предложенного содержания недельного микроцикла. Также происходило варьирование тренировочными нагрузками в связи с изменением периодов спортивной тренировки и количества соревновательных стартов. Каждое тренировочное занятие имело определенное процентное соотношение видов подготовки, а также их количественное содержание, от чего и зависел объем и интенсивность тренировочных нагрузок.

Каждая часть тренировочного занятия включала в себя определенные виды действий, представленные в табл. 3.

ности был сделан на техническую и специальную физическую подготовку, так как данный этап обучения предусматривает совершенствование техники выполнения упражнений, достижение технического совершенства и подготовку спортсменов к соревнованиям всероссийского и международного уровней.

Выполнение контрольных нормативов акробатами группы спортивного совершенствования после использования в тренировочном процессе разработанной нами

Т а б л и ц а 2

Варьирование объемов тренировочной нагрузки в недельном микроцикле

День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

Нагрузка, % Ударная, 150 Восстановительная, 60 Модельная, 100 Соревновательная, 90 Восстановительная, 60 Ударная, 150

Т а б л и ц а 3

Структура тренировочного занятия

Подготовительная часть 1. Комплекс беговых и общеразвивающих упражнений

2. Индивидуальная подготовительная работа, выступающая в роли СФП (статические и динамические элементы)

Основная часть 1. Техническая подготовка (работа в составах, прохождение соревновательных композиций)

2. Дополнительная групповая работа («работа над ошибками»)

Заключительная часть 1. Общая физическая подготовка

2. Специальная физическая подготовка

модели тренировочной нагрузки позволило проанализировать проделанную нами работу и подвести итоги.

Акробаты выполняли контрольные упражнения (тесты), взятые из числа базовых упражнений, которые отражали уровень специальной физической и технической подготовленности занимающихся.

Результаты тестирования приведены в табл. 4.

Анализ значений, полученных в результате исследования, позволяет говорить о том, что уровень специальной физической и технической подготовленности спортсменов достоверно улучшился.

В табл. 5 представлены результаты и оценка контрольных упражнений.

Данные, представленные в табл. 5, подтверждают эффективность разработанной нами модели тренировочной нагрузки на основе базовых упражнений акробатов в группе спортивного совершенствования. Отсюда следует, что разработанная модель тренировочной нагрузки и базовые упражнения, ставшие ее основой, явились решением по совершенствованию тренировочного процесса акробатов группы спортивного совершенствования.

Т а б л и ц а 4

Результаты тестирования показателей (Х±т) специальной физической и технической подготовленности акробатов группы спортивного совершенствования до и после исследования

Вид тестирования Показатели Величина прироста показателей

пв пср пн = 5 = 5 = 5

2011 2013

9,4±1,1 16,0±1,6 6,6* (70,2%)

Горизонтальный упор ноги врозь, с 7,8±0,8 14,6±1,1 6,8* (87%)

6,6±1,1 14,8±1,6 8,2* (124%)

20,2±1,9 29,6±1,1 9,4* (46,5%)

Высокий угол, с 18,0±2,5 28,2±3,0 10,2* (56,6%)

16,6±2,7 27,0±2,2 10,4* (62,6%)

12,2±1,3 20,0±2,1 7,8* (63,9%)

Спичаг, раз 11,0±2,0 17,4±2,1 6,4* (58,2%)

8,0±1,6 12,6±2,1 4,6* (57,5%)

8,4±0,5 9,8±0,4 1,4* (16,6%)

Сальто назад, раз 8,0±1,0 10,0±0,0 2,0* (25%)

7,2±0,8 9,8±0,4 2,6* (36,1%)

37,6±3,7 61,4±8,3 23,8* (63,3%)

Стойка на руках, с 33,6±8,3 52,4±6,9 18,8* (55,9%)

33,0±6,6 56,8±10,5 23,8* (72,1%)

: Статистически значимые (р < 0,05) величины сдвигов показателей; в скобках указаны величины сдвига показателей, %.

Т а б л и ц а 5

Результаты и оценка контрольных упражнений

Пока- затель Горизонтальный упор ноги врозь, с Высокий угол, с Спичаг, раз Сальто назад, раз Стойка на руках, с

В1 15 отлично 28 отлично 18 отлично 10 отлично 59 отлично

В2 18 отлично 30 отлично 23 отлично 10 отлично 63 отлично

В3 16 отлично 29 отлично 21 отлично 9 отлично 51 отлично

В4 17 отлично 31 отлично 20 отлично 10 отлично 60 отлично

В5 14 отлично 30 отлично 18 отлично 10 отлично 74 отлично

С1 14 отлично 28 отлично 19 отлично 10 отлично 49 отлично

С2 15 отлично 27 отлично 17 отлично 10 отлично 51 отлично

С3 16 отлично 32 отлично 20 отлично 10 отлично 64 отлично

С4 13 отлично 24 отлично 15 отлично 10 отлично 46 отлично

С5 15 отлично 30 отлично 16 отлично 10 отлично 52 отлично

Н1 13 отлично 24 отлично 10 отлично 10 отлично 43 отлично

Н2 14 отлично 26 отлично 11 отлично 10 отлично 51 отлично

Н3 14 отлично 28 отлично 13 отлично 10 отлично 59 отлично

Н4 17 отлично 30 отлично 14 отлично 10 отлично 71 отлично

Н5 16 отлично 27 отлично 15 отлично 9 отлично 60 отлично

Примечание. В - верхняя спортсменка; С - средняя спортсменка; Н - нижняя спортсменка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также о положительной адаптации модели говорят высокие показатели результатов всероссийских соревнований.

На основании вышеизложенного делаем следующие выводы:

1. Базовыми упражнениями в содержании тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования являются упражнения технической направленности, силового характера, элементы хорео-

графии. С помощью базовых элементов строится процесс тренировки спортсменов и основа соревновательных упражнений. Качество исполнения базовых элементов характеризует спортивное мастерство акробатов и влияет на соревновательный результат.

2. Построенная модель микроцикла тренировочной нагрузки имеет следующие компоненты:

- структура тренировочного занятия включает подготовительную, основную и заключительную части;

- подготовительная часть включает комплекс беговых и общеразвивающих упражнений, индивидуальную подготовительную работу, выступающую в роли СФП (статические и динамические элементы);

- основная часть содержит техническую подготовку (работа в составах, прохождение соревновательных композиций) и дополнительную групповую работу («работа над ошибками»);

- заключительная часть содержит общую и специальную физическую подготовку;

- четыре вида нагрузки (модельная, ударная, соревновательная, восстановительная);

- варьирование количеством повторений базовых упражнений в процессе тренировки в соответствии с целевым назначением дня (видом тренировочной нагрузки);

- результаты тестирования показателей (Х+ш) специальной физической подготовленности акробатов группы спортивного совершенствования.

3. Анализ результатов тестирования показателей специальной физической подготовленности акробатов говорит о высокой эффективности применения модели тренировочной нагрузки и совершенствовании тренировочного процесса акробатов группы спортивного совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баршай В М. Спортивная акробатика : учеб. для ин-тов физ. культуры. Физическая и техническая подготовка юных акробатов. М. : Физкуль-

тура и спорт, 1984. 238 с.

2. Коркин ВП. Спортивная акробатика : учеб. для институтов физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1981. 184 с.

3. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.К. Как готовить чемпионов. М. : Физкультура и спорт, 2004. 328 с.

4. Загревский О И, Загревский В.О. План-программа тренировочного процесса гимнастов // Вестник ТГПУ: приложение к журналу «Образова-

ние в Сибири»: Специальный выпуск, посвященный 60-летию профессора, чл.-кор. СО РАН В.А. Дмитриенко. Томск : Том. гос. пед. ун-т, 1998. С. 45-47.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 21 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.