ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
_2017 г. Выпуск 1 (44). С. 105-112_
УДК 793.3
Г. А. Каленская, С. В. Барбашов
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ АКРОБАТОВ
Изменение правил оценки спортивного результата в акробатике существенно видоизменило подходы к хореографической подготовке в акробатике. Проведены педагогические наблюдения учебно-тренировочного процесса различных групп акробатов ХМАО-Югры. Представлено теоретическое обоснование и оптимальная структура этого вида подготовки для юных акробатов.
Ключевые слова: акробатика, юные спортсмены, хореографическая подготовка.
THEORETICAL SUBSTANTIATION OF PROGRAMS OF CHOREOGRAPHIC
TRAINING OF YOUNG ACROBATS
Changing the rules of evaluation of sports acrobatics result has significantly altered approaches to choreographic training in acrobatics. There were conducted teacher observations of the training process of different groups of acrobats of KHMAO-Yugra. The article presents theoretical explanation and optimal design of this type of training for young acrobats.
Keywords: acrobatic, young athletes, dance training.
Одним из условий успешного выступления акробатов на соревнованиях является оригинальность и артистичность выполнения музыкально-акробатических композиций, что, в свою очередь, определяет целесообразность овладения акробатами разнообразными двигательными действиями и развития специальных координационных способностей [3].
Решается эта задача с помощью хореографической подготовки, которая, как замечено многими специалистами [7; 8; 9], способствует развитию двигательной памяти, координации и согласованности движений, прыгучести, гибкости, эластичности и силы мышц, выразительности и артистичности. Спортсмены и тренеры отлично понимают, что успех приходит к тем, кто сочетает трудность упражнения с виртуозным, ярким исполнением.
Параллельно с повышением уровня сложности в этом виде спорта обозначились проблемы, тормозящие рост спортивного мастерства. Одна из существенных проблем связана с недостаточной научно-методической разработанностью вопросов подготовки спортсменов на ранних этапах тренировочного процесса. Имеющиеся научные исследования немногочисленны и лишь фрагментарно отражают отдельные вопросы данной проблемы [1; 5].
Существенной проблемой на пути повышения исполнительского мастерства акробатов является отсутствие специальных методик проведения уроков хореографии [6]. В результате чего зачастую спортсмены не готовы к совместному и синхронному выполнению движений под музыкальное сопровождение, возникает скованность, затруднение в обучении танцевальных связок. Таким образом, хореографическая подготовка на этапе начальной спортивной специализации является важной и неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса акробатов парно-групповых упражнений, повышающего уровень развития необходимых двигательных способностей, способствующих быстрому и качественному освоению технически сложных акробатических элементов.
Изменение системы оценивания квалификационных упражнений изменяет и подход в учебно-тренировочном процессе. Сравнительно недавно заговорили о комплексном и систематичном подходе в хореографической подготовке [10]. Система еще не до конца разработана и представляет обширное поле деятельности.
Многие тренеры сталкиваются с проблемой - плохой «растанцованностью» ребенка, что вызвано отсутствием специфической (танцевальной) координации, отсутствием навыка танце-
вального движения. Такие проблемы возникают, когда спортсмен начинает выходить на более высокий уровень, когда к нему начинают предъявляться более высокие требования. Тогда важна каждая деталь, каждый акцент. Тогда победу приносит не отдельно взятый элемент, а гармония движений в целом. И причины этой проблемы не в сегодняшнем дне. Она кроется в детском возрасте, когда был упущен момент воспитать в ребенке необходимый навык.
Выбор акцента на работу с группами начальной подготовки отнюдь не случаен. В этих группах необходимо заложить основу знаний, багаж, с которым ребенок будет продолжать свое обучение. Чем правильней и объемней будут его знания, умения и навыки, тем успешнее будет его дальнейшее обучение. В этом возрасте у детей улучшаются координационные способности, а также гибкость. Это говорит о том, что появляется возможность более продуктивно начать работу в этой области, занять ту нишу обучения, без которой дальнейшая спортивная деятельность не будет иметь высоких результатов [11].
Педагогические наблюдения учебно-тренировочного процесса подготовки, групп совершенствования спортивного мастерства МУ ДОД СДЮСШОР «Сибиряк» города Нефтеюганска, позволили сформулировать стратегию и методическую основу хореографической подготовки в акробатике.
Формирование программы хореографической подготовки базируется на основе Свода правил по спортивной гимнастике (2009-2012 гг.) и учебной программе для ДЮСШ и СДЮШОР по акробатике 1991года [1]. Данная программа включает хореографическую подготовку в раздел «Техническая подготовка» в виде подразделов «Индивидуальная акробатика» и «Совершенствование техники в избранном виде спорта (парно-групповая акробатика)».
Отсюда видно, что хореография входит в состав технической подготовки и по своему содержанию занимает равноправное место по сравнению с акробатикой индивидуальной и парно-групповой. В процентном соотношении хореографическая подготовка составляет примерно 5,5 % от общего тренировочного времени за 2 года и 13,5 % от общего количества технической подготовки. Исходя из такого объема хореографической подготовки, предлагается проведение занятий по хореографии на каждом учебно-тренировочном занятии в объеме 1\4, 1\2 от общего времени тренировки.
Анализ литературных данных [5; 7] показывает, что понятие «хореография» включает в себя все, что относится к искусству танца классического, народного и современного. В нашем случае под хореографической подготовкой в гимнастических видах спорта понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры спортсменов, на расширение их арсенала выразительных средств.
Целью хореографической подготовки в акробатике является формирование основ хореографии у юных акробатов как благоприятного фона для дальнейшего спортивного совершенствования.
Задачами хореографической подготовки являются:
1) изучение базового хореографического материала;
2) интегрирование занятий по хореографии с общей физической и специально-технической подготовкой;
3) развитие гибкости;
4) развитие координационных способностей;
5) формирование ритмо-темповых характеристик различных движений;
6) формирование музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей;
7) формирование мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, расширение кругозора;
8) формирование у детей артистических навыков - воспитание умения эмоционального выражения, закрепощенности и творчества в движениях.
Занятия хореографией способствуют также решению ряда общеобразовательных задач. Так, применение народной танцевальной лексики приобщает к достижениям культуры раз-
личных народов. Использование музыки в уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность, в конечном итоге развивает интеллектуальные способности [11]. Хореография - важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей.
Именно в процессе занятий хореографией спортсмены ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства.
Структурно программа основывается на интеграции лучших достижений классической, народной, современной хореографии, переработанных с учетом требований специфики акробатической гимнастики и адаптированных для юных акробатов групп начальной подготовки.
Основным принципом составления хореографического комплекса является основной принцип классического танца - от простого к сложному [9; 12]. Все вариации и изменения данного комплекса должны придерживаться данного принципа.
Весь набор лексического материала делится на 4 блока:
1. Упражнения в продвижении.
2. Упражнения у станка (экзерсис).
3. Упражнения на середине зала.
4. Упражнения в партере (на полу).
Каждый из представленных блоков содержит 3 основных направления:
- элементы классической хореографии;
- элементы народной хореографии;
- элементы современной хореографии (ритмика, свободная пластика).
Содержательно каждый из указанных блоков характеризуется следующим образом:
1. Упражнения в продвижении.
Изучение движений данного блока имеет немаловажное значение. Во-первых, множество упражнений носят разминочный характер. Во-вторых, движения в продвижении важны для составления квалификационных упражнений. В-третьих, данный вид движений способствует улучшению ориентирования в пространстве. Каждое упражнение имеет четкую ритмическую структуру, которой следует придерживаться. Музыкальное сопровождение: марш, полька, быстрая ритмичная музыка. Музыкальный размер: 4\4, 2\4.
В данном блоке выделяется 3 вида движений: шаги и проходки, шаги с вариациями (дополнительные движения рук, головы, корпуса), бег.
2. Упражнения у станка (экзерсис).
Акробатов стараются с детства приучить к такому понятию, как высота. В парно-групповых упражнениях (чаще всего в смешанных парах) неотъемлемой частью наряду с «углами», «стойками» и т. п. являются воздушные равновесия и «затяжки». Это своего рода «воздушное adagio». Для выполнения этих элементов приучают жестко держать «квадрат» (плечи и гребни тазовых костей должны лежать в одной плоскости и быть строго параллельны). Достаточно немного «перекосить» квадрат и нарушится баланс, тем самым приумножится работа для нижнего. Этот квадрат и определяет «Aplomb» в спортивной акробатике в воздушных элементах. «Стержень устойчивости - позвоночник», - писала Агриппина Яковлевна Ваганова [4].
«Вырабатывать «Aplomb» начинают у палки: во время экзерсиса корпус должен держаться прямо на ноге так, чтобы в любой момент можно было отпустить руку, которой держишься за палку, не потеряв равновесия. Это послужит задатком правильного исполнения экзерсиса и на середине зала. Ступня ноги, стоящей на полу, не должна опираться на большой палец, а вес тела должен равномерно распределяться по всей ее поверхности. Корпус, который не стоит прямо на ноге, а наклоняется к палке, не вырабатывает aplomb. По мере того как «aplomb» совершенствуется, движения переходят на полупальцы и середину ...» [4].
Занятия у станка в группах НП - это подготовительная работа. Все позы, все упражнения и связки имеют основную функцию: подготовить ребенка для работы на середине зала, без опоры. К основным задачам работы у опоры относятся:
- укрепление мышц (голеностопные, икроножные);
- правильная постановка корпуса;
- совершенствование aplomb (устойчивости, равновесия);
- изучение техники движения (releve, balance);
- развитие гибкости (portdebras, растяжка у станка).
Упражнения у опоры в акробатике согласуются с традиционной программой классического танца, не делая большой акцент на выворотности и не нагружая спортсменок мелкой техникой (например, petitbattements). Большинство спортсменов как раз невыворотны. Стандартным классическим экзерсисом у «станка» акробатам заниматься категорически запрещено, так как балетные упражнения развивают чрезмерную выворотность тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. В то время как все стойки нижних в балансовых и воль-тижных упражнениях делаются по невыворотным позициям. Вся индивидуальная акробатика и многие прыжки на ковре делаются по шестой позиции. Например, при выполнении прыжка шагом «в кольцо» с выворотной задней ногой кольцо «согнется» и превратится в кривую пародию на attitude.
Поэтому хореография спортивной акробатики полувыворотна, то есть все пять позиций классического танца выполняются, насколько позволяет супинация бедра в тазобедренном суставе. Экзерсис должен быть адаптирован для спортивного класса, так как в балетных упражнениях много полезного для баланса, эластичности мышц и сухожилий, их нужно грамотно отбирать и составлять комбинации элементов, не противоречащих требованиям акробатики. Некоторые элементы возможно повторять по невыворотным позициям наряду с выворотными. Например, plie по I и II позициям выполнять комплексом по выворотным и невыворотным позициям, что позволит укреплять ноги в разных проекциях, а также предупредить у спортсмена «заворотное» положение стопы при ходьбе и вытягивании стоп.
Все упражнения отличаются друг от друга, они развивают разные группы мышц, у каждого упражнения свои задачи, однако все они преследуют одну цель - постоянно развивать и поддерживать в тонусе мускулатуру, в особенности ног, подготавливая их к исполнению танцевальных движений. Исполнение движений выполняется в соответствии с четким ритмом; необходимо использовать музыкальное сопровождение, соответствующее характеру движения, его настроению, а также возрастным особенностям спортсменов. Не рекомендуется на первых занятиях по хореографии включать в урок упражнения у станка, т. к. концентрация внимания у детей рассеяна, правильное выполнение движений не представляется возможным.
Экзерсис у станка для групп НП включает в себя несколько видов упражнений:
а) Упражнения для разогрева стоп.
Отдельные движения и связки, направленные на разогрев стопы. Это могут быть подъемы на полупальцы, завороты стопы, оттяжения и др.
б) Portdebras (упрощенные).
Portdebras - это группа движений, представляющих собой слитные движения корпуса, рук и головы. «Как только приступают к изучению portdebras, исполнению сразу же придается более артистичный, отделанный характер» [4]. «При выполнении этого упражнения тело становится более гибким, укрепляется поясница, движения корпуса становятся более эластичными и свободными» [12].
Виды portdebras многочисленны и разнообразны. Для первичного изучения рекомендуется разграничивать движения на отдельные части, изучая сначала отдельно наклоны и перегибы корпуса, затем добавляя движения головы, а в заключение оформлять упражнения правильно поставленными руками, добиваясь слитного и непрерывного движения.
На основе этих движений составляется самостоятельная комбинация. Как правило, в комбинацию включаются разнообразные наклоны и перегибы корпуса назад, вперед, в сто-
рону, повороты корпуса в талии. Ноги могут стоять по любой выворотной или невыворотной позиции, на всей стопе или на полупальцах, колени могут быть вытянутыми или согнутыми. За палку можно держаться одной рукой или двумя, допускаются различные оттягивания от палки (боком или спиной). Кроме того, в комбинацию добавляются разнообразные позировки, рНе, растяжки, rond, переходы на колени, повороты. Эти движения развивают гибкость, пластичность корпуса и рук, танцевальность, музыкальность, выразительность.
в) Движения классического экзерсиса, доступные для изучения в данном возрасте.
В группах начальной подготовки вполне допустимо изучение plie, battements tendu, battements tendujete, rond de jambe par terre, battements tendu en l'air.
Все движения необходимо проучивать в медленном темпе лицом к опоре с остановками и акцентированием внимания на каждой фазе упражнения; затем добавлять слитность и плавность исполнения; в последствие возможно сочетание нескольких видов движения одного характера. Например, battements tendu и battements tendujete.
г) Движения на развитие гибкости.
В этом разделе описываются упражнения, способствующие развитию гибкости: затяжки, шпагаты у опоры, оттяжения в прогибе и др.
д) Изучение у опоры (движения для последующего исполнения на середине).
Многие движения, требующие выработки устойчивости, например, при переводе тяжести
корпуса с одной ноги на другую или при подмене ноги на подскоке и т. п., необходимо вначале разучить у опоры. Так возможно проверить каждую фазу, исправить ошибки или, если движения на равновесия, правильно «поставить корпус», найти центр тяжести и правильно принять позу. К таким движениям можно отнести присядки для мальчиков, прыжки и равновесия.
3. Движения на середине
На основе отдельных элементов, движений постепенно выстраиваются отдельные танцевальные комбинации, которые в дальнейшем усложняются движением рук, наклонами и поворотами корпуса, головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.
В стадии начального изучения все движения выполняются без музыки, а после добавляется музыкальное сопровождение. Это может быть аккомпаниатор-концертмейстер или хорошо подобранные фонограммы, отвечающие темпоритму и характеру движений, а также возрастным особенностям спортсменов. Музыкальный размер: 2\4, 4\4, 3\4.
а) Позиции рук и положение кисти.
Переходя к изучению движений на середине, первоочередным является изучение позиций и положений для рук. За основу берутся позиции классического танца (подготовительное положение I, II, III), народного танца (руки на пояс, к плечам, за спину и др.), а также добавляются позиции по заданию педагога или исходя из характера движений. Сначала проучиваются статические позы, затем добиваемся слитного перехода от одной позы к другой. Примером для изучения в группах НП могут служить классический и народный Ргерагаtion для рук, portdebras (1, 2, 3).
б) Упражнения для головы и мышц шеи.
в) Упражнения для плечевого пояса
г) Упражнения для работы стоп.
Движения носят характер разминки и разогрева. Также движения головой могут использоваться в комбинациях. Обязательно ритмичное и соответствующее музыкальному настроению выполнение движений.
д) Движения в характере народного танца.
Многие движения, изученные ранее у станка, переносятся на середину зала, где они усложняются и где к ним добавляются новые движения. На этой основе строятся небольшие танцевальные комбинации. Исполняются эти комбинации в характерах различных народностей. Основной задачей этюда является стремление передать в танце характер народа, его темперамент, особенности пластики. Большое внимание следует уделять правильной работе рук, так как именно руки придают многим движениям национальную окраску. Все движения
исполняются под национальную музыку различных народов с использованием соответствующих характеру движений и положений рук, ног, корпуса, головы.
К таким движениям могут относиться всевозможные присядки и ритмические хлопушки (для мальчиков), ковырялочка, моталочка, гармошка и др.
е) Движения современной хореографии (свободной пластики). Это могут быть различные волны, взмахи, скручивания, наклоны. В качестве примера: bodyroll, flat-back,twist, spiral и др.
ё) Повороты (tour).
Вращения можно выполнять на месте и с продвижением: на подскоках, в беге, на plié и с вариациями. При вращении должно сохраняться поступательное движение, необходимое для выполнения каждого последующего поворота. Освоение вращений начинается с выполнения поворотов при выполнении упражнений у станка. На середине повороты исполняются более динамично, слитно, по несколько раз влево и вправо. Важен при этом активный поворот головы, а также высокие полупальцы.
ж) Прыжки.
Каждый вид прыжков в классическом танце разработан до геометрически отчетливой схемы. Это схематизирование достигается, во-первых, тем, что прыжок вводится не беспорядочным разбегом или не возникает внезапно и случайно; прыжок подготавливается стройной последовательностью вводящих движений, для разбега, и всегда сопровождается plie в начале и конце. Прямой корпус продолжает прямую линию ноги или двух ног в зависимости от прыжка. Требование классики - чтобы мы увидели ногу (ноги), на которую предстоит опуститься, выпрямленной, с опущенным носком, в воздухе, до момента падения. Это дает нам отчетливую прямую, ту ординату, по которой наше восприятие измеряет и классифицирует движение.
Прыжки делятся на простейшие (подскоки), для которых характерна малая высота вылета и небольшая амплитуда движений, и собственно прыжки. Собственно прыжки содержат в себе общие структурно-технические элементы, позволяющие выделять несколько характерных стадий:
I. Подготовительная стадия, которая состоит из трёх фаз:
1) первая фаза - разбег;
2) вторая фаза - наскок с замахом или в прыжках с места замах;
3) третья фаза - амортизация, в прыжках с места - подседание, в которой частично гасится ранее полученное движение за счет напряженного опускания с носка на всю стопу и сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах.
II. Основная стадия:
4) четвертая фаза - отталкивание;
5) пятая фаза - отрыв от опоры.
III. Стадия реализации:
6) шестая фаза - формообразующие действия;
7) седьмая фаза - фиксация позы.
IV. Завершающая стадия:
8) восьмая фаза - подготовка к приземлению;
9) девятая фаза - амортизация;
10) десятая фаза - связующие и корректирующие действия.
При освоении собственно прыжков основное внимание уделяется правильной подготовительной фазе (Ргерагайоп) и толчку, он должен быть рациональным, легким, изящным, грациозным. Значительные признаки различия в технике разбега и толчка возникают при выполнении высоких (вертикальных) прыжков, как, например, перекидные с поворотами, прыжки махом одной с поворотом кругом, со сменой ног в шпагат и др., и высоко-далеких (шагом, сгибая - разгибая, шагом кольцом и др.). В первом случае на последнем шаге разбега
плечи сильно наклоняются назад, толчковая нога выносится вперед для ярко выраженного «стопорящего» движения, руки поднимаются вверх. Во всех прыжках сохраняется правило «короткого» отрыва, что обеспечивается небольшим сгибанием ног в фазе подседания, быстрым разгибанием в фазе отталкивания, активной работой голеностопных суставов.
Изучение прыжков начинается у опоры, затем переходят на середину зала. Разучив прыжки с остановкой после каждого, переходят к прыжкам в темпе без пауз между ними. На этапе начальной подготовки необходимо воспитать у спортсмена правильное владение техникой отталкивания и приземления после прыжка перекатом пальцев на всю ступню («мягкое приземление»). Вначале выполняют прыжки, не меняя позиции ног (например, soute), затем разучивают прыжки с переменой положения ног в полете один раз и с приземлением в ту же позицию (например, Changementdepied), так же со сменой позиций при приземлении (например, echappe). Далее добавляются различные вариации прыжков. Прыжки классического танца подразделяются на пять групп:
- прыжки с двух ног на две ноги;
- прыжки в двух ног на одну ногу;
- прыжки одной ноги на другую;
- прыжки с одной ноги на другую ногу;
- прыжки с одной на ту же ногу;
- прыжки с вариациями;
- с продвижением.
з) Равновесия.
Равновесия наиболее просты в исполнении на двух ногах. Весьма сложны, но необходимы равновесия на одной ноге, требующие специальной подготовки, а именно:
- овладение достаточной гибкостью в суставах, силой мышц ног и туловища;
- умение точно выполнять равновесия на двух ногах: на всей стопе с различными положениями рук, с наклоном корпуса, на полупальцах.
Изучение равновесий также проходит у палки, сначала за две руки, затем за одну. Позже изучение равновесий переносится на середину. Последовательно изучаются движения на двух ногах и на одной, на полной стопе и на полупальцах, с ногой, поднятой на 10 и выше, с высоким подниманием ноги с помощью рук («Затяжка»), с различными вариациями рук и положением рабочей и опорной ноги (прямая, согнутая и др.).
4. Упражнения в партере (на полу).
Одним из обязательных требований для составления соревновательной композиции является осуществление движений на нижнем уровне (на полу). Необходимо заранее подготовить ребенка к выполнению подобного рода движений. В игровой форме, с музыкальным сопровождением изучаются как танцевальные движения свободного характера, так и движения на развитие гибкости. Также движения в парах дают возможность детям почувствовать взаимодействие с партнером, воспитать синхронность в малой группе, а также способствуют развитию пассивной гибкости.
а) Упражнения для стоп.
б) Складки.
в) Упражнения для осанки и гибкости в спине.
г) Упражнения на растяжку.
д) Движение свободного характера.
е) Упражнения в парах.
Подводя итог вышесказанному, в качестве модели хореографической подготовки для акробатов начального этапа подготовки можно рекомендовать планирование двигательных заданий по следующим структурным блокам (рисунок).
Рисунок - Модель программы хореографической подготовки для учащихся групп начальной
подготовки ДЮСШ
Данные средства хореографической подготовки должны распределяется по этапам годичного цикла в концентрированном и распределенном виде при планировании учебно-тренировочного материала.
Литература
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70379634/#ixzz4ZOg218ZX.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 131018 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»: ПриказМинобрнауки РФ от 17.03.2010г. № 182 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.rU/198085/#ixzz4ZOmV0hvF.
3. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/098/93175.php.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 722-р «О плане мероприятий («дорожнуюкарту») «Изменения в отрасляхсоциальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70550418/#ixzz4ZOp5h7gt.
5. Никитина, Н. И. Профессионально-личностное развитие специалистов социометрического профиля в системе «колледж-вуз-постдипломное образование» [Электронный ресурс] / Н. И. Никитина, Л. Н. Захарчук, В. М. Гребенникова//Непрерывное профессиональное образование : электрон. журн. - 2016. - № 4. - Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/ content_list.php?id=48468.
6. Теория и практика квалитативного управления непрерывным многоуровневым профобразованием специалистов социономического профиля [Текст] / Н. И. Никитина, Е. Ю. Романова, Т. Э. Галкина [и др.] ; под науч. ред. Н. И. Никитиной. - Москва, 2014.