_Деятельность преподавателя_
Результат обучения
Высокая быстрота и устойчивость, прочное запоминание, автоматизация, вариативное выполнение (вариативные условия выполнения, интервалов отдыха). Уровень двигательного динамического стереотипа_
ВЫВОДЫ
В ходе педагогического эксперимента уровень развития общих физических качеств во всех группах остался без изменения высоким, а показатели специальных физических качеств свидетельствуют о достоверном повышении. При выполнении техники бросков в стойке с оценкой «отлично» стало больше студентов от 25 до 100 %. Наблюдалась положительная динамика техники приемов в партере студентов с оценкой «отлично» стало больше от 30 до 60 %, в ходе выполнения студентами техники комбинаций - от 25 до 100% соответственно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Котова, Т.Г. Обучение студентов института физической культуры технике спортивных единоборств / Т.Г. Котова, Т.Г. Манжелей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 10 (128). - С. 104-109.
2. Манжелей, И.В. Средовый подход в формировании спортивного стиля жизни студенческой молодежи / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 12. - С. 9-13.
3. Симонова, Е.А. Совершенствование техники бросков в левую сторону у самбистов 1214 лет / Е.А. Симонова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 1. - С. 213-219.
REFERENCES
1. Kotova, T.G. and Manzheley, I.V. (2015), "Training of students of the institute of physical culture to the martial arts technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10, Vol. 128, pp. 104-109.
2. Manzheley, I.V. (2013), "Environmental approach in formation of sports lifestyle of young students", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 9-13.
3. Simonova, E.A. (2016), "Perfection of technique of throws in the left side for Sambo fighters 12-14 years", News of the Tula State University. Physical culture. Sports, No. 1, pp. 213-219.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.11.2017
УДК 796.034
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОМБИНАЦИИ МОДУЛЯ
«ГИМНАСТИКА» УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Виктория Валерьевна Кравец,
МОУ Информационно-технологический лицей № 24 (МОУ ИТЛ№ 24), г. Нерюнгри, Людмила Дмитриевна Хода, доктор педагогических наук, профессор, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (ТИ (ф) СВФУ)
Аннотация
Всероссийская олимпиада школьников на заключительном этапе включает испытание «Гимнастика». Специальная подготовка начинается с изучения известных элементов различной трудности, рекомендованных Программой олимпиады. Для обучения вольным упражнениям первым этапом является формирование навыков выполнения движений, элементов и простых соединений чисто, безупречно, строго в гимнастическом стиле. Участники составляют комбинацию, обосновывают
личный выбор элементов и выполняют. В композицию отбираются более сложные элементы. Сложные элементы отрабатываются в коротких связках, затем вводятся в комбинацию. Составляются несколько комбинаций, которые выполняются как элемент разминки. Используется видео сопровождение тренировочного процесса.
Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников, блочно-модульная система подготовка, гимнастика с элементами акробатики, специальная подготовка.
METHOD OF PREPARATION FOR IMPLEMENTATION OF GYMNASTICS MODULE COMBINATION FOR THE ALL-RUSSIAN COMPETITION PARTICIPANTS IN THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION"
Victoria Valeryevna Kravets,
Information Technology Lyceum No 24, Neryungri, Lyudmila Dmitrievna Khoda, the doctor of pedagogical sciences, professor, Technical Institute (branch) North-Eastern Federal in Neryungri
Annotation
The All-Russian Competition final stage includes the test of Gymnastics. Special preparation begins with studying the known elements of various level of difficulty, recommended under the Program of the Competitions. For teaching to free exercises, the first step includes formation of the skills for execution of the movements, elements and simple compounds clearly, perfectly, strictly in a gymnastic style. The participants make up combinations, justifying the personal choice of items and perform them. The most complicated elements are selected for the composition. Difficult elements are prepared at short links, then they are entered into the combination. Several combinations are composed that are performed as part of the warming-up. Video is used for supporting a training process.
Keywords: All-Russian School Competition, block and module system of training, gymnastics with elements of acrobatics, special training.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников (далее ВОШ) показал эффективность планирования различных видов деятельности к заключительному этапу соревнований в рамках двух блоков: теоретического и практического (различных видов спорта) [1, 2]. На спортивно-техническую подготовку модуля «гимнастика с элементами акробатики» отводится 6 месяцев (48 занятий, 10-14 дней в месяц, 2 занятия неделю).
Карточка элементов трудности в Программе проведения заключительного этапа ВОШ раздела «Гимнастика» включает следующие обязательные группы элементов: равновесия, стойки, кувырки вперед и назад, повороты на одной ноге, прыжки с изменением положения ног и поворотами, перевороты, сальто. Стоимость элементов каждого упражнения в группе повышается в зависимости от сложности. Максимальное количество баллов за выполнение комбинации всегда варьируется в зависимости от выбранных участником испытания элементов. Ежегодно Центральной предметно-методической комиссией в группы элементов включаются новые упражнения повышенной сложности. Общая оценка результата испытания складывается из элементов трудности и чистоты выполнения комбинации [3]. Участники испытания должны самостоятельно из представленных в Программе гимнастических и акробатических элементов составить себе комбинацию, причем обязательно использовать в ней упражнения из каждой группы. Если элемент из одной группы используется в комбинации повторно, то он не оценивается.
МЕТОДИКА
Отбор учащихся 7-11 класса в группу подготовки к Олимпиаде по предмету «Физическая культура» начинается на школьном этапе ВОШ. Успешно прошедшие испытания победители и призеры допускаются к участию в олимпиаде муниципального этапа. Данный этап предполагает наличие хорошей общефизической подготовки. Для подготовки
призеров и победителей к следующему - региональному этапу необходима специальная подготовка, которая состоит из развития гибкости, координации движений, прыгучести, силы для выполнения элементов акробатики различной трудности. На общефизическую подготовку отводится 20-25% общей нагрузки в рамках модуля «Гимнастика». В содержание тренировок включаются: элементы акробатики, круговая тренировка, упражнения для развития скоростно-силовых качеств, в том числе и прыжковые комплексы, беговые упражнения на развитие скоростных качеств и реакцию [4]. Общефизическая подготовка идет одновременно в рамках других модулей: легкой атлетики, спортивных игр, плавания [2].
Специальная подготовка начинается с изучения известных элементов различной трудности Программы ВОШ. Это, в частности - прыжковая (толчковая), вращательная (в том числе пируэтная), доскоковая, стоечная подготовка и другие. Для обучения вольным упражнениям первым этапом является формирование навыков выполнения движений, элементов и простых соединений чисто, безупречно, строго в гимнастическом стиле.
Поэтому при подготовке, учащимся предлагается набор элементов, который состоит из элементов различной трудности. По заданным критериям (например, выполнить максимальное количество динамических повторяющихся элементов, затем с чередованием динамические и статические элементы). Они составляют комбинацию, обосновывают личный выбор элементов и выполняют. В пробных вариантах не учитывается время выполнения, так как идет работа над техникой и чистотой исполнения. Затем детально обсуждается составленная комбинация. В композицию вносятся изменения с учетом способностей и возможностей участника. Количество повторений комбинации не ограниченно. Затем составленная композиция выполняется с учетом заданного времени. Только после чистого выполнения комбинации с учетом заданного времени, идет доработка комбинации. Отбираются сложные элементы, выполнение которых отрабатывается в коротких связках. Если сложные элементы выполняются чисто, они вводятся в комбинацию.
Базовые знания по гимнастике участники получают в процессе тренировочных занятий и в процессе теоретического разбора биомеханических характеристик упражнения. Полученные знания позволяют им самостоятельно составлять комплексы упражнений, рассматривать технические аспекты упражнений, понимать за какие ошибки делаются сбавки баллов, правильно оценить свое выступление. Каждый участник имеет свой темп отработки техники и запоминание элементов. Поэтому для всех предусмотрен дифференцированный подход. Для более конкретного понимания ошибок выполнения упражнений все участники выполняют комбинации под видеонаблюдением, что позволяет им понять над каким элементом следует работать более интенсивно. Когда комбинация окончательно составлена, идет период закрепления. Однако даже в этот период комбинация претерпевает изменения. В качестве примера представлена комбинация участников для подготовки к региональному этапу ВОШ. Стоимость элементов и комбинации основана на показателях Программы ВОШ [3].
Карточка элементов трудности в комбинации девочки (8 класс)
^Элементы Группы^\ Элементы Стоимость элементов Выполнение
А.2. Равновесие на одной ноге («Ласточка») 0,2
С.5. Из стойки на руках, обозначить, кувырок вперед в упор присев 0,5
С.2. Кувырок вперед прыжком 0,2
С.3. Кувырок вперед согнувшись в стойку ноги врозь 0,3
В.3. Силой, сгибая ноги стойка на голове и руках 0,3
Б.1. Кувырок назад 0,1
В.4. Силой согнувшись стойка на голове и руках 0,4
С.1. Кувырок вперед 0,1
А.4. Сед углом, руки в стороны 0,4
Б.2. Кувырок назад согнувшись в стойку ноги врозь 0,2
Б.3. Кувырок назад согнувшись в стойку ноги вместе 0,3
^Элементы Группы^\ Элементы Стоимость элементов Выполнение
Б.4. Кувырок назад в стойку на руках, обозначить 0,4
Е.1. Поворот на 180° 0,1
Е.2. Поворот на 360°, сгибая свободную ногу вперед 0,2
Е.3. Поворот на 360°, отводя свободную ногу назад 0,3
Е.4. Поворот на 540° 0,4
Б.1. Прыжок со сменой согнутых ног вперед («козлик») 0,1
Б.2. Прыжок со сменой ног («ножницы») 0,2
Б.3. Прыжок с поворотом на360° 0,3
О.2. Переворот в сторону («колесо») с опорой на одну руку 0,2
О.1. Переворот в сторону («колесо») 0,1
О.З. Переворот в сторону с поворотом на 90°(«рондат») 0,3
О.4. Медленный переворот вперед или назад («перекидка») 0,4
О.5. Темповой переворот вперед или назад («фляк») 0,5
Итого: 6,5
Карточка элементов трудности в комбинации мальчика
№ Структурные группы Стоимость элементов Выполнение
В.7. Боковое равновесие 0.7
А.1. Кувырок вперед 0.1
А.3. Кувырок вперед согнувшись в стойку ноги врозь 0.3
Н.7. Темповой переворот вперед 0.7
15. Прыжок с поворотом на 540° 0.5
19. Прыжок сгибаясь вперед ноги врозь в упор лежа («Шушунова») 0.9
В.5. В приседе на носке одной ноги, другую вперед, руки в стороны («пистолет») 0.5
Б.5. Кувырок назад в стойку на руках, обозначить 0.5
15. Прыжок сгибаясь вперед ноги вместе 0.5
Б.7. Кувырок назад согнувшись в стойку на руках, обозначить 0.7
А.7. Из стойки на руках, обозначить, кувырок вперед в упор присев 0.7
Н.3. Переворот в сторону («колесо») с опорой на одну руку 0.3
Н.5. Переворот в сторону с поворотом на 90° («рондат») 0.5
Б 2. Прыжок с поворотом на 360° 0.2
13. Прыжок сгибаясь вперед ноги врозь 0.3
17. Прыжок согнув ноги в упор лежа 0.7
11. Прыжок со сменой ног («ножницы») 0.1
В.1. Сед углом, руки в стороны 0.1
Б.3. Кувырок назад согнувшись 0.3
А.9. Из стойки на руках, обозначить, кувырок вперед согнувшись в стойку ноги вместе 0.9
8.3. Сальто вперед в группировке 0.3
Итого: 9.8
Ученикам важно понимать, что в соревновательных условиях на составление и разучивание связок в условиях соревнований заключительного этапа ВОШ дается очень мало времени (не более 5-6 часов), поэтому отрабатывается модель быстрого запоминания комбинации. Для уверенности в выполнении и развития памяти участники на тренировках выполняют комбинации, предложенные педагогом. Это дает им возможность без труда переключаться с отработанной комбинации на новую и чувствовать себя уверенно. Составляются несколько комбинаций, которые участники могут выполнять как элемент разминки.
В соответствии с требованиями испытания ВОШ, упражнения в комбинации должны иметь четко выраженное начало и окончание, выполняться со сменой направления, динамично, слитно, без неоправданных пауз. Фиксация статических элементов не менее 2 секунд. В этой связи уделяется много тренировочного времени для отработки техники исполнения акробатических элементов.
ВЫВОДЫ
Представленная методика подготовки участников к выполнению комбинации на Всероссийской олимпиаде школьников апробируется в течение последних пяти лет. Результаты выступления участников на заключительном этапе Всероссийской соревнованиях подтверждают ее высокую практическую значимость. В 2017 году в г. Ульяновске участники заняли следующие места: девочки - 20 и 29 место из 115 участниц; мальчики -18 и 49 место из 100 участников.
В тоже время, в ходе тренировочного процесса идет отбор наиболее эффективных средств подготовки и корректировка методических подходов.
Организации учебно-тренировочных занятий на основе блочно-модульного планирования учебного материала позволяет прогнозировать результат выступления участников во всех испытания на любом этапе Всероссийской олимпиады.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кравец, В.В. Подготовка учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / В.В. Кравец, Л. Д. Хода // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 54.
2. Кравец, В.В. Модуль «Легкая атлетика» в подготовке участников Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» / В.В. Кравец, Л.Д. Хода // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7, ч. 3. - С. 484-487.
3. Чесноков, Н.Н. Практические испытания на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин. - М. : Физическая культура, 2017. - 32 с.
4. Шатохина, Т.Е. Подготовка детей к олимпиаде по физической культуре / Т.Е. Шатохина // Тенденции сохранения уровня здоровья и двигательной активности юношей и девушек, проживающих в условиях Дальневосточного региона : материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Комсомольск-на-Амуре, 19 декабря 2013 года). - Комсомольск-на-Амуре : Изд-во Амурского гос. пед.-гуманитар. ун-та, 2014. - С. 212-219.
REFERENCES
1. Kravets V. V. and Khoda L. D. (2015), "Preparing Students for the All-Russian Competition for the Subject of Physical Education", Theory and practice ofphysical culture, No. pp. 54.
2. Kravets V. V. and Khoda L. D. (2016), "Module of Athletics in Training Participants of All-Russian Competition for the Subject of Physical Education", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 7, Part. 3, pp. 484-487.
3. Chesnokov, N.N. and Volodkin, D.A. (2017), Practical Test at the all-Russian Competition for the Subject of Physical Education, Physical culture, Moscow.
4. Shatokhina T.E. (2014), "Training Children for the Competitions of Physical Education. Trends in Protecting Health and Physical Activity of Boys and Girls Living in Conditions of the Far East Region", Paper presented at the All-Russian Scientific and Practical Conference, Komsomolsk-on-Amur, Publishing House AmSTSU, Komsomolsk-on-Amur.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.11.2017