Научная статья на тему 'Тестовые задания по специально-двигательной и физической подготовленности спортсменов в черлиденге на этапе специализированной базовой подготовки'

Тестовые задания по специально-двигательной и физической подготовленности спортсменов в черлиденге на этапе специализированной базовой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2403
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭТАП СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ / СПОРТСМЕНЫ ЧЕРЛИДЕНГА / ТЕСТОВі ЗАВДАННЯ / СПЕЦіАЛЬНО-РУХОВА ТА ФіЗИЧНА ПіДГОТОВКА / ЕТАП СПЕЦіАЛіЗОВАНОї БАЗОВОї ПіДГОТОВКИ / СПОРТСМЕНИ ЧЕРЛіДЕНГА / TESTS / SPECIAL MOTIONAL AND PHYSICAL TRAINING / GRADE OF SPECIALIZED BASIC TRAINING / CHEERLEADING SPORTSMEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луценко Л. С., Зинченко И. А.

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности тренировочного процесса. Теоретически разрабатывается и экспериментально обосновывается способ оценки физического и технического мастерства спортсменов с учетом соревновательной деятельности и этапа подготовки в черлиденге. Предложены тестовые задания по специально-двигательной и физической подготовке спортсменов в черлиденге на этапе специализированной базовой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Test tasks on specially motorial and physical readiness of sportsmen in cheerleading at the stage of specialized base preparation

In the article the problems of increasing of the training process efficiency are examined. Estimation method of sportsmens physical and technical skills subject to their emulative activity and training grade in cheerleading is worked out theoretically and tested experimentally. The tests of the sportsmens special motional and physical training in cheerleading at the grade of the specialized basic training are brought forward.

Текст научной работы на тему «Тестовые задания по специально-двигательной и физической подготовленности спортсменов в черлиденге на этапе специализированной базовой подготовки»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ЧЕРЛИДЕНГЕ НА ЭТАПЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ

БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Луценко Л.С., Зинченко И.А.

Национальная юридическая академия У краины им. Ярослава Мудрого

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности тренировочного процесса. Теоретически разрабатывается и экспериментально обосновывается способ оценки физического и технического мастерства спортсменов с учетом соревновательной деятельности и этапа подготовки в черлиденге Предложены тестовые задания по специально-двигательной и физической подготовке спортсменов в черлиденге на этапе специализированной базовой подготовки.

Ключевые слова: тестовые задания, специально-двигательная и физическая подготовка этап специализированной базовой подготовки спортсмены черлиденга

Анотація. Луценко Л.С., Зінченко І.О. Тестові завдання зі спеціально-рухової і фізичної підготовленості спортсменів у черліденгу на етапі спеціалізованої базової підготовки У статті розглядаються питання підвищення ефективності тренувального процесу. Теоретично розробляється та експериментально обґрунтовується спосіб оцінки фізичної і технічної майстерності спортсменів з урахуванням змагальної діяльності та етапу підготовки в черліденгу. Запропоновані тестові завдання по спеціально-руховій та фізичній підготовці спортсменів у черліденгу на етапі спеціалізованої базової підготовки.

Ключові слова: тестові завдання, спеціально-рухова та фізична підготовка етап спеціалізованої базової підготовки, спортсмени черліденга.

Annotation. Loutsenco L.S., Zinchenko I.A T est tasks on specially - motorial and physical readiness of sportsmen in cheerleading at the stage of specialized base preparation. In the article the problems of increasing of the training process efficiency are examined. Estimation method of sportsmen’s physical and technical skills subject to their emulative activity and training grade in cheerleading is worked out theoretically and tested experimentally. The tests of the sportsmen’s special motional and physical training in cheerleading at the grade of the specialized basic training are brought forward.

Key words: tests; special motional and physical training; grade of specialized basic training; cheerleading sportsmen.

Введение.

Свое начало черлиденг берет с традиционной гимнастики, хореографии, акробатики, балета, спортивных танцев. Уже хорошо известны положительные результаты занятий черлиденгощ развивающегося и до настоящего времени. Однако на сегодняшний день на фоне огромного разнообразия смежных видов спорта особое внимание, с точки зрения адаптационных возможностей организма, привлекает к себе черлиденг. И не случайно, так как тренировочные и соревновательные программы черлиденга существенно отличаются по своим физиологическим и динамическим параметрам от других видов спорта.

Высокая динамичность, атлетизм в сочетании с пластикой и изяществом движений, искусное владение телом во всех плоскостях пространства - вот портрет современного черлиденга

Это сложный и эмоциональный вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений с высокой интенсивностью и сложнокоординированнымиэлементами [4].

При оценке программы судьями учитывается искусство движений, в которых проявляется не только сила, выносливость, гибкость, но и артистичность исполнения, и сложность программы.

Динамизм соревновательных программ, скоростно-силовые характеристики черлиденга требуют от спортсменов хорошей функциональной подготовки, всесторонней физической и технической подготовки.

При организации тренировочного процесса в этом виде спорта тренерам приходится руководствоваться личным опытом и интуицией. Для осуществления оценки выбранной методики тренировки не только по результатам соревновательной деятельности, которые не всегда являются ведущими показателями, тренеру необходимы контрольные нормативы двигательной подготовленностиспортсменок. До настоящего времени в чер-лиденге отсутствуетэта система контроля, что дает обосновать цель данного исследования

Работа выполняется по плану НИР ХГ АФКв сфере физической культурыи спорта на 2006-2010 гг. в рамках темы 2.2.4 «У совершенствованиемеханизмов управления двигательной деятельностью спортсменов».

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель данного исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать способ оценки физического и технического мастерства спортсменов с учетом соревновательной деятельности и этапа подготовки в черлиденге. Предложить тестовые задания по специально-двигательной и физической подготовке спортсменов в черлиденге на этапе специализированной базовой подготовки

Результаты исследо вания.

Для исследования были использованы педагогические наблюдения, опрос и анкетирование тренеров и спортсменов Всего в эксперименте приняло участие 36 человек. Поиск упражнений для составления комплексов по видам подготовки проводился на основе изучения литературных источников касающихся тренировочного процесса на этапе специализированной базовой подготовки в сложно-координационных видах спорта, анализа передовой спортивной практики и особенностей черлиденга как вида спорта.

© Луценко Л.С., Зинченко И. А., 2009

Нас интересовали следующие вопросы: координационная сложность, основные ошибки, физическая нагрузка, число необходимыхповторений упражнений, количество затраченного времени на выполнение упражнений, отношение спортсменов к выполнению упражнений

Наиболее эффективной методикой спортивной подготовки спортсменов в черлиденге оказались занятия с применением комплексов упражнений для укрепления мышц стопы, силы ног, рук, брюшного пресса, развитие гибкости и скоростно-силовых возможностей

Из предложенных комплексов упражнений по общефизической подготовке выделены 20 тестовых заданий.

Таблица 1

Общая физическая подготовка

1 Бег 20м с

2 Челночный бег 4х10м с

3 Бег 5 с на месте кол раз

4 Приседание за 20с кол раз

5 Выпрыгивание, вверх прогнувшись, из глубокогоприседа 20с кол раз

6 Присед на одной ноге за 20с кол раз

7 Прыжки, согнув ноги за 20с кол раз

8 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу за 20с кол раз

9 Из положения лежа на спине, сед углом ноги врозь руки вверх за 20с кол раз

10 Поднимание туловища из положения лежа лицом вниз на гимнастической скамейке за 20с кол раз

11 Удержание положения упор, лежа на согнутых руках с

12 У держание туловища из положения лежа лицом вниз на гимнастической скамейке с

13 Поднимание прямых ног в вис, согнувшись, ноги врозь за головой за 20с кол раз

14 Наклон туловища вперед из положения стоя баллы

15 Из положения лежа на спине поднять прямую ногу, как можно дальше вверх вперед баллы

16 Мост баллы

17 Шпагат правый, левый, поперечный баллы

18 Статическое равновесие по методике Бондаревского с

19 Статическая силовая выносливость (держание прямой ноги вперед) с

20 Г арвардский степ-тест %

Оценка общей физической подготовленностискладывается из отдельных оценок уровня развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и двигательной координации При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам или отдельным способностям [3, 6, 8, 10].

Контроль за техническойподготовленностьюпроводится при выполнении соревновательных и тренировочных упражнениях Контроль техники осуществляется визуально и инструментально. Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательнойдеятельности [3, 7, 8, 10].

Апробация отобранных нами упражнений специальной физической подготовки позволила сформировать наиболее значимые комплексы упражнений

Таблица 2

Специальная физическая подготовка

1 Поочередные махи ногами в разных плоскостях баллы

2 Равновесие шпагатом с наклоном вперед баллы

3 Блок „чер-прыжков” (прыжок согнув ноги, прыжок «стредл», прыжок «абстракт», прыжок «той-тач») баллы

4 Скоростная частота движений рук за 5 с (базовые движения чер-лиденга) баллы

5 Связка пируэтов (джаз пируэт, аттитюд простой пируэт) баллы

6 4 „тур-пике” (серия пируэтов с передвижением шагом на опорную ногу) за 20с баллы

7 Связка „лип-прыжков”(2 высоких липа, высокий лип в сторону) баллы

8 Контроль координации движений (связка из базовых движений и обязательных элементов черлиденга) баллы

9 Контроль чувства ритма (музыкально отобразить движения рук баллы

и ног стилизованной танцевальной связки)

10 Тест для определения двигательной памяти (отобразить стилизованную танцевальную связку с обязательными элементами черлиденга) баллы

Наиболее эффективными являются занятия целенаправленного воздействия на мышечные группы, работа которых активизируется в основных соревновательных упражнениях черлиденга

Специальная подготовка в черлиденге включает техническую подготовленностьи развитие специальных физических качеств, необходимыхдля достижения высокого спортивного мастерства.

Т ехническая подготовленность- степень освоения спортсменом системы движений, техники черлиденга Средствами практического решения задач приобретения технического мастерства являются соревновательные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений, специально-двигательные и вспомогательные упражнения [2, 3, 8]

В сложнокоординационныхвидах спорта, в частности в художественнойи спортивной гимнастике, спортивной аэробике, акробатике, акробатическом рок-н-ролле выделены группы тестов хореографической подготовки.

В черлиденге большое внимание уделяется хореографии и стилю движений, а также взаимодействию между партнерами в команде и работе с помпонами.

Все элементы экзерсиса, усвоенные у опоры, совершенствуются на середине, как в отдельности, так и в сочетании с другими элементами дали возможность составить комплексы упражнений по хореографической подготовке.

Таблица3

Хореография__________________________________________

1 Крестом по 4, и 2 с releve, battement tendu, battement jete, grand battement баллы

2 Grand plie, por de bras, rond de jamb en lair, позы: attitude,terboushon баллы

3 Grand plie, degaje, por de bras с растяжкой, relevelent, rond, tombee равновесия с захватом и без захватa, аttitude, terboushon баллы

4 Battement tendu, passe par terre, demi rond, por de bras, pirouettes на 360, 720 баллы

5 Passe par terre, в demi plie, rond, tombee, battement soutenu, por de bras с растяжкой, rond de jamb en lair, pirouettes на 360, 720 баллы

6 Demi и grand plie, demi rond, degaje, relevelen, позы: аttitude, terboushon, por de bras, равновесия с захватом и без, pirouettes на 360, 720, tour lent баллы

7 Demi plie, battement tendu, battement jete, grand battement, picce, pounte, balance, tombee, grand rond de jamb, равновесия с захватом. С прыжками: saute, assamble, jete saute, entrelese, pirouettes на 360, 720 баллы

8 Grand jete баллы

9 Jete renverce баллы

10 Pa de chat баллы

Средствами хореографии являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения, общеразвивающие упражнения. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистуюи дыхательную системы для последующей работы. Решения поставленных задач достигается применением большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, элементов народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений Данное деление, конечно, является условным, поскольку различные средства хореографической подготовкиобогащаются, взаимно проникая друг в друга [11].

В тренировочном занятии простые упражнения чаще всего выполняются в различных сочетаниях друг с другом а также с элементами избранного вида спорта (равновесиями, поворотами, прыжками, элементами акробатики, движениями свободной пластики).

В хореографии содержатся серии последовательно логически связанных друг с другом упражнений, безошибочное освоение которых даст возможность овладеть высоким уровнем мастерства.

Подбор упражнений для составления комплексов по акробатической подготовке осуществлялся на основе изучения методической и спортивной литературы по спортивной акробатике и гимнастике и изучения передовой спортивной практики по особенностям акробатической подготовкив видах спорта, традиционно применяющих акробатику. Нами были апробированы упражнения акробатической подготовки, и отобраны наиболее значимые тестовые задания.

Таблица4

Акробатика

1 3 кувырка вперед, прыжок с поворотом на 360 баллы

2 2 кувырка назад, прыжок, согнув ноги, прыжок „стредл” баллы

3 Стойка на руках баллы

4 Переворот боком «колесо> баллы

5 Разноименный мост (например, с опорой левой руки и правой ноги) баллы

К основным упражнениям акробатики относятся движения, разучивание которых связано с формированием сложного двигательного навыка.

Отбирались собственно акробатические, полуакробатические простейшие упражнения (кувырки, перекаты, стойки, мост), а также упражнения, подводящие к выполнению сложных акробатических движений и овладению техникой многообразных и сложнокоординационныхакробатических элементов

Развитие физических качеств, рост спортивного мастерства, умение быстро осваивать новые движения зависят от количества и качества подобранных акробатических элементов и несложных соединений с гимнастическими и танцевальными движениями Разнообразные упражнения позволяют поддерживать интерес занимающихся к акробатике и обогащают двигательные умения [2, 5, 6, 9, 10].

Одним из компонентов технической подготовкив черлиденге является «предметная» подготовка(рабо-та с помпонами), которая складывается из освоения разнообразных движений предметом (броски и ловля, отбивы, манипуляции). Относительно простыми по технике исполнения являются махи, вращения и движения предмета в форме восьмерки, которые выполняются в постоянном контакте черлидеров с предметом и зависят от движений самих спортсменов Наиболее технически сложной структурной группой являются броски и ловля помпонов.

Учебно-тренировочный процесс не может проводиться без регулярного контроля технической подготовленности черлидеров, поэтому необходимыобоснованные тестовые контрольные упражнения

Таблица 5

Работа с помпонами

1 Броски помпонов в цель, стоя к ней спиной баллы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Связка из базовых движений черлиденга с броском и ловлей помпонов баллы

3 4 „тур-пике” с броском и ловлей помпонов (серия пируэтов с передвижением шагом на опорную ногу) баллы

4 Кувырок вперед с броском и ловлей помпонов баллы

5 Связка „лип-прыжков” с броском и ловлей помпонов баллы

Движение, лежащее в основе броска может изменяться в зависимости от целей деятельности Эти цели могут иметь отношение к горизонтальному расстоянию, времени нахождения в воздухе, точности или скорости движения.

Начальные параметры вылета помпонов имеют значение, так как в интервале между броском и ловлей черлидеры выполняют различные по структуре и координационнойсложности движения Очевидно, что от момента броска до момента ловли спортсмены должны перемещаться вслед за предметом со средней скоростью, равной горизонтальной составляющей перемещения самого предмета. Только тогда возможна точная ловля предмета, так как спортсмены оказываются в зоне его падения [1].

Выбор черлидерами высоты броска и формы его траектории зависит от состава элементов, выполняемых во время полёта предмета, способа его ловли и композиционногозамысла упражнения

Выводы.

Проведено комплексное исследование, количественного и качественного анализа полученных результатов, разработан способ оценки результатов тестирования специальной двигательной и физической подготовленности спортсменов черлиденга на этапе специализированной базовой подготовки

Разработанные нами тестовые задания могут быть использованы тренерами для эффективности избранных им направлений в тренировочном процессе. Определены наиболее значимые показатели и уровень физической и технической подготовленности спортсменов черлидеров, что важно для анализа основных средств и методов тренировки. Таким образом, результаты исследования позволили научно обосновать методику специально-двигательной и физической подготовленностизанимающихся в черлиденге.

В дальнейшем планируется разработать и экспериментально обосновать модельные характеристики и оценочные шкалы, построить структуру тренировочного процесса в черлиденге на этапе специализированной базовой подготовки.

Список литературы.

1. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Педагогическая технология обучения упражнениям с предметами гимнасток высокой квалификации: Метод реком Тбилиси, 1988. - 19 с.

2. Журавина М.Л., МеньшиковаН.К. Гимнастика М.: Академия, 2002.-448 с.

3. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. - К.: Олимпийская литература, 2003. - Т.2: Методика физического воспитания разных групп населения. - 319с.

4. Крикун Ю.Ю Особенности развития черлиденга с как вида спорта в Украина//Фізичне виховання різних верст населення, 2007, №7 с.39-41.

З. Луценко Л.С. Оптимізація тренувального процесу в акробатичному рок-н-ролі на етапі початкової підготовки: Автореф. дис....канд. наук з фіз. виховання і спорту. - Харків, 200З. - 22 с.

6. Луценко Л.С. Система контроля двигательной подготовленностиюных спортсменов в акробатическом рок-н-ролле//Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб.научтр./Под ред. Ермакова С.С.-Харьков: ХХПИ, 2004.-№б.-с.З9-4З.

7. Назаренко Л.Д., Костюнина Л.И., Красникова Н.В. Тестирования уровня ритмичности на занятиях оздоровительной аэробикой/Теор. и прак. физ.кул 200З, №4, с.З7-б0

5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - S0S с.

9. Спортивная акробатика: Учебник для ин-тов физ. культуры/ Под ред. В.П. Коркина - М.: Физкультураи спорт, 19S1. - 23S с.

10. Сергіенко Л.П. Тестування рухових здібностей школярів. - Миколаів: УДМТУ, 2001. - 440с.

11. Шипилина И.А. Хореография в спорте. / Серия "Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте" - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - 224с.

Поступила в редакцию 10.02.2009г.

sport2005@bk■ru

З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.