Научная статья на тему 'Управление учебно-тренировочным процессом по легкой атлетике в условиях непрофильного высшего образования'

Управление учебно-тренировочным процессом по легкой атлетике в условиях непрофильного высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГОДИЧНЫЙ ЦИКЛ ПОДГОТОВКИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Елена Николаевна, Карасева Елена Николаевна

Целью исследования являлось совершенствование учебно-тренировочного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» (легкая атлетика) в условиях непрофильного высшего образования. В работе, авторами была разработана и обоснована физкультурно-спортивная технология по организации учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике, которая направлена на повышение, сохранение показателей психофизического состояния и двигательной подготовленности обучающихся сельскохозяйственного вуза, а также проанализировано состояние системы педагогического контроля, обеспечивающего повышение показателей физического состояния, подготовленности обучающегося-спортсмена с учетом избранного вида легкой атлетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Елена Николаевна, Карасева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of educational-training process in track and field in conditions of non-profile higher education

The aim of the study was to improve the training process in the discipline "Physical culture and sport" (athletics) in the non-profile higher education. In this work, the authors developed and substantiated the physical culture and sports technology on the organization of the training process in athletics, which is aimed at improving, maintaining the indicators of the psychophysical state and physical preparedness of students of the agricultural university, and it also analyzed the state of the system pedagogical control, providing increase in the physical condition, fitness of the trainee-athlete, taking into account the chosen type of athletics.

Текст научной работы на тему «Управление учебно-тренировочным процессом по легкой атлетике в условиях непрофильного высшего образования»

REFERENCES

1. Andreev, S. N. and Aliyev, E. G. (2006), Mini-football at school, Soviet sports, Moscow.

2. Bobonazarov, O. M. (2015), "Effect of breakout sessions on physical preparedness of children 11 years of age", University sport: health and prosperity of the nation: proceedings of the 5th Intern. scientific and practical. conf., Kazan, pp. 246-248.

3. Bolatov A. N. (2015), "Features of the use of sports and outdoor games to develop speed and endurance in students of 12-13 years on the lessons of physical culture", Young scientist, Vol. 91, No. 11, pp. 580-584.

4. Guba, V.P. (2016), Theory and methodology of mini-football (Futsal), Sport, Moscow, Russian Federation.

5. Kodaneva, L.N. and Belokrinkina, V.A. (2018), "Physical development and health of modern schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 124-127.

6. Polyakov, I.V. and Trusikov, V.Y. (2016), "Theoretical and methodological foundations of health saving of schoolchildren in the process of doing mini-football", Messenger of the Tula state University. Physical culture. Sport, No. 2, pp. 38-43.

7. Petukhov, A. V. (2006), Formation of the foundations of individual technical and tactical skills of young players, Soviet sports, Moscow.

8. Simonenko, S. M. (2009), "Physical education and health of the schoolboy", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 56, No. 10, pp. 86-89.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.03.2019

УДК 796.034.2+796.42

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ В УСЛОВИЯХ НЕПРОФИЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, профессор, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, Елена Николаевна Карасева, кандидат педагогических наук, Елецкий педагогический университет им. И.А. Бунина

Аннотация

Целью исследования являлось совершенствование учебно-тренировочного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» (легкая атлетика) в условиях непрофильного высшего образования. В работе, авторами была разработана и обоснована физкультурно-спортивная технология по организации учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике, которая направлена на повышение, сохранение показателей психофизического состояния и двигательной подготовленности обучающихся сельскохозяйственного вуза, а также проанализировано состояние системы педагогического контроля, обеспечивающего повышение показателей физического состояния, подготовленности обучающегося-спортсмена с учетом избранного вида легкой атлетики.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, легкая атлетика, двигательная подготовленность, педагогический подход, годичный цикл подготовки, моделирование двигательной деятельности.

MANAGEMENT OF EDUCATIONAL-TRAINING PROCESS IN TRACK AND FIELD IN CONDITIONS OF NON-PROFILE HIGHER EDUCATION

Elena Nikolaevna Chernysheva, the candidate of pedagogical sciences, professor, State Agricultural Academy of Velikie Luki, Elena Nikolaevna Karaseva, the candidate of pedagogical sciences The Yelets State University of I.A. Bunin

Annotation

The aim of the study was to improve the training process in the discipline "Physical culture and sport" (athletics) in the non-profile higher education. In this work, the authors developed and substantiated the physical culture and sports technology on the organization of the training process in athletics, which is

aimed at improving, maintaining the indicators of the psychophysical state and physical preparedness of students of the agricultural university, and it also analyzed the state of the system pedagogical control, providing increase in the physical condition, fitness of the trainee-athlete, taking into account the chosen type of athletics.

Keywords: training process, athletics, physical fitness, pedagogical approach, annual training cycle, motor activity modeling.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросу совершенствования методологии управления организации и моделирования процесса спортивного совершенствования в избранных видах легкой атлетики уделяется большое внимание в спортивной практике. Поскольку двигательная подготовка спортсменов должна рассматриваться как управляемая система, то фактически работа тренера-преподавателя направлена на осуществление планового управления двигательной, физической подготовкой занимающегося контингента. Организация учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике в условиях непрофильного вуза периодически нуждается в принципиально новых технологических решениях, основанных на знании механизмов формирования двигательных способностей и условий их реализации, построения тренировочных программ (внесения в них своевременной коррекции), сохранения и повышения показателей физической/двигательной подготовки обучающегося контингента на протяжении всего периода обучения [1, 3, 4, 6].

В условиях обучения в вузе становится очевидным дефицит новых методических подходов к организации учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике и повышению эффективности подготовки обучающегося контингента. Требуется проведение исследований в целях поиска новых подходов к тренировочному процессу, главное, разработка различных эффективных методик, которые позволят повысить в избранных видах легкой атлетики двигательную подготовленность и результативность в соревновательных условиях. В связи с этим проблема поиска новых методик на основе использования тренировочных средств и педагогического инструментария, направленного на повышение физической, двигательной подготовленности обучающегося контингента приобретает особую актуальность, значимость. Сложившаяся ситуация и предопределила объективную необходимость поиска новых путей дополнительных форм занятий физическими упражнениями, которые способствовали бы оптимальному удовлетворению физкультурно-спортивных интересов и потребностей обучающихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - совершенствование учебно-тренировочного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» (легкая атлетика) в условиях непрофильного высшего образования.

В процессе исследования решались следующие задачи: разработать и обосновать физкультурно-спортивную технологию по организации учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике, направленную на повышение, сохранение показателей психофизического состояния и двигательной подготовленности обучающихся сельскохозяйственного вуза; проанализировать состояние системы педагогического контроля, обеспечивающего повышение показателей физического состояния, подготовленности обучающегося-спортс-мена с учетом избранного вида легкой атлетики.

Авторы, в представленной статье, из числа методов исследования доминирующую роль отводят эмпирической составляющей педагогического характера с использованием инструментально-аппаратурных средств и регистрации фактических данных. Акцент сделан на исследовательские подходы, ориентированные на интегративное познание педагогических процессов, нацеленных на синтез, при котором в процессе обобщения результатов исследования объективно отображаются, прежде всего, те свойства и связи изучаемых процессов, которые выражают их целостность в ходе учебно-тренировочного процесса [2, 6, 7].

В работе отображены следующие методы исследования: теоретико-логические (теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и информации, представленной в Интернет-ресурсах, логический анализ, систематизация); эмпирические (параметры физической нагрузки, констатирующий педагогический эксперимент); статистические (обработка результатов педагогического эксперимента).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Поиск наиболее эффективных, оптимальных путей в осуществлении учебно-тренировочного процесса легкоатлетов, обучающихся с целью достижения высокого уровня готовности к соревновательной деятельности определил характер настоящего исследования. Предварительный анализ исследования констатирующего характера предполагает модернизировать на основе использования в тренировочном процессе по легкой атлетике технологического подхода, адаптированного для занятий в условиях непрофильного вуза.

В исследованиях, апробированных Е.Н. Чернышевой и Е.Н. Карасевой [2, 6, 7] указывается, содержание предлагаемой технологии характеризует социокультурную значимость, которая раскрывается в принципах реализации учебно-тренировочной программы, определяющей направленность физкультурно-спортивной деятельности: выбор вида легкой атлетики; организация тренирующих воздействий и оптимальность физических нагрузок; интегративность содержания двигательной деятельности; преемственность регламентированных и самостоятельных форм занятий; диагностика учебно-тренировочного процесса и его коррекция на основе результатов мониторинга; выбор объема и интенсивности двигательной деятельности в качестве нового критерия эффективности учебно-тренировочного процесса.

Е.Н. Чернышева и Е.Н. Карасева [2, 6] предполагают при моделировании методической составляющей учебно-тренировочного процесса следует учитывать:

- ежегодные социологические обследования первокурсников (выявление физкуль-турно-спортивных интересов, индивидуальных особенностей);

- мониторинг показателей индивидуальных норм:

а) общей физической подготовленности (скоростно-силовые, гибкость, сила, быстрота и выносливость);

б) специальной физической подготовленности (отражающих динамику подготовленности легкоатлетов в избранном виде легкой атлетики);

в) психофизического/функционального состояния для определения влияния предлагаемой физической нагрузки на состояние вегетативной, двигательно-мышечной и сен-сомоторной функций занимающихся;

- возможности материально-технической базы вуза.

Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач двигательной подготовки [2].

В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), недельная учебно-тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах общегодового плана (с учетом специфики избранного вида легкой атлетики, индивидуальных особенностей) (рисунок 1).

Главным технологическим компонентом организации тренировочного процесса по легкой атлетике, по мнению Е.Н. Чернышевой [6, 7] и Е.Н. Карасевой [2] является строгая последовательность, этапность освоения запланированного материала на основе количественных методов исследования.

При организации учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике следует придерживаться следующего алгоритма последовательных действий: постановка цели ^ подбор средств ^ достижение цели ^ коррекция достижений на имеющиеся информации, которая основана на комплексном контроле ^ новое планирование поставленной цели [5, 6, 7]. При этом целевая задача (задачи) двигательной подготовки занимающегося-

спортсмена проецируется на все микроциклы тренировочного процесса и выражается в конкретных значениях содержательного аспекта тренирующих воздействий и формах ор-

ганизации.

Рисунок 1 - Модель педагогической технологии по легкой атлетике в условиях непрофильного

высшего образования

Основная направленность спортивной тренировки практически на всех этапах подготовки обучения отводится общей физической и специальной физической подготовке, которые является обязательным условием для достижения высокого, индивидуального спортивного результата и роста технического мастерства спортсменов, специализирующихся в избранном виде легкой атлетике [1, 3, 4].

Е.Н. Чернышева [6, 7] указывает на то, что неоднородность состава занимающихся одного возраста, а именно различная степень адаптации нервно-мышечного аппарата спортсменов легкоатлетов к нагрузкам: скоростной, силовой и скоростно-силовой направленности, позволяет ее дифференцировать для занимающегося контингента легкой

атлетикой и предполагает различную структуру тренировочных воздействий в зависимости от индивидуально-групповых характеристик адаптации организма. К сожалению, без увеличения объема нагрузки нельзя рассчитывать на устойчивое повышение показателей двигательной подготовленности в целом, а, следовательно, и технического мастерства.

Основной комплекс средств специальной двигательной подготовки занимающихся составляют физические упражнения, сформированные в соответствии с закономерностями требующие максимального усилия при достижении индивидуальных спортивных результатов и мощности метаболических процессов, обеспечивающих работоспособность в избранном виде легкой атлетики. По отношению к биомеханическим движениям/действиям (которые совершает спортсмен в процессе выполнения основного соревновательного вида деятельности), средства тренировки подразделяются на избранные/специально подобранные упражнения [1, 3, 4].

Наиболее оптимальными, эффективными средствами двигательной подготовки являются специальные упражнения скоростно-силового характера, отражающие структуру основного двигательного действия по режиму и величине нервно-мышечных усилий (с учетом специфики избранного вида легкой атлетики), которым отводится от 25 до 60% тренировочного времени.

Таблица 1 - Основной объем тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки в ско-• юстно-силовых видах легкой атлетики_

Годовой объем физической нагрузки, ед. изм.

месяцы 08 09 10 11 12 01 02 03 04 05 Всего

Силовая подготовка, т 0,8 13,4 20,3 22,7 16,0 10,5 20,0 22,0 24,3 18,3 168,3

Скоростно-силовая подготовка, отт./раз 3000 6000 4500 2250 1750 1050 3000 5250 2750 1750 31300

Техническая подготовка 15 70 85 90 45 30 55 90 95 85 660

Скоростная подготовка, км 0,7 2,25 2,8 1,5 0,8 0,9 2,13 2,5 1,8 0,39 15,77

Беговая подготовка: >200 6,0 12,0 7,0 5,5 2,0 5,0 7,0 9,0 4,0 2,5 60,0

<200 1,5 3,0 4,5 2,25 0,7 0,8 2,25 3,0 1,5 1,5 30,0

Таблица 2 - Основной объем тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки в циклических видах легкой атлетики_

годовой объем физической нагрузки, ед. изм.

месяцы 08 09 10 11 12 01 02 03 04 05 Всего

Силовая подготовка, т 0,8 10,4 12,3 16,7 11,0 3,5 12,0 15,3 10,3 8,3 100,6

Скоростно-силовая подготовка, км 1,0 2,5 8,0 6,5 3,0 1,2 2,9 4,5 9,0 5,3 43,9

Общий объем беговой подготовки, км 130 160 185 170 125 80 145 150 155 110 110,0

Беговая подготовка: Аэробный режим (ЧСС до 155 уд/мин), км 6,0 12,0 7,0 5,5 2,0 5,0 7,0 9,0 4,0 2,5 60,0

Смешанный режим (ЧСС до 156-175 уд/мин), км 4,0 25,0 30,0 29,0 5,0 3,0 25,0 24,0 20,0 6,0 171,0

Анаэробный режим (ЧСС до 180 уд/мин), км 1,0 4,0 5,0 6,0 3,0 1,2 5,0 9,0 6,0 4,5 44,7

Средства развития специальных скоростно-силовых качеств должны быть максимально приближены по динамическим характеристикам к режиму работы организма к условиям соревновательной деятельности и в качестве критериев предусматривать их сходство по амплитуде, направленности движения, режиме работы мышечных усилий и времени их проявления. Среди тренировочных средств скоростно-силовой направленности в тренировочном процессе нами, также используются упражнения с использованием затрудненных и облегченных условий с применением тормозных, тяговых, тренажерных устройств, которые позволяют: сформировать необходимый двигательный, технический навык, оптимизировать тренировочный процесс спортсменов и подвести их к

соревновательному этапу. При этом предлагаемый режим нарастающего сопротивления при выполнении модельных движений имеет направленность на повышение силовых проявлений и скоростных характеристик выполняемых движений.

Таблица 3 - Основной объем тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки метателей/толкателей ядра_

годовой объем физической нагрузки, ед. изм.

месяцы 08 09 10 11 12 01 02 03 04 05 Всего

Силовая подготовка, т 5,1 18,4 25,7 29,0 24,0 13,5 28,0 29,3 24,5 14,3 211,8

Скоростно-силовая подготовка, оттал. 600 800 500 250 150 100 500 650 450 250 4250

Скоростная подготовка, км 0,7 1,25 2,8 1,5 0,8 0,9 2,13 2,3 1,8 0,34 14,57

Метания/толкания облегченного снаряда, раз 50 110 160 150 100 50 70 90 60 50 890

Метания/толкания утяжеленного снаряда, раз 80 100 120 140 150 80 100 120 180 140 1210

Метания/толкания соревновательного снаряда, раз 90 105 110 150 160 90 115 130 170 150 1270

Средства двигательной подготовки должны быть четко дифференцированы и соответствовать функциональным параметрам основного вида деятельности, выбор которых будет зависеть от спортивной квалификации и периода тренировочных воздействий. Весь процесс тренировки спортсмена в условиях сельскохозяйственного вуза делится на несколько основных этапов и взаимосвязаны с годами обучения в учебных группах.

В процессе спортивной тренировки по легкой атлетике, как отмечают В.П. Черка-шина [5] и Е.Н. Чернышева [6, 7] чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок, которая позволила добиться положительного переноса тренированности в спортивный результат. Постепенный рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется можно наблюдать в таблице 4. Авторы отмечают, что из года в год наблюдается тенденция к повышению удельного веса объема средств специальной физической подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки. Соответственно, уменьшается удельный вес средств общей физической подготовки: 50-60/40-50% (первый год обучения); 30-40/60-70% (второй год обучения); 30-40/60-70% (третий год обучения) и 80-90/10-20% (четвертый год обучения).

Таблица 4 - Соотношение средств общей и специальной физической подготовки по годам обучения (%)__

Разделы подготовки Этапы подготовки/год обучения

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год

Общая физическая подготовка 60-70 50-60 30-40 20-30

Специальная физическая подготовка 30-40 40-50 60-70 70-80

Спортивная направленность позволяет оптимизировать основные двигательные элементы подготовки, а именно: состав тренировочных средств и методов, параметры соревновательной деятельности, структуру и содержание учебно-тренировочного процесса, применение необходимых средств индивидуального восстановления. При этом организация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле подготовки по легкой атлетике в условиях сельскохозяйственного вуза, предполагает целенаправленный акцент на индивидуально ориентированную адаптацию тренирующих воздействий и взаимосвязи методологических, технологических решений [1, 3, 4, 6, 7].

В своих исследованиях Е.Н. Чернышева [6, 7] обращает особое внимание на то, что разработку технологического подхода следует моделировать на основе комплексной целевой индивидуализации тренировочного процесса в скоростно-силовых циклических видах легкой атлетики, с учетом количественных инструментальных методов объективной регистрации состояния спортсменов и оценки их моторных, двигательных возможностей.

Оценка состояния спортсмена и учет выполненной нагрузки проводились ежемесячно и фиксировались в индивидуальной карте, что в целом графически отображало содержательную составляющую тренировочного процесса и его результаты на этапах подготовки (рисунок 2).

Силовая подготовка

Скоростно-силовая подготовка

Скоростная подготовка

Специальная выносливость Рисунок 2 - Объём физической нагрузки в годичном цикле подготовки

Следует указать и на то, что в процессе тренировки необходимым условием является реализация методов педагогического, физиологического контроля, который необходим для постоянного накопления материалов, характеризующих нормы тренировочных, соревновательных нагрузок, состояние различных аспектов подготовленности, динамику спортивных достижений.

ВЫВОДЫ

Обобщая результаты проведенных исследований, можно сказать, что двигательная активность занимающихся является непременным условием повышения показателей психофизического состояния, двигательной подготовленности и ведения успешной физкуль-турно-спортивной деятельности. Организационная структура учебно-тренировочного процесса должна предусматривать приоритеты в выборе технологических направлений в избранном виде легкой атлетики и её дальнейшую последовательную реализацию в процессе физического совершенствования. Проведенный анализ представленной информации, позволяет сделать заключение о том, что моделирование учебно-тренировочного процесса в избранном виде легкой атлетики главным образом базируется на концептуальной основе, позволяющей интегрировать взаимосвязанные параметры двигательной подготовки спортсмена; создавать индивидуальные маршруты, которые имеют направленность на саморазвитие и физическое совершенствование в целом.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Верхошанский, Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 5. - С. 45-65.

2. Карасева, Е.Н. Формирование физической культуры личности студенток университета средствами оздоровительных видов гимнастики / Е.Н. Карасева, С.А. Смирнова, Е.Н. Чернышева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 104-109.

3. Физическая культура в системе высшего профессионального образования (теоретические и методические аспекты) : учебное пособие для студентов, обучающихся в вузе нефизкультурного профиля / А.Е. Мусатов, Е.Н. Чернышева, О.А. Прянишникова, Е.Н. Карасева, С.А. Смирнова. - Елец : [б.и.], 2011. - 226 с.

4. Никитушкин, В.Г. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии : учебное пособие / В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, Е.Н. Чернышева. - Москва : Юрайт, 2017. - 217 с.

5. Черкашин, В.П. Концептуально-технологические аспекты индивидуализированного построения тренировки юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики / В.П. Черкашин // Физическое воспитание студентов. - 2009. - № 2. - С. 47-58.

6. Чернышева, Е.Н. Индивидуальные нормы физической подготовленности юных бегунов на короткие дистанции на этапе углубленной спортивной тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чернышева Е.Н. - М., 1997. - 19 с.

7. Чернышева, Е.Н. Управление тренировочным процессом бегунов на короткие дистанции на основе учета индивидуальных особенностей / Е.Н. Чернышева // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 5. - С. 31-36.

REFERENCES

1. Verkhoshansky, Yu.V. (2005), "Theory and methodology of sports training: block system of training high-class athletes", Theory and practice ofphysical culture, No 5, pp. 45-65.

2. Karaseva, E.N., Smirnova, S.A. and Chernysheva, E.N. (2011), "Formation of physical culture of the individual students of the university by means of recreational types of gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp.104-109.

3. Musatov, A.E., Chernysheva E.N., Pryanishnikov O.A., Karaseva E.N. and Smirnova, S.A. (2011), Physical culture in the system of higher vocational education (theoretical and methodological aspects): manual for students studying in a higher education institution of non-physical culture, Yelets.

4. Nikitushkin, V.G., Chesnokov, N.N. and Chernysheva, E.N. (2017), Theory and methods of physical education. Improving technologies: study guide, Yurait, Moscow.

5. Cherkashin, V.P. (2009), "Conceptual and technological aspects of the individualized construction of training young athletes in the speed-strength types of athletics", Physical education of students, No. 2, pp. 47-58.

6. Chernysheva, E.N. (1997), Individual norms of physical fitness of young runners on short distances at the stage of in-depth sports training: dissertation, Moscow.

7. Chemysheva E.N. (2000), "Management of the training process of short-distance runners on the basis of taking into account individual features", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 3136.

Контактная информация: eleckaraseva@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 17.03.2019

УДК 796.011

КЛАССИЧЕСКИЙ ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ - ОБЛАСТЬ ПРИМЕНИМОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Применимость классического факторного анализа в психолого-педагогических исследованиях базируется на достаточно жестких ограничениях, которые обычно не проверяются, что делает получаемые результаты ничтожными или ещё хуже - предположении, что существует линейная функция переменных, имеющих различную природу. Его использование до настоящего времени базируется на инерции и незнании современных методов непараметрической статистики. Но, как только исследователь пытается интерпретировать факторы, полученные методом классического факторного анализа, он попадает в поле непараметрической статистики. Т.е. если в классическом факторном анализе после интерпретации факторов решение задачи заканчивается, то в методах непараметрической статистики оно только начинается. Решение задач, возникающих в психолого-педагогических исследованиях, необходимо решать современными методами - один из наиболее известных - это метод экспертных оценок.

Ключевые слова: классический факторный анализ, непараметрическая статистика, ограничения, факторы, педагогические условия, метод экспертных оценок.

CLASSICAL FACTORIAL ANALYSIS - AREA OF APPLICABILITY IN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL RESEARCHES

Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The applicability of the classical factorial analysis in psychology and pedagogical researches is based on rather tight restrictions, which usually are not checked and it does the received results insignificant or it is even worse - the assumption that there is a linear function of the variables having various nature. Its use is based on inertia and ignorance of the modern methods of nonparametric statistics so far. But, as soon as the researcher tries to interpret the factors received with the method of the classical factorial analysis, it gets to the field of nonparametric statistics. I.e. if in the classical factorial analysis after interpretation of factors the solution of a task comes to an end, then in methods of nonparametric statistics it only begins. The solution of the tasks arising in psychology and pedagogical researches needs to be solved by modern methods - one of the most known is method of expert evaluations.

Keywords: classical factorial analysis, nonparametric statistics, restrictions, factors, pedagogical conditions, method of expert evaluations.

Классический факторный анализ (КФА) относится к методам параметрической математической статистики (кг, метры, секунды и т.д.). Исследуемые случайные переменные должны подчиняться нормальному закону распределения, число наблюдений должно быть не менее чем в два раза больше числа переменных. Перед применением все переменные должны быть нормированы и центрированы (это делается для того, чтобы не складывать «верблюдов с яблоками»). Своим появлением факторный анализ обязан исследованием корреляционных связей (линейных) между различными случайными переменными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.