В заключение следует отметить, что системное формирование и развитие социокультурной среды университетов позволяет им становиться необходимым элементом социальной инфраструктуры современного крупного региона. В свою очередь, статус «университетского» города, несомненно, способствует его ускоренному социально-экономическому и культурному развитию.
Таким образом, превращение образовательного процесса в особый вид практики социокультурного развития является кардинально новой и своевременной постановкой вопроса, который должен получить дальнейшее осмысление, как в теории, так и на практике.
The article discloses modern approaches to formation and development of social and cultural environment of an educational organization. The author researches influence of the university's socio-cultural environment on effectiveness of socio-oriented activities of university. Bryansk State University's experience is represented as a holistic social complex.
Keywords: socio-cultural environment, socio-oriented activity, educational environment of university, socio-cultural competence.
Список литературы
1. Бурдуковская Е.А. Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента : Дис. ... канд. пед. наук. - Благовещенск, 2004. - 136 с.
2. Вострокнутов С.И. Педагогические основы формирования гуманитарной среды высшего учебного заведения : Автореф. дис. д-ра пед. наук. Ярославль, 2009. - 39 с.
3. Зятева Л.А. К вопросу о формировании социокультурной среды университета Воспитание экологически компетентной личности в образовательном процессе // Актуальные проблемы современного образования: Сборник научных трудов XV1 Международной научно-практической конференции. - Брянск: Изд-во ГК «Десяточка», 2012.- С. 153-158.
4. Зятева Л.А. Карбанович О.В. Адаптация студентов в образовательной системе высшей школы как важное средство их дальнейшей социализации // Содержание и технологии внеучебной работы в высшей школы: Материалы Международной научно-практической конференции. - Биробиджан: Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, 2009. - С. 138-143.
5. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. - 2001. - № 1. - С. 6-7.
6. Сычев Ю.В. Микросреда и личность: Философские и социологические аспекты. - М.: Мысль, 1974.
Об авторе
Зятева Л.А. - кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, проректор по социальным вопросам, внеучебной и воспитательной работе, zyateva@inbox. ru.
УДК 796.42 : 796.01: 378.172
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ, С УЧЕТОМ ТИПА АДАПТАЦИИ
К МЫШЕЧНЫМ НАГРУЗКАМ
Т.А. Кардаш
В исследовании проведен сравнительный анализ динамики скоростно-силовых показателей у студентов нефизкультурных вузов, занимающихся в секции легкой атлетики, с учетом типа мышечных волокон и типа адаптации к мышечным нагрузкам. Выявлен прирост скоростно-силовых показателей у студентов в процессе занятий в секции легкой атлетики, с учетом типа мышечных волокон и типа адаптации к мышечным нагрузкам. Определено соотношение представителей разных типов адаптации в студенческой секции по легкой атлетике. Обоснованы методические подходы дифференциации и индивидуализации тренировочного процесса в секции легкой атлетики на основе интерпретации результатов исследования. Ключевые слова: студенты, секция легкой атлетики, нефизкультурный вуз, физическая подготовленность, скоростно-силовые способности, типы мышечных волокон, типы адаптации к мышечным нагрузкам.
Актуальность. Одним из важнейших вопросов в воспитании молодого поколения в стране является развитие студенческого спорта. Особой значимостью этого направления традиционно считается продвижение спортивной культуры, ценностей здорового образа жизни, увеличение массовости в процессе привлечения молодежи к занятиям спортом, а также формирование резервов для спорта высших достижений [1].
Массовые занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья, удовлетворению двигательной потребности, повышению жизненного тонуса, умственной и физической работоспособности [2]. Спортивная деятельность в жизни студенческой молодежи выполняет развивающие, воспитательные, патриотические, коммуникативные функции, объединяет и координирует индивидов и социальные группы, развивает нацию [3]. При физической подготовке студентов нефизкультурных вузов, проживающих в разных городах,
необходимо учитывать исходный уровень физической подготовленности студентов, а также учитывать особенности контингента студентов, направленность специальностей вуза, особенности реализации процесса физического воспитания в рамках каждого вуза [4].
Легкая атлетика входит в перечень основных видов спорта при реализации физического воспитания в высших учебных заведениях. Разновидности бега, прыжков и метаний являются составной частью каждого занятия по физической культуре. Занятия студентов легкой атлетикой в спортивной секции способствуют развитию интереса к занятиям физической культурой в целом, прививают потребность в систематических занятиях спортом, решают оздоровительные и прикладные задачи [5].
В наших более ранних работах мы определили, что подготовка студентов нефизкультурных вузов, занимающихся в секции легкой атлетики, значимо отличается от многолетней системы спортивной подготовки. Особенностью реализации работы секции по легкой атлетике является комплексный подход, с опорой на несколько культивируемых в вузовских секциях видов легкой атлетики. Для реализации планов подготовки легкоатлетов в нефизкультурных вузах, необходимо учитывать исходные данные спортсменов, в зависимости от этого подбирать средства подготовки, интенсивность выполнения упражнений, их объем, используя текущий контроль физической подготовленности студентов [6, 7, 8]. Однако кроме этого необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности студентов, занимающихся в секции. Ведь разные виды легкой атлетики требуют от спортсмена иногда диаметрально противоположных способностей. Данный факт необходимо учитывать при организации секционной тренировочной подготовки, при планировании участия в соревнованиях по разным видам легкой атлетики, при комплектовании студенческой сборной команды.
Задачи исследования:
1. Определение типа мышечных волокон и типа адаптации к мышечным нагрузкам студентов нефизкультурных вузов, занимающихся в секции легкой атлетики.
2. Анализ динамики физической подготовленности студентов нефизкультурных вузов, занимающихся в секции легкой атлетики, с учетом типа мышечных волокон и типа адаптации к мышечным нагрузкам.
Методологические подходы. В исследовании применен комплекс методов: анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ методической документации кафедры «Физвоспитание» ФГБОУ ВПО «Си-бАДИ», анализ протоколов вузовских соревнований по легкой атлетике, анкетирование преподавателей секций вузов по легкой атлетике, тестирование уровня физической подготовленности студентов, определение типа мышечных волокон и типа адаптации (косвенная методика), педагогическое наблюдение. Исследование проводилось в 2013-2015 гг. на базе кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «СибГУФК», на базе кафедры «Физвоспитание» ФГБОУ ВПО «СибАДИ», а так же на базе легкоатлетического манежа БОУ «СДЮСШОР» (г. Омск). В исследовании приняли участие 27 студентов, занимающихся в секции легкой атлетики (15 девушек и 12 юношей).
Исследовательская часть. В процессе исследования проведена косвенная методика оценки типа мышечных волокон и типа адаптации студентов нефизкультурных вузов, занимающихся в секции легкой атлетики, к мышечным нагрузкам. Полученные результаты позволили выявить, что в группе студентов нефизкультурного вуза, занимающихся в секции легкой атлетики, специализирующихся в беге на короткие дистанции 20 студентов (9 девушек и 11 юношей) относятся к подтипу II-B быстрых мышечных волокон (быстрые утомляемые) и являются лицами со «спринтерским» типом адаптации. Данная группа студентов лучше приспособлена к кратковременным нагрузкам скоростно-силового характера. Известно, что лица, относящиеся к подтипу II-B быстрых мышечных волокон, характеризуются наиболее высокой гликолитической активностью среди всех мышечных волокон, используют анаэробные процессы энергообразования. Остальная часть студентов (6 девушек и 1 юноша) со смешанным типом адаптации относится к подтипу II-А быстрых мышечных волокон (быстрые неутомляемые окислительные волокна) (рис. 1). Мышцы таких индивидуумов отличаются более высокой окислительной способностью. Известно, что быстрые окислительно-гликолитические волокна - это часть быстрых волокон, приспособленных к достаточно интенсивной аэробной энергопродукции наряду с весьма лактацидной системой энергообразования.
и
§
§
о «
и и
(D
В
S е s н
12 10 8 6 4 2 0
_о
□ Подтип II-А быстрых мышечных волокон
□ подтип II-B быстрых мышечных волокон
Девушки Юноши
Рис. 1. Типы мышечных волокон у студентов нефизкультурных вузов, занимающихся в секции легкой атлетики
Полученные данные позволили выявить, что большая часть студентов, 20 из 27 протестированных, занимающихся легкой атлетикой в спортивной секции, обладает «спринтерским» типом адаптации, их мышечная композиция относится к подтипу II-B - преобладание быстрых мышечных волокон. Промежуточное положение занимают остальные 7 студентов со смешанным типом адаптации, они определены к подтипу II-А - преобладание быстрых мышечных волокон.
В данной статье для примера приведен анализ динамики специальной физической подготовленности по отдельным показателям скоростно-силовых способностей студентов легкоатлетической секции нефизкультурного вуза, специализирующихся в спринтерских дистанциях, с учетом типа мышечных волокон и типа адаптации к мышечным нагрузкам.
Для оценки скоростно-силовых показателей специальной физической подготовленности студентов нефизкультурных вузов, занимающихся в секции легкой атлетики в период с 2013 г. по 2014 г. было проведено тестирование в беге на месте за 10 секунд в максимальном темпе и в челночном беге 3х10 м.
Анализ скоростно-силовых показателей специальной физической подготовленности студентов в беге на месте за 10 секунд в максимальном темпе и в челночном беге 3х10 м позволил нам выявить прирост показателей за данный период времени. У студентов, относящихся к подтипу II-A быстрых мышечных волокон (быстрые утомляемые) и обладающих спринтерским типом адаптации, среднегрупповой уровень абсолютных показателей выше, чем у студентов со смешанным типом адаптации, которые относятся к подтипу II-B быстрых мышечных волокон (быстрые неутомляемые окислительные волокна).
В беге на месте за 10 секунд в максимальном темпе наблюдается прирост показателей как у девушек, относящихся к спринтерскому типу адаптации, так и у студенток со смешанным типом адаптации. После первого года контрольного тестирования у студенток с подтипом II-B быстрых мышечных волокон средний показатель улучшился на 3 шага, а у студенток с подтипом II-A быстрых мышечных волокон на 2 шага. 3 этап тестирования показал незначительный прирост, у обеих групп студенток этот показатель улучшился еще на 1 шаг. У юношей со спринтерским типом адаптации, занимающихся в секции легкой атлетики, так же наблюдается прирост показателей, после первого года контрольного тестирования на 2 шага, после второго на 1 шаг (рис. 2). У юноши, занимающего промежуточное положение, обладающим смешанным типом адаптации так же наблюдается прирост показателей.
Девушки c подтипом II-B
Девушки с подтипом II-A
Юноши с подтипом II-B
□ 1 контрольное тестирование
□ 2 контрольное тестирование
□ 3 контрольное тестирование
Рис. 2. Анализ динамики прироста показателей скоростно-силовых способностей (бег на месте 10 с в максимальном темпе, количество раз) у студентов с подтипом II-A и II-B мышечных волокон, занимающихся
в секции легкой атлетики
Сходная тенденция выявлена при анализе показателей в челночном беге 3х10 м у студентов нефизкультурных вузов, занимающихся в секции легкой атлетики. Так же, как и в предыдущем тесте, у студентов, относящихся к подтипу II-A быстрых мышечных волокон (быстрые утомляемые) и обладающих спринтерским типом адаптации, средний уровень показателей выше, чем у студентов со смешанным типом адаптации, относящиеся к подтипу II-B быстрых мышечных волокон (быстрые неутомляемые окислительные волокна). Однако после первого года тестирования у студенток с подтипом II-A средние показатели в челночном беге 3х10 м улучшились на 0,33 секунды, а у студенток подтипа II-B быстрых мышечных волокон на 0,28 секунды. Третье контрольное тестирование показало улучшение результатов, только уже у студенток подтипа II-B быстрых мышечных волокон средний результат еще улучшился на 0,23 секунды, а у студенток с подтипом II-A наблюдается незначительный прирост показателей, он улучшился на 0,03 секунды. У юношей со спринтерским типом адаптации, занимающихся в секции легкой атлетики, так же наблюдается прирост показателей, после первого года контрольного тестирования на 0,2 секунды, после второго на 0,1 секунды (рис. 3). У юноши, занимающего промежуточное положение, обладающим смешанным типом адаптации так же наблюдается прирост показателей.
о
^ 60-- т ^-Г^Т^Й""
|;8Шв
Девушки c Девушки с Юноши с
подтипом II-B подтипом II-A подтипом II-B
□ 1 контрольное тестирование
□ 2 контрольное тестирование
□ 3 контрольное тестирование
Рис. 3. Анализ динамики прироста показателей скоростно-силовых способностей (челночный бег 3х10 м, с) у студентов с подтипом II-A и II-B мышечных волокон, занимающихся в секции легкой атлетики
Проведенный анализ показателей за данный период времени свидетельствует о большом разбросе результатов внутри учебно-тренировочной группы студентов, занимающихся в секции легкой атлетики (как исходных значений, так и результатов после 1 года занятий). В челночном беге 3х10 м у девушек и юношей, занимающихся в секции легкой атлетикой, средний разброс результатов по данному показателю равняется примерно 0,7 секунды. Сходная тенденция выявлена в беге на месте с высоким подниманием бедра за 10 с. Так же, как и в предыдущем тесте, выявлен высокий разброс показателей внутри учебно-тренировочной группы студентов, занимающихся легкой атлетикой и равняется 12-14 шагам.
Выводы. Выявлены достоверно значимые приросты результатов за год занятий в секции легкой атлетики в скоростно-силовых показателях у студентов нефизкультурных вузов, занимающихся в секции легкой атлетики, относящихся к обоим подтипам II-A и II-B быстрых мышечных волокон. Более высокие значения исходного и конечного тестирования в скоростно-силовых тестах продемонстрировали студенты со спринтерским типом адаптации. Однако, более высокие темпы прироста в ходе тренировочного процесса выявлены у студентов со смешанным типом адаптации, что позволяет предположить о больших резервах и лучших перспективах данной подгруппы испытуемых для роста спортивных результатов в процессе занятий в вузовской секции.
Полученные результаты необходимо учитывать в процессе дифференцированной подготовки к соревнованиям. В частности, студентов со спринтерским типом адаптации целесообразно готовить для участия в таких видах соревнований, как бег на 60 м, 100 м, 200 м, прыжки в длину, высоту. Студентов со смешанным типом адаптации можно выставлять для участия в дистанциях длинного спринта, эстафетах, тройных прыжках.
Необходимо дифференцировать физическую подготовку с учетом выявленных особенностей данной группы занимающихся. В связи с большим разбросом показателей внутри учебно-тренировочной группы и с учетом индивидуальных особенностей занимающихся студентов со «спринтерским» типом адаптации и смешанным типом адаптации, необходимо сделать акцент на более слабых местах физической подготовки каждого студента (индивидуализировать процесс физической подготовки с ориентацией на среднегрупповые значения по каждому показателю).
In the study, a comparative analysis of the dynamics of power-speed performance of students of not sports high schools involved in the athletics section, taking into account the type of muscle fiber types and the adaptation to muscle strain. It revealed an increase of speed and power performance of students in the course of employment in the athletics section, taking into account the type of muscle fiber types and the adaptation to muscle strain. The parity of representatives of various types of adaptation in the student section of athletics. Substantiated methodological approaches differentiation and individualization of training process in the section of athletics based on the interpretation of research results.
Keywords: students section of athletics, sports school, physical fitness, speed-strength capacity, types of muscle fiber types of adaptation to muscle strain.
Список литературы
1. Гунько А. Д. Особенности развития выносливости бегунов в условиях вуза / А. Д. Гунько // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 37-40.
2. Бальсевич В. К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры /
B. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. - С. 10-16.
3. Апарина М. В. Место массового спорта в структуре современного вуза / М. В. Апарина, Н. В. Рузанова,
C. А. Тюкалова // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2014. - Т. 1. - № 1. - С. 169-171.
4. Горская И. Ю. Сравнительный анализ отдельных показателей координационных способностей студенток вузов разных городов / И. Ю. Горская, Л. Е. Медведева // Омский научный вестник. - 2014. - № 3 (129). - С. 141-145.
5. Коновалов И. Е. Технология обучения видам легкой атлетики в программе образовательной школы
(учебное пособие) / И. Е. Коновалов, А. А. Черняев, И. Ш. Мутаева // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 3-2. - С. 216-217.
6. Кардаш Т. А. Проблемы организации и содержания работы вузовской секции по легкой атлетике / Т. А. Кардаш // Научные труды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. - 2014. Т. 19. - № 19. - С. 17-22.
7. Кардаш Т. А. Модельные характеристики физической подготовленности студентов-спринтеров, занимающихся в вузовской секции легкой атлетики / Т. А. Кардаш, И. Ю. Горская // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2015. - Т. 1. - С. 76-79.
8. Кардаш Т. А. Уровень скоростно-силовой подготовленности студентов, занимающихся в секции легкой атлетики / Т. А. Кардаш // В сборнике: Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне (электронное издание) ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса». - 2015. - С. 36.
Об авторе
Кардаш Т.А. - аспирант кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, старший преподаватель кафедры физвоспитания Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (г. Омск), [email protected]
УДК 796.41
АНАЛИЗ РОЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ
АЭРОБИКОЙ В НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗАХ
Е.О. Ковшура, З.Н. Власова
Целью нашей статьи было выявление используемых тренерами - преподавателями средств и методов, а также определение места технической подготовки в учебно-тренировочном процессе сборной команды по спортивной аэробике в непрофильных вузах. Ключевые слова: спортивная аэробика, непрофильные вузы, учебно-тренировочный процесс, техническая подготовка, студенты, тренер-преподаватель, анкетирование.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных задач кафедры физического воспитания вуза является формирование у студентов потребности к здоровому образу жизни через лекционный курс, занятия физической культурой в рамках учебного расписания и занятий на курсе спортивного совершенствования по видам спорта вне сетки расписания. Занятия спортом в вузе способствуют самореализации студентов, повышению самооценки, достижению высоких спортивных результатов, а также удовлетворению потребности студентов в различных видах спорта.
Среди видов спорта, которые пользуются популярностью у студентов непрофильных вузов, является спортивная аэробика. По данному виду спорта проводятся соревнования различного уровня: начиная от Чемпионатов вузов города и заканчивая Чемпионатом России. Однако, спортивная подготовка сборных команд не всегда соответствует современным требованиям данного вида спорта, а также возможностям самих спортсменов. В таких сложно технических видах спорта как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, акробатика, существует прямая зависимость между окончательной оценкой за соревновательное упражнение, техникой исполнения элементов сложности и базовой хореографии. Поэтому именно технической подготовке необходимо уделять особое внимание во время тренировочного процесса [1,2,5]. Это связано еще и с тем, что большая часть студентов вузов, занимающихся спортивной аэробикой, не имеют практики занятий этим видом спорта до поступления в вуз и являются начинающими спортсменами.
Анализ результатов студенческих соревнований показал, что не все тренеры и спортсмены уделяют необходимое внимание технической подготовке, подбирают недостаточно эффективные средства и методы тренировки. Поэтому представляет собой интерес мнения ведущих специалистов непрофильных вузов по спортивной аэробике по определению места технической подготовки в учебно-тренировочном процессе.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами было проведено анкетирование ведущих тренеров-преподавателей непрофильных вузов по спортивной аэробике, спортсмены которых выступают в городских, региональных и Всероссийских соревнованиях.
Большинство специалистов (56%) отметили, что наибольшую трудность в работе вызывает техническая подготовка спортсменов. Возможно, это объясняется отсутствием методических материалов, либо недостаточной квалификацией самого тренера, так как для правильного подбора средств и методов технической подготовки тренер-преподаватель должен обладать специальными знаниями и опытом, уметь выделить базовый элемент техники и подобрать соответствующие подводящие и подготовительные упражнения. На второе место 28% респондентов поставили акробатическую подготовку. Это связано с тем, что долгое время правилами соревнований спортивной аэробики категорически запрещалось использовать любые акробатические элементы, даже как