Научная статья на тему 'Моделирование двигательной подготовки в процессе учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике в условиях сельскохозяйственного вуза'

Моделирование двигательной подготовки в процессе учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике в условиях сельскохозяйственного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГОДИЧНЫЙ ЦИКЛ ПОДГОТОВКИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Елена Николаевна, Лавриненко Николай Иванович

Рост спортивных достижений в избранном виде спорта напрямую зависит от выбора эффективных средств подготовки и индивидуальных методов управления тренировочным процессом. В сельскохозяйственном вузе управление тренировочным процессом происходит в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» и реализует свои функции через физкультурно-спортивные виды деятельности. Данные, приведенные в научно-методической литературе/Интернет-ресурсах, педагогические наблюдения и обобщение практического опыта преподавательского состава кафедры физической культуры указывают на невысокий уровень мотивационно-потребностных ориентаций к занятиям спортом. Сложившаяся ситуация предопределила объективную необходимость поиска новых путей и введения дополнительных форм занятий, которые способствовали бы оптимальному удовлетворению физкультурно-спортивных интересов обучающихся на основе применения физкультурно-спортивных технологий [5-7]. В условиях сельскохозяйственного вуза приобретает особую актуальность построение тренировочного процесса в избранном виде спорта. Этот процесс периодически нуждается в принципиально новых технологических/методологических решениях, основанных на знании механизмов построения тренировочных программ с использованием педагогического инструментария; формировании физкультурно-спортивных способностей и условий их реализации, которые, в свою очередь, направлены на сохранение и повышение физической подготовки/работоспособности обучающегося контингента на протяжении всего периода обучения [5-7]. В связи с этим усиливается тенденция учёта информации о параметрах структуры соревновательных упражнений легкоатлетов в качестве наиболее важных методологических и методических предпосылок, обеспечивающих решение проблемы реализации двигательного потенциала и оптимизации их двигательных возможностей. Тренировочный процесс организуется в соответствии с целевыми задачами, которые конкретно обуславливают необходимую для их реализации программу подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Елена Николаевна, Лавриненко Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование двигательной подготовки в процессе учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике в условиях сельскохозяйственного вуза»

УДК 796:378.663

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА

Елена Николаевна Чернышева, к. пед. н., доцент Николай Иванович Лавриненко, к. пед. н., доцент

ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки

Рост спортивных достижений в избранном виде спорта напрямую зависит от выбора эффективных средств подготовки и индивидуальных методов управления тренировочным процессом. В сельскохозяйственном вузе управление тренировочным процессом происходит в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» и реализует свои функции через физкультурно-спортивные виды деятельности. Данные, приведенные в научно-методической литературе/Интернет-ресурсах, педагогические наблюдения и обобщение практического опыта преподавательского состава кафедры физической культуры указывают на невысокий уровень мотивационно-потребностных ориентаций к занятиям спортом. Сложившаяся ситуация предопределила объективную необходимость поиска новых путей и введения дополнительных форм занятий, которые способствовали бы оптимальному удовлетворению физкультурно-спортивных интересов обучающихся на основе применения физкультурно-спортивных технологий [5-7].

В условиях сельскохозяйственного вуза приобретает особую актуальность построение тренировочного процесса в избранном виде спорта. Этот процесс периодически нуждается в принципиально новых технологических/методологических решениях, основанных на знании механизмов построения тренировочных программ с использованием педагогического инструментария; формировании физкультурно-спортивных способностей и условий их реализации, которые, в свою очередь, направлены на сохранение и повышение физической подготовки/работоспособности обучающегося контингента на протяжении всего периода обучения [5-7]. В связи с этим усиливается тенденция учёта информации о параметрах структуры соревновательных упражнений легкоатлетов в качестве наиболее важных методологических и методических предпосылок, обеспечивающих решение проблемы реализации двигательного потенциала и оптимизации их двигательных возможностей. Тренировочный процесс организуется в соответствии с целевыми задачами, которые конкретно обуславливают необходимую для их реализации программу подготовки.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, легкая атлетика, двигательная подготовленность, педагогический подход, годичный цикл подготовки, моделирование двигательной деятельности.

Введение

Вопросу совершенствования методологии управления/организации и моделирования процесса спортивного совершенствования в избранных видах легкой атлетики

уделяется большое внимание в спортивной практике. Поскольку двигательная подготовка спортсменов должна рассматриваться как управляемая система, то фактически работа тренера-преподавателя направле-

на на осуществление планового управления двигательной/физической подготовкой занимающегося контингента. Организация учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике в условиях сельскохозяйственного вуза периодически нуждается в принципиально новых технологических решениях, основанных на знании механизмов формирования двигательных способностей и условий их реализации, построения тренировочных программ (внесения в них своевременной коррекции), сохранения и повышения показателей физической/двигательной подготовки обучающегося контингента на протяжении всего периода обучения [1, 2, 4, 5, 7].

В условиях обучения в сельскохозяйственном вузе становится очевидным дефицит новых методических подходов к организации учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике и повышению эффективности подготовки обучающегося контингента. Требуется проведение исследований в целях поиска новых подходов к тренировочному процессу, главное, разработка различных эффективных методик, которые позволят повысить в избранных видах легкой атлетики двигательную подготовленность и результативность в соревновательных условиях. В связи с этим проблема поиска новых методик на основе использования тренировочных средств и педагогического инструментария, направленного на повышение физической/двигательной подготовленности обучающегося контингента, приобретает особую актуальность/значимость. Сложившаяся си-

туация и предопределила объективную необходимость поиска новых путей дополнительных форм занятий физическими упражнениями, которые способствовали бы оптимальному удовлетворению физкуль-турно-спортивных интересов и потребностей обучающихся.

Материал и методы

Цель исследования - совершенствование учебно-тренировочного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» (легкая атлетика) обучающихся в условиях высшего образования сельскохозяйственного профиля.

В процессе исследования решались следующие задачи:

- разработать и обосновать физ-культурно-спортивную технологию по организации учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике, направленную на повышение/сохранение показателей психофизического состояния и двигательной подготовленности обучающихся сельскохозяйственного вуза;

- проанализировать состояние системы педагогического контроля, обеспечивающего повышение показателей физического состояния/подготовленности обучающегося/спортсмена-легкоатлета с учетом избранного вида легкой атлетики.

Авторы в представленной статье из числа методов исследования доминирующую роль отводят эмпирической составляющей педагогического характера с использованием инструментально-аппаратурных средств и регистрации фактических данных. Акцент сделан на исследовательские подходы, ориентирован-

ные на интегративное познание педагогических процессов, нацеленных на синтез, при котором в процессе обобщения результатов исследования объективно отображаются, прежде всего, те свойства и связи изучаемых процессов, которые выражают их целостность в ходе учебно-тренировочного процесса [3, 6].

В работе отображены следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования и информации, представленной в Интернет-ресурсах, систематизация материала); эмпирические (параметры физической нагрузки в скоростно-силовых и циклических видах легкой атлетики, констатирующий эксперимент); статистические (обработка эмпирических данных).

Результаты и обсуждение

Поиск наиболее эффективных/оптимальных путей в осуществлении учебно-тренировочного процесса легкоатлетов-обучающихся с целью достижения высокого уровня готовности к соревновательной деятельности определил характер настоящего исследования. Предварительный анализ исследования констатирующего характера предполагает модернизировать на основе использования в тренировочном процессе по легкой атлетике технологического подхода, адаптированного для занятий в условиях вуза сельскохозяйственного профиля.

В исследованиях, апробированных Е.Н. Чернышевой [5-7], указывается, что содержание предлагаемой технологии раскрывается в принципах реализации учебно -

тренировочной программы и определяет направленность деятельности, а именно: индивидуальный выбор вида легкой атлетики; организацию тренирующих воздействий; оптимальность физических нагрузок; интегративность содержания деятельности; преемственность регламентированных и самостоятельных форм занятий; диагностику параметров тренировочного процесса и его коррекцию; выбор объема и интенсивности двигательной деятельности в качестве нового критерия эффективности учебно-тренировочного процесса.

Е.Н. Чернышева [5-7] предлагает при моделировании методической составляющей учебно-тренировочного процесса учитывать:

- ежегодные социологические обследования первокурсников (выявление физкультурно-спортивных интересов, индивидуальных особенностей);

- диагностирование показателей:

а) общей физической подготовленности (эффективность тренировочного процесса определяется по величине сдвига показателей в развитии двигательных качеств);

б) специальной физической подготовленности (отражающей специфические особенности избранного вида легкой атлетики);

в) психофизического/функционального состояния (для определения влияния предлагаемой физической нагрузки на состояние вегетативной, двигательно-мышечной и сенсомоторной функций занимающихся).

Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач двигательной подготовки [5-7].

В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах общегодового плана (с учетом специфики избранного вида легкой атлетики/индивидуальных особенностей занимающегося контингента) (рисунки 1-2).

Главным технологическим компонентом организации тренировочного процесса по легкой атлетике, по мнению Е.Н. Чернышевой [4-7], является строгая последова-тельность/этапность освоения запланированного материала на основе количественных методов исследования.

При этом целевая задача (задачи) двигательной подготовки занимающегося/спортсмена проецируется на все микроциклы тренировочного процесса и выражается в конкретных значениях содержательного аспекта тренирующих воздействий и формах организации.

Основная направленность тренировки практически на всех этапах подготовки/обучения отводится общей физической подготовке и специальной физической подготовке, которые являются обязательным условием для достижения оптимального/индивидуального спортивного результата и роста технического мастерства спортсменов, специализи-

рующихся в избранном виде легкой атлетики [1, 2, 4].

Е.Н. Чернышева [5-7] указывает на то, что неоднородность состава занимающихся одного возраста, а именно различная степень адаптации нервно-мышечного аппарата спортсменов-легкоатлетов к нагрузкам скоростной, силовой и скорост-но-силовой направленности позволяет ее дифференцировать для занимающегося контингента легкой атлетикой и предполагает различную структуру тренировочных воздействий в зависимости от индивидуально-групповых характеристик адаптации организма. К сожалению, без увеличения объема нагрузки нельзя рассчитывать на устойчивое повышение показателей двигательной подготовленности в целом, а следовательно, и технического мастерства [4].

Основной комплекс средств специальной двигательной подготовки занимающихся составляют физические упражнения, сформированные в соответствии с закономерностями, требующими максимального усилия при достижении индивидуальных спортивных результатов и мощности метаболических процессов, обеспечивающих работоспособность в избранном виде легкой атлетики (таблицы 1-3). По отношению к биомеханическим движениям/действиям (которые совершает спортсмен в процессе выполнения основного соревновательного вида деятельности) средства тренировки подразделяются на избранные/специально подобранные упражнения [1, 2, 4].

Рисунок 1 - Модель педагогической технологии по легкой атлетике

в условиях ВГСХА

1 период

( 1 семестр)

Макроцикл —

( учебный год)

2 период

( 2 семестр)

Втягивающий мезоцикл

(4 недели)

Базовые мезоциклы

Востановительно-поддерживающий

(4-6 недель во время зимней сессии и каникул)

Развивающий (3 недели)

1

Ударный тренировочный (7 недель)

I

Стабилизирующий (3 недели)

Развивающий (4 недели)

I

Втягивающий мезоцикл

(2 недели)

Ударный тренировочный (5 недель)

I

Стабилизирующий (3 недели)

Базовые мезоциклы

(15 недель)

1

\

Контрольный ( 1 неделя)

Контрольный (2 недели)

Востановительно-поддерживающий

(4-6 недель во время летней сессии и каникул)

Рисунок 2 - Структура учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике в условиях сельскохозяйственного вуза

Таблица 1 - Основной объем тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки в скоростно-силовых видах легкой атлетики

Показатель Месяц Всего

08 09 10 11 12 01 02 03 04 05

Силовая под- 0,8 13,4 20,3 22,7 16,0 10,5 20,0 22,0 24,3 18,3 168,3

готовка, т

Скоростно- 3000 6000 4500 2250 1750 1050 3000 5250 2750 1750 31300

силовая подго-

товка, отт./раз

Техническая 15 70 85 90 45 30 55 90 95 85 660

подготовка

Скоростная 0,7 2,25 2,8 1,5 0,8 0,9 2,13 2,5 1,8 0,39 15,77

подготовка, км

Беговая подго- 6,0 12,0 7,0 5,5 2,0 5,0 7,0 9,0 4,0 2,5 60,0

товка: >200

<200 1,5 3,0 4,5 2,25 0,7 0,8 2,25 3,0 1,5 1,5 30,0

Таблица 2 - Основной объем тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки в циклических видах легкой атлетики

Показатель Месяц Всего

08 09 10 11 12 01 02 03 04 05

Силовая подготов- 0,8 10,4 12,3 16,7 11,0 3,5 12,0 15,3 10,3 8,3 100,6

ка, т

Скоростно-силовая 1,0 2,5 8,0 6,5 3,0 1,2 2,9 4,5 9,0 5,3 43,9

подготовка, км

Общий объем бего- 130 160 185 170 125 80 145 150 155 110 110,0

вой подготовки, км

Беговая подготовка: 6,0 12,0 7,0 5,5 2,0 5,0 7,0 9,0 4,0 2,5 60,0

Аэробный режим (ЧСС до 155 уд./мин), км

Смешанный режим 4,0 25,0 30,0 29,0 5,0 3,0 25,0 24,0 20,0 6,0 171,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ЧСС до 156-175 уд./мин), км

Анаэробный режим (ЧСС до 180 уд./мин), км 1,0 4,0 5,0 6,0 3,0 1,2 5,0 9,0 6,0 4,5 44,7

Таблица 3 - Основной объем тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки метателей/толкателей ядра_

Показатель Месяц Все-

08 09 10 11 12 01 02 03 04 05 го

Силовая подготов- 5,1 18,4 25,7 29,0 24,0 13,5 28,0 29,3 24,5 14,3 211,8

ка, т

Скоростно-силовая 600 800 500 250 150 100 500 650 450 250 4250

подготовка, оттал.

Скоростная подго- 0,7 1,25 2,8 1,5 0,8 0,9 2,13 2,3 1,8 0,34 14,57

товка, км

Метание/толкание 50 110 160 150 100 50 70 90 60 50 890

облегченного сна-

ряда, раз

Метание/толкание 80 100 120 140 150 80 100 120 180 140 1210

утяжеленного сна-

ряда, раз

Метание/толкание 90 105 110 150 160 90 115 130 170 150 1270

соревновательного

снаряда, раз

Наиболее оптимальны-

ми/эффективными средствами двигательной подготовки являются специальные упражнения скоростно-силового характера, отражающие структуру основного двигательного действия по режиму и величине нервно-мышечных усилий (с учетом специфики избранного вида легкой атлетики), которым отводится от 25 до 60% тренировочного времени.

Средства развития специальных скоростно-силовых качеств должны быть максимально приближены по динамическим характеристикам к режиму работы организма, к условиям соревновательной деятельности и в качестве критериев предусматривать их сходство по амплитуде/направленности движения, режиму работы мышечных усилий и времени их проявления. Среди тренировочных средств скоростно-силовой направленности в тренировочном процессе нами также применяются упражнения с использованием затрудненных и облегченных условий с применением тормозных/тяговых/тренажерных устройств, которые позволяют сформировать необходимый двигательный/технический навык, оптимизировать тренировочный процесс спортсменов и подвести их к соревновательному этапу. При этом предлагаемый режим нарастающего сопротивления при выполнении модельных движений имеет направленность на повышение силовых проявлений и скоростных характеристик выполняемых движений.

Средства двигательной подготовки должны быть четко дифференцированы и соответствовать функциональным параметрам основного вида деятельности, выбор которых будет зависеть от спортивной квалификации и периода тренировочных воздействий. Весь процесс тренировки спортсмена в условиях сельскохозяйственного вуза делится на несколько основных этапов и взаимосвязан с годами обучения в учебных группах.

В процессе спортивной тренировки по легкой атлетике, как отмечают В.П. Черкашина [4] и Е.Н. Чернышева [5, 7], чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок, которая позволила добиться положительного переноса тренированности в спортивный результат. Постепенный рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется, можно наблюдать в таблице 4. Авторы отмечают, что из года в год наблюдается тенденция к повышению удельного веса объема средств специальной физической подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки. Соответственно, уменьшается удельный вес средств общей физической подготовки: 50-60/4050% (первый год обучения); 30-40/60-70% (второй год обучения); 30-40/60-70% (третий год обучения) и 80-90/10-20% (четвертый год обучения).

Таблица 4 - Соотношение средств общей и специальной физической

подготовки по годам обучения, %

Раздел подготовки Этап подготовки/год обучения

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год

Общая физическая подготовка 60-70 50-60 30-40 20-30

Специальная физическая подготовка 30-40 40-50 60-70 70-80

Спортивная направленность позволяет оптимизировать основные двигательные элементы подготовки, а именно: состав тренировочных средств и методов, параметры соревновательной деятельности, структуру и содержание учебно-тренировочного процесса, применение необходимых средств индивидуального восстановления. При этом организация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле подготовки по легкой атлетике в условиях сельскохозяйственного вуза предполагает целенаправленный акцент на индивидуально ориентированную адаптацию тренирующих воздействий и взаимосвязи методологических/технологических решений [2-7].

В своих исследованиях Е.Н. Чернышева [5-7] обращает особое внимание на то, что разработку технологического подхода следует моделировать на основе комплексной целевой индивидуализации тренировочного процесса в скоростно-силовых/циклических видах легкой атлетики с учетом количественных инструментальных методов объективной регистрации состояния спортсменов и оценки их моторных/двигательных возможностей [1].

Оценка состояния спортсмена и учет выполненной нагрузки проводи-

лись ежемесячно и фиксировались в индивидуальной карте, что в целом графически отображало содержательную составляющую тренировочного процесса и его результаты на этапах подготовки (рисунок 3).

Следует указать и на то, что в процессе тренировки обязательным условием является реализация методов педагогического/физиологического контроля, который необходим для постоянного накопления материалов, характеризующих нормы тренировочных/соревновательных нагрузок, состояние различных аспектов подготовленности, динамику спортивных достижений.

Выводы

Обобщая результаты прове-д енных исследований, можно сказать, что двигательная активность занимающихся является непременным условием повышения показателей психофизического состояния, двигательной подготовленности и ведения успешной физкультурно-спортивной деятельности. Организационная структура учебно-тренировочного процесса должна п редусматривать приоритеты в вы-б оре технологических направлений в избранном виде легкой атлетики и её дальнейшую последовательную реализацию в процессе физического совершенствования.

СП - силовая подготовка

ССП - скоростно-силовая подготовка

СКП - скоростная подготовка

20

август сент окт нояб дек янв фев март апр май июнь июль

СПВ - специальная выносливость Рисунок 3 - Объём физической нагрузки в годичном цикле подготовки

Проведенный логический анализ представленной информации позволяет сделать заключение о том, что моделирование учебно-тренировочного процесса в избранном виде легкой атлетики, главным образом, базируется на концептуальной

основе, позволяющей интегрировать взаимосвязанные параметры двигательной подготовки спортсмена; создавать индивидуальные

м аршруты, которые имеют н ап р авленность на саморазвитие и ф из и ч е ское совершенствование в ц елом.

Библиографический список

1. Верхошанский Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №5. - С.45-65.

2. Никитушкин В.Г. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии: учеб. пособие / В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, Е.Н. Чернышева. - М.: Юрайт, 2017. - 217 с.

3. Физическая культура в системе высшего профессионального образования (теоретические и методические аспекты): учебное пособие для студентов, обучающихся в вузе нефизкультурного профиля / А.Е. Мусатов, Е.Н. Чернышева, О.А. Прянишникова и др. - Елец, 2011. - 226 с.

4. Черкашин В.П. Концептуально-технологические аспекты индивидуализированного построения тренировки юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики / В.П. Черкашин // Физическое воспитание студентов. - 2009. - №2. - С.47-58.

5. Чернышева Е.Н. Индивидуальные нормы физической подготовленности юных бегунов на короткие дистанции на этапе углубленной спортивной тренировки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Чернышева. - М.:ВНИИФК, 1997. - 19 с.

6. Чернышева Е.Н. Педагогический инструментарий распределения оптимального двигательного режима и контроля физического состояния студенческой молодежи ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА / Е.Н. Чернышева, Ю.В. Стрелецкая, Т.В. Калинина // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. - 2018. - №1. - С.61-71.

7. Чернышева Е.Н. Управление тренировочным процессом бегунов на короткие дистанции на основе учета индивидуальных особенностей / Е.Н. Чернышева // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №5. - С.31-36.

E-mail: elena.chernishowa@mail.ru

182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д.2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА

Тел.: (81153) 7-17-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.