Научная статья на тему 'Критерии оценки двигательного ритма в беге на средние дистанции'

Критерии оценки двигательного ритма в беге на средние дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РИТМ / MOTOR RHYTHM / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / QUANTITATIVE AND QUALITATIVE EVALUATION CRITERIA / ТЕМПО-РИТМОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ / TEMPO AND RHYTHM PARAMETERS / БЕГ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ / MIDDLE DISTANCE RUNNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева А. В.

Формирование оптимального двигательного ритма в беге на средние дистанции способствует совершенствованию качественных сторон двигательной деятельности, повышению соревновательных результатов. Контроль и управление учебно-тренировочным процессом, на основе разработанных и экспериментально обоснованных количественных и качественных критериев оценки сформированности ритмичности у студенток, занимающихся легкой атлетикой, рассматривается как необходимое условие оптимизации спортивной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUATION CRITERIA OF MOTOR RHYTHM in middle-distance running

Formation of optimal motor rhythm in middle distance running helps to improve the qualitative aspects of motor activity, increase of competitive results. Control and management of the training process, based on the developed and experimentally proved quantitative and qualitative evaluation criteria of formation of rhythm in students involved in track and field athletics is seen as a necessary condition for optimization of athletic training.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки двигательного ритма в беге на средние дистанции»

УДК 796.422

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РИТМА В БЕГЕ НА

СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

А.В. Чернышева - старший преподаватель Ульяновский государственный технический университет

Ульяновск

EVOLUATION CRITERIA OF MOTOR RHYTHM IN MIDDLE-DISTANCE

RUNNING

A.V. Chernysheva - Senior Lecturer Ulyanovsk State Technical University Ulyanovsk

e-mail: anek_1982@mail. ru

Ключевые слова: двигательный ритм, количественные и качественные критерии оценки, темпо-ритмовые параметры, бег на средние дистанции.

Аннотация. Формирование оптимального двигательного ритма в беге на средние дистанции способствует совершенствованию качественных сторон двигательной деятельности, повышению соревновательных результатов. Контроль и управление учебно-тренировочным процессом, на основе разработанных и экспериментально обоснованных количественных и качественных критериев оценки сформированности ритмичности у студенток, занимающихся легкой атлетикой, рассматривается как необходимое условие оптимизации спортивной подготовки.

Key words: motor rhythm, quantitative and qualitative evaluation criteria, tempo and rhythm parameters, middle distance running.

Summary. Formation of optimal motor rhythm in middle distance running helps to improve the qualitative aspects of motor activity, increase of competitive results. Control and management of the training process, based on the developed and experimentally proved quantitative and qualitative evaluation criteria of formation of rhythm in students involved in track and field athletics is seen as a necessary condition for optimization of athletic training.

Введение. Процесс формирования двигательного ритма занимает определенное время, длительность которого обусловлена уровнем физической и технико-тактической подготовленности спортсмена, его морфо-функциональными показателями. Для бегунов на средние дистанции характерно проявление индивидуального ритма, оценка которого осуществляется при использовании комплекса количественных и качественных критериев, совокупность которых обеспечивает полную объективную информацию об основных параметрах двигательного действия.

Значимость формирования двигательного ритма на средние дистанции обусловлена необходимостью оптимизации учебно-тренировочного процесса, что позволит при меньших временных и мышечных затратах получить более высокий спортивный результат.

Целью данной работы является разработка критериев оценки уровня сформированности двигательного ритма у студенток 17-19 лет, занимающихся легкой атлетикой (бег на средние дистанции).

Задачи:

1. Теоретико-методологическое обоснование целесообразности использования количественных и качественных критериев оценки двигательного ритма движений.

2. Разработка количественных и качественных критериев оценки двигательного ритма движений.

3. Экспериментальная проверка эффективности их использования.

Результаты и их обсуждение. Движения в различных видах спорта отличаются многообразием форм их выполнения в пространстве и во времени; динамикой, закономерностями построения элементов двигательного акта. Наиболее благоприятные предпосылки к совершенствованию двигательной деятельности создаются на основе усвоения и воспроизведения двигательного ритма. Специалисты отмечают, что двигательный ритм в разнообразных физических упражнениях формируется, и сознательно регулируется спортсменом, в соответствии с объективными закономерностями построения рациональной техники, с необходимостью решения двигательной задачи. Двигательный ритм отражает закономерную повторяемость организованной системы процессов (чередование мышечного напряжения и расслабления, ритм дыхания и т.д.), обладающих строго определенным соотношением временных, пространственных и динамических характеристик, что позволяет выделить ритмическую структуру, которая, несмотря на вариативность выполнения двигательного действия (под воздействием внутренних и внешних факторов) сохраняется и обеспечивает оптимальную технику выполнения [2, 3, 5, 6, 8].

Скорость преодоления различных беговых дистанций как основной показатель технико-тактического мастерства бегуна характеризует определенный уровень физической и функциональной готовности организма к выполнению работы заданной мощности. Одна и та же физическая нагрузка может быть выполнена с одинаковым результатом при различных энерготратах, а также нервного и мышечного напряжения. Об эффективности организации учебно-тренировочного процесса бегунов на средние дистанции можно судить по готовности спортсмена к выполнению мышечной работы заданного объема и интенсивности; по реакции организма на выполняемую физическую нагрузку, а также скорости восстановления организма после ее окончания [1, 5].

Направленная физическая подготовка обеспечивает необходимый уровень развития мышечной силы, быстроты движений, специальной выносливости, ловкости, а также точности движений, оптимальных темпо-ритмовых характеристик беговых шагов на различных отрезках дистанции при соответствующем распределении мышечных усилий. Усвоение техники беговых шагов позволяет выявить необходимое соотношение опорной фазы с фазой полета в зависимости от индивидуальных росто-весовых показателей, что обеспечивает равномерное распределение мышечных усилий и проявляется в легкости двигательных действий, установлении рационального ритма дыхания согласованного с двигательным ритмом. Следовательно, направленное формирование двигательного ритма является необходимым компонентом повышения технико-тактического мастерства бегуний на средние дистанции.

Анализ специальной литературы, материалы собственных исследований, изучение опыта ведущих тренеров позволило разработать следующие количественные и качественные критерии оценки сформированности двигательного ритма в беге на средние дистанции, обеспечивающих, в совокупности объективность полученных данных. Количественными критериями, на наш взгляд, являются:

- оптимальный темп преодоления дистанции (измеряется с помощью секундомера);

- количество беговых шагов на разных отрезках дистанции (подсчитывается с помощью специальной разметки, нанесенной в разных местах беговой дорожки).

Качественными критериями, позволяющими оценивать уровень проявления ритма беговых шагов, являются:

- рациональное соотношение опорной и безопорной фазы бегового шага;

- равномерность распределения мышечных усилий;

- степень согласованности дыхательного и двигательного ритма;

- постепенное нарастание скорости движений и сохранение устойчивого рабочего состояния.

Оптимальные темпы преодоления дистанции обусловлены уровнем общефизической и технико-тактической подготовленности спортсмена, а также его индивидуальными особенностями. Спортивная подготовленность атлета на каждом этапе подготовки характеризуется различными показателями оптимального темпа беговых шагов [4].

Количество беговых шагов также обусловлено уровнем спортивного мастерства индивида. При постоянных параметрах беговой дистанции количество беговых шагов изменяется в зависимости от их амплитуды, характера распределения мышечных усилий, показателей функционального состояния и, в первую очередь, степени согласованности дыхательного ритма с двигательным.

Для проверки эффективности использования комплекса количественных и качественных критериев, позволяющих объективно оценивать уровень сформированности двигательного ритма, нами был проведен педагогический эксперимент с участием 48 студенток 17-19 лет массовых разрядов. Были организованы контрольная группа (КГ) - 23 человека и экспериментальная группа (ЭГ) - 25 человек. Перед началом педагогического эксперимента группой экспертов, в которую входили тренеры - преподаватели по легкой атлетике, оценивался исходный уровень проявления ритмичности по следующим критериям:

- слитность двигательных действий;

- согласованность дыхательного ритма с двигательным;

- скорость восстановления дыхания после пробегания дистанции:

- длина бегового шага в начале, в середине и в конце дистанции.

Обработка полученных материалов не выявила достоверных различий по степени сформированности ритмичности у занимающихся КГ и ЭГ. Так, в КГ средняя оценка составила - 2,72±0,11 балла, в ЭГ - 2,68±0,09 (р>0,05). Кроме того, анализировались результаты соревнований в беге на 800 м. Исходные результаты в беге на 800м в КГ составили - 3,11±0,06 сек, в ЭГ - 3,13±0,08 сек. Таким образом, уровень технико-тактической подготовленности спортсменок КГ и ЭГ также был примерно одинаков, (р>0,05).

В КГ - учебно-тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой, рекомендованной федерацией легкой атлетики. В ЭГ использовались система специальных упражнений, методических приемов для формирования двигательного ритма. На основе использования разработанных нами количественных и качественных критериев оценки ритмичности беговых шагов в тренировочный процесс вносились коррективы, позволяющие целенаправленно формировать двигательный ритм.

Так, например, направленная работа по формированию мышечной силы, быстроты движений, ловкости, точности, гибкости и других двигательно-координационных качеств позволяла достигать оптимальной амплитуды движений: высокой согласованности движений верхних и нижних конечностей, способствовала установлению рационального ритма дыхания за счет улучшения показателей функционального состояния организма. Занимающиеся пробегали отрезки беговой дистанции (20-30 м) с использованием специальной разметки, что позволяло регулировать амплитуду беговых шагов. Все это, в совокупности, оказывало положительное воздействие на формирование двигательного ритма. Кроме того, широко использовались приемы изменения темпо-ритмовых параметров движений с использованием системы звуковых и световых сигналов, а также методов педагогического воздействия, обеспечивающих активизацию направленной двигательной деятельности занимающихся.

В конце педагогического эксперимента была проведено повторное тестирование с целью выявления уровня сформированности двигательного ритма. Показатель в КГ составил

3,12±0,39 балла, в ЭГ, соответственно 4,08±0,51 балла (р<0,05). Студентки ЭГ значительно повысили соревновательные результаты в беге на 800 м (2,45±0,44 сек), прирост составил 14,5%; в КГ при результате 3,01±0,28 сек, прирост равен 5,5%.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о целесообразности формирования двигательного ритма у бегунов массовых разрядов на дистанции 800 м. Применение комплекса предложенных нами количественных и качественных критериев оценки сформированности двигательного ритма, обусловит целенаправленность педагогических воздействий, рациональный выбор средств и методов, обеспечивающих формирование оптимального двигательного ритма и достижение необходимой технической подготовленности спортсменок.

Литература

1. Жилкин, А.И. Легкая атлетика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2005. - 464 с.

2. Колесников, Н.В. Методика овладения ритмо-темповой структурой стартового разгона и бега по дистанции на 100 метров : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Колесников. - Л., 1986. - 20 с.

3. Костюнина, Л.И. Влияние развития ритмичности на прирост показателей двигательных координаций на примере ловкости / Л.И. Костюнина, Л.Д. Назаренко, А.В. Чернышева // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 68-71.

4. Кряжев, В.Д. Соотношение длины и частоты шагов во время бега на дистанции у сильнейших спортсменов мира / В.Д. Кряжев, В.В. Афанасьев // Биомеханика и спорт : тез. док. республ. школы-семинара (16-19 мая 1988 г.). - Смоленск, 1988. - С. 36-37.

5. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003.- 258 с.

6. Терентьева, О.С. Формирование двигательного ритма, как фактор успешности обучения студентов институтов физической культуры маховым упражнениям в гимнастике : дис. ... канд. пед. наук / О.С. Терентьева. - Тамбов, 2005. - 158 с.

7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2003. - 480 с.

8. Шлемин, А.М. Значение ритма при обучении и тренировке гимнастов / А.М. Шлемин // Теория и практика физической культуры. - 1962. - № 2. - С. 38-40.

Literature

1. Zhilkin, A.I. Track and field athletics : a textbook for students of HEPI / A.I. Zhilkin, V.S. Kuz'min, E.V. Sidorchuk. - 2nd ed. ster. - M. : Academiya, 2005. - 464 p.

2. Kolesnikov, N.V. The method of mastering the rhythm-tempo structure start's seed and running in the 100 meters distance : Asynopsis of a thesis ... Candidate of Ped. Sciences / N.V. Kolesnikov. - L., 1986. - 20 p.

3. Kostyunina, L.I. The influence of rhythm development on the growth of motor coordination indices on the example of agility / L.I. Kostyunina, L.D. Nazarenko, A.V. Chernysheva // Theory and Practice of Physical Culture. -2007. - No. 4. - P. 68-71.

4. Kryazhev, V.D. The length and frequency correlation of steps during a running at a distance of the world's strongest athletes / V.D. Kryazhev, V.V. Afanasyev // Biomechanics and Sport : theses of reports of the Repub. Seminar School (May 16-19, 1988). - Smolensk, 1988. - P. 36-37 p.

5. Nazarenko, L.D. Tools and methods for the development of motor coordination : the monograph / L.D. Nazarenko. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2003. - 258 p.

6. Terentyeva, O.S. Formation of motor rhythm as a factor in the success of student learning at the institutes of physical culture by stroke exercises in gymnastics : synopsis of a thesis ... Candidate of Ped. Sciences / O.S. Terentyeva. - Tambov, 2005. - 158 p.

7. Kholodov, Zh.K. Theory and Methods of Physical Education and Sport : a textbook for students of HEI / Zh.K. Kholodov, V.S. Kuznetsov. - 2nd ed., rev. and add. - M. : Academiya, 2003. - 480 p.

8. Shlemin, A.M. Importance of rhythm in teaching and training of gymnasts / AM Shlemin // Theory and Practice of Physical Culture. - 1962. - No. 2. - P. 38-40.

Статья поступила в редакцию 08.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.