Научная статья на тему 'Управление системой воспроизводства трудовых ресурсов: аспекты профессиональной ориентации специалистов'

Управление системой воспроизводства трудовых ресурсов: аспекты профессиональной ориентации специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление системой воспроизводства трудовых ресурсов: аспекты профессиональной ориентации специалистов»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

которая по своей сущности относится к числу наиболее сложных в рыночной институциональной трансформации. Здесь требуются хорошо подготовленные, опытные, и - что немаловажно - некоррумпированные кадры. Такой человеческий ресурс в достаточных количествах привезти из-за рубежа невозможно, его надо долго, бережно и тщательно готовить в стране.

Но и это не все. В рыночной экономике надзор над банковской деятельностью - это лишь последняя мембранная прослойка. Ее прочность зависит от стандартов корпоративной этики, принятых в банковском сообществе, которые также не могут возникнуть сразу после объявления реформы банковской системы. В условиях дефицита соответствующих кадров, без укоренившихся этических норм неудивительны практика перекачки активов и кредитования аффилированных организаций и граждан, ненадежность банковской системы, не позволяющая банкам стать действенным инструментом перераспределения кредитных ресурсов [3].

Россия входит в десятку стран с самыми высокими рисками, что не может не сказаться на объемах привлекаемых из-за рубежа инвестиционных ресурсов. Это ещё раз доказывает, что одним из важнейших направлений государственной инвестиционной политики должно стать страхование инвестиций. Исходя из этого, на федеральном уровне необходимо постоянно работать над комплексом соответствующих мер, направленных на минимизацию странового риска России [2].

литература

1. Белкин В. Синтез макроэкономических моделей как теоретико-методологическая основа прогнозирования динамики реального ВВП: Автореф. дисс. ... докт. экон. наук. Екатеринбург, 2006.

2. ЗлаткисБ.,ПодвинскаяЕ. Управление государственным внутренним долгом // В кн.: История Министерства финансов в России. Т. 4. (1986-2002 гг.). М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Мау В. Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития // Вопросы экономики. 2002. № 7.

4. Новицкий Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной политики // Экономист. 2005. № 3.

ФИРСОВА А.Г.

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ: АСПЕКТЫ ПРОфЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Эффективность приоритетных инновационно-инвестиционных проектов развития АПК определяется качеством кадрового потенциала сельского хозяйства и уровнем профессионализма их участников, что обуславливает актуальность привлечения к обучению профессионально ориентированной молодёжи, подготовки компетентных специалистов и закрепления их в сельском хозяйстве.

Степень развития сегмента сельскохозяйственных образовательных услуг отражает возможности роста региональной экономики, развитие сельскохозяйственного производственного потенциала. Это требует разработки гибкой маркетинговой стратегии позиционирования сельскохозяйственных вузов на рынке образовательных услуг, создания оптимальных условий взаимодействия потребностей и продуцентов этих услуг на региональных рынках образовательных услуг и труда.

В сельскохозяйственной отрасли на фоне негативной демографической ситуации, которая характеризуется деформированной структурой сельского населения по возрастам и соотношению полов, дифференциацией её по регионам и сельским поселениям, и неблагополучного экономического состояния сельскохозяйственных организаций сохраняется тенденция ухудшения кадрового потенциала, которая характеризуется снижением числа специалистов

с высшим образованием, увеличением числа практиков, занимающих должности руководителей и специалистов и наличием дефицита профессиональных кадров.

По данным Министерства сельского хозяйства России [3] в Южном федеральном округе (ЮФО) общая численность руководителей и специалистов с 2000 г. по 2006 г. снизилась на 16,4%, что составляет около 92,5 тыс. человек и обеспечивает 96,6% их штатно-нормативной потребности. Удельный вес работников, имеющих профессиональное образование, в ЮФО составляет 66,2% (в целом по АПК России - 61%). Профессионально-квалификационная структура кадров руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий в ЮФО в 2005 г. имеет следующий вид: с высшим образованием - 39,4%, средним профессиональным образованием - 50,8%, без профессионального образования - 9,9% (в Ростовской области соответственно - 35,4%, 52,8%, 11,8%; в Краснодарском крае соответственно - 34,8%, 54,2%, 11%). В основных службах сельскохозяйственных организаций повысился уровень замещения должностей главных специалистов работающими со средним профессиональным образованием - до 30,5%, практиками - до 3,3%. Из них 23,3% обучается заочно в аграрных образовательных учреждениях.

В сельской местности Ростовской области структура социально активного населения хуже, чем в городах области. Около 24% сельского населения приходится на долю лиц старше трудоспособного возраста и этот показатель имеет тенденцию к увеличению. Доля трудоспособного населения не превышает 55% от числа постоянного сельского населения при уровне безработицы 12%. В предпенсионный возраст вступила значительная часть работников массовых профессий, а занимаемые ими рабочие места малопривлекательны для молодежи [2].

По данным ВНИИ экономики и нормативов (Ростов-на-Дону) в настоящее время в сельском хозяйстве Ростовской области наблюдается существенный дефицит специалистов с высшим образованием, который оценивается примерно в две тысячи двести человек [1].

Сложившаяся ситуация в сельском хозяйстве Ростовской области объясняется низкой мотивацией труда в сельскохозяйственном производстве и неразвитостью социальной сферы на селе, что приводит к низкой закрепляемости молодых специалистов в сельском хозяйстве (в среднем 9%). Это определяет характерные особенности современного аграрного рынка труда: ухудшение качества кадров по сравнению с профессиональным составом работников других отраслей; несоответствие качества кадров задачам формирования конкурентоспособного многоукладного сельского хозяйства; меньшая подвижность сельских жителей, т.к. они склонны к стабильности места работы и проживания; ограниченность предложения рабочих мест и др.

Всё это приводит к негативным тенденциям в сельском хозяйстве: формирование значительных социальных контингентов и выделение территорий, для которых характерна деградация человеческого капитала. Эти тенденции, в свою очередь, обуславливают: депопуляцию, сокращение численности в трудоспособном возрасте; моральный износ квалификации и образования; отсутствие возможности и желания получить современное образование. Резкий спад рождаемости привёл в 2004 г. (по сравнению с 1998 г.) к сокращению на 43,2% численности молодёжи в возрастной группе 10-14 лет, что существенно влияет на дефицит рабочей силы на селе и значительно осложняет комплектование профессиональных образовательных заведений.

Возвращение молодых специалистов и закрепление их на селе - задача первостепенной важности для сохранения села и сельскохозяйственного производства. Низкий процент за-крепляемости выпускников вузов в сельском хозяйстве Ростовской области объясняется не только традиционно низкой мотивацией труда и неразвитостью социальной сферы на селе, но и системным увеличением числа обучаемых в государственных вузах области студентов из других регионов ЮФО. За период с 1997 по 2007 гг. их численность увеличилась до 32% от общего числа принятых в вузы, а в сельхозвузах - до 33%. Т.е. ежегодно наблюдается системный отток молодых специалистов в другие регионы ЮФО, в то время как специализированные службы утверждают, что в Ростовской области наблюдается перепроизводство специалистов с высшим образованием.

Такое положение актуализирует задачу совершенствования системы подготовки и использования кадров сельского хозяйства, формирования новой рыночной конкурентоспособной стратегии управления, приоритетным направлением которой является совершенствова-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

ние структуры и качества подготовки специалистов, осуществление мер по их эффективному использованию по полученным специальностям и закреплению на селе. В связи с этим резко возрастает необходимость активизации работы по профессиональной ориентации выпускников сельских школ на работу в сельскохозяйственном производстве и продолжения образования в аграрных учебных заведениях высшего профессионального образования.

В условиях отсутствия эффективного регулирования рынка образовательных услуг сельскохозяйственные вузы вынуждены самостоятельно разрабатывать конкурентные образовательные стратегии на отдельно выделенных рыночных сегментах образовательных услуг (инженерном, технологическом, гуманитарном и др.). Анализ функционирования маркетинговых устремлений сельскохозяйственных вузов на соответствующих сегментах рынка образовательных услуг позволяет определить основные элементы конкурентных преимуществ представляемых образовательных услуг, основными из которых являются: определение территориальных границ (регионализации) соответствующего рыночного сегмента; оценка объёма и структуры платёжеспособного спроса; разработка и реализация механизма продвижения образовательных услуг на внутренний (региональный) и внешний рынки.

При этом особое внимание уделяется вопросам качества состава абитуриентов по таким позициям, как количество выходцев из сельской местности и регионов, где специалисты данного профиля подготовки будут востребованы, а также по гендерному и возрастному составу, т.к. сельскохозяйственные вузы обязаны, в первую очередь, рекрутировать для обучения жителей сельских регионов. Выпускник сельской школы лучше всего знаком с аграрным производством, с укладом жизни селян и с большей вероятностью, нежели горожане, возвратится после окончания вуза для работы в сельское хозяйство. Кроме того, профессионально ориентированные студенты с большей прилежностью изучают нужные им в будущей деятельности дисциплины.

В последние десятилетия проявляется феномен регионализации профессионального образования, основными факторами которого являются формирование региональных рынков труда, преимущественно в крупных городах и поселениях; распад отраслевых образовательных систем; снижение территориальной мобильности населения, усиленная необходимостью поиска работы в районе постоянного места жительства. Кроме этого, немаловажное значение имеют экономические возможности получения высшего профессионального образования в крупных образовательный центрах. По данным проведенных исследований до 85% абитуриентов вузов представляют население региона - субъекта Российской Федерации, где располагаются вузы, и «проблема выбора высшего учебного заведения часто увязывается не с профилем его подготовки, а с позицией географических и коммуникационных соображений, с возможностью максимально простого и минимально затратного проезда от места жительства родителей до вуза» [4]. Проявляющиеся тенденции регионализации образования показывают, что происходит локализация студенчества по географическому и коммуникационному признакам, а образовательная мобильность молодёжи нуждается в дальнейшем исследовании и учёте, что, в конечном итоге, определяет территориальные границы соответствующего рыночного сегмента предлагаемых образовательных услуг.

Рыночные преобразования в профессиональном образовании уже привели к сокращению численности населения в сельской местности с профессиональным образованием вследствие отсутствия возможностей и желания получать современное образование. В первую очередь с этим столкнулись сельскохозяйственные высшие учебные заведения, у которых возникли трудности с набором студентов, вызванные низкой мотивацией труда в сельскохозяйственном производстве, падением престижности инженерного сельскохозяйственного образования, ростом масштабов платного обучения, усиления конкуренции в сфере образовательных услуг. И всё это на фоне резкого снижения эффективности сельскохозяйственного производства и системного снижения обеспеченности отрасли специалистами с высшим образованием.

Тенденции развития рынка образовательных услуг Ростовской области и связанного с ним рынка труда специалистов с высшим образованием можно проследить по уровню и качеству приёма студентов в государственные вузы за период 2002-2007 гг. (выпуск 2007-2012 гг.).

Проведенные исследования свидетельствуют о системном снижении количества специалистов из жителей Ростовской области, обучающихся в сельскохозяйственных вузах, которые

могут восполнить дефицит кадров в сельском хозяйстве области. Кроме этого, на рынок труда специалистов в значительной мере влияет структура обучаемых - соотношение школьников выпускников года приёма, проживающих в селе-городе, мужчин в разрезе специальностей и по специализированным вузам.

Одной из важных проблем набора в вузы, в т.ч. и сельскохозяйственные, является профессиональная ориентация студентов на определённые специальности, пригодность их к определённым видам деятельности. За период 2002-2007 гг. наблюдается высокий уровень приёма в вузы школьников - выпускников школ года приёма, процент которых при практически неизменных цифрах бюджетного приёма достиг в 2007 г. по всем вузам области 81,1% от числа зачисленных, превысив на 24% контрольные цифры приёма. По сельскохозяйственным вузам - до 89,4% при снижении числа школьников из других регионов ЮФО до 70,6% в 2007 г., т.е. четверть поступивших школьников и в дальнейшем обучаемых студентов проживает в других регионах ЮФО.

Социологические опросы студентов не дают возможности представить, что преобладающее число поступивших школьников профессионально ориентированы для работы в сельском хозяйстве или смежных с ним отраслях и будущие выпускники вузов, неудовлетворённые полученной специальностью, не захотят работать на селе и укреплять сельское хозяйство.

Студенты, поступающие в вузы по результатам ЕГЭ, изначально практически профессионально не ориентированы, на момент поступления в вузы мало задумываются о своей будущей профессии, а озабочены проблемой «пристроить» свои результаты по ЕГЭ на престижные специальности в крупном образовательном центре. В среднем за 2003-2007 гг. в сельскохозяйственные вузы по результатам ЕГЭ поступило 38% школьников из Ростовской области. Преимущество при поступлении в вузы имеют выпускники городских школ, как имеющие более высокие результаты ЕГЭ и проживающие по месту расположения вуза. Имея соответствующий уровень образования, выпускники сельских школ вынуждены поступать в вузы, в т.ч. и сельскохозяйственные, без желания или на коммерческой основе (лишь бы поступить, а там разберёмся).

Наблюдается резкое расслоение обучаемых в вузах по признаку городские и сельские жители. За период 2000-2007 гг. произошло системное снижение числа поступивших в вузы сельских жителей из числа проживающих в Ростовской области. Их число в сельскохозяйственных вузах достигло в 2007 г. 73,6% от числа зачисленных из Ростовской области, в других вузах - 25,4%, при росте числа студентов из других регионов ЮФО. Данное положение свидетельствует о предрасположенности сельских жителей к получению образования в крупных образовательных центрах, достаточно близко расположенных к их родным местам.

В сельскохозяйственные вузы поступают профессионально малоориентированные молодые люди, среди которых высокий уровень городских жителей. Такое положение привело и будет вести в дальнейшем к осложнениям в кадровом обеспечении сельского хозяйства области, т.к. число городских жителей и жителей из других регионов ЮФО, обучающихся в сельскохозяйственных вузах в 2007 г., достигло 50% от общего числа поступивших.

Количество студентов, поступающих в сельскохозяйственные вузы по договору на коммерческой основе, стабилизировалось на уровне 20% от числа зачисленных, в то время как в остальных вузах области этот показатель системно растёт и достиг в 2007 г. 38%. Это свидетельствует о том, что будущие выпускники, обучающиеся на коммерческой основе, в период 2007-2012 гг. в большинстве своём практически потеряны для соответствующих отраслей и рост их числа по разным причинам уже привёл и будет приводить к ощутимому кадровому «голоду» в агропромышленном комплексе Ростовской области.

Одной из проблем насыщения регионального рынка труда специалистами с высшим образованием является гендерный аспект его формирования. В вузах системно снижается количество обучаемых мужчин в возрасте 18-20 лет, которое сократилось до 45-48% от числа зачисленных. Это свидетельствует о том, что у экономики области проявляется «женское лицо» со всеми вытекающими последствиями (замужество и дети - снижение профессиональной мобильности, переезд в другой регион, закрепление в городе, безработица, снижение карьерных устремлений, переход на работу в сопутствующие отрасли и т.д.). Кроме этого, необходимо учитывать, что среди отчисляемых в течение срока обучения мужчины составляют большинство.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Современное состояние агропромышленного сектора экономики и социальная сфера сельских поселений не способствует привлечению специалистов - выпускников вузов для работы на селе. Регионализация рынка образовательных услуг, т.е. ориентация вузов образовательных центров в большей степени на «своего» городского жителя, в сочетании с высокой их стоимостью, привела к локализации не только индустриального, но и сельскохозяйственного образования. Выпускники сельских школ стали неконкурентоспособными в сравнении со своими сверстниками горожанами. С введением ЕГЭ сельскохозяйственные вузы отстраняются от активного участия в определении профессиональной пригодности будущего специалиста к работе на сельскохозяйственном предприятии и к жизни на селе. В условиях преимущественного приёма в вузы школьников-выпускников текущего года приёма при различном соотношении количества горожан и сельских жителей, мужчин и женщин, обучающихся на бюджетной основе и платной форме обучения, трудно прогнозировать их будущие предпочтения в выборе профессии и жизни на селе.

Таким образом, в настоящее время ключевой проблемой в развитии предпринимательства в сельском хозяйстве является дефицит специалистов соответствующей профессиональной подготовленности, тенденции которого имеют системный характер, низкий уровень квалификации лиц, принимающие и реализующие решения по развитию сельскохозяйственного производства, ограниченность масштабов применения инноваций. Сельское хозяйство практически не обновляет ассортимент своей продукции, а выпускающая продукция пользуется неэластичным спросом.

Достаточно сложно в перспективе при кадровом «голоде» будут решаться вопросы внедрения новшеств на стадиях проектно-технологической разработки и освоения производства. Проектно-технологические работы требуют высококвалифицированных и творческих работников, призванных адаптировать новшества к конкретным условиям использования. Освоение производства тем более требует высококвалифицированных специалистов для технического оснащения производства и обучения работников, производственных испытаний на соответствие технико-экономическим параметрам на всех стадиях освоения, при необходимости доработки новшества.

В этих характерных особенностях аграрного рынка труда ФГОУ ВПО «Новочеркасская государственная мелиоративная академия» (НГМА), в условиях реализации конкурентной стратегии управления и формирования спроса и предложения на выделенных сегментах рынка образовательных услуг сельскохозяйственного профиля, устраняя опасность вынужденной изоляции вуза в пределах Ростовской области, распространяет своё влияние на другие регионы ЮФО.

С целью определения эффективности маркетинговой стратегии НГМА был проведен развёрнутый анализ рынка образовательных услуг ЮФО по специальности «Мелиорация, рекультивация и охрана земель». При обеспечении сельского хозяйства специалистами данного направления складывается напряжённая обстановка.

Основными конкурентами НГМА по предоставлению образовательных услуг по специальности «Мелиорация, рекультивация и охрана земель» в ЮФО являются Волгоградская ГСХА, Кубанский ГАУ, Кабардино-Балкарская ГСХА. Была собрана информация об обеспеченности потребности мелиоративной подотрасли АПК для функционирования действующих мелиоративных систем и структур их обеспечения выпускниками данных высших учебных заведений за период 2003-2007 гг.

Имеющиеся статистические данные свидетельствуют о том, что в составе обучающихся мелиораторов значительное число городских жителей, в том числе постоянно проживающих в образовательном центре (Волгоград, Краснодар и др.), а также жителей соответствующего региона. Данные о составе выпуска студентов 2003 и 2007 годов приведены в таблице 1.

Данные таблицы свидетельствуют об устойчивости сложившегося соотношения горожан и сельских жителей в составе студентов - мелиораторов ЮФО. В ВГСХА, КБГСХА, КубГАУ принимается до 20% сельских жителей, в отличие от этих вузов в НГМА наблюдается тенденция увеличения числа выпускаемых специалистов из числа сельских жителей, что свидетельствует о планомерной профориентационной работе в удалённых сельских районах Ростовской области и регионов ЮФО.

Как правило, количество жителей образовательных центров превышает количество сту-

дентов, прибывших из других отдалённых городов и сельских районов. Из этого контингента студентов большинство выбрало соответствующую специальность не из престижности, а из территориальных соображений обучения «дома». Большая часть из них определённо не будет работать на селе по выбранной специальности.

Таблица 1

Данные о составе выпускаемых специалистов (в % от их общего количества) в 2003 и 2007 гг.

Вуз Горожане и жители 30-ти километровой зоны от образовательного центра, обучающиеся в вузе, % Выпуск специалистов - жителей соответствующего региона

2003 г. 2007 г. 2003 г. 2007 г.

ВГСХА 78,6 80,2 94,4 96,2

КБГСХА 92,2 83,6 97,8 93,6

КубГАУ 81,4 79,4 92,9 100,0

НГМА 49,8 41,4 67,0 49,4

Острую проблему для обеспечения территорий орошаемого земледелия специалистами мелиораторами представляет «замкнутость» вузов на субъект Федерации (по месту расположения учебного заведения), которые практически не готовят специалистов для других субъектов ЮФО. При такой региональной замкнутости очень низка вероятность переезда специалистов мелиораторов в субъекты, где подготовка таких специалистов не ведётся по разным причинам, но где существуют значительные массивы орошаемых земель (Астраханская область, Калмыкия, Ставропольский край, Чеченская республика и другие субъекты ЮФО).

Выполненный анализ образовательной мобильности студентов, поступающих на специальность «Мелиорация, рекультивация и охрана земель», территориальных границ влияния вуза и локализации соответствующего сегмента образовательных услуг, свидетельствует о том, что за период 2003-2007 гг. сферы влияния исследованных вузов существенно не изменились, размеры которых, очерченные радиусом от образовательного центра составляют для КБГСХА в среднем 70 км, для КубГАУ - 170 км, для ВГСХА - 275 км, для НГМА - 425 км. Резкое увеличение показателей по степени охвата сельскохозяйственных районов у НГМА свидетельствует о динамично развивающейся стратегии по улучшению качественного состава абитуриентов по организации набора будущих специалистов из зон орошаемого земледелия, расположенных в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Калмыкии и других регионах (более 50% выпускников постоянно проживает за пределами Ростовской области).

На уровне конкретно взятого высшего учебного заведения соответствующего профиля основными элементами конкурентных преимуществ предоставляемых образовательных услуг являются: локализация территориальных границ соответствующего рыночного сегмента; оценка объёма и структуры спроса на предлагаемые образовательные услуги (подготовка по лицензируемым специальностям); механизм стратегического продвижения образовательных услуг соответствующего профиля на региональном и внешнем рынках; системный мониторинг спроса через территориальные профориентационные структуры; опережающее развитие спектра предлагаемого дополнительного образования при получении основного на основании мониторинга спроса на профессии в территориальных границах соответствующего рынка.

Специализированные подразделения НГМА проводят комплексные маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и потребности рынков труда в сельскохозяйственных районах, изучение спроса на образовательные услуги, предложения образовательных услуг со стороны вузов, расположенных на соответствующих территориях, а также развитие конкурентных преимуществ предлагаемых специальностей. Получаемая информация в рамках сегментации рынка образовательных услуг позволяет разрабатывать в каждом конкретном случае гибкую маркетинговую стратегию продвижения образовательных услуг соответствующего профиля.

Оценку спроса потенциальных потребителей предлагаемых образовательных услуг проводят с учётом уровня платёжеспособности и социально-экономического положения, по-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

тенциального взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, т.к. положение на соответствующем рынке зависит от экономического состояния отрасли, для которой вуз осуществляет подготовку специалистов. Учитывается, что спрос на образовательные услуги формируется под воздействием изменений на рынке труда и характеризуется инерционностью реакции потребителей, что вызывает волновые процессы изменения спроса на рынке образовательных услуг.

Осуществляя системный мониторинг спроса через территориальные профориентационные структуры, вуз одновременно изучает спрос на специалистов различного профиля по цепочке «вуз-студент-предприятие». Это даёт возможность определить потенциальную возможность обеспечения предприятий и отрасли молодыми специалистами на ближайшую перспективу. Одновременно реализуется инициатива вуза, с учётом колебаний спроса на рынке труда, к будущим специалистам по получению дополнительного образования в соответствующих сферах.

Проводимые маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и взаимодействия его с рынком труда обеспечивают совершенствование стратегии управления образовательным процессом, качественное изменение образовательных технологий, что устраняет несоответствия между объективной потребностью производства в компетентных кадрах и недостаточным уровнем профессиональной подготовки выпускников.

Проведенный анализ позволил установить, что для совершенствования стратегии управления и выполнения миссии специализированного вуза необходимо учитывать образовательную мобильность сельского населения, востребованность специалистов необходимого профиля подготовки и географические границы отраслевых профессионально-образовательных округов, которые определяются целенаправленным формированием образовательных пространств вузов по гарантированному обеспечению сельскохозяйственных структур специалистами.

Все действия по учёту объективных потребностей сельскохозяйственного производства наиболее эффективны будут при условии использования результатов постоянно проводимого мониторинга конкурентоспособности предлагаемых образовательных услуг, эффективно построенной и динамично развивающейся профориентационной работы, максимально приближенной к местам проживания потенциальных будущих специалистов, и позиционирования их на региональных рынках и должны определяться не увеличением приёма всех желающих получить высшее профессиональное образование, а расширением приёма профессионально ориентированных и подготовленных к работе на сельскохозяйственных предприятиях абитуриентов.

Совершенствование стратегии управления сельскохозяйственным вузом в целях формирования эффективной системы обеспечения организаций кадрами управления позволит: оптимизировать размещение государственного заказа на подготовку кадров, систему мер по увеличению целевой подготовки сельской молодёжи на контрактной основе; создать эффективный механизм продвижения образовательных услуг, направленный на профессионально ориентированных субъектов; постоянно совершенствовать структуру и качество подготовки специалистов, эффективнее использовать их по полученным специальностям; своевременно обеспечить сельскохозяйственные организации высококвалифицированными специалистами, отвечающими современным требованиям деятельности в условиях рынка; систематически проводить мониторинг количественных и качественных характеристик кадров управления и современного состояния системы их воспроизводства для создания необходимой базы данных по выработке гибкой кадровой политики и принятия обоснованных управленческих решений по кадровому обеспечению отрасли на системной основе, реализуя принципы преемственности и непрерывности подготовки, целостности и согласованности образовательного и информационного пространства; осуществлять модернизацию организационной структуры управления вузами, адекватной сложившейся ситуации на рынке образовательных услуг и рынке труда.

Реализация направлений по совершенствованию управления системой воспроизводства трудовых ресурсов сельского хозяйства, ориентированные на потребности реального сектора экономики, будет способствовать:

- объединению ресурсов образовательных, научных и проектных учреждений, производственных и эксплуатационных организаций сельскохозяйственного профиля в це-

лях согласования интересов и потребностей хозяйствующих субъектов и вузов;

- совершенствованию связей с потребителями образовательных услуг, что позволит повысить качество и эффективность использования человеческого капитала;

- прямому участию экономического сообщества в разработке образовательных программ специальностей, востребованных в краткосрочной перспективе на рынке труда;

- процессам взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в условиях развития инновационно ориентированной экономики территорий и субъектов Федерации;

- проведению концептуальной профориентационной работы, основной целью которой является обеспечение вовлечения экономически активного населения в систему социально-экономических отношений в условиях становления рынка труда;

- развитию системы непрерывного профессионального образования (профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров), ориентированной на инновационные стратегии развития, обеспечивающие адекватность состоянию рынка труда агропромышленного комплекса.

литература

1. Василенко В.Н., Кузнецов В.В., ГвозденкоА.П. и др. Программа кадрового обеспечения АПК Ростовской области на 2002-2005 годы / Ростов н/Д.: ВНИИЭиН, 2002.

2. Емельянов В.В., Кузнецов В.В., Самойлова М.А., Гвозденко А.П. и др. Мониторинг социально-трудовой сферы села. Ростов н/Д.: ВНИИЭиН, 2002.

3. Кадровое обеспечение сельскохозяйственных организаций Российской Федерации (20012005 гг.) / Под общей редакцией В.Е. Бердышева, А.В. Козлова. М.: ФГНУ «Росинформагро-тех», 2006.

4. Медик В.А., ОсиповМ.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровья. М.: Логос, 2003.

5. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад / Руководитель авторского коллектива В.М. Филиппов. М.: Логос, 2006.

ШАХТАМИРОВ И.Я.

методологические подходы к оценке инвестиционного климата региона

Основным приоритетом в современной инвестиционной политике всех без исключения субъектов Российской Федерации является формирование, поддержание и усиление конкурентных преимуществ регионов в области привлечения инвестиций для ускорения на этой основе темпов своего социально-экономического развития. Это означает, что главной целью инвестиционной политики следует считать улучшение инвестиционного климата в регионе - повышение его инвестиционной привлекательности для инвесторов и уровня их инвестиционной активности.

В соответствии с принятым методическим подходом, наиболее общей характеристикой состояния инвестиционной сферы региона применительно к формированию частных инвестиций является его инвестиционный климат, который представляет собой сложившуюся за ряд лет совокупность различных природно-географических, социально-экономических, экологических, политических и др. условий, определяющих масштабы (объем и темпы) привлечения частных инвестиций в основной капитал. В соответствии с методологией СОПС инвестиционный климат характеризуется двумя основными интегральными показателями -инвестиционной привлекательностью региона и инвестиционной активностью в нем.

Инвестиционная привлекательность региона представляет собой совокупность различных объективных предпосылок, возможностей и ограничений, обусловливающих инвестиционную активность в регионе. Инвестиционная привлекательность региона формируется

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.