Научная статья на тему 'Особенности функционирования рынка услуг высшего профессионального образования в республике Калмыкия'

Особенности функционирования рынка услуг высшего профессионального образования в республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сангаджиев Б. В., Барваева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования рынка услуг высшего профессионального образования в республике Калмыкия»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Такая ситуация служит тормозом для экономического развития республики и ее муниципальных образований, приводит к неэффективному использованию трудового потенциала, дисквалификации персонала, социальной напряженности.

Население трудоспособного возраста, а особенно молодежь от 16 до 29 лет, обладающее наиболее высокой подвижностью, старается покинуть территории с неэффективной экономикой и слабо развитой социальной сферой. Происходит отток наиболее качественной составляющей трудового потенциала республики из села в город, а также в другие динамично развивающиеся, привлекательные в инвестиционном плане регионы и мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург).

1. Калмыкия в цифрах. Статистический сборник. Госкомстат Республики Калмыкия. - Элиста, 2002 г.

2. Уровень жизни населения Республики Калмыкия. 2008: Стат. сборник / Калмыкиястат - Элиста, 2008 г.

3. Данные Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия.

4. Калмыкия в цифрах. Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Республики Калмыкия. - Элиста, 2008 г.

САНГАДЖИЕВ Б.В., БАРВАЕВА Е. В.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

Настоящая статья посвящена анализу тенденций развития рынка услуг высшего профессионального образования (ВПО) в Республике Калмыкия с целью определения состояния и перспектив развития системы ВПО на региональном уровне. Описание эволюции региональной системы высшего образования сфокусировано на ее потенциале, который определяется наличием образовательных учреждений, преподавателей, контингента студентов и их востребованности на рынке труда за период с 2005 г. по 2009 г.

За годы реформ и экономического кризиса, поразившего экономику России, на рынке труда сформировались устойчивые диспропорции между спросом и предложением рабочей силы. Результатом этого явилось появление на рынке труда невостребованных работников и недоиспользование трудового потенциала. При этом особую тревогу вызывает положение выпускников учебных заведений профессионального образования, невостребованных обществом в самом начале трудового пути, вследствие недостаточного уровня подготовки и отсутствия опыта работы.

Доля выпускников учебных заведений в общем объеме предложения рабочей силы на рынке труда Калмыкии, в течение исследуемого периода, стабильна и составляет 3%-4 %.

Обзор данных официальной статистики показал, что система начального и среднего профессионального образования Республики Калмыкия в наибольшей степени испытывает давление ключевых факторов социально-экономической среды. Базовое сокращение численности учащихся в учреждениях начального образования (НПО) и среднего профессионального образования (ССУЗов) составило 9,3% и 14,9% соответственно, в то время как базовый прирост численности студентов учреждений ВПО составил 16,6 %. Следовательно, именно ВПО - наиболее динамично развивающийся уровень образовательной системы Калмыкии.

Несмотря на кризисные явления в социально-экономическом положении страны, число учреждений ВПО неуклонно росло. Этот количественный рост сопровождался формированием новой организационноправовой структуры ВПО: появление негосударственных вузов, рост числа государственных вузов, распространение практики создания филиалов, представительств дистантной формы обучения.

Однако в последние годы наблюдается повсеместное сокращение количества учреждений ВПО. Юридическая база сокращения обусловлена вопросами государственной аккредитации, а также усилением демографического кризиса. Тенденция снижения численности учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) образовании прослеживается на всей территории Южного федерального округа (ЮФО). Ежегодное падение показателя численности выпускников школ составляет в среднем 8%. В Калмыкии сокращение

56

№ 2(21), 2010 г.

происходит более низкими темпами - около 3%. Но в перспективе демографическая яма станет глубже, поскольку численность детей старшего дошкольного и школьного возраста имеет тенденцию к снижению. В 2009 году показатель сократился на 4,5% по сравнении с предыдущим годом.

На начало 2009/10 учебного года образовательное пространство Калмыкии характеризуется наличием 8 единиц учреждений ВПО, из них 5 государственных. В республике на сегодняшний день действует 1 государственный университет и 4 филиала различных государственных вузов РФ, головные отделения которых находятся за пределами региона, а также 3 филиала негосударственных учреждений ВПО. За последние пять лет число государственных учреждений высшего образования стабильно, сжатие частного сектора привело к прекращению существования 2 негосударственных вузов.

В целом контингент образовательных учреждений высшего образования региона насчитывает 13,4 тыс. человек, то есть, каждый 21 житель республики получает высшее образование. Показателем повышения образовательного уровня населения республики является рост числа студентов на 10 тыс. человек населения. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» государство гарантирует обучение в вузах за счет бюджета 170 человек на 10 тыс. населения. В Калмыкии показатель достиг данного уровня уже к 1995 году. В настоящий момент этот показатель равен 473 человека (базисный прирост более 18 %). Учитывая, что в эти годы население республики постоянно уменьшалось, а спрос на образовательные услуги ВПО быстро рос, число студентов на 10 тыс. человек превышает среднее значение по ЮФО (434 человека). Рост показателя в динамике свидетельствует о высоком уровне доступности образования, не в последнюю очередь, благодаря увеличению направлений подготовки специалистов высшей квалификации.

Треть занятого населения региона имеет высшее образование, что свидетельствует о высокообразованности трудовых ресурсов республики. Разумеется, что уровень развития современных технологий и региональной экономики зависит в первую очередь от интеллектуального потенциала населения и, следовательно, от уровня развития высшего образования. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30 % взрослого населения имело высшее образование. Однако следствием этого может быть вымывание с рынка труда лиц с невысокой образовательной подготовкой, и экономика столкнется с дефицитом низкоквалифицированной рабочей силы.

Согласно статистическим данным в 2009 году на рынок труда республики вышли 7704 выпускника дневных отделений учреждений профессионального образования. Из них 5213 чел. (68%) - выпускники вузов, 1093 чел. (14%) - выпускники ССУЗов и 1398 чел. (18%) - выпускники учреждений НПО. То есть соотношение составляет 3,7:0,8:1. Другими словами, на одного рабочего подготовлено 4-5 руководителя и специалиста. Поскольку, экономика Калмыкии базируется на сельском хозяйстве и главной отраслью экономики является животноводство, очевидно, что специалисту с высоким уровнем квалификации найти работу по специальности проблематично. Таким образом, одной из главных причин безработицы среди выпускников вузов, является несоответствие их профиля подготовки структуре экономики региона.

Тем не менее, анализируя динамику численности студентов в учреждениях высшего образования республики можно сделать вывод об устойчивой тенденции к росту. Контингент студентов за последние пять лет увеличился в 1,17 раза. Анализ динамики контингента и приема студентов показал, что значительный прирост связан с развитием системы обучения с полным возмещением затрат. Базисный темп роста количества студентов государственных вузов и их филиалов составил 1,07 раза. Развитие же рынка коммерческих образовательных услуг, предоставляемых негосударственными вузами, демонстрирует более интенсивный рост - 1,52 раза. Доля студентов, обучающихся в коммерческих учреждениях ВПО, увеличилась на 6,2 %., составив 26,8 % от общего числа. Тем не менее, количество студентов государственных вузов и их филиалов в среднем в 3 раза больше, чем обучающихся в «коммерческих» вузах.

Также в процессе исследования определено, что государственные и негосударственные вузы ориентированы на разные сегменты рынка. Если в 2005 году на 1 студента очного отделения «коммерческого» вуза приходилось 6 студентов-очников государственного, то в 2009 году соотношение составляет 1 к 8, поскольку базисное сокращение принятых на дневную форму обучения в негосударственных вузах составило 55 %. Напротив, можно наблюдать увеличение численности студентов-заочников. Базисный темп роста в государственных учреждениях ВПО составил 25,3%, а в негосударственных - 97,7%.

И, несмотря на то, что в абсолютном выражении государственные вузы набирают заочников (в том числе и «платников») больше (в среднем за анализируемый период 4482 студентов против 1997), доля заочников в негосударственных гораздо выше, чем в государственных - 73% и 48% соответственно. Таким

57

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

образом, на фоне демографического кризиса, вузы региона в основном ориентированы на работающее население, заинтересованное в получении высшего образования.

При выявлении региональных особенностей развития рынка услуг ВПО рассматривалось также соотношение бюджетных и внебюджетных мест, определяемых неравномерностью государственного финансирования. С началом реформирования системы высшего образования и ее переходом на рыночные отношения государственные ассигнования на нужды образования все больше сокращаются. В этих условиях вузы вынуждены привлекать дополнительные источники финансирования, самым стабильным из которых стала подготовка студентов на коммерческой основе. В рассматриваемом периоде доля студентов, обучающихся за счет бюджета в государственных вузах и их филиалах, снизилась на 4%, соответственно увеличилась доля «коммерческих» студентов. Несмотря на то, что при сравнении абсолютных показателей численности «коммерческих» студентов, лидируют государственные вузы (в 2,7 раза больше), темпы роста численности студентов в негосударственных вузах опережают - в 2008/09 уч. году разрыв был максимальным 51%. Подобный прирост количества учащихся во многом является результатом инвестиций в образование самого населения. В 2009/10 уч. году соотношение бюджетного и коммерческого наборов (с учетом негосударственных вузов) составило 9% к 91%. То есть, объем сбыта бесплатных образовательных услуг примерно в 10 раз меньше сбыта коммерческих.

Также были рассмотрены такие показатели состояния системы образования как численность профессорско-преподавательского состава в вузах и соотношение «преподаватель-студент». Несмотря на обострение кризисной социально-экономической обстановки в стране численность основного профессорскопреподавательского состава государственных учреждений ВПО сохраняла стабильность. Однако численность профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов резко сократилась. Рост этого показателя наблюдался вплоть до 2007 года, хотя увеличение количества преподавателей незначительно - 2,2%. В 2009 году ситуация ухудшилась и базисное сокращение составило 64,7%. Качественная же характеристика потенциала негосударственных учреждений ВПО претерпела незначительные улучшения: доля докторов наук увеличилась на 3%, кандидатов наук - на 7%.

Значительный прирост студентов (более 16%) привел к изменению такого важного для вузов показателя как соотношение «преподаватель-студент». Прирост числа преподавателей был гораздо ниже прироста числа студентов: 0,2% и 7,5% в государственных вузах; в негосударственных вузах прирост студентов составил 52% , в то время как численность преподавателей сократилась на 64,7%. Это является отрицательным фактором в развитии образовательного потенциала высшей школы, поскольку увеличение нагрузки преподавателей сказывается на подготовке специалистов. Если в 2005 году в вузах республики приходилось в среднем 15,3 студента в расчете на 1 преподавателя, то к 2010 году уже - 22,1 студента. Нагрузка на преподавателя увеличилась на 44%. Не нужно обладать богатой фантазией, чтобы представить, как перечисленные негативные явления могут произойти без существенного ущерба для общего качества образования.

Анализ тенденций развития регионального рынка услуг ВПО требует наличия полной и адекватной статистической базы, наличие в государственной статистике показателей, характеризующих явление. Однако в настоящее время состояние государственной статистики образования и занятости населения значительно отстает от реалий времени и характеризуется показателями, не позволяющими проводить экономический анализ в полной мере. Так, в виду отсутствия официальной информации о динамике численности студентов в разрезе по специальностям подготовки и показателей трудоустройства выпускников всех вузов и их филиалов, объектом исследования определена система ВПО республики на примере ведущего вуза - Калмыцкого государственного университета (КГУ).

Анализ выпуска специалистов КГУ по укрупненным группам специальностей (УГС) выявил, что удельный вес выпускников УГС «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление» превышает все прочие направления и демонстрирует тенденцию к росту (от 49, 4% в 2006 г. до 54,9% в 2009 г.).

В число популярных специальностей по-прежнему входят: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» и «Государственное и муниципальное управление». Удельный вес выпуска специалистов на УГС 030000 «Гуманитарные науки» и 080000 «Экономика и управление» превышает все прочие направления (в 2006 г. - 49,8 %, в 2009 г.-54,9 %). Столь явный перевес профессиональных предпочтений абитуриентов в сторону экономики и юриспруденции можно объяснить отчасти амбициями молодежи, уверенной в престижности, доходности профессий и просто веянием моды.

Существенную долю занимает также УГС «Сельское и рыбное хозяйство» (15%). В Калмыкии доминирует пастбищное животноводство, отрадно, что наблюдается тенденция роста выпуска специалистов по направлению «Зоотехния» (на 20,8%).

58

№ 2(21), 2010 г.

Однако по сравнению с 2006 годом наблюдается сокращение выпуска по специальностям физикоматематических наук. Так, по специальности «Математика» базовое сокращение достигло 11,45%, по специальности «Физика» - 25,7%.

Трудоустройство выпускников по специальности является одним из важных показателей востребованности специалистов и удовлетворенности работодателей качеством образования. Но статистика занятости населения не позволяет полноценно провести анализ рынка труда выпускников вузов и оценить движение численности, поскольку предоставляет сведения только об общем количестве безработных выпускников на определенную дату. Исходя из имеющихся данных, можно провести анализ занятости выпускников КГУ в разрезе укрупненных групп специальностей за 2006-2009 гг.

Сбор информации о трудоустройстве выпускников, обучавшихся на очной форме бюджетной основы, проводился путем устного опроса и телефонных беседах с выпускниками и их родителями. Показатели трудоустройства выпускников, обучавшихся с полным возмещением затрат не учитывались. Тем не менее, выборка обеспечивает валидность исследования и с большей степенью вероятности позволяет экстраполировать его результаты на весь выпуск специалистов очной формы обучения.

Исследование проблемы занятости выпускников КГУ основывалось на анализе показателей динамики численности трудоустроенных по договорам и контрактам, нетрудоустроенных, самостоятельно трудоустроенных и прочих выпускников, в том числе продолживших обучение в аспирантуре, призванных в вооруженные силы и т. д. Оценивая данные, можно делать вывод о сокращении в 2009 году подготовки кадров, сориентированных на конкретного работодателя. Из общего числа выпускников дневных отделений под конкретные договора обучались 70,8% (в 2006 году - 75,1%). В целом занятость составила 77%.

Оценка положения отдельных специальностей на рынке труда показала, что по стабильности трудоустройства лидируют выпускники направлений «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление», «Финансы и кредит», «Математика». Спрос на выпускников специальностей «История», «Физическая культура» и «Зоотехния» крайне нестабилен и низок, на специальности «Регионоведение», «Технология и предпринимательство», «Педагогика и методика начального обучения», о чем свидетельствует значительная ширина коридора вариативности.

Наибольшие трудности с поиском работы испытывают выпускники УГС «Гуманитарные науки» (в среднем 30%) и «Образование и педагогика» (свыше 14%). В структурном плане наибольший процент безработных сохраняется по следующим специальностям: «Филология» - от 13,5% до 23,1%; «Педагогика и методика начального обучения» - от 9,6% до 13,2%; «Государственное и муниципальное управление» - от 5,4% до 6,9%. Следует отметить, что в динамике прослеживается тенденция к снижению удельного веса нетрудоустроенных по указанным специальностям в общем объеме.

Значительный прирост безработных выявлен по таким специальностям как «Технология производства и переработки» - 6,8%; «Природоохранное обустройство территорий» - 6%. Не востребованность молодых специалистов по этим направлениям объясняется тем, что спрос на данные профессии в условиях кризиса существенно ограничен.

Как показал анализ спроса на рынке труда в 2008 году, в профессиональной структуре вакансий по должностям требующих квалификацию преобладают бухгалтера - 11%, преподаватели - 6,9%, врачи -8,3%, рекламные и страховые агенты, специалисты различных уровней - 4% и 3,7 % соответственно.

Проводя параллель между количеством вакансий и количеством нетрудоустроенных выпускников, можно сделать вывод о том, что с точки зрения маркетинга образовательных услуг, существующая система ВПО не отвечает сложившимся требованиям и запросам рынка труда.

В 2008 году по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» количество вакансий составило 69 единиц, не трудоустроено 2 выпускника КГУ; по специальности «Экономика и управление» соотношение составило 11 к 2; по специальности «Государственное и муниципальное управление» - 12 к 8; по специальности «Юриспруденция» - 9 к 3; по специальности «Педагогика и методика начального обучения» - 43 к 13; по специальности «Промышленное и гражданское строительство» - 13 к 3; по специальности «Агрономия» - 7 к 6. Таким образом, выпускник с дипломом о высшем образовании на рынке труда не пользуется спросом и показателем этого является наличие безработных выпускников при сохраняющемся дефиците квалифицированных производственных кадров на предприятиях республики.

Рассматривая распределение численности занятого населения по видам экономической деятельности в рамках наиболее динамично развивающихся отраслей, можно предположить рост потребности экономики в кадрах таких специальностей как «Агрономия», «Механизация сельского хозяйства», «Зоотехния» «Технология производства», «Промышленное и гражданское строительство».

59

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Основные функции по управлению предложением на рынке образовательных услуг, а значит и будущим предложением на рынке труда, принадлежат самим вузам. Именно вузы, как поставщики образовательных услуг, должны быть заинтересованы в том, чтобы их выпускник пользовался спросом. Соответственно, им невыгодно перепроизводство: наличие большого числа безработных выпускников или выпускников, работающих не по специальности, что в итоге помешает вузам привлекать в будущем качественных абитуриентов.

Обобщая результаты исследования, можно констатировать, что вузы слабо согласовывают набор своих профессий с потребностями экономики региона. Однако наблюдается трансформация структуры образовательной системы. Несмотря на кризис бюджетного финансирования, высшая школа смогла найти новые источники финансирования (в основном - семьи). Она расширила свою сеть и развила предложение, опираясь на такие сегменты образовательных услуг, как дополнительное профессиональное образование, системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Исследование динамики количественных характеристик образовательных показателей Республики Калмыкия демонстрирует нам изменение качественных характеристик на уровне региона, что указывает на наличие потенциала для их активного развития в будущем.

НИМГИРОВ А.Г

К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ КРЕСТЬЯНСКОЙ КООПЕРАЦИИ А.В.ЧАЯНОВА

Экономическая и политическая реформа 60-х гг. XIX в., особенно отмена крепостного права в 1861 г., послужили мощным толчком для насаждения кооперации в России. Прогрессивная интеллигенция, воспринявшая и глубоко уверовавшая в кооперативный идеал, несла его в толщу народной массы. С. Ф. Лугинин, Н. В. Верещагин, позднее Н. В. Левитский и другие, часто на свои деньги, в условиях правительственного недоверия и ограничений организовывали первые товарищества: ссудо-сберегательные, молочные, потребительские.

Как отмечает А. П. Макаренко, «создание потребительских обществ и других видов кооперативов во многом зависело от субъективного или человеческого фактора - энергетики человеческой личности, без которой невозможны ни новые формы хозяйственной деятельности, ни научно-технический прогресс, ни цивилизованный рынок» [1, с.191].

Особенно мощное развитие кооперативное движение в России получило после 1905 года, когда сельскохозяйственная кооперация приобрела народнохозяйственное значение.

Именно на этот период приходится активная теоретическая, культурно-просветительская и практическая деятельность таких видных русских экономистов-аграриев как - М. И. Туган-Барановский, С. Л. Маслов, А. В.Чаянов, А. Н.Челинцев, Н. А. Рыбников и другие.

Наиболее известным теоретиком и практиком кооперации из вышеназванных экономистов, несомненно, является А. В.Чаянов.

Свою первую работу А. В. Чаянов опубликовал в 1908 г., последнюю из известных работ - в 1930 г. За эти два с лишним десятилетия им написано более полутора сотен научных работ по различным проблемам аграрной экономики, которые складываются в общую мировоззренческую картину, центральный элемент в ней - теория крестьянской кооперации.

В обширном научном наследии А. В. Чаянова следует особо выделить важнейшие научные труды -«Организация крестьянского хозяйства», «Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации» и его популярную работу «Краткий курс кооперации». Эти труды находятся в неразрывной связи, поскольку кооперацию Чаянов мыслил не как разрушающую, а как укрепляющую хозяйство крестьян форму их объединения.

Из многогранного наследия этого выдающегося ученого мы взяли лишь положения, отражающие его взгляды по принципиальным вопросам сущности направлений и условий развития кооперации в России.

Свой вклад в развитие кооперации в России А. В. Чаянов внес не только научными трудами и преподавательской деятельностью, но и практической работой. С 1915 г. он стал одним из руководителей льняной кооперации, которая играла важную роль в российском экспорте льна на мировой рынок (Россия была самым крупным экспортером льна).

А. В. Чаянов не противопоставлял кооперацию крестьянскому хозяйству (это позднее делалось в отношении колхозной системы) как систему, позволяющую вытеснить из социально-экономической

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.