Научная статья на тему 'Проблемы управления системой высшего образования в условиях ее модернизации'

Проблемы управления системой высшего образования в условиях ее модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / УКРУПНЕННЫЕ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ / INTEGRATED GROUPS OF SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова С.И., Чернышова Н.А.

В данной статье проводится анализ проблем в системе высшего профессионального образования и предлагаются возможные пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION MANAGEMENT PROBLEMS IN THE MODERNIZATION

This paper includes the analysis of problems in the system of higher education and suggests ways to solve them

Текст научной работы на тему «Проблемы управления системой высшего образования в условиях ее модернизации»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ

ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

С.И. Морозова, Н.А. Чернышова

В данной статье проводится анализ проблем в системе высшего профессионального образования и предлагаются возможные пути их решения

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, качество образования, укрупненные группы специальностей и направлений подготовки

Уже неоднократно было доказано, что конкурентоспособность экономики страны во многом зависит от успешного функционирования системы образования. Если раньше противоборство государств заключалось в гонке вооружений, то в наш век информационных технологий движущей силой стало постоянное совершенствование человеческих умов. Именно поэтому правительства многих стран мира озадачены повышением качества образовательных услуг.

Необходимость радикальных изменений в системе образования нашей страны сегодня очевидна как населению, так и самому государству. Многие негативные тенденции даже не требуют экспертного взгляда на статистические данные и видны налицо. Одним из элементов системы, требующих незамедлительных кардинальных изменений, является высшее образование, которое в современных условиях должно быть не только направлено на освоение основных образовательных программ и формирование необходимых компетенций, но и, прежде всего, на становление и развитие личности.

Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в ВУЗах, обнажает множество проблем. Начиная с 2011/2012 учебного года, в России прослеживается тенденция сокращения как образовательных организаций ВПО, так и численности обучающихся. На начало 2013/2014 учебного года в стране насчитывалось 969 образовательных организаций высшего профессионального образования, в которых обучалось 5646,7 тыс. студентов, в т.ч. 2618,8 тыс. человек на очном отделении, 189,2 тыс. - на очно-заочном (вечернем), 2783,9 тыс. - на заочном и 54,7 тыс. - экстернат. Причем по сравнению с 2012/2013 учебным годом число образовательных организаций ВПО снизилось на 7,4%, в то же время прямо пропорционально сократилось и число обучающихся - на 7,1%. Однако сегодня стоит также учитывать, что «на начало мая 2014 года демографические показатели

Морозова Софья Ильинична- Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева,ст. преподаватель, e-mail: sofia.morozova11@yandex.ru

Чернышова Наталья Алексеевна - Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, студент,e-mail: natusia.08@list.ru

населения России увеличились по сравнению с предыдущим периодом и достигли численности 146 млн человек. Основным фактором увеличения является присоединение Крыма, что дало ещё 2,3 миллиона новых граждан. Росстат сообщает, что естественный прирост с 24 тысяч прошлого года увеличился на 15% за период с января по апрель. Приток мигрантов увеличил население страны на 67 тыс. человек, также статистику изменит и приток беженцев, получающих гражданство РФ». [4] Именно поэтому сокращение образовательных организаций резко увеличит конкурс среди абитуриентов, что, с одной стороны, может повысить качество подготовки и результаты экзаменов выпускников, а с другой, - привести к спаду численности экономически активного населения, имеющих высшее образование.

Таблица 1

Образовательные организации высшего образования

_(на начало учебного года)_

Годы Число образова тельных организа ций В них студен тов -всего, тыс.че ловек в том числе обучавшихся на отделениях На 10 000 человек населен ия приход илось студент ов

очн ых очно-заочн ых (вечер них) заоч ных эксте рнат

1914 72 86,5 86, 5 - - - 10

1917 150 149 149 - - - 16

1927( на 15 декаб ря) 90 114,2 114 ,2 - - -

1940/4 1 481 478,1 335 ,1 15 128 - 43

1950/5 1 516 796,7 502 ,6 17 277, 1 - 77

1960/6 1 430 1496,7 699 ,2 167,6 629, 9 - 124

1990/9 1 514 2824,5 164 7,7 284,5 892, 3 - 190

2000/0 1 965 4741,4 262 5,2 302,2 1761 ,8 52,2 324

2005/0 6 1068 7064,6 350 8,0 371,2 3032 ,0 153,4 493

2010/1 1 1115 7049,8 307 3,7 304,7 3557 ,2 114,1 493

2011/1 2 1080 6490,0 284 7,7 263,4 3289 ,7 89,2 454

2012/1 3 1046 6075,4 272 4,3 229,7 3051 ,4 70,0 424

2013/1 4 969 5646,7 261 8,8 189,2 2783 ,9 54,7 393

Как уже было отмечено, численность обучающихся в ВУЗах сокращается, в то время как процентное соотношение между количеством студентов государственных и частных образовательных организаций стабильно: в 2011/2012 учебном году на государственные и муниципальные ВУЗы приходится 84,0% обучающихся, в 2012-2013 - 84,7%, в 2013-2014 -84,3%.

По распределению обучающихся по федеральным округам бесспорным лидером остается ЦФО (30,9% в 2013-2014 учебном году), второе место по-прежнему занимает Приволжский ФО (19,8%), Дальневосточный ФО находится на нижней ступени по числу обучающихся (4,0%), что обусловлено демографической ситуацией.

Таблица 2

Численность обучающихся по программам высшего профессионального образования по федеральным округам (на начало учебного года; тысяч человек)

Несмотря на то, что по стране прошла волна слухов о сокращении бюджетных мест в высших учебных заведениях, к 2013 году прослеживается рост численности студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, на 7,2% относительно 2012 года (44,5% от общей численности студентов). Незначительно (на 0,2%) увеличилось число лиц, обучающихся за счет средств бюджетов субъектов РФ, - 1,4% от общей численности студентов. Число лиц, обучающихся на контрактной основе, напротив, снизилось с 61,5% до 54% от общего числа студентов.

Кроме того, по сравнению с 2012 годом возросла и численность студентов, принятых на места, финансируемые из средств федерального бюджета, - на 6,4% - и составила 45,1% от общей численности поступивших. В 2013 году этот процент оказался даже выше, чем в 2005 году (на 1,7%).

В последние годы распределение выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений ВПО по УГС и направлениям подготовки остается стабильным. Наибольшая доля по-прежнему приходится на «Экономику и управление»: 31,3% в 2005 г., 34,2% в 2012 г. и 33,1% в 2013 г. На втором месте находятся гуманитарные науки, где численность варьируется от 15% до 17%. Несмотря на то, что значительную долю составляют выпускники УГС и УНП «Образование и педагогика», прослеживается тенденция спада: 13,8% в 2005 г., 10,7% в 2010 г., 9,7% в 2013 г. Все остальные специальности и направления подготовки едва достигают 3%. В негосударственных ОУ ВПО ситуация еще более критическая: в 2013 г. 58,4% пришлось на «Экономику и управление», и 33,4% составили выпускники гуманитарных специальностей.

Таблица 3

Численность обучающихся, прием студентов и выпуск специалистов государственными и муниципальными учреждениями высшего профессионального образования по источникам _финансирования(тысяч человек)_

2005 2010 2011 2012 2013

Численность студентов (на начало учебного года) - всего 5985 ,3 5848 ,7 5453 ,9 6075 ,4 4762 ,0

в том числе обучающихся за счет средств:

федерального бюджета 2924 ,6 2541 ,8 2382 ,5 2262 ,9 2120 ,1

бюджетов субъектов Российской Федерации 70,8 71,8 70,6 73,1 68,6

местных бюджетов 7,4 5,7 2,1 2,0 1,6

с полным возмещением стоимости обучения 2982 ,6 3229 ,5 2998 ,6 3737 ,4 2571 ,6

Принято студентов - всего 1372 ,5 1195 ,4 1057 ,7 1298 ,2 1066 ,8

в том числе на обучение за счет средств:

федерального бюджета 595, 9 501, 7 492, 7 501, 7 481, 0

бюджетов субъектов Российской Федерации 16,3 16,2 17,2 17,2 15,6

местных бюджетов 1,5 1,1 0,6 0,6 0,2

с полным возмещением стоимости обучения 758, 8 676, 4 547, 2 778, 7 570, 0

Выпущено специалистов -всего 978, 4 1177 ,8 1157 ,3 1397 ,2 1060 ,0

в том числе обучавшихся за счет средств:

федерального бюджета 503, 6 532, 3 506, 1 482, 5 459, 5

бюджетов субъектов Российской Федерации 12,4 13,0 14,2 13,8 13,4

местных бюджетов 1,2 1,3 0,8 0,4 0,4

с полным возмещением стоимости обучения 461, 2 631, 2 636, 3 900, 5 586, 7

2011/12 2012/13 2013/14

Российская Федерация 6490,0 6075,4 5646,7

Центральный ФО 2005,5 1852,9 1746,9

Северо-Западный ФО 660,2 619,0 562,9

Южный ФО 552,9 524,8 491,3

Северо-Кавказский ФО 340,7 329,3 313,2

Приволжский ФО 1292,5 1212,6 1118,0

Уральский ФО 529,4 491,0 455,5

Сибирский ФО 827,1 792,8 732,6

Дальневосточный ФО 281,7 252,9 226,2

Таким образом, по-прежнему не решенной остается проблема ранжирования выпускников по УГС и УНП непропорционально рабочим местам на рынке труда. Данные показатели объясняют сохраняющуюся уже много лет структурную безработицу в стране. Как и прежде, перед государством стоит задача перераспределения бюджетных мест, которой в последние 2-3 года уделяется особое внимание и на решение которой брошены немалые усилия, в т.ч. и значительные финансовые средства. Однако изменений на рынке труда пока не наблюдается, хотя говорить об этом еще рано.

Таблица 4 Выпуск специалистов с высшим образованием государственными и муниципальными образовательными организациями высшего образования по группам специальностей и направлениям подготовки в 2005-2013 гг.) (тысяч человек)

Продолжение табл. 5

техника

оружие и системы вооружения 0,6 0,6 0,5 0,4 0,4

морская техника 3,4 4,2 4,1 3,8 3,6

транспортные средства 29,4 34,7 33,3 33,4 34,0

приборостроение и оптотехника 7,1 7,4 6,9 6,0 7,6

электронная техника, радиотехника и связь 15,1 14,7 13,6 12,0 15,3

автоматика и управление 11,4 14,1 13,6 13,2 15,8

информатика и

вычислительная 17,7 22,3 21,7 20,5 25,7

техника

химическая и биотехнологии 10,7 11,0 9,7 8,9 10,2

воспроизводство и переработка лесных 5,9 6,2 5,9 5,5 6,4

ресурсов

технология

продовольственных продуктов и 17,5 18,3 17,5 15,8 15,2

потребительских

товаров

архитектура и строительство 29,4 39,5 40,1 39,7 42,9

безопасность

жизнедеятельности,

природообустройство 8,8 13,0 12,3 13,4 14,0

и защита

окружающей среды

Несмотря на то, что по сравнению с 2012/2013 учебным годом в 2013/2014 гг. количество учащихся в ВУЗах сократилось, численность студентов из стран СНГ возросла на 14,5%, предварительно упав годом ранее на 22,6%.

Среди стран СНГ российское образование предпочитают в большей степени жители Казахстана (33,1% в 2013 г.), Беларуси (16,4%), Туркмении (11,6%), причем наблюдается стабильный рост студентов из Туркмении, Таджикистана и Азербайджана.

Таблица 6 Численность студентов из стран СНГ, обучавшихся по программам высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего образования России на условиях общего приема (на начало учебного года; тысяч человек)

геология, разведка и разработка полезных 11,3 14,0 14,8 15,1 16,8

ископаемых

энергетика,

энергетическое машиностроение и 26,6 29,4 29,7 29,4 28,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

электротехника

металлургия, машиностроение и материалообработка 30,2 28,4 26,6 24,2 23,1

авиационная и ракетно -космическая 4,8 5,2 5,0 4,9 5,1

2005/0 6 2011/12 2012/13 2013/14

2005 2010 2011 2012 2013

Выпущено специалистов - 978,4 1177,8 1157,3 1125,3 1060,0

всего

в том числе:

физико-математические 17,1 16,5 16,5 16,6 15,7

науки

естественные науки 16,3 16,7 16,6 16,5 16,1

гуманитарные науки 153,7 192,5 192,8 196,1 177,2

социальные науки 11,2 16,4 16,0 13,3 15,4

образование и педагогика 135,1 125,5 114,4 107 102,6

здравоохранение 28,2 33,3 33,5 34,3 36,0

культура и искусство 16,4 18,7 18,7 18,3 20,6

экономика и управление 305,9 408,8 405,1 385,3 350,5

информационная безопасность 1,3 3,6 3,7 3,8 3,4

сфера обслуживания 6,3 14,3 15,5 15,9 16,2

сельское и рыбное хозяйство 34,8 35,1 33,3 32,4 35,2

геодезия и землеустройство 3,4 5,3 5,5 6,2 7,0

Числе нность студен тов из стран СНГ2) - всего

в том числе из стран:

в том чис ле на очн ых отд еле

ния

х

25, 9

в том чис ле на очн ых отд еле

ния

х

38, 7

кром е

того, числе

н-ность студе нтов, обуч ав-шихс я

по межд уна-родн ым согла ше-

ниям

1)

11,6

в том чис ле на очн ых отд еле

ния

х

45, 8

кром е

того, числе

н-ность студе нтов, обуч ав-шихс я

по межд уна-родн ым согла ше-

ниям

1)

15,5

в том чис ле на очн ых отд еле

ния

х

50, 7

кром е

того, числе

н-ность студе нтов, обуч ав-шихс я

по межд уна-родн ым согла ше-

ниям

1)

18,4

Азерба йджан 1, 4 1,0 7, 6 3,1 1,2 6, 6 3,2 1,4 8, 1 3,3 1,7

Армен ия 1, 4 1,0 3, 0 1,4 0,5 1, 9 1,1 0,6 2, 3 1,1 0,6

Белару сь 5, 5 1,9 31 ,0 3,8 0,3 17 ,2 3,5 0,4 15 ,6 3,1 1,2

Грузия 3) 1, 1 0,9

Казахс тан 17 ,2 12, 6 27 ,0 15, 6 1,3 26 ,6 19, 1 1,7 31 ,4 21, 2 1,9

Киргиз ия 0, 8 0,7 2, 0 1,3 0,8 1, 7 1,5 1,1 2, 2 1,8 1,0

Респуб лика Молдо ва 1, 4 0,9 1, 7 0,7 1,4 1, 4 1,1 1,3 1, 8 1,1 1,8

Таджи кистан 1, 2 0,8 4, 7 2,6 1,8 3, 8 3,0 2,0 5, 0 3,9 2,4

Туркм ения 1, 1 0,9 5, 5 4,0 1,7 7, 8 6,1 2,4 11 ,0 7,6 2,4

Узбеки стан 4, 1 2,0 6, 7 2,3 1,0 6, 8 2,8 1,4 8, 6 3,6 1,5

Украи на 5, 5 3,2 5, 1 2,4 0,9 4, 7 2,8 1,2 5, 8 2,7 1,5

Удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов стабильно возрастает: с 2,2% в 2010/2011 учебном году до 3,6% - в 2013/2014 гг., что свидетельствует о повышении престижа российского образования на международной арене. Наименьший процент в общей численности студентов-иностранцев занимают жители Америки и Европы.

Таблица 7

Иностранные студенты, обучавшиеся по программам высшего образования в образовательных организациях высшего образования России

2011/12 2012/13 2013/14

принято на обучение численно сть студенто в выпущен о специали стов принято на обучение численно сть студенто в выпущен о специали стов принято на обучение численно сть студенто в выпущен о специали стов

Иностранные студенты - всего, 34,7 158,4 26,4 46,8 164,8 26,5 57,6 205,7 33,0

тыс. человек

из них граждане

стран:

СНГ, Балтии и Грузии 26,1 121,8 17,5 37,0 127,5 17,6 45,7 156,3 22,2

Европы 0,3 1,2 0,3 0,4 1,3 0,3 0,5 1,7 0,5

Азии 6,5 27,1 7,2 7,0 26,9 7,1 8,1 28,5 6,5

Центральной и Южной Америки 0,3 1,0 0,2 0,3 1,0 0,1 0,4 1,2 0,2

Северной Америки (США и Канады) 0,1 0,1 0,0 0,0 0,1 0,0 0,1 0,2 0,1

Африки 1,5 7,1 1,2 2,0 7,9 1,3 1,9 7,9 1,2

Удельный вес

численности

иностранных студентов в общей численности - 2,4 - - 2,7 - - 3,6 -

студентов, процентов

Учреждения ВПО готовят бакалавров, специалистов, магистров, кандидатов и докторов наук, большинство из которых после окончания обучения устраиваются на такую работу, где от качества их подготовки начинают зависеть люди, а порой и целые организации, города. Именно

Таблица 8

РБ8Т-анализ

Политика Экономика

- пробелы и

противоречия в - невостребованность

законодательстве; специалистов на рынке

- отсутствие труда;

регламентированной - структурная

единой системы оценки безработица;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и контроля качества - отраслевой разрыв в

образования заработных платах

(субъективный и специалистов;

неравнозначный - региональный разрыв

характер гос. в заработных платах

экзаменов); педагогов;

- отсутствие - недостаточное

качественной системы финансирование

отбора и приема системы образования;

абитуриентов; - увеличение

- отставание стоимости

преобразований в образовательных

образовательных услуг;

процессах от - инвестиционная

соответствия непривлекательность

стремительно образовательных

меняющемуся учреждений

законодательству

Социум Технология

- трудовые и

образовательные

миграции (отток ценных

кадров); - неполный охват ВУЗов

- старение

педагогических кадров; инновационными технологиями; - отсутствие навыков работы с ПК у

- смена рода

деятельности

выпускников ВПО (краткосрочная

переквалификация); педагогов зрелого возраста;

- слаборазвитая система

целевого обучения; - недостаточная материально-техническая база ОУ

- низкое качество

работы отделов по

содействию в

трудоустройстве

выпускников в ОУ

РБ8Т-анализ наглядно демонстрирует проблемные ситуации, существующие на сегодняшний день в системе ВПО.

Как уже было отмечено, единые критерии оценивания качества полученных выпускниками знаний до сих пор не установлены, и то, какими специалистами выходят сегодняшние выпускники ВУЗов, остается загадкой. Однако, по мнению общественности, их уровень знаний год от года

поэтому очень важно, чтобы процесс получения студентами образования проходил на высоком, а главное, качественном уровне, для чего необходимо решить многие существующие на сегодняшний день проблемы в данной сфере.

становится ниже и ниже, что в скором времени может оказаться глобальной катастрофой для всей страны. Субъективность и неравнозначность государственных экзаменов приводит к снижению численности высококвалифицированных

специалистов. Создание единой системы оценки и контроля качества образования выпускников вузов, а также аудит качества действующих организаций создаст стимул к повышению результативности работы.

Еще не решены все проблемы, возникшие при переходе на ФГОСы 3-го поколения, как начался процесс внедрения программ поколения 3+. Реформирование системы образования в России напоминает блуждание в темной комнате в поисках двери - «светлого будущего». Соединение в одно целое национальной системы образования России и образовательных систем других стран должно происходить не только на основе диверсификации, но и сохранении традиций и преимуществ российской высшей школы.

Модернизация системы образования рассматривается не только в рамках учебной составляющей, но и развития научного потенциала вузов. Российские университеты должны сконцентрировать свои усилия, не только ограничиваясь публикационной активностью ППС вузов, но и активизировать работу студенческих научных сообществ.

Ещё одной задачей, решаемой в рамках реформ, является воспитательная работа преподавателей. Введение системы тьюторства позволит не только расширить кураторство в вузах, но и будет способствовать развитию и продвижению студентов в учебной и научной деятельности. Кроме того, заканчивая высшие учебные заведения, многие педагоги просто уходят работать в другие сферы, так как там зарплата выше и требования не такие, как в образовательных учреждениях. Бесконечные изменения в законодательстве требований, предъявляемых к педагогам, превращают их в «подопытных кроликов», которые обязаны приспосабливаться к постоянно варьирующимся условиям. В связи с этим постоянно приходится носить работу домой. Как следствие - на семью совершенно не остается времени, и мужья заставляют «разводиться» или искать другую работу. Если на некоторое время отойти от официальных цифр и посмотреть правде в глаза, в детских садах, школах, ВУЗах много работает разведенных женщин или тех, которые никогда не выходили замуж. Именно поэтому особое внимание стоит уделить кадровой политике в системе образования. Педагоги нуждаются в предоставлении им наиболее благоприятных условий труда и всевозможных льгот.

Что касается работы педагогов со студентами, то здесь тоже не стоит ограничиваться только лекционными и семинарскими занятиями. За каждым преподавателем необходимо закрепить несколько студентов, которые на протяжении всех лет обучения будут обеспечены помощью со стороны педагога. Введение системы тьюторства в учреждениях ВПО будет способствовать развитию и продвижению студентов в их учебной и научной деятельности. Кроме того, современными компаниями при обучении новых сотрудников сегодня широко применяются такие методы, как коучинг и баддинг. Коучинг представляет собой одно из направлений современного психологического и бизнес-консультирования, которое подразумевает мотивацию и тренировку личности для приобретения новых навыков и качеств. На практике представляет собой синтез методик индивидуального психологического консультирования, социально-психологического тренинга и традиционного наставничества опытных специалистов над молодыми. Задача коуча (тренера-наставника) - подтолкнуть человека к самостоятельным действиям, помочь ему самостоятельно добиться определенных

результатов. Предполагается, что наставник только помогает подопечному найти собственное решение проблемы, а не решает проблему за него. В процессе диалога он стимулирует подопечного к более глубокому осознанию своих целей, возможностей и ограничений, помогает выработать оптимальный способ решения конкретной проблемы. В свою очередь основан на предоставлении друг другу информации и объективной обратной связи при выполнении задач (как личных, так и корпоративных), связанных с освоением новых навыков. Баддинг отличается от наставничества полным равноправием участников. Советы, рекомендации и иная информация передаются в двустороннем порядке - в баддинге не существует категорий «старший» и «младший», «наставник» и «подопечный», «обучающий» и «обучающийся». [1] Как показывает практика зарубежных и многих российских компаний, данные методы обучения являются достаточно эффективными. Их внедрение в образовательные процессы высших учебных заведений также могло бы способствовать повышению качества образования.

Таким образом, становится очевидной необходимость совершенствования и повышения эффективности управления системой ВПО.

Обобщение намеченных целей можно представить в виде АВС-анализа.

Таким образом, сегодняшняя система высшего образования требует пересмотра и совершенствования практически всех ее составляющих. Поскольку образование является одним из пяти фундаментальных институтов общества, отличным шагом в связи с этим может стать разработка Кодекса об образовании на примере республики Беларусь, где он был принят в

2011 г., и республики Молдова, где уже составлен его проект.

Как уже было отмечено не раз, любое отклонение от нормы негативным образом сказывается как на стране в целом, так и на отдельных ее регионах. Именно поэтому так важно стремиться улучшить уровень и качество образования населения.

Таблица 9

АВС-анализ

В А

Важные, но не срочные Важные и срочные

- совершенствование

учебно-материальной

базы;

- повышение

инвестиционной

привлекательности

профессионального - совершенствование

образования; законодательства и

- развитие менеджмента устранение

ВУЗов; противоречий в нем;

- развитие потенциала - повышение

ВУЗов (международное заработной платы

сотрудничество, рабочих и

ЕгаБтиБМиМш); специалистов среднего

- предоставление жилья звена;

педагогам и ученым, - снижение

имеющим опыт работы в региональных разрывов

данной области свыше в заработных платах;

10 лет; - обеспечение

- увеличение бюджетных достойного

мест и снижение финансирования

стоимости обучения в системы образования;

аспирантуре и - стимулирование

докторантуре; педагогов и молодых

- предоставление ученых путем

социальных льгот детям повышения заработных

педагогов; плат;

- предоставление - расширение целевого

возможности обучения;

ежегодного бесплатного

опубликования

определенного

количества научных

статей кандидатам и

докторам наук в

реферируемых журналах

«Мусорная корзина» С Срочные, но неважные

- переход на ФГОСы - структуризация

нового поколения ВУЗов;

- совершенствование

системы РИНЦ;

- предоставление

научным работникам

большей свободы

деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- привлечение

иностранных

студентов, а также

иностранных

преподавателей

Литература

1. Дуракова И.Б. Управление персоналом. Учебник: ИНФРА-М; Москва; 2009

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

3. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/

4. http://demographia.ru/node/130

Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева

HIGHER EDUCATION MANAGEMENT PROBLEMS IN THE MODERNIZATION

S.I. Morozova, N.A. Chernyshova

This paper includes the analysis of problems in the system of higher education and suggests ways to solve them

Key words: higher education, quality of education, integrated groups of specialties

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.