Научная статья на тему 'Роль филиалов вузов в обеспечении кадровой потребности Российской экономики'

Роль филиалов вузов в обеспечении кадровой потребности Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЙ ВУЗ / ФИЛИАЛ ВУЗА / ПОТРЕБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРАХ / THE BASIC HIGH SCHOOL / HIGH SCHOOL BRANCH / ECONOMY NEED FOR QUALIFIED PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуртов Валерий Алексеевич, Парикова Наталья Владимировна, Сигова Светлана Владимировна

На основе оценки деятельности основных вузов, структуры приема и структуры подготовки в филиалах вузов проведен анализ роли филиалов вузов в обеспечении потребности экономики в квалифицированных кадрах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуртов Валерий Алексеевич, Парикова Наталья Владимировна, Сигова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of high schools branches in maintenance of personnel need of the Russian economy

The analysis of influence role of high schools branches in maintenance of economy need in qualified personnel on the basis of activity estimation of the basic high schools, reception structure in high schools branches by education of entrants, training structures by high schools branches of qualified personnel in a cut of the integrated groups of specialities and subjects of the Russian Federation is carried out.

Текст научной работы на тему «Роль филиалов вузов в обеспечении кадровой потребности Российской экономики»

В. А. Гуртов, Н. В. Парикова, С. В. Сигова

РОЛЬ ФИЛИАЛОВ ВУЗОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАДРОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

На основе оценки деятельности основных вузов, структуры приема и структуры подготовки в филиалах вузов проведен анализ роли филиалов вузов в обеспечении потребности экономики в квалифицированных кадрах.

Ключевые слова: основной вуз, филиал вуза, потребность экономики в квалифицированных кадрах.

V. A. Gurtov, N. V. Parikova, S. V. Sigova

Role of high schools branches in maintenance of personnel need of the Russian economy

The analysis of influence role of high schools branches in maintenance of economy need in qualified personnel on the basis of activity estimation of the basic high schools, reception structure in high schools branches by education of entrants, training structures by high schools branches of qualified personnel in a cut of the integrated groups of specialities and subjects of the Russian Federation is carried out.

Keywords: the basic high school, high school branch, economy need for qualified personnel

ыбор Россией инновационного пути развития предъявляет повышенные требования к качеству профессионального образования населения. Характерной особенностью социально-экономического развития России в последнее десятилетие явилось значительное увеличение спроса на высшее образование. Это привело к росту числа учреждений высшего профессионального образования (ВПО) в 1,2 раза — с 939 в 1999 г. до 1115 в 2010 г. [1, 5]. Количественный рост сопровождался формированием новой организационно-правовой структуры ВПО: появлением негосударственных вузов, увеличением числа государственных вузов, распространением практики создания филиалов, представительств.

Для России в целом значимой тенденцией развития образовательной системы становится распространение профессионального образования в регионах страны. В значительной степени эту функцию выполняют филиалы государственных и негосударственных вузов.

Филиал — это обособленное структурное подразделение высшего учебного заведения, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее постоянно все его функции или их часть [7].

Абитуриенты выбирают обучение в региональных отделениях вузов в первую очередь из-за близости места обучения к месту проживания, а так© Гуртов В. А., Парикова Н. В., Сигова С. В., 2011

же низкой стоимости обучения (в филиалах этот показатель обычно более низкий, чем в основном вузе); невысокого конкурса (в основные вузы поступают не только коренные жители данного населенного пункта, но и абитуриенты из других городов РФ); щадящих условий поступления (филиалы принимают студентов с более низким количеством баллов по результатам ЕГЭ, чем основные вузы) [4]. Немаловажным фактором привлекательности обучения в филиалах вузов является и то, что обучение на очном отделении дает отсрочку от призыва на военную службу.

2005-2010 гг. характеризуются незначительным ростом количества филиалов негосударственных вузов и незначительным сокращением количества филиалов государственных вузов. Так, в 2010 г. количество филиалов государственных вузов составило 1069, что на 33 меньше (или 3 %), чем в 2005 г., когда их количество равнялось 1102. Количество филиалов негосударственных вузов в 2010 г. по сравнению с 2005 г., напротив, увеличилось на 80, или 15% — с 519 в 2005 г. до 599 в 2010 г.

Наличие филиальной сети вузов в Российской Федерации можно рассматривать как позитивный процесс. Данное утверждение базируется на следующих основаниях:

— рост численности филиалов открывал доступ к высшему образованию жителям регионов,

В. А. Гуртов и др. Роль филиалов вузов в обеспечении кадрами

в которых государственные или негосударственные вузы отсутствовали;

— наличие филиалов усиливало конкуренцию в региональной системе высшего образования, что приводило к повышению качества учебного процесса и способствовало увеличению эффективности образования [2].

В настоящее время на 1000 выпускников 11-х классов приходится 560 очных бюджетных мест в вузах, т. е. конкурс в среднем составляет 2 человека на место. Следует отметить, что по сравнению с 2005 г. доступность получения бесплатного образования в вузах увеличилась, так как в 2005 г. на 1000 выпускников 11-х классов было лишь 318 очных бюджетных мест в ОУ ВПО.

На территории Российской Федерации осуществляют образовательную деятельность три типа ОУ ВПО — университеты, институты и академии. В таблице представлена структура основных вузов и их филиалов в 2009 г.

Структура основных вузов и филиалов ГОУ ВПО и НОУ ВПО по типам вузов, 2009 г. [3]

Вид Государственные Негосударственные

основные вузы филиалы основные вузы филиалы

Институт 194 78 631 341

Академия 191 222 30 314

Университет 370 1119 13 88

Всего 755 1419 674 743

Структура филиалов по типам основных вузов незначительно отличается от структуры самих основных вузов. Так, по состоянию на

2009 г. среди ГОУ ВПО преобладают университеты, которые составляют половину всех государственных вузов — 49,0 % от общей численности вузов (194), количество институтов и академий одинаковое — на их долю приходится 25,7 % и 25,3 % (194 и 191 ОУ соответственно). Аналогично филиалов государственных вузов больше всего открыто у университетов — 65,9 %, или 1119 филиалов, у академий — 15,6 %, или 222, а у институтов только 5,5 %, или 78 филиалов.

Среди негосударственных вузов, напротив, преобладающим видом ОУ является институт, доля которого составляет 93,5 % в общем количестве (631), на долю академий и университетов приходится соответственно 4,5 % и 2,0 % (30 и 13). Однако число филиалов, созданных институтами и академиями, оказывается одинаковым. Так, в 2009 г. доля филиалов негосударственных институтов на территории РФ в общем количестве филиалов НОУ ВПО составляла 45,9 %, или 341 филиал и академий — 42,3 %, или 314 филиалов. Негосударственные университеты создали 88 филиалов, или 11,8 % от общего числа.

Филиалы вузов в первую очередь позиционируют себя как образовательные учреждения, направленные на реализацию возможности повышения образовательного уровня населения, уже имеющего профессиональную подготовку, а также получения второго высшего образования.

В филиалах государственных вузов значительная часть обучающихся — это выпускники средних общеобразовательных учреждений (рис. 1).

Как следует из представленных на рис. 1 данных, в 2010 г. доля выпускников средних общеобразовательных учреждений в общем приеме в филиалы ВПО составила 45 %, или 133 525 чел.

45 %

I Имеют среднее (полное) общее образование

!Имеют НПО

□ Имеют СПО

I Имеют ВПО

— 7 %

Рис. 1. Структура приема в филиалы вузов в зависимости от образования абитуриентов, 2009 г.

Также высока доля абитуриентов, уже имеющих СПО, — в 2010 г. она составила 34 %, или 99 099 чел. Доля абитуриентов, которые имеют начальное профессиональное образование или уже имеют одно высшее профессиональное образование, не превышает в совокупности 21 %.

Следует отметить, что по сравнению с 2005 г. ситуация изменилась. Так, доля выпускников школ в структуре приема в 2005 г. составляла 56 %, или 202 тыс. чел., т. е. в 2010 г. по сравнению с 2005 г. она с сократилась на 11 п. п., абсолютное сокращение численности при этом составило 68 тыс. чел. В то же время абитуриентов, желающих получить второе ВПО, в структуре приема в филиалы вузов в 2005 г. было лишь 6 %, или 21 тыс. чел., т. е. в 2010 г. по сравнению с 2005 г. численность абитуриентов, имеющих ВПО, увеличилась на 21,0 тыс. чел., а их доля в общем приеме выросла на 8 п. п.

Один из наиболее важных входящих потоков на рынок труда, формирующих его предложение, представляют выпускники профессиональных учебных заведений. В 2010 г. при допущении полного трудоустройства и без учета профессиональной структуры выпускники основных вузов могли полностью покрыть потребность в кадрах, а именно на 107 %. Для эффективного функционирования рынка труда и удовлетворения интересов работников и работодателей требуется сбалансированность спроса и предложения.

Спрос на рынке труда формируется за счет необходимости возмещения естественного выбытия работников, в том числе по возрастному цензу; возмещения выбытия кадров, связанного с международной эмиграцией работников; возмещения дефицита кадров, вызванного переходом экономически активного населения в экономически неактивное; обеспечения кадрами новых производств товаров и услуг [6].

Степень удовлетворения на рынке труда спроса на квалифицированные кадры за счет образовательной деятельности филиалов вузов определяется с учетом деятельности основных вузов. Если потребность покрывается выпускниками основных вузов, то деятельность филиалов будет только усиливать напряженность на рынке труда.

Филиалы государственных вузов осуществляют подготовку кадров по 27 укрупненным группам специальностей (УГС) из 28 возможных, в то время как филиалы негосударственных вузов — только по 15 УГС. Доминирующими УГС, по которым в основном производится подготовка кадров в филиалах вузов, являются «080000 Экономика и управление» и «030000 Гуманитарные

науки». В 2010 г. выпуск по этим УГС в общем выпуске из филиалов ГОУ ВПО составил 41,6 % и 18,3 % соответственно, а из филиалов НОУ ВПО — 55,3 % и 36,8 % соответственно. Таким образом, из 644 специальностей и направлений подготовки фактически только по двум из них — «Юриспруденция» и «Менеджмент» — осуществляется основное обучение в филиалах вузов. Так, в 2010 г. по этим специальностям выпуск из филиалов негосударственных вузов составил 92,0 % от общего выпуска, из филиалов государственных вузов — 59,9 %. При этом дополнительный спрос на кадры данных специальностей полностью может быть удовлетворен выпускниками основных вузов.

На рис. 2 изображена диаграмма, отражающая степень удовлетворения потребности экономики РФ в кадрах с ВПО в 2010 г. за счет выпускников основных вузов и их филиалов.

Как видно из диаграммы, представленной на рис. 2, спрос на квалифицированные кадры с избытком покрывается за счет выпускников очной формы обучения основных государственных и негосударственных вузов по четырем УГС: «080000 Экономика и управление» (238 %) и «030000 Гуманитарные науки» (207 %), как упоминалось ранее, а также «110000 Сельское и рыбное хозяйство» (125 %) и «270000 Строительство и архитектура» (103 %). Следовательно, в целом по России подготовка указанных специалистов в достаточной мере осуществляется основными вузами.

За счет подготовки кадров в филиалах вузов становится возможным удовлетворение спроса на квалифицированных работников, который не покрывается полностью за счет выпускников дневного отделения основных вузов, по двум УГС — «150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка» и «210000 Электронная техника, радиотехника и связь».

По следующим шести УГС основные вузы удовлетворяют потребности в кадрах менее чем на 60%: «170000 Оружие и системы вооружения», «090000 Информационная безопасность», «180000 Морская техника», «20000 Естественные науки», «120000 Геодезия и землеустройство», «280000 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды». При этом филиалы вузов по указанным УГС также выпускают незначительное количество специалистов, покрывая потребность в них менее чем на 4,5 %, а по УГС «120000 Геодезия и землеустройство» вообще выпуск не осуществляется.

Заметим, что филиалы играют существенную роль в восполнении нехватки квалифици-

В. А. Гуртов и др. Роль филиалов вузов в обеспечении кадрами

%

300

250

200

150

100

50

I Покрытие потребности за счет выпускников из филиалов вузов I Покрытие потребности за счет выпускников из основных вузов

0

оо

0 3

0

с-

2

0

с-

00 51 12

000

Ю СП о 12

00 23 21

0

1+1

I

000

^ ^ со 2

0000000000 СОСОСООЮт-ООСЧСЧОО 2 2 1 1 2 2 1 1

00

СП с-

тыс. чел.

Рис. 2. Удовлетворение потребности экономики РФ в кадрах с высшим профессиональным образованием за счет выпускников очной формы обучения основных вузов и их филиалов, 2010 г.

рованных кадров по таким УГС, как «100000 Сфера обслуживания», «040000 Социальные науки», «150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка», «230000 Информатика и вычислительная техника» и «190000 Транспортные средства». По указанным УГС выпускники филиалов вузов могут обеспечить удовлетворение потребности в кадрах от 10 до 21 %.

Таким образом, в системе высшего профессионального образования наблюдается перекос в подготовке квалифицированных кадров: как основными вузами, так и их филиалами осуществляется избыточная подготовка одних специалистов (экономистов и юристов) и недостаточная — других, которые фактически требуются экономике (инженеров). Причинами сложившейся ситуации является ориентация вузов на предпочтения абитуриентов и их родителей, а не на потребность экономики, особенно в части предоставления платного образования. Абитуриенты делают свой выбор на основе субъективных представлений о престижности определенных профессий в зависимости от сложившегося уровня оплаты труда. В то же время большая часть молодежи не имеет представления о реальном спросе на рынке труда и востребованных специальностях через 3-5 лет, т. е. к моменту получения диплома. Деятельность филиалов, в свою очередь, направлена на обеспечение платежеспособного спроса со стороны населения, а не на

реальное удовлетворение существующей потребности экономики в кадрах.

Несмотря на то что данные в целом по Российской Федерации говорят о возможности основных вузов обеспечить экономику квалифицированными кадрами, ситуация в регионах неоднозначна. Одни субъекты РФ сталкиваются с недостаточным количеством основных вузов для обеспечения региональной экономики необходимыми кадрами и испытывают недостаток квалифицированных кадров, другие — напротив, имеют избыток.

Анализ агрегированных данных показал, что в 40 регионах выпускники основных вузов в полной мере могут покрыть существующую потребность в кадрах с ВПО. В трех субъектах численность выпускников основных вузов более чем в два раза превышает потребность экономики в них, такими регионами являются Томская область, Воронежская область и г. Москва.

В 19 регионах выпускники филиалов вузов способствуют наряду с основными вузами заполнению вакансий и обеспечивают экономику необходимыми квалифицированными кадрами. К таким регионам относятся Свердловская область, Пермский край, Курская область, Тверская область, Алтайский край, Чувашская Республика, Брянская область, Республика Башкортостан, Амурская область, Курганская область, Забайкальский край, Республика Хакасия, Республика САХА

(Якутия), Кемеровская область, Камчатский край, Калининградская область, Вологодская область, Смоленская область. В данных субъектах выпускники филиалов вузов обеспечивают удовлетворение потребности в кадрах более чем на 8 %. Заметим, что наибольший вклад в покрытие дополнительного спроса на рынке труда выпускники филиалов вносят в Чувашской Республике (потребность в кадрах может быть удовлетворена за счет данного источника на 81 %), Смоленской области (44 %), Камчатском крае (40 %), Забайкальском крае (32 %) и Республике Хакасия (31 %). Без учета подготовки специалистов по двум доминирующим УГС в филиалах вузов данных субъектов наибольшее количество выпускников было выпущено по УГС «050000 Образование и педагогика», «230000 Информатика и вычислительная техника», «190000 Транспортные средства» и «140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника».

Наиболее сильный дефицит в кадрах для обеспечения экономики работниками с ВПО испытывают 14 регионов РФ, в которых основные вузы подготавливают менее 70 % требующихся работников. Такая проблема характерна для следующих субъектов РФ: Новгородская область, Архангельская область, Смоленская область, Тюменская область, Мурманская область, Республика Коми, Чеченская Республика, Магаданская область, Сахалинская область, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Калужская область, Ленинградская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Только в одном из 14 регионов — Смоленской области достигается полное удовлетворение потребности в кадрах выпускниками филиалов вузов. В остальных (13) субъектах выпускники филиалов вузов способны обеспечить потребность в кадрах не более чем на 21 %, исключением является Калужская область, где выпускники филиалов вузов покрывают потребность на 60 %. Экономика перечисленных регионов испытывает наибольший дефицит в кадрах по таким УГС, как «0100000 Физико-математические науки», «090000 Информационная безопасность», «140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «160000 Авиационная и ракетно-космическая техника», «2000000 Приборостроение и оптотехника», «210000 Электронная техника, радиотехника и связь», «240000 Химическая техника и биотехнологии» и «2800000 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды». На территории данных субъектов число функционирующих филиалов

государственных вузов превышает количество филиалов негосударственных вузов, исключением являются лишь Магаданская область и Чеченская Республика, где их равное количество.

Отдельно следует выделить 3 субъекта РФ, в которых выпуск из филиалов вузов превышает выпуск из основных вузов — это Калужская область, Ленинградская область и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Таким образом, проведенный анализ показал, что назначение филиалов, заключающееся в повышении образовательного уровня населения, уже имеющего определенный уровень профессиональной подготовки, осуществляется не в полной мере, так как большая часть обучающихся в филиалах — это выпускники школ.

Кроме того, обучение в филиалах вузов производится в основном по двум УГС («080000 Экономика и управление» и «030000 Гуманитарные науки»), по которым выпускники основных вузов могут полностью удовлетворить спрос в квалифицированных кадрах на рынке труда. По тем УГС, по которым основные вузы не удовлетворяют реальные потребности экономики в кадрах, в филиалах вузов обучение практически не производится. Это обусловлено тем, что филиалы вузов ориентированы в первую очередь на удовлетворение предпочтений населения, а не на реальные потребности экономики.

1. Звонников В. И. Высшее профессиональное образование в области менеджмента: статистика развития и динамика изменений : аналит. обзор. М. : Гос. ун-т управления, 2009.

2. Кликунов Н. Д., Окорокова Г. П. К вопросу о статусе филиала высшего учебного заведения в РФ [Электронный ресурс] / Курск. ин-т менеджмента, экономики и бизнеса. URL: http://www.mebik.ru/pages/klikunov/articles/

3. Муравьева М. И частные вузы право имеют [Электронный ресурс]. URL: http://www.ucheba.ru/vuz-article/9823.html

4. О филиалах [Электронный ресурс]. URL: http:/ /kadet42.ru/uchis-blizhe-k-domu-151618.php

5. Сигова С. В., Гуртов В. А. Бюджетное финансирование науки и образования в субъектах Российской Федерации. М. : Экономика, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сигова С. В. Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2009.

7. Типовое положение о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, утвержденное приказом Минобразования РФ от 16.03.1999, № 643 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/ date/1999/3/16/15956/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.