Научная статья на тему 'Специфика управления филиалом высшего учебного заведения'

Специфика управления филиалом высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2387
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ФИЛИАЛ ВУЗА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ ФИЛИАЛОМ ВУЗА / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT BRANCH / ADMINISTRATIVE DECISIONS / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / MANAGEMENT IN A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT BRANCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васин С. М., Привалова И. Н.

В статье показано, что на сегодняшний момент нет четкого понимания процесса управления филиалом вуза Исследованы понятия «филиал вуза», «управление филиалом вуза», проблематика управления филиалом вуза. Сделан вывод, что необходимо добиваться повышения качества работы филиалов, обеспечивать полноценность выдаваемых ими дипломов, так как главным недостатком образовательного процесса филиала является низкая требовательность к качеству знаний. Необходимо не только контролировать, но и стимулировать развитие высшего профессионального образования в провинции, способствовать тому, чтобы созданные в малых и средних городах филиалы вузов набирали силу, подтягивались к столичному уровню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васин С. М., Привалова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management specifics in a higher educational establishment branch

The articles shows that at present there is no clear understanding of management in a higher educational establishment branch The authors study the notions «a higher educational establishment branch», «management in a higher educational establishment branch», branch management problems. The conclusion is that it is necessary the quality of work in a branch should be improved to provide full validity of diplomas issued by them as the main drawback of educational process in a branch is insufficient demands as to the quality of knowledge. The main objective is not only to supervise but also stimulate the development of higher education in province, work for the goal of making the branches gain strength to be able to compete with the capital level.

Текст научной работы на тему «Специфика управления филиалом высшего учебного заведения»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

удк 334.025

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛОМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

© с. м. васин, и. н. Привалова

Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского, кафедра менеджмента и экономических теорий e-mail: [email protected]

Васин С. М., Привалова И. Н. - Специфика управления филиалом высшего учебного заведения // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 275-280. - В статье показано, что на сегодняшний момент нет четкого понимания процесса управления филиалом вуза Исследованы понятия «филиал вуза», «управление филиалом вуза» , проблематика управления филиалом вуза. Сделан вывод, что необходимо добиваться повышения качества работы филиалов, обеспечивать полноценность выдаваемых ими дипломов, так как главным недостатком образовательного процесса филиала является низкая требовательность к качеству знаний. Необходимо не только контролировать, но и стимулировать развитие высшего профессионального образования в провинции, способствовать тому, чтобы созданные в малых и средних городах филиалы вузов набирали силу, подтягивались к столичному уровню.

ключевые слова: вуз, филиал вуза, управленческие решения, организационная структура, управление филиалом вуза.

Vasin S. M., Privalova I. N. - Management specifics in a higher educational establishment branch // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 275-280. - The articles shows that at present there is no clear understanding of management in a higher educational establishment branch The authors study the notions «a higher educational establishment branch» , «management in a higher educational establishment branch» , branch management problems. The conclusion is that it is necessary the quality of work in a branch should be improved to provide full validity of diplomas issued by them as the main drawback of educational process in a branch is insufficient demands as to the quality of knowledge. The main objective is not only to supervise but also stimulate the development of higher education in province, work for the goal of making the branches gain strength to be able to compete with the capital level.

Keywords: higher educational establishment, a higher educational establishment branch, administrative decisions, organizational structure, management in a higher educational establishment branch.

Ослабление роли государства в сфере высшего профессионального образования и неконтролируемый рост количества филиалов вузов в городах России привели к возникновению серьезных проблем. Во-первых, государство утратило возможность активно влиять на характер и структуру подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, следствием чего стали перепроизводство кадров по ряду гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки и дефицит специалистов технического профиля. Во-вторых, возникла разветвленная сеть филиалов государственных и негосударственных высших учебных заведений, среди которых многие не располагают квалифицированными педагогическими кадрами и достаточной учебно-лабораторной базой для обеспечения надлежащего качества подготовки специалистов. к 2011 г. в России насчитывается 2164 филиала, в том числе 1418 государственных и 746 негосударственных вузов [8, с. 497]. В значительной степени филиалы

вузов стали формироваться на волне массовизации, экспансии, образовательного бума в сфере высшего образования.

Проникновение высшего профессионального образования в города России актуализировало потребность в комплексном теоретическом и эмпирическом исследовании этого явления. Таким образом, возникает вопрос: способны ли филиалы вузов вести полноценную образовательную и научную деятельность.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЛИАЛ ВУЗА»

В период перехода от классического понимания вуза к рыночному, особую роль приобретает исследование именно управленческого аспекта высшего учебного заведения, в данном случае специфических особенностей управления филиалом вуза.

Отметим, что в настоящее время процессу управления филиалами вузов в России в научной литера-

туре достаточного внимания не уделяется, вопрос о специфических особенностях управления данным явлением изучен крайне недостаточно, более того, нет однозначного понимания понятия «филиал вуза» .

Обратимся к рассмотрению законодательной трактовки филиала высшего учебного заведения, т. к. это наиболее острая проблема, создающая дискуссии и споры в научной литературе.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 55 Гражданским кодексом РФ [1] филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Отметим, что согласно гражданскому кодексу РФ может существовать два вида периферийных подразделений вуза: филиалы и представительства. Однако они выполняют различные функции. Представительства выступают от имени создавшего их юридического лица, то есть представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Иными словами, представительство не имеет права вести образовательную деятельность, оно может только представлять интересы вуза в регионе. Так, представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Но вести образовательную или иную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только филиал.

Подобное гражданскому кодексу РФ определение филиала вуза п. 2 ст. 7 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [2], где филиалами вуза являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения.

Согласно трактовке, отраженной в Гражданском кодексе [1] филиал действует на основании следующих принципов:

- филиал должен действовать на основании положений, утвержденных ректором вуза;

- руководители филиала назначаются на должность ректором вуза;

- филиалы должны быть указаны в учредительных документах высшего учебного заведения;

- филиал не является самостоятельным субъектом права, представителями учебного заведения считаются непосредственно руководители филиала, и именно они (не представительство и не филиал) должны иметь доверенность вуза;

- филиал наделяется имуществом вуза, обособленность этого имущества носит относительный характер, поскольку это имущество продолжает оставаться имуществом вуза.

Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)» [3], на наш взгляд, в отличие от предыдущего определения, конкретизирует, уточняет понятие филиала вуза, более полно раскрывает. В Приказе отмечено: «филиал высшего учебного заведения ... -

обособленное структурное подразделение высшего учебного заведения, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее постоянно все его функции или их часть».

В целом, законодательная трактовка понятия филиала высшего учебного заведения допускает его различные толкования, большинство из которых имеют дискуссионный характер. В самой формулировке закона «Об образовании» и закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» проявляется неоднозначность в понимании того, каков в действительности статус филиала вуза.

Соглашаясь с Н. Кликуновым, считающим, что филиал можно рассматривать как самостоятельное юридическое лицо [7, с. 24], отметим, что, в существующих законодательных трактовках, с одной стороны, законодатель, не употребляя применительно к филиалу термин «юридическое лицо», говорит о полных или частичных полномочиях такового. С другой стороны, эти правовые возможности передаются филиалу на основе доверенности, что само по себе противоречиво.

Противоречие в определении полномочий и ответственности филиала вуза, отраженная в его законодательных трактовках заставляет нас обратить внимание на выделение отличий филиалов от головных высших учебных заведений.

Полное изучение существующей законодательной базы по вопросу вузов и их филиалов, дает нам возможность отметить, что головной вуз обладает лицензией и аккредитацией, имеет право принимать студентов и выдавать дипломы, филиал при этом осуществляет все функции головного учебного заведения или их часть - проводит промежуточную и итоговую аттестацию, выдает диплом филиала. Эта деятельность филиала является законной только в том случае, если филиал самостоятельно, отдельно от головного вуза, прошел процедуру лицензирования и имеет именную лицензию.

Кроме того филиал вуза должен самостоятельно пройти аттестацию в составе своего головного ВУЗа и это должно быть отражено в соответствующих документах, которые филиал ВУЗа обязан предъявить абитуриенту для ознакомления. При этом отдельного свидетельства о государственной регистрации филиалу вуза не требуется.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В настоящее время особое значение приобретает исследование именно управленческого аспекта образовательной деятельности, в данном случае, филиала высшего учебного заведения.

Отметим, что, на наш взгляд, все подходы ученых к управлению вузом, могут быть так или иначе проецированы на систему управления филиалом высшего учебного заведения.

исходя из рассмотрения системы управления вузом как социально-экономической системы и в то же время опираясь на все изученные подходы к управлению вузом, позволим себе следующее мнение: фили-

ал ВУЗа как объект управления включен в широкий класс объектов, а именно - социально-экономические системы. Как следствие, его признаки соответствуют основным параметрам таких систем, это совокупность индивидуумов, составляющих определенную организацию с определенной формой отношений и представляющих собой сложное целое, способное к самоорганизации, самовоспроизводству, самообеспечению, с собственными характеристиками и принципами функционирования.

По нашему мнению, необходимо различать по крайней мере два базовых принципа управления любым филиалом ВУЗа. С одной стороны, управление филиалом ВУЗа должно быть направлено на построение такой стратегической основы деятельности, которая обеспечивает достижение уставных целей и обеспечивает полноценное взаимодействие с учредителями филиала ВУЗа. Вместе с тем, с другой стороны, управление филиалом ВУЗа должно быть направлено на решение внутриорганизационных задач.

Таким образом, под управлением филиалом ВУЗа целесообразно понимать принятие решений и проектирование систем контроля и оперативного управления филиалом ВУЗа, которые направляют деятельность других, обеспечивая реализацию политики и директив головного ВУЗа, достижение целей и выполнение задач в рамках концепции деятельности.

В свою очередь, система оперативного управления филиалом ВУЗа - это специальный административный ресурс, предназначенный для выработки и осуществления управленческих решений по основной деятельности филиала ВУЗа и направлениям его развития.

В продолжение описания управленческих особенностей филиалов вузов, отметим, что организационно-правовые основы филиалов формировались в течение десяти лет. На сегодняшний день регулируют деятельность филиалов следующие законодательные акты: Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 03.12.2011) «Об образовании», Закона РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 03.12.2011 г.), типовое положение Приказа Минобрнауки РФ от 01.12.2005 № 297 «Об утверждении Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2005 № 7273), Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. 30.11.2011).

Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [2] учреждения системы высшего образования, к которым относятся филиалы, являются многоуровневыми многоцелевыми организациями с вертикальной управленческой структурой, отличающейся повышенной зависимостью от вышестоящих уровней управления головного вуза. Деятельность филиалов должна осуществляться в соответствии с Уставом вуза, Положением о филиале, лицензией на право ведения образо-

вательной деятельности, которую филиалы обязаны самостоятельно подтверждать каждые пять лет в процессе аттестации. Руководит филиалом ученый совет во главе с директором по доверенности ректора головного института.

Как правило, в структуру филиала высшего учебного заведения входят следующие подразделения:

1. Факультеты, в которых организуется и осуществляется подготовка специалистов по специальностям и направлениям;

2. Кафедры:

- организующие образовательный процесс по дисциплинам, общим для всех специальностей (например, общественно-гуманитарных дисциплин);

- профильные, организующие образовательный процесс по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

3. сервисные подразделения, обеспечивающие деятельность филиала в области создания и развития кадровой и материально-технической базы, финансово-хозяйственной деятельности (библиотека, АХЧ и др.).

Особое внимание в деятельности филиалов уделяется содержанию образования. С этой целью созданы Советы филиалов, которые рассматривают вопросы обучения и воспитания студентов.

Совет Филиала является органом, осуществляющим управление его образовательной политикой и учебным процессом, который собирается не менее одного раза в месяц и решает все вопросы деятельности Филиала, кроме тех, которые входят исключительно в компетенцию Университета [3].

Управление деятельностью Филиала осуществляет директор Филиала, который назначается приказом по вузу, имеющий опыт работы в руководящей должности не менее 5 лет. директор Филиала действует от имени Университета на основании доверенности, выдаваемой Университетом на срок не более 3 лет [3].

На наш взгляд, в современных условиях роль директора филиала вуза имеет исключительно важное значение, так как он содействует:

1. росту авторитета и престижа учебного заведения как учебного и научного центра;

2. развитию международных связей вуза;

3. становлению научных школ ученых своего

вуза;

4. повышению качества образования будущих специалистов.

Основываясь на Типовом положении о филиале вуза, отметим, что организацией учебного процесса в филиале занимается учебный отдел по учебным программам, планам и графикам, составленным и утвержденным головным вузом. Одновременно учебный отдел филиала поддерживает постоянную связь с деканатами и кафедрами головного вуза, в определенной степени выполняет их функции в региональном филиале. Обычно в целях совершенствования учебно-методической и научной работы в филиалах по распоряжению директоров создаются научно-методические советы, которые подотчетны соответствую-

щим советам филиалов и научно-методическому совету университета.

На наш взгляд, в условиях реформирования и развития системы высшего образования функции декана факультета существенно расширились и наполнились новым содержанием. Об этом свидетельствует проведенный нами анализ деятельности деканов филиалов вузов г. Пензы. В своей деятельности декан факультета руководствуется действующим законодательством и подзаконными актами, Уставом вуза, а также приказами и обязанностями, возложенными на него руководством вуза. декан, как правило, является известным в своей области ученым, ведет активную научную и учебную работу, пользуется авторитетом в коллективе. Обязанностью декана является непосредственное руководство административно-управленческими органами факультета - деканатом и его структурными подразделениями (кафедры, лаборатории, кабинеты, учебные центры).

Как видим, структура управления филиалом вуза соответствует гумбольтдской концепции деятельности вуза. Сегодня она весьма характерна для российской высшей школы, ее несостоятельность в российских условиях доказана падением качества образования и появлением огромного пласта институциональных и концептуальных проблем.

Несмотря на значительную степень коллегиальности в управлении филиалом вуза, указанную в литературе, как нам кажется, управление филиалами можно охарактеризовать как достаточно централизованное, при которой практически исключается самостоятельное принятие руководством филиала решений по всем направлениям его деятельности.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Следует отметить, что в литературе о филиалах высших учебных заведений указывается на множество проблем, связанных с их деятельностью. Рассмотрение этих проблем, как нам кажется, является необходимым, так как, с одной стороны, их решение - основа построения эффективной системы управления филиалом вуза, а, с другой стороны, сами проблемы вызваны недостаточно подготовленным процессом управления, это и есть существование бюрократической модели вуза со всеми ее недостатками.

Можно выделить несколько групп проблем филиалов высших учебных заведений, которые являются основой для главной существующей болевой точки - качества предоставляемого высшего образования в филиалах.

Первую группу образуют проблемы состояния законодательной и нормативной базы, ее ориентации на решение проблем качества образовательных услуг в филиалах ВУЗов РФ.

Вторая группа включает в себя проблемы источников формирования и обновления содержания высшего образования как важнейших факторов обеспечения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.

В состав третьей группы входят проблемы соответствия профессорско-преподавательского состава филиалов ВУЗов современным требованиям к качеству подготовки специалистов, а также к их педагогической деятельности.

Так, заметим, что весь профессорско-преподавательский состав, задействованный в учебном процессе филиалов, можно представить в виде трех категорий. Первую категорию составляют преподаватели из числа штатных сотрудников головного вуза, вторую - привлеченные штатные совместители из филиалов других вузов. К третьей категории относятся внешние совместители, которыми являются в основном местные учителя средних школ, техникумов и ПТУ. Преобладание в структуре преподавательского состава филиалов высших учебных заведений, расположенных в малых и средних городах, представителей второй и третей категорий влечет за собой снижение ответственности за качество подготовки студентов, проведение необходимой воспитательной работы, а также организацию методической и научноисследовательской работы [8, с. 497].

Четвертая группа содержит проблемы соответствия уровня подготовки абитуриентов филиалов ВУЗов требованиям к исходной подготовке студентов - будущих специалистов. Значительная часть выпускников общеобразовательных школ малых и средних городов, а также примыкающих к ним сельских поселений по уровню подготовки не удовлетворяет требованиям высшей школы. Это обстоятельство приводит к снижению требований при проведении промежуточных аттестаций студентов, снижению качества подготовки специалистов или массовому отчислению студентов за академическую неуспеваемость и существенному сокращению контингента обучающихся (рис. 1).

Рис. 1. Структура приёма в филиалы вузов в зависимости от уровня образования абитуриентов, 2010 г. [6, с 90]

Как следует из представленных на рисунке данных, в 2010 году доля выпускников средних общеобразовательных учреждений в общем приеме в филиалы ВУЗов составила 45 % или 133525 чел.

Также высока доля абитуриентов, уже имеющих среднее профессиональное образование (СПО), - в 2010 г. она составила 34% иди 99099 чел. доля абиту-

□ Имеют среднее (полное) образование

■ Имеют НПО

□ Имеют СПО

□ Имеют ВПО

риентов, которые имеют начальное профессиональное образование (НПО) или уже имеют одно высшее профессиональное образование (ВПО), не превышает в совокупности 21 %.

Следует отметить, что по сравнению с 2005 годом ситуация изменилась. Так, доля выпускников школ в структуре приема в 2005 году составляла 56 %, или 202000 чел., то есть в 2010 году по сравнению с 2005 г. она сократилась на 11 %, абсолютное сокращение численности при этом составило 68 000 чел. В то же время абитуриентов, желающих получить второе ВПО, в структуре приёма в филиалы вузов в 2005 году было лишь 6 %, или 21 тыс. чел., то есть в 2010 г. по сравнению с 2005 г. численность абитуриентов, имеющих ВПО. увеличилась на 21 000 чел., а их доля в общем приеме выросла на 8 %.

Пятую группу составляют проблемы организации образовательного процесса филиалов ВУЗов и внедрение в него новых (в том числе информационных) технологий, обеспечивающих достижение установленных требований к качеству подготовки специалистов.

Большинство филиалов осуществляет свою деятельность в арендованных помещениях на базе средних специальных учебных заведений провинциальных городов. Это затрудняет проведение специализированных лабораторных работ, предусмотренных учебным планом ряда образовательных программ, в стенах филиалов. С этой целью студенты вынуждены выезжать либо в головные вузы, либо выполнять эти виды работ на предприятиях или в организациях города при наличии в них необходимой базы.

Более того, зачастую библиотеки, созданные в филиалах, не располагают достаточным фондом учебной и учебно-методической литературы, а в малых и средних городах, как правило, отсутствуют общедоступные научные библиотеки или научно-информационные библиографические центры. далеко не во всех филиалах студентам предоставляется открытый доступ к интернет-ресурсам и возможность дополнительных занятий в компьютерных классах, что также негативно сказывается на качестве [5, с. 45].

Шестая группа представлена проблемами взаимодействия филиалов вузов со своими выпускниками и сферой их трудовой деятельности, их участием в разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки специалистов, недостаточным удовлетворением кадровой потребности экономики за счет выпускников филиалов ВУЗов.

В системе высшего профессионального образования наблюдается перекос в подготовке квалифицированных кадров: как основными вузами, так и их филиалами осуществляется избыточная подготовка одних специалистов (экономистов и юристов) и недостаточная - других, которые фактически требуются экономике (инженеров). Причинами сложившейся ситуации является ориентация вузов на предпочтения абитуриентов и их родителей, а не на потребность экономики, особенно в части предоставления платного

образования. деятельность филиалов направлена на обеспечение платежеспособного спроса со стороны населения, а не на реальное удовлетворение существующей потребности экономики в кадрах.

Мы считаем, что проблема доступности высшего профессионального образования для жителей малых и средних городов России в последнее десятилетие претерпела значительные изменения. Это произошло, с одной стороны, за счет открытия в них негосударственных высших учебных заведений и филиалов государственных и негосударственных вузов. Жители даже самых удаленных малых и средних российских городов получили возможность, не предпринимая экономических и миграционных усилий, быть включенными в образовательную инфраструктуру. Работающие студенты могут обучаться без отрыва от трудовой деятельности, следовательно, не испытывать опасений потерять работу, не тратить дополнительных средств на проезд и проживание в другом городе на время сессии. С другой стороны, с увеличением количества платных образовательных услуг в вузах РФ и в филиалах, расположенных в малых и средних городах, существенно возросла зависимость доступности высшего профессионального образования от уровня материального обеспечения абитуриентов. При этом следует иметь в виду, что цены на образовательные программы дифференцируются в зависимости от их качества, спроса населения на ту или иную специальность, бренда и места расположения высшего учебного заведения. Стоимость получения образовательных услуг в филиалах вузов, расположенных в малых и средних городах, как правило, значительно ниже стоимости обучения в вузах крупных городов.

Разбалансированность между требованиями регионального рынка труда, возможностями локального рынка образовательных услуг и образовательными потребностями личности в малых и средних городах в значительной степени обусловлена их особенностями. Отличительной чертой рынка труда малых и средних городов стал тот факт, что спрос на рабочую силу зависит от состояния исторически сложившихся в конкретном регионе отраслей экономики и экономического положения градообразующих предприятий. Сегодня большинство промышленных предприятий малых и средних городов находится в тяжелом экономическом положении, и поэтому не производят перспективного планирования кадров, а это затрудняет процесс планирования вузами потребности экономики региона (района) в специалистах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучение понятий филиал, филиал вуза, управление филиалом вуза, осознание существующих подходов, концепций управления данными объектами, выделение их основных болевых точек, позволяет максимально раскрыть теоретические основы управления вузом и его филиалом на основании объединения особенностей управления данными объектами в единую таблицу (таблица 1).

Таблица 1

Управленческие особенности головного вуза и филиалов вуза

Направления анализа Головное подразделение вуза Филиал вуза

1. Управление образовательными и научными продуктами и услугами Широкий спектр направлений и специальностей подготовки В некоторых случаях присутствие в составе вуза международных образовательных структур Большой объем НИР по договорам и грантам Недостаточно развитая система оказания краткосрочных дополнительных образовательных услуг Низкая эффективность деятельности в сфере интеллектуальной собственности

2. Управление ресурсами Высокий уровень обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой и информационными ресурсами Квалифицированный кадровый состав по естественно-научным специальностям Хорошо развитая аспирантура Недостаточная обеспеченность учебными площадями Дефицит преподавательских кадров гуманитарных специальностей Слабо развитая социальная база Недостаток научной литературы и периодических изданий

3. Управление финансами Большой объем внебюджетных средств, поступающих за обучение и научно-исследовательские работы Отсутствие системы контроллинга Большие затраты на аренду учебных площадей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Управление образовательными технологиями и процессами Широкое применение информационных технологий в учебном процессе Недостаточное использование активных методов обучения - деловых игр, кейсов и др.

5. Управление качеством образования Отсутствие рекламаций со стороны потребителей кадров Использование квалиметрических методов оценки качества образования Отсутствие в вузе системы управления качеством образования

6. Управление маркетинговой инфраструктурой Позитивный имидж вуза в регионе Огромный опыт проведения рекламных и имиджевых мероприятий Наличие службы маркетинга Отсутствие системы постоянного мониторинга рынков труда и образовательных услуг

7. Управление отношениями с предприятиями -заказчиками Широкая сеть спецклассов в школах города Активное договорное сотрудничество с предприятиями и организациями региона Недостаточно активная работа в районах области и соседних регионах

дисбаланс между образовательными потребностями личности, требованиями рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг снижает, с одной стороны, эффективность деятельности высшей школы в удовлетворении потребностей населения малых и средних городов в высшем профессиональном образовании, с другой - воспроизводство и развитие социально-профессиональной структуры региона. В условиях малого города возникает противоречие между образовательными потребностями и образовательными возможностями населения, обостряется проблема доступа к получению качественного образования, что снижает уровень потребностей населения в качестве образовательных услуг. деформация потребностей жителей малых и средних городов в услугах высшего профессионального образования в сочетании с предоставлением значительной свободы вузам в формировании образовательных программ, профессиональной структуры выпуска и развития платного обучения ведет к развитию системы массового высшего образования низкого качества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).

2. Федеральный Закон РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 27.07.2010 г.).

3. Приказ Минобрнауки РФ от 01.12.2005 № 297 «Об утверждении Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2005 № 7273).

4. Тумаш Г. Ю. Филиалы вуза: проблемы и перспективы // Теоретические и методологические проблемы современного образования. М. 2011. 328 с.

5. Варламова С. А., Затонский А. В. Информационно-управляющая система филиала ВУЗа как неотъемлемый элемент системы качества образования // Фундаментальные исследования. 2007. № 12. С. 45-50.

6. Гуртов В. А., Парикова Н. В. Сигова С. В. Роль филиалов ВУЗов в обеспечении кадровой потребности российской экономики // ВУЗ и регион. 2011. № 11. С. 90-94.

7. Кликунов Н. О статусе филиала // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 24 - 30.

8. Миргалева И. В. Направления модернизации финансового механизма образования в регионе // Экономическая наука и образование. 2010. № 1. С. 497-501.

9. Борисова И. Ректоры сдадут ЕГЭ // Российская газета. 2011. № 4. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.