Научная статья на тему 'Проблема реализации высшего образования на региональном уровне в условиях интеграции в международное образовательное пространство'

Проблема реализации высшего образования на региональном уровне в условиях интеграции в международное образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВУЗОВ И ФИЛИАЛОВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА / LEGAL STATUS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND BRANCHES / INTERNATIONAL ACCREDITATION / FEDERAL INTERNET EXAMINATION FOR GRADUATES OF BACHELOR DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарась Ольга Владимировна

В данной статье рассмотрены проблемы реализации высшего образования на региональном уровне, а именно вопросы функционирования филиалов и представительств высших учебных заведений, возникающие в связи с изменениями в законодательстве об образовании Российской Федерации. В работе раскрывается актуальность предложенной темы исследования, проанализирована Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., основные ее задачи. Изучив статистические данные, касающиеся осуществления контрольно-надзорных функций Рособрнадзора, сформулирован вывод о том, что ключевым звеном, на которое необходимо обратить пристальное внимание обеспечение регионов страны необходимыми профессионалами в различных отраслях и сферах жизнедеятельности. Выделены наиболее актуальные проблемы формирования и реализации образовательных потребностей населения малых городов. Определены причины, способствующие недостаточному развитию филиалов и представительств в регионах Российской Федерации. Указаны предложения, способствующие сохранению филиалов высших учебных заведений в субъектах Российской Федерации, путем повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Отдельное внимание уделяется получению высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Выявлено, что в условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. С учетом современных тенденций развития высшего образования на сегодняшний день обоснована необходимость разработки системы мер поддержки филиалов, деятельность которых направлена на социально-экономическое развитие соответствующих регионов, осуществляющих подготовку студентов; участия выпускников в Федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалавриата и прохождение международной аккредитации вузами, имеющие филиалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарась Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF REALIZATION OF THE HIGHER EDUCATION AT THE REGIONAL LEVEL IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION INTO THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL SPACE

In the article the author considered problems of realization of the higher education at the regional level, namely the questions of functioning of branches and representations of higher educational institutions arising in connection with changes in the legislation on formation of the Russian Federation, revealed the relevance of the offered research subject, analyzed the Federal target program of development of education for 2016-2020, its main objectives, formulated a conclusion that a key link to which it is necessary to draw close attention to provide regions of the country with necessary professionals in various branches and spheres of activity having studied the statistical data concerning implementation of control and supervising functions of Federal Education and Science Supervision Agency, allocated the most current problems of formation and realization of educational needs of the population of the small cities, defined the reasons contributing to the insufficient development of branches and representations in regions of the Russian Federation, specified the offers promoting preservation of branches of higher educational institutions in territorial subjects of the Russian Federation by improvement of quality of the provided educational services, paid special attention to receiving the higher education by disabled people and persons with limited opportunities of health and revealed that in the conditions of modernization of Russian education a problem of creation of optimum conditions for development, education, educations of persons with limited opportunities of health acquire the special relevance. Taking into account current trends of development of the higher education today, need of development of the system of measures of support of branches which activity directs to the social and economic development of the respective regions which are carrying out training of students is reasonable; the participations of graduates in Federal Internet examination for graduates of a bachelor degree and passing of the international accreditation by higher education institutions having branches.

Текст научной работы на тему «Проблема реализации высшего образования на региональном уровне в условиях интеграции в международное образовательное пространство»

УДК 342.9 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-4-110-116

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

ГАРАСЬ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Челябинский государственный университет (Костанайский филиал), г. Костанай, Республика Казахстан, e-mail: kafedra.prava.tf@inbox.ru

В данной статье рассмотрены проблемы реализации высшего образования на региональном уровне, а именно вопросы функционирования филиалов и представительств высших учебных заведений, возникающие в связи с изменениями в законодательстве об образовании Российской Федерации. В работе раскрывается актуальность предложенной темы исследования, проанализирована Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., основные ее задачи. Изучив статистические данные, касающиеся осуществления контрольно-надзорных функций Рособрнадзора, сформулирован вывод о том, что ключевым звеном, на которое необходимо обратить пристальное внимание - обеспечение регионов страны необходимыми профессионалами в различных отраслях и сферах жизнедеятельности. Выделены наиболее актуальные проблемы формирования и реализации образовательных потребностей населения малых городов. Определены причины, способствующие недостаточному развитию филиалов и представительств в регионах Российской Федерации. Указаны предложения, способствующие сохранению филиалов высших учебных заведений в субъектах Российской Федерации, путем повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Отдельное внимание уделяется получению высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Выявлено, что в условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. С учетом современных тенденций развития высшего образования на сегодняшний день обоснована необходимость разработки системы мер поддержки филиалов, деятельность которых направлена на социально-экономическое развитие соответствующих регионов, осуществляющих подготовку студентов; участия выпускников в Федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалавриата и прохождение международной аккредитации вузами, имеющие филиалы.

Ключевые слова: правовое положение вузов и филиалов, международная аккредитация, Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата

Процесс интеграции в международное образовательное пространство ставит перед собой множество достаточно важных задач, которые необходимо воплотить в рамках высшего образования в Российской Федерации. Основополагающим документом, направленным на обеспечение доступности качественного образования, отвечающим требованиям инновационного социально ориентированного развития России, является Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497. К основным задачам Программы относятся:

- создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании;

- развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования;

- реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи;

- создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики;

- формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов [1].

За последние пять лет было закрыто 105 государственных и 205 негосударственных вузов. С филиалами ситуация обратная - основной удар при-

шелся на государственные образовательные организации, количество которых составило почти 65 % от общего числа закрытых филиалов - 624, негосударственных же филиалов было ликвидировано - 99. Из-за значительного уменьшения количества вузов и филиалов Российская Федерация потеряла более 10 тыс. образовательных программ. Их стало в полтора раза меньше, но доля программ, вошедших в число лучших, увеличилось вдвое - с 6,8 до 13,62 % [2]. Соответственно, филиалы высших учебных заведений являются, на сегодняшний день, ключевым звеном, на которое необходимо обратить пристальное внимание, для того чтобы обеспечить регионы страны необходимыми профессионалами в различных отраслях и сферах жизнедеятельности.

Сегодня перспективы малых городов можно расценивать скорее негативно. Политика оптимизации расходов социальной сферы привела здесь к существенному сокращению медицинского обеспечения, доступа к учреждениям образования и культуры, элементам инфраструктуры, что количественно отражается в постоянном оттоке населения из указанных территорий. С учетом средней плотности населения на территории России уже в среднесрочной перспективе это означает переход к крайней поляризации экономического пространства Российской Федерации, при которой 80 или более процентов населения будут проживать в 15-20 населенных пунктах, тогда как остальная часть огромного жизненного пространства останется незаселенной. Выпускники школ и их родители это прекрасно понимают. В настоящее время абитуриенты чаще задают вопрос не о том, какую специальность они получат, а где смогут работать после окончания вуза. В этом отношении учеба в крупных городах, безусловно, перспективнее учебы в родном городе. В больших городах гораздо легче найти работу, к тому же многие начинают трудовую деятельность, еще будучи студентами. Между тем, в условиях филиала можно значительно повысить качество подготовки кадров за счет более высокого уровня индивидуализации обучения. Вследствие невозможности возвращения к советской системе распределения закрытие филиалов вузов в малых городах, по существу, означает их медленное исчезновение: отсутствие притока квалифицированных кадров вынудит работодателей переместить производства туда, где ресурс рабочей силы будет в наличии, а это повлечет за собой сокращение и сферы услуг. Помимо этого, произойдет снижение конкуренции на рынке труда: исчезновение выпускников филиалов и вузов, расположенных в малых и средних городах, вынудит работодателей столичных агломераций привлекать либо выпускников престижных вузов (в настоящее время основным минусом таких работников с точ-

ки зрения работодателей является несоответствие уровня их производительности желаемой заработной плате), либо иностранных граждан, что, возможно, вызовет перенос производств в находящиеся за рубежом центры концентрации рабочей силы. В обоих случаях доход теряет и бизнес, вынужденный платить больше за тоже качество труда (соответственно, иметь меньшую прибыль), и государство, поскольку в результате сокращения прибыли бизнеса налоговые поступления в бюджет будут сокращаться [3].

Внешние и внутренние экономические условия деятельности учебных заведений, параметры мирового образовательного сообщества, требования к специалистам на рынке труда радикально изменились. Российская экономика за предшествующий период претерпела коренную трансформацию: осуществился фактический переход от всеобъемлющего государственного регулирования к использованию рыночных механизмов.

Вследствие этого учебные заведения поставили своей целью гибкую адаптацию к запросам пользователей образовательными услугами, в ходе которой происходило развитие вариативности образовательных учреждений. Наряду с государственными высшими учебными заведениями был создан сектор негосударственных вузов с различными типами программ обучения; произошла диверсификация высшего профессионального образования, основанная на концепции параллельного развития «элитного», «массового» и «универсального» образования.

Исследователи образовательного рынка малых городов России Т. Е. Алайба и Е. Н. Заборова выделяют наиболее актуальные проблемы формирования и реализации образовательных потребностей населения малых городов, суть которых сводится к следующим положениям:

1) в условиях замкнутых региональных рынков труда возникают деформации в структуре образовательных потребностей населения;

2) диспропорция между образовательными потребностями личности, требованиями рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг снижает эффективность деятельности высшей школы в удовлетворении образовательных потребностей населения, с одной стороны, и воспроизводства и развития социально-профессиональной структуры региона с другой;

3) в условиях малого города возникает противоречие между образовательными потребностями населения и образовательными возможностями региона, обостряется проблема доступа к обучению;

4) в условиях малого города возникает альтернатива «доступ к образованию - высокое качество

О. V. ОДКЛ8

образования», что снижает уровень потребностей населения в качестве образовательных услуг;

5) существующие условия образовательного процесса (социокультурные, технологические, организационные, кадровые) усугубляют разрыв между «столичным» и «провинциальным» образованием, деформируя структуру образовательных потребностей, что негативно сказывается на формировании образовательного потенциала населения [4].

Особенности экономического развития и социокультурной среды города субъекта Российской Федерации определяют структуру и уровневые параметры образовательных потребностей населения. На их формирование влияют многие факторы, и прежде всего финансово-экономическое состояние градообразующих предприятий, уровень развития культуры населения, качество довузовской подготовки абитуриентов - в своей совокупности формирующие своеобразный «комплекс провинциальности». Сами образовательные потребности, а также их формирование и реализация, будучи обусловленными во многом характером региональной образовательной политики, увязываются с «проблемами занятости и трудоустройства населения, демографии, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами» [5].

С учетом анализа регионального опыта развития образовательного рынка можно определить причины низкой конкурентоспособности вузов (государственных и негосударственных), акцентируя внимание на факторах неэффективной работы большинства филиалов и представительств, расположенных далеко от головного вуза. К числу основных и наиболее типичных для большинства неконкурентоспособных филиалов вузов России причин относятся следующие:

1) недостаточно квалифицированный кадровый состав преподавателей филиалов, как правило, представленный в своем большинстве практиками, не обладающими достаточными теоретическими знаниями и опытом преподавания в вузе, а также малая численность штатных преподавателей;

2) неудовлетворительная либо слабая материально-техническая и сетевая база и вследствие этого отсутствие необходимых условий для нормальной организации учебно-образовательного процесса, а тем более научно-исследовательской работы преподавателей и студентов;

3) неквалифицированный менеджмент, в том числе отсутствие менеджмента качества образовательных услуг, стратегического планирования развития вуза;

4) отсутствие продуманной и последовательной маркетинговой стратегии, направленной как на системное изучение образовательного рынка, так и

его формирование (разработка и продвижение на образовательный рынок новых образовательных продуктов, опора на наиболее эффективные методы брэндинга, рекламы и PR-комммуникации);

5) консерватизм поведения руководства и преподавательского состава, отсутствие инновационных подходов к организации образовательного процесса;

6) слабая довузовская подготовка абитуриентов;

7) отсутствие целенаправленной социальной политики в интересах профессорско-преподавательского и студенческого коллективов;

8) узкая специализация и отсутствие достаточной диверсификации образовательных услуг (по специальностям и видам образовательного продукта);

9) отсутствие постоянной и глубокой связи филиала с головным вузом: филиалы не получают необходимой и достаточной учебно-методической, научно-методической и кадровой поддержки со стороны вуза;

10) различного рода злоупотребления руководителей филиалов, реализующих свои личные корыстные интересы (частный, но широко распространенный фактор для филиалов), что противоречит стратегии развития вуза [6].

Подчеркнем, что все обозначенные негативные факторы, существенно ослабляющие позиции того или иного филиала, снижающие конкурентоспособность, подрывающие деловую репутацию и имидж учебного заведения, в равной мере относятся как к государственным, так и негосударственным вузам.

Для того, чтобы высшее учебное заведение могло сохранить свои филиалы и представительства в регионах, необходимо проводить комплекс мер, направленных на повышение качества образовательных программ, обеспечение прозрачности обучения, организации международной академической мобильности студентов и преподавателей.

Современные условия жизни способствуют резкому увеличению числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечить условия для получения высшего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, создать методическое обеспечение образовательного процесса инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо разработать систему мер поддержки филиалов, деятельность которых направлена на социально-экономическое развитие соответствующих регионов, осуществляющих подготовку студентов.

Следующей задачей перед филиалами стоит участие в Федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалавриата, по результатам которого студенты получают именные сертификаты не только в электронном виде, но и в печатном. Все больше вузов и работодателей принимают во внимание этот документ, который может дать выпускникам преимущество при государственной итоговой аттестации, поступлении в магистратуру и трудоустройстве. ФИЭБ на сегодняшний день является единственной в российском высшем образовании системой прямой и независимой оценки качества подготовки [2, с.18].

Федеральный Интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) реализуется как добровольная сертификация выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС. Актуальность проекта обусловлена внесением изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции»,который дополнен статьей 95.1: «Независимая оценка качества подготовки обучающихся по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся».

Федеральный Интернет-экзамен для выпускников бакалавриата проводится в соответствии с «Положением о подготовке, организации и проведения интернет-экзамена для выпускников бакалавриата» утвержденным генеральным директором НИИ мониторинга качества образования. ФИЭБ подразумевает процедуру проведения внешней независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата.

Принципы ФИЭБ: добровольность участия студентов в Интернет-экзамене; добровольность признания сертификатов вузами; добровольность признания сертификатов работодателями; конфиденциальность индивидуальных результатов студента; независимость оценки как от органов управления и контроля в сфере образования, так и от вузов.

Достаточно широки возможности ФИЭБ:

- эффективное использование междисциплинарных ПИМ, разработанных преподавателями выпускающих кафедр ведущих вузов РФ при поддержке Федеральных учебно-методических объе-

динений, Ассоциаций ведущих вузов по областям образования, Ассоциаций работодателей;

- проведение ФИЭБ с использованием материалов, прошедших процедуру внешней экспертизы;

- педагогический анализ результатов ФИЭБ, содержащий выводы об уровне сформированности компетенций и готовности студентов к решению профессиональных задач;

- привлечение выпускников из других вузов, в том числе из-за рубежа (для вузов, учитывающих сертификаты ФИЭБ при приеме в магистратуру);

- получение выпускниками вуза именных сертификатов ФИЭБ.

Именной сертификат ФИЭБ дает преимущество при государственной итоговой аттестации, при поступлении в магистратуру, при трудоустройстве как подтверждение качества подготовки выпускника.

Экзамен проходит в одно и то же время во всех вузах - базовых площадках (с учетом часовых поясов). С 2017 г. ФИЭБ будет проводиться по 18 направлениям подготовки. Программа ФИЭБ по направлению подготовки включает дисциплины базовой части профессионального цикла ФГОС (содержание по дисциплине с указанием разделов и тем, список рекомендованной литературы); перечень профессиональных задач по видам профессиональной деятельности, к которым готовится студент в ходе обучения [7].

Для того чтобы выявить высшие учебные заведения, обеспечивающие самый высокий уровень подготовки по той или иной образовательной программе - необходимо осуществление признания высокого качества подготовки выпускников вузов, которое должно осуществляться не государственными структурами, а представителями отечественного и мирового профессионального сообщества посредством независимой внешней оценки.

Современные реалии жизни диктуют свои правила организации образовательного пространства в системе высшего образования. В условиях прямого влияния новейших технологий и глобализации на сферу высшего образования необходимо проводить интеграцию в международное пространство в рамках регулирования оценки качества обучения. Самым оптимальным на сегодняшний день таковым способом является участие в проведении международной аккредитации. В этой связи возникает вопрос о необходимости новых как внутренних, так и внешних органов, структур, технологий для оценки и признания и доверия к качеству образования.

Сегодня университетами признается, что международная аккредитация образовательных программ способствует привлечению внимания ино-

О. V. ОЛИЛ8

странных специалистов и обучающихся, повышению квалификации персонала вузов, упрощает организацию научных и академических обменов, расширяет коллективный опыт каждого университета.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», выделяют, наряду с государственной аккредитацией образовательной деятельности (ст.92), общественную и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ (ст. 96, ч. 2) [8].

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию (ст. 96) [8].

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (п. 4. ст. 96) [8].

Необходимо разграничить функции государства в оценке качества образования. К государственным функциям относятся: лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация, государственный контроль (надзор) в образовании, государственная итоговая аттестация (ГИА, ЕГЭ); к независимой оценке относятся: профессионально-общественная аккредитация программ, общественная «международная аккредитация» образовательных программ, независимая оценка результатов образования.

К основным этапам процедуры международной аккредитации относятся: 1) подача заявления на прохождение процедуры международной аккредитации; 2) подготовка образовательным учреждением отчета о самообследовании; 3) формирование международной команды сертифицированных экспертов; 4) камеральный анализ отчета о самообследовании экспертами; 5) экспертный ви-

зит в образовательное учреждение; 6) подготовка и представление в образовательное учреждение экспертных заключений для согласования фактов, корректировка отчета (при необходимости) в соответствии с информацией от образовательного учреждения в отношении фактов; 7) утверждение экспертных заключений Высшим экспертным советом; 8) принятие решения об аккредитации образовательных программ Международным Аккреди-тационным советом; 9) выдача свидетельства об аккредитации.

Международная аккредитация осуществляется в соответствии с европейскими стандартами и рекомендациями для внутренних систем гарантий качества: политика и процедуры гарантии качества; разработка и утверждение программ (согласованных с Национальной и Европейской структурой квалификаций) на основе ECTS; студенто-центрированное обучение (учет потребностей всех групп студентов, оценка на основе тестирования, возможность апелляций); прием, успеваемость, признание и сертификация (с учетом Лиссабонской конвенции, оценка результатов обучения (SLO), выдача европейских приложений к дипломам (DS)); преподавательский состав; образовательные ресурсы и система поддержки студентов; управление информацией; информирование общественности; постоянный мониторинг и периодическая оценка программ; периодические процедуры внешней гарантии качества (на соответствие ESG-ENQA). Вузы имеют право выбрать для своей аккредитации любое агентство, входящее в EQAR. Результаты такой аккредитации должны признаваться на уровне страны и во всех странах-участницах вне зависимости, является ли это агентство национальным или зарубежным.

В сфере проведения независимой оценки качества образования в России существуют определенные проблемы. Во-первых, недостаточный уровень мотивации образовательных организаций к прохождению процедур независимой аккредитации и полным отсутствием мотивации каких-либо процедур, связанных с сертификацией квалификации обучающихся и выпускников. Во-вторых, отсутствует в национальном масштабе связи между работодателями и образовательными организациями. Существует множество локальных практик, когда привлечение работодателей к совершенствованию образовательного процесса дает положительный результат. Но в основном образование оторвано от бизнеса. В-третьих, отсутствие целостного информационного пространства, необходимого для получения достоверных сведений о проведенной независимой оценке и сертификации квалификаций всеми участниками образовательного процесса.

Это затрудняет использовать образовательными организациями результатов независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций, являющихся неоспоримым конкурентным преимуществом. Вследствие этого обучающиеся и абитуриенты испытывают сложности при выборе образовательной организации [9].

Прежние методы аккредитации образовательных учреждений действительно были формой одобрения аккредитационными агентствами деятельности учреждений, которые отвечали установленным минимальным требованиям. Новый подход к аккредитации и повторной аккредитации сосредоточен на выполнении плана совершенствования деятельности, который образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно и добровольно, а затем публикует. Соответствия минимальным требованиям уже недостаточно для успешного прохождения аккредитации. Образовательные учреждения, желающие получить аккредитацию, должны продемонстрировать свой план дальнейшего совершенствования. Участие в аккредитации является добровольным. Однако в США отказ от прохождения аккредитации означает, что образовательное учреждение не получит доступ к государственному финансированию и фондам поддержки студентов, а также не сможет воспользоваться выгодами, которые дает общественное признание, по аналогии развивается система высшего образования в Республике Казахстан. С 1 января 2017 г. государственное финансирование в виде государственных образовательных грантов будут получать только те вузы, которые прошли международную аккредитацию.

Таким образом, международная аккредитация также может принести большую пользу высшим учебным заведениям, имеющим филиалы и представительства. Качество образования в них повышается, поскольку они устанавливают партнерские отношения с образовательными учреждениями развитых стран, а те, в свою очередь, получают дополнительные возможности для проявления гражданской активности и организации эмпирического обучения.

Литература

1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 2015 г. № 22. ст. 3232

2. Сульдина Л. Ода независимости // Аккредитация в образовании. 2016. № 6. С. 16-20.

3. Прохоров С. Г., Свирина А. А. Мониторинг эффективности вузов и перспективы малых городов РФ // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 121-125.

4. Алайба Т. Е., Заборова Е. Н. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 93-97.

5. Лоншакова Н. М. Высшее образование: проблемы регионализации в современной России. Екатеринбург. 2002. С. 77.

6. Воробьев Ю. Л. Периферийный рынок образовательных услуг: взгляд из провинции // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 62-70.

7. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ). URL: http://bakalavr.i-exam.ru/node/341

8. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изм. и доп. от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.

9. Нализко Н. А. Проблемы и перспективы развития независимой экспертизы качества образования // Аккредитация в образовании. 2016. № 6. С. 32-34.

References

1. О Federal'noj tselevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016- 020 gody: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 23 maya 2015 g. № 497. Sobraniye zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii ot 1 iyunya 2015 g. [About the Federal target program of development of education for 2016 - 020: resolution of the Government of the Russian Federation of May 23, 2015 № 497. Russian Federation Code of June 1, 2015] № 22. st. 3232

2. Sul'dina L. Oda nezavisimosti [Ode to independence] // АШ-editatsiya v obrazovanii. 2016. № 6. S. 16-20.

3. Prokhorov S. G., Svirina А. А. Monitoring effektivnosti vuzov i perspektivy malykh gorodov RF [Monitoring of efficiency of higher education institutions and prospect of the small towns of the Russian Federation] // Vysshee obrazovaniye v Rossii. 2014. № 11. S. 121-125.

4. АЦ^ T. E., Zaborova E. N. Studenty ob imidzhe gosudarstvennykh i negosudarstvennykh vuzov [Students about image of the state and non-state universities] // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2004. № 2. S. 93-97.

5. Lonshakova N. M. Vyssheye obrazovaniye: problemy regionalizatsii v sovremennoj Rossii [The higher education: regionalization problems in modern Russia]. Ekaterinburg. 2002. S. 77.

6. Vorob'ev Yu. L. Periferijnyj rynok obrazovatel'nykh uslug: vzglyad iz provintsii [Peripheral education market: a look from the province] // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. 2005. № 3. S. 62-70.

7. Federal'nyj internet-ekzamen dlya vypusknikov bakalavriata (FIEB) [Federal Internet examination for graduates of a bachelor degree (FIEB)]. URL: http://bakalavr.i-exam.ru/node/341

O. V. GARAS

8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (s izm. i dop. ot 31 dekabrya 2014 g. № 519-FZ) Sobraniye zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii ot 31 dekabrya 2012 g. [About education in the Russian Federation: federal law of December 29, 2012 № 273-FL (with amendment and additional from December 31, 2014 № 519-FL) the Rus-

sian Federation Code of December 31, 2012] № 53 (chast' I) st. 7598.

9. Nalizko N. A. Problemy i perspektivy razvitiya nezavisimoj ekspertizy kachestva obrazovaniya [Problems and prospects of development of independent examination of quality of education] // Akkreditatsiya v obrazovanii. 2016. № 6. S. 32-34.

* * *

PROBLEM OF REALIZATION OF THE HIGHER EDUCATION AT THE REGIONAL LEVEL IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION INTO THE INTERNATIONAL

EDUCATIONAL SPACE

GARAS OLGA VLADIMIROVNA Chelyabinsk State University (Kostanay Branch), Kostanay, the Republic of Kazakhstan, e-mail: kafedra.prava.tf@inbox.ru

In the article the author considered problems of realization of the higher education at the regional level, namely the questions of functioning of branches and representations of higher educational institutions arising in connection with changes in the legislation on formation of the Russian Federation, revealed the relevance of the offered research subject, analyzed the Federal target program of development of education for 2016-2020, its main objectives, formulated a conclusion that a key link to which it is necessary to draw close attention to provide regions of the country with necessary professionals in various branches and spheres of activity having studied the statistical data concerning implementation of control and supervising functions of Federal Education and Science Supervision Agency, allocated the most current problems of formation and realization of educational needs of the population of the small cities, defined the reasons contributing to the insufficient development of branches and representations in regions of the Russian Federation, specified the offers promoting preservation of branches of higher educational institutions in territorial subjects of the Russian Federation by improvement of quality of the provided educational services, paid special attention to receiving the higher education by disabled people and persons with limited opportunities of health and revealed that in the conditions of modernization of Russian education a problem of creation of optimum conditions for development, education, educations of persons with limited opportunities of health acquire the special relevance. Taking into account current trends of development of the higher education today, need of development of the system of measures of support of branches which activity directs to the social and economic development of the respective regions which are carrying out training of students is reasonable; the participations of graduates in Federal Internet examination for graduates of a bachelor degree and passing of the international accreditation by higher education institutions having branches.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: legal status of higher education institutions and branches, the international accreditation, Federal Internet examination for graduates of bachelor degree

Об авторе:

Гарась Ольга Владимировна, магистр юридических наук, старший преподаватель, Костанайского филиала Челябинского государственного университета, г. Костанай, Республика Казахстан

About the author:

Garas Olga Vladimirovna, Master of Jurisprudence, Senior Teacher, the Kostanay Branch of Chelyabinsk State University, Kostanay, the Republic of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.