УДК 331.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛОМ ВУЗА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В. В. Бондаренко, М. А. Танина, В. А. Юдина, В. А. Малашкина
IMPROVEMENT OF MANAGEMENT OF BRANCH HIGH SCHOOL IN ORDER TO INCREASE COMPETITIVENESS OF THE REGIONAL NETWORK OF EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
V. V. Bondarenko, M. A. Tanina, V. A. Yudina, V. A. Malashkina
Аннотация. Актуальность и цели. Современные условия функционирования российских образовательных организаций, обусловленные значительными преобразованиями нормативно-правовой базы, последствиями демографического спада, нарастающим финансовым кризисом, усилением рыночных механизмов управления образовательными организациями, определяют необходимость поиска инновационных подходов к управлению конкурентоспособностью высших учебных заведений на рынке образовательных услуг, в том числе и филиалов вузов как ключевого элемента региональной сети образовательных систем высшего образования. Материалы и методы. Исследование выполнено на материалах законодательных актов РФ в сфере высшего образования, трудов отечественных и зарубежных ученых в области управления образовательными системами высшего образования. В качестве методов исследования в работе используются анализ документов, библиографический метод, контент-анализ. Результаты. В работе проведен анализ концептуальных подходов и законодательных аспектов формирования понятия «филиал высшего учебного заведения», выявлены особенности и проблемные области системы управления филиалом вуза как элемента повышения конкурентоспособности региональной сети образовательных систем высшего образования. Выводы. Основными направлениями совершенствования механизма повышения конкурентоспособности региональных образовательных систем являются трансформация организационной вертикали управления образовательным процессом, развитие системы управления качеством образования, наиболее полная реализация потенциала научно-педагогических работников, активное использование инновационных образовательных технологий, активизация взаимодействия с региональными вузами и местными органами самоуправления.
Ключевые слова: филиал высшего учебного заведения, система управления, региональная сеть образовательных систем высшего образования, система менеджмента.
Abstract. Background. Modern operating conditions of Russian educational institutions due to significant reforms of the legal framework, the consequences of demographic decline, increasing the financial crisis, strengthening market mechanisms of management of educational institutions, determine the need to find innovative approaches to the management of competitiveness of higher education institutions in the education market including branches universities as a key element of a regional network of educational systems of higher education. Materials and methods. Research is executed on materials of acts of the
Russian Federation in the sphere of the higher education, works of domestic and foreign scientists in the field of management of the higher education of educational systems. As research methods in work the analysis of documents, a bibliographic method, the content analysis were used. Results. The paper analyzes the conceptual approaches and legal aspects of the formation of the concept of «branch institution of higher education», and the peculiarities of the problem areas of management of the branch of the university as part of improving the competitiveness of the regional network of educational systems of higher education. Conclusions. The main directions of improving the mechanism of educational management in the branches of universities in modern conditions is the transformation of the organizational chain of command in educational activities, the modernization of education content management, improvement of education quality management, the implementation of the scientific potential and innovative educational technologies, improving cooperation with regional universities and local authorities.
Key words: affiliate institution of higher education management system, the regional network of educational systems of higher education management system.
Введение
В условиях значительных преобразований нормативно-правовой базы, интеграции в мировое образовательное сообщество актуальными направлениями повышения конкурентоспособности региональных образовательных систем являются следующие: развитие инновационных методик и технологий преподавания, решение вопросов доступности и структурирования высшего образования, разработка механизмов взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами, работодателями и др.
Таким образом, вопросы управления вузом и его филиалами, повышения их конкурентоспособности являются значимыми, поскольку филиалы профильных вузов позволяют реализовать в различных регионах передовые инновационные образовательные технологии ведущих вузов страны, осуществлять подготовку по востребованным направлениям и профилям, реали-зовывать научный потенциал ведущих вузов в регионах.
1. Анализ концептуальных подходов и законодательных аспектов
формирования понятия «филиал высшего учебного заведения»
В настоящее время вопросам управления филиалами вузов в России в научной литературе не уделяется достаточного внимания, специфические особенности управления данным явлением изучены крайне недостаточно. Более того, нет однозначного определения понятия «филиал вуза».
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства [1].
Подобное Гражданскому кодексу РФ описание филиала вуза дает и Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», где указывается, что филиалы образовательных организаций (в том числе вузов) не являются юридическими лицами, действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденном в порядке, установленном уставом образовательной
организации [2]. Филиалы так же, как и головные организации, проходят процедуру аккредитации и лицензирования на основании действующего законодательства. Согласно трактовке, отраженной в Гражданском кодексе, филиал действует на основании следующих принципов: филиал наделяется имуществом вуза, обособленность этого имущества носит относительный характер, поскольку это имущество продолжает оставаться имуществом вуза; руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)» конкретизирует, уточняет понятие филиала вуза. В Приказе отмечено, что «филиал высшего учебного заведения ... - обособленное структурное подразделение высшего учебного заведения, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее постоянно все его функции или их часть» [3].
В целом законодательная трактовка понятия филиала высшего учебного заведения допускает его различные толкования, большинство из которых имеют дискуссионный характер [4, с. 350]. В самой формулировке закона «Об образовании» и закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» проявляется неоднозначность в понимании того, каков в действительности статус филиала вуза.
Соглашаясь с Н. Кликуновым, считающим, что филиал можно рассматривать как самостоятельное юридическое лицо, отметим, что в существующих законодательных трактовках, с одной стороны, законодатель, не употребляя применительно к филиалу термин «юридическое лицо», говорит об иных или частичных полномочиях такового. С другой стороны, эти правовые возможности передаются филиалу на основе доверенности, что само по себе противоречиво [5, с. 24].
Противоречие в определении полномочий и ответственности филиала вуза, отраженное в его законодательных трактовках, заставляет обратить внимание на выделение отличий филиалов от головных высших учебных заведений.
Полное изучение существующей законодательной базы по вопросу вузов и их филиалов дает нам возможность отметить, что головной вуз обладает лицензией и аккредитацией, имеет право принимать студентов и выдавать дипломы. Филиал при этом осуществляет все функции головного учебного заведения или их часть - проводит промежуточную и итоговую аттестацию, выдает диплом филиала. Эта деятельность филиала является законной только в том случае, если филиал самостоятельно, отдельно от головного вуза прошел процедуру лицензирования и имеет именную лицензию.
На основе подхода к системе управления вузом как к социально-экономической системе, предложенного С. Д. Резником и В. М. Филипповым, можно сделать вывод о том, что филиал вуза как объект управления включен в широкий класс объектов, а именно: социально-экономические системы. Как следствие, его признаки соответствуют основным параметрам таких систем -это совокупность индивидуумов, составляющих организацию с определенной формой отношений и представляющих собой сложное целое, способное к самоорганизации, самовоспроизводству, самообеспечению, с собственными характеристиками и принципами функционирования [6, с. 69].
2. Анализ подходов к управлению филиалом высшего учебного заведения
По нашему мнению, необходимо различать по крайней мере два базовых принципа управления филиалом вуза как элемента территориальных образовательных систем. С одной стороны, управление филиалом вуза должно быть направлено на построение такой стратегической основы деятельности, которая обеспечивает достижение уставных целей и полноценное взаимодействие с учредителями филиала вуза.
Вместе с тем, с другой стороны, управление филиалом вуза должно быть направлено на решение внутриорганизационных задач.
На основе проведенного анализа взглядов на категорию «филиал высшего учебного заведения» можно сформулировать следующее определение: под управлением филиалом высшего учебного заведения целесообразно понимать процесс организации деятельности филиала вуза головным вузом и руководством филиала для достижения поставленных уставных целей и внутриорганизационных задач, стоящих перед субъектом управления.
В определении управления филиалом высшего учебного заведения подчеркивается наличие постоянной зависимости филиала от головной организации, что позволяет составить двухконтурную схему функционирования филиала вуза по отношению к головной организации (рис. 1) [5, с. 24].
Рис. 1. Двухконтурная схема функционирования филиала вуза как элемента региональной сети образовательных систем высшего образования
Данный рисунок показывает, что головной вуз и его филиал (филиальная сеть при условии, что число филиалов больше одной единицы) находятся в постоянном взаимодействии. Внутренний контур данной схемы указывает на наличие обособленной системы управления внутри каждого филиала высшего учебного заведения, внешний контур говорит о зависимости филиала (филиальной сети) от системы управления головным вузом.
—\
к
В свою очередь, система оперативного управления филиалом вуза - это специальный административный ресурс, предназначенный для выработки и осуществления управленческих решений по основной деятельности филиала вуза и направлениям его развития.
Наиболее часто встречаемыми формами взаимодействия головного вуза и его филиалов выступают следующие направления:
1) филиалы полностью подчиняются головному вузу;
2) филиалы осуществляют учебный процесс при жестких стандартах качества и имеют право привлекать преподавателей, не входящих в штат головного вуза;
3) филиалы самостоятельно осуществляют набор студентов, организуют учебный процесс и выпуск, контролируют качество знаний студентов по методикам головного вуза;
4) филиалы связаны с головной организацией исключительно правом на использование имени и марки вуза.
Филиалы являются многоуровневыми многоцелевыми организациями с вертикальной управленческой структурой, отличающейся повышенной зависимостью от вышестоящих уровней управления головного вуза.
Как правило, в структуру филиала высшего учебного заведения входят следующие подразделения:
1) факультеты, в которых организуется и осуществляется подготовка специалистов по специальностям и направлениям;
2) кафедры: а) организующие образовательный процесс по дисциплинам, общим для всех специальностей (например по общественно -гуманитарным дисциплинам); б) организующие образовательный процесс по общепрофессиональным и специальным дисциплинам (профильные);
3) сервисные подразделения, обеспечивающие деятельность филиала в области создания и развития кадровой и материально-технической базы, финансово-хозяйственной деятельности (библиотека, АХЧ, служба охраны и др.).
Особое внимание в деятельности филиалов уделяется содержанию образования. С этой целью созданы Ученые советы филиалов, которые рассматривают вопросы обучения, воспитания студентов, методического обеспечения, стратегии развития филиала.
Ученый совет филиала возглавляет директор. Решения совета реализуются через приказы и распоряжения руководства филиала вуза. Они обязательны для исполнения руководителями подразделений, персоналом и студентами. В случае несогласия с решениями Ученого совета директор может вернуть их для повторного рассмотрения. Повторное решение Ученого совета филиала должно быть реализовано. Директор филиала вуза, как правило, работает совместно с заместителями по воспитательной и учебной работе.
В то же время непосредственное управление деятельностью филиала осуществляет директор, который назначается приказом по вузу. Директор филиала действует от имени университета на основании доверенности, выдаваемой на срок не более 3 лет.
На наш взгляд, в современных условиях роль директора филиала вуза имеет исключительно важное значение, так как он содействует:
- росту авторитета и престижа учебного заведения как учебного и научного центра;
- развитию международных связей вуза;
- становлению научных школ ученых своего вуза;
- повышению качества образования будущих специалистов.
В условиях реформирования и развития системы высшего образования функции декана факультета и его заместителей существенно расширились и наполнились новым содержанием. В своей деятельности рассматриваемое управленческое звено руководствуется действующим законодательством и подзаконными актами, Уставом вуза, а также приказами и обязанностями, возложенными на него руководством вуза.
Анализ деятельности заведующих кафедрами и их заместителей за последние годы показал, что она видоизменилась. Данное управленческое звено несет полную ответственность за организацию учебного процесса, научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность на кафедре. Новое содержание образования, инновационные подходы к организации процесса передачи знаний, новые методы и технологии обучения - все это должно быть в поле зрения заведующих кафедрами и их заместителей.
3. Выявленные проблемы системы управления филиалом вуза как элемента региональной сети образовательных систем высшего образования
На современном этапе в системе управления филиалом высшего учебного заведения как элемента региональных образовательных систем развития можно выделить следующие ключевые моменты:
- территориальная удаленность от головного вуза, что иногда может замедлять скорость обмена информацией;
- необходимость эффективного продвижения бренда головного вуза в регионе;
- самостоятельное оперативное взаимодействие с ведущими региональными вузами и органами власти;
- необходимость обеспечения условий для выполнения требований мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования и выполнения требований современных федеральных государственных образовательных стандартов;
- необходимость эффективного взаимодействия с потребителями образовательных услуг с целью повышения конкурентоспособности филиала высшего учебного заведения как элемента территориальных образовательных систем.
Заключение
Таким образом, новые приоритеты развития системы образования, обусловленные воздействием тенденций в современном мировом образовательном пространстве, последствиями трансформации российской системы высшего образования, требуют осуществления преобразований в организационной структуре, системе управления, содержании образования и технологиях, реализуемых региональными филиалами вузов с целью повышения конкурентоспособности региональной сети образовательных систем высшего образования. Основными направлениями совершенствования механизма управления образовательным процессом в филиалах вузов в современных условиях являются трансформация организационной вертикали управления образова-
тельной деятельностью, модернизация управления содержанием образования, совершенствование управления качеством образования, реализация научного потенциала и инновационных образовательных технологий, совершенствование взаимодействия с региональными вузами и местными органами власти.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. - М. : НОРМА (НОРМА - ИНФРА-М), 2014.
2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
3. Приказ Минобрнауки РФ от 01.12.2005 № 297 «Об утверждении Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2005 № 7273). - URL: www.rg.ru/2005/12/29/vuzi-dok.html
4. Бондаренко, В. В. Использование дистанционных технологий в заочном обучении в сфере высшего профессионального образования / В. В. Бондаренко, М. А. Танина, В. А. Юдина // Актуальные проблемы современной науки: теория и практика : материалы I Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (31 мая 2013 г.) / отв. ред. З. Н. Зангиева. - Владикавказ : Литера, 2013. - С. 348-355.
5. Кликунов, H. О статусе филиала / H. Кликунов, Г. Окорокова // Высшее образование в России. - 2011. - № 5. - С. 24.
6. Управление высшим учебным заведением: учеб. / под ред. С. Д. Резник, В. М. Филлипова. - Пенза : ПГУАС, 2009. - С. 69.
Бондаренко Владимир Викторович
доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и маркетинга, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал) E-mail: [email protected]
Танина Мария Алексеевна кандидат экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал) E-mail: [email protected]
Юдина Вера Александровна
кандидат экономических наук, доцент,
кафедра менеджмента и маркетинга,
Финансовый университет
при правительстве Российской Федерации
(Пензенский филиал)
E-mail: [email protected]
Bondarenko Vladimir Viktorovich
doctor of economic sciences, professor,
sub-department of management
and marketing,
Financial University
under the Government
of the Russian Federation (Penza branch)
Tanina Maria Alekseevna
candidate of economic sciences,
head of sub-department
of management and marketing,
Financial University
under the Government
of the Russian Federation (Penza branch)
Yudina Vera Alexandrovna
candidate of economic sciences, associate
professor, sub-department of management
and marketing,
Financial University
under the Government
of the Russian Federation (Penza branch)
Малашкина Валентина Андреевна
студентка,
Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал) E-mail: [email protected]
Malashkina Valentina Andreevna student,
Financial University
under the Government
of the Russian Federation (Penza branch)
УДК 331.1
Совершенствование управления филиалом вуза с целью повышения конкурентоспособности региональной сети образовательных систем высшего образования / В. В. Бондаренко, М. А. Танина, В. А. Юдина, В. А. Малашкина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 1 (13). -С. 27-34.