Научная статья на тему 'Педагогические условия профессиональной подготовки специалистов в филиале негосударственного вуза'

Педагогические условия профессиональной подготовки специалистов в филиале негосударственного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL TRAINING / NON-STATE HIGHER INSTITUTION BRANCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородкина Татьяна Александровна, Колосова Любовь Андреевна

В статье раскрывается сущность педагогических условий профессиональной подготовки специалистов в негосударственных вузах, характеризуются теоретико-методологические основы функционирования филиала, позывается роль филиала в развитии общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of specialists' professional training in the branch of a non-state higher institution1ANO "MOK "VEPI"

The article reveals the essence of pedagogical conditions of specialists' professional training in non-state higher institutions, theoretical methodological bases of the branch functioning are described, the role of the branch in society development is shown.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия профессиональной подготовки специалистов в филиале негосударственного вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ФИЛИАЛЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА Т.А. Бородкина, Л.А. Колосова

В статье раскрывается сущность педагогических условий профессиональной подготовки специалистов в негосударственных вузах, характеризуются теоретико-методологические основы функционирования филиала, позывается роль филиала в развитии общества.

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональная подготовка, филиал негосударственного вуза.

Развитие и способность общества к дальнейшему совершенствованию во многом обусловливается кадровой политикой. В связи с этим особую актуальность и значимость приобретает проблема построения многоуровневой и многопрофильной системы профессионального образования, способной на основе многовариативной институционной организации оперативно реагировать на изменения потребностей регионов в специалистах.

В настоящее время система высшего образования в России претерпевает существенную трансформацию. Появились высшие учебные заведения нового типа, развивающиеся на коммерческой основе. В связи с этим модернизационные процессы в отечественной системе высшего профессионального образования затрагивают все стороны деятельности института подготовки кадров высокой квалификации. Поэтому требуется дополнительная разработка педагогических условий профессиональной подготовки специалистов в негосударственных вузах.

Негосударственные вузы стали неотъемлемым структурным элементом системы российского профессионального образования, такой уровень приближает к стилю образования в таких странах, как Япония, США, Франция и ряде других, где количество негосударственных вузов превышает количество государственных. Важным историческим моментом для развития негосударственных вузов стало принятие закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), в течение года после принятия которого появилось больше ста негосударственных вузов, получивших государственную лицензию на образовательную деятельность. В негосударственных высших учебных заведениях наряду с подготовкой специалистов высокой квали-

фикации решаются и такие важные для современных условий преобразования общества, как получение смежных и вторичных профессий людьми, работающими не по специальности, повышение уровня профессионализации. Эффективность профессиональной подготовки специалистов в негосударственных вузах во многом зависит от качества управления образованием в таких вузах и ее теоретической разработки.

В общедидактическом аспекте указанная проблема рассмотрена в трудах многих ученых (Ю.К. Бабанского, А.А. Вербицкого, А.А. Деркача, А.И. Донцова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина). Вопросы рационализации отдельных компонентов профессионального обучения и содержания учебных планов нашли отражение в исследованиях М.А. Вейта, Б.И. Герасимова, А. Л. Денисовой, Л. А. Колосовой, Е.А. Корсунского, И.Я. Лернера, Я.Е. Львовича, Н.В. Молотковой, Л.В. Парино-вой, Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина и др.

Социально-экономическое развитие на современном этапе обусловливает необходимость не только модификации содержания профессиональной подготовки, но и расширения спектра образовательных услуг на основе новых форм, методов, институциональных структур в системе непрерывного профессионального образования каждого региона.

В этой связи особое внимание привлекают научные исследования, посвященные разработкам моделей и механизмов организации непрерывной профессиональной подготовки (П.Р. Атутов, В.П. Беспалько, СИ. Змеев, Л.А. Колосова, Н.В. Кузьмина, P.M. Куличе-ва и др.) и различным аспектам модернизации системы профессиональной подготовки специалистов (С.Я. Батышев, И.Я. Елханова, Ю.К. Васильев, В.И. Журавлев, А.Я. Журни-на, Е.А. Киселева, С.Н. Чистякова и др.).

Однако вопросы создания инновационных педагогических систем, обеспечивающих организацию многоуровневой непрерывной профессиональной подготовки в условиях образовательных комплексов, требуют дополнительного исследования.

Одним из направлений в решении поставленной проблемы видится разработка педагогических условий профессиональной подготовки специалистов в филиале негосударственного вуза. К важным условиям относится создание региональных образовательных комплексов, в состав которых входят образовательные учреждения региона различных ступеней профессионального образования, филиалы и представительства ведущих вузов России.

Исследование показало, что филиал вуза как компонент такой инновационной педагогической системы профессионального образования, являясь обособленным, территориально удаленным структурным подразделением высшего учебного заведения, расширяет его возможности в сфере профессиональной подготовки специалистов, способствует интеграции различных образовательных структур филиалов, представительств и развитию системы непрерывного профессионального образования в регионе.

В условиях конкуренции между вузами для негосударственных вузов особое значение имеет диверсификация образовательных услуг, включая предоставление новых услуг. Именно новые услуги позволяют своевременно изменять структуру направлений, специальностей и специализаций по которым вуз ведет подготовку кадров, предлагать новые формы и технологии ведения учебного процесса (дистанционные, нетрадиционные, активные формы обучения), обогащать спектр направлений научно-исследовательской деятельности. Принципиально важно при этом формирование педагогических условий управления образованием, нацеленных на освоение инновационной деятельности, которая не нашла реализацию в государственном вузе [1].

Влияние внешней среды на деятельность негосударственного вуза происходит через группы факторов прямого и косвенного воздействия. В состав группы факторов внешней среды от социального заказа включены те, которые отражают перспективу динами-

ческого развития внешних условий и реалии конкретной социально-экономической ситуации в регионе. К их числу относятся нормативно-правовая база, экономическая, социально-культурная и демографическая ситуации. Педагогические условия управления развития системы образования негосударственного вуза должны разрабатываться и реализовываться в зависимости от общих условий воспроизводства кадров, социальноэкономического и научно-технологического развития региона, методов и особенностей управления вузом, процессов модернизации и диверсификации. Рассматривая влияние нормативно-правовой базы, экономической, социально-культурной и демографической ситуаций на формирование педагогических условий управления развитием образования негосударственных вузов, следует отметить необходимость соблюдения ряда требований к каждому из охарактеризованных факторов. Прежде всего информация должна быть полной, детальной и многоаспектной. Другими важнейшими требованиями к ней являются достоверность и систематичность [2].

Развитие качества профессиональной подготовки специалистов в коммерческом вузе как комплексной системы интегрирующей деятельность в вузе, филиале, представительстве обеспечивается высоким уровнем обучения. Объективным является зависимость результатов обучения от ответственного отношения студентов, от характера мотивировки их деятельности. Не менее важной является закономерность соответствие профиля избранной профессии способностям и наклонностям обучаемого.

Для наиболее глубокого понимания проблемы необходимо осветить историю развития негосударственных вузов.

На конец XIX в. приходится и активное становление негосударственного сектора высшего образования в России. В этот период появляются высшие учебные заведения университетского типа, вузы, готовящие деятелей искусств; вузы сельскохозяйственного и промышленного профиля (Московские высшие женские курсы В.И. Герье; Московские педагогические курсы Д.И. Тихомирова; Екатерининская учительская семинария; Московская, Петербургская, Киевская консерватории; Стебутовские сельскохозяйственные курсы; Демидовский юридический лицей;

Петербургский психоневрологический институт, основанный В. М. Бехтеревым; Частные университетские курсы естественных и медицинских наук в Юрьеве; Петербургский археологический институт; Народные университеты в Москве (им. Шанявского), в Томске (им. П.И. Макушина), в Нижнем Новгороде; Харьковский коммерческий институт; Петербургский институт высших коммерческих знаний; Екатеринославский частный политехнический институт и многие др.). По своим организационным основам негосударственная высшая школа была неоднородной.

Негосударственная высшая школа состояла из общественных и частных вузов. В целом, сеть негосударственных высших учебных заведений к 1917 г. в России составляла 59 вузов (из 124 всего), в число которых входили 42 общественных и 17 частных вузов. Процесс институализации негосударственного высшего образования в России второй половины XIX - начала XX в. протекал в два этапа. Первый этап - количественный рост негосударственных высших учебных заведений. Второй - качественное оформление негосударственного сектора высшего образования России. Сложившийся к началу XX столетия негосударственный сектор высшего образования действовал на основании единых законоположений и регламентных норм для т. н. правительственных и неправительственных вузов. К этому времени негосударственный сектор стал неотъемлемой составной частью высшего образования России. Для этого сектора было характерным то, что по своим темпам развития он опережал государственную сеть высших учебных заведений.

В негосударственных вузах введено разноуровневое образование, понимаемое тогда как совмещение специальностей (наиболее часто встречающимся вариантом было совмещение юридического и коммерческого образования). В негосударственном секторе высшего образования проводились эксперименты по отработке новых форм структуры и управления вузом, эксперименты, которые практически не осуществлялись в государственных учебных заведениях того периода. Именно в негосударственных вузах России становились нормой коллегиальность руководства и участие студентов в организации учебного процесса. Специфика деятельности

негосударственных вузов России второй половины XIX - начала XX в. распространялась и на профессионально-кадровое сопровождение образовательной деятельности высших учебных заведений. Наблюдаемая практика совмещения преподавания не только обеспечивала негосударственной высшей школе возможность построения полноценного учебного процесса, но и добавляла популярности этим высшим учебным заведениям, т. к. их деятельность связывалась с именами тех, кто продвигал отечественную науку и был хорошо известен в стране. В целом, следует сказать о том, что процесс становления негосударственного сектора высшего образования России второй половины XIX - начала XX в.:

- отражал специфику рецепции отечественной педагогической мыслью «идеи университета» (идею элитного высшего образования);

- обусловливался историческими

предпосылками, социокультурными, экономическими, политическими реалиями России того периода;

- демонстрировал значимость негосударственного сектора высшего образования, наличие тенденции к расширению сферы деятельности в контексте системы высшего образования в России;

- протекал этапно (первый этап - количественный рост, второй - качественное оформление);

- характеризовался своеобразием организационно-педагогического обеспечения,

профессионально-кадрового и правового сопровождения.

Начиная с 1917 г., в течение последующих 70-ти лет негосударственное образование в России практически не функционировало. Была сохранена небольшая часть кооперативных вузов, которые находились под жестко централизованным государственным контролем и управлением точно так же, как и государственные вузы. И только с 1994 г. начался процесс регистрации негосударственных вузов, число которых к 1997 г. составило 302, а к 2008 г. их насчитывалось 1536. В этот период происходило структурное изменение высшего образования. Доля естественнонаучного образования, медицины, просвещения практически не изменилась, сократилась доля инженерно-технического и аг-

рарного образования (почти на треть), сократилась подготовка кадров в области культуры и искусства. Существенно увеличилась доля экономического, гуманитарного и экологического образования [3].

Обретение своего неповторимого лица высшими образовательными учреждениями не может состояться без опоры на уникальный опыт успешного функционирования высших учебных заведений России прошлого. Восстановление утраченной исторической преемственности, учет опыта организации образовательной деятельности вузов прошлых столетий, возвращение присущего вузам того времени культа знаний и профессионализма позволит современным негосударственным вузам отойти от практики копирования и обрести аутотентичные характеристики. Для осуществления такого шага необходим тщательнейший педагогический анализ в историческом разрезе деятельности высших учебных заведений.

Роль и место негосударственных высших образовательных учреждений России второй половины XIX - начала XXI в. определялись качеством образования, даваемого динамично развивающимся сектором отечественного негосударственного высшего образования. Развитие этого сектора высшего образования происходило в два этапа: первый этап состоял в количественном росте негосударственных высших учебных заведений; второй - в качественном оформлении негосударственного сектора высшего образования России.

Таким образом, мы видим, что реализация идеи построения высшего профессионального образования в России напрямую зависела от совокупности обстоятельств, среди которых доминировали: исторические предпосылки, социокультурные условия и политические реалии России каждого конкретного периода.

Вузы являются частью экономической системы страны. Поэтому все принципиальные изменения в экономике страны проявляются в деятельности ее вузов.

Могущество любой страны определяется, прежде всего, системой образования. Образование - это капитальные вложения, позволяющие обеспечить более высокую производительность в сфере экономики, культурное и социальное благосостояние.

В науке установлены главные предназначения вуза в экономическом механизме страны:

- сохранение культурного и образовательного национального потенциала;

- приобщение к социальным ценностям в области идеологии, науки, культуры, труда.

- повышение уровня образованности населения;

- научно-техническое развитие страны.

Можно выделить два направления воздействия: прямое и косвенное.

Прямое воздействие - военные вузы готовят специалистов в области технических средств защиты, развитие области производства технических средств защиты, обучение выпускников вузов методам работы в международных и национальных информационных сетях, правилам сохранности изобретений. Косвенное воздействие образования на безопасность страны в конечном счете более существенно для экономики страны.

Первостепенную роль в образовании должны играть новые интегрированные методики обучения, создающиеся с таким расчетом, чтобы знания о современной экономике передавались будущему человеческому капиталу не в отрыве от их профессиональных знаний, а исходя из них. Поскольку требования к специалистам в нынешних социально-экономических условиях определяются во многом рынком труда, их экономическая грамотность является обязательной характеристикой.

Анализ основных направлений новой образовательной парадигмы дает основание утверждать, что интерес к гуманизации, фундаментализации и «экономизации» образования назрел объективно вследствие политической и экономической нестабильности в стране, утраты значительной части потенциала духовности, обострения национальных отношений. Исключительно важной теперь становится стабилизирующая роль учебных заведений как гарантов гражданского мира и сохранения культуры, развитие негосударственных вузов их филиалов и представительств.

Понятие «модернизация» (от франц.

moderne - новейший) - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и

нормами, техническими условиями, показателями качества», многие авторы относят ее к общегосударственной, политической, общенациональной задаче. Суть модернизации, по мнению авторов, заключается в том, чтобы создать механизм устойчивого развития системы образования в соответствии с потребностями развития страны, запросами личности, общества, государства.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., одобренной государственным Советом при Президенте Российской Федерации и тесно взаимосвязанной с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, развиваются основные принципы образовательной политики в России. Эти принципы определены в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в национальной Доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г. и Федеральной программе развития образования на период 2000-2005 гг.

В качестве главной цели в Концепции модернизации определяется создание механизма устойчивого развития системы образования. Достижение главной цели модернизации предполагает решение определенных задач. Проанализировав ряд источников, выделили основные задачи модернизации.

Концепция высшего профессионального образования предполагает осуществление основных направлений модернизации, среди которых следует выделить: «создание университетских комплексов и исследовательских университетов; инвестиционные проекты высших учебных заведений, финансируемые на конкурсной основе; повышение хозяйственной самостоятельности и увеличение разнообразия организационно-правовых форм учебных организаций; государственный заказ на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, распределяемый на конкурсной основе; единый государственный экзамен; финансирование системы высшего образования на основе государственных именных финансовых обязательств».

В настоящее время можно выделить некоторые тенденции, характеризующие современный период:

- изменение мировой системы образования и отечественной системы высшего профессионального образования, их взаимообусловленность и взаимосвязь;

- изменение парадигмы высшего профессионального образования;

- изменение социально-экономических основ и политические перемены в российском обществе, способствующие возрастанию значимости и активности личности и разрушению прежней системы ценностей;

- формирование новой социальнокультурной ситуации в образовании, характеризующейся признанием права личности на свободное самоопределение и выбор в сфере образовательных услуг и формированием новой системы ценностей.

Важным направлением и объективной предпосылкой модернизации системы высшего профессионального образования является интеграция общего и профессионального образования и процессы непрерывности в образовании:

- повышение роли непрерывного образования, реализация концепции образовательной активности на протяжении всей жизни человека;

- усиление интеграции общего и профессионального, среднего специального и высшего образования, существенное расширение возможности учащихся для выбора содержания, уровня сложности и форм обучения, поиска индивидуальных путей своего развития;

- переход на многоуровневую многовариантную структуру образовательного процесса, предоставляющую вузу, посредством разработки и реализации разноуровневых образовательных программ, большие возможности по расширению спектра образовательных услуг, обеспечению, накоплению и развитию его внутреннего потенциала; введению бакалавриата и магистратуры с сохранением специалитета;

- развитие негосударственных вузов и их филиалов.

Важное место отводится совершенствованию содержания и качеству подготовки специалистов:

- разработка государственных стандартов профессионального образования;

- фундаментализация высшего образования с учетом особенностей идущих специальностей.

Среди современных тенденций и объективных предпосылок модернизации системы высшего профессионального образования выделяется управление, финансирование и развитие материально-технической базы.

Важным фактором в рассматриваемом вопросе является проблема нормативноправового обеспечения и формирования законодательной базы

Рассмотрение вопроса развития негосударственных вузов как важнейшего пути модернизации системы высшего образования показало, что в 90-х гг. прошлого столетия возникла необходимость подготовки специалистов с высшим образованием, имеющих способность адаптироваться в рыночной экономике. Появление и становление негосударственных высших учебных заведений было востребовано уровнем развития общества.

1. Галаган А.И. Сравнительный анализ эффективности современных систем образования // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 5. С. 225.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 2004 С. 65.

3. Галаган А. И Современное состояние мирового рынка образовательных услуги положение на нем России // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 65-75.

Поступила в редакцию 16.06.2008 г.

Borodkina T. A., Kolosova L.A. Pedagogical conditions of specialists’ professional training in the branch of a non-state higher institution. The article reveals the essence of pedagogical conditions of specialists’ professional training in non-state higher institutions, theoretical methodological bases of the branch functioning are described, the role of the branch in society development is shown.

Key words: pedagogical conditions, professional training, non-state higher institution branch.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ С.В. Шанкина

Обращение к проблемам профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев входит в число актуальных направлений в области педагогики. Развитие научных интересов в этом направлении выявило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его преобразованию. Интеграция искусства танца и спорта требует реформирования системы профессионального образования, применения инновационных технологий, понимания потребности в системном, целостном изучении и развитии теории и практики профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

Ключевые слова: системность, целостность, оптимальность, результативность, многофакторность, концептуальность, интегративность, управляемость, алгоритмичность на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

В современной педагогической науке существуют различные определения понятия «технология образования». Так, В.П. Беспалько определяет технологию как «проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» [1]. М.Г. Ярошевский отмечает, что «педагогическая технология -это строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующее успех пе-

дагогических действий» [2]. В исследовании П.Н. Терехова педагогическая технология трактуется как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики. Автор подчеркивает, что технологизация педагогического труда нужна для более эффективного управления и целенаправленного, при строгой обоснованности каждого компо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.