Научная статья на тему 'Педагогические условия развития негосударственных вузов'

Педагогические условия развития негосударственных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / NON-STATE HIGHER INSTITUTIONS / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородкина Татьяна Александровна

В статье характеризуются этапы развития негосударственных вузов. Выявляются особенности их в различных эпохах, характеризуется роль филиалов в совершенствовании общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of non-state higher institutions development

The article characterizes development stages of non-state higher institutions development. Their peculiarities of in different epochs are revealed, the role of branches in society improvement is described.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития негосударственных вузов»

ние профессорского корпуса в процесс стратегического управления устойчивым развитием университета, управление стратегическими возможностями и стратегическими задачами позволяет создать условия для самоактуализации его человеческого потенциала.

Формулирование нового видения и обоснование миссии современного университета (факультета, кафедры) в контексте ноосферного мышления, моделирование дерева идей развития университета (соответствующего структурного подразделения вуза), разработка комплексных целевых программ развития, построение сценариев развития ресурсного обеспечения качества образовательного процесса в вузе (на факультете, кафедре), формирование портфеля новшеств и инноваций в различных подсистемах вуза становятся объектами приложения усилий профессорско-преподавательского состава, требующими существенного приращения нового научного знания в различных областях, в т. ч. и в области современной философии и идеологии управления вузом.

Это не исключает и возможности проведения традиционных творческих сессий для профессорского состава, предполагающих

научно-методическое погружение в методическую проблему вуза; работу в спецсеминаре по методологи научного знания в контексте ноосферного подхода; разработку авторской концепции преподавания предмета, авторской программы, авторского учебнометодического комплекса.

Таким образом, развертывание внутри-вузовского повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в данной плоскости выступает в качестве инструмента, обеспечивающего движение в направлении со-творческого управления университетом, реализации партисипативной модели управления на практике.

Поступила в редакцию 16.06.2008 г.

Khudin A.N. Mechanisms of innovative management of stable development of educational process at the university. The article reveals the mechanisms of the innovative management of stable development of educational process at the university, which provide the balance (harmonization) of introduction innovations in the process of professional training of the competitive staff.

Key words: mechanisms of innovative management, stable development of the educational process at the university.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Т.А. Бородкина

В статье характеризуются этапы развития негосударственных вузов. Выявляются особенности их в различных эпохах, характеризуется роль филиалов в совершенствовании общества.

Ключевые слова: педагогические условия, негосударственные вузы, модернизация.

С 2001 г. по 2008 г. в г. Россоши Воронежской области в двух филиалах негосударственных вузов, г. Алексеевке Белгородской области было проведено комплексное исследование по выявлению наиболее эффективных педагогических условий профессиональной подготовки специалистов в филиалах коммерческих вузов. Исследование охватило 1750 человек (студенты, педагоги, родители), что позволило выявить инновационные подходы.

Филиал вуза является обособленным структурным подразделением, расположенным вне места его нахождения и постоянно осуществляющим все его функции или их часть. Филиал не является юридическим лицом. Отношения филиала с головным вузом регулируются учредительными документами.

Положение о филиале утверждается ректором базового вуза. Филиал создается и ликвидируется Министерством образования по согласованию с органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту расположения филиала.

Филиал наделяется частично или полностью правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом базового вуза. Этим же документом регламентируется система управления филиала.

Для наиболее глубокого понимания проблемы охарактеризуем понятие «проект».

Проект (лат. рrogect - брошенный вперед) раскрывает сущность замысла и возможность его практической реализации. Сущность проектирования инновационной педагогической системы обучения в филиале коммерческого вуза заключается в том, что создаются условия, при которых новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь [1].

Проектирование осуществляется на основе следующих принципов:

- целостности, представляющей дидактическую систему;

- воспроизводимости в конкретной среде для достижения поставленных целей;

- многопрофильности и многополярности обучения - учет объективных и субъективных факторов, создание открытых инновационных программ профессиональной подготовки и традиционных подходов;

- глобализации и конвергенции - масштабное использование мирового социальноисторического опыта и видоизменение определенных методов и форм обучения в филиале.

При проектировании инновационной системы обучения в филиале коммерческого вуза учитывались внешние и внутренние факторы.

В их состав входят основные обеспечивающие подсистемы деятельности негосударственного вуза: нормативно-правовое

обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, учебно-

методическое обеспечение, информационнометодическое обеспечение учебного процесса (библиотека, фонд методических материалов), маркетинговое обеспечение в целях эффективного продвижения образовательных услуг филиала негосударственного вуза.

В науке выделяют четыре группы методов управления: социальные и социальнопсихологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

экономические, обусловленные экономическими стимулами; организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы [2].

Ввиду многоаспектности понятия «компетентность» при рассмотрении вопросов, связанных с обучением «в соответствии с компетентностным подходом», «с позиций компетентностного подхода», необходимо уточнить, что мы подразумеваем под таким обучением. Назовем компетентностным такое обучение, целью которого является формирование у студентов не только знаний, умений и навыков, но и особых качеств личности (компетенций), обеспечивающих способность и готовность применять получаемые знания в профессиональной деятельности (их компетентность).

Специфика филиалов состоит в том, что вследствие ограниченного набора лекционные потоки и даже академические группы объединяют студентов не только различных специальностей, но и разных направлений подготовки, например, экономического и правового профилей. Нам представляется, что вариантом решения данной проблемы является обучение, имеющее «комбинированную», инновационную компетентность и профессионально-прикладную направленность.

На следующем этапе мы изучили сущностное понимание основных понятий.

В структуре методических основ педагогических условий формирования инновационной педагогической системы в негосударственном вузе определенное место занимает система управления филиалом.

Составными элементами в такой системе управления выступают:

- разработка организационных процедур реализации образования;

- планирование образования в филиале;

- внедрение менеджмента качества и системы контроля образования;

- регулярное проведение SWOT анализа (сильные и слабые стороны, возможности, риски и угрозы, их оценка) образования;

- ценовая политика негосударственного вуза и филиалов в сфере образовательных услуг;

- формирование спроса на образовательные услуги, оказываемые филиалом коммерческого вуза и т. п.

Важнейшим элементом механизма

управления инновационной педагогической системы образовательных услуг в филиале негосударственного вуза являются принципы. Выбор принципов базируется на методологии системного подхода, обеспечивающего целостность и единство образовательного процесса. Основополагающими принципами являются общие принципы совершенствования всей системы управления в целом, т. е. такие, как демократизация, усиление самостоятельности филиалов, системность, гласность, научное понимание экономической сущности деятельности негосударственных вузов и их филиалов в социально-экономическом развитии страны и удовлетворении интересов потребителей образовательных услуг, обеспечении жизнедеятельности общества и функционировании организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности; обеспечение органического сочетания экономических и социальных целей; программно-целевое планирование и регулирование управления развитием образования в негосударственных вузах и их филиалах; гибкий дифференцированный подход; разделение и кооперация между государственными и негосударственными вузами, формами властных структур.

Наряду с общими принципами формирование механизма управления развитием образования в инновационной педагогической системе филиала предполагает использование принципов менеджмента качества, составляющих основу международных стандартов ИСО серии 9000:2000 (4,106): ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессуальный подход; системный подход к менеджменту, постоянное улучшение; принятие решений, основанных на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками [3].

В состав механизма управления развитием образовательных услуг негосударственных вузов входят методы как способы действия. В практике управления в инновационной педагогической системе профессиональной подготовки специалиста в филиале негосударственного вуза одновременно применяют различные методы и их сочетания

(комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

Особое внимание при проектировании инновационной педагогической системы профессиональной подготовки специалиста в филиале негосударственного вуза следует уделить функциям управления развитием образования это: адаптационная (приспособление к нуждам общества и личности), управления качеством, ориентации на потребителя, обеспечения соответствия экономического поведения и саморегулирования экономической деятельности.

На наш взгляд, рассматриваемый механизм управления инновационной педагогической системы профессиональной подготовки специалистов в филиале негосударственного вуза, включающий принципы, методы, этапы и функции, может быть реализован в виде организационно-функционального проекта.

В предлагаемой инновационной педагогической системе обучения в филиале негосударственного вуза среди основных компонентов выделяются: студенты и их родители (на более ранней ступени абитуриенты и их родители); педагогические коллективы школ, училищ, колледжей, техникумов и профессорско-преподавательский, административноуправленческий, учебно-вспомогательный

составы и обслуживающий персонал вузов; органы управления образованием (в т. ч. государство); работодатели.

Каждый из этих пользователей предъявляет свои требования к образовательной услуге в инновационной педагогической системе обучения в филиале негосударственного вуза и получает удовлетворение по мере своих запросов, потребностей и интересов.

Реализация данной системы предполагает соблюдения ряда условий. К их числу относятся: способность филиала воспринимать нововведения, четко выполнять принятые на себя обязательства и оперативно действовать в современных изменившихся социальнокультурных условиях (филиал и вуз, который способен ответить на ожидания студента наличием выбора и быстротой реакции, как правило, доминирует в наиболее прибыльных сегментах рынка); стратификация прав и ответственности управленческих структур негосударственного вуза как по горизонтали,

так и по вертикали управления; определение оптимального соотношения децентрализации и централизации, концентрации, кооперации и диверсификации в реализации образовательных услуг.

Вместе с этим следует подчеркнуть, что мгновенное создание механизма и реализация модели его функционирования, которые будут решать обозначенную проблему, невозможно. Необходимо максимально задействовать и другие механизмы и модели их реализации в негосударственном вузе (финансовый, кадровый и др.), тесно увязав все их в процессе менеджмента негосударственного вуза.

С 2003 г. по 2008 г. согласно предложенного проекта проводилось исследование в филиале АНО «МОК «ВЭПИ» в г. Россошь, Россошанском филиале НОУ «Современная гуманитарная академия» и филиале АНО «МОК «ВЭПИ» в г. Алексеевка.

Центральное внимание привлекают выпускники, качество подготовки специалистов различных профессий, их способность к профессиональной адаптации в новых социально-экономических условиях.

Из табл. 1 мы видим, что на первом этапе экспериментального исследования в 2003 г. в филиале АНО «МОК «ВЭПИ» в г. Россоши Воронежской области на «хорошо и отлично» защищали выпускные квалификационные работы 62 % выпускников, а на заключительном этапе показатель повысился на 23 % и стал составлять 85 %. Это, безусловно, высокий показатель.

В экспериментальном исследовании принимала участие и АНО «МОК «ВЭПИ» в г. Алексеевка Белгородской области, где первоначально на «хорошо и отлично» защищали квалификационные работы 58 % выпускников, на завершающем этапе 65 %, таким образом, наблюдается повышение качества на 13 %.

В экспериментальном исследовании приняли участие и филиал НОУ Современной гуманитарной академии, где процентный показатель вырос на 20 %, что также подтверждает повышение качества.

Наиболее высокий результат мы наблюдаем в филиале АНО «МОК «ВЭПИ» в г. Россоши Воронежской области, что подтверждается тем, что здесь экспериментальное исследование проводил сам соискатель и предложенный проект педагогический системы профессиональной подготовки специалистов в филиале негосударственного вуза был наиболее полно реализован и глубоко осмыслен. В целом проект педагогический системы профессиональной подготовки специалистов в филиале негосударственного вуза имеет положительный результат, повышает качество и способствует более высокому уровню профессиональной подготовки специалистов.

С этой точки зрения негосударственный вуз характеризуется как предпринимательская организация и действует по законам бизнеса и предпринимательства.

Но при этом главным ресурсом управления негосударственного вуза, на основе использования которого происходит его всестороннее развитие, являются не только финансовые средства и другие традиционные ресурсы, но и интеллект всего основного состава преподавателей и сотрудников, и наличие у них предпринимательских и лидерских качеств.

Таким образом, в статье проводится обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, сформулированы основные выводы. В результате проведенных исследований и эффективного внедрения результатов в педагогической практике получены следующие результаты: впервые разработан и реализован инновационный проект педагогической системы про-

Таблица 1

Выявление качества подготовки специалистов в филиалах негосударственных вузов по результатам написания выпускных квалификационных работ (данные в %)

Филиалы вузов 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

«3» «4 и 5» «3» «4 и 5» «3» «4 и 5» «3» «4 и 5» «3» «4 и 5»

Россошанский филиал ВЭПИ 28 62 20 80 19 81 17 83 15 85

Алексеевский филиал ВЭПИ 42 58 41 59 42 58 37 63 35 65

Россошанский филиал СГА 57 43 37 63 45 55 37 63 37 63

фессиональной подготовки специалистов в филиале негосударственного вуза воспитательно-образовательных технологий с его универсальными составляющими и на этой основе систематизированы требования,

предъявляемые к специалистам новой формации, осознающим необходимость гармонизации личностных качеств и профессионализма, способных реализовать себя в условиях конкуренции и инновационной деятельности отраслей по избранной профессии; определена система педагогических целей профессионального образования, на основе которой предложена типология воспитательнообразовательных технологий, учитывающих особенности адаптации, профессионального саморазвития и достижения конкурентоспособности выпускника вуза с учетом результативности и прогнозируемости реализации программных целей воспитания в процессе обучения в вузе; доказано конкурентное преимущество специалистов, подготовленных в условиях реализации воспитательно-образовательного проекта инновационной педагогической системы обучения в филиале негосударственного вуза, с учетом компетентно-стного подхода к процессу обучения, факторного взаимовлияния и рационального использования воспитательного потенциала каждой дисциплины, структурных подразделений вуза на основе «субъектно-субъектного» взаимодействия участников целостного педагогического процесса; разработаны принципы управления учебно-воспитательным процессом в филиале негосударственного вуза, предусматривающие создание модели успешного студента на каждом этапе обучения и алгоритм реализации воспитательнообразовательных технологий в педагогическом процессе высших учебных заведений, построенный на основе постижения студентами осознания технологического совершенства, как базисной основы достижения конкурентоспособности, умения ставить цели, выдвигать идеи и решать прикладные задачи; разработана структурная схема управления филиалом негосударственного высшего учебного заведения в условиях реализации воспитательно-образовательных технологий, направленных на подготовку специалистов новой формации, умеющих составлять алго-

ритмы, модели и концепции защиты национальных интересов, осознавая при этом необходимость культурного взаимообогащения и сближения различных цивилизаций во имя прогресса и развития.

Одной компонентой такого обучения является применение прикладных задач различной направленности, в т. ч. проблемного характера на лекциях и практических занятиях по математике, а другой - использование именно профессионально-направленных задач в расчетно-графических заданиях, типовых расчетах и т. п., выдаваемых студентам индивидуально в соответствии со специальностью.

Таким образом, результаты опытноэкспериментальной проверки полностью подтвердили гипотезу исследования и показали эффективность организации инновационной педагогической системы профессиональной подготовки специалистов в условиях образовательного комплекса, способствующей реализации кадровой политики в регионе.

Для дальнейшей работы над выдвинутой проблемой целесообразно изучить психологический и социально-экономический аспекты.

1. Галаган А.И. Сравнительный анализ эффективности современных систем образования // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 5. С. 225.

2. Левин Б., Ручкин В. Реализация основных направлений развития образования в отраслевых вузах // Alma mater (Вестн. высш. шк.). 2006. № 5. С. 6.

3. Миронов В. Болонский процесс и национальная система образования // Alma mater (Вестн. высш. шк.). 2006. № 6. С. 7.

Поступила в редакцию 17.06.2008 г.

Borodkina T.A. Pedagogical conditions of non-state higher institutions development. The article characterizes development stages of non-state higher institutions development. Their peculiarities of in different epochs are revealed, the role of branches in society improvement is described.

Key words: pedagogical conditions, non-state higher institutions, modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.