Научная статья на тему 'Профориентационная работа как маркетинговый инструмент вуза'

Профориентационная работа как маркетинговый инструмент вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
887
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
маркетинг / маркетинговая деятельность вуза / конкурентоспособность образования / профориентационная работа / SWOT-анализ / Marketing / marketing activities of the university / the competitiveness of education / vocational guidance work / SWOT analysis.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Н.И., Максимович В.П.

В статье рассмотрены вопросы значимостипрофоринетационной работы вуза как маркетингового инструмента вобеспечении его конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the importance of vocational guidance of high school as a marketing tool to ensure its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа как маркетинговый инструмент вуза»

Территория науки. 2015. № 5

5. Станчин И.М. Туркменистан: социальные реформы// Синергия. 2015. № 1. С. 26-34.

Кузьменко Н.И., Максимович В.П.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВУЗА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговая деятельность вуза, конкурентоспособность образования, профориентационная работа, SWOT-анализ.

Keywords: Marketing, marketing activities of the university, the competitiveness of education, vocational guidance work, SWOT analysis.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы значимости

профоринетационной работы вуза как маркетингового инструмента в обеспечении его конкурентоспособности.

Abstract: The article discusses the importance of vocational guidance of high school as a marketing tool to ensure its competitiveness.

В современных условиях хозяйствования многие субъекты осуществляют маркетинговую деятельность, что дает предприятиям увеличение объема продаж и, как следствие, получение прибыли. Предприятия разнообразных отраслей используют маркетинговые инструменты и методы. Не менее актуальным является вопрос осуществления маркетинговой деятельности образовательными организациями. Для понимания, что представляет собой маркетинговая деятельность вуза, необходимо разобраться в определении понятия «маркетинг» в целом.

Современные маркетологи под маркетингом понимают совокупность отношений между субъектами экономики по поводу продвижения товаров и услуг на рынок с целью получения прибыли. В действительности маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок. С помощью маркетинга заставляют предприятие делать то, что необходимо потребителю. Маркетинг двусторонний процесс, который основан на взаимосвязи производителя и потребителя.

Современное развитие общества, безусловно, предполагает использование рыночных инструментов (в том числе маркетинга) не только при производстве и продаже товаров. Сейчас совершенно очевидна необходимость использования таких инструментов и в

115

Территория науки. 2015. № 5

других сферах человеческой деятельности, в частности, в образовании. Знать тенденции развития данной сферы, привлекать потенциальных студентов, правильно позиционировать себя на рынке невозможно без использования маркетинговых рычагов, в том числе маркетинговых исследований [2-3].

С другой стороны, ситуация на российском рынке образовательных услуг характеризуется высокой конкуренцией, что предполагает необходимость предоставления услуг высокого качества и соответственное наличие достаточного числа специалистов высокого уровня. Маркетинг в образовании — особая область современной концепции маркетинга, которая занимается решением проблемы производства качественных товаров общественного пользования, а именно образовательных услуг и их реализации потребителям разного возраста и уровня. Образовательный процесс ВУЗа рассматривается как производственный процесс [4]. Продуктом (товаром) ВУЗа является, во-первых, образовательная услуга, которую покупает абитуриент, и, во-вторых, непосредственно студент (его знания и квалификация), который сам должен иметь спрос на рынке.

Маркетинг — это особая форма организации и управления ВУЗа, при которой в основе принятия управленческих решений лежат требования рынка, существующие и потенциальные запросы потребителей [5]. Это процесс согласования возможностей ВУЗа и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности, и получение ВУЗом прибыли, необходимой для её существования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем [1].

Далее обратимся к анализу некоторых подходов использования маркетинговых инструментов конкурентной образовательной организации - АНОО ВО «Воронежский экономико-правовой институт».

В Вузе проводится профориентационная работа, основными направлениями из которых являются:

1) Информирование школьников о деятельности университета, направлениях подготовки, о возможностях получения дополнительного образования, обучения в аспирантуре,

2) Издание буклетов, плакатов, афиш, баннеров на официальном сайте и другой рекламной продукции, подготовка фильма и презентаций об институте, привлечение СМИ;

3) Организация регулярных посещений учебных заведений для встречи со школьниками, родителями.

4) Организация Дней открытых дверей в институте и др.

116

Территория науки. 2015. № 5

В частности, чтобы выяснить качество проведения маркетинговых мероприятий, нами был проведен опрос среди студентов 2 курса, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» на тему, как вы узнали о ВЭПИ. Опрос проходил по нескольким вопросам:

1. Почему Вы выбрали этот факультет/институт??

2. Откуда вы узнали о ВЭПИ?

3. Встречали ли вы виды рекламы ВЭПИ?

Анализ ответов на вопрос «Откуда Вы узнали о ВЭПИ?» показал, что большинство на момент поступления были мало знакомы с вузом и его деятельностью.

Ответы на вопрос «Встречали ли Вы следующие виды рекламы БГУ?» показали, что наиболее распространенными видами рекламы вуза является размещение плакатов, буклетов, афиш.

Вопрос «Почему Вы выбрали этот факультет/институт?». Большинство студентов выбрали направления подготовки исходя из личного желания и возможностей дальнейшего трудоустройства: «Хотел приобрести именно эту специальность» - 40%. В гораздо меньшей степени на выбор факультета/института влиял подошедший набор ЕГЭ (30%) или проходной балл (30%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство, на тот момент, абитуриентов подошли с серьезными намерениями при выборе вуза, направления подготовки и, в целом, будущей профессиональной деятельности. Основным источником информации был интернет ресурс, буклеты и афиши. Что подтверждает факт необходимости использования маркетинговой деятельности образовательными организациями и, в частности, АНОО ВО «ВЭПИ».

Так же мы провели SWOT-анализ нашего вуза. Проанализировали факторы внутренней среды организации, а именно сильные и слабые стороны, а также факторы внешней среды, угрозы и возможности. Данные отражены в таблице 1.

На основании данного анализа можно дать небольшие рекомендации для осуществления дальнейшей марктеинговой деятлеьности исследуемого инстиута:

• Проведение профориентационной работы;

• Проведение акций;

• Организация научных международных конференций;

• Открытие новых направлений обучений;

• Сотрудничество с вузами Европы и ближнего зарубежья;

• Содействие занятости студентов и трудоустройства

выпускников.

117

Территория науки. 2015. № 5

Таблица 1 - SWOT анализ для АНОО ВО «ВЭПИ»

Сильные стороны • Стоимость за обучение • Организация различных мероприятий • Квалифицированные специалисты • Развитая инфраструктура • Возраст вуза( вуз является молодым, но перспективным) • Научная жизнь вуза Слабые стороны • Отсутствие общежития для иногородних студентов • Отсутствие стипендии • Возраст вуза(неопытность) • Статус вуза • Контингент обучающихся • Отсутствие спортивной базы

Угрозы • Экономические факторы • Социально-экономические факторы • Демографические факторы • Национальные факторы • Культурные факторы Возможности • Повышение квалификации и сертификация преподавателей • Привлечение иностранных студентов • Наличие аспирантура

Данные мероприятия, считаем, усилят маркетинговую деятельность АНОО ВО «ВЭПИ» в части привлечения потребителей, что в будущем обеспечит эффективность работы.

Список литературы

1. Борликов Г.М., Манцаев Н.Г. Региональные университеты в период модернизации системы профессионального образования // Миссия регионального университета в формировании культурно-образовательного пространства: Материалы Междунар. научн.-практ. конф.(2010; Элиста) - Элиста: Изд-во КалмГУ, 2011. - С. 42-58.

2. Иголкин С.Л., Иголкин И.С. Проблемы привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы III международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 54-57.

3. Иголкин С.Л., Кузьменко Н.И., Шаталов М.А. Негосударственные вузы как оставляющие формирования и функционирования образовательных кластеров // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №2 (18). С. 55-61.

4. Кузьменко Н.И. Государственная информационная политика как показатель реализации информационной структуры инновационного ландшафта региона и ее роль в обеспечении конкурентоспособности образования // Актуальные проблемы развития вертикальнй интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы III Международной научно-практической конференции. 29 мая 2015г. -Т. 1/ под ред. С.Л. Иголкина. Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С. 74-77.

118

Территория науки. 2015. № 5

5. Кузьменко Н.И. Негосударственные вузы как инновационные площадки для развития экономики России // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 74-77.

Нуждин Р.В., Борщевская Е.П.

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ОТНОШЕНИЙ

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Ключевые слова: приоритетные цели; деструктивные явления; бизнес-отношения; доходность организаций; экономическая выгода; приоритеты развития.

Keywords: priority purposes; destructive phenomena; business relations; profitability of the organizations; economic benefit; development priorities.

Аннотация: сформирована приоритетная цель развития

экономического сообщества; классифицированы аспекты возможного снижения доходности организаций АПК; выявлены особенности бизнес-отношений организаций АПК; разработаны приоритетные направления совершенствования бизнес-отношений в свеклосахарном АПК

Abstract: the priority purpose of development of economic community is created; aspects of possible decline in yield of the agrarian and industrial complexes organizations are classified; features of the business relations of the agrarian and industrial complexes organizations are revealed; the priority directions of improvement of the business relations in beet sugar agrarian and industrial complex are developed

Одной из приоритетных целей и ценностей развития экономического сообщества и государства становится сегодня обеспечение продовольствием - разнообразным, качественным и доступным для населения. Дело в том, что, в силу целого ряда объективных и субъективных обстоятельств, Россия оказалась в зависимости от импорта вследствие произошедшего в течение последнего десятилетия глобального сокращения собственного производства продовольственных товаров и разрушения структуры этого сектора экономики [1;2]. Большое влияние оказывает дипендная составляющая не только на формирование рациона питания населения России, но и на состояние производственного потенциала промышленности продовольственных товаров в целом и отдельных

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.