Научная статья на тему 'Совершенствование стратегии управления вузом сельскохозяйственного профиля'

Совершенствование стратегии управления вузом сельскохозяйственного профиля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование стратегии управления вузом сельскохозяйственного профиля»



принимательства

Учитывая особенности разработки управленческих решений, выбора наиболее оптимальных методов принятия управленческих решений, необходимо отметить, что с учетом интеллектуализации управленческого труда и информатизации всех сфер человеческой деятельности одним из доминантных оснований управленческих решений является информация, принимаемая как совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопределенности наших знаний о конкретном объекте. При этом важно отметить, что именно информация является основой процесса управления, от уровня организации сбора, обработки и передачи которой зависит эффективность реализации управленческих решений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бирман Л.А. Управленческие решения. - М.: Дело, 2004. - 208 с.

2. Кулагин О.А. Принятие решений в организации: Учебное пособие. - СПб: Сентябрь, 2001.

А.Г. Фирсова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ

Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства и мелиоративной отрасли агропромышленного комплекса представляет собой сложную социальную проблему, для разрешения которой требуются адекватные действия по созданию необходимых условий для подготовки и закрепления профессиональных кадров в сельском хозяйстве. Среди факторов, влияющих на воспроизводство сельскохозяйственных кадров высшей квалификации, необходимо выделить социально-экономические условия в сельских поселениях, разбалансированность и разукрупнение сельскохозяйственного производства, снижение коммуникационных возможностей и образовательной мобильности молодежи, финансовое состояние вузов и высшего сельскохозяйственного образования.

Демографическая ситуация на селе, являющаяся основой кадрового потенциала, характеризуется деформированной структурой сельского населения по возрастам и соотношению полов, дифференциацией ее по регионам и сельским поселениям. На фоне сокращения абсолютной численности сельского населения в возрастных группах до 50 лет, особенно в брачных возрастных группах, наблюдается преобладание мужчин (на 1000 женщин - до 1100 мужчин), что определяется более интенсивной миграцией женщин из села в связи с непрестижностью работы, а также выбытием в города для получения профессионального образования любого уровня. Резкий спад рождаемости привел в 2004 г. (по сравнению с 1998 г.) к сокращению на 43,2 % численности молодежи в возрастной группе 10-14 лет, что существенно влияет на дефицит рабочей силы на селе и значительно осложняет комплектование профессиональных образовательных заведений, в первую очередь, сельских училищ.

В сельской местности Ростовской области хуже структура социально активного населения, чем в городе. Около 24 % сельского населения приходится на долю лиц старше трудоспособного возраста, и этот показатель имеет тенденцию к

увеличению. Доля трудоспособного населения не превышает 55 % от числа постоянного сельского населения при уровне безработицы 12 %. В предпенсионный возраст вступила значительная часть работников массовых профессий, а занимаемые ими рабочие места малопривлекательны для молодежи [1]. Изменения, происходящие в сельском хозяйстве Ростовской области, вносят коррективы в количественный и качественный состав кадрового потенциала сельскохозяйственного производства, структуру численности специалистов, которая за период 1991-2003 гг. имеет следующий вид (табл. 1).

По данным ВНИИ экономики и нормативов (Ростов-на-Дону), в настоящее время в сельском хозяйстве Ростовской области наблюдается существенный дефицит специалистов с высшим образованием, численный состав которых оценивается примерно в две тысячи человек.

Таблица 1

Структура специалистов, занятых в сельскохозяйственном производстве [2]

Профессиональный уровень специалистов в % от их общей численности

1991 г. 2000 г. 2003 г.

С высшим образованием 33,7 37,2 35,4

Средним специальным образованием 51,6 53,4 52,8

Практики 14,7 9,4 11,8

Сложившаяся ситуация в сельском хозяйстве Ростовской области объясняется низкой мотивацией труда в сельскохозяйственном производстве и неразвитостью социальной сферы на селе, что приводит к низкой закрепляемости молодых специалистов в сельском хозяйстве (в среднем 9 %). Это определяет характерные особенности современного аграрного рынка труда:

• ухудшение качества кадров по сравнению с профессиональным составом работников других отраслей;

• несоответствие качества кадров задачам формирования конкурентоспособного многоукладного сельского хозяйства;

• меньшая подвижность сельских жителей, так как они склонны к стабильности места работы и проживания;

• ограниченность предложения рабочих мест и др.

Эти особенности в условиях сокращения бюджетного финансирования сельскохозяйственного высшего образования приводят к негативным тенденциям вследствие деградации человеческого капитала: идет формирование значительных социальных контингентов и выделение территорий, для которых характерна деградация человеческого капитала. Эти тенденции в свою очередь обуславливают: депопуляцию, сокращение численности в трудоспособном возрасте; моральный износ квалификации и образования; отсутствие возможности и желания получить современное образование [3].

Такое положение актуализирует задачу совершенствования системы подготовки и использования кадров сельского хозяйства, формирования новой рыночной конкурентоспособной стратегии управления сферой кадровой деятельности, приоритетным направлением которой является совершенствование структуры и качества подготовки специалистов, осуществление мер по их эффективному использованию по полученным специальностям и закреплению на селе. В связи с этим резко возрастает необходимость активизации работы по профессиональной ориентации выпускников сельских школ на работу в сельскохозяйственном производстве 84

и продолжения образования в аграрных учебных заведениях высшего профессионального образования.

В условиях отсутствия эффективного регулирования рынка образовательных услуг сельскохозяйственные вузы были поставлены в условия выживания, обусловленные необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям организации профильного набора студентов. И в этих условиях сельскохозяйственные вузы вынуждены самостоятельно разрабатывать конкурентные образовательные стратегии на отдельно выделенных рыночных сегментах образовательных услуг (инженерном, технологическом, гуманитарном и др.). Анализ функционирования маркетинговых устремлений сельскохозяйственных вузов на соответствующих сегментах рынка образовательных услуг позволяет определить основные элементы конкурентных преимуществ представляемых образовательных услуг, основными из которых являются:

• определение территориальных границ (регионализации) соответствующего рыночного сегмента;

• оценка объема и структуры платежеспособного спроса;

• разработка и реализация механизма продвижения образовательных услуг на внутренний (региональный) и внешний рынки.

При этом особое внимание уделяется вопросам качества состава абитуриентов по таким позициям, как количество выходцев из сельской местности и регионов, где специалисты данного профиля подготовки будут востребованы, а также по гендерному и возрастному составу, так как сельскохозяйственные вузы обязаны, в первую очередь, рекрутировать для обучения жителей сельских регионов. Выпускник сельской школы более всего знаком с аграрным производством, с укладом жизни селян и с большей вероятностью, нежели горожане, возвратится после окончания вуза для работы в сельское хозяйство. Кроме того, профессионально ориентированные студенты с большей прилежностью изучают нужные им в будущей деятельности дисциплины.

В последние десятилетия проявляется феномен регионального спроса населения на образовательные услуги вузов, стремление населения получить специальность, находясь вблизи или не уезжая из дома. При этом молодых людей интересует возможность обучения и диплом, а не знания и специальность, как результат образования. Основные факторы регионализации профессионального образований: формирование региональных рынков труда преимущественно в крупных городах и поселениях; распад отраслевых образовательных систем; снижение территориальной мобильности населения, усиленной необходимостью поиска работы в районе постоянного места жительства. Кроме этого, немаловажное значение имеет экономическая возможность получения высшего профессионального образования в крупных образовательный центрах.

По данным Медика В.А., Осипова А.М., до 85 % абитуриентов вузов представляют население региона - субъекта Российской Федерации, где располагаются вузы, и «проблема выбора высшего учебного заведения часто увязывается не с профилем его подготовки, а с позицией географических и коммуникационных соображений, с возможностью максимально простого и минимально затратного проезда от места жительства родителей до вуза» [4]. В этих условиях наблюдается процесс вынужденной изоляции вузов в пределах субъектов Федерации. По данным исследований, выполненных в Ростовском государственном университете, ареал формирования контингента студентов ведущих вузов постоянно снижается, до 61 % студентов РГУ являются жителями г. Ростова, 28 % - других городов Ростовской области и только 10 % - выходцами из сельской местности [5].

Проявляющиеся тенденции регионализации образования показывают, что происходит локализация студенчества по географическому и коммуникационному признакам, а образовательная мобильность молодежи нуждается в дальнейшем исследовании и учете, что в конечном итоге определяет территориальные границы соответствующего рыночного сегмента предлагаемых образовательных услуг.

С целью определения эффективности маркетинговой стратегии ФГОУ ВПО «Новочеркасская государственная мелиоративная академия» был проведен развернутый анализ рынка образовательных услуг Южного федерального округа (ЮФО) по специальности 280401 «Мелиорация, рекультивация и охрана земель». При обеспечении сельского хозяйства специалистами данного направления складывается напряженная обстановка.

Основными конкурентами НГМА по предоставлению таких образовательных услуг в ЮФО являются Волгоградская ГСХА, Кубанский ГАУ, Кабардино-Балкарская ГСХА. Была собрана информация об обеспеченности потребности мелиоративной подотрасли АПК для функционирования действующих мелиоративных систем и структур их обеспечения выпускниками данных высших учебных заведений за период 2003-2007 гг.

Имеющиеся статистические данные свидетельствуют о том, что в составе обучающихся мелиораторов значительное число городских жителей, в том числе постоянно проживающих в образовательном центре (Волгоград, Краснодар и др.) или в 30-ти километровой зоне от него. Данные о составе выпуска студентов 2003 и 2007 гг. приведены в табл. 2.

Таблица 2

Данные о составе выпускаемых специалистов в 2003 г. и 2007 г. (%)

Горожане, обучаю- Жители 30-ти километровой зоны

Вуз щиеся в вузе, % от образовательного центра, %

2003 г. 2007 г. 2003 г. 2007 г.

ВГСХА 62,5 52,2 16,1 28,0

КБГСХА 60,0 51,1 32,2 32,5

КубГАУ 57,1 39,7 24,3 39,7

НГМА 31,6 26,3 18,2 15,1

Данные табл. 2 свидетельствуют об устойчивости сложившегося соотношения горожан и сельских жителей в составе студентов - мелиораторов ЮФО. В ВГСХА, КБГСХА, КубГАУ принимается до 20 % сельских жителей, в отличие от этих вузов в НГМА наблюдается тенденция увеличения числа выпускаемых специалистов из числа сельских жителей, что свидетельствует о планомерной профориентационной работе в удаленных сельских районах Ростовской области и регионов ЮФО.

Как правило, количество жителей образовательных центров превышает количество студентов, прибывших из других отдаленных городов и сельских районов. Из этого контингента студентов большинство выбрало соответствующую специальность не из престижности, а из территориальных соображений обучения «дома». Большая часть из них определенно не будет работать на селе по выбранной специальности.

Таблица 3

Данные о выпуске специалистов и удаленность их проживания от образовательного центра

Выпуск специалистов - жителей со- Предельная удаленность

ВУЗ ответствующего региона (в % от общего числа выпускников) проживания от вуза для 95 % состава выпускников (км)

2003 г. 2007 г. 2003 г. 2007 г.

ВГСХА 94,4 265 284 96,2

КБГСХА 97,8 64 78 93,6

КубГАУ НГМА 92,9 67,0 158 430 190 418 100,0 49,4

Острую проблему для обеспечения территорий орошаемого земледелия специалистами-мелиораторами представляет «замкнутость» вузов на субъект Федерации (по месту расположению учебного заведения), которые практически не готовят специалистов для других субъектов ЮФО, не имеющих специализированных вузов. Степень такой локализации по выпуску специалистов только для своего региона приведена в табл. 3.

Из приведенных данных следует, что в большинстве вузы готовят специалистов из жителей одного субъекта и только для этого субъекта РФ. При такой региональной замкнутости очень низка вероятность переезда специалистов-мелиораторов в субъекты, где подготовка таких специалистов не ведется по разным причинам, но где существуют значительные массивы орошаемых земель (Астраханская область, Калмыкия, Ставропольский край и другие субъекты ЮФО).

Дополнительной характеристикой сложившегося положения является анализ образовательной мобильности студентов, поступающих на специальность 280401, территориальных границ влияния вуза и локализации соответствующего сегмента образовательных услуг. Выполненный анализ позволил получить данные по связи количества выпускаемых специалистов с расстоянием от образовательного центра до мест их постоянного проживания. Достаточно надежно можно определить границы территории влияния конкретного вуза для 95 % состава выпускников, отнеся 5 % выборки к случайным факторам. Полученные данные свидетельствуют о том, что за период 2003-2007 гг. сферы влияния исследованных вузов существенно не изменились, размеры которых, очерченные радиусом от образовательного центра, изменяются от 78 км (КБГСХА) до 418 км (НГМА). Резкое увеличение показателей по степени охвата сельскохозяйственных районов у НГМА свидетельствуют о динамично развивающейся стратегии по организации набора будущих специалистов из зон орошаемого земледелия, расположенных в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Калмыкии и других регионах (более 50 % выпускников постоянно проживает за пределами Ростовской области).

Проведенный анализ позволил установить, что для совершенствования стратегии управления и выполнения миссии специализированного вуза необходимо учитывать образовательную мобильность сельского населения и географические границы отраслевых профессионально-образовательных округов, которые определяются:

• востребованностью специалистов заданного профиля подготовки;

• национальными и этническими особенностями регионов;

• удаленностью вузов от места постоянного проживания граждан и развитостью средств коммуникаций;

• активностью вузовских профессиональных структур в зоне проживания возможных абитуриентов;

• экономическими возможностями семейных бюджетов граждан;

• экономическими стимулами, активизирующими образовательную мобильность молодежи;

• целенаправленным формированием образовательных пространств вузов по гарантированному обеспечению сельскохозяйственных структур специалистами;

• опережающим расширением спектра дополнительных профессиональных образовательных услуг при получении основного образования.

Успешное выполнение спроектированной стратегии управления будет наиболее эффективным при условии использования реальных показателей постоянно проводимого мониторинга конкурентоспособности предлагаемых образовательных услуг, эффективно построенной и динамично развивающейся профориентационной работы, максимально приближенной к местам проживания потенциальных будущих специалистов, и позиционирования их на региональных рынках. Совершенствование стратегии управления должно определяться не увеличением приема всех желающих получить высшее профессиональное образование по программе очного и заочного обучения, а расширением приема профессионально ориентированных и подготовленных к работе на сельскохозяйственных предприятиях абитуриентов.

Реализация такой стратегии через оптимизацию механизма продвижения образовательных услуг, ориентированного на профессионально подготовленных субъектов, должна включать: оптимизацию рыночных сегментов в соответствии с имеющимися трудовыми, финансовыми и инновационными ресурсами и возможностями; мониторинг рынков образовательных услуг и труда в сельскохозяйственных регионах и прогнозирование их развития в пределах краткосрочного (не более 5 лет) и долгосрочного (8-12 лет) периодов; разработку эффективной ценовой и товарной политики.

Выработка направлений развития вуза предполагает формирование стратегии заказов и адекватного портфеля образовательных услуг с разработкой системы мотиваций для субъектов рынков образовательных услуг и труда, которая должна предполагать:

• ориентацию на целевой прием и целевую контрактную подготовку;

• укрепление связей и влияния сельскохозяйственных вузов в удаленных сельских регионах;

• активизацию профориентационной работы в сельскохозяйственных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

• создание единого интеграционного комплекса, объединяющего ресурсы образовательных, научных и проектных учреждений, производственных и эксплуатационных организаций сельскохозяйственного и мелиоративного профиля федерального и регионального подчинения.

Совершенствование стратегии управления сельскохозяйственным вузом позволит:

• оптимизировать размещение государственного заказа на подготовку кадров, систему мер по увеличению целевой подготовки сельской молодежи на контрактно-договорной основе;

• постоянно совершенствовать структуру и качество подготовки специалистов, эффективнее использовать их по полученным специальностям;

• реализовать многоканальную схему финансирования образовательных учреждений;

• разработать целевые программы кадрового обеспечения сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях;

• систематически проводить мониторинг для создания необходимой базы данных по выработке гибкой кадровой политики и принятия обоснованных управленческих решений по кадровому обеспечению отрасли;

• проводить тесную координацию деятельности всех структур управления процессами подготовки, подбора, закрепления кадров на производстве;

• повысить роль и ответственности кадровых служб АПК.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мониторинг социально-трудовой сферы села / Емельянов В.В., Кузнецов В.В., Самойлова М.А., Гвозденко А.П. и др. - Ростов н/Д: ВНИИЭиН, 2002. - 82 с.

2. Гвозденко А.П., Антонова Н.А. Состояние и направление совершенствования кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий // Международный сельскохозяйственный журнал. 2004. № 2. С. 3-5.

3. Чернейко Д.А. Прогноз воспроизводства человеческого капитала - необходимый элемент экономической стратегии // Человек и труд. 2001. № 3. С. 26.

4. Медик В.А., Осипов М.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. - М.: Логос, 2003. - 200 с.

5. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социс. 2002. № 3. С. 78-83.

Т.Т. Синельников

О НЕОБХОДИМОСТИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ОБОБЩЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА

Для создания эффективного механизма, способного придать импульс развитию производственной и социальной инфраструктуры, органы власти развитых стран, а также стран с переходной экономикой привлекают ресурсы и возможности частного сектора для совместного решения проблем общественно значимых секторов экономики.

За последние двадцать лет в мировой экономике накопился широкомасштабный опыт развития отраслей инфраструктуры, основанный на реализации концепций взаимодействия центральных или местных органов власти с бизнесом.

Взаимодействие институтов власти и бизнеса, наиболее часто представляемое в зарубежной и отечественной практике как государственно-частное или муни-ципально-частное партнерство, представляет собой комплексную систему «экономических, политических, социальных, правовых, управленческих, организационных взаимосвязей и взаимоотношений», направленных на максимально эффективное использование имеющихся ресурсов и возможностей их источников для социально-экономического развития города, региона и страны в целом [3. С. 20]. Участниками такого взаимодействия могут выступать представители городских, региональных, центральных органов власти, частные организации, малые, средние или крупные предприятия, объединения, а также общественность и население. При этом меняются лишь представители сторон и масштабы взаимодействия, а суть остается та же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.