Научная статья на тему 'Эффективность подготовки специалистов АПК в региональной системе непрерывного профессионального образования'

Эффективность подготовки специалистов АПК в региональной системе непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадычегова В. И.

В статье проанализирована система непрерывного аграрного образования. Определена экономическая эффективность деятельности интегрированной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность подготовки специалистов АПК в региональной системе непрерывного профессионального образования»

20. Рывкин, Р. Социальный эксперимент / Р. Рывкин, А. Винокур. - Новосибирск, 1968.

21. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А.Р. Лурия. - М., 1974.

22. Проблемы общения в психологии. - М.: Наука, 1981.

23. Психологические исследования общения. - М.: Наука, 1985.

24. Кочергин, А.Н. Проблемы информационного взаимодействия в обществе / А.Н. Кочергин, В.З. Коган. -М.: Наука, 1980.

25. Павлов, И.П. Полное собрание соч. / И.П. Павлов. - М., 1952. - Т.5. - С. 26.

УДК 631. 158: 658. 386 В.И. Кадычегова

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проанализирована система непрерывного аграрного образования. Определена экономическая эффективность деятельности интегрированной образовательной системы.

Существенное значение для подготовки специалистов АПК имеет то обстоятельство, что регионы по своим природным, социально-экономическим условиям не однородны. Одни территории плотно заселены, другим свойственна малая плотность заселения, а некоторые находятся на грани обезлюдивания. В связи с этим складываются и различные региональные уровни обеспеченности сельского хозяйства кадрами. Численность и структура кадров в свою очередь влияют на формирование структуры и количества рабочих мест. К тому же повышение эффективности использования потенциала специалистов и руководителей агропромышленного производства зависит от того, насколько кадры массовых профессий способны осуществлять их рекомендации и управленческие решения.

Изучая социально-политические и экономические процессы в обществе, мы констатировали, что назрела необходимость перестройки системы подготовки кадров АПК и осуществления комплекса мер по обеспечению предприятий, хозяйств работниками нового типа, способных успешно работать в условиях рыночных отношений, различных форм собственности. Необходимость решения большинства экономических и социальных вопросов на региональном уровне предполагает более эффективное использование образовательного потенциала территории, разработку целевых проектов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Поэтому политика в области профессионального образования должна быть направлена на создание единого образовательного пространства системы непрерывного профессионального образования путем интеграции деятельности всех образовательных учреждений республики с учетом как современных, так и перспективных потребностей региона.

Обобщение опыта по разработке региональных систем непрерывного профессионального образования позволило прийти к выводу, что создание региональной системы непрерывного профессионального аграрного образования позволит быстро адаптироваться выпускникам к условиям современного сельскохозяйственного производства. Появилось понимание того, что разрешение противоречий в социальной жизни, в образовании, в сознании заключается в совместимости профессиональных, интеллектуальных потребностей личности специалиста с материальными и духовными потребностями общества. Поэтому именно вопросам создания региональной системы непрерывного профессионального образования специалистов АПК автор посвятил данное исследование.

Целью проведенного эксперимента явилась проверка общей гипотезы, что эффективность подготовки специалистов АПК в региональной системе непрерывного профессионального образования будет возможной, если:

- подготовка специалиста АПК будет определяться социальным заказом региона;

- непрерывность профессиональной подготовки специалистов в региональной системе будет строиться на основополагающих принципах развития профессионального образования: многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизация, демократизация и индивидуализация;

- проектирование региональной системы непрерывного профессионального образования будет основываться на принципе интеграции всех звеньев профессионального образования, а разработка пространственно-временной модели системы базироваться на положениях философской теории развития мышления, познания как нелинейного процесса самоорганизации системы.

Применительно к Республике Хакасия нами была разработана модель региональной системы непрерывного профессионального образования, позволяющая определить основные этапы подготовки специалистов АПК.

Особенностью региональной системы непрерывного профессионального образования является ориентация учебных заведений на определенную отрасль агропромышленного комплекса, то есть удовлетворение потребности сельскохозяйственных предприятий региона в высококвалифицированных специалистах различного уровня. Исходя из этого, регионализация непрерывного профессионального образования специалистов АПК должна предусматривать разработку перечня профессий, отвечающих требованиям сельского хозяйства региона.

Проведенный анализ кадровой ситуации в сельском хозяйстве выявил наиболее слабые стороны кадрового обеспечения отрасли специалистами высокой квалификации, управленцами среднего звена и особенно квалифицированными работниками массовых профессий. Несмотря на уменьшение объемов сельскохозяйственного производства сокращение посевных площадей, поголовья скота сельское хозяйство во многих регионах продолжает испытывать недостаток квалифицированных рабочих (в силу сохранения существенных различий в уровне и образе жизни сельского и городского населения, отток кадров в предпринимательский сектор). Поэтому необходимо учитывать демографическую ситуацию в сельской местности региона, миграционные процессы, развитие малого бизнеса, так как, по данным А.А. Герниченко, Т.Г. Малютиной [1], более половины выпускников ссузов заняты в сфере малого бизнеса. Необходим перспективный расчет трудовых ресурсов села, анализ их структуры, особенности активного и неактивного сельского населения.

Большое значение на селе для развития сельскохозяйственного производства имеет школа. Сельская школа стоит неизмеримо ближе к сельскохозяйственному производству и не может полноценно существовать в отрыве от него. Сами условия работы сельской школы предполагают тесную связь с производственными коллективами, расположенными на территории сельского района. Существует и прямая материальная зависимость школы и семьи от результатов сельскохозяйственного производства. В то же время сельская школа играет огромную роль в развитии сельскохозяйственного производства. От трудового воспитания и обучения сельских школьников во многом зависят будущее села, его трудовые ресурсы.

Исторически сложилось так, что характер развития российской сельской школы во многом определялся тенденциями развития экономики сельского хозяйства, социальной структурой села, а также динамичной общественной жизнью. В 60-х - конце 80-х гг., в период стабильного развития крупных коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельская школа рассматривалась как важная часть производственной инфраструктуры села, как учебный цех колхоза или совхоза по подготовке специалистов массовых профессий для сельского хозяйства. Школа должна была работать с учетом практической пользы для сельскохозяйственного производства, готовить будущих хозяев земли - квалифицированные кадры специалистов, знающих основы сельского хозяйства на уровне современной науки, знакомых со сложной техникой, молодежь, любящую родную землю и крестьянский труд. Единство действий двух коллективов (школы и хозяйства) носило характер их целенаправленного взаимодействия. Диалектическая связь двух звеньев образовательновоспитательного процесса формулировалась так: колхоз (совхоз) начинается в школе, его собственное будущее таково, какой он сам сделает школу. Сельская школа выступала ощутимым фактором экономической жизни села. Эта специфическая задача сельской школы определялась потребностью агропромышленного комплекса в квалифицированных кадрах. В условиях многоукладной экономики сельского хозяйства, упадка сельскохозяйственного производства сельская школа, потеряв в лице колхозов и совхозов мощных партнеров в осуществлении трудовой подготовки сельских школьников, вынуждена самостоятельно решать задачу трудового воспитания и трудовой подготовки учащихся.

Роль сельской школы в развитии сельскохозяйственного производства остается по-прежнему огромной. Допрофессиональная сельскохозяйственная подготовка экономически, экологически, биологически грамотных владельцев личных подсобных хозяйств, будущих специалистов АПК становится важным фактором не только обеспечения потребностей сельского хозяйства сферой образования, но и социальной защиты личности выпускника сельской школы.

Это дает основание планировать сеть школьных учреждений, в том числе с агротехнологическим профилем, размещение и комплектование профтехучилищ по сельским районам в пределах региона.

При подготовке кадров в региональной системе непрерывного профессионального образования специалистов АПК приходится учитывать, что выпускники должны работать в новой организационной системе взаимодействия крупных, средних и мелких предприятий, которые являются самостоятельными товаропроизводителями, действующими в рыночной среде. В связи с этим диапазон деятельности специалиста сельского хозяйства расширяется за счет экономических, прогнозных, научных функций. Следовательно, в системе осуществляется подготовка новых кадров, которые владеют производственным менеджментом, умеют анализировать и прогнозировать хозяйственную деятельность региональных предприятий разных форм хозяйствования.

В условиях региональной системы подготовки кадров учитывается, что современное сельское хозяйство находится на такой стадии развития, когда многие специалисты оказываются невостребованными. Поэтому прежде всего определяются потребности региона в конкретных специалистах, так как практически во всех регионах в последние годы наблюдалось снижение подготовки кадров сельскохозяйственных специальностей, особенно в системе среднего профессионального образования. По данным Управления среднего профессионального образования Минобразования России, прием студентов в средние специальные учебные заведения по сельскохозяйственным специальностям сократился с 98 тыс. человек (1980 г.) до 42 тыс. (2002 г.). Это усугубляется стремлением молодых людей во что бы то ни стало получить высшее образование без учета степени готовности и соответствия будущей специальности. Наиболее востребованными специальностями у выпускников по результатам набора 2003 г. являются: экономика, бухгалтерский учет и аудит, механизация сельскохозяйственного производства, ветеринария, агрономия, организация крестьянского (фермерского) хозяйства.

Учитывая, что уже в ближайшей перспективе резко сокращается возрастная группа молодежи 11-15 лет (по сельским территориям почти в два раза), которая составляет основную базу для комплектования учебных заведений, в системе можно определить стратегию развития структуры и содержания подготовки востребованных регионом специалистов АПК.

Следовательно, одной из главных особенностей учебных заведений системы является переход на адресную подготовку специалистов для конкретных предприятий АПК, для конкретного района, отделения, бригады, фермерского хозяйства. Так как прием и подготовка специалистов определяются регионами, то приоритет при приеме в учебные заведения аграрного профиля отдается жителям сельской местности.

В региональной системе непрерывного профессионального образования специалистов АПК появляется возможность более эффективно регулировать подготовку кадров различных квалификаций за счет сокращения сроков обучения и подготовки специалистов, владеющих несколькими дополнительными профессиями (механизатора, водителя, мелиоратора и т.д.), что тоже имеет большое значение на рынке труда. Начальное и среднее профессиональное образование ориентировано на формирование прикладных знаний, практической профессиональной подготовки, в то время высшие учебные заведения осуществляют фундаментальную теоретическую подготовку специалистов, потребность в которой осознается не сразу. Кроме того, специалисты с высшим образованием не всегда эффективны в роли тракториста, автомеханика, мастера сельскохозяйственного производства и т.п., хотя жизненная и экономическая ситуации часто определяют выбор именно этих профессий. У работников с высшим образованием, которые по разным причинам вынуждены занимать рабочие места, отмечается профессиональная и личностная неудовлетворенность, одной из причин этого может быть отсутствие у них практических навыков, которые дает довузовское профессиональное образование.

Новые требования к уровню профессионализма специалиста создают условия для повышения качества подготовки специалиста путем объединения ресурсов учебных заведений и учреждений сельскохозяйственного профиля региона. Наиболее оптимально используются научно-педагогические кадры, материально-техническая база. Повышение качества подготовки возможно через интеграцию региональной аграрной науки и образования. В учебный процесс вовлекаются научные работники, аспиранты, докторанты, создаются условия для преемственной научно-исследовательской деятельности студентов. Увеличивается эффективность использования интеллектуальных, материальных, информационных ресурсов в системе.

Для организации качественной практической подготовки студентов, учитывающей многообразие форм собственности в сельском хозяйстве, можно организовать учебно-производственные хозяйства на базе передовых хозяйств (различных организационно-правовых форм) региона.

В решении стоящих перед сельскохозяйственными учебными заведениями задач важная роль отводится их финансовому обеспечению. Внутри региональной системы непрерывного профессионального образования специалистов АПК развивается многоканальная схема финансирования за счет средств федерального бюджета; региональных и местных бюджетов; предприятий АПК, оплачивающих обучение конкретных специалистов по договорам; спонсоров; предпринимательской деятельности (внедрение научных разработок, организация информационного обслуживания); обучающихся на внебюджетной основе.

В системе можно проводить первоначальную подготовку кадров массовых профессий, размещая учебные заведения в местах проживания потенциальных студентов. У будущих специалистов появляется возможность проверить правильность своего выбора, предварительно получив начальное профессиональное образование и затем продолжить обучение на следующей ступени.

Большое значение в распространении знаний и информации о новых достижениях науки имеют информационно-консультационные службы АПК, входящие в региональную систему подготовки кадров для сельского хозяйства. Они обеспечивают консультации по технологическим, правовым, экономическим вопросам, маркетингу. Кроме того, к информационно-консультационной деятельности можно привлекать наиболее талантливых студентов.

В образовательных учреждениях Министерства сельского хозяйства России отрабатываются различные модели интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования. Примером тому может служить Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова [2, 3]. Он включает сельскохозяйственный институт, институт агробизнеса, институт мелиорации и леса, институт механизации и электрификации сельского хозяйства, институт переработки сельскохозяйственной продукции, институт ветеринарной медицины и биотехнологии, в которых осуществляется подготовка специалистов для агропромышленного комплекса по 35 специальностям и 57 специализациям. При СГАУ им. Н.И. Вавилова функционирует лицей-интернат естественных наук, который, являясь структурным звеном образовательной системы «лицей-университет», осуществляет целенаправленную подготовку абитуриентов в вуз. Особое внимание в лицее уделяется профильному обучению, 90% выпускников становятся студентами аграрного университета.

В г. Альметьевске создан аграрный образовательный комплекс, в который вошли сельские школы, СПТУ, Альметьевский сельскохозяйственный техникум, Муниципальный институт, Татарский институт переподготовки кадров и агробизнеса [4].

В Тюменской области функционирует Аграрный академический союз, в который вошли сельскохозяйственная академия, 6 колледжей и техникумов, 4 профессиональных лицея, ИПК и НИИ.

Аналогичная работа проводится и во многих других регионах России.

В настоящее время в Хакасии также формируется целостная система непрерывного аграрного образования, объединяющая образовательные учреждения и предприятия сельскохозяйственного профиля республики, предусматривающая преемственность основных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, многовариантность и гибкость всех форм обучения, с учетом региональных особенностей. Идет процесс формирования единого образовательного пространства на основе взаимных интересов, преодоления корпоративных интересов и организации сотрудничества.

При наличии благоприятных факторов этот процесс должен осуществляться снизу (по инициативе самих образовательных организаций) при поддержке сверху органами управления образования.

Результаты улучшения взаимодействия входящих в интегрированную систему факторов проявляются:

- в повышении качества подготовки специалиста;

- в сокращении срока подготовки специалиста;

- в снижении затрат на подготовку специалиста.

Перечисленные признаки могут быть использованы в качестве критериев оценки экономической эффективности деятельности интегрированной образовательной системы.

Для оценки системы необходимо сравнить варианты подготовки кадров, сложившиеся в республике (табл.).

Сравнительная оценка вариантов подготовки агрономических кадров в Республике Хакасия

Вариант обучения Срок обучения в училище на базе основного общего образования, лет Срок обучения в с.-х. колледже на базе среднего (полного) общего образования, лет Срок обучения в вузе, лет Общий срок обучения специалиста после окончания школы, лет

Непрерывное профессио- 3 1 год 10 мес. 4 8 лет 10 мес.

нальное образование в системе «училище- колледж-вуз» - 2 года 10 мес. 3 5 лет 10 мес.

Училище, вуз 3 - 5 8

Колледж, вуз - 2 года 10 мес. 5 7 лет 10 мес.

Училище, колледж, вуз 3 2 года 10 мес. 5 10 лет 5 мес.

Вуз - - 5 5

В случае, когда оценки вариантов по указанным критериям расходятся, выбор наиболее предпочтительного варианта осуществляется по критерию, наиболее важному для лица, производящего оценку и принимающего решение.

Таким образом, все варианты различаются по фактору времени, наиболее предпочтительным является вариант «колледж-вуз» (5 лет 10 мес.), вариант «училище-колледж-вуз» также можно рассматривать как наиболее оптимальный, поскольку можно постепенно в зависимости от возможностей получить высшее профессиональное образование. Последний вариант (5 лет) не всегда предпочтителен, так как не дает возможности предварительно убедиться в своих профессиональных наклонностях.

Оценка по критерию минимизации затрат на обучение проведена на основании данных, сложившихся в 2003-2004 учебном году на обучение одного студента в ХГУ им. Н.Ф. Катанова в год на программах ВПО -29 999, 53 руб.

Приводим расчеты затрат на подготовку специалиста в вузе по анализируемым вариантам (С - стоимость обучения):

С1 = 29 999,53 х 3 = 89 998, 59 руб.;

С2 = 29 999, 53 х 4 = 119 998, 12 руб.;

С3 = 29 999,53 х 5 = 149 997, 65 руб.

Первый вариант непрерывной профессиональной подготовки специалиста на программах ВПО является самым дешевым для государства или заказчика, особенно если в качестве такового выступает физическое лицо. Следовательно, для получения высшего агрономического образования при условии оплаты затрат на программах СПО государством или спонсором предпочтение следует отдать первому (колледж-вуз) или второму (училище-колледж-вуз) вариантам. В случае оплаты образовательных услуг самим обучающимся на программах ВПО, подготовка в сокращенные сроки становится экономически выгодной.

Выводы. В региональной системе непрерывного профессионального образования специалистов АПК удовлетворяются потребности сельскохозяйственных предприятий региона в высококвалифицированных специалистах различного уровня. Кроме того, учитывается многообразие форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. Подготовка кадров ориентирована как на предприятия всех форм собственности, так и на предпринимателей, фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств. Одной из главных особенностей учебных заведений системы является переход на адресную подготовку специалистов для конкретных предприятий АПК, для конкретного района, отделения, бригады, фермерского хозяйства.

Происходит интеграция образования и аграрной науки. Формируются университетские комплексы, которые включают образовательные учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, научно-исследовательские учреждения, организации агропромышленного комплекса, что способствует повышению качества подготовки специалистов АПК.

Литература

1. Герниченко, А.А. В новое время - в новом качестве (из опыта реформирования) / А.А. Герниченко, Т.Г. Малютина // Среднее проф. образование. - 2005. - № 1. - С. 41-43.

2. Дружкин, А.В. Аграрный университетский комплекс в системе высшего профессионального образования России: дис. ... д-ра пед. наук / А.В. Дружкин. - Тольятти, 2002. - 562 с.

3. Коннычева, Г.Г. Лицей-интернат естественных наук при Саратовском государственном аграрном университете им. Н.И. Вавилова / Г.Г. Коннычева. - Саратов, 2004. - 19 с.

4. Осипов, П.Н. Подготовка специалистов для села: какой ей быть? / П.Н. Осипов // Специалист. - 2004. -№ 6. - С. 35-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.