Научная статья на тему 'Совершенствование системы подготовки кадров для сельского хозяйства'

Совершенствование системы подготовки кадров для сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2100
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарчук Лариса Михайловна

В статье дана характеристика основных каналов подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства (профессионально-технических учебных заведений, учебно-курсовых комбинатов, учебных центров, техникумов, колледжей, высших учебных заведе-ний). Выявленные недостатки в подготовке кадров позволяют сделать вывод о необходимо-сти дальнейшей работы по созданию единого образовательного комплекса. В работе предла-гается одно из направлений развития аграрного образования, реализация которого позволит значительно сократить затраты на профессиональную подготовку кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарчук Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы подготовки кадров для сельского хозяйства»

ЭКОНОМИКА

УДК 631.152:339.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Л.М. НАЗАРЧУК

Белорусский государственный экономический университет, г. Минск

Изменение экономических отношений в сфере сельскохозяйственного производства, переработки и реализации готовой продукции требует качественного совершенствования кадрового потенциала. В данной связи в республике предстоит в короткие сроки осуществить крупные сдвиги в воспроизводстве кадров, перейти на новую профессионально-квалификационную структуру кадров и новый уклад сельской жизни. За всем этим стоят значительные количественные и качественные изменения в формировании кадров, их подготовке и переподготовке.

В настоящее время подготовка квалифицированных кадров для сельского хозяйства осуществляется по следующим каналам: в профессионально-технических учебных заведениях, колледжах, техникумах, высших учебных заведениях и непосредственно на производстве. Схема непрерывного образования в АПК дана на рис. 1 [2].

Подготовку кадров массовых профессий для сельского хозяйства осуществляют 70 профессионально-технических учебных заведений. За последние 3 года, при некотором общем уменьшении выпуска из училищ, резко сокращается подготовка специалистов по узким традиционным специальностям (оператор машинного доения), но возрастает выпуск по интегрированным профессиям сельскохозяйственного профиля (хозяйка усадьбы, мастер сельскохозяйственного производства).

Сокращение числа профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗов) вызвано, в первую очередь, их недостаточным финансированием. Поэтому многие ПТУЗы начали активно участвовать в программах переподготовки взрослого населения, в том числе безработного населения.

Подготовка кадров на производстве представлена учебными центрами, учебнокурсовыми комбинатами и учебными комбинатами. Кроме того, имеется разветвленная сеть различных курсов, школ с отрывом и без отрыва от трудовой деятельности непосредственно на предприятиях, осуществляется индивидуальное обучение работников.

Учебно-курсовые комбинаты объединяют в себе преимущества профтехучилищ (возможности организовать на высоком уровне теоретическую подготовку учащихся) с преимуществами предприятий (возможность обеспечения учебным оборудованием, сочетание производственного обучения и производственной практики учащихся). Уровень и характер подготовки здесь в большей мере приближается к условиям и потребностям производства.

Недостатком подготовки рабочих через курсовую сеть являются непродолжительные сроки обучения (как правило, не более 6-ти месяцев), которые значительно меньше, чем в ПТУЗах. Короткая продолжительность обучения особенно отражается на уровне теоретической подготовки рабочих.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров массовых профессий

Схема непрерывного образования в агропромышленном комплексе Республики Беларусь

Получение

профессионального

образования

Последипломное

образование

Подготовка научных кадров

к»

На производстве

Школьные и

межшкольные УПК

Профессионально-технические училища, техникумы, колледжи

Учебные (учебнокурсовые) комбинаты райсельхозпродов

Республиканские и областные учебные центры

Специальные факультеты переподготовки кадров

ФПК ВУЗов и ИУ АПК

Отделения переподготовки и повышения квалификации ССУЗов

Целевая краткосрочная учеба

Стажировка

Самообразование

Рис. 1. Схема непрерывного образования в АПК

ВЕСТНИК ГГТУ ИМ. П. О. СУХОГО №3-4 0 2001

Учебные центры могут создаваться на кооперативных началах несколькими предприятиями. Они наиболее эффективны при подготовке рабочих массовых профессий, условия которых на отдельных предприятиях отмечаются существенной спецификой, сочетают многие преимущества стационарной и производственной подготовки.

Наибольшее развитие получила подготовка на производстве механизаторов. Анализ структуры подготовки, переподготовки и обучения рабочих в курсовой сети показывает, что практически каждый четвертый работник получает специальность механизатора, а подготовку механизаторов непосредственно на производстве необходимо рассматривать как путь формирования их резерва для выполнения работ в наиболее напряженные периоды. Удельный вес операторов машинного доения в общей структуре подготовки в курсовой сети составляет 15,7 %, операторов животноводческих комплексов и механизированных ферм - 5,1 %, мастеров-наладчиков по техническому обслуживанию оборудования животноводческих ферм - 1,5 %, механизаторов по обслуживанию животноводческих ферм - 1,9 %.

В настоящее время назрела необходимость интеграции всех существующих форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий в единые учебные и методические центры районных агропромышленных объединений с передачей функций головной организации ПТУЗам, учебнокурсовым комбинатам и другим учреждениям по подготовке и повышению квалификации кадров агропромышленного комплекса. В результате такого объединения появится возможность, во-первых, значительно укрепить учебно-материальную базу системы подготовки кадров, во-вторых, организовать систему непрерывного обучения рабочих, постоянно повышать их знания, соединять профессиональную и практическую учебу, укреплять связь обучения с практическим внедрением механизмов хозяйствования, совершенствовать профориентационную работу среди сельской молодежи.

Система среднего специального образования республики обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов среднего звена для различных отраслей народного хозяйства.

Подготовка специалистов со средним специальным сельскохозяйственным образованием по дневной и заочной формам обучения осуществляется в 25 сельскохозяйственных техникумах и 5 колледжах по 22 специальностям и 6 специализациям. Контингент учащихся составляет 24,3 тыс. чел., в том числе на дневной форме обучения - 17,6 тыс. человек [3].

Проведенные исследования готовности выпускников сельскохозяйственных техникумов к профессиональной деятельности выявили следующие недостатки в практическом обучении учащихся: недостаточный уровень овладения практическими умениями и навыками; отсутствие целостного представления о производственном процессе; неготовность действовать в ненормируемых, нестандартных практических ситуациях. Для устранения данных недостатков необходимы новые подходы, изменяющие ситуацию не локально, а в целом.

Практическая подготовка учащихся в учебном хозяйстве состоит из двух сфер: сферы обучения и сферы сельскохозяйственного производства. Также ярко выражены три действующих лица: обучаемый, обучающий (преподаватель) и производственник (квалифицированный рабочий или специалист). Обучающий с обучаемыми периодически попадают в сферу производства и в должной мере не отвечают за текущие, а также перспективные производственные результаты. Для хозяйственника же основной целью является производство продукции, а обучение выступает лишь второстепенной задачей. Производственник не заинтересован в обучении и не имеет

для этого необходимой подготовки. Обучающий же не всегда имеет возможность провести инструктаж и проконтролировать обучаемых.

Значительные организационные затруднения в производственном обучении в учебном хозяйстве вызывает удаленность производственных объектов от учебной базы, сезонность и ограниченное по агросрокам время выполнения некоторых видов работ в сельском хозяйстве, отсутствие на практике четких планов проведения сельскохозяйственных работ.

Все это приводит к тому, что учащиеся хаотично привлекаются к решению текущих хозяйственных работ, а не работают в режиме заранее спланированного и четко организованного интегрированного учебно-производственного процесса.

Подготовка специалистов с высшим аграрным образованием осуществляется в 4-х высших учебных заведениях. Обучение осуществляется по дневной и заочной формам, готовятся специалисты по 23 специальностям и 24 специализациям. Контингент обучающихся составляет 15,3 тыс. студентов, в том числе 10,4 тыс. человек получают образование по дневной форме обучения [3].

Заслуживает внимание опыт интеграции средних специальных и высших учебных заведений республики, попытки создания системы непрерывного образования, позволяющей увязывать учебные программы всех уровней, преодолевать дублирование учебных материалов, делать образовательные структуры более гибкими, быстро реагирующими на потребности региональной экономики. По непрерывной интегрированной системе профессионального образования (НИСПО) с сокращенным сроком обучения в высших учебных заведениях обучается 2744 студента, из них по дневной форме 1613 человек, в ССУЗах по НИСПО на стационаре обучается 396 учащихся [2].

Подводя итог всему сказанному, полагаем, что в подготовке кадров для АПК нужна единая политика, однако этому часто мешает ведомственная разобщенность учебных заведений, недостаточное бюджетное финансирование, его распыленность. Как следствие - неудовлетворительное состояние материально-технической базы, значительное отставание технической обеспеченности учебного процесса, снижение качества специалистов.

Необходима дальнейшая работа по интеграции учебных заведений различного уровня подготовки кадров, созданию единого образовательного комплекса, включающего начальное профессиональное, среднее специальное, высшее, последипломное образование.

Стратегической задачей такого образовательного комплекса является организация непрерывного образования, предусматривающего ступенчатую систему подготовки кадров. Основным преимуществом единого образовательного комплекса следует считать концентрацию ресурсов, преемственность и скоординированность обучающих программ, рациональное использование контингента и, как следствие, большее соответствие содержания образования реальным запросам. Реализация данной задачи позволит значительно сократить затраты на профессиональную подготовку кадров, создать единый образовательный комплекс АПК.

Ведущая роль в подготовке кадров отводится учебным заведениям начального профессионального образования. Значительная доля в подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочих остается также за профессиональными училищами. Реализация задач начального образования предусматривает:

- дальнейшее развитие и совершенствование систем, форм и методов подготовки и переподготовки рабочих для АПК в соответствии с разработанными государственными образовательными стандартами на все профессии с учетом накопленного опыта и современных требований агропромышленного комплекса;

- интегрирование общеобразовательного обучения с производственным;

- укрепление учебно-производственных баз профессиональных училищ, создание учебных хозяйств для овладения профессиональными, техническими и технологическими формами организации труда;

- изучение и внедрение новых технологий обучения рабочим профессиям: блочных, блочно-модульных и др.;

- организацию районных учебных центров (на базе школ, профессиональных училищ, сельскохозяйственных техникумов), на которые будут возложены функции консультационных пунктов для фермеров, арендаторов, членов крестьянских хозяйств по вопросам производства.

В целях интеграции начального профессионального и среднего специального образования во всех сельскохозяйственных техникумах необходимо расширить подготовку рабочих кадров по 3-5 специальностям в каждом. В первые годы обучения учащиеся могут получить одну (или несколько по их усмотрению) рабочих специальностей на коммерческой основе. Совмещение образовательных программ позволяет повысить уровень квалификации, а следовательно, конкурентоспособность выпускников на рынке труда, сократить время на профессиональную подготовку на 1-2 года.

Несомненным преимуществом таких учебных заведений является их возможность реагировать на изменение спроса на рынке труда, обеспечивать перепрофилирование профессий, переход на индивидуальную и мелкогрупповую формы обучения и переподготовку кадров.

Что касается среднего специального образования, то этой системе учебных заведений предстоит существенно улучшить качество обучения, упорядочить объемы и профили подготовки специалистов. Экономические преобразования обусловили необходимость подготовки кадров, способных руководить первичными звеньями производства, принимать самостоятельные решения и отвечать за них, совмещать функции руководителя с непосредственным исполнением технологических процессов. Среднее специальное образование должно стать составной частью системы непрерывного образования. Необходимо осуществлять интеграцию сельскохозяйственных ВУЗов и техникумов, что позволит по всем специальностям сократить срок обучения на 1-2 года. Кроме того, подготовка специалистов качественно нового уровня способствует быстрой их адаптации к постоянно обновляющимся производственным условиям, формам организации труда.

Наиболее сложная задача - структурное реформирование системы высшего сельскохозяйственного образования. Высшая сельскохозяйственная школа должна стать основным координирующим центром в системе непрерывного профессионального образования, главными задачами которого являются: удовлетворение потребностей личности в приобретении высшей квалификации в выбранной области деятельности, а также в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии; создание условий для профессионального роста и совершенствования; достижение мирового уровня качества высшего сельскохозяйственного образования, распространение знаний среди населения; организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских работ для решения проблем развития АПК в тесной связи с учебным процессом.

Особую роль приобретает высшее профессиональное образование, значимость которого в сравнении с получаемым в обычных ВУЗах значительно выше. Его отличительными особенностями должны стать: технологическая, экономическая, организационная интеграция высшего сельскохозяйственного образования с другими общественными институтами (колледжами, техникумами, профессиональными лице-

ями), наукой, производством; целостность системы высшего сельскохозяйственного образования, взаимосвязь с другими его формами, общеобразовательной школой; постоянное совершенствование перечня специальностей, подготовка специалистов широкого профиля в соответствии с реальной потребностью; преемственность содержания обучения в начальном профессиональном, среднем специальном и высшем учебных заведениях сельскохозяйственного профиля, что обеспечивает возможность осуществлять подготовку кадров при сокращенных сроках обучения; широкое внедрение в учебный процесс компьютерной технологии обучения, предусматривающей контроль профессиональных знаний.

В результате кадры нового поколения станут стержнем и проводником наиболее рентабельных инноваций, позволят реализовать основные принципы региональной системы агропромышленной кооперации и интеграции в рыночных условиях при минимуме бюджетных ассигнований.

Литература

1. Лещиловский П.В. Трудовые ресурсы села: проблемы и пути решения. - Мн., 1998. - 154 с.

2. Программа развития аграрного образования и кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Республики Беларусь. - Мн., 2000. - 32 с.

3. Система образования Республики Беларусь в цифрах 1940 - 1999 гг. - Мн., 1999. -85 с.

Получено 08.10.2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.