Научная статья на тему 'Инновационные подходы в аграрном образовании и кадровом обеспечении АПК'

Инновационные подходы в аграрном образовании и кадровом обеспечении АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в аграрном образовании и кадровом обеспечении АПК»

Изложенные выше задачи носят, на первый взгляд, во многом преемственный, или даже традиционный характер, т.е. не «открывают Америку». Но это, однако, не должно затушёвывать их нового содержания, новых подходов и методов решения.

Речь идет, прежде всего, о том, чтобы обеспечить более полный и более эффектив-

ный учёт и использование каждым членом Секции в своей повседневной деятельности таких новых жизненных явлений и процессов, как глобализация мирового, в т. ч. образовательного, сообщества, расширение в научно-образовательной сфере применения информационных технологий и других прогрессивных новаций.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В АГРАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ И КАДРОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ АПК

Ю.Ф. ЛАЧУГ А, вице-президент, член-корреспондент РАСХН, академик МАНВШ,

Ю.И. КУЗНЕЦОВ, президент Международной ассоциации ИНТЕРВУЗ, академик МАНВШ

Мощный, динамично развивающийся экономический потенциал, имеющийся в промышленно развитых странах, как показывает жизнь, был бы не возможен без отмечаемого в них высокого процента специалистов с высшим образованием. В России же за последние 10 лет в силу различных причин произошло сокращение числа занятых, только в сельскохозяйственном производстве, на 2 млн. человек. Одновременно здесь ухудшился качественный состав кадров. Удельный вес руководителей сельскохозяйственных предприятий с высшим образованием снизился и составляет лишь 2/3 их общего числа, что создаёт существенные проблемы для осуществляемой в стране аграрной реформы.

Поэтому в целях обеспечения кадрового сопровождения аграрной реформы Правительством РФ был осуществлен комплекс мер по адаптации системы аграрного образования к современным требованиям АПК на основе максимального учета изменений в сфере занятости его трудового потенциала. Организована подготовка востребованных на рынке труда специалистов-менеджеров, коммерсантов, фермеров, специалистов по экономике и социологии труда, государственному и муниципальному управлению, маркетингу, биотехнологии,

экологии, регионоведению, предпринимательству и др.

Вместе с тем дальнейшее развитие аграрного образования нуждается в системном, программном регулировании, позволяющем планомерно, дифференцировано и с опережением осуществлять программноцелевое обучение, консультирование, переподготовку, повышение квалификации различных категорий руководителей, специалистов, кадров массовых профессий.

Учитывая, что важная роль в развитии и повышении эффективности агропромышленного производства принадлежит кадрам, Минсельхозом России и Минобразованием России разработана и в июле

2002 г. утверждена «Отраслевая программа развития аграрного образования на 2002-

2005 гг. и до 2010 года», в которой намечено решение задач повышения качества образования, обеспечения доступности аграрного образования для сельской молодежи, подготовки квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, способных обеспечить эффективное ведение агропромышленного производства. Основными документами для разработки Программы стали: постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 117 «О совершенствовании кадрового обеспече-

ния агропромышленного комплекса», Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы, а также «Основные направления агропродо-вольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы».

Целью Программы является преодоление негативных тенденций в кадровом обеспечении АПК путем развития образовательной системы, усиления её ориентации на федеральный и региональный рынки труда, совершенствования нормативно-правовой базы, освоения новых форм и механизмов финансовой под держки образования.

Система аграрного образования ныне имеет: 59 вузов и 32 их филиала, а также 62 федеральных государственных унитарных предприятий (учебно-опытных хозяйств) и учебно-опытных лесхозов; 285 техникумов и колледжей; 76 академий, институтов, школ повышения квалификации и учебных центров, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководящих работников и специалистов. Кроме того, эту работу ведут 41 факультет повышения квалификации сельхозвузов и 140 средних специальных сельскохозяйственных учебных заведений; 1043 профучи-лища и лицея, находящихся в ведении Минобразования России. Кроме того, подготовка и повышение квалификации рабочих кадров, обучение вторым (смежным) профессиям ведутся непосредственно на производстве, в 86 учебно-курсовых комбинатах, а также в аграрных образовательных учреждениях среднего, высшего и профессионального дополнительного образования.

За последние годы проведена определенная работа по адаптации системы аграрного образования к требованиям современного производства. Усилена работа по отбору молодёжи для поступления в профучи-лища, техникумы и вузы, благодаря чему удельный вес сельской молодежи в числе принятых в вузы составил более 60 %, целевой прием - свыше 30 % от количества пла-

новых мест, по техникумам и колледжам соответственно 70 % и 17 %.

Значительно возрос конкурс абитуриентов: по вузам - до 300 чел., по техникумам - до 200 чел. на 100 плановых мест, открыты новые специальности экономического, управленческого и технологического профиля, для подготовки специалистов, востребованных на рынке труда: менеджеров, маркетологов, фермеров, коммерсантов, специалистов по экономике и социологии труда, государственному и муниципальному управлению, страховому делу, биотехнологии, экологии, технологии и предпринимательству и др.

В последнее время прием по всем формам обучения доведен: по вузам- до 90 тыс., техникумам - до 99 тыс. чел.; выпуск специалистов увеличился по вузам за последние 5 лет на 15 тыс. и составил в

2001 г. 47 тыс. человек, по техникумам - с 64 до 69 тыс. человек в 2001 г.

Вместе с тем по рабочим кадрам выпуск за последние годы снизился с 228 тыс. в 1991 г. до 102 тыс. в 2001 г., при этом выпуск механизаторских кадров сократился соответственно с 95 до 24 тыс., а животноводов - с 9,6 до 2,4 тыс. человек.

В сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов ежегодно обучается 120 тыс. человек, или почти 20 % общей численности руководящих работников и специалистов агропромышленного производства. При этом основное внимание уделяется изучению вопросов рыночной экономики, реформирования сельхозор-ганизаций, менеджмента, маркетинга, земельной реформы, имущественных отношений, правового обеспечения АПК, налогообложения, бизнеспланирования и кредитования, современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, коммерческой, инновационной, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, функционирования сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, оптовых продовольственных рынков, информационно-консультационной службы и др.

Однако, несмотря на принятые меры кадровая ситуация в АПК остается сложной:

- сокращается социально-

демографическая база воспроизводства кадрового потенциала, вследствие чего доля занятых в общей численности населения в трудоспособном возрасте в сельской местности составляет 66 % против 71 % - в городе, а уровень безработицы - 12 %;

- уменьшилось число работников, занятых в сельхозпроизводстве;

-стабильно низкий (41 %) удельный вес кадров с профессиональным образованием;

- снижается уровень квалификации кадров на селе: доля механизаторов I и II класса в их общей численности сократилась с 67 до 60 %, а рабочих животноводства - с 29 до 20 %; удельный вес руководителей хозяйств, имеющих высшее образование, снизился с 86 % в 1991 г. до 70 % в 2001 г., а главных специалистов - с 62 до 53 %.

На конец 2001 года 97 тыс. (16 %) должностей руководителей и специалистов хозяйств было замещено практиками, а

33 тыс. (5 %) остаются вакантными. В то же время более 200 тыс. специалистов, в т. ч. 26,4 тыс. с высшим образованием, используются в сельскохозяйственных организациях в качестве рабочих.

На ближайшие годы определяющим механизмом устойчивого и динамичного кадрового обеспечения АПК должна стать сфера аграрного образования, призванная обеспечить потребность аграрного производства в современных высококвалифицированных руководителях, специалистах и рабочих кадрах.

Между тем, сама система аграрного образования нуждается в более целенаправленном программном регулировании с целью устранения имеющихся недостатков, главными из которых являются следующие:

-морально устарела и слабо обновляется учебная материально-техническая база; практически отсутствуют во многих образовательных учреждениях учебная литература и технические средства для использования новых технологий обучения, в том

числе дистанционного образования; недостаточно обеспечен учебный процесс учебнометодическими материалами, учебниками и учебными пособиями;

- ослаблены связи образовательных учреждений с работодателями;

- профессиональные ассоциации и союзы не оказывают должного влияния на развитие образовательной системы, содержание образовательных программ и качество подготовки специалистов;

-утрачивается мотивация руководителей, специалистов и рабочих кадров к повышению квалификации;

- непрерывно снижается уровень жизни работников образовательных учреждений. Их социальная незащищенность приводит к оттоку молодых высококвалифицированных ученых, преподавателей и мастеров производственного обучения из системы образования и росту среднего возраста профессорско-преподавательского состава;

- функционирование системы профессионального непрерывного образования не в полной мере обеспечено нормативноправовыми документами и учебнопрограммными материалами;

-содержание образования не всегда соответствует требованиям, предъявляемым обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной компетентности специалиста;

-недостаточно обновляется материально-техническая база учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств и, в ряде случаев, уровень ведения сельскохозяйственного производства не отвечает современным требованиям, предъявляемым к учхозам, как к базе практического обучения студентов, что отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов АПК;

-наличие диспропорции в объёмах подготовки кадров по уровням образования и регионам России;

- выпускники сельских школ не имеют равных возможностей с жителями городов для получения качественного среднего (полного) общего образования, что отрицательно сказывается на подготовке специали-

стов в аграрных образовательных учреждениях.

В связи с этим принятая «Отраслевая целевая программа развития аграрного образования (на 2002-2005 гг. и до 2010 г.)» предполагает решение следующих задач:

-достижение оптимальных результатов по формированию структуры и объемов подготовки кадров по различным уровням образования и регионам России в соответствии с запросами отраслей АПК и территориальных рынков труда;

- совершенствование содержания и повышение качества образования через укрепление и модернизацию материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, использование глобальной сети ИНТЕРНЕТ и других электронных коммуникационных систем для повышения профессионального уровня педагогов, усиления практической подготовки обучающихся;

-формирование системы непрерывного аграрного образования на основе интеграции образовательных учреждений всех уровней, научных, информационных, технологических, производственных и иных учреждений и организаций, создание аграрных университетских (академических) комплексов;

- развитие информационно-консуль-тационной службы (ЭКСТЕНШЕН), в т. ч. и на базе аграрных образовательных учреждений, путем формирования единой структуры управления ИКС с федеральным центром;

-применение в аграрном образовании современных образовательных и информационных технологий;

- создание более действенной системы переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров;

-опережающее развитие начального и среднего профессионального образования с учетом возрастающей потребности агропромышленного комплекса в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев управления производством, увеличение объемов подготовки рабочих кадров.

Система программных мероприятий предусматривает конкретные механизмы реализации задач программы, которые будут отрабатываться по следующим направлениям:

- укрепление взаимодействия учебных заведений с заказчиками и работодателями по определению текущей и перспективной потребности в кадрах, оптимизация структуры и объемов их подготовки; активизация профориентационной работы; развитие и внедрение целевой контрактной подготовки специалистов, взаимовыгодное сотрудничество в целях укрепления учебноопытных и базовых хозяйств; использование мониторинга трудоустройства специалистов;

-совершенствование качества подготовки кадров на основе реализации программы оптимизации подготовки педагогических кадров, систематического повышения их квалификации и регулярного проведения аттестации; отработка механизма функционирования системы инспектирования образовательных учреждений; обновление учебных программ в соответствии с новым поколением государственных образовательных стандартов;

-разработка перспективных моделей интегрированных систем взаимодействия государственных образовательных учреждений с информационно-консультационными службами;

- создание действенного финансового и инвестиционного механизма с элементами самофинансирования и саморазвития; расширение многоканального финансирования, включая средства, получаемые от осуществления платной образовательной, предпринимательской и иной деятельности, добровольные пожертвования, спонсорские, благотворительные и другие целевые взносы юридических и физических лиц, введение дифференцированных нормативов бюджетного финансирования, использование системы государственного образовательного кредитования;

- поэтапная передача образовательных учреждений регионального значения в ведение субъектов Российской Федерации и Др.

Действенным механизмом реализации Программы должны стать проведение экспериментов и поэтапная отработка программ последовательного получения начального, среднего и профессионального высшего образования с сокращенными сроками обучения, новых экономических моделей деятельности образовательных учреждений, новых учебных планов и программ, их апробация и внедрение.

Реализация отраслевой Программы развития аграрного образования наряду с реализацией Федеральной целевой программы «Социальное развитие села» позволит существенно повысить качество и эффективность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, улучшить обеспеченность его высококвалифицированными кадрами, создать эффективную систему непрерывного образования работников агропромышленного комплекса, способствовать закрепляемое™ молодых специалистов и рабочих в сельскохозяйственном производстве.

В то же время повышение качества образования невозможно без инновационной деятельности в этой сфере. «Инновации — это актуально значимые и системно самоор-ганизующие новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие широкого мультикультурного пространства образования». (Энциклопедия профессионального образования).

В настоящее время можно выделить направления инновационной деятельности в системе образования, в т. ч. аграрного.

Совершенствование законодательной и нормативной правовой деятельности

За прошедшее десятилетие приняты разнообразные нормативные правовые акты Российской Федерации, оказывающие огромное влияние на развитие системы образования, в том числе такие основополагающие, как:

-Федеральный закон «Об образовании»;

-Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

- Федеральная программа развития образования;

-Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации;

-Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.;

- Отраслевая программа развития агарного образования.

Инновации организационноуправленческого характера

Основываются на имеющейся нормативной правовой базе. Из них можно выделить следующие наиболее значимые для развития образования:

- четкое разграничение основных прав и обязанностей органов управления образованием федерального, регионального и местных уровней, а также образовательных учреждений;

- расширение реальной академической и финансовой автономии образовательных учреждений. В настоящее время структура доходов вузов значительно изменилась. Если в 1991 г. источником доходов вузов был только бюджет, то в 2002 г. вузы в среднем на 1 руб. средств федерального бюджета имели также почти 1 руб., получаемого от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности;

-введение контрактных форм отношений образовательных учреждений с государством и частными заказчиками. В последние годы значительно вырос прием студентов за счет средств юридических и физических лиц.

Эти меры позволили за последние пять лет увеличить коммерческий прием с 13 до 29 % от всех лиц, зачисленных на первый курс. Вузы уделяют большое внимание решению социальных и отраслевых задач, используя целевой прием сельской молоде-

жи, обеспечивая доступность аграрного образования выпускникам сельских школ и оказывая позитивное воздействие на процесс закрепления выпускников в сельскохозяйственном производстве. За последние 5 лет прием сельской молодежи вырос с 54 до 61 %, а целевой прием — с 0 до 37 % (в вузах Минобразования России этот показатель составляет 2 %).

В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности объединения процессов целевого приема и целевой контрактной подготовки. С 2003 г. будет введено конкурсное распределение государственного задания (контрольных цифр) на подготовку специалистов. В конкурсе могут принимать участие все аккредитованные образовательные учреждения высшего профессионального образования, в том числе негосударственные.

Очевидно существенное улучшение управления образовательными учреждениями. Изменились формы взаимоотношений между руководителями образовательных учреждений и учредителем (для образовательных учреждений Минсельхоза России функции учредителя выполняет само Министерство), которые строятся на основе срочного трудового договора. В нем четко оговариваются права и обязанности, как руководителя образовательного учреждения, так и Министерства. Эффективность управления повышается также за счет роста правовой и экономической квалификации руководителей.

Инновации в содержании образования

Важными факторами повышения качества подготовки специалистов являются адекватные изменения в экономическом обеспечении и преобразования содержания образования:

-введение второго поколения государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования (ГОС ВПО И СПО). С введением их в действие содержание профессиональных образовательных программ в большей мере приближено к современным потребностям производства. Расширены возможности образовательных учреждений при подготов-

ке кадров для АПК с учетом региональных особенностей организации сельскохозяйственного производства, интересов студентов при выборе той или иной специализации в своей будущей деятельности (через курсы по выбору дисциплины специализации);

- разработка примерных программ дисциплин, которые носят рекомендательный характер, с учетом современных требований производства. Вузы самостоятельно разрабатывают эти программы с учетом региональных особенностей возделывания сельскохозяйственных культур, производства продукции животноводства, применения средств механизации и автоматизации в конкретных природно-климатических условиях;

- организация практического обучения на базе передовых предприятий. В связи с тем, что вузы существенно расширили сферу образовательных услуг, решить вопрос о практической подготовке студентов с использованием базы только учебно-опытных хозяйств не представляется возможным. Многие вузы на договорных условиях с сельскохозяйственными предприятиями решают вопрос практического обучения студентов. В качестве одного из примеров следует отметить хорошую организацию практического обучения в Саратовском государственном аграрном университете им. Н.И. Вавилова, заключающим договоры с лучшими сельхозпредприятиями области, которые становятся базовыми для организации практики. Большую помощь в этом оказывает вузу администрация Саратовской области;

-расширение сферы образовательных услуг. Высшие и профессиональные средние учебные заведения Минсельхоза России предлагают различные образовательные услуги. При этом отмечено, что чем привлекательнее для потребителя услуга, тем выше спрос на нее. Работа в рыночных условиях заставила образовательные учреждения открывать новые специальности высшего и среднего профессионального образования, увеличивать число программ дополнительного профессионального образования. Так, высшие учебные заведения Минсельхоза России реализуют в настоящее время 92 образовательные про-

граммы (специальности), средние специальные учебные заведения - 39, образовательные учреждения профессионального дополнительного образования - более 160 программ.

Информационные и методические инновации

- консолидация информационных ресурсов путём создания и использования Открытого аграрного университета, формирования единого электронного каталога изданий вузов на базе библиотеки Московской СХА им. К.А. Тимирязева;

- разработка библиотеки электронных ресурсов;

-создание информационной сети образовательных учреждений Минсельхоза России;

-использование электронных ресурсов для дистанционного обучения.

Инновации интеграционного характера

-организация непрерывного образования, в том числе по сокращенным программам. Существующая нормативная правовая база позволяет при реализации образовательных программ высшего профессионального образования учитывать предыдущий уровень подготовки и сокращать сроки обучения в вузе. При совместной работе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования ведется непрерывная подготовка специалистов с высшим образованием. При этом выпускники техникумов и колледжей получают высшее образование за 3-4 года. Лица, имеющие высшее образование, за 2-3 года получают второе высшее образование. Студенты, обучающиеся по экономическим специальностям через экстернат, имеют возможность получить высшее образование за 2,5-3 года;

- объединение образовательных учреждении высшего и среднего профессионального образования. В последние годы наметилась тенденция объединения образовательных учреждений как одного, так и разного уровня. Так, в г. Омске объединены Омский сельскохозяйственный, Омский ветеринарный институты и Омский институт по-

вышения квалификации в Омский государственный аграрный университет. В 2002 году в состав университета включён и Омский аграрный техникум. На базе Саратовского государственного агроинженерного университета, Саратовской государственной сельскохозяйственной академии им. Н.И. Вавилова и Саратовской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии создан Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. К Кабардино-Балкарской госсельхозакадемии присоединен Терский аграрный техникум, который преобразован в филиал академии и продолжает реализацию программ среднего профессионального образования. Орловский строительный колледж присоединен в качестве структурного подразделения к Орловскому госагроуниверситету. Процесс интеграции аграрных профессиональных заведений различных образовательных уровней продолжается;

- создание аграрных университетских (академических) комплексов ГУК). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября

2001 г. № 676 «Об университетских комплексах» Минсельхозом России совместно с Россельхозакадемией издан приказ, в котором признано необходимым создание аграрных университетских комплексов путем интеграции образовательных, научных, технологических, производственных и иных учреждений и организаций с целью реализации образовательных программ различных уровней, повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки кадров и проведения научных исследований по приоритетным направлениям. В этой связи Минсельхозом и Россельхозакадемией была поставлена и последовательно решается задача по выработке интеграционной модели аграрного университета, органично соединяющего образование, науку и производство в единый аграрный университетский комплекс в интересах всех участников комплекса, где на практике становится возможным осуществление классического университет-

ского принципа: «исследуя - обучай, а, обучая - воспитывай».

Сегодня на повестку дня во всем мире все более активно, по нашему мнению, на первый план выходит понятие устойчивого развития общества, региона, социума. Хотим при этом сослаться на высказывание ректора Московского Г осударственного университета, академика РАН В.А. Садов-ничего: «под термином «устойчивое развитие» в университетском мире принято понимать такую модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения таких возможностей будущих поколений».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устойчивость развития естественно складывается из соединения традиций и модернизации. Любая попытка, как гласит опыт нашей истории и других стран, отбросить традиции и безоглядно заниматься одними лишь нововведениями изначально обречена на провал. Равно как и искусственное раздувание традиций не может не перерасти в тормоз для развития. При этом торможение эволюционных процессов столь же пагубно для природы и общества, сколь и кажущееся необходимым ускорение.

Поскольку за основу наших устремлений принимается университетская модель, то именно эта интегрированная образовательно-научная среда призвана играть роль своего рода механизмов, которые отбирают, перерабатывают и адаптируют, поступающие отовсюду знания к местным условиям.

Позиция университетского сообщества отводит им роль таких общественных структур, вокруг которых будет возникать новая упорядоченность при расставании с прошлым. Именно поэтому университеты наиболее приспособлены к тому, чтобы «отделять зерна от плевел», утверждать в жизни истинно новое, быть его проводниками в обществе, стоять непреодолимой стеной на пути ложного знания, а порой и административного давления. И сегодня не потеряли своего изначального смысла слова выдающегося российского хирурга Н.И. Пирогова «Университет выражает современное обще-

ство, в котором он живет, более чем все другие учреждения».

Главный принцип, закладываемый в создаваемый УК на современном этапе-добровольность и равенство интересов его участников. При этом УК может быть создан в формах: единого юридического лица или в форме ассоциации (союза), не имеющей единого юридического статуса. По второй форме предполагается сильное интеграционное взаимовыгодное устремление всех участников такого УК.

Всё это требует разработки такой нормативно-правовой базы (в рамках действующего федерального и регионального законодательств), которая бы обеспечивала достаточно крепкую интеграцию всех элементов комплекса как единой коллективной системы генерации новых знаний; их использование в интересах всех участников УК; создание и передачу в сельскохозяйственное производство новых сортов, видов, технологий, машин, оборудование и т.п., обеспечивающих высокие конечные результаты в производстве той или иной продукции.

Этим предусматривается также соответствующий новый уровень подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и работников всех уровней, занятых в АПК региона, способных к вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности на коммерческой основе. Одним из механизмов доведения инноваций в производство в странах с рыночной экономикой является служба ЭКСТЕНШЕН сервис с разработкой конкретных бизнес-планов, проектов на ту или иную инновацию.

И здесь роль университетов, университетских комплексов весьма значительна. Сошлёмся на пример работы по связи образования, науки и производства сельскохозяйственного колледжа университета Мэриленд (США, г. Вашингтон).

Распределение кадров преподавателей и научных сотрудников этого колледжа по основным видам деятельности таково: непосредственно в обучении заняты 80 преподавателей и научных сотрудников и в

службе ЭКСТЕНШЕН сервис ещё 200 человек. Следует отметить, что такое распределение условно, так как названные категории работников колледжа могут одновременно участвовать в двух, а иногда - в трёх вышеназванных видах деятельности.

Аналогичным образом распределяются и средства по этим видам деятельности: непосредственно на обучение расходуется 19 % от всей суммы затрат колледжа, на научные исследования 31 % и на работы по службе ЭКСТЕНШЕН сервис - 49 %.

Таким образом, половина ресурсов университета предоставлена сельхозтоваропроизводителям для целей совершенствования и развития производства на инновационной основе.

Сегодня перед нами стоит задача определения путей более рационального использования всего того, чем обладают аграрная наука и аграрное образование России в целях большего влияния на результаты деятельности в аграрном секторе как отдельно взятого региона, так и аграрного сектора в целом.

В настоящее время в стране созданы или находятся в стадии формирования более 20 аграрных университетских (академических) комплексов. Они создаются в различных формах. Например, Кубанское аграрное научнообразовательное объединение создано постановлением главы администрации Краснодарского края. В его состав вошли 22 организации: Кубанский государственный аграрный университет, научно-исследовательские институты, опытные станции, образовательные учреждения среднего профессионального образования, учебно-опытные хозяйства. В Саратовской области комплекс создан в форме ассоциации «Аграрное образование и наука». В него входят Саратовский госагроуниверси-тет им. Н.И. Вавилова, восемь НИИ, Институт переподготовки кадров. На основе многостороннего договора без создания юридического лица создан аграрный университетский комплекс, базовым вузом которого является Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина, включающий в себя 17 научных организаций.

Международные связи аграрных образовательных учреждений России в нынешний пореформенный период традиционно развиваются в основном в двух сферах делового сотрудничества. Во-первых, взаимодействие их с партнерами в рамках межгосударственных договоров и соглашений. Во-вторых, сотрудничество в составе родственных общественных международных и российских объединений.

Они являются важной компонентой интеграционных новаций в аграрном образовании, обеспечивающей расширение и развитие на более качественной основе взаимодействие агрообразовательных учреждений России с родственными зарубежными вузами, которые в основном осуществляются при содействии и поддержке Департамента кадровой политики и образования Минсельхоза РФ, а также родственных общественных объединений, таких, как МАН ВШ, Международная Ассоциация ИНТЕРВУЗ, Российский союз ректоров, межрегиональная ассоциация «АГРООБРАЗОВАНИЕ» и др. Это даёт возможность использовать мировой опыт в области аграрного образования в российских условиях.

Свидетельством этого может служить подписанное родственными государственными ведомствами Беларуси, России и Украины открытое Соглашение о всестороннем сотрудничестве подведомственных им образовательных аграрных заведений.

В рамках прямых контактов в государственной сфере сотрудничества осуществляется стажировка преподавателей, аспирантов, студентов, проведение совместных научных исследований, приглашение преподавателей для чтения некоторых курсов, совершенствование учебных планов, программ, подготовка новых учебных пособий, участие в организации и проведении семинаров и др.

Вместе с тем совместная деятельность Депробразования МСХ РФ и общественной организации - Ассоциации ИНТЕРВУЗ уже сегодня реально позволяет устоять аграрным образовательным учреждениям в сложной пореформенной ситуации, реализо-

вать имеющийся в аграрных вузах России спектр прогрессивных начинаний.

В соответствии с действующей Программой на перспективу Президиум Ассоциации за последнее время провел значительную работу по реализации уставных целей и задач, содействуя, в первую очередь, интеграции систем аграрного образования и науки, а также развитию и совершенствованию принципов и методологии сельскохозяйственного образования в образовательных аграрных учреждениях России и других стран СНГ.

Так, Ассоциация ИНТЕРВУЗ расширяла и укрепляла деловые контакты с влиятельными международными неправительственными и государственными организациями и учреждениями, а также с отдельными видными учеными всех стран в целях научного и системного обеспечения подготовки преобразований и реформ в сфере высшего образования, направленных на создание общего образовательного пространства.

Члены Ассоциации принимают активное участие в проводимых ежегодно форумах с участием Депробразования МСХ РФ, МАНВШ, РСР и ряда других родственных общественных объединений.

В ряду задач целевого международного сотрудничества, осуществляемого при активном содействии и участии членов Ассоциации ИНТЕРВУЗ являются:

-продвижение и развитие в стране аграрного дистанционного и открытого образования;

- разработка, совместно с зарубежными партнёрами, национальной электронной библиотеки ученых ресурсов;

-переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава агровузов и ссузов по новым информационным технологиям;

-расширение и углубление кооперации образовательных аграрных учреждений с партнёрами из ЕЭС в рамках грантовых проектов ТАСИС и ТЕМПУ С, финансируемых делегацией Евросоюза в России;

-разработка учебных спецкурсов по устойчивому (антикризисному) развитию сельской местности и ряд др. задач.

Одним из приоритетных направлений международного сотрудничества агровузов является также обучение студентов в зарубежных университетах. Ряд высших учебных заведений имеют длительные и плодотворные связи с западными партнерами. Например, в Челябинском ГАУ только в 1999 году на стажировке и обучении в 7 странах по 17 международным программам побывали 76 студентов, 3 аспиранта и 7 выпускников. В Венгрии в аграрном университете Гё-деллё обучается 93 студента из 11 высших сельскохозяйственных учебных заведений России.

По программе германского общества ДААД в университетах Хойенхайм, им. Гумбольдта проходят 6-12 месячную стажировку студенты и аспиранты из различных аграрных вузов России.

Наряду с теоретической подготовкой важно и практическое освоение прогрессивных методов сельскохозяйственного производства студентами и молодыми специалистами. Большую помощь в этом оказывает ФРГ, в частности Министерство сельского, лесного хозяйства и сельских территорий земли Баден-Вюртемберг, университет Хойенхайм, фирмы «Аполло», «Лого» и др. С

1999 года, по соглашению с фирмой Кели Глобал Групп Инк., реализуется проект обучения специалистов по молочному скотоводству в США. Ежегодно 100 студентов и молодых специалистов проходят годичную стажировку на высокопродуктивных молочных фермах США. Кроме практического обучения, практиканты изучают и сдают экзамены в университете по трем теоретическим курсам, связанным с кормлением и разведением коров. За последние годы практическое обучение в сельскохозяйственных предприятиях зарубежных стран прошли около 600 студентов, молодых менеджеров и специалистов агропромышленного комплекса России.

Сотрудничество российских образовательных учреждений с зарубежными университетами, исследовательскими центрами позволяет расширять совместные научные исследования, быстрее адаптировать прогрессивные технологии в растениеводстве и

животноводстве в условиях Российской Федерации.

В целом же международное сотрудничество в сфере аграрного образования открывает новые возможности на основе мирового опыта готовить, с учетом требований времени, кадры высококвалифицированных специалистов агропромышленного комплекса, знающих современные сельскохозяйственные технологии, менеджмент и маркетинг в условиях рынка. Оно становится солидной базой для повышения эффективности агропромышленного производства в стране.

Обеспечение роста качества образования, подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров

Основные направления:

- прием в вузы с использованием единого государственного экзамена (ЕГЭ). Для более объективной оценки уровня знаний выпускников средних школ в Российской Федерации с 2001 г. проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), который является одновременно выпускным в школе и вступительным в образовательные профессиональные учреждения. В 2001 г. в эксперименте принимали участие 6 вузов Минсельхоза России, в 2002 г. - 14 вузов и 1 филиал, в 2003 г. приняли участие 26 вузов Минсельхоза России и 18 филиалов;

-аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Качество подготовки специалистов оценивается при проведении аттестации высших учебных заведений. Основная задача аттестационной экспертизы, которая осуществляется 1 раз в 5 лет Го-сударственной инспекцией по аттестации учебных заведений России, - установление соответствия подготовки кадров государственным образовательным стандартам. На основании материалов аттестации и оценки аккредитационных показателей деятельности вуза проводится государственная аккредитация и устанавливается вид и статус образовательного учреждения;

-расширение подготовки кадров через аспирантуру и докторантуру. Подготовка

преподавательских кадров осуществляется через аспирантуру и докторантуру. К 2003 г. аспирантура открыта во всех вузах. Численность аспирантов составляет около 7 тыс. человек (1995 г. - 2 тыс.). Прием в аспирантуру значительно увеличился за последние годы и в 2001 г. составил более 2,6 тыс. человек. Обучение в аспирантуре осуществляется по 116 научным специальностям, представляющим 16 отраслей науки. Причем,

34 % аспирантов обучается по сельскохозяйственным специальностям, 21 %- по экономическим, 22 % - по техническим, 11 % - по ветеринарным. Докторантура открыта в 27 вузах. Общая численность докторантов около 70 человек (в 1995 г.- 66 человек). В вузах Минсельхоза России функционируют 158 диссертационных советов. За последние годы значительно выросло число защит докторских и кандидатских диссертаций: с 540 в 1996 г. до почти 1000- в 2002 г., из которых- 1/8 часть - докторские. Более четверти аспирантов и половины докторантов защитили свои диссертации в установленные сроки;

-опережающее развитие начального и среднего профессионального образования с учетом возрастающей потребности агропромышленного комплекса в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства, увеличение объемов подготовки рабочих кадров;

- укрепление взаимодействия учебных заведений с заказчиками и работодателями по определению текущей и перспективной потребности в кадрах, развитие и внедрение целевой контрактной подготовки специалистов, взаимовыгодное сотрудничество в целях укрепления учебно-опытных и базовых хозяйств, использование мониторинга трудоустройства выпускников;

- совершенствование качества подготовки кадров на основе реализации программы оптимизации подготовки педагогических кадров, систематического повышения их квалификации и регулярного проведения аттестации, отработка механизма функционирования системы инспектирования образовательных учреждений, обновление учебных программ в соответствии с но-

вым поколением государственных образовательных стандартов;

- создание действенного финансового и инвестиционного механизма с элементами самофинансирования и саморазвития, расширение многоканального финансирования, включая средства, получаемые от платной образовательной, предпринимательской и иной деятельности, добровольные пожертвования, спонсорские, благотворительные и другие целевые взносы юридических и физических лиц, введение дифференцированных нормативов бюджетного финансирования, использование системы государственного образовательного кредитования;

- развитие информационно-

консультационной службы, в том числе и на базе аграрных образовательных учреждений, путем формирования единой структуры управления ИКС при наличии соответствующего федерального центра.

Востребованность образовательнонаучных новаций в с.-х. производстве России становится весьма значительной, особенно у части высокорентабельных хозяйств. Поэтому тиражирование нового следует начинать с них, вовлекая в этот процесс хозяйства и с более сложной экономикофинансовой ситуацией.

В изложенном материале отмечены основные направления инновационной деятельности в сфере аграрного образования. В зависимости от конкретных условий деятельности образовательных учреждений они варьируются в широких пределах и носят определенный характер. Их направленность определена упомянутой выше Отраслевой программой развития аграрного образования.

О кадровой политике в АПК. Аграрное образование России имеет солидный потенциал, который в полной мере задействован на укрепление кадрового состава отрасли, ее развитие за счет существенного усиления роли человеческого фактора в повышении эффективности АПК.

Возможности аграрного образования отрасли позволили уже в 2003 г. достичь следующих результатов:

-общий контингент студентов вузов и ссузов доведён до рекордного уровня-630 тыс. человек;

- молодёжь из сельской местности, из числа студентов, принятых на 1 курс в вузах, составила 60 %. а в профессиональных средних образовательных учреждениях -75 %;

- прием студентов по специальностям рыночной экономики достиг 1/3 от общего приёма.

- существенно возросло количество специальностей обучения: в вузах - до 84, в ссузах - до 52;

- остаётся высоким конкурс среди желающих поступить на учебу в аграрные учебные заведения: по вузам он достиг рекордной отметки - 3,3 чел. на одно плановое место и в ссузах - до 2-х - на плановое место.

Однако сложившаяся на местах в стране кадровая ситуация не может удовлетворять потребности АПК в специалистах.

Анализ материалов анкетирования

1 445 студентов и 26 преподавателей аграрных вузов (Новосибирск, Курск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург) позволил европейским экспертам международного проекта ТАСИС сделать следующий вывод:

«Большинство преподавателей слабо ориентируются в системах ведения сельского хозяйства в различных странах мира, не владеют достоверной информацией о состоянии и тенденциях развития аграрных отношений в мире; понимание западного опыта у студентов и преподавателей искаженное».

Ими отмечено, что экономическая теория излагается во многих учебных заведениях абстрактно, оторвано от реальной действительности, в преподавании присутствует упрощенное понимание рыночных отношений.

В целях исправления такой ситуации предприняты и планируется осуществить ряд неотложных мер по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, деканов и заведующих кафедрами вузов и ИПК по проблемам рыночной экономики, а именно :

-организованы краткосрочные семинары, в том числе и в зарубежных центрах;

-развивается второе высшее экономическое образование для неэкономических специальностей, в том числе с использованием технологии дистанционного образования в открытом аграрном университете;

- пересмотрены учебные программы с отражением в них углубленного изучения проблем состояния и тенденций развития систем ведения сельского хозяйства в развитых странах мира, методов регулирования рынков, современной методологии диагностики и решения проблем устойчивости развития сельских территорий. Последнее направление находит отражение в подготовке специалистов по комплексному развитию села;

- планируется шире использовать методику дистанционного обучения на основе новых образовательных технологий: подготовки интерактивных обучающих материалов, электронных учебников и др.

Реализации этих мер будет служить также организация на базе ведущих аграрных вузов (Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, Саратов, Екатеринбург и Новосибирск) шести региональных центров по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, ссузов, ИПК с использованием технологии дистанционного обучения. При этом в Минсельхо-зе РФ уже имеется заметный задел в этой сфере: открыт сервер Департамента кадровой политики и образования, изданы более 60 интерактивных модулей для дистанционного повышения квалификации преподавателей, начата подготовка электронных учебно-методических материалов, что будет служить основой федеральной библиотеки электронных обучающих средств Департамента. Новые информационные технологии становятся настолько прибыльной формой повышения квалификации, что на сегодняшний день наличествующих финансовых ресурсов образовательных учреждений для его использования достаточно.

Подтверждением этого является деятельность Открытого аграрного университета, учрежденного при поддержке Департа-

мента и призванного реализовать принципы открытого обучения и интегрировать деятельность аграрных вузов, техникумов и колледжей, ИПК в сфере использования новых информационных технологий. Только за прошедший учебный год в этом Университете повысили квалификацию более 300 преподавателей по перспективным профессионально-педагогическим направлениям.

Сегодня особо остро звучит вопрос качества подготовки специалистов на новых материально-технических и научных основах, подготовки конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда.

Это вызывает необходимость серьезного анализа достигнутых за последние годы количественных параметров приема, контингента, профилей, специальностей и перенесение акцента на качественные изменения в кадровом обеспечении отрасли и особенно на доведение выпускников до конкретных мест работы в сельскохозяйственном производстве, на селе.

По данным органов управления АПК, явка выпускников аграрных вузов и ссузов на работу на предприятия и в организации АПК в последние годы составляет не более 25 % по РФ, а остается на работе в хозяйствах не более 14-15 % ежегодного выпуска молодых специалистов.

Причины такого положения известны. Это и отмена государственного распределения выпускников, и низкий престиж труда на селе, и невысокая зарплата, и слабая социальная защищенность, и крайне неудовлетворительные жилищные условия для молодых специалистов. Для изменения ситуации необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы, в т. ч. и на уровне субъектов Российской Федерации. Инициаторами этого могут быть органы управления АПК и их кадровые службы, ректоры вузов, директора ссузов, ИПК. Проблемы социальной сферы села хорошо известны руководству страны, которое, в лице Президента РФ, поддержало предложение МСХ РФ о включении в число федеральных программ программу социального развития села с финансированием ее с 2003 года.

Сегодня крайне важно уже не только повышать среди обучающихся удельный вес сельской молодежи, но и добиваться адресной подготовки специалистов для конкретного района, предприятия, фермерского хозяйства. С этой целью предусмотрено расширить их подготовку на контрактноцелевой основе, на условиях тройственного договора: студент - вуз - работодатель, предусмотреть возможности перевода на контрактную основу нынешних студентов 3, 4, 5-х курсов. В контрактах обращается особое внимание на ответственность работодателя в части представления выпускнику не только работы, но и достойной зарплаты, достойных жилищных и других условий. Это позволит существенно увеличить долю контрактников, которая уже составляет более трети студентов в сельхозвузах России.

Уже в ближайшие годы эти меры позволят повысить закрепляемость (оседлость) молодых специалистов на производстве и сократить непозволительную трату средств аграрной отрасли в интересах других отраслей.

Одним из механизмов преодоления недостатков в деле закрепления молодых специалистов должна стать активная совместная работа кадровых служб органов управления АПК, руководителей сельхозпредприятий, учебных заведений по трудоустройству выпускников, предоставлению им возможности для реализации своего профессионального потенциала, созданию необходимых социально-бытовых условий.

Минсельхозом РФ рекомендовано органам управления АПК субъектов Российской Федерации осуществить ряд конкретных мер по закреплению молодых специалистов на производстве. В частности предложено:

- проанализировать и дать оценку реальной потребности в специалистах, основанной на заявках сельских товаропроизводителей, в том числе крестьянских и фермерских хозяйств;

- работодателям совместно с учебными заведениями организовать заключение контрактов на трудоустройство молодых специалистов с будущими выпускниками

2003 г., повсеместно создавать в учебных заведениях центры деловой карьеры выпускников, ярмарки выпускников и т. п.;

-организовать в средствах массовой информации и на специальных стендах размещение необходимых публикаций об имеющихся вакансиях для молодых специалистов.

Не сняты с повестки дня и вопросы о структуре подготовки кадров для АПК, содержании образования, оптимизации приема студентов в сельскохозяйственные учебные заведения за счет средств государственного бюджета, исходя из потребностей отрасли в кадрах. Важность этого усугубляется ещё и тем, что демографическая ситуация ближайших лет требует крайне экономного подхода к набору в вузы и ссузы, начиная с 2005-

2006 гг.

Как известно, во всякой школе, в т. ч. и высшей, и средней специальной, главным действующим лицом является педагог -учитель и воспитатель. К сожалению, педагогические кадры за эти годы существенно «повзрослели». Продолжается работа по планомерной ротации кадров, подготовке их через аспирантуру и докторантуру, учеба профессорско-преподавательского состава, и особенно педагогов экономических профилей. В каждом учебном заведении созданы и претворяются в жизнь специальные программы ротации кадров профессорско-преподавательского состава. Крылатая фраза «Кадры решают все» в равной мере относится и к педагогам.

Национальная доктрина определяет для решения ряд проблем в развитии среднего профессионального образования. Они нашли свое определённое отражение в отраслевой Программе развития аграрного образования на период до 2010 г., упомянутой выше.

Одной из главных целей при этом является обеспечение массовости и доступности этого вида образования для сельской молодежи и других малообеспеченных слоев населения. Создание аграрных академических и университетских комплексов вызывает необходимость для регионов, которые не

имеют высших аграрных образовательных учреждений, разработки схемы соучредительства, обеспечивающей создание на базе аграрных техникумов многопрофильных колледжей.

Перспективным направлением станет интеграция ссузов с учреждениями, с одной стороны, начального, а с другой - профессионального высшего образования, создание многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров.

В результате приведения статуса ссузов в соответствие с Гражданским и Бюджетным кодексами РФ, их учебнопроизводственные хозяйства потеряли права юридического лица, что привело к ухудшению финансирования, которое связано с изменением налогообложения и сложностями с кредитованием хозяйственной деятельности. При этом используются различные варианты выхода из этой ситуации:

- образование самостоятельных государственных унитарных предприятий. Этот вариант возможен для высоко прибыльных учебно-производственных хозяйств, ссузов. В Уральском округе к ним можно отнести учебно-производственные хозяйства Ялуторовского и Красноуфимского аграрных колледжей;

- передача части имущества и земель в аренду с целью привлечения инвестиций, да и в ряде случаев - покрытия долгов по производственной деятельности;

- разделение крупных, но нерентабельных хозяйств на две части, первая, в размере от 300 до 700 га, в зависимости от профиля учебного заведения, обеспечивает практическое обучение студентов, вторая-может передаваться в аренду, или в муниципальную собственность;

- совершенствование содержания обучения предусмотрено осуществлять на основе внедрения нового поколения государственных образовательных стандартов, новых учебников и учебных пособий.

Одним из приоритетных направлений в работе аграрных образовательных учреж-

дений, и прежде всего системы профессионального дополнительного образования, а это значит всех образовательных учреждений Департамента, по праву становится организация всеобъемлющей переподготовки ныне действующих руководителей и специалистов, кадров среднего звена, рабочих кадров.

К сожалению, пока не удалось устранить ряд негативных тенденций в кадровом обеспечении АПК, приведших к снижению качественного состава и профессионального уровня занятых на селе работников.

В процессе переподготовки и повышения квалификации кадров, усиливается практическая направленность обучения специалистов этих хозяйств с учетом опыта устойчиво работающих сельскохозяйственных предприятий, по мере необходимости перенимается этот опыт с учетом специфики хозяйств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Основными направлениями агро-продовольственной политики на 2001-2010 гг.», одобренными Правительством РФ, предусмотрено организовать подготовку и профессиональную переподготовку специалистов по ряду новых направлений - мастеров делового администрирования (международная программа МВА), маркетологов, ме-неджеров-консультантов по оценке кадрового потенциала, организаторов оптовых продовольственных рынков, специалистов по социальному развитию сельских территорий, бизнес-планированию, инвестиционному проектированию, а также кадров технологических профилей по изучению современных энерго- трудосберегающих и экологически безопасных технологий производства и переработки сельхозпродукции.

В свете задач, вытекающих из постановления Правительства РФ № 117, важной составной частью совместной работы органов управления АПК и учреждений профессионального дополнительного образования, факультетов и ИПК вузов становится планомерная организация переподготовки руководителей хозяйств, расширение подготовки их резерва. Недаром в Постановлении на этот счет высказано вполне определенное требование: формирование резерва руково-

дителей и главных специалистов должно происходить только при условии его обязательной профессиональной переподготовки и стажировки.

Большую помощь в поиске будущих руководителей должны оказать центры оценки персонала, которые создаются в каждом субъекте Российской Федерации. Головной такой центр функционирует при РосНИИкадры и оказывает необходимую помощь региональным центрам.

Положительный опыт подготовки кадров руководителей и их резерва накоплен в Ставропольском крае и Иркутской области, где администрациями за последние годы был принят ряд конкретных постановлений по вопросам профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК, назначения и увольнения руководителей сельхозпредприятий. При этом из бюджетов субъектов было выделено дополнительное финансирование и учебного процесса, и материального обеспечения слушателей, недостаток которого во многих других регионах является серьезным сдерживающим фактором в деле расширения подготовки резерва руководителей. Этот опыт изучается и применяется в практической деятельности во всех субъектах РФ.

В связи с тем, что процесс оздоровления экономики и восстановления производства идёт весьма непросто и неровно, представляется необходимым в настоящее время активизировать работу по совершенствованию подготовки арбитражных управляющих.

Одним из эффективных путей формирования резерва кадрового корпуса должно стать широкое применение возможностей, предоставляемых каждому региону в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3.07.97 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации», шире используя Академию Гос-службы при Президенте РФ и другие организации.

Принимая во внимание долгосрочный характер действия изложенных программных мероприятий, следует принять более действенные меры по отбору кандидатов на обучение из числа специалистов агропромышленного комплекса в рамках деятельности регионального отделения соответствующей Комиссии по обучению управленческих кадров.

В настоящее время одной из важной задач является обеспечение предприятий и организаций АПК квалифицированным кадрами рабочих, подготовка которых ведется, в основном, в профессиональных училищах системы Минобразования России. Объемы подготовки этих кадров, например, в училищах Уральского округа, сократились почти в два раза. Главной причиной такого положения- крайне недостаточное финансирование этих учебных заведений из федерального бюджета и недостаток средств, выделяемых из местных бюджетов. Здесь уместно сказать об опыте Белгородской области по комплектованию образовательных учреждений профессионального начального образования- это привлечение экономически сильных сельхозпредприятий (как правило, крупных агрохолдингов) к финансовой и материальной поддержке СПТУ и УКК, готовящих рабочие кадры для всех сельхозпроизводителей, независимо от форм собственности и форм хозяйствования.

Важным звеном в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров массовых профессий, обучении их вторым специальностям и прогрессивным формам организации труда служат учебнокурсовые комбинаты. Здесь уместно сослаться на пример Свердловской области, где работают, причем весьма успешно, три таких УКК. В недалеком прошлом многие УКК имели солидную учебно-материальную базу, на их долю приходилось свыше 60 % всего объема подготовки и переподготовки рабочих кадров, а для животноводства-почти 90 %. Однако за последние годы подготовка рабочих кадров в учебно-курсовых комбинатах резко сократилась. Поэтому заслуживает поддержки инициатива Ростов-

ского филиала Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса по восстановлению работы ряда учебно-курсовых комбинатов Ростовской области и организации подготовки в них кадров массовых профессий. Сегодня под патронажем филиала в Ростовской области уже действуют 8 учебнокурсовых комбинатов и эта работа расширяется. Активно ведут подготовку рабочих кадров Марийский и некоторые другие ИПК, но в целом ИПК недостаточно используются для организации этой работы на местах.

В целях подготовки рабочих кадров представляется необходимым активнее использовать возможность вузов и ссузов, не допуская, например, такого перекоса: в

2000 г. - 103 тыс. выпущено из вузов и ссузов и 105 тыс. человек - из СПТУ и УКК.

Совершенствованию всей работы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации работников АПК, координации деятельности всех звеньев аграрного образовательного комплекса в интересах сельских товаропроизводителей способствовало бы создание соответствующих программ в субъектах РФ.

Справедливости ради следует отметить, что уже завершена разработка региональных программ кадрового обеспечения АПК на период до 2005 г. в большинстве субъектов Российской Федерации. Наиболее содержательные программы разработаны в Нижегородской, Ивановской, Ленинградской, Новгородской областях, Краснодарском и Ставропольском краях и в ряде других субъектов РФ. В них предусмотрены необходимые организационные и материально-финансовые ресурсы, обеспечивающие формирование стабильного кадрового потенциала, решаются вопросы финансовой поддержки руководящих кадров и их резерва, уделяется особое внимание установлению социальных льгот для выпускников аграрных образовательных учреждений с целью закрепления их на селе. Пока эти программы разрабатываются на небольшой период времени. Однако после их апробации и уточнения они могут быть пролонгированы и на более длительный период.

В свете требований постановления Правительства № 117 в настоящее время активизирован процесс расширения сети и совершенствования работы информационноконсультационной службы (ИКС) как связующего звена: образование - наука- производство.

К ИКС должны активнее подключаться все аграрные образовательные учреждения. Необходимо вводить на экономических и других специальностях специализацию по подготовке кадров для ИКС. Такой опыт уже есть в Орловском ГАУ, в котором готовятся кадры для этой службы.

Предстоит провести определенную работу по совершенствованию деятельности региональных центров оценки персонала, создаваемых при аграрных образовательных учреждениях. Положительный опыт работы таких центров уже имеется. Так, в центре оценки персонала Новгородского института переподготовки кадров и агробизнеса сформирована электронная база данных «Кадры». Здесь регулярно проводят комплексные экспертные оценки кадрового потенциала с последующей аттестацией, обеспечивая тем самым должностной рост зрелых и профессионально компетентных специалистов. Завершается создание аналогичных баз данных в Ивановской, Калужской и Ростовской областях и ряде других субъектов РФ. К сожалению, в ряде федеральных округов, в т. ч. в Уральском федеральном округе эта работа ведётся пассивно.

Известно, что целенаправленная работа по кадровому обеспечению агропромышленного производства требует эффективного управления этим процессом.

Позитивным является то, что за последнее время несколько укреплены кадровые службы в органах управления АПК субъектов, в районах и непосредственно на сельхозпредприятиях. Увеличилась доля дипломированных специалистов, занятых в службах управления персоналом сельскохозяйственных организаций, с 80 до 83 % в целом по России. К примеру, в том же Уральском федеральном округе лучшее положение в Челябинской области, где численность ра-

ботников в этой сфере деятельности растет из года в год при достаточно высокой доле (84 %) дипломированных специалистов.

Как известно, в триаде «знания-умения-навыки» большое значение имеет последнее - закрепление знаний и навыков, полученных в вузах на базе практической подготовки в учебно-опытных хозяйствах, в работе которых наметились позитивные сдвиги. К примеру, всё это стало результатом активной работы Совета директоров, возглавляемого профессором К.Г. Перши-линым. Учебное хозяйство «Тулинское» Новосибирского ГАУ, где руководителем является К.Г. Першилин, получает из года в год высокие урожаи зерна, картофеля, кормов, а надой на фуражную корову достиг здесь почти 7 тыс. кг. Базами практического обучения студентов именно такие хозяйства и должны быть.

Студента следует учить новым современным технологиям и на соответствующей технике, новым организационноэкономическим приемам, современной методике экономической и финансовой деятельности. От директорского корпуса учхозов многое зависит: пойдут ребята работать на село или нет. С 2002 г. в бюджете Депоб-разования МСХ РФ появилась еще одна строка: оплата практического обучения студентов. Допуск к этим средствам должны получать в первую очередь учебно-опытные хозяйства.

Основное направление производственной работы учхозов сельхозвузов - элитное семеноводство и выращивание племенного молодняка. Ряд учхозов являются лидерами по отдельным породам: учхоз-племзавод «Комсомолец» Мичуринского ГАУ (диплом ВВЦ 2001 г. за симментальскую породу скота); учхоз Тюменской ГСХА, учхоз «Молочное» Вологодской ме-лочно-хозяйственной академии и др. В учхозах выведены новые уникальные породы свиней, новые сорта сельхозкультур. Успешно ведутся научные исследования.

Укрепление материальной базы учхозов способствует стабильности в их работе. Депобразования МСХ РФ приняты меры по

поддержке учебно-опытных хозяйств. Предусмотрено выделение учебно-опытным хозяйствам квоты лизинговых средств для приобретения на условиях лизинга машиностроительной продукции на сумму в 200 млн. руб., проведение мелиоративных мероприятий в первоочередном порядке в учебноопытных и учебно-производственных хозяйствах, включение учебно-опытных хозяйств, имеющих федеральные лицензии, в перечень племенных и генофондных хозяйств, дотируемых из федерального бюджета.

Так, только в 2001 г. 14 учхозов вузов включены в перечень племенных хозяйств, получающих дотации на маточное поголовье КРС, 10 учхозов являются базовыми по внедрению интенсивного типа скотоводства. В

2002 г. учхозы впервые включены в перечень генофондных хозяйств.

В 1996 г. возобновлена работа Совета директоров учебно-опытных и учебнопроизводственных хозяйств. Совет ежеквартально рассматривает текущие вопросы работы учхозов, вносит предложения по совершенствованию их деятельности, внедрению передового опыта и научных разработок. Все члены Совета, а это директора лучших учхозов, закреплены за отстающими хозяйствами; на заседаниях Совета регулярно заслушиваются отчеты директоров отстающих хозяйств.

Это позволило за последние годы улучшить производственно-экономические показатели слабых учхозов, повысить количество прибыльных.

В 2001 г. в МСХ РФ была проведена аттестация всех директоров учхозов и назначение новых директоров прошло на конкурсной основе. В действующем Гражданском кодексе РФ введена организационноправовая форма «государственное унитарное предприятие». Поэтому учхозы приводят свою организационно-правовую форму в соответствие с Гражданским кодексом.

Реальная ситуация привела к необходимости юридического оформления отношений вуза и учхоза. Существующая форма этих отношений, предусмотренная правовой нормативной базой, - договор.

В данном договоре отражаются вопросы организации практического обучения студентов, проведения научно-исследовательских работ, развития учебно-производственной базы, необходимой для выполнения учебных планов и программы практики, а также базы для проведения научно-исследовательских работ по профилю вуза и т. д.

В последние годы активизирована работа по повышению квалификации директоров и специалистов учхозов. Проведены Всероссийское совещание главных инженеров учхозов, курсы главных бухгалтеров, ветеринаров, зоотехников; агрономов на базе наших учебных заведений. Широко изучается опыт Ленинградской области в молочном животноводстве. Отзывы с мест весьма положительные, в учхозах постоянно растёт продуктивность животных. Ведётся

работа по информационному обеспечению учхозов.

С 2000 г. введены всероссийские Смотры-конкурсы учхозов и всероссийские конкурсы на лучшего работника года по основным сельскохозяйственным профессиям; совместно с журналом «Сельская новь» организуются конкурсы на лучшую публикацию об учхозе.

Наступивший XXI век обещает быть эрой знаний, информации и цивилизованности. Наиболее характерной чертой этого времени становится самостоятельное обучение граждан как обучение, продолжающееся всю жизнь.

На этой основе и необходимо строить кадровую политику агропромышленного комплекса страны.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 г.

В.Г. САНАЕВ, ректор Московского государственного университета леса, профессор, д. т. н., председатель учебно-методического объединения в области лесного дела

Концепция модернизации лесного образования является составной частью национальной доктрины образования в России. Доктрина является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основополагающие направления его развития. Она определяет цели обучения и воспитания, пути их достижения посредством государственной политики в области образования.

Вопросы рационального использования лесов, без нанесения естественным природным комплексам невосполнимого ущерба, приобретают во всем мире не только государственный, но и международный, глобальный характер. Такой подход связан, в первую очередь, с необходимостью сохранения лесов как одного из средообразующих факторов планетарного масштаба. Этим оп-

ределяется уникальность специалистов, которых готовят лесные вузы.

В настоящее время в России специалистов лесного профиля готовят в 49 государственных высших учебных заведениях. В этих вузах готовятся основные инженерные кадры по 6 лесным специальностям и 4 направлениям. По состоянию на 1 сентября

2002 года общее количество студентов, обучающихся по лесным специальностям, составляет около 33 тыс. человек, в том числе около 2 тысяч студентов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Обучение студентов ведут более 300 профессоров, докторов наук и более 1,5 тыс. доцентов, кандидатов наук только по специальным дисциплинам.

Подготовка специалистов для лесной отрасли и лесопромышленного комплекса ведется по следующим направлениям и специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.