Научная статья на тему 'Развитие системы подготовки в вузе специалистов сельского хозяйства, конкурентоспособных на рынке труда Омского региона'

Развитие системы подготовки в вузе специалистов сельского хозяйства, конкурентоспособных на рынке труда Омского региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тетерева А. М.

Обоснован выбор рыночно ориентированной стратегии аграрного вуза для решения кадровых проблем АПК региона. Описаны авторская методика определения конкурентоспособности специалистов сельского хозяйства и механизм её использования для управления образовательной деятельностью вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of system for training of agriculture specialists in the higher education being competitive at the Omsk region labor market

The choice of the market oriented strategy of the agrarian higher educational institution is proved for resolution of general problems of the region agrarian and industrial complex. The author's methods of determination of competitive ability of agriculture specialists and a mechanism to manage the educational activity of higher educational institution are described.

Текст научной работы на тему «Развитие системы подготовки в вузе специалистов сельского хозяйства, конкурентоспособных на рынке труда Омского региона»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДКЗЗВ.1 А. М. ТЕТЕРЕВА

Омский государственный аграрный университет

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ НА РЫНКЕ ТРУДА ОМСКОГО РЕГИОНА

Обоснован выбор рыночно ориентированной стратегии аграрного вуза для решения кадровых проблем ЛПК региона. Описаны авторская методика определения конкурентоспособности специалистов сельского хозяйства и механизм её использования для управления образовательной деятельностью вуза.

Одной из специфических отраслевых проблем развития АПК, отмеченных в правительственной программе «Основные направления агропродовольствен-ной политики Правительства РФ на 2001 - 2010 гг.», является «отсутствие в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности необходимого количества квалифицированных менеджеров, имеющих опыт работы в рыночных условиях. Кадровый голод особенно ощущается в сельском хозяйстве, где половина руководителей имеют лишь общее среднее образование. Острая нехватка менеджеров — одно из основных препятствий вывода предприятий АПК из кризиса» [1].

Для решения этой проблемы на государственном уровне была принята «Отраслевая программа развития аграрного образования (на 2002-2005 годы и до

2010 года)». Среди факторов, негативно влияющих на качество профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, кадров массовых профессий, в целом на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса, в программе были отмечены следующие [2]:

— ослабление связей образовательных учреждений с работодателями; недостаточное влияние профессиональных ассоциаций и союзов на развитие образовательной системы, содержание образовательных программ и качество подготовки специалистов; снижение мотивации руководителей, специалистов и рабочих кадров к повышению квалификации;

— несоответствие содержания образования требованиям, предъявляемым обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профес-

сиональной компетентности выпускников аграрных образовательных учреждений;

— недостаточное обновление материально-технической базы учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, отдельных учхозов, что отрицательно сказывается на качестве практического обучения студентов и учащихся.

Принятый документ стал основой для выработки стратегии образовательных учреждений аграрного профиля, ориентированной на рынок!

Как показывает практика, рыночно ориентированная направленность развития аграрного вуза в сфере оказания образовательных услуг должна основываться на следующих приоритетах [3]:

1. Мониторинг процессов общественного развития, определение стратегических тенденций и запросов личности и общества в сфере профессионального образования.

2. Выявление уровня кадрового обеспечения предприятий АПК региона.

3. Анализ соответствия региональной системы подготовки молодых специалистов, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК современным требованиям.

4. Разработка, документирование, внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества (СМК), гарантирующей высокое качество подготовки дипломированных специалистов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и потребностями регионального агропромышленного комплекса.

В рамках второго приоритетного направления для выявления уровня кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций Омской области нами была разработана методика оценки кадров АПК, учитывающая требования, предъявляемые к специалистам современным аграрным производством [4].

В качестве исходного материала для разработки методики был использован перечень показателей из комплексной оценки кадров АПК [5]. Он был дополнен рядом требований, разработанных НИИ труда и используемых для установления квалификационных категорий и дифференциации должностных окладов специалистов [6].

В общей сложности было сформулировано около 100 показателей, разделенных натри блока: общие сведения о специалисте; профессиональные и организаторские качества; личностные качества.

На следующем этапе нами проводилась работа по определению весовых коэффициентов этих показателей, для чего применялась методика выбора профессионально значимых свойств субъекта труда [7]. Также была определена шкала для оценивания выбранных показателей: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

В результате этой работы был сформирован документ — оценочный лист, по которому проводилась процедура экспертной оценки.

В разработанной методике по сравнению с аналогами значительно расширен перечень показателей, оцениваемых экспертами: общечеловеческих и профессиональных качеств, организаторских способностей, а главное — выявлена связь обобщенной оценки кадров с уровнем их производственной деятельности.

В качестве экспертов выступали руководители сельскохозяйственных предприятий, проходившие переподготовку или повышение квалификации на курсах в Институте заочного обучения и повышения квалификации (ИЗОиПК) ОмГАУ. Они оценивали

своих главных специалистов, которых хорошо знают по совместной работе. В исследуемую группу вошло 120 специалистов из 17 районов Омской области, что составляет около 10% работников, занятых на этих должностях. Относительно равномерное распределение их по территории обширной зоны позволяет сделать предположение, что выявленные в результате анализа особенности можно считать характерными.

Вначале экспертами была оценена деятельность тех участков, за работу которых отвечают главные специалисты. Критериями оценки состояния дел на производстве служили: систематическое выполнение производственных планов и заданий; строгое соблюдение технологической, плановой и учетной дис -циплины; обеспечение высокой трудовой дисциплины; соблюдение режима экономии; обеспечение высокого качества продукции и услуг; применение прогрессивных методов в работе; высокий авторитет специалистов в своих коллективах.

Были получены сводные данные по обобщенной оценке главных специалистов, работающих на сельскохозяйственных предприятиях Омской области (табл. 1), по оценке их деловых (табл.2) и личностных качеств (табл.3).

Результаты обобщенной оценки исследования показали, что большинство главных специалистов с возложенными обязанностями в той или иной мере справляются. По нашему мнению, эти результаты могут использоваться при переводе работников на другую работу, зачислении в резерв, проведении конкурсов на замещение должности, продвижении по службе.

При анализе результатов оценки профессиональных и организаторских качеств был выявлен ряд типичных недостатков в стиле работы многих главных специалистов: неспособность к поиску новых, наиболее эффективных путей решения; отсутствие в работе творческой активности и инициативы; нежелание следить за профессионально-квалификационным уровнем подчиненных; неспособность доводить начатое дело до конца; слабая работа по подбору и эффективному использованию кадров.

Из группы личностных показателей почти у половины специалистов (в основном у зоотехников и бухгалтеров) был отмечен низкий уровень таких качеств, как взаимопомощь и поддержка; способность по-деловому провести собрание или организовать коллективное обсуждение проблемы; стремление к самосовершенствованию; открытое признание своих ошибок; способность находить конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации.

Эти данные были нами использованы для корректировки образовательных программ по специальностям высшего и дополнительного профессионального образования и совершенствования содержания дисциплин, освоение которых способствует формированию организаторских способностей и личностных качеств.

Также в ходе специально проведенных исследований среди студентов и специалистов-практиков нами была выявлена необходимость введения в учебные планы дисциплин, учитывающих региональную специфику сферы деятельности и виды профессиональной деятельности. Выбор этих дисциплин осуществляется студентами в зависимости от того, какому виду деятельности они отдадут предпочтение в будущем. Перечень некоторых дисциплин, соответствующих основным видам профессиональной деятельности, представлен в таблице 4.

Таблица 2

Выборка результатов экспертной оценки профессиональных качеств у специалистов сельскохозяйственных организаций Омской области, (%)*

Обобщенная оценка специалистов сельскохозяйственных организаций Омской области, данная их руководителями (в % от числа специалистов)

Обобщенная оценка Главный агроном Главный зоотехник Главный экономист Главный бухгалтер

С возложенными обязанностями справляется всегда успешно 13 0 10 3

Бывают срывы, но с возложенными обязанностями справляется 37 27 43 23

Иногда не справляется, но по не зависящим от него причинам 33 13 17 2Я

Старается, но пока не все и не всегда у него получается 10 30 ' 23 23

С возложенными обязанностями не справляется 7 30 7 23

Является перспективным работником 63 33 23 17

Мог бы выполнять обязанности и вышестоящего руководителя 60 40 63 56

Качественный показатель Главный агроном Главный зоотехник Главный экономист Главный бухгалтер

Знает основы экономики, методы управления 30/3 10/30 47/3 30/30

Способен четко организовывать и планировать свою работу 27 /27 13/47 27 / 27 20/37

Проявляет инициативу по внедрению новой техники, совершенствованию технологии, улучшению организации труда 27/20 10/53 23/37 17/43

Умеет подбирать и эффективно использовать кадры 20/ 8 7/53 17 / 30 10/ 37

В своей работе опирается на коллектив 20/37 20/33 17/43 3/66

Проявляет в работе творческую активность и инициативу 27/30 10/47 23/47 7/ 47

Доводит начатое дело до конца 23/27 10/53 23/37 17/43

* здесь и в таблице 3 в числителе — высокий уровень оценки, в знаменателе — низкий; средний уровень не вошел в выборку.

Ряд дисциплин способствует психологической подготовке будущих специалистов к адаптации на рынке труда, выстраиванию межличностных отношений в трудовом коллективе и в семье, например, «Основы межличностных отношений», «Психологическая адаптация на рынке труда», «Самоопределение личности».

Повышение конкурентоспособности будущего специалиста-агрария происходит тогда, когда агроном или зооинженер получают второе высшее образование в области агробизнеса. В ОмГАУ эта возможность реализуется следующим образом: лучшие студенты 4-5 курсов могут параллельно обучаться в ИЗОиПК ОмГАУ по направлениям «Экономика и управление на предприятии АПК» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и получать по окончании уни-

верситета два диплома: один по основной специальности и второй — профессиональной переподготовке.

В условиях рыночной экономики руководители сельскохозяйственных предприятий, специалисты и фермеры должны обладать навыками в области менеджмента, бизнеса, принятия решений, технологии производства. Потребность в таких специалистах вызвала необходимость в формировании навыков и умений, способствующих успешному управлению сельскохозяйственными фирмами. С учетом этого были актуализированы традиционные специальности усилением преподавания экономических и технологических дисциплин. Таким образом появились специализации: «Агробизнес», «Хранение, переработка и товароведение продуктов растениеводства»,

Выборка результатов оценки личностных качеств специалистов сельскохозяйственных организаций Омской области, (%) '

Показатель Главный агроном Главный зоотехник Главный экономист Главный бухгалтер

Проявляет внимание и заботу к личным делам подчиненных 27/23 3/37 7/37 10/37

Стремится повышать свой общеобразовательный и культурный уровень 37/20 13/40 17/20 10/60

Умеет открыто признавать свои ошибки 23/20 7/50 7/40 7/50

Знает правила общения в трудовом коллективе 20/13 3/33 3/37 10/20

Успешно взаимодействует с людьми, имеющими иную точку зрения 70/10 53/10 47/10 43/10

В конфликтных ситуациях находит конструктивные пути выхода 33/33 10/40 20/30 7/63

Таблица 4

Учебные дисциплины, необходимые для подготовки к различным видам профессиональной деятельности

Производственно-технологическая Организационно-управленческая Предпринимательская Научно-исследовательская

Компьютерная графика Принципы инженерного творчества Основы современной логики Инженерная психология Этика и этикет деловых отношений Психология управления Маркетинговые исследования Моделирование деятельности предприятий Основы предпринимательской деятельности Правовые основы банкротства Деловой иностранный язык Внешнеэкономические связи Многомерный статистический анализ Основы научных исследований Авторское право и патентоведение Анализ данных на ПК

«Селекция в животноводстве», «Технология производства продуктов животноводства на промышленной основе», «Антикризисное управление на предприятии».

Качество подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе обеспечивается усилением результативности внеаудиторной работы студентов и преподавателей. Поэтому научно-методическое обеспечение этого направления является в ОмГАУ приоритетным: издание современной учебной и учебно-методической литературы, внедрение инновационных технологий и методов обучения, создание новых обучающих и тестирующих программ, электронных учебно-методических комплексов.

Педагогическая, научная и профессиональная квалификация ППС, повышение эффективности преподавательского труда — еще одно из условий повышения качества подготовки специалистов. Для поддержания необходимого уровня педагогических кадров в ОмГАУ используются различные формы: профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре или докторантуре, курсы повышения квалификации, обучающие семинары, научно-методические конференции, педагогические чтения и т.п. Ряд мероприятий проводится в рамках разработанной нами целевой программы ДПО «Совершенствование уровня психолого-педагогической и методической грамотности ППС университета».

Качество практического обучения студентов в ОмГАУ формируется на основе развития и переосна-

щения учебных лабораторий, создания специализированных технопарков, мини-производств, полигонов, учебных подразделений в учхозах, установления долговременных договорных отношений с членами Омского аграрного университетского комплекса, базовыми хозяйствами и специализированными научными и производственными организациями [8],

Конкурентоспособный специалист — это не только продукт производства учебного заведения, но и личность, обладающая определенными качествами. Когда речь идет о конкурентоспособности личности, то имеется в виду не столько высокое качество результатов ее деятельности, сколько ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.

С целью содействия адаптации молодых специалистов и их трудоустройству после окончания вуза в ОмГАУ создан отдел содействия занятости и трудоустройству студентов и выпускников. Он активно сотрудничает с Управлением федеральной службы занятости по Омской области и министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Таким образом, создание сотрудничества сфер труда и обучения, установление тесных контактов с работодателями и институтами, составляющими инфраструктуру регионального рынка труда, постоянный мониторинг кадрового обеспечения соответствующих народнохозяйственных отраслей способствуют эффективной реализации рыночно ориентированной образовательной деятельности вуза и обеспечению конкурентоспособности его выпускников.

Библиографический список

1. Основные направленияагропродовольственной политики правительства на 2001 -2010 годы / А.В.Гордеев // Центр стратегических разработок. - 15.02.2001 г. — 23 с.

2. Отраслевая программа развития аграрного образования (на 2002-2005 годы и до 2010 года). Утверждена Приказом Минсельхоза России, Минобразования России от 12,06.2002 г. № 619/2678 // Электронный ресурс: Режим доступа, www.aris.ru.

3. Золотарев C.B., ФанненштильА.А. Система менеджмента качества образовательных услуг АГАУ и перспективы её развития: Монография. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. — 132 с.

4. Методика оценки конкурентоспособности специалистов сельскохозяйственных предприятий: и нформ. листок №8 — 2006/ ОмЦНТИ; сост. А.М.Тетерева, В.Ф.Стукач. - Омск: |б.и.], 2006. - Зс.

5. Итоги и перспективы развития центров оценки кадрового потенциала АПК / З.И.Козодаева // Сборник научных статей (Спецвыпуск к 10-летию ФГНУ РосНИИкадры). Академия кад-

ровой и социальной политики АПК.-Москва, 2002. — С. 118-123.

6. Методические рекомендации по оценке сложности и качества работ ы специалистов. - М.: Экономика, 1989. — 54 с.

7. Практикум по социологии и психологии труда / Под ред. В.Ф.Стукача. - Целиноград, 1990 - 116 с.

8. Организация образовательной деятельности в ОмГАУ и обеспечение её качества / Ю.М. Рогатнев // Качество высшего аграрного образования: проблемы планирования, управления, контроля, оценки: материалы per. науч-метод. конф. — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2001. С. 13-18.

ТЕТЕРЕВА Альбина Михайловна, начальник отдела методического обеспечения УМУ ФГОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет».

Поступила в редакцию №.07.06. © Тетерева А. М.

Информация

Издательство Elsevier объявляет бесплатный тестовый доступ к реферативной научно-исследовательской базе данных

Elsevier (Эльзевир) — крупнейший в мире издатель научной, технической и медицинской литературы. Издательство публикует более 1800 научных журналов, а также книги, энциклопедии, учебники и электронные издания. Издания компании Elsevier пользуются высочайшим авторитетомв профессиональной сфере, в науке и образовании. В журналах Elsevier регулярно публикуются ведущие российские авторы. На наши издания подписываются более 300 институтов РАН и все крупнейшие университеты и библиотеки России.

Издательство Elsevier объявляет бесплатный тестовый доступ к реферативной научно-исследовательской базе данных SCOPUS.

SCOPUS — это крупнейшая в мире мультидисциплинарная реферативная база, которая индексирует более 15 000 наименований научно-технических и медицинских журналов от 4 000 международных издательств, включая более 300 российских журналов. Кроме того, в базу данных входят информация на 13 миллионов патентов, материалы конференций и данные о цитируемости научных статей. Ежедневно обновляемая база данных SCOPUS включает записи, начиная с середины шестидесятых годов.

С помощью базы данных SCOPUS вы получаете возможность найти из одной точки доступа то, что обычно разбросано в десятках разных ресурсов. В один шаг вы сможете увидеть всю возможную информацию о научных разработках, ведущихся в мире, найти полные данные по всем авторам, публикующимся в интересующей вас области, а также получить объективное представление о том, в каких изданиях лучше публиковаться.

SCOPUS содержит подробную информацию по научному цитированию статей, с помощью которой вы не только сможете оценить востребованность научным сообществом той или иной публикации, но и определить статус своей организации. Данная информация поможет вам в объективной аттестации учреждения, а также при получении грантов и дополнительного финансирования.

Более подробная информация о SCOPUS: hllp://<.'lst?vier.rii/PK'Clucls/oleclroni(:/polylheniaUc/Scopus/

Бесплатный тестовый доступ к базе SCOPUS: hLtp://olsevier.ru/products/demo-accKss/scopus/

Для получения доступа необходимо лишь заполнить краткую регистрационную форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.