Научная статья на тему 'Из опыта создания системы по подготовке мелиораторов в 1960 1970 гг. (на материалах Волгоградской и Саратовской областей)'

Из опыта создания системы по подготовке мелиораторов в 1960 1970 гг. (на материалах Волгоградской и Саратовской областей) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРОШАЕМОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / МЕХАНИЗАТОР / МЕЛИОРАТОР / ПОЛИВАЛЬЩИК / ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ / КУРСЫ ПОДГОТОВКИ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ВОДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / IRRIGATED AGRICULTURE / MECHANIC / LAND RECLAMATION / WATERER / VOCATIONAL TRAINING / TRAINING COURSES / RURAL SCHOOL / WATER-BUILDING ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаров А. В.

В статье проанализирована деятельность органов партии, системы образования и хозяйственных организаций по подготовке гидромелиоративных работников на территории Волгоградской и Саратовской областей в период середины 1960-х до конца 1970-х гг. Результаты анализа показывают, что с учётом ряда недостатков проводимая работа в целом явилась весьма эффективным способом по обеспечению орошаемых хозяйств и строительных организаций квалифицированными специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF RECLAMATION IN THE 1960'S 1970'S (ON MATERIALS OF VOLGOGRAD AND SARATOV REGIONS)

The article analyzed the activity of the party, the education system and economic organizations in the preparation of irrigation workers in the Volgograd and Saratov regions during the mid-1960s until the end of 1970. The results show that, given a number of shortcomings pursued work as a whole was a very effective way to ensure the irrigated farms and construction companies by qualified professionals.

Текст научной работы на тему «Из опыта создания системы по подготовке мелиораторов в 1960 1970 гг. (на материалах Волгоградской и Саратовской областей)»

УДК 94(47)

А. В. Захаров

ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПО ПОДГОТОВКЕ МЕЛИОРАТОРОВ В 1960 - 1970 ГГ.

(НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)

В статье проанализирована деятельность органов партии, системы образования и хозяйственных организаций по подготовке гидромелиоративных работников на территории Волгоградской и Саратовской областей в период середины 1960-х до конца 1970-х гг. Результаты анализа показывают, что с учётом ряда недостатков проводимая работа в целом явилась весьма эффективным способом по обеспечению орошаемых хозяйств и строительных организаций квалифицированными специалистами.

Орошаемое земледелие, механизатор, мелиоратор, поливальщик, профтехобразование, курсы подготовки, сельская школа, водостроительные организации

A.V. Zaharov

PREPARATION OF RECLAMATION IN THE 1960’S - 1970’S (ON MATERIALS OF VOLGOGRAD AND SARATOV REGIONS)

The article analyzed the activity of the party, the education system and economic organizations in the preparation of irrigation workers in the Volgograd and Saratov regions during the mid-1960s until the end of 1970. The results show that, given a number of shortcomings pursued work as a whole was a very effective way to ensure the irrigated farms and construction companies by qualified professionals.

Irrigated agriculture, mechanic, land reclamation, waterer, vocational training, training courses, rural school, water-building organization

В истории советского народного хозяйства большой след оставил мартовский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС. Л.И. Брежнев в своём выступлении на форуме подверг резкой критике предшествующий курс, связанный с сельским хозяйством, и предложил новые подходы к развитию данной отрасли. Основное внимание было сосредоточено на совершенствовании механизмов управления сельским хозяйством. Пленум признал необходимость изменить пропорции распределения национального дохода в пользу сельского хозяйства. Для дальнейшего формирования материально-технической базы сельского хозяйства намечалось направить в предстоящее пятилетие 41 млрд. рублей. Реформируемая производственная база сельского хозяйства находилась в тесной связи с наличием необходимых кадров. В качестве

одной из причин неудач в сельском хозяйстве была названа слабая работа с кадрами, низкий уровень использования специалистов и достижений сельскохозяйственной науки. Будущий успех руководители партии ассоциировали, в том числе, с необходимостью повышения качества руководства, подготовки специалистов и трудолюбия. Одним из решающих условий роста сельскохозяйственного производства являлось обеспечение его высококвалифицированными кадрами инженеров, техников, трактористов, комбайнеров. Пленум предложил разработать меры по улучшению пропаганды и внедрению передового опыта, поощрению мастеров сельскохозяйственного производства, оказанию поддержки специалистам и учёным сельского хозяйства. Одним словом, партия видела перспективу сельского хозяйства в комплексном подходе, но с обязательным условием - опорой на квалифицированных специалистов [1].

Высокие темпы технического прогресса, заданные в 1965 г., проникли и в земледелие, основанное на поливе. В соответствии с Постановлением майского (1966 г.) Пленума ЦК КПСС «О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур» в стране развернулось бурное водохозяйственное строительство. Перспективный план охватывал всю территорию страны, предусматривая довести к 1985 г. общую площадь мелиорированных земель примерно до 48 млн. га, в том числе орошаемых - до 21 млн. гектар. Из этого количества на Саратовскую область отводилось - 2,8 млн. га, на Волгоградскую - 1,5 млн. га [2]. Задачи, поставленные теперь уже майским Пленумом, вновь упирались в потребность подготовки целой «армии» новых для некоторых регионов специалистов орошаемого земледелия и других гидромелиоративных профилей [3].

Цель настоящей статьи — показать пути, способы и некоторые результаты в деле подготовки кадров мелиораторов на территории Саратовской и Волгоградской областей, где ставка делалась на ирригацию.

Принятые партийные решения, усложнение и масштабность задач, стоящих перед сельским хозяйством, вызвали необходимость пересмотра общего содержания и методов обучения студентов и учащихся сельскохозяйственных учебных заведений. Уже с 1964-1965 учебного года в вузах расширился приём студентов, вводились новые учебные планы, предусматривающие увеличение срока учебной практики, включение новых курсов, направленных на подготовку специалистов узкого профиля. В рамках реформирования предусматривалось сокращение недельной нагрузки студентов 1-4 курсов по изучению обязательных дисциплин до 30-ти, а нагрузки студентов 5-го курса до 24 часов [4].

По ходу модернизации реализовывались и сугубо специфические решения. В обоснованиях необходимости развития орошения подчеркивалось, что с внедрением полива появятся новые специальности, а кадровая структура станет основным залогом успеха. Созданию постоянных кадров поливальщиков, операторов насосных станций и дождевальных машин с этого момента уделялось особое внимание. Масштабы производства поливной техники косвенно подтверждают особую значимость вышеперечисленных профессий. При участии 30 саратовских промышленных предприятий к весне 1970 г. было собрано 60 комплектов дождевальных установок, затем налажено их массовое производство. За 9-ю пятилетку было выпущено 8365 дождевальных машин «Волжанка», «Радуга», «КИ-50» [5]. Оказалось, что промышленность работала быстрее, чем образовательная система смогла перестроиться под новые условия. Это стало видно из того, что многие сельскохозяйственные предприятия на первом этапе внедрения ирригационного земледелия оказались один на один с проблемой обеспечения производства необходимыми кадрами. Так, в колхозе им. К. Маркса Балаковского района с освоением орошения требовалось 34 машиниста дождевальных установок, 34 поливальщика, 2 бригадира орошаемого

земледелия, 2 гидротехника, однако в наличии имелось только соответственно 17, 17, 1, 1 человек. Аналогичная ситуация сложилась и в других хозяйствах. Всего по району не хватало 150 машинистов, 182 поливальщика, 15 бригадиров, 14 гидротехников. Задача осложнялась тем, что выискивать резервы для орошаемого земледелия приходилось на фоне

всеобщего дефицита механизаторских кадров. В том же Балаковском районе недоставало 611 механизаторов, 155 рабочих на животноводческие фермы [6].

Некоторые хозяйства, переходящие на использование орошаемых площадей, пытались самостоятельно восполнить кадровый пробел. Ставка делалась на тех, кто хоть как-то разбирался в орошении и умел обращаться с поливной техникой. От Новоузенского района весной 1968 г. 8 человек командировали в Грозненский гидромелиоративный техникум, затем с их участием были организованы курсы подготовки поливальщиков; аналогичным образом поступили в Краснокутском районе. Райком КПСС Краснопартизанского района, кроме устройства курсов на базе хозяйств, инициировал целевую отправку выпускников нескольких школ на обучение в сельские ПТУ для получения массовых мелиоративных профессий. В 1971 г. от района учились в местном СПТУ 36 человек по специальности «машинист насосной станции» [7].

В совхозе «Волго-Дон» Волгоградской области, в котором орошение практиковали с середины 1950-х гг., проходили курсы овощеводов, поливальщиков. Поэтому на первоначальном этапе внедрения орошения здесь имелась возможность ежегодно готовить до 300 овощеводов и 30 поливальщиков. К середине девятой пятилетки образовательная база для поливальщиков была значительно расширена и доведена до 250-300 человек за зимний сезон. Регулярно в хозяйстве устраивались семинары по обмену опытом с участием представителей совхоза «Энгельсский» Саратовской области [8]. Познакомившись с передовым методом ведения хозяйства, энгельсские земледельцы в своём совхозе создали 39 хозрасчётных звеньев и 16 бригад, работающих на орошении. В свою очередь, мелиораторы из «Энгельсского» на базе родного для них хозяйства делились знаниями по выращиванию зерновых на крупных орошаемых площадях, так как именно они в числе первых в области освоили данный способ растениеводства [9]. В течение года совхоз проводил подготовку 120 овощеводов, 50 механиков и 30 садоводов [10]. Кроме того, на базе совхоза «Энгельсский» в 1972 г. был создан учебно-курсовой комбинат, который внёс немалый вклад в дело подготовки кадров мелиораторов. За пять лет его функционирования получили различные специальности в области мелиорации 3,5 тыс. человек, из них 2,8 тыс. остались в Саратовской области. Кроме стационарного отделения, учебно-курсовой комбинат имел филиалы. В Ершовском, Краснопартизанском, Марксовском, Ровенском, Советском, Федоровском, Энгельсском районах действовала сеть из 49 учебных пунктов [11]. К сожалению, не все курсы, открывающиеся в орошаемых колхозах и совхозах, носили эффективный характер. К их организации и налаживанию деятельности могли отнестись формально, отчитавшись перед райкомом партии; не все мастера производственного обучения владели методикой преподавания той или иной дисциплины, являясь в первую очередь всего лишь практиками, только что овладевшими новой специальностью. Чтобы восполнить пробел, приходилось отправлять работников в те регионы, где уже давно использовали орошение и накопили определённый опыт преподавания и распространения гидромелиоративных дисциплин. Именно так поступили в Николаевском районе Волгоградской области. Здесь к выращиванию зерновых на орошении приступили первыми в области, и для дальнейшего распространения передового начинания срочно требовались квалифицированные специалисты. По решению райкома партии в 1969 г. группа, состоящая из руководителей и главных специалистов хозяйств, для приобретения навыка была направлена в показательные орошаемые совхозы и НИИ Херсонской области. В дальнейшем, по мере необходимости, повысить квалификацию можно было в Волгоградском сельскохозяйственном институте. Полученные знания помогли создать курсы на базе передовых колхозов своего района и оказывать помощь другим хозяйствам области в деле подготовки поливальщиков зерновых культур. Помощь аграриям оказывало областное объединение совхозов путём организации курсов подготовки и переподготовки кадров массовых профессий. На плановой основе, используя базы хозяйств, в 1971 г. предусматривалось дать профессиональные знания 265 молодым людям, а обучили в 1971 г. 513, а в 1972 г. - 774 человека. В 1972 г. в районе имелось 350 трактористов-машинистов и

поливальщиков, которые обслуживали 14 тыс. орошаемых гектар. За счёт введения мелиоративных специальностей приступили к выпуску механизаторов широкого профиля Суровикинское и Николаевское училища [12]. Специально для ознакомления с работой поливных машин типа «Фрегат» три человека посетили курсы повышения квалификации при Ленинградском сельскохозяйственном институте. Комплекс образовательных мер позволил довести к 1974 г. количество поливальщиков в районе до 556 человек [13].

Тем не менее, перечисленные мероприятия не сняли с повестки проблему недостатка мелиоративных работников. Причиной тому могли стать приписки числа обучающихся, подготовка работников, которые и не собирались оставаться в орошении, а их запись на курсы проводилась командно-административными мерами, иногда на обучение отправляли женщин, не имеющих ни минимальных навыков и знаний, ни желания и возможности заниматься освоением сложных механизмов и электрифицированных поливальных установок. Зачастую на курсы записывали молодых людей после окончания средней школы, а те, получив специальность, отправлялись прямо на службу в армию. Таким образом, накапливалось противоречие между выполнением плана подготовки и нехваткой кадров.

Рост дефицита специалистов подтвердили исследования Поволжского филиала ВНИИЭСХ. Численность трудящихся в орошении за трёхлетие с 1976 по 1978 гг. в колхозах и совхозах увеличилась на 10%, в то время как абсолютная численность рабочей силы в колхозах и совхозах выросла только на 4%. Количество сельского населения за этот же период в зоне Поволжья снизилось на 5%. Рост рабочей силы в поливном земледелии был обусловлен в первую очередь высокими темпами мелиоративного строительства и вводом новых орошаемых площадей с увеличением их в совхозах на 17%, а в колхозах на 22%. Как видно, темпы роста орошения в два раза превышали темпы роста рабочей силы. Данное обстоятельство и объясняет в какой-то степени острый дефицит кадров поливного земледелия. Анализ показал, что абсолютная численность в структуре кадров поливного земледелия таких специалистов, как машинисты и операторы дождевальных и поливных машин, в Поволжье выросла за рассматриваемый период на 14%. Удельная численность рабочей силы на 1000 га орошаемой площади в поливном земледелии поволжских областей зоны снизилась. В ряде случаев она оставалась явно недостаточной. Так, в колхозах Саратовской области в 1978 г. она составила 26 человек на 1000 га орошаемых земель при нормативе 45 человек. Низкая обеспеченность рабочей силой в поливном земледелии отрицательно сказывалась на соблюдении оптимальных агротехнических сроков проведения сельскохозяйственных работ, следовательно, на урожайности и в целом на эффективности мелиорированных земель [14].

Подготовка кадров находилась под контролем советского правительства. К примеру, 10 мая 1967 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «О мерах по обеспечению сельского хозяйства квалифицированными кадрами механизаторов, а 14 августа 1969 г. — « О мерах по дальнейшему улучшению подготовки специалистов в средних сельскохозяйственных учебных заведениях», адресованные ряду союзных министерств, в том числе мелиорации и водного хозяйства СССР. Документы обязывали соответствующие структуры принять меры к обеспечению колхозов, совхозов и других государственных предприятий сельского хозяйства квалифицированными кадрами механизаторов, с тем, чтобы полностью использовать имеющиеся возможности машинно-тракторного парка для дальнейшего подъема сельскохозяйственного производства, обеспечить полноценный учебный процесс подготовки профессионалов всех профилей, включая мелиоративные специальности [15].

Выполняя государственные решения, Саратовский обком партии в октябре 1970 г. обсудил кадровый вопрос и определил конкретные задачи подготовки и переподготовки специалистов для каждого хозяйства. Примером реализации данного решения может выступить Балаковский район, где был проведён глубокий анализ двухлетнего опыта использования ирригационного земледелия, подтвердивший, что успех в новой отрасли зависит от наличия и трудоспособности квалифицированных кадров, организации поливных

работ как минимум в две смены. До сих пор работа по орошению проводилась в ущерб другим сельскохозяйственным мероприятиям и перенапряжением сил специалистов хозяйств района. Экономисты рассчитали потребность в кадрах для орошения с работой в одну смену, где учли перспективу возрастания орошаемых площадей в 9-й пятилетке, и организовали в районе сеть учебных центров подготовки мелиораторов на плановой основе. На курсы в Саратов были направлены 5 бригадиров и 4 звеньевых орошаемого земледелия. Основным учебным заведением системы профтехобразования стало Балаковское СПТУ-4, проводившее подготовку по специальностям: тракторист-машинист, электромонтёр, машинист скрепера и бульдозера, машинист поливальных и дождевальных установок. Темпы развития сельского хозяйства вынуждали расширять приём студентов. В 1971 г., вместо запланированного набора в количестве 270 человек, было принято 346 абитуриентов. В осенне-зимний период 1972-1973 гг. в СПТУ-4 и опорных хозяйствах района подготовили 8 машинистов насосных станций, 55 трактористов-машинистов дождевальных машин, 59 операторов на «Волжанки», 68 поливальщиков. Прошли переподготовку 56 трактористов-машинистов, 42 машиниста насосных станций. За первые три года пятилетки училище подготовило для орошаемого земледелия 360 специалистов. К 1975 г. учебное заведение открыло 5 филиалов для подготовки мелиораторов, позволяющих обучать по 125 человек в год [16]. Кроме того, средние общеобразовательные школы района подготовили в 1973 г. 96 поливальщиков, из них 46 специалистов-девушек. Все они работали на поливных участках своих хозяйств. В феврале 1973 г. в районе был проведён трёхдневный семинар мелиораторов по обмену опытом с участием сотрудников ВолжНИИГиМ и специалистов совхоза «Новый» Энгельсского района — одного из лидеров в орошаемом земледелии. Такие мероприятия, как правило, положительно сказывались на популяризации и дальнейшем развитии орошаемого земледелия, укреплении кадрового потенциала.

Обучение мелиораторов было налажено и в других районах. В Марксовском, например, добились следующих результатов: в местном СПТУ-9 подготовили 23 машиниста насосных станций, 111 машинистов дождевальных машин и насосных станций, 64 машиниста установок «Фрегат» и «Волжанка»; организовали курсы переподготовки кадров среднего мелиоративного звена; для треста «Марксводстрой» обучили 30 крановщиков, 30 бульдозеристов, 10 шофёров [17]. Вместе с тем имелись и недостатки. На низком организационном уровне находилась подготовка мелиораторов в системе профтехобразования Волгоградской области. Из 18 сельских ПТУ только Среднеахтубинское выпускало машинистов экскаваторов мелиоративных работ, бульдозера, скрепера и грейдера. В остальных училищах сконцентрировали внимание на подготовке механизаторов широкого профиля. Это можно отметить как позитивный сдвиг, но непосредственную потребность в специалистах по орошению сельские училища не обеспечивали [18].

В действительности, в период 1971-1975 гг. вся система профтехобразования испытывала трудности прежде всего в деле комплектования учебных групп. В профтехучилища было принято около 7,5 млн. человек с образованием 8 классов, из них только 4,5 млн. (около 60% окончивших 8-е классы в соответствующем году). Из-за нехватки необходимого контингента училища были вынуждены принимать на учёбу сотни тысяч юношей и девушек из числа так называемого «отсева», т.е. молодёжи, по разным причинам оставившей школу в прошлые годы. Естественно, что формирование состава таким образом негативно сказывалось на процессе подготовки, распределения, закрепления кадров. Молодёжь, попавшая в то или иное учебное заведение случайно или в результате определённого давления, не собиралась работать по полученной специальности. В 10-й пятилетке неблагоприятная демографическая ситуация в очередной раз осложнила проблему комплектования профтехучилищ. Начиная с 1977-1978 гг. численность подростов 15-16летнего возраста в стране (основного контингента молодёжи, принимаемого в училища) сокращалась ежегодно на 200-300 тыс. человек, в то время как планы приёма учащихся этой категории в ПТУ росли. Предварительными балансовыми расчётами плановых органов союзных республик и Госплана СССР на годы 10-й пятилетки предполагалось направлять в

профтехучилища на 1 млн. меньше молодёжи, чем предусматривалось проектами планов приёма учащихся этой категории [19].

Мы считаем, что забота о подготовке мелиоративных кадров нашла продолжение в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров от 2 октября 1972 г. «О дальнейшем усилении работ по мелиорации земель и улучшении использования орошаемых и осушенных земель» Несмотря на то, что проблемы профессиональной подготовки здесь затрагивались только косвенно, оно имело огромное значение для развития профессиональной и допрофессиональной подготовки молодёжи, давая дополнительный импульс к деятельности образовательных учреждений. В документе говорилось о том, что из-за недостатка квалифицированных кадров в гидростроительных и эксплуатационных организациях мелиоративная техника работает неэффективно. Государственным комитетам по использованию трудовых ресурсов и по профессионально-техническому образованию при Совете Министров РСФСР было дано задание обеспечить структурные подразделения мелиорации и водного хозяйства трудовыми ресурсами и разработать дополнительные меры для более масштабной и качественной подготовки рабочих кадров [15]. Анализ архивных документов позволяет сделать вывод, что после выхода в свет именно этого постановления в подготовку мелиораторов широко включились общеобразовательные заведения не только Балаковского района, о котором шла речь. Практически во всём Левобережье, а также в отдельных районах правого берега Волги как Саратовской, так и Волгоградской областей сельские школы превратилась в источник пополнения квалифицированной рабочей силой совхозов и колхозов, приступив к обучению массовым мелиоративным специальностям. По указанию партии и при поддержке орошаемых хозяйств методично укреплялась материальная база школ, ориентирующих своих выпускников на работу в системе ирригации. Сельские школы таких районов, как Марксовский, Ершовский, Духовницкий, Краснокутский, Новоузенский Саратовской области, Михайловский, Палласовский Волгоградской области получили возможность обучать и выпускали из своих стен от 100 до 300 учащихся, подготовленных для работы в сфере мелиорации. Конечно, не все они впоследствии связывали свою судьбу с орошением и даже вообще с сельскохозяйственной отраслью, но данный вид организации обучения имел весьма существенное значение, особенно в летний период, когда учащиеся получали шанс подработать в родном хозяйстве [20].

Получив первоначальные гидромелиоративные знания, выпускники школ могли продолжить учёбу на более высоком образовательном уровне. Основными в этом направлении стали гидромелиоративные техникумы, находящиеся в Волгограде и Пугачёве. Оба учебных заведения начали свою деятельность по другим профилям. Волгоградский техникум был основан в 1952 г. как лесной, а в 1964 г. он был перепрофилирован в гидромелиоративный. Пугачёвский техникум основан в 1929 г. как полеводческий, а в 1933 г. на его базе открылось гидромелиоративное отделение. Выполняя постановления майского Пленума, Саратовский обком в июле 1966 г. принял решение о преобразовании Пугачёвского сельскохозяйственного техникума в гидромелиоративный с увеличением приёма студентов с 60 до 120 человек. К концу 8-й пятилетки учебное заведение стало выпускать ежегодно около 250 человек. С 1970 г. приём в техникум увеличился и составил 270-280 человек, открылся заочный факультет с возможностью обучения 150 студентов в год. За 9-ю пятилетку из его стен вышло более 1300 человек. В 1975 г. приём на дневное отделение составил 300 человек, а на заочное - 500 [21].

Распространялось по стране и высшее мелиоративное образование. На агрономических факультетах 11 сельскохозяйственных вузов страны, в том числе в Волгоградском СХИ, открывалась подготовка кадров по специальности «Луговодство» с общим приёмом 300 человек, увеличен приём по специальности «Орошаемое земледелие», «Агролесомелиорация», «Лесная мелиорация». В 1966 г. в два раза возрос приём студентов на гидромелиоративный факультет Волгоградского СХИ, который в 1964 г. принял 75 студентов. Теперь совхозы и колхозы области получили возможность постоянно направлять

молодёжь для приобретения мелиоративного образования. Кроме того, при СХИ были организованы постоянно действующие курсы агрономов орошаемого земледелия, позволяющие принимать до 80 человек одновременно [22].

Существенную роль в подготовке молодых специалистов для агропромышленного комплекса сыграл Саратовский институт механизации сельского хозяйства им. С.М. Калинина (СИМСХ). В постановлении бюро Саратовского обкома КПСС и облисполкома от 28 июля 1965 г. «О мерах по развитию орошения зерновых культур на 1965-1966 и 1966-1970 гг. по Саратовской области» обосновывалась целесообразность восстановления, существовавшего до 1958 года при СИМСХ гидромелиоративного факультета, с ежегодным приёмом 200 человек. К тому моменту в вузе по специальности «Орошаемое земледелие» студенты обучалось только по одной группе (20-25 ч.) на каждом курсе. Ректорат института настаивал на увеличении количества студентов уже в 1966 г. минимум на 25 человек, с тем, чтобы со следующего учебного года набирать две группы (50 ч.) по орошаемому земледелию ежегодно. Кроме количества, оговорилось и качество преподавания. «В настоящее время на всю специализацию по орошаемому земледелию учебным планом предусмотрено только 200 учебных часов. Этого явно недостаточно. Необходимо специальность «Орошаемое земледелие» реорганизовать в факультет «Агромелиорация» со своим учебным планом в объёме 800-900 часов на спец. дисциплины». Воссоздать факультет в короткие сроки не удалось. На пленуме обкома КПСС 26 августа 1970 г. ректору Д.Г. Вадивасову пришлось в очередной раз убеждать областную власть в том, что институт обладает огромным учебным потенциалом, материальной базой, подготовленным профессорско-преподавательским составом, способным готовить специалистов самого широкого профиля, в том числе так необходимых в стране мелиораторов [23].

Обучать гидромелиораторов начали с 1971 г. последовательно сразу на пяти курсах в составе 5 групп по 25 человек в форме специализаций при факультетах механизации по специальностям: гидромелиорация (75 ч.), механизация гидромелиоративных работ (50 ч.). Лишь 24 ноября 1971 г. после совместно организованных действий парткома вуза и обкома КПСС было принято окончательное решение о создании факультета гидромелиорации. Официальное возрождение факультета с двумя специальностями произошло 11 августа 1972 года под названием: «Гидромелиорация и механизация гидромелиоративных работ». Первым деканом факультета избрали Льва Николаевича Сахарова. Перед новым коллективом предстояла задача в короткие сроки создать партийную, комсомольскую, общественную организации, утвердить учебные планы и программы, методики практических и лабораторных работ, курсовых проектов, производственных практик. Пришлось заново формировать преподавательский состав кафедр, приобретать технику и наглядные пособия. В сентябре 1973 г. состоялся полноценный набор студентов по двум специальностям нового факультета, имеющего в своём распоряжении шесть укомплектованных кафедр. В общей сложности факультет насчитывал 574 человека: 350 на специализации «гидромелиорация», 224 - на механизации гидромелиоративных работ. Выпустил 78 инженеров по механизации гидромелиоративных работ. В 1975 г. набор на первый курс установлен в количестве 225 ч.: гидромелиорация - 150 ч., механизация гидромелиоративных работ - 75 ч. Из 804 студентов, обучающихся на факультете, 91% являлись сельскими жителями, 212 были командированы водохозяйственными организациями. Одновременно принимались меры по организации факультета повышения квалификации. Уже в 1975 г. он подготовил 185 специалистов-мелиораторов.

Преподаватели вуза включились в научно-исследовательскую работу по двум темам: «Исследование надёжности и долговечности дождевальных машин «Фрегат», «Установление предельных сроков службы строительных машин, работающих в сельском хозяйстве». Началась работа по созданию машин для очистки каналов. Работники института приступили к оказанию помощи хозяйствам посредством определения рекомендаций по инженерномелиоративному районированию и типам дренажа в совхозе «Энгельсском», на двух участках в Новоузенском районе, на территории оросительной системы в бассейне р.

Терёшки (Ершовской ОС). В совхозе «Штурм» Новобурасского района проводились исследовательские работы с целью разработки режима орошения картофеля и мероприятий по рациональному использованию оросительной воды [24].

Неотъемлемой частью и необходимым условием подготовки высококвалифицированных кадров сельского хозяйства является приобретение практических умений. В процессе производственного обучения решалось несколько задач: оказание помощи учащимся и студентам в овладении навыками практической работы в различных отраслях сельскохозяйственного производства, закрепление теоретических знаний, приобщение будущих специалистов к сельскому труду. Кафедры, учебные отделы разрабатывали программы и методические рекомендации к проведению практических работ, принимались меры к обеспечению учебных хозяйств техникой, оформлялись договоры с хозяйствами о прохождении практики. Например, производственная практика студентов Волгоградского СХИ проходила в лучших, в том числе орошаемых, хозяйствах области: совхозах «Советская Россия», «Волго-Дон», «Пламя революции», колхозе «Родина». Прибывая на места, студенты работали на штатных должностях - это свидетельствовало о том, что к практике относились серьёзно и руководители хозяйств, и учебные заведения [25].

В вопросах подготовки кадров для орошаемого земледелия существенную роль сыграли научные учреждения, которые по роду своей деятельности первыми осваивали новую технику и технологию полива, имели всё необходимое для обобщения опыта и его передачи. Помощь в вопросах подготовки кадров различного профиля хозяйствам оказывали Волжский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия (ВолжНИИОЗ), находящийся в Волгограде, и Волжский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации (ВолжНИИГиМ) в Энгельсе. На их орошаемых площадях проходили стажировку операторы поливальных машин, руководители и главные специалисты хозяйств и проектных институтов, учёные, студенты, слушатели курсов усовершенствования. База НИИ позволяла за год готовить около 1000 человек. Между тем наука нуждалась в собственной структуре по формированию специалистов. Так, ВолжНИИГиМ в первые годы своего существования ощущал дефицит научных кадров. В 1967 г. в НИИ было принято 26 научных работников, в 1971 г. ещё 26. Если на момент основания в институте работал 51 научный сотрудник, то уже в 1971 г. - 136, и требовался ещё 21 человек. С целью укрепления кадров руководство отправляло молодых сотрудников на учёбу в аспирантуру смежных учебных заведений. Чтобы закрыть кадровую брешь, в 1973 г. администрация ВолжНИИГиМа добилась открытия собственной аспирантуры, которая приступила к подготовке специалистов по нужному профилю [26].

Если научных работников приходилось привлекать из других учреждений, то специалистов массовых профессий для орошения институт начал готовить самостоятельно, используя практику проведения выездных семинаров. Только в 1971 г. в Балаковском, Пугачёвском, Ершовском районах семинары по проблемам орошения охватили 327 человек, из них подготовили 201 поливальщика. В Волгоградской области аналогичные семинары посещали 99 человек, из которых 28 стали поливальщиками. Такая разница в очередной раз показывает, что не все овладевали новой профессией, кто-то уезжал в город, кто-то просто не справлялся или не хотел. Всего за этот год в семинарах приняло участие 529 человек [27].

В начале 9-й пятилетки в 12 лабораториях ВолжНИИОЗ вели исследования один доктор наук и 33 кандидата наук. Апробация научных исследований проходила на трёх созданных опорных пунктах - «Мариновское», «Новоникольское», «Орошаемое». Научные работники систематизировали свои достижения, оказывали теоретическую и практическую помощь совхозу им. К. Маркса. Тем не менее, отношение обкома к НИИ было весьма негативным, и его деятельность постоянно подверглась справедливой критике. Институт не стал главным научным центром по разработке передовых технологий возделывания орошаемых культур, отсутствовала положительная динамика в развитии связей с опорными пунктами и другими научными учреждениями. За четыре года не оказано должной помощи хозяйствам области, не накоплено достаточного экспериментального материала по основным

вопросам, происходило распыление творческих сил и научного потенциала работников. Не охвачены такие перспективные разработки, как долголетние пастбища, семеноводство кормовых культур, опыты проводились без севооборотов, с нарушением агроприёмов, полив на отведённых участках осуществлялся нерегулярно [28]. В период внедрения широкозахватных поливальных машин типа «Фрегат» и «Волжанка» опытные хозяйства НИИ подключились к решению кадрового вопроса. Данная техника являлась высокотехнологичной и требовала к себе квалифицированного подхода. Имея опыт работы на новых поливных образцах и возможность их использования для обучения, Ершовская опытная станция из членов собственного коллектива подготовила 6 человек. После чего здесь взялись за переобучение механизаторов из других хозяйств [29]. На территории Волгоградской области открылись курсы машинистов дождевальных машин при Волгоградской и Заволжской ОМС, если в 1969 г. от них требовали подготовить по 50 человек, то за зимний период 1971-72 гг. на Заволжской ОМС обучалось уже 78, а в 1973 г. на каждой из них - по 90 человек [30].

Система вузовского образования и хорошо отлаженная деятельность НИИ позволили постепенно перевести многие хозяйства, в том числе орошаемые, на новые методы работы, базирующиеся на научной основе. Село стало пополняться новой думающей интеллигенцией в лице молодых специалистов, окончивших институты. Некоторые из них сочетали руководящую работу с научной деятельностью. Примером тому может послужить А.Ф. Суханов, проделавший путь от агронома совхоза «Энгельсский» до его руководителя, защитивший степень к.с-х.н., его трудовой путь повторил А.И. Соболев, ратовавший за развитие орошения на научной основе. В соответствии со статусом совхоза как экспериментального по орошению происходил подбор кадров — все специалисты хозяйства имели высшее образование, а бригадиры не ниже среднего, механизаторы обладали двумя, а то и тремя смежными профессиями [10]. Учёная степень к.э.н. была присвоена И.М. Шестеренко - директору совхоза «АМО» Новоаннинского района Волгоградской области, который смог организовать рентабельное универсальное хозяйство, пропорционально основанное на богарном и орошаемом земледелии. В Суровикинском районе борьбу с солончаками вели на научной основе под руководством к.с-х.н., главного агронома управления сельского хозяйства А. Барыкина [31]. Именно от таких целеустремлённых людей, отдающих себя полностью сельскому хозяйству, а не только от директив и постановлений партии, во многом зависел успех выполнения предпринимаемых государством программ. Они осознавали ответственность перед следующими поколениями и старались не навредить родной земле. Огорчает только то, что специалистов такого высокого уровня в нашем сельском хозяйстве было недостаточно.

Заботу о формировании собственных кадров для своих подразделений проявляли водостроительные организации. С момента образования крупнейшего в Поволжье треста «Главволговодстрой» его администрация организовала курсы подготовки специалистов при ПМК. К концу девятой пятилетки Главволговодстрой вышел на довольно высокий уровень показателей подготовки кадров гидростроителей. В 1974 г. было обучено 1993 рабочих, 2238 повысили квалификацию, в 1975 г. соответственно 3221 и 1862 человека [32]. Саратовканалводстрой и Саратовводстрой на базе собственных предприятий в девятой пятилетке подготовили 1635 рабочих ведущих специальностей [33]. Для привлечения выпускников СПТУ в свои ряды, крупные водостроительные тресты и орошаемые хозяйства использовали различные методы наставничества, когда опытные мелиораторы передавали свой опыт молодым помощникам. На сооружении Пугачёвской ОС в практику вошёл приём, позволявший адаптироваться и закрепиться на стройке молодёжи и получивший название «ведущий-ведомый», когда молодой скреперист или бульдозерист работал в паре с уже опытным, и последний «сглаживал» недостатки механизатора, осваивающего профессию [34]. Восполнять нехватку кадров помогали организационные наборы. В 1969 г. по комсомольским путевкам на строительство Саратовского оросительного канала прибыло около 300 молодых рабочих, студенческий отряд в количестве 100 человек, выполнивших

объём работ на сумму около 200 тыс. рублей. На Всесоюзной ударной стройке молодёжь работала под девизом: «Не выполнил норму - не уходи с канала». В 1970 г. на водостроительный объект обком комсомола направил 1200 человек [35].

Существенное влияние на характер подготовки кадров оказали темпы ввода в эксплуатацию орошаемых земель в девятой пятилетке и создание мощной строительной структуры в лице «Главсредволговодстроя» («ГСВВС»). По инициативе управляющего трестом И. П.Кузнецова девять ПТУ, работающих по программе подготовки механизаторов, и одно - по выпуску квалифицированных строителей, перешли в ведомство главка. Под влиянием Главка улучшилась подготовка специалистов по эксплуатации дождевальных установок и насосных станций нового поколения в Вольском и Пугачёвском техникумах; Саратовский политехнический институт приступил к обучению инженеров-строителей с мелиоративным уклоном; на геологическом факультете Саратовского университета из числа старшекурсников стали готовить изыскателей и проектировщиков. Отныне руководство треста оказывало непосредственное влияние на распределение выпускников всех уровней с целью бесперебойного обеспечения строительных объектов и сельскохозяйственных предприятий молодыми специалистами. Особенно важным это оказалось в период создания орошаемых совхозов в структуре главка, когда во вновь созданные хозяйства направлялись квалифицированные специалисты различного профиля. Кроме того, «ГСВВС» широко использовал на строительных объектах военные строительные отряды. Так как не все солдаты обладали строительными специальностями, в тресте наладили краткосрочные курсы для их обучения. При этом выигрывали обе стороны: Главк почти на два года получал в своё распоряжение квалифицированных специалистов, а солдаты, пройдя срочную службу, приобретали строительную профессию. Вместе с тем, привлечение на мелиоративные объекты военных строителей имело и негативные последствия. Низкий уровень дисциплины среди солдат срочной службы сказывался на качестве строительства: зачастую ими выполненную работу приходилось переделывать из-за допущенного брака; техника, находящаяся у них в распоряжении, быстро выходила из строя, распылялась; не всегда оправдывались средства, потраченные на устройство необходимой инфраструктуры. Всё это вместе в конечном итоге приводило к увеличению и перерасходу капитальных вложений [36].

В соответствии с актуальной задачей, поставленной перед мелиорацией, постепенно в 60-70-е перестраивали свою деятельность органы СМИ, которые стали чаще обращаться к проблемной теме. О земле и мелиорации писали партийные и советские работники, учёные, литераторы, рядовые труженики деревни. В Саратовской областной газете «Коммунист» была учреждена рубрика «Мелиорация: нерешённые проблемы». Через неё читателей знакомили с новаторами производства, передовыми приёмами эксплуатации мелиоративного оборудования и нормами водозабора из местных водоисточников, правильной организацией труда на орошении. В газете регулярно публиковали объявления о приёме в учебные заведения всех уровней [37].

Популяризацией идей орошения, знаний в области эксплуатации мелиоративной техники и эффективного использования поливных земель занималась тематическая «школа мелиораторов», действовавшая с 1972 г. при Саратовском телевидении. В её работе принимали участие передовики производства, специалисты, видные учёные. Лекции и беседы проводились по трём темам «Орошению - эффективную организацию труда», «Оросительной технике высокую производительность», «Возделывание кормовых культур на поливе». Активное участие в работе телевизионной школы принимали: главный инженер-гидротехник совхоза «Энгельсский» Л.И. Левщанов, заведующий кафедрой мелиоративных и строительных машин СИМСХ, к.т.н. Ю.В. Пахомов, заведующий кафедрой сельскохозяйственных машин СИМСХ, д.т.н. А.Ф. Ульянов [38].

Опыт, полученный в первые годы мелиоративного развития, показал, что кадровый вопрос - один из самых насущных. Областные руководители держали эту проблему под своим контролем и регулярно вносили свои коррективы, давая рекомендации райкомам

КПСС и райисполкомам о направлении на постоянную работу в строительные организации, осуществляющие водохозяйственное строительство, рабочих-механизаторов и строителей, а также специалистов с высшим и средним образованием. Но как ни старались советские и партийные органы, обеспечить в полном объёме потребности орошаемого земледелия к концу девятой пятилетки не удалось. В декабре 1977 г. Пленум Саратовского обкома КПСС обсудил вопросы, связанные с развитием сельскохозяйственного производства, в частности с повышением эффективности поливных земель. Участники обратили внимание на то, что орошаемые земли использовались недостаточно эффективно, в том числе по причине неукомплектованности квалифицированными кадрами [11].

В Волгоградской области к концу 1978 г. насчитывалось около 150 тыс. га регулярного и 50 тыс. га лиманного орошения. Такое количество поливных земель требовало к себе повышенного внимания. XII Пленум Волгоградского обкома КПСС, собравшийся 8 сентября 1978 г., был полностью посвящён орошению. Выступающие отметили планомерный рост ирригационных площадей и вскрыли недостатки в подготовке мелиоративных кадров. Так, в хозяйствах Быковского, Городищенского, Среднеахтубинского районов ежегодно не хватало по 200-250 машинистов дождевальных установок. Помощь вынуждены были оказывать промышленные предприятия Волгограда, Волжского, Камышина, направляя ежегодно в село 700-800 машинистов. Но это не могло стать выходом из сложившейся ситуации, подготовка собственных кадров сохраняла свою актуальность. В этой связи были открыты мелиоративные специальности в профтехучилище в п. Водников и Средней Ахтубе, поставлен вопрос об учреждении гидромелиоративного техникума в г. Николаевске [39].

Таким образом, благодаря реализации программы по мелиорации земель Саратовская и Волгоградская области превращались в регион, где делалась ставка на развитие орошаемого земледелия. В этой связи возник довольно длинный перечень организаций, испытывающих дефицит кадров. Это сельскохозяйственные предприятия, переходящие на орошаемое земледелие, водостроительные организации, проектные и исследовательские институты, сами учебные заведения. Заинтересованные организации были вынуждены перестраивать свою работу, расширять перечень специальностей, совершенствовать подготовку кадров гидромелиоративного профиля. В сформировавшейся образовательной системе особо следует подчеркнуть деятельность профессиональных технических училищ и механизаторский всеобуч на базе колхозов и совхозов. Именно здесь проходили обучение представители массовых мелиоративных профессий, вносивших затем основной вклад в сельскохозяйственное производство. При этом нельзя забывать о помощи в подготовке кадров со стороны общеобразовательных школ, научных учреждений, строительных организаций. К сожалению, обеспечить гидромелиоративный комплекс кадрами специалистов в полной мере не удалось. Часть вины за это ложится на руководителей совхозов, колхозов, районных управлений сельского хозяйства, в обязанность которых входила забота о создании резерва квалифицированных рабочих и специалистов, способных высокоэффективно эксплуатировать оросительные системы и сложное поливное оборудование. Предпринимаемые меры не охватили весь комплекс решаемых вопросов. В организации труда не до конца ещё были изжиты уравниловка и разобщённость, внедряемые кое-где элементы ресурсосберегающей технологии не подкреплялись экономическими стимулами. Поливальщикам платили за объём вылитой воды, а не по конечному продукту. При оценке эффективности мелиорации действовал критерий количества введённых орошаемых гектаров. На состояние по обеспечению кадрами объектов мелиорации сказывалась всеобщая нехватка рабочей силы. Дефицит кадров порождал нездоровую конкуренцию между предприятиями, практику переманивания друга у друга работников, что дестабилизировало коллективы, способствовало росту текучести кадров, наносило социальный урон, способствуя падению трудовой дисциплины, умножая безответственность и число прогульщиков. В сложившейся в колхозах и совхозах, сельхозорганах, системе подготовки и переподготовки кадров многое нуждалось в совершенствовании. Государство

вполне могло повлиять на кадровую подготовку аграриев путём налаживания профориентационной деятельности; организации своевременного научного мониторинга и прогнозирования потребностей в кадрах по основным народнохозяйственным направлениям; обеспечения приёма абитуриентов в региональные учебные заведения всех рангов в соответствии с результатами мониторинга, а не путём простого увеличения мест по тому или иному направлению; усовершенствования учебно-производственной базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями производства, чтобы прибывшего специалиста не отправляли на переподготовку уже в первые годы работы; оптимизации использования и расстановки кадров на наиболее важных направлениях; а, кроме того, специалист должен быть ограждён от всяких без крайней нужды перемещений; создания мощной системы социальной защиты и обеспечения, особенно молодых специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пленум ЦК КПСС. 24-26 марта. 1965 г. Стенографический отчет. М.:

«Политиздат», 1965. С. 8, 21, 26.

2. Алексеевский Е. Развитие орошения в Поволжье и задачи водохозяйственных организаций // Степные просторы. 1970. №1. С. 5.

3. Материалы майского (1966 года) пленума ЦК КПСС. М.: «Политиздат», 1966. С.

52.

4. Крайнова Е. О. Особенности государственной политики в области высшего сельскохозяйственного образования в 1960-1980-е гг. // Актуальные проблемы политической и социально-экономической жизни Поволжья. Сборник научных трудов. Вып. 2. Саратов: издательство Саратовского государственного социально-экономического университета,

2005. С. 137.

5. Долгов В.М. Аграрная политика КПСС и её социально-экономические результаты. (1965-1985) / Под ред. В.Б. Островского. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1988. С. 88.

6. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 698. Оп. 49. Д. 31. Л. 83; Д. 17. Л. 46.

7. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 8. Д. 162. Л. 20, 169.

8. Государственный архив новейшей истории Волгоградской области (ГАНИВО). Ф. 113. Оп. 83. Д. 85. Л. 6; Оп. 86. Д. 9. Л. 80.

9. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 518. Оп. 1. Д. 4. Л. 37.

10. Суханов А.Ф., Ларионов А.Г. Щедрость орошаемых полей. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1972. С. 2, 100.

11. Кривинченко С.В. Деятельность Саратовской партийной организации по обеспечению кадрами мелиораторов в десятой пятилетке // Из истории социалистического строительства. Межвузовский научный сборник. Вып.18. Издательство Саратовского университета, 1989. С. 11, 15.

12. Государственный архив новейшей истории Волгоградской области (ГАНИВО). Ф. 113. Оп. 79. Д. 21. Л. 147, 158; Оп. 82. Д. 75. Л. 75.

13. Волгоградская правда. 1972. 2 июля; 1974. 3 декабря.

14. Богдарин М.Н., Дмитриев С.С., Антропова В.В. Состояние и источники формирования рабочей силы в поливном земледелии // Степные просторы. 1980. №2. С. 4445.

15. Решения партии и правительства по сельскохозяйственным вопросам. 1965-1974. М.: «Колос», 1975. С. 194, 195, 362, 783-784.

16. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 698. Оп. 50. Д. 7. Л. 1, 119-121.

17. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 12. Д. 19. Л. 122; Оп. 15. Д. 62. Л. 42.

18. Волгоградская правда. 1973. 27 июля.

19. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5446. Оп. 110. Д. 1235. Л. 42.

20. Захаров А.В. Вклад молодёжи Саратовской области в развитие орошения в годы девятой пятилетки // Социально-экономическое развитие России. Проблемы, поиски решения. Часть 11. Саратов, 2010. С. 57-58; Захаров А.В. Профориентационная работа в сельских школах Саратовской области // Власть. 2011. №1. С. 121-124; Захаров А.В. Результаты профориентационной деятельности в сельских школах Нижнего Поволжья в 1960-е - начале 1980-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно теоретический и прикладной журнал. 2011. №4(10). Часть 1. Тамбов, 2011. С. 54-58.

21. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 158. Оп. 30. Д. 8. Л. 42; Д. 15. Л. 121-122; Архив музея ФГОУФПО «Пугачёвского гидромелиоративного техникума им. В.И. Чапаева.

22. Развитие высшего сельскохозяйственного образования 1961-1970 гг. М., 1980.

С. 33.

23. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 6. Д. 23. Л. 55; Оп. 10. Д. 12. Л. 91.

24. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 1460. Оп. 1. Д. 159, 162, 163, 167.

25. Зеркалов В.И. Деятельность партийных организаций по подготовке кадров специалистов сельского хозяйства (1966-1970 гг. на материалах Среднего и Нижнего Поволжья). Диссертация на соискание степени к.и.н. Саратов, 1985. С. 104.

26. Вклад ВолжНИИГиМ в развитие мелиорации земель в Поволжье. Саратов: ВолжНИИГиМ, 2001; Архив ВолжНИИГиМ. Д. 1189-А, Л. 240.

27. Архив ВолжНИИГиМ. Д. 1419-А, Л. 331.

28. Государственный архив новейшей истории Волгоградской области (ГАНИВО). Ф. 113. Оп. 83. Д. 36. Л. 148.

29. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 625. Оп. 1. Д. 13. Л. 10; Ф. 594. Оп. 12. Д. 102. Л. 54.

30. Государственный архив новейшей истории Волгоградской области (ГАНИВО). Ф. 113. Оп. 79. Д. 21. Л. 147, 158; Оп. 82. Д. 75. Л. 75.

31. Волгоградская правда. 1974. 12 мая; 1975. 6 мая.

32. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 6892. Оп. 1. Д. 1173. Л. 2; Д. 1229. Л. 1.

33. Рыскина Л.М. Развитие орошения в Саратовской области. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1979. С. 100.

34. Новое Заволжье. 1975. 4 июля.

35. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 10. Д. 3. Л. 113.

36. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Оп.

14. Д. 138.Л. 7-8.

37. Рыбков А.Г. Рациональное использование земли - требование аграрной политики КПСС (1965-1985) На материалах партийных организаций Европейской части РСФСР / Под ред. В.Д. Полищука. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1988. С. 91.

38. Школа мелиораторов // Степные просторы. 1977. №5. С. 41-42.

39. Государственный архив новейшей истории Волгоградской области (ГАНИВО). Ф. 113. Оп. 104. Д. 11. Л. 20, 27.

Захаров Александр Викторович -

кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры экономической и политической истории России Саратовского государственного социально-экономического университета

Zakharov Alexander Victorovich -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of the Department “Economic and Political History of Russia”, Saratov State Socio-Economic University

10.02.2011, принята к опубликованию 07.06.2011

Статья поступила в редакцию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.