Научная статья на тему 'Профориентационная работа в сельских школах Саратовской обл. '

Профориентационная работа в сельских школах Саратовской обл. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL GUIDANCE / VILLAGE SCHOOL / PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаров Александр Викторович

В статье рассматривается целенаправленная профориентационная работа и создание соответствующей материально-технической базы в сельских школах Саратовской обл. в период создания в мелиоративного комплекса Поволжье, потребовавшего огромного количества квалифицированных специалистов всех уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захаров Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the purposeful vocational guidance and establishment of an appropriate material and technical base in village schools of Saratov province in the period of creation of land reclamation complex in Volga region which requires a huge number of qualified professionals of all levels.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа в сельских школах Саратовской обл. »

Александр ЗАХАРОВ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ САРАТОВСКОЙ ОБЛ.

В статье рассматривается целенаправленная профориентационная работа и создание соответствующей материально-технической базы в сельских школах Саратовской обл. в период создания в мелиоративного комплекса в Поволжье, потребовавшего огромного количества квалифицированных специалистов всех уровней.

The article deals with the purposeful vocational guidance and creating of an appropriate material and technical base in village schools of Saratov province in the period of creation of land reclamation complex in Volga region which requires a huge number of qualified professionals of all levels.

Ключевые слова:

профориентационная работа, сельская школа, производственное обучение; vocational guidance, village school, practical training.

ЗАХАРОВ Александр Викторович — к.и.н., старший научный сотрудник кафедры экономической и политической истории России Саратовского государственного социальноэкономического университета ZаhаrovAV2007@ yandex.ru

Общеизвестно, что первая ступень подготовки будущего работника начинается со школьной скамьи. Именно здесь формируются взгляды на жизнь, осуществляется психологическая подготовка к труду. Однако школьное образование связано с производством лишь опосредованно, что создает разрыв между потребностями производства и результатами воспитания. Так что совершенствование профессиональной ориентации учащихся с учетом потребностей народного хозяйства является проблемой не только педагогической, но и социально-экономической. Социально-экономический аспект предполагает цель — способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышать эффективность производства, раскрывать потенциальные возможности личности и содействовать ее всестороннему развитию.

Для сельской школы вопросы профориентации имеют особую значимость. Ее главная задача — не только создать условия для духовного и интеллектуального совершенствования подрастающего поколения, но и профессионально сориентировать его на деятельность в сфере АПК. В процессе повседневной учебной и внеклассной работы формирование устойчивых профессиональных интересов к сельскохозяйственной отрасли, к ее научным основам и перспективам, уважительного отношения к сельскохозяйственному труду, чувства ответственности за повседневную работу являются главными для профессиональной ориентации. Интерес к сельскому хозяйству является важным стимулом ранней профориентации, залогом скорейшего освоения необходимой профессии, а впоследствии — плодотворной работы в сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства.

Именно сельская школа долгое время была главным, если не единственным источником пополнения совхозов и колхозов квалифицированной рабочей силой, при этом значительную часть своих выпускников она передавала в другие отрасли народного хозяйства. Значимость профориентации сельских школьников усилилась в период технического перевооружения сельского хозяйства. Во второй половине XX в. советское правительство предприняло попытку повысить технический уровень сельского хозяйства. В этой связи многие сельскохозяйственные предприятия стали испытывать острый недостаток в квалифицированных кадрах животноводов и особенно механизаторов. Повсеместно в стране имели место случаи простоя техники из-за банальной нехватки специалистов. Так, если в колхозах и совхозах РСФСР в 1961 г. на один трактор приходилось

1,77 тракториста-машиниста, то в 1971 г. — 1,23, а на один комбайн соответственно 1,15 и 0,90. Не были обеспечены для работы даже в одну смену и грузовые автомашины. В 1971 г. на каждые 100 машин приходилось всего 84 водителя1.

Трудности с обеспечением кадрами возникли и в Саратовской обл. в связи с внедрением программы широкого мелиоративного строительства. Научно-технический прогресс поставил перед государством задачу по внесению изменений в систему подготовки кадров сельскохозяйственного профиля с учетом потребностей гидромелиоративного комплекса. С применением орошения происходило коренное изменение агротехники сельского хозяйства, земля требовала крайне осторожного отношения к себе со стороны человека, который, в свою очередь, должен был вырастить высокий урожай на поливе, не нанося ущерба самой земле. Высокие требования предъявлялись ко всем лицам, имеющим отношение к поливу: от простого поливальщика до агронома и руководителя хозяйства. При этом, кроме качественной стороны обучения, обращалось внимание на ее количественную составляющую. Ведь в условиях орошения общее количество затрат трудовых ресурсов значительно повышалось. В Саратовской обл. в условиях богарного земледелия на каждые 100 га затрачивалось 1,9—2,4 тыс. человеко-часов, а при орошении — в 3,4 раза больше2.

Сельское хозяйство значительно отставало в обеспеченности специалистами с высшим и средним специальным образованием. Если в 1970 г. в промышленности СССР на 1 000 чел. приходилось 121,7 специалиста, то в сельском хозяйстве — только 35,9 (29,5% к уровню промышленности)3. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в области подготовки среднего руководящего звена. Абсолютное большинство бригадиров производственных бригад и заведующих животноводческими фермами — практики, которым приходилось ежедневно осуществлять не

1 Котельников В., Сплюхин В. Профориентация в сельской школе // Степные просторы, 1973, № 10, с. 10.

2 Кислякова Т.Н., Россошанский В.М. Потребность в рабочей силе в орошаемом земледелии // Интенсификация — главное направление дальнейшего развития сельского хозяйства. — Саратов, 1978, ч. III, с. 126-127.

3 Котельников В., Сплюхин В. Указ. соч., с. 10.

только оперативное руководство на своих участках, но и заниматься вопросами технологии сельскохозяйственного производства.

Пожалуй, первой попыткой в послевоенный период сориентировать выпускников средних школ на выбор деятельности в сфере сельскохозяйственного и промышленного производства стало постановление Бюро ЦК КПСС РСФСР и Совета Министров РСФСР от 4 марта 1966 г. «О мероприятиях по расширению обучения и устройства на работу в народное хозяйство молодежи, оканчивающей общеобразовательные школы в 1966 г.»4. В республиках и областях были дополнительно изысканы рабочие места, расширен прием в вузы, техникумы, ПТУ. Это дало амортизирующий эффект — позволило, с одной стороны, смягчить проблемы трудоустройства для молодежи, вступающей в жизнь, с другой стороны, народное хозяйство стало систематически получать квалифицированные кадры.

Следующим этапом в обеспечении дипломированными специалистами народного хозяйства и, в частности, сельскохозяйственного производства стало Постановление Совета Министров СССР от 14 мая 1970 г. «О мерах по дальнейшему расширению подготовки кадров механизаторов для сельского хозяйства», адресованное в первую очередь двум министерствам — сельского хозяйства и мелиорации и водного хозяйства РСФСР, а также Государственному комитету Совета Министров РСФСР по профессиональнотехническому образованию. Указанным ведомствам ставилась задача: довести в 1975 г. подготовку механизаторов в сельских профессионально-технических училищах до 300 тыс. чел. в год; принять меры к улучшению трудового обучения учащихся школ в сельской местности и ввести, начиная с 1970/71 уч. г., в средних общеобразовательных школах, имеющих необходимые условия, обучение учащихся старших классов работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах, а также начать изучение в этих школах основ агротехники и животноводства. Для успешной организации уроков по освоению сельхозтехники вводилась должность инструктора, и принимались меры по обеспечению школ сельскохозяйственной

4 http://www.pravo.levonevsky

техникой, горюче-смазочными материалами и запчастями. Для плодотворной деятельности средние общеобразовательные школы прикреплялись к колхозам, совхозам, отделениям «Сельхозтехники» и сельским профессионально-техническим училищам как к базовым предприятиям1.

Очередной импульс развития деятельности образовательных учреждений был получен после опубликования Постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 2 октября 1972 г. «О дальнейшем усилении работ по мелиорации земель и улучшении использования орошаемых и осушенных земель». Несмотря на то что проблемы профессиональной подготовки постановление затрагивало только косвенно, оно имело огромное значение для развития профессиональной и допрофессиональной подготовки молодежи. Государственным комитетам по использованию трудовых ресурсов и по профессионально-техническому образованию при Совете Министров РСФСР было дано задание: обеспечить структурные подразделения мелиорации и водного хозяйства трудовыми ресурсами и разработать дополнительные меры для более масштабной и качественной подготовки рабочих кадров.

В соответствующих регионах была организована активная работа со школьниками по разъяснению перспектив развития орошаемого земледелия и пропаганде профессии мелиоратора. В том числе Саратовский областной отдел народного образования регулярно занимался профориентационной работой, агитируя молодежь оставаться работать на селе. Саратовский обком КПСС неоднократно рассматривал вопросы, касающиеся усовершенствования системы образования. С этой целью с 1972/73 уч. г. с помощью партийных, советских и сельскохозяйственных органов в 30 средних школах поволжских районов были созданы кружки и факультативы по ознакомлению учащихся с основами орошаемого земледелия.

Одним из первых на путь подготовки учащихся по мелиоративным специальностям вступил Марксовский район. За годы 8-й пятилетки здесь была создана разветвленная материально-производственная база, на которой ученики после

1 Решения партии и правительства по сельскохозяйственным вопросам. 1965—1974. — М., 1975, с. 442—443.

получения теоретических знаний могли приобретать практические навыки2. Всего такой работой было охвачено 700 учащихся старших классов. В 1974/75 уч. г. основы мелиорации изучали уже 1 200 учащихся из 43 школ Балаковского, Дергачевского, Духовницкого, Ершовского, Краснокутс-кого, Краснопартизанского, Новоузенс-кого, Саратовского, Энгельсского районов области. По итогам учебного года 725 учеников получили профессию поливальщика3.

Затрагивая тему профориентационной подготовки, нельзя обойти вниманием Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 июля 1973 г. «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы». В нем давались указания принять меры по улучшению трудового обучения учащихся сельских школ, создать условия для изучения в каждой сельской средней школе сельскохозяйственной техники или автодела. Госплану СССР, Советам Министров союзных республик и Министерству сельского хозяйства СССР, начиная с 1974 г., прелагалось выделять и периодически заменять выбывающую по амортизации сельскохозяйственную технику для оснащения учебных кабинетов.

По информации областного отдела образования, к 1981 г. в 341 сельской школе 13 822 учащихся, т.е. 96,6%, занимались изучением сельскохозяйственной техники. В этих школах имелось все необходимое для этого: 325 кабинетов механизации сельского хозяйства, 11 мастерских для практических работ, 213 гаражей, 145 площадок-навесов для хранения сельскохозяйственной техники, 215 автодромов и, самое главное, 420 тракторов. В 1980 г. 6 255 выпускников сельских школ освоили специальность тракториста-ма-шиниста, 1 321 — шофера, 610 — мастера машинного доения. Из 2 659 учащихся вторую специальность машиниста дождевальных установок освоили 939 чел., поливальщиков — 1 720 чел.

Важнейшим звеном в системе профориентации являются приобретенные во время обучения в школе навыки учащихся в конкретной сельскохозяйственной деятельности. На практических занятиях и

2 Заря молодежи, 1974, 12 марта.

3 Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО), ф. 594, оп. 17, д. 153, л. 4—7.

во время летней практики учащиеся знакомились с имеющейся в их распоряжении техникой, учились собирать и разбирать ее, проводить технический осмотр, обнаруживать и устранять неисправности. Работая на колхозных полях и фермах, школьники получали знания о приемах передовой агротехники, зоотехники, приобретали трудовые навыки, закрепляли и углубляли сведения по ботанике, зоологии, растениеводству, животноводству, усвоенные ими в процессе обучения. Как правило, для этого формировались ученические бригады, в которых старшеклассники выполняли весь цикл сельскохозяйственных работ, осваивали агротехнику, методы механизации. Весной — летом 1975 г. силами учащихся было создано 208 звеньев механизаторов, в которых были заняты

I 945 чел. (в Балаковском районе — 27 звеньев из 432 чел., в Духовницком районе —

II звеньев из 155 чел., в Краснокутском районе — 14 звеньев из 120 чел., в Ершовском — 16 звеньев из 200 чел., в Новоузенском — 9 звеньев из 178 чел.).

Проводимые мероприятия доказывают, что работа областного отдела народного образования и обкома партии не была напрасной. Вчерашние ученики были востребованы, их ждали хозяйства, специально развивая сельскую социальную инфраструктуру. Только в 1980 г. около 3 тыс. выпускников сельских школ оста-

лись работать на селе по приобретенной в школе специальности1. Другие, получив базовые знания, могли продолжить обучение в сельскохозяйственных вузах.

Таким образом, в 1960—1980 гг. в целом по стране и в Поволжье в частности продолжила свое формирование система подготовки кадров для сельского хозяйства, в которой сельская школа играла не последнюю роль. Среди недостатков можно отметить слабую связь школы с колхозным и совхозным производством. Многие руководители хозяйств и специалисты были редкими гостями в учреждениях образования. Работа по профориентации часто перекладывалась на учителей, которые, даже при самой большой эрудиции, не могли знать больше дипломированных специалистов в той или иной отрасли сельского хозяйства. Тем не менее выпускники получали представление о качестве сельскохозяйственного труда, и перед ними открывался широкий выбор возможных специальностей для работы в сельскохозяйственной отрасли в зависимости от желания и интеллектуальных способностей. И самое главное, что какой бы путь ни выбрали молодые люди, их труд в дальнейшем гарантированно был востребован производством.

1 ГАНИСО, ф. 594, оп. 25, д. 99, л. 180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.