Научная статья на тему 'Формирование системы высшего сельскохозяйственного образования на Дону в 1920 - 1930-е годы'

Формирование системы высшего сельскохозяйственного образования на Дону в 1920 - 1930-е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы высшего сельскохозяйственного образования на Дону в 1920 - 1930-е годы»

© 2007 г. М.В. Коваленко

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОНУ В 1920-1930-е годы

С начала 1920-х гг. актуализируется проблема создания на Дону эффективного аграрного сектора как опоры развивающегося государства. В связи с этим возрастает необходимость подготовки квалифицированных специалистов-аграриев и в целом формирования системы высшего сельскохозяйственного образования, что являлось в то время частью государственной системы народного образования.

Рассматриваемый период выбран неслучайно. Только что (1920 г.) завершилась гражданская война и утвердилась новая власть на Дону, определившая характер преобразовательной деятельности в сфере развития высшего образования, в том числе сельскохозяйственного. Новая экономическая политика и последовавшая затем коллективизация потребовали ускоренного развития всей аграрной сферы и быстрого формирования кадровой основы. Лишь к концу 1930- гг. можно увидеть некоторые итоги развития системы высшего сельскохозяйственного образования за первые два с лишним десятилетия функционирования новой власти, когда нэповская модель общества была трансформирована в авторитарную систему с проявлениями тоталитаризма. Исходя из этого основной целью настоящей статьи является освещение проблем становления системы высшего сельскохозяйственного образования на Дону и процессов, происходивших в этой сфере в рассматриваемый период.

Сельскохозяйственное образование в России получило свое начальное развитие еще во второй половине XIX в. В 1862 г. был открыт Рижский политехнический институт с агрономическим отделением, в 1865 г - Петровская земледельческая и лесная академия в Москве. К 1920 г по стране насчитывалось 10 сельскохозяйственных высших учебных заведений с общим количеством студентов до 8 тыс. [1, с. 4]. Среди них можно выделить наиболее крупные вузы: Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева, Московский ветеринарный институт, Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства им. М.В. Ломоносова, Ленинградский, Воронежский, Харьковский и Омский сельскохозяйственные институты.

В 1920 - 1930- гг. сельскохозяйственное образование начало быстро развиваться. Была создана сеть высших учебных заведений аграрного профиля. Важное значение в этот период отводиться сельхозвузам, образованным в Донском крае.

В 1920-е гг. продолжалось развитие отечественной мелиорации - важного направления аграрного сектора. Этим было обосновано открытие в 1922 г. в Новочеркасске Донского института сельского хозяйства и мелиорации (ДИСХиМ). В прессе широко приветствовалось такое событие. Газета «Советский Юг» писала, что новый институт «станет основной сельскохозяйственной школой Юго-Востока России» [2]. В соответствии с типовым положением о высших учебных заведениях от 3 июля 1922 г., работа ДИСХиМа

была направлена на создание кадров специалистов по различным отраслям народного хозяйства, подготовку научных работников для обслуживания производственных учреждений республики и для высших учебных заведений [3].

В ДИСХиМе был открыт мелиоративный факультет с двумя отделениями: агромелиоративным и лесомелиоративным, впоследствии ставшими самостоятельными факультетами. Агрономический факультет выпускал агрономов по специальностям растениеводство и животноводство. Мелиоративный факультет готовил агрономов-мелиораторов и лесоводов-мелиораторов [1, с. 6].

В 1922/23 учебном году была существенно расширена учебная база ДИСХиМа. В структуру вуза вошли институт гидрохимии, метеорологический кабинет и метеорологическая станция. Летом 1923 г. на базе института под руководством Б.А. Шумакова начала работать научно-исследовательская мелиоративная станция в долине реки Грушевки общей площадью 250 дес. земли, функционировавшая только летом [5]. Также на базе вуза в начале 1922 г. был основан научно-исследовательский институт физиологии растений и микробиологии. На всех этих подразделениях студенты проходили практику, успешно применяли полученные теоретические знания.

Наряду с учебным процессом в вузе активно велась и научная работа. Так, Н.В. Новопокровский издал важные для лесного хозяйства работы: «Естественные леса Юго-Востока и условия их произрастания» и «Таблица для определения дикорастущих деревьев и кустарников Донской области по листьям». Н.Ф. Авдеев написал и издал учебное пособие «Общая зоотехния». По результатам своих изысканий профессор П.А. Кашинский по предложению Наркомздрава сделал доклад в коллегии Отдела лечебных местностей о Манычевско-Грузском грязевом соляном озере [6, с. 10-12]. Все эти изыскания имели большое практическое значение.

По инициативе студентов агромелиоративного факультета в начале 1923 г. при ДИСХиМе был организован научно-агрономический кружок им. Тимирязева (НАК) для расширения и углубления знаний студентов в области агрономии. Члены этого кружка принимали участие в работе по распространению сельскохозяйственных знаний среди красноармейцев воинских частей местного гарнизона перед их демобилизацией [6, с. 69].

На основании нового положения от 20 января 1925 г. определялись новые задачи вузов. В ДИСХиМе должны были проводиться исследовательская работа в области сельского хозяйства, подготовка специалистов агрономов, агромелиораторов, лесомелиораторов, распространение сельскохозяйственных знаний среди местного населения [7].

Действуя во всех направлениях, вуз принимал активное участие в производственной работе по изучению и

поднятию сельского хозяйства Северо-Кавказского края. Началась разработка вопросов методики химико-технического исследования донских и цимлянских вин, обследовался по поручению Северо-Кавказского краевого сельскохозяйственного треста семенной материал совхозов, на курсах по апробации зерновых кормов для участковых агрономов профессорами института читались лекции по животноводству и полеводству, был составлен отчет по обследованию лесов Северного Кавказа, велись работы по изучению почв региона и др. По заданию краевых учреждений институт руководил мелиоративным обследованием Карачаево-Черкесской автономной области, Кугейской степи, организовал работу по исследованию водопользования в Терском округе, занимался исследованием лечебной грязи Ейского курорта и т.д. Опытной мелиоративной станцией проводилось изучение оптимального модуля орошения для хлопчатника, капусты и томатов, посева огородных растений при бороздчатом поливе [8].

Большое внимание уделялось прохождению практики студентов. Помимо обязательных полевых работ на территории учебной базы вуза существовали «студенческие отряды», организуемые в период летных каникул. Подобная практика осуществлялась на основании постановления Совнаркома от 1 августа 1924 г. [9, л. 3]. Несмотря на обязательность подобного мероприятия и строгий контроль со стороны руководства вуза за своевременным прибытием на место, студенты шли в сту-дотряды с большим желанием. Подтверждением тому являются многочисленные заявления о принятии в рабочую студенческую группу [9, л. 24; 10].

Очередным этапом реформирования системы высшего образования было новое изменение структуры вузов. Основанием для этого послужили предложения СНК от 27 апреля 1927 г. и постановление СНК от 2 августа 1928 г. «Об изменении структуры сельскохозяйственных вузов» [11]. Подобное нововведение было необходимо для приведения структуры вуза в соответствие с потребностями народного хозяйства и госаппарата.

В ДИСХиМе в 1928/29 учебном году открывались новые отделения: агрономическое, агромелиоративное и мелиоративное [12]. На основании циркуляра Глав-профобра от 31 января 1929 г об уточнении структуры вузов было предложено вновь пересмотреть учебные планы и ввести курс по сельскохозяйственной кооперации и коллективизации сельского хозяйства, организации сельскохозяйственных предприятий и совхозов, установить многопредметность путем концентрации предметов в более компактные курсы. В конце 1929 г. институт, принимая к руководству эти предложения, в очередной раз изменил структуру. Было организовано четыре отделения: агрономическое, агромелиоративное, лесомелиоративное и зоотехническое [13].

Летом 1930 г в связи с реорганизацией многих вузов страны из ДИСХиМа было переведено в Донской ветеринарный институт зоотехническое отделение. Дальнейшая реорганизация привела к появлению на базе ДИСХиМа двух новых самостоятельных вузов: мелиоративный факультет послужил основой для образования Северо-Кавказского института водного хозяйства и мелиорации (СКИВХиМ) в Новочеркасске, а агрономический - Севе-

ро-Кавказского зернового института (СКЗИ, позже АЧСХИ и ДСХИ) в Персиановке [14, с. 622].

В СКИВХиМе (в обиходной речи - «водный институт») функционировали гидротехнический, агролесомелиоративный и селомелиоративный факультеты. В феврале 1933 г СКИВХиМ был переименован в Новочеркасский мелиоративный институт (НИМИ). На его базе в результате очередной реорганизации было создано три факультета: гидротехнический, орошаемого земледелия и лесомелиорации.

Научные исследования в области гидромелиорации и гидротехники были интенсивными и глубокими. Происходило формирование научной базы Новочеркасской мелиоративной школы. Во второй половине 1930-х гг. начали свою деятельность и получили становление, а затем научное признание школы сельскохозяйственного водоснабжения профессора В. С. Оводова, гидравлики сопряжения бьефов доцента М.М. Скибы [4, с. 99].

Практически одновременно с развитием мелиорации и мелиоративного образования в рассматриваемый период на Дону уделялось большое внимание еще одной важной отрасли сельского хозяйства - животноводству. В начале 1919 г. в Новочеркасске был открыт Донской ветеринарный институт (ДВИ). Первоначально в структуре вуза был только один факультет -ветеринарный, на котором насчитывалось 297 студентов, из которых на первом курсе обучалось 200. Квалифицированные ветеринары пользовались большим спросом. 27 июня 1920 г было опубликовано «Постановление Совета Труда и Обороны об ускоренном выпуске ветеринарных врачей». 20 октября того же года вышел декрет «О мобилизации студентов и студенток для обучения в ветеринарных институтах» [15, с. 6]. На основании этих постановлений в 1920-е гг. началась подготовка ветеринарных врачей по сокращенному курсу обучения - 3,5 года. Это немного разрядило кадровую напряженность в животноводстве, но существенного улучшения не наступило. К концу 1920-х гг. создавались новые животноводческие фермы и кадровый вопрос вновь актуализировался.

Исходя из острой необходимость подготовки квалифицированных специалистов животноводства к началу 1930-х гг. бюро и президиум Северо-Кавказского крайкома вынесли решение о реорганизации ДВИ в крупный вуз с двумя факультетами: ветеринарным и зоотехническим. Реорганизованный институт стал называться Северо-Кавказским ветеринарно-зоотехничес-ким институтом им. 1-й Конной Армии (СКВЗИ).

В сложные годы становления сельского хозяйства в ответ на обращение Северо-Кавказского крайкома об оказании помощи селу институт командировал 762 человека, в том числе научных работников, в 25 районов региона. На организованных 15-дневных курсах было подготовлено 45 тыс. работников для обслуживания животноводства края (техники-осеменители, работники кормоцехов и т.д.) [15, с. 41].

При институте в 1931 г. открылись постоянно действующие курсы по повышению квалификации директоров совхозов, ветврачей, зоотехников, ветфельдше-

ров и других специалистов. За три года на них прошли переподготовку 1674 человека.

С 1922 г. на базе института стали функционировать научные студенческие кружки, объединившие около 200 студентов. Студенты активно участвовали не только в учебе и общественном труде, но и помогали ученым и местному населению бороться с болезнями животных, в частности с чумой и повальным воспалением легких (паратуберкулезом) КРС, сапом лошадей, гельминто-зов домашних животных на территории Северо-Кавказского края [14, с. 638]. Профессорско-преподавательский состав института, как и студенты, не прерывая занятий, проводил работу по борьбе с заразными болезнями животных Северного Кавказа и Закавказья.

За 1930-е гг. НЗВИ было подготовлено 1260 ветврачей и 320 зоотехников [16]. Вуз отличался высоким уровнем успеваемости студентов. По данным газеты «Молот», в 1939 г. 82 % выпускников этого института получали хорошие и отличные оценки и также успешно проявляли себя на производстве.

Несмотря на становление и развитие высшего мелиоративного и животноводческого образования, проблема квалифицированного оснащения всей аграрной сферы к концу 1920-х гг. не была решена. С началом 1930-х гг. в связи с быстрым ростом новых колхозов, совхозов, машинно-тракторных станций (МТС), а также расширением и укреплением старых совхозов образовался большой разрыв между потребностью в кадрах специалистов сельского хозяйства и их наличием. Сама жизнь настоятельно диктовала необходимость как можно быстрее решить проблему обеспечения сельского хозяйства страны квалифицированными специалистами.

Вопрос о создании института для подготовки специалистов аграрного сектора на юге страны с новой остротой стал в 1928 г. Это было во многом обусловлено выполнением решений Политбюро ЦК ВКП(б) в апреле 1928 г. о строительстве крупных механизированных зерновых совхозов. По решению июльского (1928 г.) Пленума ЦК ВКП(б) первыми на Северном Кавказе были созданы совхоз № 1 «Гигант» и Учебно-опытный зерносовхоз № 2.

26 марта 1930 г Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное Постановление об открытии на Северном Кавказе вуза, готовившего инженеров-механиков. На обучение в новый вуз были сориентированы прежде всего рабочие крупных фабрично-заводских предприятий и совхозов с продолжительным производственным стажем. Слушателям нового института гарантировались некоторые льготы, присущие студентам, командированным в высшие сельскохозяйственные учебные заведения по особой разверстке [17]. Так, в апреле 1930 г. в Зернограде открылся первый в стране Институт инженеров-механизаторов социалистического земледелия (ИИМСЗ).

На учебу в институт прибыло 555 студентов. Среди них 161 человек был прислан из Москвы; 154 - из Ленинграда; 31 - из Ростова-на-Дону; 24 - из Тулы; 14 -из Перми; по 2 - из Свердловска и Орехово-Зуево; по 8 - из Серпухова и Твери; 7 - из Кронштадта; по 4 -из Самары и Златоуста. Также прибыли студенты из

Рязани, Таганрога, Сулина, Калуги, Грозного, Новороссийска и других городов СССР. Только 65 прибывших студентов имели среднее образование, 60 - неполное среднее, все остальные не имели образования [18].

Первоначально срок обучения был двухлетний. Организация учебной работы строилась так, чтобы теоретическое и производственное обучение тесно увязывалось. В основу был положен такой принцип: производственной работе студента предшествует предварительная теоретическая подготовка, чтобы он мог со знанием дела воспринимать необходимые практические навыки. После производственной работы проводилась углубленная теоретическая проработка с целью обобщения полученных навыков и дальнейшего расширения знаний.

Уже первый год работы института явился периодом высоких темпов учебы, потребовавших от коллектива огромного напряжения сил. К лету 1931 г. была пройдена не только общеобразовательная программа, но и начат ряд предметов из инженерных дисциплин. К их числу можно отнести теоретическую механику, сопротивление материалов и др. [19]. Учебные группы настойчиво боролись за первенство в учебе, за завоевание переходящего Красного знамени дирекции и парт-коллектива втуза.

Зимой 1931 г. студенты института совместно с 28 учащимися Северо-Кавказского государственного университета, Новочеркасских зернового и ветеринарного институтов проводили в Мечетинском районе Ростовской области агропоход. В мероприятия входила организация бесед о развитии сельскохозяйственного производства; работа с неграмотными; разъяснение правительственных задач преобразований села и многое другое [20].

В сентябре 1931 г. вуз перешел на пятилетний срок обучения. Начиная с третьего набора, в него стали зачислять только лиц со средним образованием. Это в значительной мере способствовало упорядочению учебного процесса, укрепилась учебная дисциплина, повысилось качество учебы. Из воспоминаний студентов тех лет видно, насколько серьезно слушатели относились к учебному процессу. Следствием такого отношения было большое количество студентов, получавших стипендию. Так, в 1937 г. стипендию получали 93 % всех слушателей.

В 1937 г ИИМСЗ превратился в крупное учебное заведение, получившее новое название: Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства (АЧИМСХ). К концу 1930-х гг. в нем насчитывалось 16 кафедр, 6 кабинетов, 10 лабораторий. Контингент студентов достигал 800 человек, из них 12 % - члены партии и 30 % члены ВЛКСМ [21]. Подготовкой будущих специалистов занимались солидные преподавательские кадры.

В этот период большое внимание было уделено науке. От экспериментов, первых научных проб коллектив института постепенно переходил к широкой исследовательской работе. Кафедра земледелия и растениеводства, возглавляемая доц. И.Г. Деяновым, успешно работала над темой «Меры борьбы с осотом». В результате этого исследования колхозы и совхозы страны получили ряд ценных практических рекомендаций о методах борьбы с опасным сорняком. Кафедра электротехники во главе с доц. П.М. Ря-

занцевым в 1939 г. завершила исследование стартерных аккумуляторов и трехщелочной динамомашины, сделав ряд важных практических выводов. Сотрудники кафедры тракторов под руководством А.М. Тумермана принимали самое активное участие в разработке рекомендаций по переводу автотракторного парка на газогенераторное топливо, а также изучали проблему износоустойчивости механизмов тракторов. На кафедре химии разрабатывался новый принцип смазки тракторов эмульсией - он был принят к производству. Кафедрой эксплуатации машинно-тракторного парка рассматривались актуальные вопросы механизации уборки зерновых культур, более рационального использования сельскохозяйственной техники [22, л. 3].

На основании этих изысканий сельскохозяйственному производству были рекомендованы: формы организации совместной работы комбайнов и транспорта; рациональная транспортировка зерна в период уборки; разумные приемы эксплуатации сеноуборочных машин. Был внедрен ряд практических рекомендаций по преодолению сопротивления передвижению плуга.

Успешно работал в предвоенные годы и студенческий научно-образовательный кружок. Он объединял более 80 студентов старших курсов. В механической, технологической и общетехнической секциях проводилась многообразная и интересная научно-исследовательская работа. Под руководством ведущих преподавателей члены кружка разрабатывали важные темы, многие из которых приобрели большое практическое значение. Например, важными были следующие работы: «Увеличение пропускной способности комбайна С-1» студента А. Стрельникова и «Увеличение коэффициента использования рабочего времени комбайна на уборке» студента И. Манченко. Студент Ю. Любинский под руководством доцента П.М. Рязанцева внес ценные предложения по теме «Автомобильные аккумуляторы», а студент А. Мартыненко сконструировал универсальный станок для притирки клапанов.

К своему десятилетию в 1940 г. институт подошел со значительными результатами. Улучшилась научно-исследовательская работа, повысилось качество учебы. За первое десятилетие институт окончило 893 инженера-механика. Из всего количества выпущенных за десятилетие специалистов 69,5 % были распределены на работу в совхозы страны, 7 % трудились в вузах и научно-технических учреждениях, а 13 % преподавали технические дисциплины в техникумах и школах массовой квалификации [22, л. 1].

Наряду с этим проводилась большая работа по подготовке кадров массовых квалификаций: трактористов, комбайнеров, механиков, нормировщиков, бригадиров. Только за 1931 - 1934 гг. институт подготовил 1 644 таких специалиста. По специальной системе подготовки было выпущено более 200 руководителей совхозов. В 1935 -1993 гг. в институте работали курсы дизельных механиков, начальников автоколонн, инженеров по газогенераторным двигателям. Их окончили более 300 человек.

О степени подготовки выпущенных институтом специалистов убедительно свидетельствовали отзывы государственной квалификационной комиссии: «Подавляющее большинство дипломных проектов направлено на

разрешение актуальных вопросов сельскохозяйственного производства. В проектах отражены вопросы организации и технологии с учетом опыта работы стахановцев и передовиков сельскохозяйственного производства. Неотъемлемой частью каждого проекта являются элементы конструирования» [22, л. 1 об.].

Таким образом, в рассматриваемый период система высшего сельскохозяйственного образования в стране в основном была сформирована. Доминирующим подходом при организации сельхозвузов явилась их узко-специализированность. Многие сельскохозяйственные вузы первоначально были однофакультетными с несколькими отделениями. Существенным обстоятельством явилось еще и то, что некоторые вузы в этот период были организованы на базе учебных хозяйств. Такой подход изначально расширял возможности производственной практики, которая вскоре стала непрерывной.

Однако кадровая проблема сектора в рассматриваемый период была еще не полностью решена. Потребность в специалистах-аграриях все более возрастала. По подсчетам КрайЗУ и КрайОНО в 1938 г к подготовленным сель-хозвузами специалистам потребовалось еще дополнительно 905 агрономов «по линии земельных органов» и 1 726 агрономов «по линии сельскохозяйственной кооперации» [23, л. 2]. Тем не менее из 21 900 специалистов-аграриев, подготовленных сельхозвузами страны за 1930-е гг., около 4,5 тыс. были подготовлены вузами Дона [1, с. 21; 23, л. 6; 24]. Существующие в регионе сельскохозяйственные вузы несколько разрядили напряженность, вызванную нехваткой квалифицированных кадров для сельского хозяйства.

Литература

1. Иванович К.А. Высшая сельскохозяйственная школа в СССР. М., 1948.

2. Советский Юг. 1922. № 97. 30 авг.

3. Государственный архив Ростовской области (ГАРО), ф. Р-51, оп. 1, д. 196, л. 22.

4. Шкура В.Н., Волосухин В.А., Николаева Л.С. Новочеркасская государственная мелиоративная академия: история и современность. Новочеркасск, 2001.

5. ГАРО, ф. Р-51, оп. 1, д. 88, л. 11.

6. Известия ДИСХиМ. Т. 5 (1922 - 1924) / Отв. ред. Н.В. Новопокровский. Новочеркасск, 1925.

7. ГАРО, ф. Р-51, оп. 1, д. 256, л. 61-62.

8. Там же, д. 402, л. 283-289.

9. Там же, оп. 2, д. 17.

10. Там же, д. 68, л. 30.

11. Там же, оп. 1, д. 447, л. 5-6.

12. Там же, д. 495, л. 82.

13. Там же, д. 489, л. 7.

14. Кирсанов Е.И. Слава и трагедия Новочеркасска 1805 - 2005 (Исторические очерки). Т. 2. Новочеркасск, 2005.

15. Известия Донского ветеринарного института. Т. 3. Вып. 1. Новочеркасск, 1921. С. 6.

16. Столетие передового института. Информационный материал // Молот. 1940. 25 дек.

17. Государственный Архив Российской Федерации 21. (ГАРФ), ф. 5466, оп. 1, д. 54, л. 19-20. 22.

18. Там же, ф. 7802, оп. 2, д. 93, л. 8. 23.

19. ГАРО, ф. Р-2287, оп. 4, д. 10/1334, л. 7.

20. Зайдинер В.И., Ковынева С.А. Азово-Черноморская го- 24. сударственная агроинженерная академия. Ростов н/Д,

2000. С. 30.

ГАРО, ф. Р-2287, оп. 1, д. 5298, л. 2. Там же, ф. 4347, оп. 1, д. 36.

Центр документации новейшей истории Ростовской области, ф. 7, оп. 1, д. 677. См.: Большая Советская Энциклопедия. Т. 38 / Под ред. Б.А. Веденского. М., 1955. С. 448.

Ростовский государственный университет путей сообщения

12 декабря 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.