Выпуск посвящен 125-летию со дня рождения Н.И. ВАВИЛОВА
УДК 94(3)
© 2012 г. М.А. Таранов, В.И. Зайдинер
НИКОЛАИ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ
Показана роль Н.И. Вавилова в организации научного и кадрового обеспечения в области механизации сельского хозяйства. Выдающийся ученик Н.И. Вавилова академик Л.С. Марголин был первым ректором Азово-Черноморской государственной агроинже-нерной академии (в то время - Института инженеров-механиков социалистического земледелия).
Ключевые слова: механизация, сельское хозяйство, зерновой совхоз, Северный Кавказ.
Vavilov's role in the organization scientific and staffing in the field of agriculture mechanization is considered. The academician Margolin - Vavilov's outstanding pupil - was the first rector of the Azov-Black Sea State Agro-engineering Academy (at that time - the institute of mechanical engineers of socialist agriculture).
Key words: mechanization, agriculture, State grain farm, North Caucasus.
Выдающийся русский ученый, крупнейший ученый с мировым именем Николай Иванович Вавилов внимательно относился к проблемам механизации сельского хозяйства России, всячески поддерживал ученых - представителей агроинженерной
науки. Одним из таких ученых, являвшихся сподвижником и помощником Н.И. Вавилова, был Лев Соломонович Марголин*, избранный в мае 1935 года академиком ВАСХНИЛ, а в 1936 году ставший Ученым секретарем этой академии.
*Лев Соломонович Марголин родился в 1895 году. С золотой медалью окончил Минскую гимназию. Затем учился в Петроградском университете. Участвовал в Февральской и Октябрьской революциях. В 1918 году вступил в Коммунистическую партию. С 1922 по 1925 гг. учился на экономическом факультете Тимирязевской сельскохозяйственной академии. С середины 1920-х годов работал членом Коллегии, заместителем председателя Планового управления Народного комиссариата земледелия РСФСР. Стал первым директором Учебно-опытного зерносовхоза № 2 на Северном Кавказе и первым ректором Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (в то время - Института инженеров-механиков социалистического земледелия, созданного в апреле 1930 года на производственной базе УОЗа № 2). В сентябре 1931 года был утвержден директором Западно-Сибирского Зернотреста, в который входило 30 совхозов. В 1933 году -начальник научно-технического отдела Наркомата совхозов СССР. В мае 1935 года избран академиком Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина.
В августе 1937 года Л.С. Марголина арестовали и потребовали написать клеветническое заявление на вице-президента ВАСХНИЛ НИ. Вавилова. Марголин категорически отказался. В сентябре 1937 года он был расстрелян. В 1955 году в числе первых 16 тысяч политических заключенных Л.С. Марголин был полностью реабилитирован и восстановлен в рядах КПСС, членом которой он был с 1918 года.
Лев Соломонович Марголин являлся одним из инициаторов развертывания в стране крупных механизированных зерновых совхозов, стал первым директором Учебно-опытного зерносовхоза, организованного в ноябре 1928 года в Донском округе Северо-Кавказского края, и первым ректором Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (в то время - Института инженеров-механиков социалистического земледелия).
В настоящей статье рассматриваются сюжеты, связанные с организацией Учебно-опытного зерносовхоза и открытием на его производственной базе первого в стране специализированного вуза для подготовки инженерных кадров аграрного сектора экономики страны.
Во второй половине 20-х годов ХХ века Советский Союз принял курс на индустриализацию страны: строились новые крупные заводы, фабрики, гидроэлектростанции, железнодорожные магистрали. Возникали новые города, росла численность городского населения. Требовались значительные средства для закупки за рубежом машин и оборудования для возводимых предприятий, возрастала необходимость в более полном объеме снабжать города сельскохозяйственной продукцией. Валюту для закупки за рубежом машин и оборудования можно было получить, прежде всего, за счет экспорта зерна. Таким образом, потребность в зерне резко возрастала. В то же время на рубеже 1927-1928 гг. в стране возникли серьезные трудности с заготовками хлеба и разразился хлебозаготовительный кризис. В силу ряда причин (низкие цены на зерно, отсутствие в распоряжении государственных органов достаточного количества промышленных това-
ров, в которых нуждались крестьяне и которые они могли бы приобрести, ожидание весны в надежде, что хлеб можно будет реализовать по более выгодной цене и др.) крестьяне не торопились продавать зерно государству. К январю 1928 году государством было закуплено зерна на 128 млн пудов меньше, чем в предыдущем году. Сокращение заготовок хлеба создавало угрозу реализации планов индустриализации, ухудшало экономическое положение, вело к обострению социальных конфликтов в обществе. Требовался исключительно осторожный, взвешенный подход при решении проблем закупок зерна.
Однако партийно-государственное руководство страны во главе с И.В. Сталиным, игнорируя мнение членов Политбюро ЦК ВКП(б) Н И. Бухарина и А.И. Рыкова, а также некоторых других видных партийных и хозяйственных работников, пошло по пути отказа от новой экономической политики, по пути утверждения административно-командных методов руководства.
По мнению И.В. Сталина и его ближайшего окружения, решение проблемы производства и заготовок зерна нельзя было затягивать. Хлеб нужен был срочно. Дать хлеб сравнительно быстро и в большом количестве могли только крупные хозяйства. Ставку на зажиточного крестьянина, так называемого «кулака», партийно-государственное руководство во главе со Сталиным категорически отвергало. В этой обстановке и рождается идея решить зерновую проблему в короткие сроки на основе развертывания сельскохозяйственных предприятий социалистического типа -колхозов и совхозов.
Руководство страны уделяло пристальное внимание развертыванию крупных механизированных зерновых совхозов.
Июльский (1928 г.) Пленум ЦК ВКП(б) в резолюции «Политика хлебозаготовок в связи с общим хозяйственным положением» констатировал, что зерновое хозяйство как таковое является самым отсталым из все отраслей сельского хозяйства как в смысле его продуктивности, так и товарности [1]. Было подчеркнуто, что
«зерновая проблема является одной из серьезнейших проблем хозяйственной политики» [2].
Пленумом ЦК намечался ряд мер, в том числе «развить существующие совхозы и построить новые крупные зерновые совхозы, обеспечивающие максимум товарности и представляющие наряду с колхозами опорные пункты содействия реконструкции крестьянского хозяйства» Г31.
Решено было в течение 4-5 лет в РСФСР и на Украине организовать новые крупные зерновые совхозы «в расчете на то, чтобы на конец этого срока иметь в них годовое производство товарного хлеба в размере 100 млн пудов» [4].
1 августа 1923 года был учрежден новый орган общесоюзного значения - Зер-нотрест. Его главными задачами являлись: организация строительства зерновых совхозов и руководство их производственной деятельностью.
Уже в 1928 году на свободных государственных землях образуются 10 крупных зерносовхозов с общей земельной площадью 545 тыс. га [5].
Организовывать крупные зерновые совхозы в условиях, когда в кардинальных преобразованиях на селе предпринимались лишь первые шаги, было весьма сложно.
Опыта создания крупных рентабельных хозяйств в стране тогда не было. Незначительным он был и за рубежом. Нужна была своеобразная лаборатория совхозного строительства. Такой лабораторией, таким совхозом-школой и стал Учебно-опытный зерносовхоз № 2, развернутый в ноябре 1928 года в Донском округе СевероКавказского края. Инициатором создания этого совхоза и его первым директором был выпускник Тимирязевской сельскохозяйственной академии Лев Соломонович Марголин.
17 сентября 1928 года в присутствии сподвижников Николая Ивановича Вавилова - крупнейшего специалиста по проблемам механизации сельского хозяйства России Дмитрия Дмитриевича Арцыбаше-ва и выдающегося аграрника-экономиста Александра Васильевича Чаянова - правление Зернотреста в очередной раз обсуж-
дало вопрос об организации опытно-показательного учебного (типового) совхоза. Правление приняло решение:
«- Признать необходимым немедленно приступить к организации типового совхоза с таким расчетом, чтобы к весне 1930 года туда могли быть направлены практиканты.
- Для организации типового совхоза образовать Организационную комиссию в составе: тов. Марголин (председатель), тов. Вэр, тов. Кравков, проф. Макаров, проф. Арцыбашев...» [6].
28 ноября 1928 года правление Зер-нотреста приняло постановление «Об организационном плане для опытно-учебного совхоза, организуемого на Северном Кавказе в Донском округе», в котором четко определило цели и задачи создаваемого крупного хозяйства. «Признать необходимым дальнейшее уточнение организационного плана опытно-учебного совхоза на основании следующих положений:
1. Опытно-учебный совхоз, организуемый на Северном Кавказе в Донском округе, имеет своей задачей:
а) дать образец работы крупного экономически рационально организованного зернового хозяйства на базе наиболее высокой техники и высокой производительности труда;
б) вести научно-исследовательскую работу в области конкретной организации крупного механизированного совхоза;
в) служить базой для практического обучения и совершенствования студентов сельскохозяйственных вузов, подготавливаемых для работы в крупном зерновом хозяйстве.
2. На основании пункта 1 -го опытно-учебный совхоз должен иметь три самостоятельных части: производственную, научно-исследовательскую и учебную» [7].
Следовательно, зерносовхоз в районе станции Верблюд с самого начала замышлялся как учебно-опытный, как база для подготовки инженерных кадров для села.
Организация на селе крупных сельскохозяйственных предприятий, создание машино-тракторных станций, строительство механизированных зерновых совхо-
зов, внедрение в сельскохозяйственное производство механизации и агротехники диктовали необходимость подготовки специалистов сельского хозяйства высшей квалификации. В этой связи небезынтересно замечание Председателя Президиума ЦИК СССР М.И. Калинина, высказанное в 1923 году на Всесоюзной конференции по борьбе с засухой: «Инженер, агроном и техник являются в настоящее время необходимой принадлежностью производственного коллектива, - подчеркнул он. -Этим самым, однако, я вовсе не хочу сказать, что наше крупное общественное сельское хозяйство в достаточной мере насыщено специалистами высшей квалификации. Нет, нам еще далеко до полного удовлетворения потребностей сельского хозяйства в инженерах, агрономах и техниках» [8].
Заметим, что в 1929 - начале 1930 года не было еще ни одного специализированного агроинженерного вуза. Инженеров сельскохозяйственного производства в двадцатые годы в небольшом количестве готовили:
- инженерный факультет Тимирязевской сельскохозяйственной академии;
- факультет индустриального земледелия Московского механического института им. М.В. Ломоносова;
- факультет индустриального земледелия Ленинградского политехнического института;
- секция машиноведения Ленинградского сельскохозяйственного института [9].
В конце 1929 года в огромной Советской стране насчитывалось лишь 759 агрономов-инженеров [10].
К концу двадцатых годов в стране образовался большой разрыв между потребностью в кадрах специалистов сельского хозяйства, в том числе и инженерных кадров, и их наличием. В связи с этим со всей остротой встал вопрос об организации специализированных вузов для подготовки инженеров сельскохозяйственного производства.
30 апреля 1930 года Правление Зер-нотреста приняло решение «О приеме и реорганизации передаваемых в ведение
Зернотреста сельскохозяйственных ВУЗов и ВТУЗов», в котором говорилось об организации Ленинградского института механизации и электрификации сельского хозяйства на базе факультета индустриального земледелия Ленинградского политехнического института и секции машиноведения Ленинградского сельскохозяйственного института, а также об организации Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства [11]. То есть 30 апреля 1930 года было принято решение об открытии в Ленинграде и Москве специализированных агроинженерных вузов. А за две недели до этого, 15 апреля 1930 года, в донской степи на производственной базе Учебно-опытного зерносовхоза № 2 в районе станции Верблюд Северо-Кавказской железной дороги был открыт практически первый в стране специализированный агроинженерный вуз - Институт инженеров-механиков социалистического земледелия (ныне - Азово-Черноморская государственная агроинже-нерная академия).
О первых шагах этого учебного заведения расскажем несколько подробнее.
В июле 1928 года проводился Пленум ЦК ВКП(б), на котором, наряду с другими вопросами, решался вопрос «Об улучшении подготовки новых специалистов (ВТУЗы)». На этом пленуме отмечалось, что улучшение дела подготовки специалистов стоит в ряду первостепенных задач [12].
При организации Института инженеров-механиков социалистического земледелия на Северном Кавказе эти требования выполнялись в полном объеме.
13 января 1930 года директор Учебно-опытного зерносовхоза № 2 Л.С. Мар-голин докладывал на заседании Правления Зернотреста о состоянии дел в УОЗе № 2 и готовности к открытию в совхозе, на его производственной базе Института инженеров-механиков социалистического земледелия. В решении Правления отмечалось:
1. Признать необходимым организацию в Учебно-опытном совхозе специального института для подготовки инженеров индустриального земледелия...
5. Отвести половину участков в Учебно-опытном зерносовхозе целиком для производственной практики студентов, обеспечив эти участки дополнительным оборудованием, тракторами и прицепными орудиями, а также двойным количеством запасных частей [13]. 14 марта 1930 года Правление Зернотреста возвращается к обсуждению вопроса об открытии в УОЗе № 2 учебного института. В принятом решении читаем:
1. .подготовка проводится отделом кадров, обеспечивающим открытие ВТУЗа в намеченный срок.
2. Предложить отделу кадров обеспечить прибытие на место всех курсантов не позже 10 апреля и открыть ВТУЗ не позднее 15 апреля с.г. .
4. О настоящем постановлении поставить в известность ректора института т. Марголина» [14].
А ещё через 2 недели, 26 марта 1930 года, Совет народных Комисаров СССР принял специальное Постановление об открытии на Северном Кавказе Института инженеров-механиков социалистического земледелия, в котором подчеркивалось, «Организовать с 1-го апреля 1930 года при Учебно-опытном зерносовхозе № 2 (ст. Верблюд, Северо-Кавказский край) Института инженеров-механиков социалистического земледелия» [15].
1 апреля прибыли первые студенты, а 15 апреля 1930 года институт был открыт. И его первым ректором стал директор УОЗа № 2 Л.С. Марголин.
Л.С. Марголин выступил подлинным пропагандистом комбайновой уборки на российских полях. Приведем лишь два примера.
В конце августа 1929 года центральная газета «Правда» опубликовала его статью «Первые шаги», в которой Л.С. Мар-голин подробно рассказал об использовании комбайнов на уборке первого урожая в УОЗе № 2.
На полях совхоза работало 10 комбайнов четырех различных марок и пяти различных размеров. Комбайновая уборка полностью себя оправдала, и автор статьи
настойчиво призывал руководителей хозяйств внедрять комбайновую уборку [16].
В апрельских номере журнала «Социалистическая реконструкция сельского хозяйства» за 1936 год была опубликована статья академика Марголина, в котором он поднял ряд принципиальных вопросов, связанных с использованием комбайнов: значение комбайновой уборки, история внедрения комбайнов в США, история внедрения комбайнов в СССР, задачи подготовки квалифицированных комбайнеров, борьба за высокую агротехнику, резервные машины на комбайноуборке, создание новых высокопроизводительных комбайнов, комбайновая уборка и задачи сельскохозяйственной науки. Эти проблемы имели важное значение для углубления механизации сельского хозяйства.
И не случайно Николай Иванович Вавилов поддержал кандидатуру крупного специалиста по вопросам механизации сельского хозяйства академика Л.С. Мар-голина при выдвижении его на престижную и ответственную должность ученого секретаря ВАСХНИЛ.
Лев Соломонович Марголин был, несомненно, подлинным патриотом нашей Родины.
3 июня 1931 года он был награжден орденом Ленина под номером 129. Газета «Социалистическое земледелие» 8 июня 1931 года писала: «Л.С. Марголин - инициатор и организатор Учебно-опытного зерносовхоза № 2 на Северном Кавказе. По его инициативе в совхозе организован Институт инженеров-механиков социалистического земледелия, комплектуемый исключительно из рабочих-металлистов, курсы директоров зерносовхозов и опытная станция. В совхозе под руководством товарища Марголина проведен ряд ценнейших опытов по конструированию и реконструированию машин» [17].
В журнале «Социалистическая фабрика зерна» поместили фотографии передовых работников зерносовхозов страны, награжденных в июне 1931 года орденом Ленина. Помещен был и фотопортрет Л.С. Марголина со следующей подписью: «Товарищ Марголин - инициатор и орга-
низатор Учебно-опытного зерносовхоза. Благодаря его умелому руководству совхоз является лучшим в СССР».
Несколько раньше, в июне 1929 г., Л.С. Марголин выступал с докладом на Первом Всесоюзном совещании директоров совхозов Зернотреста. Перед этим он в течение почти полугода по заданию Правления Зернотреста находился в служебной командировке в Соединенных Штатах и изучал состояние механизации сельского хозяйства в крупных фермерских хозяйствах зернового направления. Докладчик отметил, что многое в американском сельском хозяйстве можно почерпнуть. «С другой стороны, - отметил Марголин, - я должен сказать, что в Америке нет такого хозяйства, которое могло бы для нас служить образцом. Нельзя найти в Америке одного или двух хозяйств, в котором бы мы могли посмотреть всё то, что нам нужно. Таких хозяйств в Америке нет.
Хозяйство мистера Кембелла, которое у нас получило большую известность, не является, по моему глубокому убеждению и по убеждению всех тех, кто побывал в Америке, - таким образцом, на котором мы можем учиться» [18].
Это ли не слова настоящего патриота Родины!
Литература
1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. -Изд. 9-е. - Т. 4. - Москва, 1984. - С. 349.
2. Там же. - С. 350.
3. Там же.
4. Там же. - С. 354.
5. См.: Зеленин И.Е. Зерновые совхозы СССР (1933-1941). - Москва, 1966. -С. 16.
6. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). - Ф. 7802, ок. 1, д. 11, л. 15.
7. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). - Ф. 1986, ок. 1, д. 8, л. 48-50.
8. Калинин, М.И. Социалистическая реконструкция сельского хозяйства. Статьи и речи. - Москва, 1946. - С. 39.
9. РГАЭ. - Ф. 7802, ок. 1, д. 8, л. 85.
10. Большевик. - 1929. - № 23-24. -
С. 55.
11. РГАЭ. - Ф. 7802, ок. 2, д. 93, л. 122.
12. КПСС в резолюциях . Изд. 9-е. -Т. 4. - Москва, 1984. - С. 361-362.
13. РГАЭ. - Ф. 7802, ок. 2, д. 54, л. 53-54.
14. Там же. - Л. 89, 89 об.
15. Государственный архив российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 5466, ок. 1, д. 54, л. 19-20.
16. Правда, 1929, 22 августа.
17. Социалистическое земледелие, 1931, 8 июня.
18. ГАРО. - Ф. 1986, ок. 1, д. 20, л. 47.
Сведения об авторах Таранов Михаил Алексеевич - член-корреспондент РАСХН, доктор технических наук, профессор, ректор Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград).
Зайдинер Виктор Изарович - д-р исторических наук, профессор Азово-Черномор-ской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград).
Information about the authors Taranov Mikhail Alexeevich - Corresponding Member of the Russian Academy of Agricultural Sciences (RAAS), Doctor of Technical Sciences, professor, rector of the Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd).
Zaydiner Victor Izarovich - Doctor of Historical Sciences, professor of the Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd).