сти культуры и языка. Отметим, что в большей степени процессам аккультурации и ассимиляции оказались под -вержены народы, расселенные в губернии дисперсно и вдали от основной этнической территории. Сохранению этнической идентификации во многом способствовало наличие традиционной религии у ряда народов (татар, немцев, евреев). Следовательно, ведущую роль в раз -витии большинства народов в рассматриваемый пери -од играли этнические процессы. В свою очередь, численность немцев, евреев и поляков в губернии определяли, прежде всего, миграции.
Среди поволжских губерний этнический состав Саратовской губернии выделялся достаточно высокой до -лей русского населения. Помимо этого, его специфика заключалась в том, что в нем преобладали народы, традиционные этнические территории проживания которых находились достаточно далеко (немцы, малороссы). В то же время народы, в большом количестве населяющие близлежащие территории, были представлены в губернии значительно меньше (татары, мордва, чуваши, калмыки, башкиры).
1 См.: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т Т. 4. Кн. 1: Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики М., 2004. С. 69 - 70, 85 - 86.
2 Суслов А.А. Концептуально-теоретические подходы к реализации региональной модели государственной национальной политики Российской Федерации (на примере Волгоградской области) // Культура Юга России: социальные и этнокон-фессиональные аспекты: Сб. докладов. Волгоград, 2003. С. 33.
3 См.: Шумилин В. Русские уходят с Волги. Изменение этнического баланса происходит чрезвычайно болезненно // Независимая газета. 2000. 5 сент. С. 9 - 11.
4 См.: Статистический временник Российской империи. СПб., 1866. Вып. 1. С. 4, 5, 27; Статистический обзор Саратовской губернии за 1903 г Саратов, 1904. С. 10.
5 См.: Свод статистических сведений по Саратовской губернии / Под ред. С. Харизоменова. Саратов, 1888. Ч. 1. С. 128 б -147 б; Первая всеобщая перепись населения Российской им -перии 1897 г. / Под. ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1904. Т. XXXVIII: Саратовская губерния. С. 1, 78 - 81; Статистический справочник . СПб., 1906. Вып. 1: Население и землевладение России по губерниям и сравнительные данные по некоторым Европейским государствам. С. 4, 14 - 15, 26 - 27.
6 См.: КабузанВ.М. Народы России в первой половине XIX в. Численность и этнический состав. М., 1992. С. 132, 137, 159, 174, 185, 189.
7 См.: Сведения о малорусских поселениях по Петровскому уезду за 1890 г. // ГАСО. Ф. 421. Оп. 1. Д. 888. Л. 11 - 12; Сведения о малорусских поселениях в Саратовском уезде за 1890 г. // Там же. Д. 894. Л. 9 - 10.
8 Маркелов М.Т. Саратовская мордва: Этнографические материалы // Саратовский этнографический сборник / Под ред. проф. Б.М. Соколова. Вып. 1. Саратов, 1922. С. 60.
9 Дело о мерах к пополнению недоимок по всем сборам татарского населения Хвалынского и Кузнецкого уездов Саратовской губернии. 1869 - 1888 гг. // РГИА.Ф. 573. Оп. 8. Д. 9598. Л. 11.
10 Евреи в Саратовской губернии (вне черты оседлости). 1860 // РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 15. Л. 48; Дело по прошению проживающих в Царицыне евреев о разрешении им учредить в Царицы -не синагогу. 1893 - 1894 гг. // ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 7249. Л. 25.
УДК 94(470.44-25)
О СОЗДАНИИ БАЗЫ
СЕАЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ
В НИЖНЕМ ПОВОАЖЬЕ в 1920 - 30-е годы
Создание базы сельскохозяйственной науки и машинной техники на Нижней Волге в довоенные годы - заметная страница в истории региона. Она была связана, прежде всего, с решением важнейшей государственной задачи - создание стабильного зернового производства в условиях засушливого Юго-Востока страны.
Реальная практика аграрного производства деревни в 1920 - 30-х гг. свидетельствовала о том, что развитие сельскохозяйственной науки про -исходило в неразрывной связи со становлением тракторной, комбайновой и другой машинной техники. Это был закономерный процесс, ибо только так можно было в кратчайший срок разработать и создать передовую агро -технику в хозяйствах для проведения сельскохозяйственных работ, прежде всего - в производстве по выращиванию зерновых и других культур. Поэтому не случайно уже в начале своей деятельности советское прави -тельство определило, что «наша обязанность и долг... самое отсталое производство, земледельческое, сельскохозяйственное, поставить на но -вые рельсы, чтобы его преобразовать и превратить земледелие из про -мысла, ведущегося бессознательно, по старинке, в промысел, который основан на науке и завоеваниях техники»1.
Наличие многих тысяч гектар неосвоенных пахотных земель, особенно в степных заволжских районах региона, засушливые климатические усло -вия, тяжелейшие потери людей, живой тягловой силы (лошадей) в годы
Е.В. Дворецкая,
аспирантка кафедры экономической и политической истории, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)
Первой мировой и Гражданской войн и голодного лихолетья первой половины 1920-х гг. потребовали ускоренного перехода от конно-ручных орудий к машинам на тракторной тяге. Даже в сложнейших условиях новой экономической политики процесс тракторизации усиливался с каждым годом. В 1923 г. в хозяйствах Нижнего Поволжья имелось 7 работающих тракторов, в 1924 г. -302, в 1925 г. - 1105, в 1926 г. - 1886 и на 1 октября 1928 г. - 2967 машин2. Подавляющая часть тракторов (85%) была иностранного производства, прежде всего - американской марки «Фордзон».
Но и в России в эти годы интенсивно развивалась научно-техническая мысль. У истоков создания отечественных моделей трактора был и балаковский крестьянский парень, талантливый механик-самоучка Яков Васильевич Мамин. Имея лишь два класса образования, он изобрел такие машины, которые удивляли современников в начале ХХ в. Задолго до революции он создал один из первых в мире двухтактный бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого сжатия и на его основе сконструировал колесную машину, которая получила название «русский трактор» . Я.В. Мами н сконструировал 7 моделей колесного трактора, идя от тяжелых и сложных конструкций к более упрощенны м и практичным. Таковой стала конструкция колесного трактора «Гном» мощностью 16 л .с., разработка которого полностью была завершена к началу Гражданской войны. Это была одна из первых отечественных марок колесного трактора, постройка которого была осуществлена самим изобретателем на заводе г. Балаково в 1919 г.
Я.В. Мамин разработал также проект специального тракторного завода. Его предложения были высоко оценены Председателем СНК, и изобретателю было поручено ускорить работу по организации производства тракторов в г. Балаково. Для этой цели Я. В. Мамин был командирован за границу, где по своему проекту он заказал необходимые станки и оборудование. Прибыв из-за границы, Я .В. Мамин активно взялся за дело. Но начать производство трактора марки « Гном» на балаковской земле не удалось. По решению центральных и местных руководящих органов его производство было перенаправлено на завод «Возрождение» в г. Маркс. Организацию производства указанной марки на неспециализиро -ванном заводе в г. Марксе возглавил Я .В. Мамин. Вместе с ним работал и его сын - Н .Я. Мамин. В процессе конструкторской работы Я .В. Мамин и его сын приходят к мысли, что для нужд крестьянского хозяйства необходимо создание еще более простого трактора меньшей мощности. Такая модель была ими разработана к лету 1924 г., и вскоре было изготовлено два первых трактора марки «Карлик» мощностью 12 л .с. Пройдя испытание в местных условиях, трактор марки «Карлик» был отправлен в Москву на машиноиспытательную станцию Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Испытания прошли успешно: трактор показал отличные конструктивные и производственные качества. Однако трактора «Карлик» и «Гном» не нашли широкого применения в нижневолжской деревне. Их производство на заводе «Возрождение» было незначительным. В 1925/1926 хозяйственном году было выпущено всего 10 тракторов марки «Карлик», хотя предполагалось выпускать по 5 машин в день.
Принятые плановые показатели по производству тракторов конструкции Я.В. Мамина не были выполнены, и программа создания производства собственного трактора в регионе в 1920-х гг. не была реализована. Это объяснялось сложностью организации местного тракторостроения на неспециализированных предприятиях, трудностью освоения нового производства из-за технической отсталости и низкой квалификации производственных кадров. И руководство страны с 1926 г. стало проводить курс на прекращение производства тракторов на большей части местных неспециализированных заводов. В исторической литературе3 неоднократно указывалось, что в развитии отечественного тракторостроения был взят курс на создание государственных специализированных тракторных заводов по производству мощных колесных и гусеничных машин, главным образом для крупных общественных хозяйств в аграрном производстве. Одним из первых в стране стал тракторный завод в Сталинграде. Здесь 12 июля 1926 г. на пустынной северной окраине города были заложены первые кирпичи в фундамент мощного завода.
Но строительные работы на первом этапе (1926 -1928 гг.) не могли быть широко развернуты. Все объяснялось , во-первых, тем, что ВСНХ и Госплан СССР несколько раз пересматривали в сторону увеличения задания по производственной мощности завода. Во-вторых, длительное время в Госплане СССР шли острые споры о технологическом процессе изготовления тракторов. Значительная часть старых инженеров настаивала на традиционном, европейского образца производстве. Им противостояли специалисты - сторонники новейшей технологии массово-поточного производства с применением конвейеров, применяемой в США. В свя -зи со всем этим затягивалась разработка и окончательное составление научно-технического проекта сооружения завода, установление типа производимого трактора. Победили сторонники массово-поточного производства, которые определили конечную производственную мощь завода - 40 тыс. тракторов в год.
Строительство основных цехов Сталинградского тракторного завода началось с июля 1929 г. Благодаря высоким темпам строительства к 10 февраля 1930 г. основные цехи СТЗ были построены и подготовлены к монтажу оборудования. Уже к 10 июня 1930 г. все прибывшее из-за границы оборудование было смонтировано, а 17 июня руководство завода сообщило телеграммой в ЦК ВКП(б) и газету « Правда»: «Сегодня сняли первый трактор с конвейер а...». Это был колесный трактор марки «СТЗ-15/30» с карбюраторным двигателем.
Освоение массового производства этой машины на СТЗ было сложным и длительным. Только 20 апреля 1932 г. с конвейера Сталинградского тракторного завода сошли 144 трактора - проектная мощь была освоена полностью.
С ее освоением СТЗ резко увеличил производство тракторной техники. Если в 1931 г. им было произведено 17536 тракторов, то в 1932 г. - 29509, а в 1 933 г. -40 тыс. машин. К тому же с 1933 г. тракторы целиком делались из отечественных деталей. На СТЗ действовала конструкторская группа, которая уже в 1931 г. разработала ряд проектов по изготовлению сложных деталей и инструментов, ранее ввозимых из-за границы. Эта
группа (затем отдел) в своей деятельности функциони -ровала в единстве с цеховыми коллективами инженер -но-технических работников тракторного института, кото -рый был основан в мае 1930 г. (его организатором и пер -вым ректором был В. Г Ильинский). С помощью трактор -ного института на заводе был организован рабочий уни -верситет по овладению техникой, в который в первый же год было подано 4 тыс. заявлений. Это был своеоб -разный центр рационализаторов завода.
С начала второй пятилетки конструкторами, ведущи -ми инженерами и техниками завода велась разработка нового отечественного гусеничного трактора средней мощности. Эта работа осуществлялась совместно с конструкторами Харьковского тракторного завода и научно-экспериментального института автотракторной про -мышленности СССР. Результатом этой работы стал гу -сеничный трактор марки «СХТЗ - НАТИ» мощностью 52 л. с. 16 июля 1 935 г. на опытном поле института « НАТИ» прошло испытание двух тракторов «СХТЗ -НАТИ», изготовленных на Сталинградском тракторном заводе. На испытании присутствовали И . Сталин, С. Ор -джоникидзе, М. Калинин. Новая модель «СХТЗ - НАТИ» была рекомендована для массового производства на Сталинградском и Харьковском тракторных заводах. 1 5 мая 1937 г. с большого конвейера СТЗ сошел последний колесный трактор № 207032 и завод приступил к производству гусеничного трактора «СХТЗ -НАТИ». Уже в 1938 г. из общего числа произведенных в стране гусеничных маши н всех модификаций на трак -тор марки «СХТЗ - НАТИ» приходилось около поло -вины - более 45%.
Получение высоких урожаев зерновых и других культур в засушливых районах Нижнего Поволжья во мно-гом зависит и от сроков их уборки. Значительное сокращение этих сроков, особенно на больших посевных пло -щадях колхозных и совхозных полей, было возможно только при помощи механизации уборочных работ путем внедрения сложной уборочной машины - зернового комбайна. Поэтому в постановлении СНК РСФСР «О работе Саратовского губземисполкома» от 8 февраля 1 927 г. предлагалось: «... Государственной плановой комиссии и Высшему Совету народного хозяйства РСФСР обсудить вопрос об устройстве в Саратовской губернии завода уборочных машин для удовлетворения потребностей Поволжья в сельскохозяйственных машинах и войти с соответствующим проектом постановления в экономическое совещание РСФСР». Такой проект был разработан (1928 г.) с четким обоснованием: «Тех -нико-экономические соображения по вопросу о сооружении завода сложных молотилок в Саратове». Они-то и предопределили строительство комбайнового завода в Саратове, которое началось 25 июня 1930 г. Это была самая большая стройка того периода на саратовской земле. Используя опыт сталинградских тракторострои -телей, саратовские комбайностроители к началу января 1 932 г. успешно прошли этап строительства и приступи -ли к этапу подготовки завода к пуску. В конце января в газете «Правда» появился снимок первого зерноуборочного комбайна, вы пущенного Саратовским комбайновым заводом. Это была усовершенствованная машина мар -ки «СЗК Ж-М-4,6».
Главное в освоении производства - кадры высшей, средней и массовой квалификации. И они на СЗК име-
лись. Уже в конце 1932 г. здесь насчитывалось более 400 инженерно-технических работников, которые обеспечивали техническое освоение комбайнового производства. Что касается массовых производственных кадров, то они готовились, главным образом, в школе ФЗУ при комбайновом заводе. В ней лишь за 1933 г. было обучено и выпущено 958 квалифицированных рабочих, в том числе 715 слесарей, 90 токарей, 48 фрезеровщиков, 33 строгальщика и 28 сварщиков4. На СЗК действовала школа механиков по комбайнам. К середине 1930 г. она стала массовой. В 1936 г. в ней обучалось 450 человек.
Реальное производство комбайнов на Саратовском комбайновом заводе, несмотря на все трудности - значительное. Если в 1932г. на нём было произведено 1580 ком -байнов, то в 1935г. - 6500, в 1936 - 12671, в 1937 -1 5000 машин. Наряду с резким увеличением количественных показателей в последние годы второй пятилетки произошли и существенные качественные усовершенствования. Главное - была усилена мощность комбайна за счет замены мотора марки «СТЗ» двигателем «ГАЗ - НАТИ» производства Горьковского автозавода.
Во второй половине 1937 г. Саратовский комбайновый завод приостановил свою производственную деятельность. С августа этого года началось его перепрофилирование на выпуск боевых самолетов.
По мере увеличения производства машинной техники на Сталинградском тракторном и Саратовском ком -байновом заводах, Советское государство усиливало процессы тракторизации и комбайнизации на колхозных и совхозных полях нижнего Поволжья. Уже в конце первой пятилетки на них работало 9590 тракторов, из кото -рых более 2/3 были произведены на Сталинградском тракторном заводе. Наряду с тракторами, в 1 932 г. в нижневолжских колхозах и совхозах действовало 799 зерновых комбайнов (на 69% - производства СЗК) и 950 грузовых автомаши н, из которых около поло вины - Горьковского автозавода. В предвоенные годы наличие машинной техники производства волжских индустриальных гигантов возросло в несколько раз. Так, на 1 июня 1941 г. только в сельском хозяйстве Саратовской области насчитывалось 20,4 тыс. тракторов, из них - 3,3 тыс. гусеничных и 17,1 тыс. колесных тракторов марки «СТЗ -ХТЗ». К этому времени парк зерновых комбайнов в области возрос до 7,5 тыс. и грузовых машин - до 3,9 тыс.5.
Создавая базу отечественного тракторостроения и крупного сельхозмашиностроения, Советское государство в довоенный период осуществило важные меры по развитию в Нижнем Поволжье сельскохозяйственной науки. Особая их важность обусловливалась необходимостью формирования здесь стабильного хлебного про -изводства и разработки для этого специальной, научно обоснованной агротехники применительно к засушливым условиям региона. В этой связи в постановлении СНК РСФС Р « О работе Саратовского губисполкома» от 8 февраля 1927 г. рекомендовалось «усилить темп работ по созданию засухоустойчивых крестьянских хозяйств,. ускорить мероприятия, способствующие расширению по -севных площадей ... в частности по пшенице.». Для целенаправленной борьбы с засухой в постановлении предлагалось: а) усилить семеноводческую работу в хозяйствах губернии; б) шире вовлекать население во внутриселенное землеустройство, особенно в районах организации засухоустойчивых хозяйств; в) предусмот-
реть необходимые мероприятия по улучшению обработки почвы и посеву в оптимальные сроки озимых и яровых; д) проводить мероприятия по мелиорации, лесоразведению и др.
Учитывая особую важность этих агромероприятий, СНК РСФСР в постановлении «Об усилении ассигнований на развитие хозяйства Саратовской губернии» от 28 февраля 1927 г. поручил особо рассмотреть вопрос «о расширении работ Саратовской областной опытной станции и ее филиалов в области сухого земледелия путем соответствующего дооборудования станции и усиления ассигнований на развертывание соответствующих исследовательских работ»6.
Такая поддержка государственных органов в центре и на местах положительно сказалась на расширении работ опытных сельскохозяйственных станций Нижнего Поволжья, особенно на Балашовской, Сталинградской, Петровской, Саратовской, Краснокутской станциях. Весьма плодотворно осуществляла работу в 1920-е гг. Крас-нокутская сельскохозяйственная опытная станция по агротехнике сбережения влаги при обработке почвы, посевах зерновых и других культур в единоличных крестьянских хозяйствах и коллективных товариществах в засушливых районах Заволжья. На этой станции были выведены ценные засухоустойчивые сорта яровой пшеницы, ячменя, многолетних трав, зимостойкие сорта озимой пшеницы; была выявлена пригодность для сухого Заволжья и некоторых сортов проса, кукурузы, бобовых и масленичных культур. За 1926 - 1928 гг. Краснокутская станция распространила среди населения 35043 пуда селекционных и улучшенных яровых и озимых культур. Из этого количества 854 пуда было разослано бесплатно крестьянам-опытникам. С помощью крестьян-опытников станция проводила проверку в хозяйствах своих научных достижений и продвигала их в крестьянские и другие хозяйства.
С конца 1920-х гг. в развитии сельскохозяйственной науки началось новое время, связанное с утверждением колхозно-совхозного производства. В целях координации работы и усиления научно -методического руководства по научно-исследовательской сети, СНК СССР 25 июня 1929 г. постановил организовать Всесоюзную академию сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина с сетью общих академических и отраслевых специализированных институтов. Вся сеть опытных учреждений краев и областей была подчинена этим отраслевым институтам. На местах была заметно расширена сеть опытных учреждений. На Нижней Волге с начала 1930-х гг. особую роль играл Институт зернового хозяйства Юго-востока СССР под руководством крупнейшего ученого-аграрника Н.М. Тулайкова. В предвоенные годы в нем вели плодотворную научно-исследовательскую работу известные селекционеры Г.К. Мейстер, А. П. Шехурдин, В .А. Мамонтова и др. Особенно значимы были успехи лаборатории селекции и семеноводства яровой пшеницы под руководством лауреата Государственной премии, доктора сельскохозяйственных наук А.П. Шехурдина, в которой было выведено 26 новых сортов яровой пшеницы. Посевы этих сортов в конце 1930-х гг. занимали 10 млн га, или 43% всех сортовых посевов пшеницы в СССР.
За 1930-е гг. общая сеть государственных селекционных и других опытных станций в районах Нижнего
Поволжья увеличилась до 14 и опорных опытных пунктов по различным сельхозкультурам и животным - до 22 единиц. К тому же государственные и общественные органы на местах активно работали над созданием се -меноводческих и племенных совхозов и колхозов. Толь -ко в Саратовской области к концу предвоенных лет было 6 семеноводческих совхозов и 180 колхозов. Целенаправленно проводилась линия по созданию в каждом колхозе и совхозе специальных семенных участков по основным зерновым культурам. К началу третьей пятилетки в большинстве нижневолжских колхозов и совхозах имелись сортовые участки.
Наличие такой базы по семеноводству способствовало расширени ю сортовых посевов в хозяйствах. Если в начале второй пятилетки в нижневолжских колхозах удельный вес сортовых к общему посеву зерновых культур не превышал 29%, то в начале третьей пятилетки по саратовским колхозам, например, он составлял 85,3%.
С ростом научно-исследовательской сети в области сельского хозяйства увеличивалась с каждым годом чис-ленность научно -практических работников. На начало 1938 г. по всей сети сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений страны насчитывалось 14100 человек научного персонала и 25500 техперсонала7. Из этого числа не одна сотня научных сотрудников приходилась на селекционно-опытные учреждения Нижнего Поволжья. Только во Всесоюзном институте зернового хозяйства (г. Саратов) работало 2 академика, 5 профессоров, 75 старших и младших научных сотрудников8.
Крупный вклад в развитие сельскохозяйственной науки, подготовку кадров высшей квалификации внесли вузы и техникумы Нижнего Поволжья, в частности Саратовский сельскохозяйственный институт, зооветеринарный институт и институт механизации сельского хозяйства. В 1940 г. на их 91 кафедре работало 230 преподавателей, в том числе 11 докторов сельскохозяйственных наук, 30 профессоров, 84 доцента. За указанны й год эти -ми учебными заведениями был подготовлен 301 специ -алист высшей квалификации и 11 аспирантов защитили кандидатские диссертации9. Это было достойное пополнение рядов специалистов-производственников и научных работников, которые вступили на передовые рубежи развития сельскохозяйственной науки и техники в Нижнем Поволжье в последнем предвоенном году.
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 358.
2 Нижнее Поволжье. 1929. № 9. С. 21.
3 См. подробно: Данилов В.П. Создание материально-технических предпосылок коллективизации сельского хозяйства в СССР. М., 1957; Дубовицкая Е.В. Исторический опыт и проблемы развития материально-технической базы аграрного производства в период новой экономической политики (на материалах Нижнего Поволжья). Дис. .канд. ист. наук. Саратов, 2004. и др.
4 См.: ГАНИСО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 136. Л .45.
5 См.: Народное хозяйство Саратовской области за 50 лет советской власти: Стат. сб. Саратов, 1 967. С. 242 - 243.
6 Коммунист. 1940. 22 фев.
7 См.: Справочник о научно-исследовательских учреждениях СССР по сельскому хозяйств/. М., 1939. С. 17.
8 ГАНИСО. Ф. 207. Оп. 1. Д. 122. Л. 37.
9 Там же. Ф. 594. Оп. 1. Ф. 2252. Л. 72 (подсчет).