Научная статья на тему 'Становление и развитие АСХИ-АГАУ (исторический очерк)'

Становление и развитие АСХИ-АГАУ (исторический очерк) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1100
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие АСХИ-АГАУ (исторический очерк)»

■■'V. ■

^ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АСХИ-АГАУ

(исторический очерк)*

. ' О* ^

Вопрос об образовании в Сибири и на Алтае высшего сельскохозяйствен* ного учебного заведения, аграрного научного центра, обсуждался общественностью и властями давно. В начале XX в. сельское хозяйство Сибири развивалось быстрыми темпами. Крупнейшими торговыми центрами по продаже продуктов сельского хозяйства в Томской губернии были Барнаул, Бийск, Новони-колаевск. В связи с этим все острее ощущалась потребность в квалифицированных специалистах сельского хозяйства.

В 1912 г. Главное управление земледелия и землеустройства сообщило о намерении открыть в ближайшее время в Сибири сельскохозяйственный институт и сельскохозяйственную опытную станцию. По этому поводу ученый-агроном С.И. Иванов составил пояснительную записку для комиссии при Барнаульской городской думе. В ней говорилось: «С устройством этих учреждений Сибирь получит возможность удовлетворить свою назревшую потребность - установления твердых оснований, на которых должно быть построено все сельское хозяйство, дабы производительные силы Сибири развивались, страна же богатела, а не истощалась». Вместе с этим отмечалось, что вопрос устройства института и опытной станции - дело величайшей сложности, вызванной новизной и многими особенностями, присущими Сибири.

Претендентами на такие учреждения были почти все крупные производители сельхозпродукции, и в первую очередь Новониколаевск, Барнаул, Омск, Томск и Красноярск. Эти центры стали активно отстаивать свои права на то, чтобы институт был открыт у них. Не оставался в стороне от этого желания и Барнаул. В октябре 1912 г. Барнаульская дума приняла решение ходатайствовать об открытии в Барнауле сельскохозяйственного института, были намечены определенные ассигнования и земельные площади, но эти решения не были выполнены.

Между тем потребность Алтайского края в сельских специалистах высшей квалификации все возрастала. В конце 30-х годов здесь складывалось крупное сельскохозяйственное производство. Быстрыми темпами механизировалось земледелие. Урожайность зерновых в иные годы превосходила дореволюционные и нэповские показатели. Начинало развиваться животноводство, преодолевая катастрофический спад производства начала коллективизации. Возникла необходимость развивать сельское хозяйство на новых, научных основах, что сулило огромный успех. Уже в то предвоенное время было ясно, что на новую ступень сельскохозяйственное производство края может подняться лишь в том случае, если его будут возглавлять люди, имеющие профессиональные знания, научную подготовку. Таких людей в колхозах, совхозах, МТС края практически не было. 4*1 --?= - :;;^йКу/Ч-

* Статья с небольшими изменениями и дополнениями перепечатана из книги «Алтайский государственный аграрный университет, 50 лет (очерки истории}» / Н.М. Бондарчук, В.А. Громов, Е.Н. Давыдов, Н.Г. Деев, В.И. Казанцев.

Хотя образование Алтайского СХИ было обусловлено жизнью и потребностями крупнейшего аграрного региона, появление вуза совпало с большими трагическими испытаниями - 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. т.

Уже осенью 1941 г. все плотнее стало сжиматься блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Стараясь снасти научный и интеллектуальный потенциал, правительство приняло решение перебазировать в глубокий тыл некоторые ленинградские высшие учебные заведения, в том числе и три сельскохозяйственных института.

Как свидетельствуют архивные материалы и воспоминания очевидцев, эвакуация сотрудников и студентов сельхозвузов Ленинграда была осуществлена в несколько этапов, отдельными группами.

Первая группа ученых, преподавателей и нескольких студентов успела выйти из г. Пушкина ночью, за два дня до полного его окружения немецкими войсками. Люди пешком дошли до Ленинграда, объединились там с другими сотрудниками сельхозвузов и затем, уже из блокадного города, на военном самолете были переправлены в Вологду. Членам остальных групп пришлось выбираться из огненного кольца по «Дороге жизни» - через Ладожское озеро.

Профессор Е.К. Меркурьева вспоминает: «В августе 1941 г. бои с фашистскими частями проходили почти у самого института, в Александровском и Екатерининском парках. Преподаватели, которые жили в г. Пушкине, укрылись в подвале административного корпуса, а проживавшие в Ленинграде не смогли приехать в Пушкин, так как въезд и выезд из Ленинграда в связи с военными действиями был невозможен.

В связи с приближением фронта в институте был создан отряд ополченцев, который возглавил директор института М.С, Лукьянов. Перед уходом в ополчение он вызвал меня, передал ключи, печать и поручил осуществлять контроль за эвакуацией оборудования, но этого сделать уже нельзя было, так как кругом шли бои. Стало ясно, что надо собирать людей и под покровом ночи уходить в Ленинград. По прибытии туда нас приютил директор Всесоюзного института защиты растений профессор Н.Н. Богданов-Катьков, который был одновременно и заместителем директора Пушкинского СХИ М.С. Лукьянова.

Здесь начали собираться жившие в Ленинграде и пришедшие из Пушкина сотрудники и студенты. Блокада города была полной. Баржи с продуктами и различным имуществом топили вражеские самолеты на Ладожском озере. Начался голод. Первым погиб известный в агрономических кругах профессор Пе-ресвет-Солтан. Профессор Н.Н. Богданов-Катьков сумел получить разрешение комиссии по обороне Ленинграда отправить нашу группу через линию фронта на самолете...».

Немного отдохнув и подкрепившись в Вологде, первая группа ученых-ле-нинградцев отправилась в г. Чкалов (ныне Оренбург), где временно размещалось представительство Народного комиссариата по зерновым и животноводческим совхозам, в ведении которого находились сельскохозяйственные вузы. Путь из Вологды пролегал через многие города, в которых размещались сель-хозвузы, поэтому ленинградцы старались раздобыть у них учебники и некото-

рое оборудование. Энтузиасты верили, что дорожные испытания закончатся и они возобновят обучение студентов. В Наркомате нашим коллегам было предложено на выбор два конечных пункта вынужденного путешествия: Ташкент и Алтай.

ч Ленинградцы отдали предпочтение Алтаю как конечному пункту эвакуации и месту для продолжения прерванной работы.

Выбор наших коллег может показаться несколько неожиданным. Ведь для иззябших и опухших от голода людей наверняка могло быть более заманчивым отправиться в теплые края, к тому же не оставляли в покое ассоциации, связанные с названием известной в то время книги А. Неверова «Ташкент - город хлебный». А что Алтай, далекий, морозный, с резко континентальным климатом и малокомфортабельным бытом? w

•- Но для тех, кто знал ленинградских ученых-энтузиастов, ничего неожиданного в их выборе не было. Они хорошо представляли себе особенности основных регионов страны, и, конечно, для научной работы сельскохозяйственного вуза, возникшего в условиях многоотраслевого сельскохозяйственного региона, Алтайский край подходил более всего. А пока до Алтая предстояло еще преодолеть огромное расстояние. Их путь был продолжительным и многотрудным, поезда шли по встревоженной войной земле долго, в дороге гибли люди, терялось имущество. Наиболее стойкие и счастливые, но вконец измученные голодом, холодом и бомбежками люди прибывали на алтайскую землю. Судя по документам, первая группа эвакуированных прибыла на Алтай в конце декабря 1941-начале января 1942 г. В их число входили заведующие кафедрами эвакуированных вузов: академик ВАСХНИЛ, впоследствии Герой Социалистического Труда И.В. Ларин, профессор М.П. Макаров, профессор П.П. Заев, член-корреспондент ВАСХНИЛ B.C. Мошков, профессор Н.А. Дроздов, доцент кафедры разведения животных, впоследствии доктор наук профессор МГУ и MBA Е.К. Меркурьева, доцент кафедры общего животноводства П.Р. Лепер и др.

Основную часть эвакуированных на Алтай ученых-аграрников составляли сотрудники Пушкинского сельскохозяйственного института, поэтому именно так он стал называться на новом месте, хотя среди прибывших на Алтай ученых были и сотрудники ленинградских сельхозинститутов, а также Воронежского, Саратовского и других вузов европейской части СССР. &

Следует отметить, что Пушкинский СХИ был в то время ведущим сельскохозяйственным вузом России. Он имел богатую историю и глубокие корни аграрной науки. Именно в пригороде Санкт-Петербурга, в бывшем Царском Селе (ныне г. Пушкин), была открыта в 1787 г. первая в России земледельческая школа. Затем в Петербурге появились первые сельскохозяйственные вузы: Сте-бутовский институт сельского хозяйства и лесоводства, Каменноостровский сельскохозяйственный институт и Петроградский агрономический институт. В 1922 г. на базе этих трех высших учебных заведений был открыт Петроградский сельскохозяйственный институт. В его составе было три факультета: зоотехнический, растениеводческий и сельскохозяйственной экономики и политики. Часть подразделений этого вуза находилась в Ленинграде, а основная на-

учная и учебная работа проводилась в г. Пушкине, где были учебно-лабораторные корпуса и действовали 15 опытных станций, которыми руководили известные всему миру профессора и академики: Н.И. Вавилов, М.И. Дьяков, К.Д. Глинка и др.

К 1930 г. этот институт превратился в крупнейший многофакультетный вуз, но в течение последующих 10 лет произошло еще несколько реорганизаций, и к 1941 г. в Ленинграде снова стали действовать три сельскохозяйственных вуза, в том числе и Пушкинский сельскохозяйственный институт. Они и были эвакуированы на восток. тег* Ш ми ■ ■■

о * В те военные годы в Барнаул прибывали сотни эвакуированных предприятий и учреждений. В городе не было ни одного метра свободной площади, и разместить крупный институт сразу не представлялось возможным, поэтому приехавшие на Алтай ленинградцы в составе первой группы были направлены в районный поселок Павловск и размещены на территории местного ветеринарного техникума в малоприспособленных для вуза ветхих помещениях.

Коллектив сразу развернул активную деятельность, о чем свидетельствуют сохранившиеся в архиве приказы первых чисел января 1942 г. Обязанности директора выполнял профессор И.В. Ларин. .и ,

Прибытие следующих групп эвакуированных сотрудников ленинградских и других сельхозвузов страны растянулось на несколько месяцев из-за обострения фронтового положения.

В состав этих групп входили ученые, прибывшие в Павловск в период с февраля по май 1942 г.: директор Пушкинского СХИ М.С. Лукьянов, заместитель директора института по научно-учебной части, заведующий кафедрой энтомологии профессор Н.Н, Богданов-Катьков, заведующий кафедрой анатомии животных профессор МП. Виноградов, заведующая кафедрой зоологии профессор Т.В. Виноградова, заведующий кафедрой агрохимии профессор Н.Н. Мокин, заведующий кафедрой кормления животных, профессор, Заслуженный деятель науки М.И. Дьяков, заведующий кафедрой разведения животных профессор С.Г. Давыдов, заведующий кафедрой частной зоотехнии профессор В.П. Никитин, заведующий кафедрой фитопатологии профессор Н.А. Наумов, заведующий кафедрой физиологии растений профессор Л.Н. Пиневич, заведующая кафедрой ботаники профессор О.В, Троицкая, заведующий кафедрой почвоведения профессор М.И. Рожанец, заведующий кафедрой овощеводства профессор И.А. Веселовский, заведующий кафедрой сельскохозяйственной мелиорации профессор Н.И. Козлов, заведующий кафедрой физиологии животных профессор С.Г. Щедровицкий, заведующий кафедрой физики профессор В.В. Охо-тин, заведующий кафедрой химии С.М. Попов, профессора В.Н. Щеголев, Я.И. Принц, Б.Ю, Фалькенштейн, доценты Н.А. Буйновский, А.Н. Веренинов, С.М. Воробьев, Б.А. Граменицкий, С.И. Князев, М.Б. Петропавловская, М.А. Федорова, М.А. Якимова, Т.В. Салтицкая, Н.Н. Будная, Э.Я. Дорон и др.

В те годы на Алтай было эвакуировано несколько вузов разного профиля из разных регионов европейской части СССР, но ни один из них не имел такого сильного профессорского состава.

Несмотря на неимоверные трудности того периода, ленинградские ученые сразу же начали работу по организации учебных занятий, проведению научных исследований и оказанию научной помощи сельскому хозяйству края. В первые же недели своего пребывания на Алтае они выехали в районы края, изучили состояние дел в колхозах и совхозах и предложили ряд конкретных мер по улучшению сельскохозяйственного производства.

Профессор П.П. Заев в выступлении на краевом совещании работников сельского хозяйства в г. Барнауле 20-23 марта 1942 г. говорил: «Мы попали в край, который блистал на Выставке достижений сельского хозяйства в Москве рекордами урожайности яровой пшеницы. По инициативе сидящего рядом со мной сейчас Михаила Ерофеевича Ефремова получены невиданные урожаи. Казалось, что по прошествии 6 лет после ефремовских урожаев мы встретим высокие урожаи не только в ефремовских звеньях, но и во многих колхозах и совхозах. К сожалению, в Алтайском крае эти рекорды контрастируют с низкой урожайностью на огромных массивах колхозных и совхозных полей». Далее в выступлении П.П. Заева были поставлены вопросы о введении правильных севооборотов, сочетании техники МТС с тягловой силой колхозов и др. Свое выступление он закончил словами: «Мы в меру наших сил постараемся помочь сельскому хозяйству этого интереснейшего с точки зрения естественноисторических условий края в подъеме сельского хозяйства».

На период весенних полевых работ профессора специальных Кафедр прикреплялись в качестве шефов к колхозам с целью обучения людей и контроля за качеством сева и уходом за посевами.

С первых дней пребывания на новом месте все сотрудники и студент ы приступили к подготовке к новому учебному году и первому приему студентов на Алтае. Это требовало больших усилий и изобретательности, ведь люди приехали истощенными, многие болели, а условия эвакуации не позволили перевезти оборудование и наглядные пособия, поэтому все, что мог сделать человек своими руками, использовалось для обеспечения учебного процесса. В результате небольшой сплоченный коллектив сделал все возможное, чтобы в кратчайший срок обеспечить приемлемые условия для организации учебного процесса.

Ветеран труда доцент М.Б. Петропавловская вспоминает: «Заместителем директора института по научно-учебной работе был профессор Николай Николаевич Богданов-Катьков - умный, чрезвычайно энергичный человек, пользовавшийся огромным авторитетом и игравший ведущую роль во всей работе института. Он и подписал мое заявление о приеме на кафедру зоологии в качестве ассистента. Приняв заявление, заведующая кафедрой профессор Т.В. Виноградова повела меня в комнату, где стояли длинные деревянные столы и скамейки. На стене около классной доски висел единственный плакат с изображением вскрытой аскариды, никакого оборудования не было. «Вот наша кафедра, - сказала она, - к новому учебному году вы должны сделать все, что необходимо для занятий на первом курсе». С того момента я не помню больше ничего, кроме работы на кафедре. Собирала зоологический материал, монтировала скелеты, готовила влажные препараты, рисовала...». ' и

Самоотверженно работали сотрудники и всех остальных кафедр. Собирали гербарии, образцы почвы, семена различных культур. Кроме того, не прерывая работу на кафедрах, преподаватели, лаборанты вместе со студентами и рабочими обрабатывали посевы в учхозе и на опытном поле, по ночам охраняли созревающий урожай, заготавливали дрова и т.д.

Сотрудники каждой кафедры старались готовить соответствующую своему профилю учебно-опытную базу. Например, при кафедре зоологии была создана учебная пасека из 16 пчелосемей, при кафедре физики, на которой читался курс метеорологии, функционировала метеостанция и т.д. ж*

На десятках гектаров было размещено опытное поле с научно-обоснованными севооборотами. -г- ** —г, М‘

В первую же весну пребывания на Алтае силами сотрудников профилирующих агрономических кафедр был заложен коллекционный питомник различных сельскохозяйственных культур из семян, в основном привезенных из Ленинграда. (Эвакуация, длинная дорога в неизвестность, бомбежки, голод, зима - и такая трогательная забота: сохранить, довезти семена различных культур для будущих студентов!).

В питомнике были выращены разные виды и сорта растений, вплоть до экзотических - бамбука и сахарного тростника.

Летом питомник становился местом экскурсии большого количества работников сельского хозяйства, сотрудников научных учреждений, руководителей краевых органов. Посетил этот питомник и нарком совхозов П.П. Лобанов.

Порядок на территории питомника поддерживался образцовый, а полученный урожай был обильным. В конце лета 1942 г. на базе питомника института была организована первая сельскохозяйственная выставка, привлекшая большое внимание общественности и специалистов Алтайского края. В последующем, уже при организации АСХИ, такие выставки практиковались ежегодно, они служили хорошей научной и практической школой для студентов и специалистов колхозов и совхозов. Н

Осенью 1942 г. институт принял на первый курс новых студентов из сел и городов Алтайского края, преимущественно девушек. Начался повседневный учебный процесс,

П.М. Инютина, выпускница первого выпуска АСХИ 1946 г., старший преподаватель кафедры общего земледелия и защиты растений с 1956 г., вспоминает: «Ежедневно мы с большим волнением слушали сводки от Советского информбюро. И казалось, какая тут учеба! Надо делать все для победы. Шли в военкомат, в райком комсомола с просьбой отправить на фронт, но там говорили, что пока не нужно, а для победы очень важно иметь надежный тыл и хороших специалистов. Поэтому нам, выпускникам Павловской средней школы, в райкоме комсомола посоветовали идти учиться и помогать обосновываться на новом месте прибывшим в Павловск преподавателям из блокадного Ленинграда. Так я в 1942 г. стала студенткой размещенного в Павловске Пушкинского сельскохозяйственного института. Занятия начались у нас с лекций по введению в агрономию. Вели их профессора - доктора наук В.И. Ларин, Н.А. Дроздов, И.А.

Веселовский, Н.Н. Богданов-Катьков и другие. С началом полевых работ все преподаватели, работники вуза и студенты приступили к посевной.

Весной выровняли поле, разбили на делянки, посеяли большое количество сельскохозяйственных растений, даже такие редкие, как бамбук и сахарный тростник. В результате был создан питомник, который летом превратился в настоящую сельскохозяйственную выставку. Осенью, после уборки урожая, мы обеспечили себя продуктами и наглядными пособиями.

Многие преподаватели были с мировой известностью. Например, И.В. Ларин - крупный ученый, сам учил нас и посев проводить, и серпом жать, и траву косить. С утра до позднего вечера он вместе со студентами трудился на полях питомника».

Такая четкая ориентация на создание хорошей учебной базы с привлечением всех студентов и преподавателей прослеживалась в деятельности руководства и всех подразделений института. Большое внимание уделялось интеграции науки, учебы и производства. С этой целью принимались конкретные меры. Так, уже в апреле 1942 г. приказом № 12 от 09.04.1942 г. по согласованию с краевыми органами предписывалось: «Для быстрейшего развертывания полнокровной работы института руководство всей деятельностью по учебному комбинату, техникуму и учхозу передается Пушкинскому СХИ». Начиная с этого времени приказы, предусматривающие заинтересованное решение вопросов, отдавались одновременно по институту, веттехникуму, учкомбинату 11 учхозу.

В это же время Алтайский крайисполком передал Пушкинскому СХИ из состава Ребрихинского лесхоза Павловскую учебно-опытную лесную дачу площадью 5823 га.

При организации Алтайского СХИ все эти структурные подразделения были переданы нашему институту. Однако когда АСХИ перебазировался из Павловска в Барнаул, Павловский веттехникум вновь стал работать самостоятельно, а в январе 1945 г. ему был передан и учхоз.

В течение 1942-1943 гг. в составе вуза, работавшего в Павловске, сосредоточился сильный научно-педагогический коллектив, который выдержал изнурительную эвакуацию и работу в условиях неустроенного быта и непривычного климата, сумел заново создать необходимую научно-учебную базу и заложить творческую основу для создания будущего Алтайского сельскохозяйственного института. ^

Поучительным, на наш взгляд, был опыт Пушкинского СХИ по организации кафедр. Штат формировался по принципу: дисциплина - кафедра. Сборных кафедр почти не было. Каждая из них, как правило, возглавлялась профессором, независимо от числа сотрудников. Например, на агрономическом факультете были такие самостоятельные кафедры: энтомологии, сельскохозяйственной фитопатологии, зоологии, агрохимии, ботаники и другие, но во главе каждой из них стоял крупный специалист-ученый, хотя численность студентов в то время была незначительной и штат мог состоять из двух-трех преподавателей.

Такой подход к формированию кафедр использовался в те годы во всех крупных вузах, что свидетельствовало о бережном отношении к научным школам видных профессоров. Этот принцип сохранялся какой-то период и в дея-

тельности АСХИ, однако в последующем, к сожалению, началась своего рода «коллективизация» кафедр, т.е. включение нескольких, зачастую не совсем родственных дисциплин, в состав одной кафедры, что, конечно, делало их не только громоздкими, но и профессионально разнородными и по существу исключало возможность формирования научных школ.

Как уже было сказано, идея о необходимости создания в Алтайском крае сельскохозяйственного вуза вынашивалась давно. Когда на Алтае оказались ученые эвакуированных сельхозвузов, она получила возможность осуществления, что, однако, в разгар войны сделать было нелегко, но и не воспользоваться этим было бы непростительно, поэтому руководство края приняло некоторые меры. Была создана комиссия под председательством доктора технических наук, профессора Воронежского сельскохозяйственного института А.И. Петру-сова, которая в течение октября-ноября 1943 г. изучила деятельность колхозов, совхозов и МТС Алтайского края. В своих итоговых материалах члены комиссии отметили, что наряду с полным прекращением поставок новой техники, запчастей и перебоями в снабжении нефтепродуктами большим сдерживающим фактором эффективной работы МТС и всего сельского хозяйства Алтая являлось отсутствие достаточного опыта и образования у руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства. Так, например, из 192 директоров МТС в 1943 г. 47 человек имели среднее образование, а 134, т.е. подавляющее большинство, только начальное или незаконченное среднее.

В материалах вышеназванной комиссии по разработке мероприятий улучшения работы МТС Алтайского края наряду с другими рекомендациями содержалось предложение «... организовать на базе Пушкинского и Воронежского сельскохозяйственных институтов Алтайский сельскохозяйственный институт». 3 декабря 1943 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 1346 о создании на базе Пушкинского сельскохозяйственного института Алтайского сельскохозяйственного института в г. Барнауле по подготовке высококвалифицированных специалистов для МТС, колхозов и совхозов Алтайского края. С того дня и ведется отсчет его истории.

Алтайский СХИ начинал свою деятельность в составе двух факультетов: агрономического (декан - профессор Н.А. Дроздов) и зоотехнического (декан -профессор МЛ Макаров). Преподавательский коллектив был представлен в основном сотрудниками бывшего Пушкинского СХИ. Почти все кафедры возглавлялись теми же профессорами, прибывшими из Ленинграда.

После снятия блокады Ленинграда и окончания Великой Отечественной войны многие работники Пушкинского и других ленинградских сельхозвузов возвратились в город на Неве, но преподавательский коллектив нашего института к тому времени уже в основном сформировался и мог решать поставленные перед ним задачи подготовки специалистов сельского хозяйства и актуальные научные проблемы.

Все покинувшие Алтай ленинградцы с благодарностью вспоминают время работы в Алтайском крае в период эвакуации.

«У меня остались самые теплые воспоминания о жизни и работе в гостеприимном Алтайском крае в годы Великой Отечественной войны», - пишет в своих воспоминаниях профессор Н.А. Дроздов.

«Нас радуют успехи наших бывших учеников, которые успешно работают в сельском хозяйстве Алтайского края», - сообщает профессор П.П. Заев.

«Хочется сказать, что я навсегда благодарна Алтаю и Сибири, где нас сердечно приняли, заботились о нас, дали возможность вести научную работу в ряде хозяйств. Полюбилась природа. Хочу пожелать всего самого доброго Алтаю, Сибири и их людям, успеха в работе, прогресса, человеческого счастья», -отмечает профессор П.К. Меркурьева, прибывшая на Алтай в составе первой группы эвакуированных.

Некоторые же потомственные ленинградцы полюбили Алтай, остались здесь и продолжали долгое время плодотворно работать. Среди них общепризнанные педагоги и высококлассные специалисты: С.М. Попов, М.А. Якимова, Л.В. Васильковская, С.И. Князев, М.Б. и Д.П. Петропавловские, Н.А. и Е.И. Буйновские, С.М. Воробьев, Б.А. Граменицкий, Э.Я. Дорон, Н.Н. Будная, А.Ф. Иоффе, Е.Ф. Шеманова. Затем в коллективе института стали работать высококвалифицированные преподаватели и ученые-профессора: П.И. Богдан, Н.В. Орловский, И.Г. Конуров, Г.А. Макарова, П.Ф. Солдатенков, П.В. Полетаев и др.

Подвижническая деятельность вышеперечисленных и многих других уче-ных-педагогов и организаторов учебно-научного процесса останется в памяти многих поколений. Крупные ученые и преподаватели старейшего вуза страны определили на многие годы основные направления в работе СХИ, заложили основы высокого педагогического мастерства и результативной научно-исследовательской работы, привнесли в нее высокую культуру обучения, присущую ленинградским вузам.

Коллектив вновь созданного вуза приложил большие старания к тому, чтобы создать кафедры и перейти к серьезной и квалифицированной постановке учебно-воспитательной и научной работы. Потребовался огромный труд нескольких поколений руководителей, преподавателей, сотрудников, студентов, чтобы построить учебные корпуса, студенческие общежития, столовые, спортзалы, базы отдыха, другие объекты, расширить и открыть новые факультеты и научные лаборатории, сформировать творческие научные коллективы и тем самым превратить институт в ведущий аграрный вуз Сибири. Справедливо можно отметить, что последующие поколения сотрудников АСХИ сумели сохранить и приумножить хорошие традиции и начинания. В первые послевоенные годы остро стояла проблема комплектования контингента студентов, поэтому сотрудники института и студенты старших курсов часто отправлялись в командировки по городам и районам края для разъяснения и приглашения молодежи на обучение в институт. Это давало положительные результаты, и ежегодно первые курсы получали достаточное пополнение.

В августе-сентябре 1944 г. Алтайский сельскохозяйственный институт переехал из Павловска в Барнаул.

Для размещения АСХИ. в Барнауле было выделено два больших старинных здания, расположенных недалеко друг от друга вокруг Демидовской площади на ул. имени Пушкина, 82 и проспекте Красноармейском, 19, а также небольшое старинное здание по ул. Л. Толстого, 33 под общежитие. В первом здании, кроме кафедр различного профиля, размещались администрация, актовый зал, библиотека, во втором - преимущественно профилирующие кафедры зоотехнического и агрономического факультетов.

В те годы эти здания были, пожалуй, лучшими в г. Барнауле. Они до сих пор остаются памятниками архитектуры XIX в., охраняемыми государством. Интересна история их возникновения. 20 февраля 1818 г. на заседании Горного совета было принято предложение начальника Колывано-Воскресенских заводов П.К. Фролова о создании в Барнауле архитектурного ансамбля, в который вошли Горное училище с сиротским приютом, госпиталь, богадельня с церковью, памятник в честь 100-летия горнозаводского дела на Алтае и другие здания. Так начиналась история возникновения Демидовской площади.

Самой ранней постройкой на Демидовской площади является здание заводского госпиталя, созданное по проекту А.И. Молчанова в 1845 г. и сохранившееся до наших дней в первозданном виде (учебный корпус № 2) как один из лучших памятников архитектуры Барнаула. Позднее в этом здании размещались мужская гимназия, артиллерийская, советско-партийная и средняя общеобразовательная школы, а в 1942-1944 гг. - эвакуационный госпиталь для участников Великой Отечественной ВОЙНЫ. и'Л;:

Ведущее положение в архитектурном ансамбле Демидовской площади занимает здание бывшего Горного училища (ул. Пушкина, 82), построенное в 1861 г. в стиле эклектики. Оно стало первым образцом нового направления в архитектурном облике Барнаула.

Композиционным центром Демидовской площади является хорошо сохранившийся монумент в честь 100-летия горного производства на Алтае, который был заложен 18 июня 1825 г. и построен спустя 12 лет. г.

Архитектурно-градостроительный ансамбль Демидовской площади получил у барнаульцев название «уголок Петербурга». Он до сих пор производит большое впечатление на гостей города. Как отмечают специалисты, в застройке городов Сибири первой половины XIX в. эго единственный цельный градостроительный ансамбль - достойный памятник мастерства и таланта зодчих и строителей.

Позднее, когда в АСХИ был открыт факультет механизации сельского хозяйства, институту было передано еще одно старинное здание на ул. Петропавловской, переименованной затем в ул. Республики, в канун 220-летия со дня рождения великого изобретателя ей было присвоено имя И.И. Ползунова. Здание это примыкает к бывшей канцелярии Колывано-Воскресенских заводов, оно предназначалось для инструментального магазина Барнаульского завода (ул. Ползунова, 39).

Несмотря на то, что институт находился в стадии становления, ректорат и профессорско-преподавательский коллектив наряду с обучением студентов уделяли большое внимание организации подготовки и повышения квалифика-

ции руководящих кадров и специалистов всех отраслей сельского хозяйства. Организовывались курсы различной продолжительности. Их назначение было разнообразным и учитывало текущие запросы производства. На курсах обучались заведующие районными земельными отделами, директора МТС, механики, землеустроители, геодезисты, апробаторы, осеменаторы. Учитывая острую потребность животноводства в ветеринарных специалистах, в институте организовывали курсы подготовки ветфельдшеров, на которые зачислялись ветсанитары хозяйств и студенты старших курсов зоотехнического факультета.

С осени 1945 г. в институте была организована постоянно действующая сельскохозяйственная выставка, широко освещающая состояние сельского хозяйства Алтая. Заведующей выставкой и постоянным экскурсоводом являлась доцент М.П. Федосеева. Ветеран института Л.Е. Кудрявцев, Заслуженный зоотехник Российской Федерации, почетный член НТО сельского хозяйства России, вспоминает: «Впервые я услышал об Алтайском сельскохозяйственном институте весной 1947 г., когда после демобилизации из Советской Армии вернулся в совхоз «Крутишинский» на должность зоотехника-селекционера.

В этом совхозе мы решили организовать племенную коневодческую ферму. Приобрели лошадей ценных пород, но провести их бонитировку моих тех-никумовских знаний не хватало. Приехал за помощью в трест совхозов, а там мне сообщили, что в Барнауле есть сельскохозяйственный институт, созданный на базе Ленинградского СХИ, эвакуированного на Алтай в военные годы. Пришел на кафедру частного животноводства института, где познакомился со специалистами по коневодству профессором Н.А. Буйновским и ассистентом И.Ф. Печениным. Началось тесное творческое сотрудничество, которое заставило меня другими глазами посмотреть на специальность зоотехника.

Добрую память оставил о себе заведующий кафедрой физиологии животных П.В. Полетаев. Лекции этого талантливого ученого всегда привлекали внимание и с большим интересом слушались не только студентами, но и специалистами животноводства.

В моей памяти прочно хранятся впечатления о работе заведующего кафедрой общей химии С.М. Попова - удивительного педагога, человека разносторонних знаний, большого любителя литературы и искусства. Под его руководством и при его личном участии сотрудниками и студентами АСХИ в те далекие годы впервые в Барнауле была поставлена опера А.С. Даргомыжского «Русалка». Ведущие партии в ней исполнили доцент С.М. Попов, ассистент Е.И. Буйновская и студент агрофака В.В. Ворожбитов. Сейчас, вспоминая те сложные, но счастливые годы учебы, я благодарю судьбу за то, что свела меня с преподавателями, прибывшими на Алтай с эвакуированным сельхозинститутом. Именно они заложили основы педагогического мастерства в вузе, привнесли высокую культуру в обучение. Последующие поколения сотрудников АСХИ-АГАУ сумели в определенной степени сохранить их высокие традиции».

Большим и радостным событием в жизни коллектива Алтайского сельскохозяйственного института явился первый выпуск молодых специалистов 11 ав-

густа 1946 г. Дипломы о высшем образовании получили 35 специалистов, из них 29 ученых-агрономов и 6 ученых-зоотехников. *

Первый выпуск явился знаменательным событием в жизни не только института, но и всего Алтайского края.

Впервые сельское хозяйство Алтая получило специалистов высшей квалификации.

«Сегодня у нас особо радостный, незабываемый день, сказал, открывая торжественное заседание, директор АСХИ доцент Иван Георгиевич Михеев. -Созданный в тяжелые годы войны, наш институт дает теперь стране специалистов сельского хозяйства». ' ■

Первые выпускники начинали учебу в 1942 г., почти все годы войны учились и работали в тяжелейших условиях. В то время они еще должны были платить за обучение, но высок был энтузиазм и велика тяга к знаниям. Из 35 выпускников 6 окончили институт с отличием: Лидия Прокопьевна Белобородова, Софья Леонидовна Беляева, Борис Викторович Верещагин, Надежда Георгиевна Севостьянова, Мария Дмитриевна Чередник, Анна Степановна Ставит-ская. Приказом по институту им была объявлена благодарность.

Получив из рук директора маленькие синенькие книжечки-дипломы - путевку в жизнь, молодые специалисты с восторгом говорили о том, как радостно сознавать, что каждый сделал большой шаг в жизни; получено высшее образование и нужная для народа специальность.

40 лет спустя первые выпускники встретились в родном вузе. Разная у них сложилась судьба, но все с благодарностью вспоминают институт. Никто из выпускников не изменил профессии, все награждены правительственными наградами, троим присвоены почетные звания заслуженного специалиста России, а Б.В. Верещагин стал доктором сельскохозяйственных наук. Трое из первых выпускников: П.М. Инютина, И.И. Кашников и Е.И. Мищенко - посвятили свою жизнь работе на кафедрах родного вуза.

Е,Я. Посекунов, выпускник зоофака, преподаватель АСХИ, вспоминал: «Я демобилизовался в сентябре 1946 г. и поступил на зоотехнический факультет нашего вуза. Что представлял собой тогда наш институт? Ему было только 3 года от роду, но в нем ключом била жизнь, подкрепляемая энтузиастами, прибывшими в Барнаул из Ленинграда. Несмотря на тяжелые послевоенные экономические условия, институт полнокровно работал. Отсутствовали учебники, не хватало программ, методических пособий, поэтому у педагогов была большая нагрузка.

Дорогие нашему сердцу преподаватели С.М. Попов, М.А. Федорова, С.М. Воробьев, М.Б. и Д.П. Петропавловские, И.Я. Якимова, Л.В. Васильковская, Э.Я. Дорон и Н.Л. Будная - костяк, оставшийся от Пушкинского института, -делали все возможное в тех условиях, чтобы передать нам свои знания. Нельзя не выразить благодарности Ф.И. Денисову, П.П. Григоренко, В.Н. Фесику, П.В. Полетаеву и многим другим, обучавшим студентов старших курсов.

В моей жизни большую роль сыграли лекции С.М. Попова - непревзойденного педагога. Несмотря на то, что прошло много лет, я ясно представляю себе его лекции по неорганической химии, доходчивые, по-особому интерес-

ные. Сергей Михайлович не имел при себе конспектов, читал на память лекции и даже химические формулы. Педагогическая деятельность С.М. Попова не заканчивалась на лекциях, лабораторно-практических занятиях и консультациях. Он старался все свободное время проводить со студентами, уделял много вынимания их эстетическому воспитанию. Несмотря на преклонный возраст (ему было далеко за 60), он принимал активное участие в художественной самодеятельности. На свои сбережения купил для института пианино, приобретал материалы для декораций и костюмов».

Необходимость восстановления подорванного войной сельского хозяйства настоятельно выдвинула задачу ускоренного наращивания кадрового потенциала колхозов, совхозов и МТС. Для решения этой проблемы в 1947 г. в АСХИ открылся факультет заочного обучения, в 1950 г. был организован факультет механизации сельскохозяйственного производства.

Всем памятна героическая эпопея освоения целинных и залежных земель. При институте тогда прошли переподготовку сотни специалистов различных отраслей народного хозяйства, изъявивших желание поехать работать на село. В весенних полевых работах 1954 г. участвовало большинство студентов и преподавателей вуза. Эта работа продолжалась и в последующие годы. За активное участие в ней институт, а также большая группа студентов и сотрудников в ознаменование 25-летия поднятия целины в 1979 г. были награждены памятной медалью «За освоение целинных земель»».

Эстафету первопроходцев целины приняли студенческие механизированные и сельскохозяйственные отряды. Из них «Элита», «Мечта», «Импульс» и другие занимали первые места в краевых соревнованиях.

Дальнейшее становление института было бы невозможным без наращивания производственной базы, улучшения жилищно-бытовых условий студентов и сотрудников. Руководство и коллектив института прилагали немалые усилия для строительства необходимых объектов. В 1957 г. сдается в эксплуатацию первое студенческое общежитие на 360 мест, в 1963 г. главный учебный корпус полезной площадью около 15 тыс. м2, в 1965 и 1966 гг. - еще два студенческих общежития на 395 мест каждое. В эти же годы вводится в эксплуатацию жилье для преподавателей и сотрудников.

Ижен Амыровна Самоева, выпускница 1962 г., преподаватель Горно-Алтайского зооветтехникума, вспоминает: «Вместе со своими родителями, потомственными животноводами, я жила в горах. Закончив 10 классов, поехала в Барнаул, чтобы получить высшее образование и профессию. Мечтала стать ветеринарным врачом, но в Алтайском сельскохозяйственном институте в 1957 г. еще не было такого факультета, и я поступила на зоотехнический. Потекли шумные студенческие годы. Сначала мне было очень и очень трудно. Мешал языковой барьер. Приходилось подолгу засиживаться за учебниками. На старших курсах стало легче. Преодолевать трудности всегда помогали преподаватели и сокурсники. Жили очень дружно. На всю жизнь остались с нами те знания, которые получили в институте. К сожалению, стерлись из памяти имена многих преподавателей, но незабываемы лекции и лабораторные занятия по физиологии животных, луговодству, ветеринарии, частному животноводству».

После окончания института вернулась в свой Горный Алтай, многие годы работала в племовцесовхозе «Теньгинский», принимала участие в работе по выведению новой породы овец.

Впоследствии, закончив педагогический факультет при ТСХА, я стала работать преподавателем Горно-Алтайского эооветтехникума. Полученные в АСХИ навыки помогают активно участвовать в общественной работе. Как делегат XIII съезда профсоюзов СССР впервые от Горно-Алтайской области была избрана членом ВЦСПС». ■ **•*.:

Расширение производственной базы позволило увеличить контингент студентов, дополнить перечень специальностей. В 1961 г начата подготовка эко-номистов-организаторов и экономистов по бухгалтерскому учету, в 1962 г. -ветеринарных врачей. В 1966 г. открывается факультет повышения квалификации, а в 1969 - подготовительное отделение.

В 1977-1978 гг. сдан в эксплуатацию комплекс ветеринарных клиник, где разместился факультет ветеринарной медицины и 13-этажное студенческое общежитие со столовой на 450 мест. В последующие годы построены стадион, спортивный зал, лыжная и оздоровительная базы.

В связи с развертыванием работ по орошению и мелиорации земель с 1980 г. начата подготовка инженеров водного хозяйства, дорожного строительства. ■.%'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сейчас на 42 кафедрах 6 факультетов трудятся более 400 научно-педагоги-ческих работников, в том числе 25 докторов наук и профессоров, 195 кандидатов наук и доцентов, обучаются 40 аспирантов и докторантов, более 6 тысяч студентов*и слушателей подготовительного отделения. Продолжает укрепляться учебно-научная материальная база, кафедры оснащаются комплексными лабораториями, компьютерными классами.

Знаменательным событием в жизни АСХИ стало преобразование его в Алтайский государственный аграрный университет. Решение правительства, принятое 12 ноября 1991 г., подчеркивало значимость достигнутых Алтайским СХИ результатов в подготовке специалистов и развитии аграрной науки. Вместе с тем новый статус определил более высокие и масштабные требования к профессорско-преподавательскому коллективу во всех сферах вузовской деятельности, сформулированные в виде главных задач вуза как центра образования, науки и культуры: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; подготовка профессионально компетентных специалистов, сочетающих общую высокую культуру с чувством ответственности перед обществом; проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, направленных на решение проблем агропромышленного производства, образования и культуры; подготовка на-учно-педагогических кадров и др.

Статус университета подчеркивает приоритетность проведения творческой исследовательской работы как наиболее продуктивной сферы деятельности для формирования высококвалифицированного специалиста и всесторонне развитого человека. Поэтому система обучения в университете предусматривает порядок, при котором каждый студент должен пройти научную школу и принять

активное участие в научно-исследовательской работе с тем, чтобы у него, помимо приобретения творческих исследовательских навыков, появилась потребность постоянно самостоятельно добывать новые знания.

Постоянно анализируются и корректируются учебные планы и программы с целью своевременного приведения их в соответствие с требованиями, которые в настоящее время предъявляются к специалистам. АГАУ приступил к внедрению системы многоуровневой подготовки кадров различного профиля. На некоторых факультетах введен учебный план, предусматривающий подготовку бакалавров и магистров наук.

Кафедры фундаментального образования, например, физиологии животных, почвоведения и агрохимии, общего земледелия и другие успешно применяют модульно рейтинговый метод обучения студентов, добиваясь высокой эффективности учебного процесса.

Помимо глубоких знаний по биологии, технологии и техническим средствам, студенты получают максимум знаний по различным аспектам экономики АПК, предпринимательства, одновременно повышается значимость гуманитарного образования.

Учебные программы многих кафедр сориентированы на подготовку специалистов, способных работать в новых условиях. Включение в учебные планы таких курсов, как маркетинг, международные отношения, создание новых кафедр: финансы, кредитование, денежные обращения, переработка ‘сельскохозяйственной продукции - демонстрируют реализацию поставленной задачи.

Подготовлены необходимые документы для создания в университете специализированных научно-исследовательских институтов, колледжей, лицеев, учебно-опытных хозяйств и др.

Установлены контакты с рядом зарубежных стран для совместной подготовки специалистов, научно-педагогических кадров, а также проведения научных исследований.

За 50 лет деятельности АСХИ-АГАУ значительно возросли масштабы и глубина научных исследований. Разработки коллектива университета нашли широкое признание далеко за пределами Алтайского края.

Научно-педагогическими сотрудниками университета создано 220 изобретений, сделано более 500 рацпредложений, внедрено 1650 научных разработок, выполнены и защищены 42 докторские и более 350 кандидатских диссертаций, опубликовано 14,5 тысячи статей, издано 127 сборников научных трудов, 266 учебников, учебных пособий и рекомендаций.

Большая роль в научно-исследовательской работе по хоздоговорной тематике принадлежит научно-исследовательскому сектору университета.

Основными направлениями фундаментальных и прикладных научных исследований в АГАУ являются:

- рациональное использование земельных и водных ресурсов, разработка методов сохранения и воспроизводства почвенного плодородия;

- разработка прогрессивных почвоводоохранных систем земледелия, рациональных способов обработки почвы и эффективной эксплуатации гидромелиоративных сооружений;

- интенсивные технологии возделывания зерновых, кормовых и технических культур; Л*.г„

- совершенствование технологий производства продуктов животноводства, систем кормления, содержания и воспроизводства животных;

- использование физиологических основ повышения продуктивных и племенных качеств животных и автоматизация биологических экспериментов;

- разработка методов и средств профилактики и лечения болезней животных заразной и незаразной этиологии; •

- совершенствование технологии и технических средств механизации растениеводства и животноводства, разработка прогрессивных способов ремонта сельскохозяйственной техники и переработки сельскохозяйственной продукции;

- изыскание резервов повышения эффективности производства в условиях многоукладной экономики и рыночных отношений, совершенствование механизма и структуры управления, повышение качества сельскохозяйственной продукции и др.

В настоящее время научная работа университета строится в сотрудничестве более чем с 50 вузами и научно-исследовательскими учреждениями. Ученые университета являются соисполнителями многих государственных, региональных, межотраслевых и отраслевых научных программ, в частности, «Земельные ресурсы Сибири», «Плодородие почв», «Высшая школа», «Семипалатинский полигон» и др. Только в текущем году по целевым программам за счет госбюджетного финансирования выполнено научных исследований на сумму более 7 млн. руб.

Эффективной формой укрепления связи науки с производством и изыскания дополнительных источников финансирования является проведение научных исследований на хоздоговорной основе. Наибольшего увеличения объемов научно-исследовательских работ добились факультеты: агрономический, зоо-инженерный и механизации сельского хозяйства. ^ .с

С целью разрешения наиболее актуальных проблем аграрной науки и производства в вузе создан ряд научно-исследовательских лабораторий:

- проблемная научно-исследовательская лаборатория по разработке методов мелиорации засоленных почв (заведующий лабораторией - доктор сельскохозяйственных наук И.Т. Трофимов);

- отраслевая научно-исследовательская лаборатория воспроизводства и оптимизации почвенного плодородия в условиях интенсивного земледелия (научный руководитель - профессор Л.М. Бурлакова, заведующий лабораторией -доцент Л.М. Татаринцев);

- отраслевая научно-исследовательская лаборатория интенсивных технологий, селекции и семеноводства;

- отраслевая научно-исследовательская лаборатория обоснования параметров и совершенствования конструкций перспективных машинно-тракторных агрегатов (научный руководитель - профессор B.C. Красовских, заведующий лабораторией - доцент Г.В. Сальников);

- отраслевая научно-исследовательская лаборатория эффективных методов

комплексного использования водных ресурсов для мелиорации земель в условиях Сибири (научный руководитель - профессор Ю.Н Акуленко, заведующий лабораторией А.А. Штейнбек);

- проблемная научно-исследовательская лаборатория автоматизации биологических исследований в животноводстве (научный руководитель - профессор Н.Г. Деев).

Созданы также научно-производственные системы по следующим направлениям: «Масличные культуры», «Освоение солонцов», «Люцерна», «Панты», «Хозрасчет», «МП Сорт» и др. Для более оперативного выполнения заказных научно-исследовательских работ создаются временные творческие коллективы.

Следуя традициям ленинградских ученых, в АГАУ к научной работе приобщают студентов. Она рассматривается как неотъемлемая часть комплексного процесса подготовки и воспитания высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства. Проводя научные исследования, студенты получают возможность самостоятельно добывать новые знания, приобретать исследовательские навыки, умело соединять теорию с практикой. Результаты научных разработок они используют при выполнении дипломных работ, в докладах на научных конференциях, при участии в конкурсах и олимпиадах, на выставках, за что награждаются медалями, дипломами и ценными подарками.

Многие выпускники АСХИ-АГАУ, получившие широкую известность в науке и сельскохозяйственном производстве, начинали свой творческий путь с научных кружков на кафедрах. Среди них известные ученые Б.В. Верещагин, Г.В. Васильченко, А.И. Громов, В.Н. Егерь, Н.Т. Кириленко, Е.И. Пантелеева, И.В. Перегудов, С.М. Сирота, С. И. Сторожук, А.В. Стрельников, Ф,Ф. Стрельцов, С.Н. Хабаров, Н.И. Шахов и др.

Большой творческий заряд, получаемый при проведении опытов в студенческие годы, помогает многим выпускникам хорошо ориентироваться в производстве и добиваться высоких результатов. Многие стали опытными организаторами производства: Н.И. Власенко, Н.А. Гузий, Г.М. Долгих, И.Т. Зеленин, В.В. Ильин, Ю.Ф. Калин, И.А. Меркулов, B.C. Моисеев, И.А. Тибейкин, братья А.Н. и В.Н. Торкаевы, А.Ф. Шмидт и многие другие.

Опыт научной работы агроуниверситета неоднократно обобщался проведением на его базе научных семинаров, конференций и симпозиумов, подтверждается участием в различных союзных, российских и региональных научных программах.

В разные годы здесь были проведены всесоюзные научные конференции по проблемам почвоведения, освоения солонцов, интенсивных технологий возделывания зерновых культур, рациональных систем управления в АПК. Под руководством начальника Главного управления высших учебных заведений МСХ Российской Федерации профессора М.Ф. Трифоновой проведен региональный семинар проректоров сельскохозяйственных вузов по научной работе, а также зональное совещание директоров учхозов и т.п.

Руководство вуза всегда ставило в центр внимания проблему формирования высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. После отъезда с Алтая многих ленинградских профессоров и доцентов количе-

ство сотрудников АСХИ заметно уменьшилось. Надо было готовить собственных докторов и кандидатов наук.

По ходатайству ректората и при поддержке краевых органов в АСХИ, первом из вузов Алтая, в 1950 г. открывается аспирантура. В настоящее время обучение аспирантов в АГАУ ведут профессора Ю.Н. Акуленко, Л.М. Бурлакова, Н.Г. Деев, В.М. Жуков, В.И. Земсков. А.М. Зубахин, B.C. Красовских, В.А. Кундиус, Н.И. Коростелева, Ю.М. Малофеев, Н.В. Яшутин, В.Н. Чижов и другие.

Особенно остро стояла проблема подготовки докторов наук и профессоров. В 60-е годы в АСХИ их насчитывалось 1-2 человека, в 1983 г. (40-летие вуза) -всего 3 доктора наук. Для решения этой задачи была создана комиссия под председательством проректора по научной работе, которая подготовила специальную программу, представляющую собой систему мер по подготовке и повышению квалификации научно-педагогических кадров в АГАУ.

Система предусматривала реализацию комплексных, взаимодополняющих мер - от развития навыков лабораторной работы у школьников, всемерного приобщения к научным исследованиям студентов до последующего отбора увлеченных научным поиском выпускников в аспирантуру. ** ?* •

Была расширена собственная и целевая аспирантура, чаще стали практиковать перевод кандидатов наук в старшие научные сотрудники для завершения докторских диссертаций, предоставление творческих отпусков, направление в докторантуру ведущих вузов страны.

Результат не замедлил сказаться. В последние 5-7 лет сотрудники АГАУ стали защищать по 3-4 докторских и 25-30 кандидатских диссертаций, а в юбилейном 1993 г. защищено рекордное количество докторских диссертаций -

5 (И.Я. Федоренко, С.Ф. Спицына, В. А. Рассыпнов, В.П. Часовских, Л.М. Тата-ринцев). В настоящее время в АГАУ работает 65 докторов наук и профессоров, 225 кандидатов наук и доцентов. • •' v

Наличие научно-педагогических кадров высшей квалификации позволило открыть в АГАУ специализированный совет по защите диссертаций по специальностям «Почвоведение и агрофизика» и «Агрохимия» (председатель совета

- профессор Л.М. Бурлакова. Идет подготовка к открытию еще трех спецсове-тов по защите кандидатских и докторских диссертаций.

С целью интеграции науки и образования в 1992 г. на базе АГАУ совместно с Алтайским НИИ земледелия, Алтайским научно-исследовательским и проектно-технологическим институтом животноводства, научно-исследовательским институтом садоводства Сибири, Западно-Сибирской овощной опытно-селекционной станцией, Алтайской НИВС и Центральной научно-исследовательской лабораторией пантового оленеводства создан региональный научно-учебный центр, который будет способствовать повышению эффективности научных исследований и качества подготовки специалистов.

Большая организационно-методическая работа по совершенствованию учебной и научной деятельности в вузе возлагается на проректоров. В Пушкинском, а затем до 1957 г. и в Алтайском СХИ этими взаимосвязанными сферами деятельности руководил один проректор. Первым проректором по научно-

учебной части (так называлась должность до 1957 г.) был профессор Н.Н. Бо-гданов-Катьков. После его отъезда в Ленинград в 1944 г. проректором по научно-учебной работе стал профессор И.В. Ларин, его сменил профессор П.Ф. Солдатенков, а затем до 1957 г. обязанности проректора выполнял доцент П.И. Вагин. После разделения обязанностей на две должности проректорами по учебной работе были доценты Н.А. Дьячков и В.И. Котельников, профессор Ю.Ф. Загороднев, а с 1997 г. эту работу исполняют два проректора: первый проректор - профессор С.В. Золотарев и проректор по учебной работе, доцент Н.А. Колпаков.

Проректорами по научной работе с 1957 г. работали доценты Д.П. Сокольский, В.В. Нестеров, с 1975 по 1997 гг. - профессор Н.Г. Деев, а с 1997 по настоящее время профессор Н.В. Яшутин.

В связи с необходимостью расширения производственных, экономических и международных связей в штат университета введена должность проректора по производственно-экономическим вопросам, на которую назначен профессор Г.П. Наместников, а с 1997 г. - профессор В.А. Кундиус.

Во все годы деятельности АСХИ-АГАУ основную часть организационной работы выполняли ректоры. Первым директором эвакуированного Пушкинского СХИ, а затем и Алтайского до 1946 г. был М.С. Лукьянов, а с 1946 по сентябрь 1951 г. - доцент И.Г. Михеев. На этих руководителей легла огромная ответственность первопроходцев: размещение института и развертывание его работы в Павловске, переезд в Барнаул, открытие факультетов заочного обучения и механизации сельского хозяйства, формирование научно-педагогического коллектива и многое другое.

Большой вклад в деятельность Алтайского СХИ внес Евгений Николаевич Давыдов. Выпускник Омского СХИ, участник двух войн, доцент Е.Н. Давыдов был направлен ректором в АСХИ в 1951 г. и бессменно находился на этом посту 22 года, а затем еще 5 лет работал доцентом кафедры земледелия. За этот период АСХИ значительно вырос и достиг зрелости. С 1973 г., после ухода Е.Н. Давыдова с поста ректора на заслуженный отдых, институт возглавляли пять ректоров: В.М. Королев (1973 г.), И.И. Крыжка (1973-1977 гг.), В.А. Мартемья-нов (1977-1978 гг.), Л.К. Войтов (1978-1982 гг.), В.А. Шешин (1983-1987 гг.), Н.М. Бондарчук (1987-1997 гг.). С 1997 г. по настоящее время ректором АГАУ является Ю.Ф. Загороднев. Перестроечные процессы последнего десятилетия сделали экономическое положение в стране крайне неустойчивым. Однако вуз в эти годы продолжал развиваться. Усилились темпы научно-исследователь-ской работы, подготовки научно-педагогических кадров, особенно докторов наук, профессоров, учреждены лицеи и колледжи. Активизировалось строительство жилья, введены в строй новые корпуса. В этот период Алтайскому СХИ присвоен статус университета. АГАУ одним из первых вузов страны начал осваивать новый механизм хозяйствования, заключать прямые договора с заказчиками и зарубежными партнерами, внедрять хозяйственный расчет. Открыты новые направления подготовки специалистов, улучшилось материальное оснащении учебной и научной деятельности, установлены творческие связи с другими вузами и НИИ. «гуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.