Научная статья на тему 'Формирование высшей школы на Дону в начале XX века'

Формирование высшей школы на Дону в начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование высшей школы на Дону в начале XX века»

© 2006 г. А.Г. Данилов

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ДОНУ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Становление и развитие системы высшего образования в регионе в период до 1917 г. - интересная и не до конца изученная страница как в истории высшей школы России начала ХХ в., так и в жизни Донского края.

Из всех высших учебных заведений, которые действовали в крае в тот период, больше всего исследований посвящено судьбе эвакуированного в 1915 г. на Дон Варшавского университета. Однако отношение к высшей школе в таком специфическом казачьем крае, как Область войска Донского, усилия местной власти и общественности в XIX - начале XX в. по созданию на Дону собственных высших учебных заведений, подготовка кадров, преподавательский корпус, студенческий контингент и другие проблемы высшей школы в Донском политехническом институте (г. Новочеркасск), на высших женских курсах Донского общества содействия высшему женскому образованию, трансформировавшихся в 1916 г. в Новочеркасские высшие женские сельскохозяйственные курсы Донского сельскохозяйственного общества, в прибывшем в 1915 г. в Новочеркасск Варшавском (с 1916 г. Донском) ветеринарном институте не были предметом специальных исследований историков.

Цель данной статьи - по мере возможностей восполнить вышеуказанные пробелы в истории высшей школы Дона.

Основные источники по данной теме - делопроизводственная документация вышеназванных учебных заведений, которая сегодня хранится в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО), а также документы различных министерств и ведомств, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) и в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) в Москве.

Понимание необходимости создания на юге России высшего учебного заведения встречается еще во второй половине Х1Х в. Так, 9 февраля 1857 г. министру народного просвещения России А.С. Норову была подана записка действительного статского советника поэта и драматурга Н.В. Кукольника «О народном просвещении в землях, лежащих между Азовским и Каспийским морями с проектом устройства университета в Таганроге». Александр II ознакомился с ней 19 февраля того же года и в резолюции отметил: «Есть мысли весьма хорошие, но требуют ближайших соображений, чем и прошу заняться неотложно». Записка Н.В. Кукольника была направлена на заключение попечителю Одесского учебного округа известному хирургу и педагогу Н.И. Пирогову, который пришел к выводу, что при скудости имеющихся на дело просвещения ассигнований было бы гораздо благонадежнее «сосредоточить все сред-

ства на возвышение и усовершенствование учебной и умственной деятельности заведения в многолюдном, торговом и образованном городе (преобразование Одесского лицея в университет)..., нежели учреждать в стране полудикой новый университет, предлагаемый г. Кукольником» [1].

В 1853 - 1869 гг. при Новочеркасской гимназии существовало отделение восточных языков. Оно готовило переводчиков для действующей армии на Кавказе. Образование приравнивалось к университетскому. Всего состоялось 12 выпусков. За минованием надобности в переводчиках отделение закрыли [2, л. 2 об].

В 1878 г. руководитель Кавказского учебного округа тайный советник К.П. Яновский выступил с предложением создания на Кавказе многопрофильного высшего учебного заведения типа политехнического института [3]. Однако это предложение не было реализовано.

До начала ХХ в. молодежь Донской области получала высшее образование в университетах Петербурга, Москвы, Харькова, в технологических, горном, лесном, межевом, сельскохозяйственных, медицинских вузах, в Московской и Петербургской консерваториях, Московском училище живописи.

Еще в 1775 г. в Московский университет были посланы учиться за счет Донского казачьего войска 4 человека. На их содержание в тот год из войскового капитала было отпущено 520 рублей - сумма для войскового бюджета значительная. В следующем 1776 г. в Московском университете училось уже 6 человек с Дона [4, с. 16]. Спустя 140 лет, в 1915 г., в различных высших учебных заведениях страны уроженцев Донской области обучалось 570 человек войскового сословия (из них 59 - войсковые стипендиаты) и еще столько же не войскового сословия [5]. Подготовка специалистов за пределами края не удовлетворяла ни местные власти, ни общественность Дона [6].

Интеллигенция Дона и местная администрация неоднократно ставили перед правительством вопрос об открытии в крае своего высшего учебного заведения. В январе 1904 г. Дворянское собрание постановило возбудить ходатайство об учреждении университета в Области войска Донского [2, л. 3]. Ходатайство воздействия не имело. Общественность Таганрога безуспешно выдвигала 2 проекта - открыть в городе университет и политехнический институт [7, с. 374]. В 1910 г. очередное ходатайство об открытии университета в Ростове предприняла Ростовская городская дума [6]. Острое противостояние за право иметь у себя высшее учебное заведение развернулось между Ростовом и Новочеркасском в 1911 г. [4, 8]. В феврале 1912 г. совет министров России постановил открыть в

Ростове-на-Дону медицинский факультет [2, л. 112 об.], но и это решение не было реализовано.

Анализ отношения в регионе к высшей школе показывает, что многочисленные ходатайства общественности и местных властей об открытии на Дону высших учебных заведений, готовность капитала выделить соответствующие средства, во-первых, отражали назревшие потребности динамично развивавшегося края (нехватка специалистов высшей квалификации тормозила его развитие, подготовка кадров за пределами региона по ряду объективных причин не могла удовлетворить его нужды), во-вторых, свидетельствовали об определенных изменениях в менталитете части южнороссийского общества (потребность в духовном и культурном развитии овладевала все большими слоями населения), в-третьих, организационно подготовили почву для перевода университета, политехнического и ветеринарного институтов из Варшавы в Донскую область. В этом - несомненная заслуга донской интеллигенции.

В результате 5 октября 1907 г. в Новочеркасске был торжественно открыт политехнический институт - 5-й по счету (и последний из политехникумов, открытых в России до 1917 г): Рижский - открыт в 60-е гг. XIX в., Киевский и Варшавский - в 1898 г., Петербургский -в 1902 г. Создание политехнических институтов отвечало требованиям времени, свидетельствовало о возросшем престиже инженерных специальностей.

Первое высшее учебное заведение в столице Донского края появилось по причине того, что в январе 1906 г. в Варшаве из-за студенческих волнений был закрыт политехнический институт. Министерство торговли и промышленности внесло в совет министров России предложение временно воспользоваться учебным персоналом и денежными средствами бездействующего учебного заведения для организации нового политехнического института в одном из городов юга России с плодородными черноземами, богатым каменным углем, нефтью, железной и другими рудами. Правительство приняло это предложение, и таким городом был избран Новочеркасск [7, с. 61].

9 июля 1907 г. был учрежден Комитет по созданию политехнического института в Области войска Донского под председательством войскового наказного атамана. 19 июля 1907 г. министерство торговли и промышленности утвердило «временное положение о Донском политехническом институте» и «правила приема в институт» [9, с. 1]. Торжественное открытие, как уже отмечалось, состоялось 5 октября 1907 г.

В институте действовало 4 факультета: горный, химический, механический и первый в России инженерно-мелиоративный. В 1912 г. этот факультет был преобразован в отделение и вместе с агрономическим вошел в состав сельскохозяйственного факультета. В июне 1917 г. совет института постановил разделить последний на инженерно-мелиоративный и сельскохозяйственный факультеты, но реализовано это было только в 1918 г. [9, с. 4]. Факультеты делились на отделения. При институте был ряд учебно-вспомогательных учреждений: библиотека, лаборатория по химии и хими-

ческой технологии, механические кабинеты и лаборатории. Срок обучения составлял 4 года.

Донскому политехническому институту первому высшему техническому учебному заведению в стране было присвоено имя цесаревича Алексея. С августа 1909 г. до февраля 1917 г. полное официальное название института - Алексеевский Донской политехнический.

В 1912 г. в Донском политехническом институте работал 61 профессор [10, с. 13]. Значительная их часть в 1907 г. прибыла в Новочеркасск из Варшавы. В слушатели института принимались только лица мужского пола, имевшие свидетельства об окончании курса гимназий, реальных или коммерческих училищ и других средних учебных заведений. Половина вакансий предназначалась для уроженцев Донской области. Слушатели вносили плату за обучение в размере 50 рублей за полугодие.

Наблюдается рост численности студентов по годам: 1907/1908 учебный год - 167 чел.; 1913/1914 -664; 1916 г. - 820; 1919 г. - 1470 чел. [7, с. 64; 9, с. 4]. Численность студентов института с 1907 по 1916 г. выросла в 5 раз. В то же время за период с 1911 г. (когда состоялся первый выпуск) по 1917 г. включительно институт подготовил 196 молодых специалистов широкого профиля: горняков, механиков, химиков-технологов, агрономов и инженеров-мелиораторов [11], в среднем по 28 чел. ежегодно. Конечно, это не удовлетворяло потребности ни Донской области, ни региона в целом.

Обращает на себя внимание цифра учащихся в 1919 г. В разгар гражданской войны полторы тысячи молодых людей, часть из которых прибыла из других губерний страны, разных национальностей, различного социального происхождения и вероисповедания, несовпадающих политических взглядов, вместе с профессорско-преподавательским составом составляли небольшой островок цивилизации в бушующем вокруг мире классовой вражды и ненависти. Аналогичное явление характерно и для Варшавского (Донского) университета в Ростове, занятия в котором продолжались (с очень короткими перерывами) в течение всего периода социальных потрясений в регионе.

Из 5 вышеназванных политехнических институтов в стране Новочеркасский был самым малочисленным. Для сравнения: в 1913/14 учебном году численность студентов Петербургского политехнического составляла 5 тыс. человек, Рижского и Киевского - по 2 тыс., Варшавского - 974 человека [7, с. 64]. Для открытия Новочеркасского политехнического института, как уже отмечалось, использовали значительную часть профессорского состава и бюджета Варшавского института. По мнению В.Р. Лейкиной-Свирской, такое дробление сил и средств замедляло развитие обоих институтов и являлось причиной их отставания (по количеству профессоров и студентов) от других аналогичных вузов [10, с. 13]. Эта точка зрения не бесспорна.

Во-первых, не так много молодых людей с юга России могли поехать учиться в Варшаву, так как это требовало значительных материальных средств. Рас-

положение института в Новочеркасске позволило сотням юношей Дона, Кубани, Ставрополья, других соседних губерний получить высшее образование, что, естественно, оказало заметное влияние на их дальнейшие судьбы. Во-вторых, редко кто из выпускников Варшавского политехнического поехал бы работать на юг России. Открытие собственного института позволяло громадному региону, включая Северный Кавказ, увеличить масштабы подготовки собственных кадров.

О социальном положении студентов Новочеркасского политехнического института свидетельствуют следующие данные: в 1915 г. 25 % учащихся составляли дети дворян и чиновников, около 20 - казаков и военных, 26 - мещан и ремесленников, 22 - крестьян и около 4 % - духовенства [10, с. 14]. Провинциальные институты были более демократичны по своему составу, чем столичные.

Любопытна такая деталь. В начале XX в. во многих высших учебных заведениях страны ввели «состязательные» (вступительные) экзамены, так как число желающих учиться стало значительно превосходить число вакантных мест. Донской политехнический оставался в числе немногих вузов, в которых не пошли этим путем, а предпочитали по-старому конкурс аттестатов или жеребьевку на тот случай, если число претендентов на студенческие вакансии значительно превышало число последних [12].

Временное правительство в 1917 г. провело ряд мер по демократизации высшей школы. Они коснулись и Донского политехнического института. 11 июля 1917 г. постановлением правительства женщинам было разрешено поступать в высшие технические учебные заведения наравне с мужчинами. 26 августа вышел циркуляр учебного отдела министерства торговли и промышленности. По этому документу доценты наравне с профессорами получили право решающего голоса в собраниях факультетов и совещательного голоса в заседаниях советов институтов. Создавались особые студенческие комиссии за соблюдением внешнего порядка в институте. Упразднялись должности преподавателей богословия. Женщинам разрешалось занимать в высшей школе любые должности по учебной и административной работе [9, с. 4].

Донской политехнический институт пережил все бури, прогремевшие над Доном в 1918 - 1920 гг., и с этого момента в его истории открылась новая, советская страница.

После создания высшего учебного заведения в Новочеркасске местная власть и общественность не прекращали попытки открыть в области другие институты и университет.

Весной 1908 г. было зарегистрировано Донское общество содействия высшему женскому образованию, которое помогало появлению в Новочеркасске высших женских курсов. 22 апреля 1908 г. министерство народного просвещения издало распоряжение об их открытии [13, с. 2; 14, с. 57]. 20 мая 1909 г. попечитель Харьковского учебного округа Б. Соколовский утвердил временное положение о Новочеркасских высших женских курсах [15]. Целью создания курсов было

дать слушательницам высшее образование, в частности, готовить учительниц по математике и естествознанию.

Согласно положению, курсы находились под непосредственным контролем попечителя. Ни автономии, ни свободы преподавания, ни, тем более, студенческого самоуправления курсы не имели. Они были организованы по типу правительственных высших учебных заведений. Отличия состояли в отсутствии у преподавателей прав на пенсию, выслугу лет и чин, а у слушательниц - прав, распространяемых на студентов правительственных учебных заведений [14, с. 57-58].

При разработке организационного устройства общественных высших учебных заведений за основу принималось организационное устройство правительственных учебных заведений. Общее руководство учебной и научной работой на Новочеркасских высших женских курсах осуществлял педагогический совет, в который входили все преподаватели курсов [15, с. 3]. Основное внимание совет уделял разработке учебных планов, программ преподавания, созданию новых кафедр, факультетов.

Организацией учебной работы на факультетах, отделениях ведало факультетское собрание. В его компетенцию входили: выборы декана, профессоров, преподавателей, утверждение учебного плана и программ преподавания, правил проведения экзаменов, создание новых кафедр и т.д.

Факультетское собрание по своему составу было демократичным. В его работе, в отличие от правительственных учебных заведений, принимали участие все преподаватели данного факультета, приглашенные не менее, чем на один семестр. В общественных высших учебных заведениях установились более равноправные отношения между профессорами и младшими преподавателями, чем в государственных. Приват-доценты в правительственных университетах были отстранены от участия в работе факультетских собраний и поэтому не занимались разработкой проблем, относящихся к учебной и научной деятельности. В общественных высших учебных заведениях преподаватели и приват-доценты наравне с профессорами на заседаниях факультетских собраний решали данные вопросы. Такому положению в определенной степени способствовало отсутствие в общественных вузах гонорарной системы. Здесь лектор независимо от ученой степени и числа слушателей получал одинаковую плату за лекционный час.

Общественные высшие учебные заведения предъявляли к преподавателям такие же высокие требования, как и правительственные. В уставе отмечалось, что преподавателями могут быть как профессора вузов, так и «лица, получившие высшее образование и доказавшие свои познания научными и педагогическими трудами» [15, с. 13; 14, с. 93-95].

Первоначально предполагалось открыть курсы в составе двух факультетов: математического и естественного с 4-годичным курсом обучения. Однако 26 сентября 1909 г. собрание Донского общества содействия высшему женскому образованию постановило: из-за отсутствия средств открытие курсов отложить

до 1910/11 учебного года и открыть их в составе только одного - естественно-исторического факультета.

21 декабря 1909 г. попечитель Харьковского учебного округа утвердил состав преподавателей курсов в количестве 12 человек. 23 января 1910 г. прошло первое заседание совета курсов, на котором были избраны должностные лица.

19 сентября 1910 г. состоялось торжественное открытие курсов. Значительную помощь в их открытии и в будущей деятельности оказали профессора Донского политехнического института. Кроме того, для сбора средств в пользу курсов в Новочеркасске и в станицах Дона проводились спектакли, концерты, лотереи, распространялись подписные листы, даже были организованы полеты авиаторов [13, с. 2, 3].

Отсутствие достаточных средств тормозило работу курсов. В такой ситуации прозвучало обращение Общества содействия высшему женскому образованию к донскому дворянству и общественности за материальной помощью: «До сего времени в образовании средств курсов не принимали участия ни правительственные, ни сословные учреждения, между тем преследуемая курсами цель в высокой степени полезна в интересах всего края... Не найдет ли благородное собрание возможным оказать содействие на содержание курсов» [11]. Государство помогало эпизодически и слишком малыми средствами. Например, в 1914 г. вместо необходимых ежегодно на существование курсов 3,5 тыс. руб. единовременно была выделена всего 1 тыс. руб. [7, с. 202].

Преподавание на курсах вели профессора Донского политехнического института на основе университетского учебного плана. Ежегодно на них обучалось не более 220 слушательниц [11]. По другим сведениям, в 1910 г. в данном учебном заведении обучалось 110 чел., в 1914 г. - 70 чел. [7, с. 104]. Большинство слушательниц были в возрасте 16 - 25 лет.

В 1916 г. эти курсы были преобразованы в высшие женские курсы Донского сельскохозяйственного общества, что связывалось с растущей потребностью в кадрах в деревне.

Значительная часть населения Донской области занималась земледельческим трудом. В этой связи еще в 1909 - 1910 гг. неоднократно рассматривался вопрос об организации в составе курсов второго факультета - агрономического. Однако его открытие откладывалось вследствие отсутствия необходимых средств. Потребность казачьей области в собственном агрономическом факультете обсуждалась на съезде войсковых агрономов казачьих войск Европейской России в 1909 г. и областном сельскохозяйственном съезде в 1913 г.

Параллельно с действовавшими Новочеркасскими частными высшими женскими курсами в ноябре 1910 г. создается комиссия по организации в Новочеркасске сельскохозяйственного вуза для женщин. В комиссию вошли В.М. Арциховский, П.А. Кашинский, М.П. Зубков, А.А. Калужский, Д.П. Мажуренко и И.Г. Первенцев. 12 декабря 1913 г. состоялось заседание комиссии по выработке примерного учебного плана будущего института. Планировалась подготовка кадров по

4 специальностям: растениеводство, животноводство, сельскохозяйственные экономические науки, усадебное хозяйство и сельскохозяйственные технологии [13, с. 3].

В следующем, 1914 г. Донское общество содействия высшему женскому образованию официально поставило перед войсковым наказным атаманом Войска Донского вопрос о создании в Новочеркасске женского сельскохозяйственного института, об отводе земли для здания института и ассигновании необходимых финансовых средств [16].

При выработке положения об институте за образец были взяты положения о высших женских Саратовских курсах (открыты в 1913 г. при местном обществе сельского хозяйства). Предполагалось, что лица, окончившие его, получат звание ученого агронома [17]. Это требование затянуло утверждение проекта института. Министерство земледелия потребовало принятия будущим институтом учебных планов Стебутовских курсов (открыты в 1904 г. в Петербурге) и организации не только опытного поля, но и учебно-практического хозяйства [18].

13 мая 1916 г. был утвержден проект положения о Новочеркасских высших женских сельскохозяйственных курсах [19]. Общее руководство учебной и научной работой осуществлял совет. Его первое заседание состоялось 1 июня 1916 г. Директором курсов был избран В. М. Арциховский, его помощником - Н. И. Васильев [13, с. 4].

Цель курсов - дать слушательницам высшее сельскохозяйственное образование. Преподавательский корпус состоял главным образом из профессоров, доцентов и преподавателей Алексеевского Донского политехнического института и переведенного в 1915 г. в Новочеркасск Варшавского ветеринарного института. Обучение было рассчитано на 4 года. На курсы принимались лица женского пола, окончившие высшие или средние учебные заведения. Не имевшие свидетельств и аттестатов об окончании учебных заведений, но обладавшие соответствующими познаниями принимались вольнослушательницами. Одна треть вакансий предоставлялась лицам войскового сословия или уроженцам Донской области. Слушательницы платили 125 руб. в год, вольнослушательницы - 175 [13, с. 5].

Торжественное открытие состоялось 14 сентября 1916 г. На первый курс было принято 180 слушательниц, на второй - 43. Среди 223 слушательниц лица войскового сословия составили 113 чел., уроженки Донской области - 33, из других губерний - 77.

Социальный состав учившихся складывался из дворян - 77 чел. (34,5 %), духовного сословия - 44 (19,7 %), казачьего сословия - 46 (20,6 %), почетных граждан и купеческого сословия - 8, мещан - 23 (10,3 %), крестьян - 25 (11,2 %). По уровню подготовки 111 поступивших, т.е. половина окончили 8 классов гимназии, 66 человек (30 %) - 7 классов гимназии, 34 человека (15 %) окончили 6 - 8 классов епархиального училища [13, с. 4-7] (подсчеты наши. - А.Д.).

17 августа 1918 г. Новочеркасские высшие женские сельскохозяйственные курсы были преобразованы в Донской сельскохозяйственный институт. Это

стало возможным в связи с открытием осенью 1918 г. 4 курса.

В 1915 г. в связи с отступлением русских войск из Варшавы в Новочеркасск был переведен Варшавский ветеринарный институт (основан в 1840 г.). Нужды ветеринарного образования недооценивались правительством. После ликвидации в 1882 г. первого ветеринарного института при Медико-хирургической академии в стране осталось 4 ветеринарных института: Казанский, Харьковский, Юрьевский и Варшавский.

Ученой степени доктора ветеринарных наук не существовало. Выпускники институтов только в 1916 г. стали называться ветеринарными врачами. Несмотря на то, что ветеринарные институты считались высшими учебными заведениями, их учебный персонал получал меньшие оклады по сравнению с персоналом университетов [10, с. 22]. В 1916 г. ветеринарный институт в Новочеркасске был преобразован в Донской.

В 1911 г. в Новочеркасске был открыт учительский институт, но в начале ХХ в. такие институты к разряду высших учебных заведений не относились.

Таким образом, многолетние усилия местной общественности (среди которой основную роль играла донская интеллигенция) и войсковой администрации увенчались успехом. Область войска Донского в начале ХХ в. в числе отдельных губерний-«счастливчиков» становится одним из центров высшей школы страны. На ее территории действовали 6 высших учебных заведений, среди которых один - из пяти существовавших в то время в России политехнических институтов, один - из четырех ветеринарных институтов, одно - из пяти общественных высших сельскохозяйственных учебных заведений. Характерно, что первыми на Дону были открыты высшие учебные заведения, которые занимались подготовкой кадров, наиболее необходимых в сельскохозяйственном регионе с динамично развивавшейся промышленностью.

Активная роль в этом вопросе войсковой администрации, ее согласие на открытие в столице донского казачества высших женских курсов, а также тот факт, что половину слушательниц составляли казачки (лица войскового сословия) -все это свидетельствовало о том, что в сознании, менталитете казачества (с его известными консервативными взглядами на роль женщины в обществе) постепенно происходили определенные изменения. В этом несомненная заслуга донской интеллигенции.

Литература и примечания

1. Цит. по: Летопись университетской жизни. Ч. 1: Начало университетского образования на юге России: императорский Варшавский университет в Ростове-на-Дону (1915 - 1917 гг.). Учреждение Донского университета и его деятельность в 1917 - 1919 гг. / Сост. А.А. Пуш-каренко, Ан. А. Пушкаренко. Ростов н/Д, 1997. С. 6.

2. РГВИА, ф. 400, оп. 25, д. 2339.

3. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / Под ред. В.Н. Ратушняк. Краснодар, 1996. С. 564.

4. Докладная записка по вопросу об открытии университета в г. Новочеркасске. Новочеркасск, 1911. С. 16.

5. Отчет Войскового наказного атамана о состоянии Области войска Донского за 1915 год. Новочеркасск, 1916. С. 29.

6. Данилов А.Г. Варшавский университет в Ростове-на-Дону (1915 - 1917 гг.) // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2005. № 3.

7. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991.

8. Противостоянию в этом вопросе между Ростовом и Новочеркасском немало внимания уделяла местная пресса - Приазовский край. 1911. 5, 10, 11, 12 июля, 5 августа, 9, 11, 29, 30, 31 октября, 6 ноября, 15 декабря; См. также: Ростовский государственный университет (1915 - 1985): Очерки. Ростов н/Д, 1985. С. 9 - 11; Сидоров В. С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Т. 3. Ростов н/Д, 1994. С. 109 - 111.

9. ГАРО, ф. 42, оп. 1. Предисловие к фонду Л.Я. Горшковой.

10. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900 - 1917 гг. М., 1981.

11. История Дона с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Ростов н/Д, 1965. С. 490.

12. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX века: социально-историческая судьба. М., 1999. С. 85. Примечание 3.

13. ГАРО, ф. 348, оп. 1. Предисловие к фонду Л.Я. Горшковой.

14. Воробьева Ю.С. Общественность и высшая школа в России в начале XX века. М., 1994.

15. Новочеркасские высшие женские курсы. Временное положение о частных высших женских курсах Донского общества содействия высшему женскому образованию. Новочеркасск. Б.г.

16. Докладная записка войсковому наказному атаману Войска Донского В. И. Покатило по вопросу об открытии женского сельскохозяй-

ственного института в Новочеркасске. Ново- 18. Высший женский сельскохозяйственный ин-

черкасск, 1914. С. 8. ститут в Новочеркасске // Донская жизнь.

17. В обществе содействия высшему женскому 1916. 16 февраля.

образованию // Донская жизнь. 1914. 4 июня. 19. Новочеркасские высшие женские сельскохо-

зяйственные курсы. Временное положение.

Новочеркасск, 1916.

Северо-Кавказская академия государственной службы 11 октября 2005 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.