© 2005 г. А.Г. Данилов
90-летию переезда Варшавского университета в г. Ростов-на-Дону посвящается
ВАРШАВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
(1915 - 1917 гг.). Ч. 2
Высшие учебные заведения давали своим выпускникам не только специальность, но и право на получение чина XII - VIII класса - в зависимости от ранга учебного заведения и успехов выпускников. Видимо, это также было одной из причин, которая влекла молодежь в институты.
Абитуриенты сдавали следующие экзамены: на историко-филологический факультет - по древним языкам и всеобщей истории, на физико-математический -по математике и физике. Выпускники православных духовных семинарий, которым с 1886 г. было разрешено поступать в университет, дополнительно сдавали экзамены по русскому языку и русской истории.
Варшавский университет в 1915 - 1917 гг. по численности студентов занимал 5-е место из 11, уступая Московскому, Петербургскому, Киевскому и Харьковскому университетам, опережая Казанский, Юрьевский, Новороссийский (в Одессе), Пермский, Томский и Саратовский.
В Ростов для продолжения учебы прибыло, по нашим подсчетам на основе хранящихся в архиве отчетов университета, 1085 студентов, а не 724, как указывается в некоторых работах. Цифры получены следующим образом.
На 1 января 1915 г. в университете училось 2062 студента. В течение 1915 г. окончили полный курс 295 студентов [1; 2, с. 19]. 1767 - примерная численность студентов на лето 1915 г. (после ухода выпускников). На 1 января 1916 г. в университете (в Ростове) состояло 2103 студента. В течение всего 1915 г. в университет было принято 1018 человек [1]. 1085 студентов поступили в университет до 1 января 1915 г. (т. е. в Варшаве) и прибыли в Ростов для продолжения образования. Они составляют 60 % от 1767. Данные, полученные нами путем арифметических расчетов, совпадают с цифрами из отчета, согласно которому за 1915 год до окончания курса выбыло 682 человека [2, с. 19]. Студентам, по каким-либо причинам не пожелавшим ехать в Ростов, предоставили право перевода в другие университеты.
Контингент студентов в 1915 - 1917 гг. после переезда университета в Ростов-на-Дону заметно изменился по профессиональной ориентации, по социальному и национальному составу.
Прибывшие осенью 1915 г. в Ростов из Варшавы 1085 студентов составляли 51 % от общего числа студентов университета на 1 января 1916 г. (2103 чел.), что заметно влияло на статистические сведения за 1915/16 учебный год по всем показателям (распределению по факультетам, сословиям, вероисповеданию и т.д.). Чтобы понять, как изменился состав студентов в Ростове по сравнению с варшавским периодом, правильнее, по
нашему мнению, данные на 1 января 1915 г. (когда университет был еще в Польше) сравнивать с данными на 1 января 1917 г. Мы будем использовать такой подход при анализе материалов всех таблиц.
Об изменении численности студентов университета по годам и по факультетам можно судить по табл. 1 [2, с. 19, 26; 3, с. 23; 4]. В общем она была незначительной. И переезд в Ростов не повлиял на этот показатель. Зато заметно изменилось распределение по факультетам: сократилась численность историков и филологов - на 59 %, или в 2,4 раза, юристов - на 14,6 %; одновременно выросла численность медиков - на 44,5 %, или в 1,4 раза, студентов физико-математического факультета - на 56 %, или в 1,5 раза (в основном за счет увеличения почти в 2 раза числа обучающихся на естественном отделении - со 141 до 244 человек). Переезд Варшавского университета в Ростов, готовность его преподавателей откликаться на нужды региона привели к заметным изменениям в профессиональной ориентации его выпускников.
Таблица 1
Состав студентов Варшавского университета в 1915 - 1917 гг.
Численность студентов
Факультет 1.01.1915 г. 1.01.1916 г. 1.01.1917 г.
в Варшаве В Ростове В Ростове
Абс. % Абс. % Абс. %
Историко-филол. 544 26,4 431 20,5 222 11,1
Физико-математ. 265 12,8 261 12,4 415 20,7
Юридический 746 36,2 771 36,7 637 31,7
Медицинский 507 24,6 640 30,4 733 36,5
Итого: 2062 100,0 2103 100,0 2007 100,0
При анализе социального состава студентов университета в 1915 - 1917 гг. необходимо учитывать два момента.
Во-первых, он был не случайным, а следствием целенаправленной политики государства в этой сфере [5, с. 258-283]. Во-вторых, по этому критерию столичные университеты заметно отличались от провинциальных. Необходимо достаточно осторожно использовать среднестатистические показатели по российским университетам в целом (табл. 2) [2, с. 20, 26; 3, с. 24; 5, с. 268; 6]. Данные свидетельствуют о том, что удельный вес дворянско-чиновничьей группы в студенческом контингенте с переездом университета в Ростов не изменился: 12,6 % на 1 января 1915 г. и 12,5 % на 1 января 1917 г. Резко сократилась численность студентов этой группы - до 8,2 % (т.е.
почти на треть) к 1 января 1916 г. Объяснением может служить то, что прием студентов в университет в Ростове проходил осенью 1915 г., после того как основная масса
донских абитуриентов (и прежде всего из семей дворян и чиновников) уже была зачислена в другие высшие учебные заведения страны.
Таблица 2
Сословный состав студентов Варшавского университета в 1915 - 1917 гг.
Сословие 1.01.1915 1.01.1916 1.01.1917 По всем университетам страны в 1916 г., %
(в Варшаве) (в Ростове) (в Ростове)
Абс. % Абс. % Абс. %
Потомственные дворяне 78 3,8 52 2,5 89 4,5 5,0
Сыновья личных дворян и чиновников 182 8,8 121 5,7 158 8,0 29,0
Из духовного звания 1008 49,0 686 32,6 407 20,3 10,0
Сыновья почетных граждан и купцов 31 1,5 126 6,0 135 6,7 12,0
Сыновья мещан и цеховых 491 23,8 840 40,0 848 42,3 25,0
Казаки 12 0,6 14 0,7 24 1,2 1,0
Крестьяне 254 12,3 170 8,0 204 10,0 13,0
Иностранцы 6 0,3 90 4,3 100 5,0 1,0
Прочие 4 0,2 42 2,0 3,0
Итого: 2062 100,0 2103 100,0 2007 100,0 100,0
За два года значительно, почти в 2,5 раза, сократились численность и удельный вес среди студентов выпускников православных духовных семинарий, но в 4,5 раза стало больше цензовой буржуазии и буржуазной интеллигенции (сыновья почетных граждан и купцов), в 1,7 раза - мелкой городской буржуазии и среднегородских слоев (мещане и цеховые).
На Дону численность и удельный вес студентов -выходцев из крестьян - сократились почти на 20 % по сравнению с пребыванием университета в Варшаве. Вряд ли донские, кубанские, ставропольские крестьяне из региона - традиционного поставщика зерна на внутренний и мировой рынки - были беднее польских крестьян. Скорее всего причина такой ситуации кроется не в финансовой стороне вопроса, а в «цивилиза-ционных» отличиях Царства Польского, в котором и уровень образования различных слоев населения был выше, чем в большинстве регионов России, и традиции европейской университетской культуры были более развиты. Южно-русские крестьяне (речь идет о наиболее состоятельных), во-первых, были менее знакомы с таким явлением, как университет, а во-вторых, нередко предпочитали давать своим сыновьям инженерное, коммерческое, сельскохозяйственное, а не академическое образование. Например, в Донском политехническом институте удельный вес студентов из крестьян в 1915 г. составлял 22 % [7, с. 10], т.е. в 2 раза выше, чем в университете. Резкие колебания в численности этой категории студентов (сокращение на 33 % к 1 января 1916 г., а затем рост на 20 % к 1 января 1917 г.) можно объяснить особенностями набора осенью 1915 г.: о нем было объявлено только в сентябре 1915 г., и, учитывая условия распространения информации в то время, можно предположить, что не все крестьяне (из тех, кто хотел и мог дать своим детям университетское образование) успели в сжатые сроки отреагировать на это известие.
В два раза выросли численность и удельный вес среди студентов сыновей казаков, но тем не менее на 1 января 1917 г. они составляли всего 1,2 %, почти не отличаясь от среднестатистического показателя - 1 % в 1916 г. Можно предположить, что казаки, как и крестьяне, предпочитали давать своим детям не академическое образование. Например, в Донском политехническом институте доля детей казаков и военных в те годы составляла 20 % [7, с. 10].
Рост более чем в 16 раз численности и удельного веса такой группы, как иностранцы (дети натурализовавшихся в России иностранных подданных, занимавшихся всеми видами предпринимательской деятельности и фактически слившихся с отечественной буржуазией), объясняется особенностями и историческими традициями Ростова, Донской области, южных губерний страны. В этом регионе в XVIII - XX вв. проживало немало немцев, греков, турок, других народов.
Сравнение показателей, характеризующих студентов университета в Ростове, со среднестатистическими позволяет утверждать следующее. Значительно меньший удельный вес дворянско-чиновничьей группы (12,5 % на 1 января 1917 г. в Варшавском университете против 34,0 % по всем университетам в целом) и сыновей почетных граждан и купцов (6,7 % против 12 %) свидетельствует о том, что провинциальная управленческая и финансовая элита стремилась давать своим детям образование в столичных центрах. По подсчетам А.Е. Иванова, на 1 января 1914 г. свыше 71 % всех студентов из семей чиновников и дворян, обучавшихся в 11 российских университетах, концентрировалось в Москве, Петербурге и Киеве [5, с. 269]. В то же время и провинциальные университеты по данному показателю нередко заметно отличались друг от друга. Если в университете в Ростове доля дворянско-чиновничьей группы студентов составляла 12,5 %, то в Томском уни-
верситете - 1,9 %, в Саратовском - 1 % [5, с. 269]. Это говорит об определенном авторитете, престиже Варшавского университета среди части общества.
Удельный вес студентов - выходцев из среднегородских слоев и сельских сословий (духовного звания, сыновей мещан, цеховых, казаков, крестьян, иностранцев и прочих) составлял на 1 января 1917 г. почти 81 % в Ростове по сравнению с 53 % в целом по университетам. Это свидетельствует о том, что провинциальные университеты были более демократичными, чем столичные. Превышение доли семинаристов в Варшавском университете в 2 раза по сравнению со среднестатистическим показателем объясняется тем, что не во все университеты страны учащимся этой категории был открыт свободный доступ.
В дореволюционной статистике национальная принадлежность студентов подменялась религиозно-исповедальной [5, с. 285]. Изменения в национальном составе студентов Варшавского университета после его переезда в Ростов отражены в табл. 3[2, с. 20, 26; 3, с. 24; 8].
Таблица 3
Распределение студентов Варшавского университета по вероисповеданию в 1915 - 1917 гг.
Вероисповедание 1.01.1915 г. (в Варшаве) 1.01.1916 г. (в Ростове) 1.01.1917 г. (в Ростове)
Абс. % Абс. % Абс. %
Православное 1534 74,4 1086 51,6 924 46,0
Римско-католическое 295 14,3 155 7,4 160 8,0
Армяно-григорианское 1 - 20 1,0 110 5,5
Иные христианские 39 1,9 69 3,3 73 3,6
Иудейское 193 9,4 772 36,7 723 36,0
Магометанское - - - - 13 0,7
Иные нехристианские - - 1 - 4 0,2
Итого 2062 100,0 2103 100,0 2007 100,0
Достаточно понятным и закономерным является сокращение численности и удельного веса студентов -поляков в 1,8 раза, рост численности студентов армянской национальности, татар (магометанское вероисповедание), других народов. В Донской области и соседних губерниях проживали представители различных национальностей. Но как в условиях государственного регулирования национального состава студентов, многочисленных препятствий на пути получения высшего образования лицами еврейской национальности численность и удельный вес именно этой категории учащихся после переезда университета в Ростов увеличились в 3,8 раза?
Возможным объяснением может быть следующее. 10 августа 1915 г. Совет министров России принял постановление о льготном приеме в высшую школу участников войны и их детей без различия национальностей и вероисповедания. Следствием такого решения и стало увеличение доли студентов-евреев в различных вузах. В Новороссийском университете (г. Одесса) этот показатель вырос до 33 % в 1916 г [5, с. 289]. Аналогичные процессы происходили и в Варшавском университете (рост с 9,4 до 36 %).
В то же время местная администрация порой сама регулировала численность еврейской студенческой молодежи в Области войска Донского. В октябре 1916 г. Войсковой наказной атаман издал приказ о выселении из Новочеркасска студентов Варшавского ветеринарного института (эвакуированного в этот город в 1915 г.) еврейской национальности [9].
Таким образом, изменение национального состава студентов Варшавского университета в 1915 - 1917 гг. было вызвано его переездом в многонациональный регион и изменением политики правительства в «еврейском» вопросе.
Поколениям студентов, чей портрет мы попытались воспроизвести, выпала нелегкая доля (как и всему обществу) пройти через потрясения 1917 г., лихолетье 1918 - 1920 гг. и выйти из стен университета в условиях новой исторической эпохи, что может быть самостоятельным сюжетом исследования.
Среди основных направлений в деятельности университета с момента его обоснования на Дону и в последующие годы были следующие: 1) подготовка кадров высшей квалификации - научных работников, учителей средней школы, врачей, юристов, инженеров, экономистов, агрономов, ветеринаров, фармацевтов; 2) совершенствование системы здравоохранения в регионе (расширение сети больниц и клиник, борьба с эпидемиями и т.д.); 3) научные исследования теоретического и прикладного характера, включая изучение природных ресурсов юга страны; 4) историко-краеведческая работа по изучению региона; 5) просветительская деятельность (чтение лекций в Народном университете и перед населением, публикация статей в печати). Высокий уровень общей культуры преподавателей университета, в том числе присущие большинству из них высокие моральные качества, позволяли им выполнять еще одну функцию - воспитательную.
Подробнее остановимся только на первом направлении. Перевод в Ростов в 1915 г. Варшавского университета, с одной стороны, организационно завершил процесс превращения Донской области в крупный центр высшей школы на юге России, с другой - дал толчок для ее дальнейшего развития в крае. По инициативе преподавателей университета в Ростове в 1915 - 1918 гг. были открыты Высшие женские курсы, городской женский медицинский институт, одногодичные педагогические курсы для лиц с высшим образованием для подготовки учителей средних учебных заведений, археологический и коммерческий институты.
Высшие женские курсы были открыты в Варшаве осенью 1909 г. по инициативе преподавателей университета. Летом 1915 г. вместе с университетом курсы эвакуировались в Ростов-на-Дону. Они почти полностью повторяли структуру университета: 3 факультета, директор, совет, правление, деканы факультетов, факультетские собрания. Учебные планы и программы курсов также соответствовали университетским.
Занятия на курсах в Ростове начались в ноябре 1915 г. Вели их 45 преподавателей университета (на 1 января 1916 г.), а обучались в тот период 665 (по другим данным - 683) слушательниц [10, л. 11], которые
по трем факультетам распределились следующим образом: 1) историко-филологический факультет - 205 человек; 2) физико-математический - 360 человек; 3) юридический - 100 человек [11]. Наибольшей популярностью пользовалось естественное отделение физико -математического факультета - 314 слушательниц [12] - почти половина всего состава курсов. В последующий период численность обучающихся значительно выросла: 1916/17 учебный год - 1 216 человек, 1917/18 -2 013 человек [10, л. 11].
Обучение было платным и в 1915/16, 1916/17 учебных годах составляло на всех факультетах 100 руб. в год, на естественном отделении - 120, в 1917/18 учебном году - соответственно 150 и 175 руб. [10, л. 1-1 об.].
Полный курс обучения, как и в университете, составлял 4 года. После сдачи экзаменов государственным испытательным комиссиям выпускницы получали права наравне с лицами, окончившими российские университеты.
Неоднократно поднимался вопрос об учреждении на курсах четвертого - очень нужного региону - медицинского факультета. Для проработки этого вопроса была создана специальная комиссия из преподавателей медицинского факультета университета, которая 21 марта 1916 г. подготовила доклад по данной проблеме [13]. Однако городские власти и руководство университета пошли по другому пути.
В ноябре 1916 г. в Ростове был открыт городской женский медицинский институт. У нас пока нет данных о численности преподавателей (это были педагоги университета) и учившихся в нем, но о степени его популярности в регионе можно судить по следующему факту: осенью 1916 г. на 1-й курс института было подано 648 заявлений (из них 382 - из других регионов страны), на 2-й курс - 197 заявлений, главным образом, от окончивших первый курс естественного отделения физико-математического факультета Высших женских курсов [14, с. 16]. Возглавил институт заслуженный ординарный профессор Варшавского университета А.А. Колосов. Первоначальная плата за обучение составляла 200 руб. в год [2, с. 6].
В мае 1916 г. при университете были открыты одногодичные педагогические курсы для лиц с высшим образованием с целью подготовки учителей для средних учебных заведений. Курсы начали функционировать в составе 5 отделений: словесного, исторического, классического, физико-математического и естественно-химического. Во главе отделений стояли деканы - профессора университета, преподавание вели также его работники. На курсах читались общие для всех отделений предметы: психология, педагогика, логика и др. Кроме того, изучались спецпредметы по отделениям, проводились практические занятия по физике и химии. Обучались на курсах вначале бесплатно [2, с. 27]. Работа этих курсов позволила улучшить подготовку донских учителей.
6 июня 1916 г. совет университета на своем заседании выразил готовность оказать поддержку Росто-во-Нахичеванскому обществу народных университетов. Читать в нем лекции и вести практические занятия
пожелали многие профессора медицинского и юридического факультетов [2, с. 27].
Немного выходя за хронологические рамки статьи, отметим, что в мае 1918 г. по инициативе преподавателей Донского университета был открыт археологический институт. По уставу его цель состояла в том, чтобы осуществлять «научную разработку археологии, истории искусств и археографии со всеми сопроводительными дисциплинами, а также подготовку специалистов для должностей в музеях, библиотеках, театрах и архивах». Институт имел три отделения: археологическое, истории искусств и археографическое. Срок обучения - 3 года, последний 3-й год - практические занятия по избранной профессии. После сдачи всех экзаменов, зачетов и защиты диссертации выпускникам присваивалось звание «ученый археолог», «ученый историк искусств», «ученый архивовед». Плата за обучение составляла 125 руб. в год. Занятия в институте вели преподаватели университета. Ректором института был избран профессор историко-филологического факультета университета А.И. Яцимирский.
Была реализована и другая инициатива преподавателей университета - открыт Ростовский коммерческий институт, занятия в котором вели в основном профессора юридического факультета. Возглавлял его видный российский ученый-экономист, профессор П.И. Лященко [2, с. 65-66].
Появление высших учебных заведений в крае было следствием активных усилий интеллигенции, свидетельствовало о более глубоком по сравнению с XIX в. проникновении в регион элементов европейской культуры, способствовало появлению в составе интеллигенции новых профессиональных групп - педагогов высшей школы и студентов.
В 1916 - начале 1917 г. шла работа как на Дону, так и в Петрограде по созданию в Ростове собственного университета [15]. 30 июня 1916 г. это решение утвердил Николай II, 12 июля 1916 г. его одобрил Совет министров [16]. В феврале 1917 г. Министерство народного просвещения направило в Государственную думу соответствующий документ, но тут грянула Февральская революция. Таким образом, судьбой данного вопроса пришлось заниматься временному правительству, которое 5 мая 1917 г. постановило учредить с 1 июля 1917 г. в районе г. Ростова и Нахичевани-на-Дону университет в составе 4 факультетов: историко-филологического, юридического, физико-математического и медицинского. Присвоить этому университету наименование «Донской» [2, с. 35-37; 17].
Так завершился процесс трансформации Варшавского университета в Донской. Это было не формальным переименованием, а отражением новых реалий. Деятельность университета на юге страны привела к тому, что заметно изменились социальный и национальный состав студентов, профессиональная структура его выпускников, направленность многих исследований преподавателей. Те ученые, чьи работы носили прикладной характер, занялись в 1916 - 1917 гг. изучением нового для себя региона, приняли участие в исследовании природных ресурсов Дона, Кубани, Ставрополья и Северного Кавказа.
Удивительной и сложной оказалась судьба педагогов Варшавского университета. Многое в жизни пришлось им пережить. Анализ их биографий свидетельствует о том, что одни и те же люди спасли Варшавский университет в 1915 г., фактически на пустом месте создали крупный учебный, научный, культурный центр на юге России, сохранили этот островок цивилизации в период революционной стихии 1917 г. и гражданской войны (1918 - 1920 гг.), когда власть в Ростове и на Дону неоднократно менялась, в 20-е гг. заложили надежный фундамент для развития образования и науки на Дону и Северном Кавказе.
Литература и примечания
1. ГАРО, ф. 527, оп. 1, д. 198, л. 76.
2. Летопись университетской жизни. Ч. 1: Начало университетского образования на юге России: императорский Варшавский университет в Ростове-на-Дону (1915 - 1917 гг.). Учреждение Донского университета и его деятельность в 1917 - 1919 гг. / Сост. А.А. Пушка-ренко, Ан. А. Пушкаренко. Ростов н/Д, 1997. С. 19.
3. Варшавские университетские известия. 1916. Кн. 6.
4. ГАРО, ф. 527, оп. 1, д. 79, л. 66; д. 124, л. 24.
5. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX -начале XX века. М., 1991.
6. Ведомости № 6 о распределении студентов ... по вероисповеданиям и сословиям к 1 января 1916 г. и к 1 января 1917 г. // ГАРО, ф. 527, оп. 1, д. 79, л. 64; д. 124, л. 25; д. 198, л. 77, 121. С.Е. Белозеров в «Очерках истории Ростовского университета» на с. 50 (без ссылки на источник), а на с. 151 со ссылкой на «Варшавские университетские известия» (без указания года и номера)
Северо-Кавказская академия государственной службы
приводит иные данные как по численности, так и по сословному составу студентов в 1915/1916 учебном году. Но отчет за этот год в «Варшавских университетских известиях» нами пока не обнаружен.
7. Новочеркасский политехнический институт им. С.К. Орджоникидзе. Новочеркасск, 1957.
8. ГАРО, ф. 527, оп. 1, д. 79, л. 64; д. 124, л. 25.
9. Там же, ф. 829, оп. 1, д. 427, л, 24.
10. Там же, ф. 528, оп. 1, д. 35, л. 11.
11. С.Е. Белозеров в «Очерках истории Ростовского университета» на с. 50 (без ссылки на источник) называет цифру 722 человека и дает совершенно иное распределение учащихся по факультетам.
12. ГАРО, ф. 528, оп. 1, д. 10, л. 8, 10 об.
13. Там же, ф. 527, оп. 1, д. 62, л. 3-4 об.
14. Ростовский государственный университет (19151985): Очерки. Ростов н/Д, 1985.
15. Ростовский государственный университет (1915-1985). С. 14-15. Отметим, что указанные в данном издании даты несколько отличаются от дат, обнаруженных нами в архивных документах. О серьезном отношении к делу и тщательной проработке данного вопроса можно судить по следующим документам: «К проекту учреждения нового университета в г. Ростове-на-Дону» (проект Министерства народного просвещения, ноябрь 1916 г.), законопроект «Об учреждении Донского университета» от 27 апреля 1917 г., «Строительная программа работ по сооружению Донского университета и порядок ее осуществления» от 27 апреля 1917 г. // ГА-РО, ф. 527, оп. 1, д. 293, л. 4 - 13 об.
16. ГАРФ, ф. 2315, оп. 1, д. 10, л. 8.
17. ГАРО, ф. 527, оп. 1, д. 290, л. 6 об. -7; ГАРФ, ф. 2315, оп. 1, д. 28.
5 апреля 2005 г.