Научная статья на тему 'ВАРШАВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ (1915 - 1917 гг.). Ч. 2'

ВАРШАВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ (1915 - 1917 гг.). Ч. 2 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВАРШАВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ (1915 - 1917 гг.). Ч. 2»

© 2005 г. А.Г. Данилов

90-летию переезда Варшавского университета в г. Ростов-на-Дону посвящается

ВАРШАВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ

(1915 - 1917 гг.). Ч. 2

Высшие учебные заведения давали своим выпускникам не только специальность, но и право на получение чина XII - VIII класса - в зависимости от ранга учебного заведения и успехов выпускников. Видимо, это также было одной из причин, которая влекла молодежь в институты.

Абитуриенты сдавали следующие экзамены: на историко-филологический факультет - по древним языкам и всеобщей истории, на физико-математический -по математике и физике. Выпускники православных духовных семинарий, которым с 1886 г. было разрешено поступать в университет, дополнительно сдавали экзамены по русскому языку и русской истории.

Варшавский университет в 1915 - 1917 гг. по численности студентов занимал 5-е место из 11, уступая Московскому, Петербургскому, Киевскому и Харьковскому университетам, опережая Казанский, Юрьевский, Новороссийский (в Одессе), Пермский, Томский и Саратовский.

В Ростов для продолжения учебы прибыло, по нашим подсчетам на основе хранящихся в архиве отчетов университета, 1085 студентов, а не 724, как указывается в некоторых работах. Цифры получены следующим образом.

На 1 января 1915 г. в университете училось 2062 студента. В течение 1915 г. окончили полный курс 295 студентов [1; 2, с. 19]. 1767 - примерная численность студентов на лето 1915 г. (после ухода выпускников). На 1 января 1916 г. в университете (в Ростове) состояло 2103 студента. В течение всего 1915 г. в университет было принято 1018 человек [1]. 1085 студентов поступили в университет до 1 января 1915 г. (т. е. в Варшаве) и прибыли в Ростов для продолжения образования. Они составляют 60 % от 1767. Данные, полученные нами путем арифметических расчетов, совпадают с цифрами из отчета, согласно которому за 1915 год до окончания курса выбыло 682 человека [2, с. 19]. Студентам, по каким-либо причинам не пожелавшим ехать в Ростов, предоставили право перевода в другие университеты.

Контингент студентов в 1915 - 1917 гг. после переезда университета в Ростов-на-Дону заметно изменился по профессиональной ориентации, по социальному и национальному составу.

Прибывшие осенью 1915 г. в Ростов из Варшавы 1085 студентов составляли 51 % от общего числа студентов университета на 1 января 1916 г. (2103 чел.), что заметно влияло на статистические сведения за 1915/16 учебный год по всем показателям (распределению по факультетам, сословиям, вероисповеданию и т.д.). Чтобы понять, как изменился состав студентов в Ростове по сравнению с варшавским периодом, правильнее, по

нашему мнению, данные на 1 января 1915 г. (когда университет был еще в Польше) сравнивать с данными на 1 января 1917 г. Мы будем использовать такой подход при анализе материалов всех таблиц.

Об изменении численности студентов университета по годам и по факультетам можно судить по табл. 1 [2, с. 19, 26; 3, с. 23; 4]. В общем она была незначительной. И переезд в Ростов не повлиял на этот показатель. Зато заметно изменилось распределение по факультетам: сократилась численность историков и филологов - на 59 %, или в 2,4 раза, юристов - на 14,6 %; одновременно выросла численность медиков - на 44,5 %, или в 1,4 раза, студентов физико-математического факультета - на 56 %, или в 1,5 раза (в основном за счет увеличения почти в 2 раза числа обучающихся на естественном отделении - со 141 до 244 человек). Переезд Варшавского университета в Ростов, готовность его преподавателей откликаться на нужды региона привели к заметным изменениям в профессиональной ориентации его выпускников.

Таблица 1

Состав студентов Варшавского университета в 1915 - 1917 гг.

Численность студентов

Факультет 1.01.1915 г. 1.01.1916 г. 1.01.1917 г.

в Варшаве В Ростове В Ростове

Абс. % Абс. % Абс. %

Историко-филол. 544 26,4 431 20,5 222 11,1

Физико-математ. 265 12,8 261 12,4 415 20,7

Юридический 746 36,2 771 36,7 637 31,7

Медицинский 507 24,6 640 30,4 733 36,5

Итого: 2062 100,0 2103 100,0 2007 100,0

При анализе социального состава студентов университета в 1915 - 1917 гг. необходимо учитывать два момента.

Во-первых, он был не случайным, а следствием целенаправленной политики государства в этой сфере [5, с. 258-283]. Во-вторых, по этому критерию столичные университеты заметно отличались от провинциальных. Необходимо достаточно осторожно использовать среднестатистические показатели по российским университетам в целом (табл. 2) [2, с. 20, 26; 3, с. 24; 5, с. 268; 6]. Данные свидетельствуют о том, что удельный вес дворянско-чиновничьей группы в студенческом контингенте с переездом университета в Ростов не изменился: 12,6 % на 1 января 1915 г. и 12,5 % на 1 января 1917 г. Резко сократилась численность студентов этой группы - до 8,2 % (т.е.

почти на треть) к 1 января 1916 г. Объяснением может служить то, что прием студентов в университет в Ростове проходил осенью 1915 г., после того как основная масса

донских абитуриентов (и прежде всего из семей дворян и чиновников) уже была зачислена в другие высшие учебные заведения страны.

Таблица 2

Сословный состав студентов Варшавского университета в 1915 - 1917 гг.

Сословие 1.01.1915 1.01.1916 1.01.1917 По всем университетам страны в 1916 г., %

(в Варшаве) (в Ростове) (в Ростове)

Абс. % Абс. % Абс. %

Потомственные дворяне 78 3,8 52 2,5 89 4,5 5,0

Сыновья личных дворян и чиновников 182 8,8 121 5,7 158 8,0 29,0

Из духовного звания 1008 49,0 686 32,6 407 20,3 10,0

Сыновья почетных граждан и купцов 31 1,5 126 6,0 135 6,7 12,0

Сыновья мещан и цеховых 491 23,8 840 40,0 848 42,3 25,0

Казаки 12 0,6 14 0,7 24 1,2 1,0

Крестьяне 254 12,3 170 8,0 204 10,0 13,0

Иностранцы 6 0,3 90 4,3 100 5,0 1,0

Прочие 4 0,2 42 2,0 3,0

Итого: 2062 100,0 2103 100,0 2007 100,0 100,0

За два года значительно, почти в 2,5 раза, сократились численность и удельный вес среди студентов выпускников православных духовных семинарий, но в 4,5 раза стало больше цензовой буржуазии и буржуазной интеллигенции (сыновья почетных граждан и купцов), в 1,7 раза - мелкой городской буржуазии и среднегородских слоев (мещане и цеховые).

На Дону численность и удельный вес студентов -выходцев из крестьян - сократились почти на 20 % по сравнению с пребыванием университета в Варшаве. Вряд ли донские, кубанские, ставропольские крестьяне из региона - традиционного поставщика зерна на внутренний и мировой рынки - были беднее польских крестьян. Скорее всего причина такой ситуации кроется не в финансовой стороне вопроса, а в «цивилиза-ционных» отличиях Царства Польского, в котором и уровень образования различных слоев населения был выше, чем в большинстве регионов России, и традиции европейской университетской культуры были более развиты. Южно-русские крестьяне (речь идет о наиболее состоятельных), во-первых, были менее знакомы с таким явлением, как университет, а во-вторых, нередко предпочитали давать своим сыновьям инженерное, коммерческое, сельскохозяйственное, а не академическое образование. Например, в Донском политехническом институте удельный вес студентов из крестьян в 1915 г. составлял 22 % [7, с. 10], т.е. в 2 раза выше, чем в университете. Резкие колебания в численности этой категории студентов (сокращение на 33 % к 1 января 1916 г., а затем рост на 20 % к 1 января 1917 г.) можно объяснить особенностями набора осенью 1915 г.: о нем было объявлено только в сентябре 1915 г., и, учитывая условия распространения информации в то время, можно предположить, что не все крестьяне (из тех, кто хотел и мог дать своим детям университетское образование) успели в сжатые сроки отреагировать на это известие.

В два раза выросли численность и удельный вес среди студентов сыновей казаков, но тем не менее на 1 января 1917 г. они составляли всего 1,2 %, почти не отличаясь от среднестатистического показателя - 1 % в 1916 г. Можно предположить, что казаки, как и крестьяне, предпочитали давать своим детям не академическое образование. Например, в Донском политехническом институте доля детей казаков и военных в те годы составляла 20 % [7, с. 10].

Рост более чем в 16 раз численности и удельного веса такой группы, как иностранцы (дети натурализовавшихся в России иностранных подданных, занимавшихся всеми видами предпринимательской деятельности и фактически слившихся с отечественной буржуазией), объясняется особенностями и историческими традициями Ростова, Донской области, южных губерний страны. В этом регионе в XVIII - XX вв. проживало немало немцев, греков, турок, других народов.

Сравнение показателей, характеризующих студентов университета в Ростове, со среднестатистическими позволяет утверждать следующее. Значительно меньший удельный вес дворянско-чиновничьей группы (12,5 % на 1 января 1917 г. в Варшавском университете против 34,0 % по всем университетам в целом) и сыновей почетных граждан и купцов (6,7 % против 12 %) свидетельствует о том, что провинциальная управленческая и финансовая элита стремилась давать своим детям образование в столичных центрах. По подсчетам А.Е. Иванова, на 1 января 1914 г. свыше 71 % всех студентов из семей чиновников и дворян, обучавшихся в 11 российских университетах, концентрировалось в Москве, Петербурге и Киеве [5, с. 269]. В то же время и провинциальные университеты по данному показателю нередко заметно отличались друг от друга. Если в университете в Ростове доля дворянско-чиновничьей группы студентов составляла 12,5 %, то в Томском уни-

верситете - 1,9 %, в Саратовском - 1 % [5, с. 269]. Это говорит об определенном авторитете, престиже Варшавского университета среди части общества.

Удельный вес студентов - выходцев из среднегородских слоев и сельских сословий (духовного звания, сыновей мещан, цеховых, казаков, крестьян, иностранцев и прочих) составлял на 1 января 1917 г. почти 81 % в Ростове по сравнению с 53 % в целом по университетам. Это свидетельствует о том, что провинциальные университеты были более демократичными, чем столичные. Превышение доли семинаристов в Варшавском университете в 2 раза по сравнению со среднестатистическим показателем объясняется тем, что не во все университеты страны учащимся этой категории был открыт свободный доступ.

В дореволюционной статистике национальная принадлежность студентов подменялась религиозно-исповедальной [5, с. 285]. Изменения в национальном составе студентов Варшавского университета после его переезда в Ростов отражены в табл. 3[2, с. 20, 26; 3, с. 24; 8].

Таблица 3

Распределение студентов Варшавского университета по вероисповеданию в 1915 - 1917 гг.

Вероисповедание 1.01.1915 г. (в Варшаве) 1.01.1916 г. (в Ростове) 1.01.1917 г. (в Ростове)

Абс. % Абс. % Абс. %

Православное 1534 74,4 1086 51,6 924 46,0

Римско-католическое 295 14,3 155 7,4 160 8,0

Армяно-григорианское 1 - 20 1,0 110 5,5

Иные христианские 39 1,9 69 3,3 73 3,6

Иудейское 193 9,4 772 36,7 723 36,0

Магометанское - - - - 13 0,7

Иные нехристианские - - 1 - 4 0,2

Итого 2062 100,0 2103 100,0 2007 100,0

Достаточно понятным и закономерным является сокращение численности и удельного веса студентов -поляков в 1,8 раза, рост численности студентов армянской национальности, татар (магометанское вероисповедание), других народов. В Донской области и соседних губерниях проживали представители различных национальностей. Но как в условиях государственного регулирования национального состава студентов, многочисленных препятствий на пути получения высшего образования лицами еврейской национальности численность и удельный вес именно этой категории учащихся после переезда университета в Ростов увеличились в 3,8 раза?

Возможным объяснением может быть следующее. 10 августа 1915 г. Совет министров России принял постановление о льготном приеме в высшую школу участников войны и их детей без различия национальностей и вероисповедания. Следствием такого решения и стало увеличение доли студентов-евреев в различных вузах. В Новороссийском университете (г. Одесса) этот показатель вырос до 33 % в 1916 г [5, с. 289]. Аналогичные процессы происходили и в Варшавском университете (рост с 9,4 до 36 %).

В то же время местная администрация порой сама регулировала численность еврейской студенческой молодежи в Области войска Донского. В октябре 1916 г. Войсковой наказной атаман издал приказ о выселении из Новочеркасска студентов Варшавского ветеринарного института (эвакуированного в этот город в 1915 г.) еврейской национальности [9].

Таким образом, изменение национального состава студентов Варшавского университета в 1915 - 1917 гг. было вызвано его переездом в многонациональный регион и изменением политики правительства в «еврейском» вопросе.

Поколениям студентов, чей портрет мы попытались воспроизвести, выпала нелегкая доля (как и всему обществу) пройти через потрясения 1917 г., лихолетье 1918 - 1920 гг. и выйти из стен университета в условиях новой исторической эпохи, что может быть самостоятельным сюжетом исследования.

Среди основных направлений в деятельности университета с момента его обоснования на Дону и в последующие годы были следующие: 1) подготовка кадров высшей квалификации - научных работников, учителей средней школы, врачей, юристов, инженеров, экономистов, агрономов, ветеринаров, фармацевтов; 2) совершенствование системы здравоохранения в регионе (расширение сети больниц и клиник, борьба с эпидемиями и т.д.); 3) научные исследования теоретического и прикладного характера, включая изучение природных ресурсов юга страны; 4) историко-краеведческая работа по изучению региона; 5) просветительская деятельность (чтение лекций в Народном университете и перед населением, публикация статей в печати). Высокий уровень общей культуры преподавателей университета, в том числе присущие большинству из них высокие моральные качества, позволяли им выполнять еще одну функцию - воспитательную.

Подробнее остановимся только на первом направлении. Перевод в Ростов в 1915 г. Варшавского университета, с одной стороны, организационно завершил процесс превращения Донской области в крупный центр высшей школы на юге России, с другой - дал толчок для ее дальнейшего развития в крае. По инициативе преподавателей университета в Ростове в 1915 - 1918 гг. были открыты Высшие женские курсы, городской женский медицинский институт, одногодичные педагогические курсы для лиц с высшим образованием для подготовки учителей средних учебных заведений, археологический и коммерческий институты.

Высшие женские курсы были открыты в Варшаве осенью 1909 г. по инициативе преподавателей университета. Летом 1915 г. вместе с университетом курсы эвакуировались в Ростов-на-Дону. Они почти полностью повторяли структуру университета: 3 факультета, директор, совет, правление, деканы факультетов, факультетские собрания. Учебные планы и программы курсов также соответствовали университетским.

Занятия на курсах в Ростове начались в ноябре 1915 г. Вели их 45 преподавателей университета (на 1 января 1916 г.), а обучались в тот период 665 (по другим данным - 683) слушательниц [10, л. 11], которые

по трем факультетам распределились следующим образом: 1) историко-филологический факультет - 205 человек; 2) физико-математический - 360 человек; 3) юридический - 100 человек [11]. Наибольшей популярностью пользовалось естественное отделение физико -математического факультета - 314 слушательниц [12] - почти половина всего состава курсов. В последующий период численность обучающихся значительно выросла: 1916/17 учебный год - 1 216 человек, 1917/18 -2 013 человек [10, л. 11].

Обучение было платным и в 1915/16, 1916/17 учебных годах составляло на всех факультетах 100 руб. в год, на естественном отделении - 120, в 1917/18 учебном году - соответственно 150 и 175 руб. [10, л. 1-1 об.].

Полный курс обучения, как и в университете, составлял 4 года. После сдачи экзаменов государственным испытательным комиссиям выпускницы получали права наравне с лицами, окончившими российские университеты.

Неоднократно поднимался вопрос об учреждении на курсах четвертого - очень нужного региону - медицинского факультета. Для проработки этого вопроса была создана специальная комиссия из преподавателей медицинского факультета университета, которая 21 марта 1916 г. подготовила доклад по данной проблеме [13]. Однако городские власти и руководство университета пошли по другому пути.

В ноябре 1916 г. в Ростове был открыт городской женский медицинский институт. У нас пока нет данных о численности преподавателей (это были педагоги университета) и учившихся в нем, но о степени его популярности в регионе можно судить по следующему факту: осенью 1916 г. на 1-й курс института было подано 648 заявлений (из них 382 - из других регионов страны), на 2-й курс - 197 заявлений, главным образом, от окончивших первый курс естественного отделения физико-математического факультета Высших женских курсов [14, с. 16]. Возглавил институт заслуженный ординарный профессор Варшавского университета А.А. Колосов. Первоначальная плата за обучение составляла 200 руб. в год [2, с. 6].

В мае 1916 г. при университете были открыты одногодичные педагогические курсы для лиц с высшим образованием с целью подготовки учителей для средних учебных заведений. Курсы начали функционировать в составе 5 отделений: словесного, исторического, классического, физико-математического и естественно-химического. Во главе отделений стояли деканы - профессора университета, преподавание вели также его работники. На курсах читались общие для всех отделений предметы: психология, педагогика, логика и др. Кроме того, изучались спецпредметы по отделениям, проводились практические занятия по физике и химии. Обучались на курсах вначале бесплатно [2, с. 27]. Работа этих курсов позволила улучшить подготовку донских учителей.

6 июня 1916 г. совет университета на своем заседании выразил готовность оказать поддержку Росто-во-Нахичеванскому обществу народных университетов. Читать в нем лекции и вести практические занятия

пожелали многие профессора медицинского и юридического факультетов [2, с. 27].

Немного выходя за хронологические рамки статьи, отметим, что в мае 1918 г. по инициативе преподавателей Донского университета был открыт археологический институт. По уставу его цель состояла в том, чтобы осуществлять «научную разработку археологии, истории искусств и археографии со всеми сопроводительными дисциплинами, а также подготовку специалистов для должностей в музеях, библиотеках, театрах и архивах». Институт имел три отделения: археологическое, истории искусств и археографическое. Срок обучения - 3 года, последний 3-й год - практические занятия по избранной профессии. После сдачи всех экзаменов, зачетов и защиты диссертации выпускникам присваивалось звание «ученый археолог», «ученый историк искусств», «ученый архивовед». Плата за обучение составляла 125 руб. в год. Занятия в институте вели преподаватели университета. Ректором института был избран профессор историко-филологического факультета университета А.И. Яцимирский.

Была реализована и другая инициатива преподавателей университета - открыт Ростовский коммерческий институт, занятия в котором вели в основном профессора юридического факультета. Возглавлял его видный российский ученый-экономист, профессор П.И. Лященко [2, с. 65-66].

Появление высших учебных заведений в крае было следствием активных усилий интеллигенции, свидетельствовало о более глубоком по сравнению с XIX в. проникновении в регион элементов европейской культуры, способствовало появлению в составе интеллигенции новых профессиональных групп - педагогов высшей школы и студентов.

В 1916 - начале 1917 г. шла работа как на Дону, так и в Петрограде по созданию в Ростове собственного университета [15]. 30 июня 1916 г. это решение утвердил Николай II, 12 июля 1916 г. его одобрил Совет министров [16]. В феврале 1917 г. Министерство народного просвещения направило в Государственную думу соответствующий документ, но тут грянула Февральская революция. Таким образом, судьбой данного вопроса пришлось заниматься временному правительству, которое 5 мая 1917 г. постановило учредить с 1 июля 1917 г. в районе г. Ростова и Нахичевани-на-Дону университет в составе 4 факультетов: историко-филологического, юридического, физико-математического и медицинского. Присвоить этому университету наименование «Донской» [2, с. 35-37; 17].

Так завершился процесс трансформации Варшавского университета в Донской. Это было не формальным переименованием, а отражением новых реалий. Деятельность университета на юге страны привела к тому, что заметно изменились социальный и национальный состав студентов, профессиональная структура его выпускников, направленность многих исследований преподавателей. Те ученые, чьи работы носили прикладной характер, занялись в 1916 - 1917 гг. изучением нового для себя региона, приняли участие в исследовании природных ресурсов Дона, Кубани, Ставрополья и Северного Кавказа.

Удивительной и сложной оказалась судьба педагогов Варшавского университета. Многое в жизни пришлось им пережить. Анализ их биографий свидетельствует о том, что одни и те же люди спасли Варшавский университет в 1915 г., фактически на пустом месте создали крупный учебный, научный, культурный центр на юге России, сохранили этот островок цивилизации в период революционной стихии 1917 г. и гражданской войны (1918 - 1920 гг.), когда власть в Ростове и на Дону неоднократно менялась, в 20-е гг. заложили надежный фундамент для развития образования и науки на Дону и Северном Кавказе.

Литература и примечания

1. ГАРО, ф. 527, оп. 1, д. 198, л. 76.

2. Летопись университетской жизни. Ч. 1: Начало университетского образования на юге России: императорский Варшавский университет в Ростове-на-Дону (1915 - 1917 гг.). Учреждение Донского университета и его деятельность в 1917 - 1919 гг. / Сост. А.А. Пушка-ренко, Ан. А. Пушкаренко. Ростов н/Д, 1997. С. 19.

3. Варшавские университетские известия. 1916. Кн. 6.

4. ГАРО, ф. 527, оп. 1, д. 79, л. 66; д. 124, л. 24.

5. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX -начале XX века. М., 1991.

6. Ведомости № 6 о распределении студентов ... по вероисповеданиям и сословиям к 1 января 1916 г. и к 1 января 1917 г. // ГАРО, ф. 527, оп. 1, д. 79, л. 64; д. 124, л. 25; д. 198, л. 77, 121. С.Е. Белозеров в «Очерках истории Ростовского университета» на с. 50 (без ссылки на источник), а на с. 151 со ссылкой на «Варшавские университетские известия» (без указания года и номера)

Северо-Кавказская академия государственной службы

приводит иные данные как по численности, так и по сословному составу студентов в 1915/1916 учебном году. Но отчет за этот год в «Варшавских университетских известиях» нами пока не обнаружен.

7. Новочеркасский политехнический институт им. С.К. Орджоникидзе. Новочеркасск, 1957.

8. ГАРО, ф. 527, оп. 1, д. 79, л. 64; д. 124, л. 25.

9. Там же, ф. 829, оп. 1, д. 427, л, 24.

10. Там же, ф. 528, оп. 1, д. 35, л. 11.

11. С.Е. Белозеров в «Очерках истории Ростовского университета» на с. 50 (без ссылки на источник) называет цифру 722 человека и дает совершенно иное распределение учащихся по факультетам.

12. ГАРО, ф. 528, оп. 1, д. 10, л. 8, 10 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Там же, ф. 527, оп. 1, д. 62, л. 3-4 об.

14. Ростовский государственный университет (19151985): Очерки. Ростов н/Д, 1985.

15. Ростовский государственный университет (1915-1985). С. 14-15. Отметим, что указанные в данном издании даты несколько отличаются от дат, обнаруженных нами в архивных документах. О серьезном отношении к делу и тщательной проработке данного вопроса можно судить по следующим документам: «К проекту учреждения нового университета в г. Ростове-на-Дону» (проект Министерства народного просвещения, ноябрь 1916 г.), законопроект «Об учреждении Донского университета» от 27 апреля 1917 г., «Строительная программа работ по сооружению Донского университета и порядок ее осуществления» от 27 апреля 1917 г. // ГА-РО, ф. 527, оп. 1, д. 293, л. 4 - 13 об.

16. ГАРФ, ф. 2315, оп. 1, д. 10, л. 8.

17. ГАРО, ф. 527, оп. 1, д. 290, л. 6 об. -7; ГАРФ, ф. 2315, оп. 1, д. 28.

5 апреля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.