Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
406
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СПОРТА / ФКС / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесник И.А.

Реализация национального проекта «Демография» предполагает воплощение программных мероприятий по нескольким направлениям. В целях оздоровления нации, привлечения самих граждан к проблеме сохранения здоровья и ведению здорового образа жизни, реализуется проект «Спорт - как норма жизни». Анализ промежуточных результатов достижения целей данного проекта на примере Омской области позволил выявить ряд проблем, сдерживающих развитие сферы физической культуры и спорта в регионе. В статье обозначены наиболее явные и значимые проблемы управления сферой физической культуры и спорта в Омской области, а также представлены перспективные направления деятельности органов государственной власти в целях совершенствования исследуемой сферы и результативности управления ею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колесник И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE OMSK REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The implementation of the national project "Demography" involves the implementation of program activities in several areas. In order to improve the health of the nation, to attract the citizens themselves to the problem of preserving health and maintaining a healthy lifestyle, the project "Sport - as a norm of life"is being implemented. The analysis of the interim results of achieving the goals of this project on the example of the Omsk region allowed us to identify a number of problems that hinder the development of physical culture and sports in the region. The article identifies the most obvious and significant problems of managing the sphere of physical culture and sports in the Omsk region, as well as presents promising areas of activity of state authorities in order to improve the studied sphere and the effectiveness of its management.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

И.А. Колесник, заместитель министра

Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области (Россия, г. Омск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-1-58-61

Аннотация. Реализация национального проекта «Демография» предполагает воплощение программных мероприятий по нескольким направлениям. В целях оздоровления нации, привлечения самих граждан к проблеме сохранения здоровья и ведению здорового образа жизни, реализуется проект «Спорт - как норма жизни». Анализ промежуточных результатов достижения целей данного проекта на примере Омской области позволил выявить ряд проблем, сдерживающих развитие сферы физической культуры и спорта в регионе. В статье обозначены наиболее явные и значимые проблемы управления сферой физической культуры и спорта в Омской области, а также представлены перспективные направления деятельности органов государственной власти в целях совершенствования исследуемой сферы и результативности управления ею.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, Омская область, управление развитием спорта, ФКС, федеральный проект.

Достижения социально-экономического развития современного общества, несмотря на все преимущества, имеет и негативные последствия. Среди таковых, снижение интенсивности труда, замещение физического труда интеллектуальным, снижение подвижности человека в повседневной жизни. При отсутствии необходимых для нормального развития физических нагрузок на организм человека, повышаются риски развития функциональных расстройств и возникновения заболеваний. Государством в настоящее время данная проблема признана, а в целях ее минимизации осуществляется поиск возможностей оздоровления нации. Важная роль в достижении данных целей отводится развитию сферы физической культуры и спорта как в России в целом, так и в ее регионах. Второй, не менее значимой стороной данного вопроса, является реализация возможностей укрепления имиджа государства посредством достойного выступления российских профессиональных спортсменов на крупнейших международных аренах. И в рамках развития массового спорта, и в рамках усиления позиций спорта высших достижений, на государственном уровне осуществляется поддержка. Одним из примеров таковой является реализация

проекта «Спорт - как норма жизни» (часть национального проекта «Демография»). Однако, промежуточные результаты достижения запланированных показателей проекта показывают наличие проблем сферы физической культуры и спорта, зачастую обусловленные особенностями регионального развития. Омская область с этой точки зрения - не исключение. Выявление таких проблем и поиск направления их устранения актуально как в целях успешной реализации мероприятий проекта «Спорт - как норма жизни», так и в целях создания благоприятной среды для развития массового спорта и спорта высших достижений в регионе в целом.

В сфере развития физической культуры и спорта, равно как и иных социальных областях в настоящее время управление организуется на программно-целевых принципах. В практике российского государственного управления присутствует достаточно большой опыт реализации программ и проектов. Программно-целевое управление в сфере физической культуры и спорта предполагает установку в программных документах критериев (параметров, показателей, целевых ориентиров) качественных и количественных, используемых для оценки результативности реа-

лизуемых мероприятий. В качестве таковых устанавливаются, например, доля граждан, привлечённых к регулярным занятиям физической культурой и спортом в общей численности экономически активного населения, аналогичные показатели по отельным категориям граждан, например молодежи, пожилых лиц, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, степень обеспеченности населения спортивными объектами и др. [1].

Данные индикаторы и целевые показатели, в целях достижения которых разрабатываются государственные целевые программы и проекты, устанавливаются самими этими документами, используются для оценки эффективности программных мероприятий как запланированных, так и фактически реализованных, и что самое важное - показатели эти формируются исходя из анализа материалов государственной статистики, а не являются расчетными, нормативно и научно-методически обоснованными. Кроме того, в разных программных документах устанавливаемые нормативы и критерии зачастую повторяются. Доказательством тому может служить содержание ожидаемых результатов реализации Государственной программы Омской области «Развитие физической культуры и спорта и реализация мероприятий в сфере молодежной политики в Омской области» [2] и показателей регионального проекта «Спорт - как норма жизни» [3].

Следует также указать, что в системе государственного управления в сфере физической культуры и спорта, воссозданной в полной мере также и в регионах, практика сбора данных о развитии социально-экономических систем, аккумулируемых министерствами, ведомствами, в частности, Федеральной службой государственной статистики ограничивается сбором формально-статистических данных. Отчеты, формируемые по итогам реализации программных документов, по сути содержат набор цифр, интерпретация которых затруднительна, а сам перечень - не содержателен. Так, например, показатели обеспеченности населения региона спортивными объектами (количество объектов

по отношению к численности населения определенной территории), равно как и его динамика, вовсе не указывает на эффективность или неэффективность реализуемых управленческих решений. Во-первых, само по себе наличие спортивных объектов не позволяет установить истинное количество лиц, регулярно занимающихся физической культурой и спортом в данных объектах. А во-вторых, тот объем бюджетных услуг, которые оказывают работающие спортивные объекты региона в сфере физической культуры и спорта остается ограниченным. Проблему коммерциализации данной сферы, перевеса платных услуг в области массового спорта по сравнению с бюджетными, наличие спортивных объектов не решает. Удешевление спортивных и физкультурных услуг позволило бы в действительности увеличить доступность учреждений физической культуры и спорта для всех слоев населения [4].

В Омской области актуальной остается проблема информационной поддержки массового спорта, недостаточно активной пропаганды здорового образа жизни. В регионе остаются нерешенными вопросы формирования у населения интереса к постоянным занятиям физической культурой, формированию навыков здорового образа жизни, к повышению степени образованности в сфере физической культуры и спорта и его влияния на качество жизни. В значительной степени данные проблемы стоит перед информированием населения среднего и пожилого возраста. Вследствие отсутствия устойчиво сформированных у лиц данного поколения ценностей к собственному здоровью привлечению их регулярным занятиям спортом следует уделять значительно больше внимания. Развитие массового спорта за счет привлечения внимания населения в среднем и старшем возрасте, усиления их вовлеченности в регулярные занятия физической культурой и спортом возможно посредством разработки и реализации соответствующей целевой программы. Это решение соответствует реализуемой в настоящее время практики программно-целевого управления с опорой

на разработанные стратегические приоритеты развития отрасли.

Разрабатывая меры по популяризации физической культуры и спорта в регионе особое внимание следует уделять на тем группам населения, которые уже привлечены к данной деятельности, а тем, которые задействованы в ней меньше всего. В частности, это лица, относимые к группе старшего возраста, жители отдаленных районом, менее благополучных в плане социально-экономического развития, чем региональный центр. Можно отметить также, что в отдельных населенных пунктах региона полностью отсутствует возможность привлечения к занятиям физической культурой на бюджетной основе (то есть бесплатной для родителей) детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, практика планирования развития сферы физической культуры и спорта в Омской области не совершенна и требует применения более обоснованных методических разработок в области оценки эффективности целевых программ. Актуальной для региона остается проблема информационной поддержки массового спорта, недостаточно активной пропаганды здорового образа жизни. Кроме того, проблемные аспекты управления сферой физической культуры и спорта в регионе еще больше усугубляются в территориально-пространственных границах региона - если в региональном центре и его ближайшем окружении вопросы развития массового спорта и спорта высших достижений решаются более менее эффективно, то для удаленных от района территорий

решения реализуются точечно.

Библиографический список

1. Федулова В.В. Перспективы развития физической культуры и спорта в России // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в России. - 2019. - №1.

- С. 51-55.

2. Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие физической культуры и спорта и реализация мероприятий в сфере молодежной политики в Омской области»: Постановление Правительства Омской области от 15.10.2013 N 254-п (ред. от

04.03.2020) // Официальный сайт Правительства Омской области. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://omskportaLru/magnoHaPuЫic/dam/jcп717ff340-f8af-43fl-98c8-b07bf35965c1Z254-p.pdf (дата обращения: 01.02.2021).

3. Итоги реализации регионального проекта «Спорт - норма жизни» в 2019 году // Официальный сайт Правительства Омской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mdms.omskportal.ru/oiv/mdms/otrasl/naz_proekt/demografia (дата обращения:

07.02.2021).

4. Паршакова М.В. Перспективы развития физической культуры и спорта в современной России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №5.

- С. 39-40.

DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE OMSK REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

I.A. Kolesnik, Deputy Minister

Ministry of Youth Affairs, Physical Culture and Sports of the Omsk Region (Russia, Omsk)

Abstract. The implementation of the national project "Demography" involves the implementation of program activities in several areas. In order to improve the health of the nation, to attract the citizens themselves to the problem of preserving health and maintaining a healthy lifestyle, the project "Sport - as a norm of life"is being implemented. The analysis of the interim results of achieving the goals of this project on the example of the Omsk region allowed us to identify a number of problems that hinder the development of physical culture and sports in the region. The article identifies the most obvious and significant problems of managing the sphere ofphysi-cal culture and sports in the Omsk region, as well as presents promising areas of activity of state authorities in order to improve the studied sphere and the effectiveness of its management.

Keywords: physical culture, sports, Omsk region, sports development management, FCS, federal project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.